На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налог как правовая категория

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ              2
ВВЕДЕНИЕ              3
1.              Налог как правовая категория: понятие и признаки, отличие от иных обязательных платежей              4
2. Правовая конструкция налога              11
2.1 Субъекты налоговых отношений              12
2.2. Объекты налогообложения              15
2.3 Налоговая база              20
2.4 Налоговый период
2.5 Ставки налоговых платежей
2.6 Порядок исчисления налоговых платежей, порядок и сроки уплаты
2.7 Налоговые льготы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

РЕФЕРАТ

 
НАЛОГИ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СУБЪЕКТЫ, ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, НАЛОГОВАЯ БАЗА
Курсовая работа:  32 с., 2 табл., 33 источника.
Объект исследования - Налоговый кодекс Республики Беларусь, другие нормативно-правовые акты, юридическая литература.
Предмет исследования – понятие “налог” и его правовая конструкция.
Цель работы: является выявление и рассмотрение всех элементов правовой конструкции налога, необходимых для признания каждого конкретного налога установленным средством платежа.
Методы исследования: общенаучные (метод эмпирической обработки данных, метод сравнительного анализа) и частнонаучные.
Основой для выполнения работы стала нормативно - правовая база Республики Беларусь, особенно нормы Общей и Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. По мере возможности изложение выполнялось на основе анализа норм первоисточников.
Структурно изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде двух глав, заключения и списка использованных источников.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                              ________________
                                                                                                                                                    (подпись студента)

ВВЕДЕНИЕ

 
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется большое внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, рабочие, чаще всего считают, что, во-первых, система налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Такое внимание остается вполне оправданным, поскольку налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны.
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования.
Налог является основной системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависит определение предмета налогового права, конструирование его общей и особенной части, деление на институты.
Общей целью курсовой работы является выявление и детальное изучение всех составляющих элементов налога, необходимых для признания его законно установленным средством платежа.
Задачи исследования предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
?      дать определение понятия налог в Республике Беларусь;
?      выявить основания отграничения сборов и пошлин от налогов;
?      рассмотреть налог как структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов.
При разрешении поставленных задач для достижения цели применялись общенаучные методы исследования, такие как метод сравнительного анализа и метод эмпирической обработки данных; частнонаучные методы исследования.
В процессе написания курсовой работы была исследована юридическая литература по финансовому и налоговому праву, а также Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь, и другие нормативные правовые акты, в которых содержаться нормы финансового и налогового права.

1.     Налог как правовая категория: понятие и признаки, отличие от иных обязательных платежей

Налог - древнейшее изобретение человечества. Оно появилось с государством и использовалось им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций.
Во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. И все они сталкиваются с принципиальным вопросом о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения.[7]
Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях, поскольку последними на заре развития человечества выполняли важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер.
По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался лишь глубинный смысл понятия “налог” – опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов.
В экономической и правовой литературе приводится большое количество различного рода определений налога. Немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству его гражданами. В Англии налог до сих пор носит название “долг” (обязательство). Законодательство США определяет налог как таксу. Закон о налогообложении во Франции определяет налоговые отношения как обязательный платеж. Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин “подати” (принудительный платеж). На всех этапах развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой является тот или иной автор, и.т.д. [1]
Уже на ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривался как безэквивалентный платеж, т.е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав.  Налог выступал безэквивалентным движением денежных средств от индивида к государству.
Средневековый философ Фома Аквинский называл налоги “дозволительной формой грабежа” и даже формой “грабежа без греха”, если собранные средства употреблялись на “всеобщее благо”.
Для государства XVI- начала XVII в. налог выступал как индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивида к государству, предполагающее наличие определенной цели, а именно – покрытие конкретных, объявленных обществу расходов государства.
