На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая политика и налоги

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НАЛОГИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 4
    1.1.  Сущность налогов как социально-экономической категории 4
    1.2. Общая характеристика налогов и их функции 6
    1.3. Основные элементы налоговой системы 7
Глава 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 9
    2.1. Сущность и задачи налогового регулирования экономики 9
    2.2. Роль налогов в формировании бюджета Республики Беларусь 13
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
    3.1. Пути оптимизации налогового бремени 18
    3.2. Цель и направления налоговой реформы. Совершенствование налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
     Налоги  являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
     Применение  налогов является одним из методов  экономического управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих  общественных функций. За счет налогов  финансируются также расходы  по социальному обеспечению, которые  изменяют распределение доходов. Система  налогового обложения определяет конечное распределение доходов между  людьми.
     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может  проводить энергичную политику в  развитии наукоемких производств и  ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, а также острой критики.
     Целью курсовой работы является изучение сущности налогов и налоговой политики в Республике Беларусь.
     Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:
     - определить социально-экономическую  сущность налогов;
     - рассмотреть особенности налоговой  политики в Республике Беларусь;
     - изучить основные направления  совершенствования налоговой политики  в Республике Беларусь. 

Глава 1. НАЛОГИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

     1.1.  Сущность налогов как социально-экономической категории

 
     В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов  государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
     В условиях рыночной экономики у государства  остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов  в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние  все больше приобретает косвенный  характер и осуществляется посредством  налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые  государством с юридических и  физических лиц в государственный  и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели [9, с. 52].
     По  своей экономической природе  установление налогов носит односторонний  характер. Поскольку налог взимается  в целях покрытия общественно  полезных потребностей, которые в  большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности  государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
     Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все  эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и  не влияют на характер платежа в  целом.
     Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика  и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой –  меру дозволенного поведения для  государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как  средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан  и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, – с другой.
     Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками  в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
     Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для  того, чтобы формировать государственный  бюджет, из которого затем финансируются  расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.
     Налоги  поступают в пользу органов государственной  власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых  на тех же условиях, но установленных  в экономических или социальных интересах в пользу юридических  лиц, не являющихся центральными или  местными органами государственной  власти, административными учреждениями.
     Целью взимания налогов является обеспечение  государственных расходов вообще, а  не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые  доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает  исключения в виде установления целевых  налогов.
     Налог, как экономический механизм, не имеет  непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее  планироваться, но предполагаемая сумма  расходов не оказывает императивного  воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в  принципе, не ограничен.
     Пошлины и сборы не имеют того финансового  значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные  интересы. В этом смысле сборы и  пошлины являются индивидуальными  платежами. Но поскольку государство  обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить  их, покрытие государственных расходов не                             может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.
     Целью взыскания пошлины или сбора  является покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются  не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный  орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так,                            уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с                             общественно полезной функцией суда – поддержания режима законности [2, с. 352].
     Пошлина не обусловливает существование  государственного органа, так как  он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией  каким-либо государственным органом  своих функций.
     Характер  пошлин и сборов предполагает использование  иных принципов при определении  размера платежа, нежели те, которые  применяются при налогообложении.

     1.2. Общая характеристика налогов и их функции

 
     Налоги  являются обязательными  платежами в бюджет, осуществляемыми  юридическими и физическими  лицами в соответствии с законодательными актами. Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченных государственных органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных потребностей [15, с. 42].
     Налоги  имеют ряд отличительных особенностей:
    являются обязательными к уплате и принудительны в изъятии;
    являются основным источником формирования государственных доходов;
    возникают и функционируют в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального дохода;
    налоговые отношения носят односторонний характер от налогоплательщика к государству.
     В экономической литературе выделяются различные функции налогов, в том числе характерные для рыночной системы:
    фискальная («фиск» – государственная казна), в ходе которой формируются ресурсы государства для финансирования соответствующих расходов;
    контрольно-учетная, с помощью которой определяется эффективность использования экономических ресурсов, доходов предприятий и домашних хозяйств, а также источники и направления использования финансовых ресурсов;
    распределительная, в соответствии с которой, с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов между различными уровнями государственного бюджета, с другой – распределяется налоговое бремя между различными категориями плательщиков;
    регулирующая, посредством которой государство целе- 
    направленно воздействует на экономический рост, структурную перестройку общественного производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения;

    стимулирующая, реализуемая через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.
     Налоги  подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги). В промышленно развитых странах налоговая структура такова: 37 процентов составляют прямые налоги, 31 процентов – косвенные и 22 процентов – взносы на социальное страхование.
     По  значимости различают общегосударственные  и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают  в бюджет центральных органов  власти (республиканский), а местные  зачисляются полностью в местный  бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования  местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся  к категории регулирующих доходов.
     В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды) [14, с. 52].
     По  принципам построения выделяют следующие  налоги:
    прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;
    регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;
    пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

     1.3. Основные элементы налоговой системы

 
     В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:
    субъект налога (плательщик)юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог;
    объект налогато, что подлежит налогообложению: имущество, ресурсы, доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.;
    источники уплаты налогадоход субъекта (зара- 
    ботная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачи- 
    вается налог. Он может совпадать с объектом обложения (при- 
    быль, заработная плата, доходы), в других случаях – нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг);

    ставка налогафиксированная величина изъятия налога, установленная законодательно в абсолютном или относительном измерении;
    срок уплаты налогасрок, в который уплачивается налог, устанавливается в соответствии с законодательством;
    льготы по налогу полное или частичное освобождение от уплаты налогов через снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов из налогообложения (могут быть постоянными или временными);
    денежные санкциимера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства;
    административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;
    финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства.
 

