На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Древнерусское феодальное право

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                             
 

                            
                                        Курсовая работа по предмету:
                                      «История Отечественного государства  и права России»
                                      студентки 1 курса 3 группы ЗФ МГЮА
                                      Стуколовой Анастасии Витальевны 

                                      (Тема № 1 «Древнерусское феодальное  право») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Домашний адрес
г. Оренбург
ул. Ялтинская 8 кв. 10  
 

                                       
                                           Содержание 

Введение……………………………………………………………………..3- 6
    Становление древнерусского феодального права. Русская Правда – кодекс раннефеодального права (её происхождение и основные редакции)……………………………………………………………......7-20
    Право собственности…………………………………………………..21- 24
    Уголовное право………………………………………………………….
    Судебный процесс………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение
    Восточные славяне – народность, возникновение которой относится  к раннему средневековью. С  IX в. Складывается первое государство у восточных славян – Русь. Историки называют это государство Древней, или Киевской, Русью, а восточных славян Древнерусской народностью. Основным занятием восточных славян было земледелие, скотоводство, ремесло, охота (особенно на пушного зверя), бортничество (сбор меда и воска лесных пчёл), другие промыслы. Развивались обмен и торговля, чему способствовало и то, что по рекам через земли восточных славян проходили важнейшие международные связи: из Западной Европы – в восточные страны и с севера Европы – в Византийскую империю.
    Развитие хозяйства вело к  переменам в жизни восточных  славян. В течение тысячелетия они жили в условиях первобытности. Основной ячейкой общества являлась община. Первоначально она состояла из близких и дальних родственников. Позже члены общины не всегда были связаны кровными узами. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече – собрании соплеменников. Здесь же избирались вожди (князья) – военные предводители, которые разрешали споры между членами племени, следили за соблюдением обычаев.1
     Развитие хозяйства приводит к появлению социального и имущественного неравенства среди членов общин и племен. Некоторые люди выделяются среди соплеменников: становятся богаче и претендуют на особую роль в жизни общества. Возрастает значение князей. Войны происходили постоянно. Вокруг князя объединяются все соплеменники для защиты своих земель и для походов в чужие края с целью обогащения. Возникала феодальная собственность на землю. Класс феодалов нуждался в государственной машине для защиты своих богатств. Такой машиной является государство, выполняющее функции управления обществом, регулирования отношений между его членами, а также организации защиты от внешних врагов.
    Таким образом, государство и право появились в результате возникновения частной собственности и эксплуатации человеком человека, разделение общества на бедных и богатых. Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Оно обеспечило диктатуру феодалов, охраняло их привилегии, собственность на средства производства, в том числе на землю. 2
   Чтобы лучше осмыслить данную тему, я считаю, что необходимо рассказать об общественном строе Древнерусского государства. Правящий слой древнерусского общества не был однородным, состоял из разных социальных групп и был достаточно открытым для пополнения. Подпитывался он главным образом из двух общественных группировок: старой родовой аристократии (князья, старейшины, жрецы) и верхушки общины (разбогатевшие общинники, выборные должностные лица). Представители политической элиты группировались вокруг княжеского двора. Они составляли костяк управленческого аппарата, княжеский совет и дружину, их жизнь, честь и имущество охранялись особенным порядком, что говорит об их привилегированном положении.
    В дальнейшем будет рассмотрен  такой нормативно-правовой акт,  как «Русская правда». По «Русской  правде» перечисляются основные  категории лиц, относящиеся к  высшему привилегированному классу  общества:
- бояре  – советники, старшие дружинники князя;
- княжьи  мужи – лица, исполняющие важнейшие  поручения князя, близкие к  нему дружинники;
- огнищане  – управляющие княжескими имениями  (от слова «огнище», очаг);
- тиуны  – управители отдельными отраслями  княжеского хозяйства, исполнители отдельных хозяйственных и управленческих функций.
