На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Взаимная помощь по уголовным делам

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
    Взаимная помощь по уголовным делам. Формы международного сотрудничества.
    Содержание, форма и порядок исполнения поручения о правовой помощи.
    Основания и общие условия оказания международной правовой помощи по уголовным делам. Правовые условия и основания отказа в оказании правовой помощи.
    Заключение.
    Список использованных источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Взаимная помощь по уголовным делам. Формы международного сотрудничества.
В современных условиях ничто  не стоит на месте. Развиваются различные  явления жизни общества, как положительные, так и отрицательные. Одним из таких явлений необходимо признать развитие преступности. С каждым годом  она приобретает всё большие  размеры, и если несколько десятилетий  преступность была на внутригосударственном  уровне, то сейчас она уже перешла  на межгосударственный уровень.
Именно с этой целью  Республикой Беларусь заключаются  различного рода договора о взаимной правовой помощи, и в первую очередь  эти договоры заключаются о взаимной помощи в сфере уголовного преследования.
Вопрос о оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам  получил своё законодательное закрепление  в Законе Республики Беларусь от 18.05.2004 N 284-З "О международной правовой помощи по уголовным делам".[3] В данном законе даётся определения понятия международной правовой помощи. Международная правовая помощь по уголовным делам - выполнение органами Республики Беларусь, ведущими уголовный процесс, процессуальных и иных действий по просьбе органов иностранных государств, компетентных принимать решения по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам, а также выполнение аналогичных действий органами иностранных государств, ведущими уголовный процесс, по просьбе органов Республики Беларусь, ведущих уголовный процесс, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на основе принципа взаимности.
Как уже было сказано выше, оказание международной правовой помощи осуществляется на основании принципа взаимности. Данный принцип является общепризнанным принципом межгосударственных отношений, в соответствии с которым  государства должны строить отношения  друг с другом на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов др. стороны, особенно в вопросах обеспечения международного мира и безопасности. На основе принципа взаимности государство может принимать надлежащие меры в ответ на какие-либо акции со стороны другого государства. В данном случае наше государство в ответ на какое-либо содействия со стороны других государств в области уголовного преследования должно отвечать таким же содействием.
При характеристике порядка  совершения действий по оказанию правовой помощи важно четко различать  две группы правил:
    Правила обращения за помощью к правоохранительным органам иностранных государств со стороны соответствующих российских органов;
    Правила обращения за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств.
Еще одна форма сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства – выдача (экстрадиция) лиц для  уголовного преследования или отбывания  наказания. При усвоении современных процессуальных правил реализации данной формы сотрудничества следует иметь в виду, что их содержание в определенной мере зависит от того, откуда исходит запрос о выдаче и каковы его цели.[10] С учетом этого такие правила подразделяются на две группы:
    Правила, регламентирующие направление запросов о выдаче соответствующими органами иностранных государств лиц для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями либо для отбывания наказания, назначенного им приговорами российских судов;
    Правила, регламентирующие исполнение запросов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, о выдаче лиц, находящихся на территории Российской Федерации, для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями или для отбывания наказаний, назначенных приговорами судов иностранных государств.[11]
Если иностранец, находясь на территории чужого государства, совершает  преступление, то в отношении него выносится обвинительный приговор, и наказание приводится в исполнение. В соответствии с практикой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства у такого лица при  наличии соответствующих международных  договоров или обязательств, даваемых на основе принципа взаимности, может  возникнуть право на передачу его  для отбывания наказания в  то государство, гражданином которого оно является. 
