На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономическая сущность прибыли и её функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
      В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования. Предприятие  является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На нем производятся товары, создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос.
      Эффективная работа предприятий - важнейшее условие  благосостояния нации и процветания  государства. Ведь предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов.
      Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово – хозяйственной деятельности.
      Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями  и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы  развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения  производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
      Прибыль предприятия - это часть собственного капитала его учредителей и трудового  коллектива.
      Однако  нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов  только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
      Систематическое получение прибыли является необходимой  целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1. Экономическая сущность  прибыли и её  функции  

      Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и  неоднозначное понятие. В мировой  науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения  и сущности.
      Марксистская  теория трактует прибыль как одну из форм стоимости. В соответствии с ней труд - это единственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавочную стоимость, т.е. разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Однако марксистская философия не получила мировой поддержки и распространения. Она мало, что объясняет в ситуации нынешней смешанной экономики, субъектами которой выступают предприятия, предприниматели, государство.
      Концепция прибавочного труда наиболее подходит, например, к такой ситуации, когда предприниматель купил и тут же продал товар, получив при этом прибыль. Ее источником, естественно, является труд данного предпринимателя.
      На  предприятии же все выглядит гораздо  сложнее. Там труд соединяется с  капиталом и вместе они способны принести тот дополнительный доход, который превысит издержки труда и воспроизводства капитала.
      Отсюда  следует, что прибыль - это экономическая  категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной  деятельности. Она является результатом соединения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности. В комплексе они приносят тот финансовый эффект, который именуется прибылью.
      Прибыль как экономическая категория  отражает доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
      В процессе предпринимательской деятельности в результате соединения факторов производства: труда, капитала, предметов труда  создается продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
      Стоимость товара выявляется на стадии её продажи. Она включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и  распадается на две части: заработную плату работников и вновь созданную стоимость. Величина заработной платы работников, участвующих в производстве продукции определяется факторами, обусловленными необходимостью воспроизводства рабочей силы. Поэтому для предприятия она представляет часть издержек по производству продукции. Вновь созданная стоимость отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
      В условиях товарно-денежных отношений  на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Предприятия на рынке товаров выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Они устанавливают цену на продукцию, реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. С целью выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
      Финансовый  результат свидетельствует о  получении прибыли, когда выручка  превышает себестоимость. Предприятие всегда ставит перед собой цель получение прибыли, но не всегда ее извлекает. В случае если выручка равна себестоимости, то предприятию удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При этом реализация продукции состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. Если затраты, превышают выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
      Прибыль как важнейшая категория рыночной экономики выполняет ряд функций. Во-первых, прибыль является критерием  и показателем эффективности  деятельности предприятия. Однако все  аспекты деятельности предприятия с помощью одной только прибыли оценить невозможно, поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется целая система показателей.
      В условиях рыночной экономики индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность. При этом на величину прибыли и ее динамику воздействуют и независящие от усилий предприятия факторы. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.
      Во-вторых, прибыль выполняет социальную функцию, так как она является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Данная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.
      В-третьих, прибыль выполняет стимулирующую  функцию. Ее сущность проявляется в  том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Действительно, прибыль - основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающий его развитие. Поэтому чем выше уровень прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофинансирования развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития. Кроме того, в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
      В экономической литературе выделяют три функции прибыли, которые  были рассмотрены выше. Но можно выделить еще одну функцию прибыли - защитную. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. При этом вероятность возникновения банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях предприятие намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. Предприятие за счет капитализации полученной прибыли может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать резервные финансовые фонды.
      В современных условиях хозяйствования прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Условия для самовозрастания стоимости капитала обеспечиваются путем капитализации части полученной предприятием прибыли. При этом, чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов, а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
      Значение  прибыли в условиях рыночной экономики  возрастает. Материальная заинтересованность в получении прибыли ориентирует товаропроизводителей к увеличению объема производства продукции, нужной потребителю, снижению затрат на производство. В условиях развитой конкуренции этим достигается не только цель деятельности предприятия, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предприятия прибыль является индикатором, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Определенная роль принадлежит и убыткам. Они выявляют ошибки и просчеты в инвестировании средств, организации производства и сбыта продукции.
      Нестабильная  экономическая ситуация, монопольное  положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого  дохода, приводят к стремлению получения  доходов главным образом в результате повышения цен. Решению проблемы устранения инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Данные задачи должно решать государство в ходе проведения экономических реформ.
     1.2. Понятие и показатели  рентабельности организации
      Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий.
     Рассмотрим возникновение понятия рентабельность. Как правило, используются понятия «доходность», «прибыльность», «эффективность», которые зачастую отождествляются. Рентабельность - понятие производное от немецкого «RENTABEL», что переводиться как «рентабельный, доходный, прибыльный, выгодный, самоокупающийся» (словарь немецко-русского языка). Или от слова «рента», что в буквальном смысле означает доход. Рентабельность показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.
     Показатели оценки рентабельности классифицируются следующим образом:
    Рентабельность продаж.
     - рентабельность продаж (норма общей прибыльности)
     - рентабельность продаж от вложенного капитала всех инвесторов
     - рентабельность заемного капитала предприятия
     2. Рентабельность деятельности
     - рентабельность продаж при маржинальном подходе
     - рентабельность хозяйственных средств от деятельности предприятия
     - рентабельность экономического потенциала предприятия
     3. Рентабельность ресурсов
     3.1. Рентабельность капитала
     - рентабельность торговой деятельности предприятия
     - рентабельность инвестиционной деятельности предприятия
     - рентабельность финансово-хозяйственной деятельности предприятия
     - рентабельность основных средств предприятия
     - прибыльность 1 кв. м. торговой площади
     - рентабельность оборотных средств предприятия
     - рентабельность средств на оплату труда различным группам работников предприятия
     3.2. Рентабельность других ресурсов.
     - рентабельность активов
     - рентабельность инвестированного капитала
     - рентабельность расходов на оплату труда
     - прибыльность труда одного работника
     Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования предприятия. В литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач (см. таблицу 1). Рассмотрим предложенные показатели прибыли:
     1. Прибыль от продаж 

