На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система, ее состав и структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Одним из важнейших институтов государства является финансовая система. Финансовая система позволяет осуществлять регулирование экономических и  социальных процессов в интересах  членов общества.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает  роль финансовой системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
    недостаточные темпы развития экономики;
    диспропорции развития экономической системы;
    отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
    излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
    низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовую систему будем  рассматривать как форму организации  денежных отношений между всеми  субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения – основные понятия, состав, структура финансовой системы, а  также ее особенности.
Тема курсовой работы является актуальной  для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики  в целом.  После того,  как  создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег  и капитала,  особенно первичный  и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.
Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава  и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру  финансовой системы;
2.Рассмотреть основные элементы  финансовой системы: финансы хозяйствующих,  государственных, муниципальных  и домашних объектов; государственный  кредит.
3. Выявить особенности развития  российской финансовой системы  и перспективы ее развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Национальная  финансовая система: ее состав  и структура
1.1. Что такое  финансовая система
Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.
Финансовая система —  совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными  методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих  субъектов, домохозяйств и государства». 1
В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это  распределение происходит, прежде всего  между различными хозяйствующими субъектами.
Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные  сферы:
      общегосударственные финансы;
      финансы предприятий и организаций.
Финансовая система в  ее широком понимании включает также  и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет  организационную структуру и  складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы —  общегосударственных финансов —  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и финансовых распределительных  отношений на макроуровне.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы  и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.
Кредитно-банковская сфера  состоит из банков и иных кредитных  учреждений страны.
Разграничение финансовой системы  на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями  функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и  использования фондов денежных средств  и, следовательно особой ролью в  финансовой системе.
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости  от этого критерия определяются способы  организации финансов. Порядок образования  и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Таким образом, финансовая система  – это совокупность различных  сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными  методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций  и домашних хозяйств.
 
 
1.2. Структура финансовой системы  и ее состав
Создание совершенной финансовой системы государства - одно из основных условий эффективного функционирования ее экономики. И построение такой  рациональной и эффективной финансовой системы дело весьма сложное. Опыт свидетельствует, что финансовые системы развитых стран проходили свое становление  за 50-100 лет, и на финансовую систему  оказывает серьезное влияние  тип государства. Если государство простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких-либо суверенных прав и подчиненное центральным, то оно называется унитарное – единое (Япония, Франция, Англия, Болгария и.т.д)
Унитарному государству свойственна  двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.
Для федеративного государства к которым относится и РФ, характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.
В целом состав финансовой системы  представлен на рисунке. 1. Важная часть финансовой системы являются централизованные финансы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.
Рисунок 1. Состав финансовой системы РФ.
 
 
 