В целях реализации взаимной правовой помощи по уголовным делам, Республика Беларусь заключает с  иностранными государствами различного рода договоры о оказании правовой помощи. Основным документом, регулирующим отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в данной сфере является Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь». В статье 1 данного Закона закреплено определение понятия «двусторонний международный договор». Двусторонний международный договор – международный договор, заключенный двумя и более государствами и (или) международными организациями, которые выступают в качестве двух самостоятельных сторон международного договора.[4] Одним из первых договоров, заключенных нашей страной как независимым субъектом политики на международной арене является Конвенция между странами СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г. (с изменениями от 28 марта 1997 г.)[5]
Договора о правовой помощи включают в себя положения, по которым принятие документов, которые на территории одной из договорившихся сторон были выданы в установленной форме или заверены соответствующим компетентным государственным органом и удостоверены официальной печатью, принимаются на территории другой договорившейся стороны без легализации. Можно для примера взять пример наиболее близкого соседа - Украину. Все документы , выданные на ее территории принимаются органами Республики Беларусь без легализации. Документы переводятся на русский или белорусский язык и нотариально заверяются. Основанием к рассмотрению украинских документов без легализации является Конвенции между странами СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г. (с изменениями от 28 марта 1997 г.) Беларусь и Украина, соответственно, подписали данную конвенцию. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. [5] По сути, была подтверждена позиция о принятии официальных документов без их легализации. Конвенция предусматривала бесплатное оформление и пересылку без перевода с уведомлением гражданам, метрических и образовательных документов. Переход стран СНГ на свои государственные языки сделал проблематичным работу с документами. Поэтому в протоколе новой редакции данной конвенции от 28 марта 1997 года в статью 14 внесено добавление о необходимости: " В случае исполнения документов на государственных языках Договаривающихся Сторон к ним прилагать заверенные переводы на русский язык".
Но есть и обратная сторона  этой проблемы, отсутствие легализации  позволяло допустить в оборот огромное количество фальшивых, не правомочных  документов. Контроль за их легальностью был ослаблен или полностью отсутствовал. В связи с тем, что большинство  стран СНГ уже вступило в страны члены участниц Гаагской конвенции, в дальнейшем возможно введение упрощенной формы легализации между ними. Вновь образовавшиеся государства, и не вошедшие с состав СНГ (Латвия, Литва, Молдова, Эстония) подписали  международные договора с Республикой  Беларусь об оказании правовой помощи, по которым документы, составленные и засвидетельствованные судом, учреждениями юстиции или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом) в пределах их компетенции и по установленной форме и скрепленные печатью принимаются к официальному рассмотрению без легализации. [5]
Развитие международного сотрудничества в этой области прошло достаточно длительный путь. Вначале  использовались самые простые формы, например достижение договоренности о  выдаче лица, совершившего преступление, или о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. В дальнейшем возникла необходимость  обмениваться информацией, причем объем  этой информации постоянно расширялся: если раньше она касалась отдельных  преступников и преступлений, то в  настоящее время она наполняется  все новым содержанием, затрагивает  практически все сферы борьбы с организованной преступностью, включая  статистику и научные данные о  причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т.п. [12]
На определенном этапе  появляется необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере видоизменяется и играет все  более существенную роль в отношениях между государствами. То же относится  и к вопросам, связанным с оказанием  правовой помощи по уголовным делам, включая   розыск   преступников,   обмен   документацией, допрос свидетелей,  сбор вещественных доказательств и  другие следственные действия.
В последнее время заметное место в отношениях между государствами  занимает вопрос об оказании профессионально-технической  помощи. Это вызвано тем, что многие государства испытывают острую необходимость  в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с организованной преступностью. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут  успешно бороться с отдельными видами организованной преступности, и прежде всего с наркобизнесом и нелегальной  торговлей оружием.
Следует отметить, что сотрудничество государств в борьбе с преступностью  получило достаточно интенсивное развитие на трех основных уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. В договорной практике Республики Беларусь насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.[13] Например, в части, касающейся организованной преступности, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия оперативных и судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими были совершены преступления.
Среди данного рода соглашений можно указать следующие:
    Соглашение между министерствами внутренних дел Республики Беларусь и Итальянской Республикой о сотрудничестве в борьбе против незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ и с организованной преступностью (1993 г.)[6];
    Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в борьбе с международной организованной преступностью, международной нелегальной торговлей наркотиками и международным терроризмом (1996 г.)[7];
    Соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и МВД Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью (1998 г.)[8].
Межгосударственные и  межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируются вопросы  сотрудничества отдельных ведомств (например МВД, Прокуратуры, органов  государственной безопасности), более  детально определяются их задачи, порядок  решения вопросов, входящих в их компетенцию. Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. Например, в 1971 г. 14 государств - членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение[4].