На всех этих людей закон распространял  две важнейшие привилегии: их жизнь  защищалась повышенной мерой ответственности (выражалось в размере штрафа) и  для них устанавливался особый порядок  распоряжения наследством. Упомянутые категории лиц могут быть отнесены к классу феодалов, который лишь начал оформляться в Киевской Руси, где феодальные отношения еще не сложились в чистом виде.3
   Основную массу населения Киевской  Руси составляли смерды-общинники,  проживавшие в деревнях, закрепленных за территориальными округами – волостями и вервями. Они уплачивали подати (дань) и выполняли повинности только в пользу государства.
   Население городов (посадов) делилось  на целый ряд социальных групп:  боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, наёмные рабочие)
    Наряду со свободными смердами  на Руси существовали другие  их категории, о которых Русская  правда упоминает как о зависимых  людях. В литературе существует  несколько точек зрения на  правое положение этой группы населения, однако главным признаком зависимых (крепостных) смердов являлось их нахождение в кабале и услужении у богатых соседей или феодалов.
     Более сложной юридической фигурой  являлся закуп – человек, работавший  в хозяйстве феодала за «купу», то есть заём, в который могли включаться разные ценности – земля, скот, зерно, деньги. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся нанимателем и кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заём кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.
    Холоп – наиболее бесправный  субъект права. Его имущественное  положение особое – все, чем  он обладал, являлось собственностью  господина. За убийство холопа взимался штраф как за уничтожения имущества. Источники холопства могли быть различными: самопродажа в рабство всей семьёй либо лично; рождение от холопа; женитьба на «робе» или выход замуж за холопа; «ключничество», т.е. поступление в услужение без оговорки о сохранение статуса свободного человека; совершение преступления»; бегство закупа от господина; злостное банкротство; плен ( самый широкий, но не упомянутый в законе источник.4
    Цель моей курсовой работы: подробно  изучить одну из важнейших тем в предмете «История Отечественного государства и права».
    Задачами моей курсовой работы  являются подробное рассмотрение следующих вопросов:
    ? становление древнерусского  феодального права. Рассмотреть «Русскую Правду» как кодекс раннефеодального права (её происхождение и основные редакции);
   ? право собственности;
 ? уголовное право;
   ? судебный  процесс.
   Цель и задачи моей курсовой  работы будут достигнуты благодаря  использованию научной литературы  по данному предмету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Становление Древнерусского феодального права.
Русская Правда – кодекс    раннефеодального права
(её  происхождение и  основные редакции).
   Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба эти процесса одновременно. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Если отталкиваться от положения, что реализация права обеспечивается государством, то приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства. Естественно, и в догосударственный период имелись нормы, регулировавшие отношения в обществе: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались прежде всего благодаря авторитету традиций, общественного мнения и религиозных верований. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы наказания со стороны государства.
    Отношение государства к обычаям  племенного строя и периода  военной демократии было неодинаково.  Одни обычаи регулировали отношения,  в которые государство не считало нужным вмешиваться, представляя населению самому решать, соблюдать их или не соблюдать. Эти нормы так и действовали как нормы обычаев. В частности, государство не вмешивалось в ход проведения сельскохозяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь – древнейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева. Другие обычаи оказались вредными в новых условиях, и государство всеми силами стремилось их изжить. Так, в связи с переходом в руки государственных органов суда по наиболее тяжким правонарушениям (например, убийству, разбою) государство преследует суд и расправу общины над преступниками.  Ещё одну категорию обычаев составляли те, в соблюдении которых государство было настолько заинтересовано, что готово было всеми силами принуждать к их исполнению.5
    Нормы этих обычаев становились  таким образом обычно-правовыми  и в совокупности явили собой  древнейший, первый по времени  возникновения источник права  – обычное право. Итак, нормы  догосударственного периода как  бы плавно врастают в право.  Примечательно, что право у славян обозначалось общим термином «правда».
