Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет основных средств предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ
 
Одинцова  Ирина Викторовна. Учет основных средств  предприятия.
Место дипломирования – ГОУ ВПО Сибирская Государственная  Геодезическая Академия.
 Руководитель  – кандидат экономических наук, доцент Лобанова Е.И.
2009 г., специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», квалификация 65 - Экономист-менеджер.
99 с.,  8 табл., 42 источников.
Основные  средства  предприятия, бухгалтерский  и налоговый учет основных средств, операции с основными средствами: поступление и перемещение, амортизация, реализация, выбытие и их отражение по счетам бухгалтерского учета и регистрам налогового учета.
Дипломная работа посвящена исследованию вопросов осуществления бухгалтерского учета, проведению анализа основных средств, разработке предложений по совершенствованию организации учета и рекомендаций по повышению эффективности использования основных средств  предприятия.
В соответствии с новым планом счетов бухгалтерского учета и главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» проанализированы учет поступления, перемещения, начисление амортизации и выбытие основных средств в современных условиях. Все операции иллюстрированы примерами проведения по счетам бухучета и регистрам налогового учета на примере ЗАО «НЭСКО», занимающегося предоставлением транспортных услуг.
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
6

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...

1 БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………..……………………..

9

 

1.1 Определение основных средств ………………………………...

9

 

1.2 Задачи бухгалтерского  учета основных средств. Формы  первичных документов по учету основных средств …………………..

11

 

1.3 Регистры налогового  учета основных средств ………………...

15

 

1.4  Единица учета основных средств …………………………...….

16

 

1.5 Оценка основных средств ……………………………………….

19

 

1.6 Учет поступления  основных средств ………………………..…

22

 

1.7 Учет амортизации основных средств ………………………..…

27

 

1.8 Учет ремонта основных  средств………………………………...

33

 

1.9 Инвентаризация основных  средств……………………………...

35

 

1.10 Переоценка основных  средств ………………………………...

39

 

1.11 Учет выбытия основных  средств ……………………………...

41

2 БУХГАЛТЕРСКИЙ,  НАЛОГОВЫЙ  УЧЕТ  И АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ  ЗАО «НЭСКО»…………

49

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия…………………………..

49

 

2.2 Аналитический учет  основных средств………………………...

51

 

2.3 Синтетический учет  основных средств ………………………...

54

 

2.3.1 Учет поступления  основных средств ………………………...

54

 

2.3.2 Учет амортизации  основных средств…………………………

59

 

2.3.3 Учет ремонта основных  средств ……………………………...

62

 

2.3.4 Учет арендных и  лизинговых операций………………………

63

 

2.3.5 Учет выбытия основных  средств ……………………………..

66

 

2.4 Анализ основных средств ……………………………………….

69

 

2.4.1 Анализ правильности  документального оформления и  бухгалтерского учета основных средств………………………………..

69

 

2.4.2 Анализ технического  состояния, структуры и движения 

основных средств ЗАО «НЭСКО»………………………………….

72

  2.4.3 Анализ эффективности использования  основных средств….. 

80

 

2.5 Рекомендации по совершенствованию  использования 

основных средств…………………………………………………….

85

3 ВОПРОСЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….…

90

 

3.1 Организация охраны  труда на предприятии ЗАО «НЭСКО»…

90

 

3.2 Устойчивость предприятия  в условиях ЧС……………………..

92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….....…

95

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

96


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

                                                    
Основные  средства – один из важнейших факторов производства любой организации. Учет основных средств, их состояние и  эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации. Рациональное использование основных средств и производственных мощностей организации способствуют улучшению технико-экономических показателей, снижению себестоимости продукции и услуг что, в конечном счете, увеличивает прибыль организации. 
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Учет  основных средств  их размещение и  использование относятся к категории  факторов предприятия, которые постоянно  находятся под пристальным вниманием проверяющих органов.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
-контроль  за сохранностью и наличием  основных средств по местам  их использования; правильное  документальное оформление и  своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
-контроль  за рациональным расходованием  средств на реконструкцию и  модернизацию основных средств;
-исчисление  доли стоимости основных средств  в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
-контроль  за эффективностью использования  рабочих машин, оборудования, производственных  площадей, транспортных средств  и других основных средств;
-точное  определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств и др.
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.
Выбор  темы «Учет основных средств» объясняется  её актуальностью для любого предприятия  в современных рыночных условиях. Учет основных средств, их движение и  эффективное использование являются важнейшим фактором для получения прибыли организации.
Целью дипломной  работы является исследование вопросов осуществления бухгалтерского учета, проведение анализа основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендации по повышению эффективности использования основных средств предприятия.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-произвести  анализ теоретических основ бухгалтерского  и налогового учета основных  средств предприятия;
-раскрыть  понятие основных средств для  целей бухгалтерского и налогового учета;
-ознакомиться  с организационной структурой  объекта исследования;
-ознакомиться  с организацией бухгалтерского  и налогового учета основных средств на предприятии;
-провести  проверку соответствия ведения  учета основных средств законодательным  и нормативным актам в области  бухгалтерского и налогового  учета. Для этого необходимо выяснить сущность основных средств, их оценку, учет поступления и выбытия, учет амортизации основных средств, выбор учетной политики по их ремонту, вопросы инвентаризации основных средств;
-разработать  предложения по совершенствованию системы учета основных средств на конкретном предприятии;
-выявить  особенности ведения бухгалтерского  и налогового учета в рамках объекта исследования;
-осуществить  проверку состояния основных  средств путем расчета показателей технического состояния, структуры и движения основных средств, а также эффективности их использования.
Предмет исследования – учет и анализ основных средств
В качестве объекта исследования выбрано Закрытое Акционерное Общество «Нефтеюганскэнергоснабкомплектоборудование» (далее ЗАО «НЭСКО»).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 БУХГАЛТЕРСКИЙ  И  НАЛОГОВЫЙ  УЧЕТ  ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