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970–1990 гг. концентрировались 52–50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48–50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах.2
В соответствии с Конституцией РФ [4] и Бюджетным кодексом РФ [5], бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
      федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
      бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
      местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 9 краевых,  46 областных бюджетов, бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 4 автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета). 3
Бюджеты – финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет.
За счет финансовых ресурсов бюджетной  системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.
Бюджетной системе принадлежит  решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.
Специальные внебюджетные фонды начали функционировать с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.
Эти фонды имеют строго целевое  назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.
Пенсионный фонд является важнейший среди внебюджетных социальных фондов. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.
Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются  и утверждаются как федеральные  законы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.
Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домашнего хозяйства.
Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.
В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчета, при котором  расходы предприятия должны покрываться  из собственных доходов. Главным  источником производственного и  социального развития трудовых коллективов  становится прибыль.
Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
Финансы некоммерческих организаций формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств.
Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Они имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны, в создании ВВП. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.
Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды – бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.
По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее  время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов – около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы  финансовых средств предприятий, положение  должно измениться в пользу децентрализованной сферы.
Финансовая система развитых зарубежных стран в основном ограничивается бюджетной системой с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функционируют бюджеты субъектов федерации.
Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в  вышестоящие. Так, в США местные  бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние – по отношению к федеральному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами главным образом социально-экономические цели.
Среди внебюджетных фондов решающее значение имеет фонд национального  страхования, предназначенный для  оказания социальной поддержки населению. В большинстве стран они автономны. 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Характеристика основных элементов финансовой системы
2.1. Финансы хозяйствующих  субъектов
Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в  структуре финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов государства.
Финансы хозяйствующих субъектов  – это денежные отношения, связанные  с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.
Финансы экономических субъектов  отличаются многообразием форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг  потребителям, обеспечивают процесс  формирования, постоянного восполнения  и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов  имеют широкие возможности воздействия  на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы.
Особенности формирования и использования  финансовых ресурсов разных экономических  субъектов определяются: сферой деятельности экономических субъектов (коммерческая, некоммерческая), организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономических  субъектов, действующих как юридическое  лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие  без образования юридического лица.
Финансы коммерческих организаций
Предприятия и организации функционируют  на коммерческих и некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель – получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет её между участниками.
При функционировании коммерческих организаций  возникают следующие группы финансовых отношений:
    внутри коммерческой организации по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;
    между коммерческой организацией и другими экономическими субъектами:
    между коммерческой организацией и финансово-кредитными организациями в связи с уплатой страховых;
    с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных;
    с работниками организации по выплатам из чистой прибыли (социальные программы, ссуды, премии и др.).
Финансовые отношения коммерческой организации могут быть очень  сложными, когда речь идёт о холдингах (перераспределение финансовых ресурсов между центральной компанией  и её дочерними фирмами), участниках финансово-промышленных групп и  т.д.
Организация финансов коммерческих организаций  основывается на следующих принципах:
    хозяйственной самостоятельности – коммерческие организации обладают правами самостоятельно определять виды и направления осуществления предпринимательской деятельности, проводить ценовую политику, формировать доходы и расходы, использовать прибыль, оставшуюся после расчетов с государством, распоряжаться имуществом и накоплениями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
    самофинансирования – предполагает полную окупаемость затрат, связанных с производством и реализацией продукта, а также, инвестирование развития производства за счет собственных финансовых ресурсов и, при необходимости, за счет заемных средств;
    материальной ответственности – означает наличие обязанности хозяйствующего субъекта обеспечивать удовлетворительные результаты хозяйственной деятельности с получением прибыли и иных доходов, соблюдать финансовую дисциплину во взаимоотношениях с государством, другими хозяйствующими субъектами и наемными работниками;
    заинтересованности в результатах деятельности – определяется целью предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Эта цель лежит в основе всех хозяйственных решений и реализуется при оптимальном налогообложении  хозяйствующего субъекта, выборе им направлений использования полученных доходов и накоплений.
    обеспечения финансовых резервов – предполагает осуществление хозяйственной деятельности с условием обязательного резервирования финансовых ресурсов покрытия непредвиденных расходов и потерь, обусловленных различного рода рисками.
Гражданским кодексом РФ, в качестве основных организационно – правовых форм коммерческих организаций выделяются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Схема организационно – правовых форм коммерческих организаций представлена на рисунке. 3.
Хозяйственное товарищество создается в форме  полного товарищества или товарищества на вере. Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Главный признак полного товарищества – неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества. Товарищество на вере, наряду с полными товарищами, включает одного или нескольких участников – вкладчиков, которые отвечают по обязательствам товарищества в пределах внесенных вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.
 
 

Рисунок 3. Коммерческие организации.
 
 
Хозяйственное общество создается в форме:
    Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Участники общества с дополнительной ответственностью отвечают по обязательствам общества не только внесенным вкладом, но и другим имуществом, указанным в учредительных документах.
    Открытые акционерные общества проводят открытую подписку на акции и направляют их в свободную продажу. В закрытых акционерных обществах акции распространяются только среди учредителей или в ином заранее определенном круге лиц.
Производственный  кооператив представляет собой добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Производственный кооператив как организационно – правовая форма предполагает личное трудовое участие в его деятельности.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой коммерческие организации, осуществляющие деятельность на имуществе, не являющимся их собственностью. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению государственного или муниципального органа; собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого унитарного предприятия.
Финансы индивидуальных предпринимателей
Финансы индивидуальных предпринимателей функционируют на основе механизма, свойственного финансам коммерческих организаций. Это обусловлено единством природы финансов индивидуальных предпринимателей и финансов коммерческих организаций, связанной с деятельностью хозяйствующих субъектов, направленной на извлечение прибыли. Также как и финансы коммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей базируются на принципах хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной ответственности, заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности, обеспечения финансовых резервов.
Вместе  с тем, индивидуальный характер участия  в хозяйственном обороте данных субъектов хозяйствования предопределяет специфику финансов индивидуальных предпринимателей, которая проявляется в составе и структуре финансовых ресурсов образуемых в их распоряжении, механизме аккумуляции и использования данных ресурсов, формах и методах взаимоотношений с бюджетной системой.
Структура финансовых ресурсов отражает особенности финансов индивидуальных предпринимателей. В их составе основную долю занимают собственные ресурсы в виде прибыли и личных сбережений самих предпринимателей. В составе заемных средств заметный объем занимают средства, полученные взаймы у других физических лиц (часто родственников и знакомых). Это обусловлено не столько особенностями характера деятельности индивидуальных предпринимателей, сколько проблемами организации кредитования этой сферы предпринимательства.
Финансы некоммерческих организаций
В системе  финансовых взаимосвязей финансы некоммерческих организаций занимают отдельное положение, обусловленное их предназначением. Они обеспечивают осуществление управленческих, социально – культурных и иных функций некоммерческого характера, связанных с предоставлением общественно значимых услуг в области управления, национальной обороны, национальной безопасности, правопорядка, жилищного устройства, образования, культуры, здравоохранения, спорта, физической культуры, социального обеспечения, а также, в сфере общественной и религиозной деятельности.
Некоммерческие  организации не имеют основной целью  деятельности извлечение прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Некоммерческие организации  могут создаваться в различных организационно-правовых формах:
    Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
    Общественные и религиозные организации представляют собой добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;
    Некоммерческое партнерство некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и в иных целях направленных на достижение общественных благ;
    Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных, или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично;
    Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг;
    Фондом признается, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и не имеющая членства организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
    Ассоциация (союз) представляет собой объединение коммерческих или некоммерческих организаций с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Каждая из перечисленных  организационно – правовых форм деятельности некоммерческих организаций отличается своей спецификой. Она обусловлена целью создания некоммерческой организации, правовым статусом ее участников и их имущественными правами в отношении созданной организации, порядком формирования уставного фонда, наличием и формой ответственности участников по обязательствам организации, наличием права осуществления предпринимательской деятельности, видами денежных доходов, поступлений и накоплений.
Таким образом, на вопрос о составе  сферы «финансы субъектов хозяйствования»  можно дать ответ, что в эту  сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы индивидуальный предпринимателей.5
 