Значительная работа в  сфере предупреждения преступности, борьбы с ее организованными структурами  проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции:
    О выдаче преступников (1957 г.);
    О правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
    О передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (1978 г.);
    О передаче осужденных лиц (1983 г.);
    Об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.)2.
Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с продолжающимся ростом преступности в республиках  бывшего СССР, так и открытости границ, что лишает государства возможности  успешно бороться с организованной преступностью в одиночку. Так, еще в 1993 г. все государства СНГ (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», Соглашение «О сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики» 1996 г. и др. Большой интерес представляет регламентация в данных документах таких вопросов, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т.п.[10]
В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиваться двусторонними и региональными  соглашениями. Стало ясно, что некоторые виды преступности, в частности транснациональная организованная преступность, международный терроризм, наркобизнес, затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств на универсальный уровень. Интенсивно идет процесс заключения многосторонних договоров, и если во времена Лиги Наций в них участвовали десятки государств, то в период деятельности ООН их количество превысило сотню.[13]
Таким образом, на международном  уровне можно выделить следующие  основные формы сотрудничества, используемые в борьбе с транснациональной  организованной преступностью:
1. Обмен информацией, касающийся организованной преступности в общем и сотрудничество по отдельным оперативным вопросам, таким, как: предоставление информации о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий; проведение совместных  заранее  согласованных  следственных действий  и оперативно-розыскных мероприятий на территории договаривающихся   сторон;   проведение  скоординированных операций по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений;
2. Обмен информацией по правовым вопросам. Центральные учреждения  юстиции государств  могут  предоставлять друг другу сведения о действующем или действовавшем в стране законодательстве и практике его применения. Хотя аналогичная информация может быть получена и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры, однако полученные сведения будут отличаться по «юридическому качеству», и могут быть использованы не для любых правовых целей;
3. Выдача преступника (экстрадиция);
4. Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи. Это действие состоит в применении в соответствии с внут ренним законодательством меры пресечения - заключения под стражу. Согласно договорам о правовой помощи государство, получившее требование о выдаче, должно произвести все необходимые действия к взятию под стражу соответствующего лица (кроме случаев, когда выдача не производится). О взятии под стражу или задержании немедленно уведомляется запрашивающая сторона;
5. Взаимная правовая помощь в изъятии и конфискации доходов от незаконной деятельности и других активов;
6. Осуществление уголовного преследования, т.е. государства по поручению запрашивающей стороны обязуются осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против лиц (в том числе и собственных граждан), подозреваемых в том, что они совершили  преступление  на территории договаривающегося государства;
7. Розыск лиц. Это правовое действие проводится в целях привлечения к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приговора в исполнение и заключается в мероприятиях (процессуальных и оперативных) по отысканию   соответствующего   лица,   осуществляемых   в   соответствии с внутренним законодательством.  В данном случае особенно важна цель розыска, т.к., например, если лицо разыскивается за совершенное деяние, не являющееся в запрашиваемом государстве преступлением, розыск производится не будет;
9. Производство обысков, выемок, изъятий и экспертиз. Основанием для производства данных следственных действий является решение (для экспертизы - постановление)   компетентного  органа  запрашиваемого  государства, вынесенного в соответствии с просьбой о правовой помощи и должным образом санкционированное;
9.  Передача предметов.  По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении преступлений; в том числе предметы и орудия преступления, приобретенные в результате совершения преступления или в качестве вознаграждения за него; имеющие значение доказательств по уголовному делу;
10.  Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве;
11.  Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство;
12.  Уведомление об обвинительных приговорах и сведениях о судимости. Государства ежегодно сообщают друг другу сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан и пересылают отпечатки пальцев осужденных. Также по просьбе государства предоставляют сведения о судимости лиц, привлеченных или привлекаемых к ответственности на их территории;
13.  Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Данное действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесены обвинительные приговоры иностранным судом;
14.  Признание приговоров иностранных судов.  При наличии международного договора приговор иностранного суда должен рассматриваться так, как если бы он был вынесен национальным судом.