 
      Определение основных средств
 
Основные  средства представляют собой основу производственной деятельности любой  организации и определяют её технический  и технологический уровень, ассортимент, качество и количество выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).
Рассмотрим  определение основных средств в  бухгалтерском и налоговом учете.
В бухгалтерском учете в соответствии с п. 4 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01), основными средствами признается часть имущества организации, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, для сдачи в аренду либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или во время выполнения обычного операционного цикла продолжительностью 12 месяцев.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 средства труда, отвечающие вышеперечисленным условиям и стоящие в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В ПБУ 6/01 оговорены еще два условия, которые  должны выполняться при отнесении активов к основным средствам:
-организацией не предполагается  последующая перепродажа данных  активов;
-способность приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Время, в течение которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта или выполнения им в данном периоде определенных функций, рассматривается в учете как срок полезного использования. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объём работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Этот срок организация устанавливает самостоятельно (если он не определен в централизованном порядке или не указан в технических документах на конкретный объект), принимая во внимание следующие факторы:
Во-первых, конкретные условия  эксплуатации объекта с учетом планируемого количества смен работы, планово – предупредительных ремонтов, наличия агрессивной среды и других факторов;
Во-вторых, ожидаемую производительность объекта с учетом его технико-экономических показателей;
В-третьих, действующие ограничения  на эксплуатацию (например, срок аренды).
В соответствии с Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  основных средств, на основе соответствующих  данных бухгалтерского учета, а также  технической документации в организации  осуществляется контроль за использованием основных средств.
К числу показателей, характеризующих  использование основных средств, могут  относиться, в частности: данные о  наличии основных средств с подразделением их на собственные или арендованные; действующие и неиспользуемые; данные о рабочем времени и простоях по группам основных средств; данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разрезе объектов основных средств и др.
В налоговом учете согласно п. 1 ст. 256 НК РФ основными средствами организации, признаются средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств, которая  включает в себя наряду с законом РФ «О бухгалтерском учете» и положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с ПБУ 6/01 (приказ Минфина от 30.03.01, №26н) и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 года за номером 91 н). Госкомстатом России разработаны и введены в действие типовые межотраслевые формы первичной учетной документации по учету основных средств.
Эти и другие нормативные документы  внесли существенные изменения в  технику и методологию учета  и налогообложения основных средств.
При отнесении  имущества к основным средствам  для целей налогообложения необходимо руководствоваться нормами главы 25 НК РФ.
Если  проанализировать те требования, которые  закреплены в статьях 256 и 257 НК РФ, то можно прийти к выводу, что, по сути, критерии отнесения имущества к  основным средствам для целей  налогообложения практически не отличаются от критериев, установленных бухгалтерским законодательством.
Как в  бухгалтерском учете, так и для  целей налогообложения прибыли  под основными средствами понимаются принадлежащие организации на праве  собственности (полученные в оперативное  управление или хозяйственное ведение) средства труда с длительным сроком полезного использования, предназначенные для извлечения дохода.
 
1.2 Задачи бухгалтерского учета основных средств. Формы первичных документов по учету основных средств
 
Бухгалтерский учет основных средств  ведется для получения документально  обоснованной информации об их наличии  и движении внутри организации.
Задачи учета основных средств  сформулированы в п. 4 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств):
-правильное оформление документов  и своевременное отражение в  учете поступления основных средств,  их внутреннего перемещения и  выбытия;
-достоверное  определение результатов от реализации  и прочего выбытия основных средств;
-полное определение затрат, связанных  с поддержанием основных средств  в рабочем состоянии (расходы  на технический осмотри уход, на проведение всех видов ремонта);
-контроль за сохранностью основных  средств, принятых к бухгалтерскому учету.
Для выполнения задач учета основных средств  организации необходимо, во-первых, разработать рациональную систему документооборота в соответствии с утвержденным графиком, во-вторых, определить лиц, ответственных за сохранность и перемещение объектов основных средств.
Все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы должны содержать  следующие обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2; N 2, ст. 160; N 27 (ч. I), ст. 2700):
-наименование документа;
-дата составления документа;
-наименование организации,  от имени которой составлен  документ;
-содержание хозяйственной  операции;
-измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном  выражениях;
-наименование должностей  лиц, ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность ее оформления;
-личные подписи указанных  лиц и их расшифровки.
Кроме того, в первичные учетные  документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера  хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.
Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации. Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм, первичной учетной документации по учету основных средств» (далее - Постановление Госкомстата № ,7). К ним, в частности, относятся:
- акт о приеме-передаче  объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) (форма № ОС-1);
- акт о приеме-передаче  здания (сооружения) (форма № ОС-1а);
- акт о приёме-передаче  групп объектов Основных средств  (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б);
- накладная  на  внутреннее перемещение объектов  основных средств (форма № ОС-2);
- акт о приеме-сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3);
- акт о списании  объекта основных средств (кроме  автотранспортных средств) (форма  № ОС-4);
- акт о списании  автотранспортных средств (форма  № ОС-4а) Акт оформляет комиссия, назначенная приказом руководителя. Акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с документом, подтверждающим снятие автомобиля с учета в ГИБДД, передают в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у материально ответственного работника. На его основании он сдает на склад запчасти и материалы, полученные при ликвидации;
- акт о списании  групп объектов основных средств  (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-46);
- инвентарная карточка  учета объекта основных средств  (форма ОС-6);
- инвентарная карточка  группового учета объектов основных 
средств (форма № ОС-6);
- инвентарная книга  учета объектов основных средств  (ОС-6б);
- акт о приеме (поступлении)  оборудования, (форма № ОС-14);
- акт о приеме-передаче  оборудования в монтаж (форма  № ОС-15);
- акт о выявленных  дефектах оборудования (форма №  ОС-16).
Формы первичной  учетной документации, соответствующие  поступлению, эксплуатации и выбытию основных средств, представлены нами в
таблице1.
Таблица 1 – Формы первичных  учетных документов
Этапы отражения и учета основных средств
Хозяйственные операции с основными  средствами
Соответствующие формы первичных
документов
1
2
3
Поступление
Прием основных средств
ОС-1,ОС-1а и ОС-1б
Поступление оборудования
ОС-14
Монтаж оборудований
ОС-15.ОС-16
Эксплуатация
Учет наличия
ОС-6
Эксплуатация - износ (амортизация)
Форм для данных операций Постановлением Госкомстата № 7 не установлено
Переоцени
Форм для данных операций Постановлением Госкомстата № 7 не установлено
Внутренние перемещения
ОС-2
Ремонт
ОС-3
Выбытие
Ликвидация основных средств
ОС-4,0С-4а, 0С46
 