   Древние обычаи, воспринятые государством  в качестве правовых и ставшие  древнейшим источником права,  хотя и не были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти народа.  Подобно обычаям племенного строя, нормы обычного права были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний.
    В сфере уголовного права нормы  обычного права действовали достаточно  долго. В начале IX века Ярослав  законодательным путём закрепил  правовой обычай кровной мести, внеся в него свои изменения и дополнения. Регулирование имущественных отношений нормами обычного права осуществлялось тоже в течение достаточно длительного времени, поскольку государство не спешило вмешиваться в сферу частных отношений. Длительное время законодатель не касался порядка заключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Лишь конфликты, возникшие на этой почве, заставляли государство так или иначе реагировать. Особое значение приобретали символы и обряды, долженствующие заставить стороны исполнить обязательство не только при помощи хорошо запоминающихся свидетелям и самим сторонам действий, но с опорой на религиозные верования. Можно назвать следующие символы, активно использовавшиеся в обрядах,  которые сопровождали заключение договоров: рукобитье, руковица, ключ, дерн. Однако постепенно, с развитием экономических связей, порядок заключения договоров упрощается, символы и обряды из норм права вновь переходят в разряд норм обычая, к соблюдению которых государство относится, скорее, безразлично, чем отрицательно.6
    Среди норм обычного права,  регулировавших имущественные отношения,  выделяются нормы, регулировавшие  отношения между купцами. Купцы  были связаны единством профессиональных  интересов. Внутри их сообщества  складывались свои нормы поведения, основанные на солидарности интересов, взаимном доверии. В ряде случаев купцы не пользовались сугубо формальными способами заключения договоров. Так складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни  государства заставляло законодателя учитывать эти обычаи, а суды опираться на них при разрешении споров. В результате из норм обычаев, действовавших в среде купечества, создавалось торговое обычное право. В ряде случаев государство издаёт специальные нормативно-правовые акты, включающие нормы торговых обычаев. Из обычаев торгового оборота, нормативно-правовых актов, принятых на их основе, постепенно начинает складываться торговое право, являющееся подотраслью гражданского.
   Обычное право как источник права удобен своей консервативностью: его нормы широко известны и к ним привыкли. Соблюдение норм правового обычая, помимо силы государственного принуждения, обеспечивается и их религиозным характером. Однако экономическое, социальное и политическое развитие общества требует урегулирования тех отношений, которые были неизвестны ранее или способ регулирования которых в силу изменившихся обстоятельств должен изменяться. Здесь обычное право как источник права не подходит: его нормы складываются слишком медленно, а изменить старые практически невозможно. Вот тогда появляется новый источник права – нормативно-правовой акт. 7
   Будучи вторым  после правового  обычая по времени возникновения,  нормативно-правовой акт постепенно  вытесняет его и становится  первым по значению источником  древнерусского права. Первоначально нормативно-правовой акт опирался на правовой обычай,  но в дальнейшем используется судебная практика; при регулировании семейно-брачных и в какой-то степени имущественных отношений происходит заимствование норм иностранного права, главным образом болгарского и византийского.
    Нормативно-правовой акт как источник  права обладал неоспоримыми преимуществами: он очень гибок – его нетрудно  отменить или изменить. Письменная  форма облегчала уяснение его  содержания и давала возможность проконтролировать правильность исполнения.
    Первые нормативно-правовые акты, вероятно, регулировали отношения,  не урегулированные нормами обычного  права. Исходя из этого, в  качестве первых нормативно-правовых  актов можно назвать акты, устанавливавшие порядок регулирования отношений между обществом, объединенным в общины, и людьми, находившимися вне общин, под непосредственной защитой князя. Это прежде всего дружинники, купцы, изгои, иностранцы.
   Международные договоры  также  являют нам один из наиболее древних примеров нормативно-правовых актов.