2.2. . Государственные и муниципальные  финансы и их характеристики
 
Государственные и муниципальные  финансы представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и наличие сферы стоимостного распределения и перераспределения с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего производства, для обеспечения функционирования непроизводственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.
Основными факторами, влияющими  на уровень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики; цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и национальные традиции страны; внешнее положение государства.
Формирование и использование  финансовых ресурсов органов государственной  власти и органов местного самоуправления осуществляется через систему фондов денежных средств – в формах бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.
Бюджеты, формируемые в  распоряжении органов государственной  власти и местного самоуправления, имеют многоцелевой характер. Они используются для финансового обеспечения всех задач и функций, возложенных на государство, в том числе, обеспечения экономического роста; соблюдения макроэкономического равновесия с устранением отраслевых и территориальных диспропорций в развитии экономики; регулирования экономической конъюнктуры и деловой активности хозяйствующих субъектов; содержания непроизводственной сферы; обеспечения социальной защиты отдельных категорий населения; сохранения среды обитания; осуществления международного сотрудничества и участия в международном разделении труда и т.д.
Таким образом, бюджеты выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.
Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для реализации отдельных общественно значимых социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды могут быть предназначены для реализации гарантируемых конституционных прав граждан на социальное обеспечение, на проведение природоохранных мероприятий и защиту окружающей среды, на осуществление мероприятий в области научно-технического развития и т.п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления вне их бюджетов, для финансирования отдельных общественных потребностей.
Помимо бюджетов и внебюджетных фондов, действующий бюджетный механизм предусматривает и иные формы образования и расходования денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления:
    Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или поступлений. Они используются по отдельной смете, с финансированием задач и функций, обусловленных предназначением фондов.
    Резервные фонды создаются в составе расходной части бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения задач и осуществления мероприятий чрезвычайного или специального характера.
Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством. При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти различных уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, мобилизуемые в государственных внебюджетных фондах, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти различных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов.6
Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством.
Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.
Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций и задач, возложенных на органы государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов.
Денежные средства, перечисляемые  из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, являются расходами бюджетов; денежные средства, направляемые из государственных внебюджетных фондов, представляют собой расходы этих фондов. Таким образом, государственные расходы включают расходы бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходы государственных внебюджетных фондов.
Муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований.
Неиспользованные в процессе исполнения бюджетов доходы выступают  в форме денежных накоплений органов государстве иной власти и органов местного самоуправления. Денежные накопления отражаются в виде остатков на счетах соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, учитываемых после завершения операций по принятым обязательствам истекшею финансового года. Остатки средств не подлежат изъятию и используются па покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов очередного года, на финансирование дефицитов бюджетов, на осуществление заемных операций и т.д.
Государственное и административно  – территориальное устройство Российской Федерации предопределяет соответствующую организацию государственных и муниципальных финансов и их состав, схема представлена на рисунок. 4.

