На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Система страхования вкладов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

       Сегодня всем уже очевидно, что мировая  финансовая система переживает глубокий и затяжной кризис. Многочисленные проблемы, которые высветились в ходе продолжающихся потрясений на финансовых рынках, заставляют как правительства отдельных стран, так и международное сообщество в целом заниматься поиском эффективных путей преодоления негативных тенденций, распространяющихся на все большее число стран и регионов мира, а также формирования новой глобальной финансовой инфраструктуры, способной в будущем противодействовать угрозам стабильности мировых и национальных рынков.
       При этом отмечается возрастание роли систем страхования депозитов в поддержании стабильности национальных банковских систем. В частности, подчеркивается «важность эффективных механизмов компенсаций владельцам депозитов для поддержания спокойствия населения, так как они снижают вероятность панического «набега» на банки и способствуют поддержанию доверия к финансовой системе в целом»1.
     Основными задачами современной российской экономики  являются повышение капитализации  банковской сферы, увеличение объемов  инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическую значимость.
 

Обзор систем страхования вкладов  в мире

     Кризисные явления, периодически происходившие  в отечественной банковской системе  на протяжении 90-х годов, пиком которых  стали события 17 августа 1998 г., наглядно продемонстрировали необходимость создания механизмов, позволяющих если не предотвратить их возникновение, то активно им противостоять и минимизировать негативные последствия. Банковских систем, абсолютно не подверженных кризисам, не существует. Равно как нет и единой схемы страхования вкладов, универсальной для всех стран: каждое государство решает проблему сохранности денежных средств, размещенных в банках, по – разному.2
       Согласно  данным Международной ассоциации страховщиков депозитов (International Association of Deposit Insurers, IADI), в 2007 г. в 95 странах (из 193 исследованных) существовала система страхования банковских вкладов3, тогда как в 1990 г. число стран, внедривших систему защиты депозитов, составляло 35. Отметим две тенденции периода 1990-2007 гг.:
       • происходило реформирование систем страхования вкладов в развитых странах (США — 1991 г., Великобритания — 1995 г., Германия, Нидерланды, Финляндия  — 1998 г.);
       • развивающиеся страны начали активно  внедрять системы страхования депозитов.
       При этом системы страхования депозитов  делятся на 3 типа:
       • с государственным управлением  страховым фондом (большинство стран  мира);
       • с исключительно частным управлением  страховым фондом (Австрия, Аргентина, Люксембург, Лихтенштейн, Малайзия, Молдова, Италия, Финляндия, Франция);
       • со смешанным управлением страховым  фондом.
       Исследователь финансового подразделения ОЭСР С. Шич замечает, что с момента  своего появления системы защиты вкладов редко проверялись в  деле, так как эпизоды банковской паники в условиях экономического роста были незначительны по своим масштабам4.
       Но  настроения по поводу необходимости  и обоснованности существования  систем страхования вкладов в  развитых странах изменились в 2007 г., когда из британского банка Northern Rock, являвшегося пятым ипотечным оператором страны, в результате банковской паники вкладчики забрали 57% депозитов физических лиц (падение с 24,4 млрд. фунтов стерлингов в декабре 2006 г. до 10,5 млрд. фунтов в декабре 2007 г.)5.

Финансовый  кризис в США и страхование вкладов

       Первой  страной, внедрившей систему страхования  вкладов, были США: в 1933 г. создана Федеральная  корпорация по страхованию вкладов (далее — FDIC). Позднее основные принципы работы FDIC по государственной организации  системы защиты депозитов были применены в других развитых странах. По этой причине целесообразно рассмотреть деятельность FDIC по обеспечению стабильности финансовой системы в долгосрочном периоде:
       
       Рисунок 1. «Потерянная корреляция» между  темпом роста ВВП США и удельным весом «проблемных» депозитов в 1980-2008 гг.6 