   К важнейшему нормативно-правовому акту Древнерусского государства относятся договоры Руси с Византией (или Руси с Греками). Упоминание о договорах Руси с Византией и тексты некоторых из них содержатся в Повести Временных лет под 907, 911, 944, 971 гг. подлинность их в настоящее время не вызывает сомнений. Оспаривается лишь факт заключения договора  в 907 году. Ряд исследователей предполагает, что в 907 году было заключено предварительное соглашение, а в 911 году развивающий и дополняющий его договор. Договоры Руси с Византией заключались после окончания военных походов Руси на Византию. Успех похода влиял на содержание договора. 8
    Эти договоры имели целью обеспечить  регулирование отношений между  двумя странами. Будучи международными, эти договоры в ряде случаев фиксируют межгосударственные нормы, но древнерусское право находит в них яркое отражение.
   Договоры заключались от имени  киевского князя, подчиненных  ему князей и «всех людий  Русской Земли».9
  Тексты договоров относятся к международному, торговому, процессуальному, гражданскому и уголовному праву. В договорах определялось юридическое положение русских купцов (гостей) в Византии, торговые льготы и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников, выдаче преступников.
    Нормы уголовного права содержали  положения о смертной казни  и кровной мести, наказаниях  за причинение телесных повреждений,  имущественных преступлениях (краже,  грабеже и разбое).
   К сфере гражданского права  относятся нормы о завещаниях и наследовании, заключении договоров, возвращении беглых рабов (что также относилось к имущественным обязательствам).10
   Договоры Руси с Византией  составлялись, как правило, в двух  экземплярах: один, написанный на  древнерусском языке, передавался на хранение в Византию; другой, написанный на греческом языке, отсылался в Русь.
    По договорам русский князь  мог посылать ежегодно в Византию  любое количество кораблей с  послами и купцами. Русские  получали в Константинополе помещение,  содержание, защиту своих прав и интересов.
   В некоторых положениях рассматриваемых  документов исследователи находят  зачатки международного частного  права (например, вопросы охраны  имущественных прав иноземцев,  порядок наследования имущества,  оставшегося после Руса в Византии).11
   Другим не менее важным нормативно-правовым  актом является церковные уставы, а также сборники церковных  законов, пришедшие к нам из  Византии. Особое место можно  выделить каноническому (церковному) праву. Оно в каком-то смысле  международное, поскольку многие его нормы общие для всех христианских народов и государств. Это объясняется тем, что материальным первоисточником таких норм служит Божественная воля Основателя церкви. «Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами..., содержащиеся в Священном писании, а также заповеди, не вошедшие в Писание, но хранившиеся в церкви изначально..., составляют, по общепринятой у канонистов терминологии, Божественное право»12. Таким образом, в Божественное право входят правовые нормы, содержащиеся в Священных Книгах (Ветхий и Новый Заветы) и в Священном Предании.
   Важное место в каноническом  праве принадлежит и нормам, выработанным  самой Церковью. К ним прежде  всего относятся Правила Святых  апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов. Имеются и иные источники, которые подробно изучает каноническим правом.
    Однако, христианская церковь, несмотря  на свой Вселенский характер, существует в конкретных государствах. Правовые нормы, принимаемые государством, могут регулировать как правовое положение церкви в государстве, так и внутрицерковное устройство. Если в первом случае нормы государства являются безусловным источником права, то возможность регулирования государством внутрицерковных отношений безоговорочно признаётся только протестантами. Католики в принципе отрицают возможность государства вмешиваться в дела церкви. Для православных признание возможности государственного регулирования внутрицерковных отношений обусловливалось, во-первых, православием самого носителя государственной власти – монарха и, во-вторых, одобрением их православным духовенством.