В определении налога классики (А.Смитт, Д.Рикардо) привнесли принципиально новое понятие – о справедливости налогообложения, без соблюдения которой налог переставал быть налогом и переходил в разряд штрафов, налагаемых государством, либо приобретал черты вымогательства или даже грабежа.[1]
С тех пор многое изменилось. Новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной.
Несмотря на многочисленные исследования, сущность понятия “налог” продолжает оставаться дискуссионной и в настоящее время. Так, В.И.Гуреев вложил в определение налога лишь его назначение, не отразив специфические особенности данного вида платежа: “Налог – обязательный взнос, взимаемый государством с юридических лиц в бюджет соответствующего уровня”. Н.И. Химичева для определения налога допускает использование понятия “платеж”: “Налоги – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему, казну с определением их размеров и сроков уплаты”. С точки зрения М.В. Карасевой, “налог – это часть имущества налогоплательщика, которая в денежной форме на основании актов представительных органов власти отчуждается налогоплательщиком на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности в бюджет или государственные внебюджетные фонды”.
В Республике Беларусь в течение долгого времени не предпринимались попытки формулирования эффективного с точки зрения ограничения государственных притязаний определения налога. Все, что имелось в налоговом законодательстве, сводилось к определению, содержащемуся в преамбуле Закона от 20 декабря 1991г. “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”: “под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах.”. Однако данная правовая форма не раскрывала существенные правовые признаки налога и  не давала ни каких критических критериев, позволяющих ограничить его от других обязательных платежей. При этом каких-либо дополнительных характеристик, кроме обязательности таких отчислений и законодательного определения их размеров, в этом законе не приводилось.
На практике применение указанной нормы вызывало много вопросов, тем более что данный закон предусматривал поступление в бюджет Республики Беларусь, кроме налогов и сборов, еще и иных установленных законодательством неналоговых платежей.
Однако, с принятием Налогового Кодекса Республики Беларусь появилось более полное определение понятия “налог”, закрепленное с п.1 ст.6 Общей части: “налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты”. [18]
Исходя изданного определения признаками налога являются:
1.                  Обязательность, т.е. в силу закона плательщики при определённых условиях обязаны осуществлять безвозмездную, полную и своевременную уплату налога. В соответствии со ст.56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Современная действительность такова, что обязательность по уплате налогов возведена в ряд конституционных практически во всех государствах.
Следует подчеркнуть, что предусмотренная ст.56 Конституции Республики Беларусь обязанность носит публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер, что обусловлено общественной природой государства и государственной власти. Налоги, пошлины и сборы являются необходимым условием существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. [31]
Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного налогоплательщика, обязанного его уплачивать (односторонний характер установления налога). Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания, т.е. налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания.
В то же время данный признак не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых другими отраслями права: гражданским, трудовым и т.д.). Налогоплательщик способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например с помощью налогового планирования избегать появления объектов налогообложения. Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою обязательность.
Отдельные авторы вместо признака налога указывают на его принудительность, обосновывая это природой финансовых и налоговых отношений и основного метода финансово-правового регулирования данных отношений – метода властных предписаний. Обеспеченность принуждением свойственна любым общественным отношениям, регулируемым и  охраняемым правом. Однако обеспеченность юридическим принуждением, как и обязательность, не тождественна принуждению, так как пока участники отношений, порождаемых взиманием налогов, находятся в границах правомерного поведения, нет оснований применять меры принуждения. Налоговое законодательство должно исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика, подразумевающую добровольность уплаты налога. Только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговой обязанности взыскание налогов и санкций осуществляется в принудительном порядке.
Таким образом, при возникновении у плательщиков налогового обязательства оно подлежит безусловному исполнению им в порядке, установленном налоговым законодательством;
2.                  Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязательств государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит однонаправленное движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие. Налоги передаются в собственность государства, и юридически оно ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривается никаких личных компенсаций налогоплательщику. Налогоплательщикам налоги возвращаются в виде различного рода социальных выплат из бюджета, поддержания правопорядка, обороноспособности и т.д., т.е. речь идет о возмездности налога в социально-политическом плане (возможность получения от государства различного рода гарантированных услуг).