В целях максимальной реализации этих форм важную роль будет играть эффективный механизм международного сотрудничества, о чем свидетельствуют  последние тенденции налаживания  все более тесного и четко оформленного сотрудничества между правоохранительными органами, а также в рамках отдельных международных и региональных организаций.[13]
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – основанное на международном договоре Республики Беларусь, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействия российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.[8]
Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в  определенный период в государствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств по уголовным  делам в борьбе с международной  преступностью: заключение международных  договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе  с преступностью.
В международных договорах  регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных для отбывания  наказания в страны их гражданства, защиты прав  своих граждан при  уголовном преследовании их в  другом государстве,  обмен оперативной  и правовой информацией, а также  проведение совместных профилактических мероприятий.[10]
При необходимости производства каких-либо процессуальных действий составляется специальный запрос, который направляется через:
1. Верховный суд Республики  Беларусь - по вопросам судебной  деятельности Верховного суда  Республики Беларусь;
2. Министерство юстиции  Республики Беларусь - по вопросам, связанным с судебной деятельностью  всех судов, за исключением  Верховного суда Республики Беларусь;
3. Министерство внутренних  дел Республики Беларусь - в отношении  следственных действий, не требующих  судебного решения или согласия  прокурора;
4. Генеральную прокуратуру  Республики Беларусь - в остальных  случаях.
Вначале запрос составляется на национальном языке государства, направляющего запрос, после чего запрос и прилагаемые к нему документы  переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое  они направляются. Указанный запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменной форме, подписывается  должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего учреждения и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и адрес органа, которому направляется запрос; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о  лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включая сведения об их дате и месте рождения, гражданстве, роде занятий, местожительстве или  местопребывании, а для юридических  лиц - их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению  обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о  фактических обстоятельствах совершенного деяния и его квалификацию, текст  соответствующей статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также, при необходимости, сведения о размере  вреда, причиненного данным преступлением.
Важным моментом такой  взаимопомощи является то, что доказательства, полученные на территории иностранного государства по просьбе органа, ведущего уголовный процесс, об оказании международной  правовой помощи по уголовному делу на основе принципа взаимности  или  в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, заверенные и переданные в установленном порядке этому органу, имеют такую же юридическую силу, как если бы они были получены на территории Республики Беларусь.[1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Содержание, форма и порядок исполнения поручения о правовой помощи.
Вопрос о содержании и исполнении поручения о правовой помощи регулирует Конвенция между странами СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г. (с изменениями от 28 марта 1997 г.).  Согласно данной конвенции, в поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны наименование запрашиваемого и запрашивающего учреждения, наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, имена и фамилии свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей, для юридических лиц — их наименование и местонахождение; при наличии у перечисленных лиц представителей — их имена, фамилии и адреса; содержание поручения, описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния, а также другие сведения, необходимые для исполнения поручения.[5]
В поручении о вручении документа должны быть также указаны  точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. В случае, если точный адрес указанного в поручении  лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством  государства, на территории которого оно  находится, необходимые меры для  установления адреса.
Поручение должно быть подписано  и скреплено гербовой печатью  запрашивающего учреждения[5].
Европейская конвенция о  взаимной правовой помощи по уголовным  делам предусматривает, что просьба  о взаимной помощи должна содержать:
    Наименование органа, направляющего просьбу;
    Предмет и причину просьбы; по возможности, сведения о личности и гражданстве соответствующего лица и, если необходимо, фамилию и адрес этого лица. Кроме того, в судебных поручениях о получении свидетельских показаний, о передаче вещественных доказательств, материалов или документов, о производстве обыска или наложении ареста на имущество. [5] указывается состав правонарушения и содержится краткое изложение фактов (ст. 14).
Поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы  должны быть составлены на государственном  языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке.[5] Согласно ст. 16 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи, запрашиваемая сторона может потребовать перевода документов на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею.
При исполнении поручения  об оказании правовой помощи запрашиваемое  учреждение применяет законодательство своей страны (п. 1 ст. 8 Конвенции  СНГ; п. 1 и 2 ст. 3 Европейской конвенции). По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающего государства, если только они не противоречат законодательству запрашиваемого государства.
Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному  учреждению и уведомляет об этом запрашивающее  учреждение[5]. После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению, а в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения. Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.