    Крещение Руси (988 год) потребовало урегулирование отношений между церковью и государством. С этой целью князьями принимаются уставные грамоты. Позднее на их основе создаются уставы, в состав которых входит одна или несколько уставных грамот, дополненных более поздними статьями. Особое место в древнерусском праве принадлежит княжеским церковным уставам: Уставу Владимира Станиславовича о десятинах и людях церковных и Уставу Ярослава о церковных судах, Устав князя Всеволода.13
   Эти документы дают возможность  определить положение церкви  в государстве. В Уставах закреплялось  положение о десятине, согласно  которой государство передавало  Церкви одну десятую долю со всех собираемых им даней, судебных платежей и торговых пошлин.
  Устав князя Владимира разграничивает великокняжескую и церковную юрисдикцию, передавая на рассмотрение церковного суда семейные преступления, преступления против нравственности, колдовство, отступление от вероучения (ереси), а также разрешение споров между церковными людьми, в число которых входили не только церковнослужители, но и зависимое от церкви население, непристойное поведение в церкви, оскорбление словом.
   Устав князя Ярослава развивает основные положения Устава князя Владимира. Примечательно, что в Уставе князя Ярослава содержатся санкции, присущие именно русскому праву: смертная казнь и увечащие наказания были заменены денежными штрафами, несмотря на то, что в византийском праве, на которое опирался русский законодатель при регулировании отношений с церковью, господствовали телесные наказания. В Устав Ярослава включены и нормы семейного права, в том числе основания для развода.
    Уставная грамота князя Всеволода,  данная церкви Ивана на Опаках, является подлинным документом, может быть, только слегка измененным. В этой грамоте говорится об учреждении особой торговой корпорации – так называемого Ивановского купечества. Она датируется 1135 годом. 14
   Из Византии через Болгарию  пришли на Русь два сборника церковных законом, бывших в то время в употреблении: Свод законов, или Номаканон, антиохийского юриста VI века Иоанна Схоластика (впоследствии Константинопольского патриарха), а также Номаканон в окончательной редакции, приписываемый патриарху Фотию.
    Первый сборник представлял собой систематизированное собрание церковных правил, разделенный на 50 титулов, часто сборник состоял из 14 титулов и содержал в первой части предметный указатель к имеющимся в нем законам, а во второй – их полный текст, причем законы в этом сборнике были помещены в хронологическом порядке. Оба сборника были уже переведены на славянский язык. Они содержали не только нормы церковного права, но и иные законы, изданные императором применительно к условиям греческой жизни.
   Если по своему положению русская  митрополия подчинялась Константинопольскому  патриарху, то вряд ли можно  было ожидать подчинения Древнерусского  государства византийскому императору. Поэтому нормы канонического  права действовали на Руси  неукоснительно, императорские же указы по нецерковным делам теряли на Руси нормативно-правой характер.15
      Наиболее важное значение среди  правовых памятников имеет   Русская Правда – кодекс феодального  права Древней Руси. Правда дошла  до нас более чем  в ста  списках (в составе летописей и различных юридических сборников). Исследователи давно уже стали классифицировать отдельные списки «Русской Правды» по сходным спискам, но тем не менее полного единства классификации не установилось. По мнению Юшкова С.В., надо считать удовлетворительной ту классификацию, которая лучше всего отражает изменения в тексте в связи с общественно-экономическим развитием Русского государства. Исходя из этого предложено делить списки «Русской Правды» на шесть редакций: I – редакцию составляют краткие списки, II – списки Синодального и Троицкого изводов, III – Карамзинские списки, IV – списки, включающие особое нравоучительное предисловие, V – списки, представляющие собой соединение «Русской правды» с памятником болгарского права «Законом судным людей», VI – редакцию составляют так называемые «Сокращенные из пространной» списки.  Единства взглядов о происхождении «Русской правды» до сих пор не достигнуто.
    Древнейшей редакцией является  краткая редакция, которая в свою  очередь состоит из двух частей: так называемой «Правды Ярослава» (ст.1-18) и «Правды Ярославичей» (ст. 19-28 с дополнениями – ст.29-41). Наиболее древние списки этой редакции называются «Академическим» и «Археологическим»).