Продолжение таблицы 1
1
2
3
  Передача основных средств (по договорам  купли-продажи, мены, договора дарения и т.п.)
ОС-1,ОС-1а и ОС-1б

 
Далее будут рассмотрены более  подробно, как и в какой последовательности составить документы, оформляющие операции с основными средства, и кто несет ответственность при проведении операций с основными средствами.
 
1.3 Регистры учета  основных средств
 
Согласно  ст. 313 НК РФ организация имеет право  формировать регистры налогового учета  путем дополнения необходимыми реквизитами  применяемых ею регистров бухгалтерского учета либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Если  информации, содержащейся в регистрах  бухгалтерского учета, достаточно для  исчисления налогооблагаемой прибыли, вести дополнительные регистры налогового учета не требуется. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов налогового учета.
Таким образом, регистры учета основных средств для исчисления налогооблагаемой прибыли организация имеет право  сформировать на базе применяемых ею регистров бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 323 НК РФ регистры аналитического учета основных средств для целей налогообложения прибыли должны содержать, как минимум, следующую информацию:
-о дате  приобретения и дате выбытия;
-о дате  передачи в эксплуатацию;
-о первоначальной  стоимости;
-об изменениях  первоначальной стоимости при  достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;
-о дате  завершения работ по реконструкции  или модернизации;
-о принятых  сроках полезного использования;
-о способах  начисления и сумме начисленной  амортизации по амортизируемым основным средствам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором основное средство выбыло.
Почти вся  информация, необходимая для учета  основных средств для целей налогообложения прибыли, содержится в регистрах бухгалтерского учета по учету основных средств (формах №№ ОС-1, ОС-1а и ОС-4, ОС-66).
Если  в регистрах бухгалтерского учета  согласно ст. 313 НК РФ содержится недостаточно информации для определения налогооблагаемой прибыли, то организация вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
 
1.4 Единица учета  основных средств
 
Как в  бухгалтерском учете, так и для  целей налогообложения прибыли  в соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 единицей учета основных средств признается инвентарный объект.
В соответствии с п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания) инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия, у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования  которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Например, кирпичное здание имеет деревянную пристройку. Поскольку срок службы у них разный, то кирпичная и деревянная части здания должны учитываться как самостоятельные инвентарные объекты, несмотря на то, что смонтированы на одном фундаменте.
Кроме того, в п. 6 ПБУ 6/01 уточнено, что объект основных средств, находящийся в  собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.
Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту  основных средств, сохраняется за ним  на весь период его нахождения в  данной организации.
Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не рекомендуется  присваивать вновь принятым к  бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.
На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в  бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.
С учетом требований Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359 (далее - ОКОФ), основные средства классифицируются по следующим группам:
-здания (архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей, а также жилые здания); Здания имеют в качестве основных  конструктивных частей стены и крышу.
-сооружения (инженерно-строительные объекты назначением которых является создание условий, необходимых для производства);
-рабочие и силовые (машины, инструменты, аппараты и прочие виды оборудования, предназначенные для воздействия на предмет труда);
-измерительные и регулирующие приборы и устройства (приборы и устройства предназначенные для анализа, обработки и представления информации. Устройства, предназначенные для регулирования производственных и непроизводственных процессов;
-вычислительная техника (устройства, предназначенные для автоматизации процессов хранения, поиска  и обработки данных, связанных с решением различных задач);
-транспортные средства (средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов);
-инструмент (основные средства, используемые в процессе ручного труда);
-производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности (производственный инвентарь который участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены к другим группа);
-рабочий продуктивный и племенной скот;
-многолетние насаждения (все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста);
-земельные участки (находящиеся в собственности организации земельные участи, вода, недра и другие природные ресурсы);
-капитальные вложения;
-прочие основные средства (оргтехника, оборудование систем связи, другие подобные виды основных средств).
В главе 25 НК РФ не дано определения единицы  учета основных средств для целей  ст. 11 НК РФ. Институты, понятия и  термины гражданского, семейного  и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в  НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях налогообложения прибыли.
Согласно  п. 1 законодательства, если иное не предусмотрено  НК РФ.
Следовательно, организация обязана так же, как  и в бухгалтерском учете, для  целей налогообложения прибыли  вести учет основных средств по инвентарным объектам, в соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 и ОКОФ.
 