       На  рис. 1 представлена динамика удельного  веса «проблемных» депозитов, определяется как отношение депозитов банков, в деятельность которых вмешалась FDIC, к общему количеству депозитов в банковской системе страны. Отметим, что до середины 1990х цикличность развития экономики США влияла на ликвидность банковского сектора, нуждавшегося в поддержке со стороны FDIC, но с развитием «новой экономики» данная зависимость исчезла; кризис «доткомов» начала 2000х, в ходе которого индекс S&P 500 упал более, чем на 40%, оказал незначительное влияние на рост количества проблемных депозитов, как показывает рис. 1
       Ситуация  кардинально изменилась с развитием финансового кризиса. Так, в 2008 г. удельный вес «проблемных» депозитов достиг исторического максимума (в пределах рассматриваемого периода) — 3,5% от числа всех депозитов. Максимальный размер страхового возмещения был увеличен в 2,5 раза до 250 тыс. ам. долл.; FDIC в рамках плана освобождения балансов банков от проблемных активов (Troubled Assets Relief Program) наделяется полномочиями не только по санации «проблемных» банков, но и организации аукционов и предоставлением займов и гарантий для покупки проблемных активов частными инвесторами в рамках государственно-частного партнерства. Иными словами, Корпорация, с одной стороны, расширяет свою монополию как институт поддержания банковской стабильности, а, с другой стороны, превращается в оператора программы выкупа проблемных активов.
       Таким образом, в условиях кризиса степень  государственного вмешательства в  систему защиты вкладов увеличивается  в США до исторического максимума.
 

Система страхования  вкладов Великобритании

       Решение о создании системы страхования вкладов многие страны принимали в периоды кризисов банковской системы, в частности, в Великобритании это произошло в период банковского кризиса 70-х годов.  
Создание Страхового фонда депозитов (СФД) британских банков впервые было предусмотрено Банковским актом 1979 года. Этот акт регулирует в правовом отношении деятельность Страхового фонда депозитов. Вместе с тем, фонд начал действовать с 19 февраля 1982 года и имеет следующие особенности7:

       - СФД образован на основе законодательного распоряжения, а не добровольного соглашения между самими банками и является независимой корпорацией, принадлежащей государству. Данный фонд находится под контролем Совета по защите депозитов Банка Англии и может быть использован только с его разрешения;
       - страхуются в обязательном порядке  вклады всех банков, исключение  составляют только отдельные  филиалы иностранных банков, стерлинговые  счета которых в Великобритании находятся под защитой систем, действующих в странах базирования головной конторы и аналогичных британской схеме;
       - страхуются только вклады в  фунтах стерлингов, находящиеся  на счетах в Великобритании;
       - схемой защиты предусмотрена  только прямая защита сбережений  вкладчиков. На момент создания  данной системы страхования максимальное страховое покрытие в банках - участниках системы страхования депозитов составляло 75% первых 10 тыс. фунтов стерлингов совокупных вкладов вкладчика в финансовом учреждении и распространялось как на физические лица, так и на компании. Однако, Банковский акт 1979 года не смог предотвратить ряд серьезных кризисных явлений, имевших место в стране в 80-ых годах (в частности, речь идет о нашумевшем банкротстве банковской группы Джонсон Меттью Бэнкерс в 1983-1984 гг.). В связи, с чем в 1987 году был подписан новый законопроект по банковскому делу. Банковский акт 1987 года частично изменил и систему защиты вкладов. Схема в целом осталась прежней, с той лишь разницей, что максимальная сумма вклада, по которому давалось 75 % компенсаций, повысилась до с 10 до 20 тыс. фунтов стерлингов. В 1994 году после банкротства банка «Barings» с целью упорядочений защиты депозитов в Англии принята соответствующая Директива, основные нововведения которой состоят в следующем:
    компенсируются депозиты, открытые во всех западноевропейских отделениях банков, расположенных на территории Англии;
    компенсируются депозиты, открытые не только в фунтах стерлингов, но и в других валютах;
    максимальный размер компенсации по депозиту на сумму 20 тыс. фунтов стерлингов увеличивается до 90%;
    вкладчики иностранного (неанглийского) банка получают компенсации, предусмотренные системой защиты вкладов, которая теперь получила возможность подключиться к английскому Страховому фонду защиты депозитов с целью получения повышенной компенсации в случае ее недостаточности в стране местонахождения банка.
       В настоящее время в стране действует  единая система страхования вкладов, охватывающая коммерческие и инвестиционные банки, а также страховые компании. На 100% от суммы вклада застрахованы суммы в размере до 2 тыс. фунтов стерлингов, на 90% - до 33 тыс. фунтов стерлингов, на 75% - до 100 тыс. фунтов стерлингов.
       Директивой  предусматривается уровень гарантирования депозитов в размере не менее 50 тыс. евро на одного вкладчика (с 2009 г. - в соответствии с Директивой 2009/14/ЕС от 11.03.2009 г)8.
       Страховой фонд депозитов формируется из вступительных  взносов банков - членов, определяемых в зависимости от класса банка. Минимальная сумма взноса составляет 10 тыс. фунтов стерлингов, а максимальная - 300 тыс. фунтов стерлингов. В случае необходимости размеры взносов могут быть увеличены. Однако их максимальный размер не должен превышать 0,3% общего объема застрахованных депозитов на срок менее 5 лет.
       Во  главе Страхового фонда депозитов  находится Правление, состоящее из управляющего, его заместителя, главного кассира Банка Англии, а также ряда членов, назначаемых управляющим. В составе правления имеется три контролера и несколько директоров банков - участниц системы страхования депозитов.
       В настоящее время в Великобритании насчитывается около 500 банков и 80 обществ взаимного ипотечного кредита. Проблема определения степени рискованности того или иного финансового учреждения возлагается на самих вкладчиков, используя принцип совместного страхования. Но данную систему нельзя считать совершенной, т. к. она базируется на заблуждении, что вкладчики в состоянии сами квалифицированно определять уровень риска конкретного банка.
       Таким образом, можно сделать вывод, что  система страхования вкладов  в Великобритании, действующая с 1982 года, является результатом длительного исторического развития всей банковской системы страны. Она остается одной из самых развитых систем гарантирования вкладов, которая за последние десятилетия претерпела незначительные изменения. Характерными чертами существующей системы страхования являются следующие:
       - современная система страхования  вкладов Великобритании охватывает не только коммерческие и инвестиционные банки, но и страховые компании;
       - система страхования вкладов  Великобритании работает по принципу страхового фонда, участие государства при формировании которого не предусмотрено;
       - современная система страхования  вкладов Великобритании основана  на государственном управлении  страховым фондом (несмотря на  то, что Страховой фонд депозитов  является самостоятельным юридическим лицом, он принадлежит государству и находится под контролем Банка Англии и может быть использован только с его разрешения);
       - страхование средств вкладчиков  является в Великобритании обязательным  условием для всех банков, причем страхованию подлежат только вклады в фунтах стерлингов (это является одним из недостатков существующей системы гарантирования), как физических, так и юридических лиц, находящиеся на счетах в Великобритании.