   Основным источником «Правды  Ярослава» надо признать обычное право, приспособленное к нуждам княжеской власти, а также законодательство самого Ярослава.
    Ни текс самой «Правды», ни  летописные известия не содержат  данных, которые позволили бы  нам отнести её происхождение  к какому – либо определенному году. Можно предполагать, что Ярослав составил эту «Правду» в 30-х годах IX в. Что касается места возникновения памятника, то само название его не составляет сомнений в появлении «Правды» в Киеве, так как в первой половине IX в. Название «Русь» присваивалось обычно Киевской земле.16
   В «Правде Ярославичей» уже  ясно выражены принципы феодального  права как права привилегии. В  ней четко выступает классовый,  феодальный подход к преступлению  и к преступникам. Правовой комплекс, известный под названием «Правды  Ярославичей» является новым этапом в развитии права в Киевском государстве.
    С.В. Юшков считает, что в  краткой редакции «Русской правды»  наряду с «Правдой Ярослава»  содержится новый пласт правовых  норм, возникших после смерти  князя Ярослава. Этот пласт, которому давно уже присвоено название «Правды Ярославичей», основным источником имеет не нормы обычного права, а законодательство и судебную практику князей. Однако и «Правда Ярославичей» в некоторой части содержит нормы обычного права, специально закрепленные и зафиксированные Ярославичами. Краткая редакция содержит ряд норм, которые не могут быть приписаны с полной определенностью Ярославичам, так как они по своему характеру значительно отличаются от  всех других норм «Правды Ярославичей». В самом тексте  «Правды» говорится о принадлежности некоторых постановлений не Ярославичам, а Ярославу.
   Таким образом, в краткой редакции  «Русской правды» можно выделить  четыре пласта: «Правду Ярослава»,  постановления Ярославичей, нормы,  время происхождения которых  не установлено, и постановления князя Ярослава, не вошедшие в состав «Правды Ярослава». Следовательно, краткая редакция являлась не механическим соединением правового материала, а сборником права Киевского государства. Возникновение сборника мы относим к последней четверти XI в.
    Списки «Русской Правды», относящиеся  к II-V редакциям принято называть  пространными списками. Большинство  этих списков делилось переписчиками  на две части. Первая  часть  озаглавливалась обычно «А се  суды Ярослава Володимировича», или «Устав великого князя Ярослава о судах», другая часть озаглавливалась «Устав Владимира Всеволодовича», или «А се уставил великий князь Владимир Всеволодович Мономах».
   Неудивительно, что исследователи  давно уже стали высказывать  мнение, которое нами решительно поддерживается, что пространная редакция состоит из двух частей, из двух пластов правовых норм. Происхождение первого пласта (Устава князя Ярослава) они относят ко временам, предшествовавшим княжению Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Постановления Второй части (Устава князя Владимира) они приписывают князю Владимиру Мономаху и называют эту часть «Мономаховской Правдой».17
    Устав Ярослава представляет собой систематический сборник правовых норм, вошедших в состав «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и ряда княжеских постановлений, изданных детьми и внуками князя Ярослава. Устав князя Ярослава является как бы третьим этапом в истории правового кодекса в Киевском государстве. В этом памятнике основные принципы феодального права – права-привилегии – выявляются с полной определенностью. Кровная месть окончательно отменяется. Княжеской юрисдикцией охвачена вся территория Киевского государства. Общинные суды перестают функционировать. Основными источниками Устава Ярослава являются княжеское законодательство и судебная практика.
    Так как основные постановления  принадлежали великим князьям,  то место возникновения этого  памятника является Киев. Возникновение  этого памятника может быть  отнесено к последней четверти XI в. или к началу XII в. (до 1113 г.).