1.5 Оценка основных  средств
 
Важное  значение при постановке на баланс инвентарного объекта и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка. Принцип  единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств.
Принцип единства оценки основных средств означает установление единой методологии их учета в различных организациях независимо от организационно – правовой формы собственности.
Принцип реальности раскрывает действительную стоимость того или  иного объекта в составе основных средств на конкретную дату.
В текущем учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.
Согласно  п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства для целей налогообложения прибыли определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.
Подробного  перечня расходов на приобретение объекта  основных средств в 25 главе НК РФ, в отличие от ПБУ 6/01, не приведено.
Согласно  п. 1 ст. 11 НК РФ расходы на приобретение объекта основных средств для  целей налогообложения прибыли  включают в себя перечень затрат, определенных п. 8 ПБУ 6/01.
Согласно  п. 1 ст. 257 НК РФ при использовании  объектов основных средств собственного производства их первоначальная стоимость  определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 Н К РФ, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами.
Согласно  п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты  с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
Организация закрепляет в своей учетной политике, куда следует относить соответствующие затраты по приобретению или строительству основных средств.
Таким образом, при приобретении либо сооружении объекта  основных средств все связанные  с этой операцией расходы могут  включаться в его первоначальную стоимость - как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения прибыли.
Изменение первоначальной стоимости  объекта в течение срока его  полезного использования не допускается, кроме следующих случаев:
-достройки;
-дооборудования;
-реконструкции;
-модернизации;
-частичной ликвидации;
-переоценки объектов  основных средств.
Результат (увеличение +, уменьшение - ) от изменения первоначальной стоимости  объекта относится на добавочный капитал организации.
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов.
Перевод первоначальной стоимости  основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки.
Остаточная  стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.
Ликвидационная стоимость – стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.
Различают также амортизируемую стоимость – стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.
Для оценки основных средств  могут также использоваться:
Страховая стоимость – величина страховой оценки объектов основных средств, подверженных риску повреждения, утраты или уничтожения (определяется на основании договора страхования);
Налогооблагаемая стоимость – стоимость основных средств, определяемая для целей налогообложения.
 
1.6 Учет поступления основных  средств
 
Основные  средства могут поступить на предприятие  следующими способами:
- приобретение  за плату или в обмен на  другое имущество;
- внесение  учредителями в качестве вклада  в уставный капитал;
- по договору  дарения или иными случаями  безвозмездного получения;
- сооружение  или изготовление;
- получение  от других подразделений своего  предприятия;
- аренда  или лизинг;
- внесение  вклада в имущество предприятия  и др.
Поступившие в организацию объекты основных средств приходуются по их первоначальной стоимости. Необходимым условием для  контроля и достоверного учета основных средств является  ведение аналитического и синтетического учета.
Аналитический учет поступления основных средств ведется на карточках инвентарного учета основных средств (ОС-6). Они открываются в бухгалтерии на основании формы ОС-1 (кроме зданий и сооружений, в этом случае применяется форма № ОС-1а) на каждый объект. Акт составляется на каждый инвентарный объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Форма ОС-1 составляется двумя сторонами - принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления.
Учет  основных средств организуют так, чтобы  можно было установить их наличие  по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения, историей движения и источникам их приобретения.
Инвентарные карточки и инвентарные книги  заполняются на основе первичных  документов, технических паспортов. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, записи в  которые производятся по классификационным  группам основных средств. В описи  для каждого вида основных средств отведен раздел, определенный серией инвентарных номеров. Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств, где их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации и видам. Карточки недействующих основных средств группируют отдельно.
Карточки  открывают в начале января на текущий  год. Сначала в них указывают их наличие на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств на первое число следующего месяца. По данным карточек составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой сверяют с итогами Главной книги и на их основании составляют отчетность о наличии и движении основных средств.
Передачу  основных средств другим предприятиям оформляют формой ОС-1. На ее основании  осуществляют запись о выбытии в  инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.
В случае получения объекта от других подразделений  своего предприятия карточка инвентарного учета перемещается в картотеке в ячейку, где размещены карточки цеха-получателя.
Синтетический учёт – это обобщенная информация о наличии и движении основных средств и представляет собой запись корреспонденции счетов бухгалтерского и налогового учета предприятия.
Существует  ряд основных счетов, предназначенных  для внесения данной информации Прежде всего, это счет 01 “Основные средства” и счет 08 “Капитальные вложения”.
Счет 01 активный, инвентарный, сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости  действующих или находящихся  в запасе и на консервации собственных основных средств предприятия, оборот по дебету – поступление, по кредиту – выбытие объектов по разным причинам, по первоначальной (восстановительной) стоимости.
Счет 08 “Капитальные вложения” предназначен для обобщения информации о капитальных вложениях в основные средства (затраты по возведению зданий и сооружений, приобретению оборудования, инструментов, инвентаря и других предметов). Счет активный, калькуляционный, сальдо дебетовое отражает сумму фактических затрат по незаконченному строительству и приобретениям, т. е. по объектам, не сданным в эксплуатацию. Схема поступления основных средств, приведена на рисунке 1.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание хозяйственных операций:
1 – акцепт счетов поставщиков  и подрядчиков за приобретенные  и строящиеся объекты основных  средств;
2 – НДС, уплаченный при приобретении  объектов основных средств;
3 – оплата дополнительных расходов  по приобретению основных средств;
4 – оплата акцептованных счетов  поставщиков и подрядчиков;
5 – ввод в эксплуатацию основных  средств по окончании капитальных  вложений;
6 – поступление основных средств  приобретенных централизованно.
Рисунок 1 - Схема поступления основных средств
Оприходование основных средств, представленных в  собственность предприятия в  счет вклада в уставный капитал, производится в оценке, определенной по договоренности участников.
Передающая  сторона в акте передачи приводит их перечень, указывает первоначальную стоимость, износ и цену согласно договоренности. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств.
Отражение хозяйственных операций по поступлению  основных средств в виде вклада в  уставный капитал представлено на рисунке 2.
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание хозяйственных операций:
1 – отражение объявленного уставного  капитала;
2 – передача по согласованной  стоимости основных средств в  счет вклада в уставный капитал.
Рисунок 2 - Поступление основных средств
 в виде вклада в уставный  капитал
Безвозмездно  полученные основные средства производственного  назначения отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 87 “Добавочный капитал”, субсчет 3 “Безвозмездно полученные ценности”.
Расходы, связанные с доставкой основных средств, полученных безвозмездно, в первоначальную стоимость основных средств не включаются и относятся за счет соответствующих источников финансирования. Схема учета безвозмездного поступления основных средств, приведена на рисунке 3.
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание хозяйственных  операций:
1 – отражение рыночной  стоимости безвозмездно полученных  основных средств.
Рисунок 3 - Безвозмездное  поступление основных средств
 