     

Глава 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

     2.1. Сущность и задачи налогового регулирования экономики

 
     Объективная необходимость государственного регулирования  экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также форм и методов их построения образует налоговую систему.
     Сегодня налоговая система призвана реально  влиять на укрепление рыночных начал  в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.
     По  своей экономической природе  налоги призваны выполнять три важнейшие  функции:
    обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
    поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
    государственное регулирование экономики (регулирующая функция) [15, с. 262].
     Во  всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.
     Наряду  с фискальной функцией в экономической  литературе рассматривается перераспределительная или регулирующая функция налогов. Определение «регулирующая» ничего нового не привносит, так как все в налоговой политике относится к регулированию, государственному воздействию на рынок. Что касается определения «перераспределительная», то оно отражает перераспределение с помощью налогов национального дохода с целью формирования финансовых ресурсов государства и их последующего использования в соответствии с возложенными на государство функциями.
     Наконец, различают стимулирующую функцию налогообложения. Через регулирование налоговых ставок или путем освобождения на определенный срок от уплаты налогов можно способствовать развитию новых отраслей, формированию новых производств, ставших насущной потребностью страны, и, тем самым, совершенствовать структуру экономики, а также побуждать предпринимателей создавать новые виды продукции в тех именно местах, где сами по себе они не возникли бы. В данном случае налоговая политика содействует совершенствованию размещения производительных сил.
     К этому направлению налоговой  политики относится льготирование  производств, предоставляющих населению  дополнительные рабочие места. Эффект от мер, направленных на наиболее полное использование трудового потенциала, отражается в качестве производимой этими странами продукции, высоко конкурентной на внешних рынках.
     Сущность  механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.
     Признание необходимости государственного регулирования  экономики пришло в мировую науку  и практику после кризиса 1929-1933 годов. До этого широко использовалась теория экономического либерализма, проповедовавшая  невмешательство государства в  хозяйственную деятельность предпринимателей и функционирование рынка. Последствия  кризиса вынудили государство взять  под свое воздействие вначале  рынок рабочей силы с целью  ограничения рамок безработицы, а затем инвестиции – с целью  подъема и структурной перестройки  производства, технического прогресса, экологии и других сторон общественной жизни.
     Основоположником  науки государственного регулирования экономики  явился Дж. Кейнс. В своей теории занятости, процента и денег он доказывал, что рынок, сам по себе, не способен обеспечить полное и эффективное использование всех факторов производства и нуждается в помощи государства. Государство должно создать такие условия производства, которые способствуют увеличению капитальных вложений, расширению бизнеса при сохранении полной свободы предпринимателей в принятии хозяйственных решений и ответственности за их последствия. Стимулирование производственного потребления капитала, по его мнению, повлечет расширение спроса на средства производства и рабочую силу.
     В мировой экономике в 30-х годах  разрабатывались конкретные методы государственного регулирования экономики  с помощью преимущественно финансово-бюджетной  и денежно-кредитной политики. Авторами основополагающих концепций в этой области считаются Р.Фриш (Норвегия), У.Беверидж (Англия), Я.Тинберген (Нидерланды), У.К.Митчелл (США) и некоторые другие ученые [6, с. 116].
     Существенная  роль налогового механизма в обеспечении  воспроизводственных процессов  признавалась русскими исследователями. Профессор В.Твердохлебов выдвигал в качестве высшего принципа государственной  налоговой политики принцип развития производительных сил: «Развитие производительных сил, вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы, не вторгаясь в область этики и сохраняя свой политический нейтралитет» [7, с. 29].
     Приведенные цитаты подтверждают идею о том, что  налоговый механизм представляет собой  очень сложную систему, которая  эффективна лишь тогда, когда в основу положены выработанные мировой практикой  принципы налоговых отношений.
     Теоретически  принципы налогообложения сформулированы А.Смитом еще в ХYIII веке, но они  принимаются в качестве аксиомы  при формировании и модернизациях  налоговых систем и в настоящее  время. Принцип справедливости выдвигает  требование всеобщности обложения  и равномерности распределения  налога соразмерно доходам. Принцип  определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно  заранее известны плательщику. Принцип  удобства означает, что налог должен взиматься в такое время и  таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. Принцип  экономности предписывает минимизировать издержки взимания налога, рационализировать  систему налогообложения.
     Высший  законодательный орган власти вправе устанавливать различные налоги и механизм их взимания. Но если созданная  им налоговая система вступает в  противоречие с объективными принципами, то через                 определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует                  свою неэффективность. В зависимости от экономического,                      политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от уплаты налогов или нарастающего снижения налоговых поступлений в результате сокращения налоговой                 базы.
     Воздействие налогов на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления  валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные  правила формирования налоговой  базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает  главные векторы этого воздействия  и определяет роль налогового механизма  в развитии экономики.
     При переходе к рыночным отношениям можно  выделить следующие направления  налогового регулирования экономики:
    налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятиям и изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующих функции налогов. Для расширения налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть налоговая                         система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;
    посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;
    через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;
    налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;
    налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;
    налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса.
     Результативность  налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической  политики, реализуемой государством.
     Механизм  налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».
     Элементами  налоговой системы налогового механизма  выступают: субъекты налога, объекты  налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов  власти является законодательное утверждение  четких критериев каждого из перечисленных  элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.