Рисунок 4. Состав государственных  и муниципальных финансов России.
Федеральные финансы призваны обеспечить финансовую основу деятельности федеральных органов власти. Они включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов имеют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Региональные финансы обеспечивают финансовую основу деятельности региональных органов власти (органов государственной власти субъектов РФ). Они состоят из региональных бюджетов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ включают разные виды бюджетов: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значения. К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Местные финансы являются финансовой основой деятельности местных органов власти. Действующее законодательство не предусматривает полномочий местных органов власти по формированию муниципальных внебюджетных фондов. В составе местных финансов учитываются различные виды местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.
2.3. Финансы домашних хозяйств и их характеристики
Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу  денежных отношений, возникающих в  процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта в связи с формированием и  использованием денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства.
Финансовые взаимосвязи  домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием. В их составе выделяются следующие взаимоотношения:
    с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;
    с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов;
    между членами хозяйства в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений;
    между членами хозяйства в связи с наследованием денежных доходов и накоплений, их передачей или отчуждением в пользу третьих лиц;
    с другими домашними хозяйствами по совместному формированию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;
    с кредитными организациями в связи с привлечением потребительских кредитов и размещением сбережений домашних хозяйств на депозитные счета;
    со страховыми организациями по поводу личного страхования членов домашних хозяйств и их имущества;
    с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получения социальных трансфертов и т.п.
Перечисленные виды взаимоотношений  образуют в совокупности содержание финансовых домашних хозяйств. Финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотношениях домохозяйств с государством по поводу уплаты налогов, финансирования различных социальных выплат, а также, с кредитными и страховыми организациями. По всем остальным направлениям деятельности домашние хозяйства самостоятельно принимают решения по формированию и использованию своих денежных доходов, поступлений и накоплений.
    Домашние хозяйства являются исключительно неоднородными по своему внутреннему составу, что непосредственно отражается на содержании финансовых взаимосвязей с их участием. По данным последних переписей населения в России всего насчитывается примерно 50 млн. домашних хозяйств, в том числе 40 млн. семейных и около 10 млн. домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи или утративших с нею связь.
Основным видом домашних хозяйств являются хозяйства — резиденты той или иной территории, имеющие немногочисленный состав. Однако к домашним хозяйствам причисляют также коллективные хозяйства, состоящие из лиц постоянно или в течение длительного времени проживающих вне дома.
Как любые финансовые отношения, финансы домашних хозяйств, функционируют посредством денежных доходов и расходов.
Формирование денежных доходов  домашних хозяйств характеризуется  посредством различных показателей  совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Совокупные доходы определяются суммированием денежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.
Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйства за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. Начисленные доходы характеризуются величиной причитающихся к выплате доходов, фактически полученные – образуются после выплаты доходов, включая погашение задолженности прошлого периода.
Реальные доходы представляют собой денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полученных доходов. Реальные доходы определяются количеством товаров и услуг, которые реально могут быть приобретены населением и отражают действительный уровень жизни населения и благосостояния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материальных и нематериальных потребностей населения.
Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются по источникам их формирования и представлены в таблице 1.
Наименование доходов
Денежные доходы - всего
21311,4
25561,2
28452,3
32100,9
в том числе:
       
доходы от    предпринима-  тельской    деятельности
2133,8
2547,6
2748,2
2986,2
оплата труда
14381,9
17523,8
18538,4
20741,2
социальные выплаты
2477,7
3283,7
4247,7
5711,3
доходы от    собственности
1892,6
1693,8
2346,6
2026,9
другие доходы
425,4
512,3
571,4
635,2

Таблица 1. Состав денежных доходов  населения РФ, (млрд. руб.)
Выделяются следующие  виды доходов:
    оплата труда –социальные трансферты – представляют собой форму денежных доходов домашних хозяйств в виде пенсий, пособий, и иных социальных выплат, выплачиваемых из бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Их предоставление строго регламентируется государством;
    доходы от предпринимательской деятельности – являются важной формой денежных доходов домашних хозяйств. Они формируются в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица и определяются той величиной доходов, которая поступает в домашнее хозяйство предпринимателя;
    доходы от собственности – являются наиболее разнообразными. К ним относятся доходы от долевого участия в организации; доходы от размещения временно свободных денежных средств в банковские вклады; доходы от вложений в ценные бумаги; доходы, полученные в результате передачи в аренду или продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего членам домашнего хозяйства; доходы, полученные от личных подсобных хозяйств в результате продажи излишков продукции, без организации их производства с целью регулярной реализации и т.п.;
    другие доходы – образуются в виде поступлений денежных средств по договорам банковских ссуд, договоров займа, за счет их наследования и т.д.
Расходы домашних хозяйств классифицируются по различным критериям и представлены в таблице 2.
Таблица 2. Состав денежных расходов населения РФ, (млрд. руб.)
Наименование расходов
Денежные расходы  
и сбережения – всего
21308,6
25561,2
28452,3
32100,9
в том числе:
       