Отличительной особенностью индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временем отвлечения средств плательщика, а полном прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же  денежных сумм. Некоторые авторы предлагают рассматривать налог как социальный кредит, предоставляемый налогоплательщиками публичному субъекту на социально значимые цели.
Однако, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.
3.                  Денежная форма уплаты налога, т.е. все налоговые платежи должны осуществляться в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте РБ (за исключение случаев, прямо предусмотренных в налоговом законодательстве).
4.                  Налоги должны уплачиваться за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную;
5.             Поступление в республиканский и (или) местный бюджеты. После отчуждения налогоплательщиком причитающихся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в республиканский или местные бюджеты. Поскольку бюджеты являются общими фондами денежных средств, то зачисленные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают безвозмездный характер. Посредством распределения данных денежных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых мероприятий. [17]
Налоги следует отграничивать от других видов платежей в бюджет, таких как сбор, пошлина, с целью придания каждому виду платежа того правового режима, который соответствует его экономической и правовой сущности.
Отсутствие четкого определения налогов, сборов и пошлин в ряде случаев на практике не позволяло достоверно определить, включается ли тот или иной платеж в их число и, соответственно, применяются ли к его уплате требования, установленные налоговым законодательством.
В юридической литературе предпринимались попытки разграничения вышеуказанных понятий. Так, по утверждению А.А.Жданова, пошлины, сборы и другие платежи взимаются в случаях предоставления услуг  или совершения каких-либо действий, специально оговоренных в законе. С.Д.Шаталов сравнивая налоги и сборы, главное их различие видит в том, что налоги уплачиваются периодически в установленные законом сроки на основании длительно существующих обстоятельств (например, получение доходов, владение недвижимостью, осуществление налогооблагаемой законом деятельности). Сборы же имеют преимущественно разовый характер, связанный с возникновением краткосрочных обстоятельств (ввоз автомобиля на территорию Республики Беларусь).
Ранее действовавшее налоговое законодательство не проводило четкого разграничения различного рода публичных изъятий в пользу государства. Однако, принятие Налогового кодекса позволила разграничить эти понятия.
В статье 6 НК даётся следующее определение сбора (пошлины): “сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь”. [18]
В соответствии вышеуказанным определением, признаками сбора или пошлины являются:
обязательность для плательщиков;
поступление в республиканский и (или) местный бюджет;
осуществление платежа, т.е. как и в случае с налогом - отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.
Таким образом, основным отличием сборов и пошлин от налогов является то, что в отношении них отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Внесение плательщиком соответствующей суммы сбора и пошлины НК предусматривается в качестве одного из возможных условий совершения в его пользу уполномоченными органами, организациями и должностными лицами юридически значимых действий, таких как предоставление тех или иных прав, выдача специальных разрешений (лицензий), других правоустанавливающих документов. [27]
В тоже время, осуществление в отношении плательщиков сборов и пошлин юридически значимых действий, так же как и предоставление им соответствующих прав или документов, не всегда является обязательным признаком этих налоговых платежей. Признак возмездности для сборов и пошлин установлен с оговоркой "как правило", что предполагает и наличие среди них платежей, не предусматривающих получение плательщиком взамен внесенной в бюджет суммы каких-либо благ. В качестве примера индивидуально безвозмездных пошлин и сборов можно привести таможенные пошлины, оффшорный сбор.
Сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, т.е. они должны быть корреспондированы затратам, произведенным при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Тогда как налоги призваны финансировать деятельность государства в целом.
Целью сбора является удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных органов, а налога – удовлетворение публичных потребностей государства. [11]
Налоговая система Республики Беларусь включает в себя большое количество сборов, пошлин, налогов, платежей, которые являются разновидностью фискальных взиманий в пользу государства и имеют налоговую природу. При  анализе того или иного фискального платежа следует исходить из существенных признаков данной формы отчуждения. Выявление и анализ данных существенных характеристик позволит отнести тот или иной платеж к налогу, сбору, пошлине, признавая или не признавая его таковым.