       (1.2.1) 

     где:
       - прибыль от продаж,
     В - выручка (нетто) от реализованной продукции, товаров, услуг,
     С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,
       - соответственно коммерческие и управленческие расходы.
     2. Прибыль до налогообложения 

       (1.2.2) 

     где:
       - Прибыль до налогообложения,
       - прибыль от продаж,
     ПкП - проценты к получению,
     ПкУ - проценты к уплате,
     ДУДО - доходы от участия в других организациях,
     ПОД - прочие операционные доходы,
     ПОР - прочие операционные расходы,
     ВД - внереализационные доходы,
     ВР - внереализационные расходы.
     3.Чистая прибыль (нераспределенная) 

       (1.2.3) 

     где:
       - чистая прибыль (нераспределенная),
       - прибыль от обычной деятельности,
     Чд - чрезвычайные доходы,
     Чр - чрезвычайные расходы.
     Примечание: ячейки Х означают применяемые в теории и практике способы расчета показателей рентабельности. Показатели рентабельности измеряют прибыльность с различных позиций. Общая формула расчета рентабельности: 

       (1.2.4)
     В качестве числителя может выступать:
     - прибыль от продажи продукции;
     - прибыль до налогообложения;
     - чистая прибыль;
     В качестве знаменателя могут выступать:
     - активы или капитал организации;
     - собственный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств);
     -текущие активы;
     -основные производственные фонды;
     -производственные средства (сумма основных производственных средств и - производственных оборотных фондов);
     -выручка от реализации продукции;
     -стоимость проданной продукции. 

     Таблица 1 Алгоритмы расчета показателей рентабельности
Показатель Экономическое содержание Формула расчета
Рентабельность производства (окупаемость затрат) Отражает способность организации контролировать уровень затрат, а также эффективность политики ценообразования Прибыль от реализации продукции, работ или услуг/ Сумма затрат по реализованной или произведенной продукции *100%
Рентабельность продаж (оборота) Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж Прибыль от реализованной продукции, работ или услуг/ Выручка (нетто) от реализации продукции, работ или услуг *100%
Рентабельность активов Характеризует величину прибыли, которую получает компания на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования) Прибыль до налогообложения / Средняя величина активов*100%
Рентабельность (доходность) капитала Самый важный показатель для собственников компании, который во многом определяет стоимость компании на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости капитала. Чистая или балансовая прибыль отчетного периода / Средняя величина инвестированного капитала*100%
 
    Виды  прибыли. Порядок  формирования.
Общий финансовый результат хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей  и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим  принципом определения финансовых результатов является использование  метода начисления. По этой причине  прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не  отражают реального притока  денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
На счете  прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
    как результаты (прибыль или убыток) от  реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;
    как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо других счетах.
Основными показателями прибыли являются:
    · общая прибыль (убыток) отчетного периода -  балансовая прибыль (убыток);
    · прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
    · прибыль от финансовой деятельности;
    · прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
    · налогооблагаемая прибыль;
    · чистая прибыль.
Балансовая  прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога  и акцизов  и затратами на  ее  производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных  операций определяется как результат  по операциям, отражаемым на   счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»  и  48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:
    · штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
    · процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
    · курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
    · прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
    · убытков от стихийных бедствий;
    · потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
    · поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
    · прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Налогооблагаемая  прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
    · отчислений в резервный и другие  аналогичные  фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
    · рентных платежей в бюджет;
    · доходов по ценным бумагам и  от долевого участия в деятельности других предприятий;
    · доходов от казино, видеосалонов и пр.;
    · прибыли от страховой деятельности;
    · прибыли от отдельных банковских операций  и сделок;
    · курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
    · прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.
Чистая  прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и  импорт.
Чистая  прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные  и другие цели.
Неотъемлемым  признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль – это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о  деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции  без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные  с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина.  Валовой  доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании  -  сумма торговых набавок (скидок) и наценок.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на ее производство и  реализацию.
    Маржинальная прибыль и эффект производственного рычага (понятие, порядок определения)
Маржинальная  прибыль — прирост общей суммы прибыли, полученной фирмой. Стоит отметить, что слово «прибыль в русскоязычной экономике означает выручка минус затраты». В английском языке используется слово Revenue, которое действительно можно ошибочно перевести как прибыль.
    Общая выручка (total revenue, TR) — это цена(P) за единицу товара, помноженная на количество проданного товара(Q). TR = P*Q
    Общие издержки (total cost, TC) — это затраты фирмы на производство всей продукции.
    Прибыль фирмы (profit) — это разница между общей выручкой и общими затратами. П = TR — TC.
    Дополнительная выручка (marginal revenue, MR) — это выручка от производства одной дополнительной единицы продукции. То есть если сейчас фирма производит 10 единиц продукции, то есть Q = 10, то добавочная выручка считается как увеличение общей выручки (TR) от производства 11-й единицы продукции. MR = TR(11) — TR(10).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.