Таким образом, учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить их наличие  по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств  на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 "Основные средства".
 
1.7 Амортизация в бухгалтерском  и налоговом учете основных  средств
 
Амортизация основных средств представляет собой денежное выражение возмещения затрат путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники.
Если  материалы и сырье списываются  на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями.
Понятие амортизации означает процесс перенесения  стоимости основных средств на себестоимость продукции. Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объекта. Счет 01 не корреспондирует со счетом 02.
В балансе  этот процесс отражается уменьшением  внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.
Порядок амортизации основных средств определен  разделом 3 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
В бухгалтерском  учете в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 амортизация не начисляется по:
-используемым  для реализации законодательства  РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для сдачи в аренду;
-объектам  основных средств некоммерческих  организаций. По ним производится  начисление износа, в конце отчетного  года, исходя из установленного организацией срока их полезного использования. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете;
-объектам  основных средств, потребительские  свойства которых с течением  времени не изменяются (земельные  участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).
Стоимость остальных объектов основных средств  переносится на затраты по производству и реализации товаров или продукции, выполнению работ либо оказанию услуг в течение установленного срока их полезного использования через начисление амортизации.
Согласно  п. 23 ПБУ 6/01 начисление амортизации  по объекту основных средств не прекращается во все время его использования, кроме периода восстановления (ремонта) продолжительностью более 12 месяцев или перевода на консервацию продолжительностью более 3-х месяцев.
В ПБУ 6/01 и Методических указаниях предусмотрено  четыре способа амортизации:
1) при линейном способе начисления амортизации согласно п. 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления производятся ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации.
При применении линейного метода норма амортизации  по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле (1):
 
K = (1/n) * 100%,                                  (1)
 
где K - норма  амортизации в процентах к  первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n - срок  полезного использования данного  объекта амортизируемого имущества,  выраженный в месяцах.
2)способ уменьшаемого остатка. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения не выше 3, установленного организацией. В течение отчетного года амортизационные отчисления производятся ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
3)способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
4)способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использовании объекта основных средств.
После вступления в силу с 01.01.98 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.97 № 65н, и сменившего его с 01.01.2001 ПБУ 6/01 данный способ начисления амортизации формально утратил силу. Однако, по автомобильному транспорту, который подлежал включению в вышеуказанные группы основных средств, организация обязана в бухгалтерском учете применять именно его. В соответствии с п. 53 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Изменить применяемый ранее способ начисления амортизации по группе однородных объектов организация не имеет права.
В налоговом учете согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:
-переданные  по договорам в безвозмездное  пользование;
-переведенные  по решению руководства организации  на консервацию продолжительностью  свыше трех месяцев;
-находящиеся  по решению руководства организации  на реконструкции и модернизации  продолжительностью свыше 12 месяцев.
В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ не начисляется амортизация  по:
-земельным  участкам и иным объектам природопользования (воде, недрам и другим природным ресурсам);
-имуществу  бюджетных организаций, за исключением  имущества, приобретенного в связи  с осуществлением предпринимательской  деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
-имуществу  некоммерческих организаций, полученному  в качестве целевых поступлений  или приобретенному за счет  средств целевых поступлений и используемому для осуществления некоммерческой деятельности;
-имуществу,  приобретенному (созданному) с использованием  бюджетных средств целевого финансирования (кроме полученного при приватизации);
-объектам  внешнего благоустройства (лесного  хозяйства, дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированных сооружений судоходной обстановки) и других аналогичных объектов;
-продуктивному  скоту, буйволам, волам, якам, оленям, другим одомашненным диким животным (за исключением рабочего скота);
-приобретенным  изданиям (книги, брошюры и иные  подобные объекты), произведениям искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов;
-ряду других объектов основных  средств.
С 01.01.2008г. согласно п. 9 ст. 259 НК РФ по легковым автомобилям с первоначальной стоимостью более 600 000 руб. и микроавтобусам первоначальной стоимостью более 800 000 руб. норма амортизации применяется с понижающим коэффициентом 0,5.
В налоговом учете в соответствии с п. 1, 3 ст. 259 НК РФ предусмотрено два метода начисления амортизации имущества (основных средств и нематериальных активов): линейный и нелинейный.
При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле (2):
 