Таким образом, налог как юридическую категорию следует определить как установленный правовыми нормами и обеспечиваемый принудительной силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности организаций или физических лиц в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направленный на выполнение возложенных на государство функций.
Любой установленный и введенный в действие налог сопровождается системой взаимосвязанных нормативных правовых актов, нормы которых подробно регламентируют обязанности как налогоплательщиков, так и государственных органов, действующих в области налогообложения.
 
 

2. Правовая конструкция налога

Установление с теоретико-правовой позиции сущности налогообложения как сложного и многогранного явления, уяснение оснований его возникновения и развития позволяет определить налог как правовую категорию и рассмотреть в дальнейшем его структуру, дать комплексную характеристику элементов структуры налога.
Элемент – составная часть целостной системы, классов, множеств. Элементы также являются составной частью структуры, под которой понимается относительно устойчивая объективная связь (отношение, взаимодействие) предметов, частей.
Структуру налога составляют входящие в нее элементы, которые, взаимодействуя друг с другом, воздействуя друг на друга приводят в движение механизм отчуждения собственности в виде налоговых платежей. Стабильная, устойчивая и эффективная работа указанного механизма может быть достигнута при условии соблюдения баланса между элементами структуры, когда изменение правового положения одного из них закономерно вызовет изменение положения всех элементов структуры. Отсутствие или неподвижность одного из элементов нарушит баланс между ними и, соответственно, приведет к дестабилизации работы механизма отчуждения собственности во внесудебном порядке.
Всё выше изложенное позволяет определить структуру налога как совокупность расположенных в определенной логической последовательности взаимосвязанных и взаимозависимых между собой элементов, обеспечивающих правовыми средствами осуществление процесса перераспределения собственности от физических и юридических лиц в пользу государства.
В составе общих элементов юридической конструкции налога выделяются две подгруппы элементов: основные и вспомогательные (факультативные). Критерием отнесения элементов правовой конструкции налога к той или иной подгруппе является степень их обособленности при нормативно-правовом оформлении конкретного налога. К основным относятся элементы, каждый из которых должен быть четко прописан в отдельной норме закона об определённом налоге. Вспомогательные (факультативные) элементы могут определяться в тех же нормах, в которых прописаны основные элементы.
Основными элементами налога считаются те, без которых налоговая обязанность и порядок её исполнения не могут считаться определенными и налог не может рассматриваться как законодательно установленный.
К вспомогательным (факультативным) элементам налога относятся те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налоговой обязанности.[27]
В юридической и экономической литературе авторы выделяют весьма широкий спектр элементов налога. Так, С.Г.Пепеляев достаточно широко подходит к определению существенных элементов юридического состава налога, относя к ним следующие: налогоплательщик (субъект налога), объект налогообложения, предмет налогообложения, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единицу налогообложения, ставки налога, порядок исчисления, отчетный период, сроки уплаты налога, способ и порядок уплаты налога. К вспомогательным (факультативным) элементам налога автор относит: порядок удержания и возврата неправильно уплаченных сумм налогов; ответственность за нарушение налогового законодательства. [26]
В то же время практически все специалисты, занимающиеся проблемами налогообложения, акцентируют свое внимание на необходимости закрепления в налоговом законодательстве существенных элементов налога как одного из условий законности его установления. Как отмечают Г.А.Гаджиев, С.Г.Пепеляев, налог может считаться законно установленным только в случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства.[26]
Согласно пункта 5 статьи 6 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь, налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:
?            объект налогообложения;
?            налоговая база;
?            налоговый период;
?            налоговая ставка (ставки);
?            порядок исчисления;
?            порядок и сроки уплаты.[18]
Принципиально важным является требование безусловного и обязательного определения перечисленных элементов налогообложения при установлении налогов. Нарушение этого правила не позволит считать налог законно установленным, а значит, и обязательным к уплате юридическими и физическими лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Для некоторых налогов также могут быть предусмотрены налоговые льготы, которые устанавливаются актами налогового законодательства. Налоговые льготы являются важным, хотя и факультативным элементом налога.