покупка товаров и оплата услуг
14828,5
17816,2
19777,3
22441,2
         
обязательные платежи  
и разнообразные взносы
2503,9
3246,2
3002,5
3158,1
приобретение недвижимости
834,0
1073,5
838,8
1076,7
        5424,9
прирост финансовых активов
3142,2
3425,2
4833,7
 
из него прирост, уменьшение (-) денег  на руках  
у населения
819,0
928
109,9
634,7
Расходы в %
Денежные расходы  
и сбережения - всего
100
100
100
100
         
в том числе:
69,6
74,1
69,8
69,9
покупка товаров и оплата услуг
       
         
обязательные платежи  
и разнообразные взносы
11,8
12,8
10,5
9,8
         
приобретение недвижимости
3,9
4,2
2,9
3,4
         
прирост финансовых активов
14,7
13,4
17,0
16,9
из него прирост, уменьшение (-) денег  на руках  
у населения
3,8
4,2
0,4
2,0

 
В их составе можно выделить следующие расходы:
    на покупку товаров и оплату услуг – их условно можно подразделить на две категории: текущие расходы и капитальные расходы.
    Текущие расходы – это затраты, связанные с первоочередными нуждами. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продовольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг связи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены и т.п.
    Капитальные расходы включают в себя затраты по приобретению непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, хозяйственное оборудование, движимое имущество) антиквариата, ювелирные изделия и т.п.;
    обязательные платежи и разнообразные взносы – обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также, платежей по страхованию, взносов в общественные и кооперативные организации и т.д.
    приобретение недвижимости – данные расходы включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых домиков, баз отдыха, других помещений;
    на прирост финансовых активов – эти расходы включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на депозитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения.
Важнейшей задачей ближайших  лет является существенное изменение роли финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны. В развитых государствах с рыночной экономикой финансы домашних хозяйств являются главным ресурсом, определяющим финансовый потенциал страны и, в конечном счете, характер ее экономического развития в целом. Величина доходов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и направления развития экономики любой страны с рыночной экономикой.
2.4. Государственный кредит
Государственный кредит –  это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает  в качестве: заемщика, кредитора  и гаранта.7
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной  системы. Данная деятельность реализует  фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию  государственного внутреннего и  внешнего долга и необходимости  его обслуживать. Такой государственный  кредит называется внутренним.
Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных  кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные  кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные  государства, предоставляя им внешние  кредиты за счет федерального бюджета  на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию  экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
 

Рисунок 5. Структура бюджетных  ссуд, предоставляемых государственным  бюджетом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные  и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной  системы и юридическим лицам  под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств  может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Как экономическая категория  государственный кредит обслуживает  формирование и использование государственных  централизованных денежных фондов. Его  специфическими чертами являются:
    добровольность;
    возвратность и платность;
    на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Как финансовая категория  государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
      Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
      Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
      Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
 
 
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы
ее развития
3.1. Особенности российской финансовой  системы
 
Финансовая система РФ состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов.8
 
Федеральное Собрание - Федеральные  Конституционные законы, федеральные  законы;
Президент РФ – Указы  Президента РФ;
Правительство РФ – Постановления  Правительства РФ;
Федеральное Министерство –  приказ и т.д.
Существует несколько  типов финансовых институтов (ФИ):
- ФИ1 (создаются государством)
- ФИ2 (создаются населением  под руководством государства);
- ФИ3 (саморегулирующиеся  организации).
Сами финансовые институты  могут рассматриваться на разных уровнях:
Федеральный - представлен  федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов 
Субъектный - представлен  субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с  одной стороны федеральными финансовыми  институтами, и полномочиями субъектов  в финансовой сфере - с другой.
Муниципальный – местные  финансовые институты, муниципальные  образования.
В современных условиях в  системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.
Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально  не входит в Прав1. Центральный Банк РФ (Центральный аппарат (ЦА) + территориальные  учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры);
2. Министерство финансов  РФ (ЦА + служба финансовая бюджетного  надзора + Управления Федерального  Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + налоговая служба + подведомственные  организации)
3. Министерство РФ по  налогам и сборам (ЦА + межрегиональные  инспекции + Управление МНС по  субъекту)
4. Федеральная таможенная служба (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ)
5. Федеральная комиссия  по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)
6. Федеральное агентство  п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.