K = (2/n) * 100%,                                   (2)
 
где K - норма амортизации  в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;
n - срок полезного использования  данного объекта амортизируемого  имущества, выраженный в месяцах.
Согласно п. 5 ст. 259 НК РФ при нелинейном способе начисления амортизации с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от его первоначальной стоимости, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:
1)остаточная  стоимость объекта в целях  начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;
2)сумма начисленной за один  месяц амортизации в отношении  данного объекта определяется  путем деления его базовой  стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования.
Начисление  амортизации начинается с 1-го числа  месяца, следующего за месяцем ввода  в эксплуатацию основного средства и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения  стоимости объекта или его  выбытия. Способ амортизации в течение всего срока полезного использования не должен изменяться.
Выбранный метод должен быть обязательно отражен  в приказе об учетной политике. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов.
 
1.8 Учет ремонта основных средств
 
В бухгалтерском  учете согласно п. 26 ПБУ 6/01 и п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств восстановление основных средств может производиться как посредством ремонта, так и посредством модернизации или реконструкции.
В зависимости  от сложности и продолжительности  работ различают текущий, средний и капитальный ремонт.
Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).
Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение – продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта.
Капитальным ремонтом – полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;
-для  зданий и сооружений – смена  изношенных конструкций и деталей  или замена их на более прочные  и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и пр.).
Отнесение ремонтных работ к тому или  иному виду должно быть подтверждено соответствующими документами: договором  на проведение ремонта, сметной документацией, внутренними распорядительными документами организации и т.п.
Согласно  пунктам 5 и 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные  с изготовлением и продажей продукции, в том числе расходы по поддержанию в исправном состоянии основных средств, являются расходами по обычным видам деятельности.
Ремонт  основных средств может осуществляться как хозяйственным способом (собственными силами организации), так и подрядным способом.
Для оформления приемки объектов по окончании капитального ремонта используется акт приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 77. Акт приемки-сдачи при выполнении ремонта подрядным способом составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр остается на предприятии, второй передается подрядной организации.
Данные  ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
На основании  п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и п. 69 «Методических указаний по учету основных средств», в целях  равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в затраты на производство или расходы на продажу отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств.
В бухгалтерском  учете резервирование отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих  расходов» и дебету счетов учета  затрат на производство или расходов на продажу (дебет счета 20, 23, 25, 26, 44 и т.д.).
При проведении модернизации либо реконструкции объекта  происходит увеличение его стоимости, то продлевается и период начисления амортизации по сравнению с первоначальным сроком полезного использования объекта. То есть автоматически увеличивается срок полезного использования этого объекта, даже в том случае, если организация не приняла такого решения.
В налоговом учете затрат на ремонт основных средств определен ст. 260 «Расходы на ремонт основных средств» НК РФ.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные  организацией, рассматриваются как  прочие расходы, связанные с производством  и реализацией. Расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
В соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ организации для  обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств дано право создавать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Порядок образования резерва установлен ст. 324 НК РФ.
В соответствии с главой 25 НК РФ отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт производятся исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета наиболее приемлемый для нее  способ учета затрат на проведение ремонта исходя из структуры основных фондов, сложности ремонта, периодичности  его проведения. Выбранный способ учета должен быть закреплен в учетной политике организации.
 
1.9 Инвентаризация основных  средств 
 
Инвентаризации  имущества предприятия это - подтверждение  их нали-
чия в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения  по данным бухгалтерского учета. В состав имущества, подлежащего инвентаризации входят и основные средства.
В соответствии с пунктом 26 "Положения по ведению  бухгалтерского учета и отчетности в РФ" порядок и количество инвентаризаций основных средств (как  и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:
-при смене материально ответственных  лиц;
-при выявлении фактов хищения,  злоупотребления или порчи имущества;
-в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
-при реорганизации или ликвидации  организации;
-при передаче имущества в  аренду, выкупе, продаже;
-в аренду, выкупе, продаже;
-перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности (кроме  имущества, инвентаризация которого  проводилась не ранее 1 октября  отчетного года).
Инвентаризация  основных средств может проводиться  один раз в три года. Другие сроки  проведения инвентаризации вправе устанавливать  руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
Перед проведением  инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).
Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Фактическое наличие и техническое состояние  объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения. Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние:
-инвентарных карточек (книг), описей  и других регистров аналитического учёта;
-технических паспортов или другой  технической документации;
-документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Члены комиссии в присутствии должностных и  материально ответственных лиц  осматривают объекты основных средств  и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
При выявлении  объектов, не принятых на учёт, а также  объектов, по которым в регистрах  бухгалтерского учёта отсутствуют  или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Инвентаризационные  описи представляются в бухгалтерию  для внесения изменений и уточнения в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие регистры по учёту основных средств. В итоге составляют общую по организации сличительную ведомость результатов инвентаризации, где указывают наименование объектов по местам нахождения или эксплуатации, перечень выявленных неучтённых или недостающих объектов, их стоимость. В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств Неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении организацией инвентаризации активов и обязательств, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета 01 «основные средства» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
При недостаче  и порче объектов основных фондов их остаточную стоимость списывают с кредита счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации – с кредита счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 02.
При выявлении  конкретных виновников недостающие  или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности  на день причинения ущерба и списываются с кредита счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом».
Если  конкретные виновники не установлены  или суд отказал во взыскании  убытков с них, то недостающие  и испорченные основные средства списывают у организации с  кредита счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на финансовые результаты у коммерческой организации (счёт 91 «Прочие доходы и расходы») или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Заключение  по результатам инвентаризации, предложения  и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён руководителем организации.
Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.
Неучтенные  основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).
На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес собственника.
 