    Устав князя Владимира Всеволодовича  знаменует важный момент в  развитии основных принципов  феодального права. Князь, пришедший  к власти после восстания 1113 года, принужден был принять меры к некоторому смягчению классовых противоречий в Киевском государстве, находившемся в процессе дальнейшего феодального распада. Он уменьшил размер процентов, освободил от личной ответственности купцов, обанкротившихся вследствие несчастных случаев, урегулировал отношения между закупами и их господами. Одновременно Владимир  Мономах установил основные принципы феодального наследственного права. Он посвятил холопам ряд норм своего законодательства, так как они к этому времени играли важную роль  в феодальном хозяйстве. Вопрос о месте и времени издания Устава Владимира Мономаха, на наш взгляд, не вызывает особых затруднений. Устав как сборник законов великого князя Владимира Мономаха был составлен в Киеве между 1113-1125 гг.
    II – V редакция возникли тогда,  когда текст «Русской правды»  окончательно установился. Возникновением этих редакций мы обязаны переписчикам кормчих (юридических и канонических сборников).18
    Переписчики дополняли «Русскую  правду» или сокращали ее. Это  видно из отдельных приписок  или вставок. Так, например, в  списках III редакции «Правда»  заканчивается Уставом о мотах, изданным новгородским князем Ярославом. Это дополнение даёт основание предположить, что III редакция возникла в Новгороде. Время её возникновения приблизительно отнесено к XIII – XIV вв. Списки IV – V редакции содержали кроме новых статей, особое предисловие.
   Эти списки также возникли  в Новгороде в XIV в.
   Число списков, относящихся к  VI редакции – так называемой  сокращенной из пространной редакции, очень незначительно: известны  только два списка. Составитель  этой редакции не только механически сокращал постановления пространной «Правды», но и изменял их, приспосабливая к современному ему праву.
   Ряд данных, в частности то, что  списки этой редакции встречаются  в московских кормчих, и то, что составитель этой редакции  изменял постановления «Русской правды» в духе московского права, побуждает считать местом возникновения этой редакции Москву, или Московское государство. Время её возникновения трудно установить, но всего вероятнее, его надо отнести к середине XV в.19
   Следует отметить, что Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды числом статей (121), и содержанием. В Краткой есть ссылка на законодательства Ярослава и его сыновей (Ярославичей), в Пространной – на устав Владимира Мономаха, княжившего в Киеве в 1113-1125 гг. В Пространной Редакции в отличие от Краткой можно выделить также устав о закупах, торговое право, банкротский устав, наследственное право. Если в Пространной Правде дан целый устав о холопах, то статьи о холопах в Краткой редакции значительно беднее содержанием. Таким образом, Пространная Правда существенно отличается от Краткой большей развитостью норм гражданского права и разработкой норм, касающихся лиц рабского или зависимого состояния.   20
    Наряду с вопросом о происхождении  основных редакций «Русской правды» в исторической литературе считается спорным вопрос об официальном или неофициальном её происхождении. Некоторые исследователи считают «Русскую правду» официальным кодексом права, другие – частным правовым сборником.
   Многие учёные настаивают на официальном происхождении «Русской правды». Поскольку основным источником «Русской правды», начиная с «Правды Ярославичей», было княжеское законодательство, сами князья и княжеские агенты, естественно, крайне нуждались в сборнике законов и судебных решений.
   Буржуазные историки, особенно из  лагеря норманистов, всячески  настаивали на низком уровне  общественно-экономического, политического  и правового развития Киевской  Руси. Многие из них стали доказывать, что нормы «Русской правды»  не могли возникнуть самостоятельно, что её составители использовали главным образом чужеземное право – скандинавское, германское, византийское и древнееврейское. Надо решительно отвергнуть эти измышления.
   Киевская Русь была страной,  где окончательно оформились  феодальные отношения. Нормы так называемых «варварских германских правд», в особенности скандинавских, отображали гораздо более низкий уровень развития. Если же наблюдается некоторое сходство норм «Русской правды» с чужеземными памятниками, то это объясняется не заимствованием, а некоторым сходством общественно-экономического развития.
   «Русская правда» является основным  памятником развивавшегося в  Киевском государстве феодального  права. .21
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.