Каждый из элементов налога имеет самостоятельное юридическое значение, играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога, а также несет конкретную функцию, поскольку последствием ненадлежащего определения какого-либо из элементов может стать не только конфликтность ситуации между публичными и частными субъектами, но и возможность неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности уплаты налога на вполне законных основаниях. [20]
Далее в курсовой работе будут поочередно рассмотрены все основные элементы налога, закрепленные в НК как необходимые для установления любого налога.
2.1 Субъекты налоговых отношений
Субъект налога (плательщик) – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе.
В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица.
Признание субъекта в качестве налогоплательщика означает возложение на него бремени обязательств перед налоговыми органами и включение его в сферу косвенного государственного регулирования. Исключение хозяйствующих субъектов из перечня налогоплательщиков, наоборот, дает им большую экономическую свободу для ускоренного развития. Поэтому вопрос о субъектах налогообложения имеет особый смысл.
В соответствии со ст.13 Общей части НК РБ, плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).[18]
Под организациями-плательщиками налогов, сборов (пошлин) понимаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы. Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признаётся юридическое лицо, местом нахождения которого не является Республика Беларусь.
Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за её пределами.
Иностранные организации, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь, несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.[20]
Местом нахождения организации–плательщика (за исключением простого товарищества) признаётся место её государственной регистрации. Местом нахождения простого товарищества признаётся место нахождения (место жительства) того его участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до её распределения.[13]
Под физическими лицами понимаются:
1.            граждане Республики Беларусь;
2.            граждане либо подданные иностранного государства;
3.            лица без гражданства (подданства);
В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей налогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика.
Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году.[20]
Местом жительства плательщика – физического лица признается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место – место прописки физического лица.[20]
К данной категории плательщиков относятся и индивидуальные предприниматели, под которыми понимаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Понятие субъекта налогообложения не всегда однозначно. В ряде случаев имеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, которое становится реальным исполнителем платежей.[4]
Переложение налогов – полное или частичное перенесение налога с плательщика на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога.
Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. Речь идет о прямом и косвенном налогообложении. При косвенном налогообложении оборотов по реализации продукции, работ, услуг, когда сумма налога  (акциз, НДС) включается в реализационную цену, действительным плательщиком налога выступает потребитель. По прямым налогам, например, плательщиком налога на недвижимость является владелец дома, но если он сдает свое имущество в аренду, то налог переносится на арендатора.
Государство в законодательном порядке регламентирует границы своих взаимоотношений с налогоплательщиками, определяя права и обязанности сторон. В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей налогоплательщиков может осуществляться налоговым агентом или представителями налогоплательщика.
В соответствии со ст.23 НК РБ налоговым агентом признается физическое или юридическое лицо, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое в силу Кодекса и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). [18]
Следует отметить, что категория “налоговый агент”  впервые официально была введена с принятием НК РБ в составе общепринятой налоговой терминологии. Хотя необходимо указать, что осуществление тех же функций, которые возлагаются на данных лиц, было предусмотрено в законодательных актах, посвященным таким налоговым платежам как подоходный налог с физических лиц, налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих свою деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Таким образом, в качестве налоговых агентов следует рассматривать организации и индивидуальных предпринимателей, которые при выплате своим работникам заработной платы удерживают подоходный налог. При этом индивидуальные предприниматели являются ещё и плательщиками данного налога с личных доходов.
В качестве налоговых агентов рассматриваются также организации, выплачивающие своим акционерам доходы в виде дивидендов, на которые законодательством распространена обязанность удержания и перечисления в бюджет соответствующих сумм налога на доходы.