1.10 Переоценка основных  средств
 
В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных  законодательством Российской Федерации. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Цель  переоценки – показать в учете  современную стоимость производства основных средств, находящихся как в запасе, так и в эксплуатации.
В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 организация имеет  право переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств в соответствии с п. 43 Методических указаний понимается сумма денежных средств, которая  должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта,
Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат.
При определении  текущей (восстановительной) стоимости  могут быть использованы:
-данные  на аналогичную продукцию, полученные  от организаций-изготовителей;
-сведения об уровне цен, имеющиеся  у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;  сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
-оценка бюро технической инвентаризации;
-экспертные  заключения о текущей (восстановительной)  стоимости объектов основных средств.
В целях  проведения переоценки объектов основных средств в организации должна быть проведена подготовительная работа по осуществлению переоценки объектов основных средств, в частности, проверка наличия объектов основных средств, подлежащих переоценке.
В соответствии п. 15 ПБУ 6/01 переоценка объекта основных средств производится путем пересчета  его первоначальной стоимости или  текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной  за все время использования объекта.
Результаты  проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме  уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется  на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток).
В регистрах  бухгалтерского учета переоценка объектов основных средств отражается по счету 83 (субсчет «Переоценка основных средств») и делаются следующими записями:
-при  дооценке:
Дебет 01  Кредит 83 - увеличена восстановительная стоимость;
Дебет 83  Кредит 02 - увеличен износ;
-при  уценке:
Дебет 83 Кредит 01 - уменьшена восстановительная стоимость;
Дебет 02 Кредит 83 - уменьшен износ.
Переоценивать группы однородных объектов организация  может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года).
В последующем  согласно тому же п. 15 ПБУ 6/0 организации  следует регулярно производить  переоценку основных средств, чтобы  стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от их текущей (восстановительной) стоимости.
 
1.11 Учет выбытия основных средств
 
Организация может расстаться с принадлежащим  ей объектом основных средств (навсегда или временно) по ряду причин. К таким причинам, в частности, можно отнести:
-продажу  (реализацию) объекта основных средств  другому лицу;
-списание  в случае морального и (или)  физического износа;
-передачу  объектов основных средств в  виде вклада в уставный капитал  других организаций;
-ликвидацию  при авариях, стихийных бедствиях  и иных чрезвычайных ситуациях;
-другие  причины.
Различное движение основных средств (прием, передача, внутреннее перемещение) оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Выбытие основных средств оформляют актом (форма № ОС-1) и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и  перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих  записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо для того, чтобы на основе этих карточек можно было составить расчеты  амортизации. По окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам. Обороты  по поступлению и выбытию по каждому  виду суммируются и записываются в карточку учета движения основных средств.
Реализация основных средств, как правило, осуществляется по договору купли-продажи
В соответствии со ст. 424 ГК РФ цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон.
Согласно  ст. 40 НК РФ цена продажи объекта  основных средств, согласованная между продавцом и покупателем, является рыночной ценой, пока не доказано обратное.
Налоговые органы вправе проверить уровень  цен по договору купли-продажи, если цена по договору отличается более  чем на 20% уровня цен, по которым организация  продает аналогичные товары.
Схема реализации основных средств, приведена на рисунке 4.
 
 
 
 
 
 


 
 






 




 
 






 
 






 


 
 
 
Содержание хозяйственных операций:
1 – начислена выручка  от реализации объекта основных  средств;
2 – отражен НДС  по проданному объекту основных  средств;
3 – поступление  оплаты за проданное основное  средство;
4 – списание первоначальной  стоимости проданного объекта  основных средств;
5 – списание амортизации  по проданному объекту основных  средств;
6 – списание остаточной  стоимости проданного объекта  основных средств;
7 – выявлен финансовый  результат от реализации основного  средства.
Рисунок 4 - Схема реализации основных средств
 