Европейская конвенция о  взаимной правовой помощи по уголовным  делам помимо названного основания  для отклонения просьбы о правовой помощи указывает, что в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, или фискальным преступлением (ст. 2). При этом страны-участницы не пользуются правом, предусмотренным в ст. 2(а) Конвенции, отказывать в помощи только на том основании, что просьба касается правонарушения, которое запрашиваемое государство считает нарушением налоговых правил.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Основания и общие условия оказания международной правовой помощи по уголовным делам. Правовые условия и основания отказа в оказании правовой помощи.
Сотрудничество между  странами по вопросам оказания взаимной правовой помощи в деле борьбы с  преступностью и расследования  уголовных дел осуществляется как  в рамках заключенных международных  договоров, так и при их отсутствии на условиях взаимности. Так, согласно ст. 469 Уголовно-процессуального кодекса  Республики Беларусь, основанием для  оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности является просьба органа иностранного государства, в которой  содержатся положения о ее сути и  указываются сведения об уголовном  деле, о фактических обстоятельствах  и правовой квалификации деяния, текст  положений уголовного закона  иностранного  государства, которыми предусматривается  ответственность за это деяние, сведения о размере причиненного вреда, а  также иные сведения, необходимые  для ее  исполнения.  Просьба  органа  иностранного  государства  должна  быть  представлена  в  письменной  форме,  заверена  подписью  его должностного лица и скреплена гербовой печатью  органа иностранного государства. В  ст.ст. 470-480 УПК Республики Беларусь перечислены условия, согласно которым  осуществляется принцип взаимности. Однако, вновь введенные в УПК  Республики Беларусь нормы не совсем соответствуют требования законодательства.[14] 
В частности, определено, что, если международным договором установлен иной порядок сношений при оказании правовой помощи, чем указано в  УПК Республики Беларусь, то применяются  правила международного договора. В  связи с этим процедура, указанная  международным договором, как часть  правовой системы Республики Беларусь будет действовать и может  применяться на всей территории нашей  страны и на территории иностранного государства, являющихся сторонами  по договорным обязательствам. Большинством действующих международных договоров порядок сношений между государствами определен специально. Например, исполнение следственными аппаратами Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г. вне зависимости от подследственности производится через Генеральную прокуратуру Республики Беларусь. Такой же порядок действует и в отношении международных соглашений, нашей страной. Несоблюдение этого требования влечет возврат запроса (поручения) без исполнения.[14]
Основания и правовые условия  для отказа в оказании правовой помощи закреплены в ст. 481 Уголовно-процессуального  кодекса. Международная правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности не оказывается, если:
1. Оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету Республики Беларусь, ее национальной безопасности, правам и свободам граждан либо противоречит законодательным актам Республики Беларусь, а также международным договорам Республики Беларусь;
2. Деяние, в связи с которым поступила просьба органа иностранного государства, не является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь;
3. Не соблюдены условия, предусмотренные главой 50 настоящего Кодекса;
4. Иностранным государством не соблюдается принцип взаимности.[1]
Данные условия являются общими условиями для отказа в  правовой помощи. Статьями 482-489 Уголовно-процессуального  кодекса закрепляются более конкретные случаи для отказа в правовой помощи, такие как:
    Основания для отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о передаче на время лица для производства процессуальных действий;
    Основания для отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о передаче лица для отбывания наказания;
    Основания для отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о выдаче лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания;
    Основания для отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства, содержащей положение об уголовном преследовании лица;
    Основания для отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства, содержащей положение об исполнении судебного решения иностранного государства по уголовному делу;
    Основания для отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о транзитной перевозке лица.[1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Исследовав вопрос о оказании международной правовой помощи по уголовным делам, можно сделать следующие выводы:
    Международная правовая помощь оказывается на принципе взаимности.
    Для осуществления взаимной международно-правовой помощи между государствами необходимо заключить предварительное соглашение о оказании данной помощи.
    Республика Беларусь активно участвует в отношениях по оказании взаимной международно-правовой помощи, а, следовательно, всячески содействует снижению преступности как на своей территории, так и на территории иностранных государств.
    Республика Беларусь стремится к сотрудничеству в области взаимной международно-правовой помощи по уголовным делам.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.