Российская  система страхования  вкладов

     Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998 г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением положений о создании и использовании различных страховых фондов.
     Первая  попытка введения института страхования  вкладов была связана с вступлением  в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда  компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков т банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках», определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991 – 1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.
     В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов  в коммерческих банках и фонда  страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные  в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование банковских депозитов и банков не является функцией Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ).
     Дальнейшее  развитие института страхования вкладов связано с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации», которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады (депозиты) граждан. Центробанку в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992 – 1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.
     К 1994 г. политики и банкиры осознали необходимость отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков, и под комитетом Государственной Думы по банковскому законодательству была инициирована работа над проектом закона о страховании вкладов, в которой активное участие приняла Ассоциация российских банков.
     Результатом работы стал законопроект «О гарантировании вкладов граждан в банках», в  соответствии с которым предполагалось создать некоммерческую организацию, гарантирующую каждому вкладчику  выплату возмещения по его вкладам (Федеральную резервную корпорацию гарантирования вкладов). В июле 1996 г. законопроект был одобрен в первом чтении, три года находился в согласовании в Госдуме, в сентябре 1999 г. был принят во втором и третьем чтении. Однако Совет Федерации отклонил законопроект.9
     Для преодоления последствий системного кризиса 1998 г. была создана государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). Этот этап становления российской системы страхования вкладов характеризовался формированием необходимой законодательной базы для проведения реструктуризации банковского сектора. Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам. Были приняты законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций».
     Совершенствование концепции системы страхования  вкладов повлекло, по сути, перестройку  в банковском секторе, результатом  которой явилось принятие закона о страховании вкладов и создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Этот шаг был продиктован сложившейся ситуацией в российской банковской системе. Несмотря на решение поставленных перед АРКО проблем и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказываться от института страхования вкладов было нецелесообразно. Но отсутствие четких критериев по отбору проблемных банков для оказания им финансовой поддержки требовало перехода на качественно новый уровень организации системы страхования вкладов.10
     До  принятия закона о страховании вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли, главным образом, четыре нормы банковского законодательства. Это – ст. 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 28 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 840 Гражданского кодекса РФ и ст. 38 закона о банках предусматривающие, во-первых, обязанность банков обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, во-вторых, создание федерального фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном соответствующим (так и не принятым) федеральным законом, в-третьих, субсидиарную ответственнос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.