В бухгалтерском учете финансовым результатом от реализации объекта  основных средств признается разница  между его продажной ценой  и остаточной стоимостью объекта, увеличенной на сумму понесенных организацией затрат по его продаже.
Для целей налогообложения прибыли  согласно п. 1 ст. 268 НК РФ результатом от продажи объекта основных средств считается разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью по данным налогового учета, увеличенной на величину затрат по продаже объекта.
Выбытие основных средств в форме вкладов  в уставный капитал других организаций являются долгосрочными инвестициями. В соответствии с законодательством инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного, полезного эффекта.
В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
При безвозмездной передаче основных средств расходами в бухгалтерском учете будут считаться их остаточная стоимость и другие затраты, связанные с передачей.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при безвозмездной  передаче имущества (не признаваемой благотворительной  деятельностью) НДС начисляется от его рыночной цены.
Согласно  п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров  и иного имущества (за исключением подакцизных товаров) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон № 135-ФЗ) освобождается от НДС.
Безвозмездная передача имущества (в том числе  и между коммерческими организациями) довольно широко распространена, что не является нарушением ст. 575 ГК РФ. Гражданским кодексом РФ подробно регламентирован только один из видов безвозмездной передачи имущества - договор дарения. При этом в силу ст. 575 ГК РФ в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда).
Ликвидация  основных средств предприятия может происходить по следующим причинам:
-основное  средство пришло в негодность  вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений  нормальных условий эксплуатации и другим причинам;
-основное  средство морально устарело;
-основное  средство списывается в связи  со строительством, расширением,  реконструкцией и техническим перевооружением предприятий.
При этом имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию лишь в  тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также, когда оно не может быть в установленном порядке реализовано другим предприятиям.
Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности  проведения их восстановительного ремонта, а также оформления необходимой документации на списание на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия. Она составляется из начальников соответствующих структурных подразделений (служб), главного бухгалтера или его заместителя, лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.
Постоянно действующая комиссия на предприятии:
-проводит  непосредственный осмотр объекта  подлежащего списанию, используя  при этом необходимую техническую  документацию, а также данные  бухгалтерского учета и устанавливает  непригодность его к восстановлению и к дальнейшему использованию;
-устанавливает  конкретные причины списания;
-выявляет  лиц, по вине которых произошло  преждевременное выбытие основных  средств из эксплуатации, вносит  предложение о привлечении этих  лиц к ответственности, установленной  действующим законодательством;
-определяет  возможность использования отдельных  узлов, деталей, материалов списываемого объекта и проводит их оценку;
-осуществляет  контроль над изъятием из списываемых  объектов годных узлов, деталей,  материалов, драгоценных металлов, определяют их количество, вес и контролируют сдачу на склад;
-составляет  акты на списание отдельных  объектов основных средств (форма  № ОС-4).
В актах на списание указываются данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления, дата его  поступления на предприятие, время  ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта (для переоценки – восстановительная), сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов.
Составленные  комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия.
Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются по учету (дебет счета 10 “Материалы”, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»), а неиспользуемые на данном предприятии материалы могут быть реализованы.
При выбытии списанных объектов основных средств, полученный убыток или прибыль списывается на финансовый результат. Схема учета операций по ликвидации основных средств приведена на рисунке 5.
 




 
 
 




 
 


 






 












 


 
 
Содержание хозяйственных  операций:
1 – списание первоначальной  стоимости ликвидированных объектов  основных средств;
2 – списание износа по ликвидированным  объектам основных средств;
3 – списание остаточной стоимости  ликвидируемого основного средства;
4 – оприходованы материальные  ценности, полученные от ликвидации  основных средств;
5 – учет расходов по ликвидированным  объектам основных средств;
6 – выявлен финансовый результат  от ликвидации основного средства.
Рисунок 5 - Учет операций по ликвидации основных средств
В соответствии п.31 ПБУ 6/01, доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском  учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.
Глава 25 НК РФ дает организации возможность  практически безболезненно списывать все устаревшие объекты основных средств, эксплуатация которых уже не приносит реального дохода. Убытки от списания в бухгалтерском учете уменьшают финансовый результат, а в налоговом учете — в полном размере уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Однако  к этому процессу (тотальному списанию всей изношенной техники) следует подойти  с известной осторожностью. Убыток (е том числе и от списания основных средств) уменьшает сумму чистых активов организации. А если чистые активы по окончании года окажутся меньше уставного капитала, то уставный капитал должен быть уменьшен до их размера. Если же такую операцию произвести нельзя (например, потому, что размер уставного капитала станет ниже установленной законом минимальной величины на дату регистрации), то организация подлежит ликвидации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ, НАЛОГОВЫЙ  УЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ  НА ПРИМЕРЕ  ЗАО «НЭСКО»
 
2.1 Краткая характеристика предприятия
 
ЗАО «НЭСКО»  было создано в ноябре 2002г. на базе филиала ОАО «Тюменьэнерго». Предприятие  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своими наименованиями, товарный знак, расчетный, валютные счета.
ЗАО «НЭСКО»  входит в группу энергосистемы «Е4». «Группа Е4» - крупнейшая инжиниринговая компания страны. В составе «Группы  Е4» - 13 холдинговых компаний, общее количество производственных активов составляет более 50 предприятий. Производственные активы «Группы Е4» расположены в 27 регионах и во всех федеральных округах РФ, численность персонала составляет более 17 000 специалистов.
«Группа Е4» выполняет комплексные работы "под ключ", отдельные виды работ по энергоаудиту, проектированию, разработке технико-экономических обоснований (ТЭО), разработке инвестиционных проектов, производству и поставке оборудования, строительству, монтажу, пусконаладочным работам, сервису в области промышленного и энергетического строительства.
За время  своего существования ЗАО «НЭСКО»  успело выйти на рынок снабженческих  услуг и занять на нем прочное  положение. Об этом свидетельствует  успешное исполнение задач по снабжению  материально-техническими ресурсами, оборудованием и запасными частями таких крупных производственных организаций, как ЗАО «ПРП», ЗАО «Энергоспецмонтж», ЗАО «НЭСР»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.