Статус налоговых агентов имеют и все организации (как белорусские, так и иностранные, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь), в рамках своих договорных отношений выплачивающие доходы лицам, не являющимся налоговыми резидентами Республики Беларусь. Соответственно, в каждом случае начисления дохода нерезиденту на такие организации возлагается обязанность исчислить, удержать из выплачиваемых сумм налог на доходы. [32]
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
В соответствии с НК РБ (статьи 24-25) “плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК“. Законными представителями плательщика могут быть:
?                  организации – лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации;
?                  физические лица – лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством.
Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.[20]
Таким образом каждым плательщиком может быть реализовано право по своему желанию выбрать любое юридическое или физическое лицо (с согласия такого лица) и наделить его определенными полномочиями по ведению налоговых дел и представлению своих интересов в отношениях с налоговыми органами или с иными участниками процесса налогообложения.
В любом государстве, в том числе и в Республике Беларусь, права, обязанности и ответственность плательщиков определены в законодательном порядке. Нарушение налогового законодательства влечет ответственность плательщиков налогов, сборов (пошлин). [17]
2.2. Объекты налогообложения
В сфере интересов налогоплательщиков находится в первую очередь объект обложения налогов. Именно этот элемент налогового механизма способен оказывать мотивирующее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов, стремящихся к минимизации бюджетных изъятий.
Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанности по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями, т.е. наличие объекта налогообложения.
Объект налогообложения – это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению; или юридические факты (действия, события, состояния) которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог.
Согласно ст.28 НК РБ “объектами налогообложения” признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства.[18]
Изучая историю развития налоговой системы, можно выявить эволюцию объектов налогообложения и их использование в регулировании экономики. Ранние стадии введения налогов характеризовались многочисленностью объектов, включающих, по нынешним представлениям, даже курьезные моменты (налог на бороды, на дым). Взимались сборы хомутные, мельничные, дорожные, мостовые, банные и многие другие. Даже в советские времена государственный бюджет пополнялся за счет налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Такие налоги, хотя и выполняли фискальные предназначения, были обременительны не только для налогоплательщиков, но и для государства, которое вынуждено было нести неоправданно большие издержки по их сбору. [29]
Все государства используют для формирования бюджетов наиболее продуктивные объекты налогообложения, которые можно классифицировать следующим образом: права имущественные и неимущественные; действия субъекта; результаты хозяйственной деятельности (таблица 1).
 
Таблица 1 – Виды объектов налогообложения [1]
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Права имущественные
Права неимущественные
Действие
Результат
право собственности на имущество
право пользования
реализация работ, услуг
добавленная стоимость
право пользования имуществом
право на вид деятельности
операции с ценными бумагами
доход
ввоз (вывоз) на территории страны
прибыль
 
Один и тот же объект в конкретном налоговом периоде может облагаться определенным налоговым платежом у одного плательщика только единожды. Действие этого правила обеспечивает гарантии избежания в налоговой практике фактов двойного налогообложения. Кроме того, исключается возможность установления для плательщиков такого порядка исчисления и уплаты налогового платежа, когда обязанность его уплаты возникла бы более чем один раз за соответствующий налоговый период.
Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливается налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое развитие страны.[1]
НК РБ к объектам налогообложения относит обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за её пределы, прибыль или доходы, имущество плательщика, ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и другие явления, определенные налоговым законодательством в качестве объектов налогообложения.[13]
Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования и распоряжения. В число материальных объектов включаются любые вещи, в том числе электрическая, тепловая и иная энергия, газ и вода. Нематериальными объектами считаются: интеллектуальная собственность, имущественные, авторские и иные аналогичные права.[13]
Согласно ст.34 НК, доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки или натуральной форме, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью Кодекса или актами Президента Республики Беларусь.  Данная характеристика доходов в НК указывает на многообразие форм, в которых могут быть получены доходы и многочисленность элементов, признаваемых в налоговых целях доходами. [18]
Наиболее часто под доходами понимается общая сумма поступлений от какой-либо (в том числе предпринимательской) деятельности. У физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, под доходом, как правило, понимаются средства, получаемые ими от нанимателей в виде заработной платы, премиальных выплат и материальных поощрений.
Вместе с тем понятие “доход” гораздо шире. Оно включает: получение благ и преимуществ любого вида и формы, списание кредитором должнику его задолженности или иного финансового обязательства; материальную (финансовую) помощь; суммы санкций, полученные за нарушение условий договоров; дополнительный экономический эффект от сделок с взаимозависимыми лицами.
Денежная форма подразумевает возможность получения дохода  как суммы средств в валюте Республики Беларусь или иностранного государства. При этом не имеют значения ни сама валюта дохода, ни вид платежа, ни способ его осуществления (получения).
Натуральная форма предусматривает получение дохода в вещах, выполненных работах (оказанных услугах) либо в иных материальных благах. Такими благами, например, для физических лиц могут быть предоставление им нанимателями в личное пользование автомобильного транспорта, мобильных телефонов, ведомственных жилых помещений, оплата путевок и экскурсий, лечения и обучения.
Полученная плательщиками экономическая выгода налоговым законодательством учитывается только в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следовательно, осуществление юридическим или физическим лицом в пользу плательщика каких-либо действий и операций в налоговых целях может быть признано получением этим плательщиком доходов только в случае, если результат таких действий или соответствующие последствия их осуществления имеют стоимость, выраженную в денежных единицах.
Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе. Реализацией товаров также признается использование для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения и иные операции  в случаях, предусмотренных НК или законодательными актами.
Под товаром понимается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Имущество бывает дух категорий – недвижимое имущество (недвижимость) и движимое. 
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.[13]
Практика разграничения понятий “работа” и “услуга” характерна для налогового законодательства Республики Беларусь. Деление деятельности субъектов хозяйствования на “работы” и “услуги” ввиду схожести их характеристик на практике происходит довольно сложно.
Можно привести два основания такого разграничения.
Во-первых, необходимость разграничения вытекает из имеющихся языковых традиций. Согласно устоявшимся правилам применительно к работам мы говорим, что они “выполняются”, а применительно к услугам – “оказываются”.
Во-вторых, имеющееся разделение обусловлено содержанием соответствующих норм Гражданского кодекса, предусмотревшего в отношении выполнения работ и оказания услуг заключение различных договоров.
Таким образом, различие в применяемой терминологии, а также в формах совершаемых сделок требует выделять в налоговом законодательстве работы и услуги в самостоятельные категории. Отсутствие такого разделения может создать условия для образования в объектах налогообложения соответствующих пробелов и выпадения из сферы налогообложения отдельных видов деятельности либо их результатов.
При этом, учитывая объективные трудности с чистотой разграничения конкретных видов деятельности плательщиков на работы и услуги, во избежание возникновения в налоговой практике возможных конфликтов, действующее налоговое законодательство Республики Беларусь устанавливает как в отношении работ, так и в отношении услуг, по сути, аналогичные условия налогообложения.[20]
Ввозом (вывозом) товаров на (с) территорию (и) Республики Беларусь считается пересечение товарами государственной таможенной границы. Налогообложение данного объекта контролируется таможенными органами.
Категории “дивиденды” и “проценты” имеют также непосредственное отношение к определению объектов налогообложения.
Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией участнику по принадлежащим данному участнику долям в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. [6]
Однако, в НК дополнительно оговариваются случаи, когда выплаты участникам (акционерам) налогового законодательства не рассматриваются в качестве дивидендов.
Во-первых, выплаты участнику или акционеру в денежной или натуральной форме при ликвидации организации либо при выходе участника (акционера) из её состава. Указанные выплаты не признаются дивидендами только в случае, если они производятся в размере, не превышающем величину взноса (вклада) участника (акционера) в уставный фонд организации.
Во-вторых, вып
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.