Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Политическое манипулирование

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     О понятии политического  манипулирования
     Манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между  людьми. 
     Политическое  манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие  его к той или иной политической деятельности (в основном — к  поддержке одних фигур и неприятию  других). Политологи-макиавеллисты  считают, что политика и есть искусство  манипулирования людьми. 
     Политическое  манипулирование (далее — ПМ) — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия.
     Очевидно, что феномен манипуляции заслуживает  самого серьёзного изучения. В первой части главе дипломной работы мы постараемся раскрыть важнейшие  теоретические аспекты политического  манипулирования с «привязкой»  к современной России.
     Некоторые черты и принципы политического манипулирования
     Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый  механизм, психологическое воздействие  на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или  предпочтений
     Поясним суть манипуляции на примере простого арифметического фокуса. Человеку предлагается выбрать любое двузначное число (не называя его вслух), сложить  каждую из двух цифр, образовывающих это  число, и вычесть эту сумму  из выбранного числа (пусть читающий эти строки проделает то же самое). Если получившееся в результате число  — двузначное, то обе образующих его цифры опять складываются. Теперь манипулируемый должен найти европейскую страну на первую букву получившейся у него цифры и вспомнить большое животное на третью букву в названии этой страны. Разумеется, все эти операции он выполняет молча. И тут манипулятор ошарашивает «подопытного» итоговой фразой: «Носороги в Дании не водятся!» Эффект достигается присутствующей у манипулируемого уверенностью в возможности свободного выбора. Он не понимает, что возможность эта — фиктивная, что какое бы число он ни выбрал, после нескольких операций оно неизбежно превратится в число «9». Дальше — такая же иллюзия выбора: в Европе на «Д» существует только одна страна — Дания, а крупное животное на «Н» для абсолютного большинства — именно носорог (раз на тысячу встречаются оригиналы, называющие нарвала). Манипулируемый уверен в том, что действовал независимо, свободно и сознательно, тогда как манипулятор знал ход его мыслей — единственный возможный — наперёд. Здесь хорошо виден главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.
     Цели, задачи, содержание политического манипулирования 
     Цель  политического манипулирования  — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни  российского общества эти цели достигаются  путем выборов. Успех на выборах  невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов  сводятся к формированию у избирателей  определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать  социальное ожидание и предложить оптимальный  образ кандидата или программу. Таким образом, в узком понимании ПМ — это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание ПМ выходит далеко за пределы избирательных кампаний).
     Для успешного решения задач и  достижения целей существуют средства ПМ, которые называются политическими  технологиями (их ядро — избирательные  методики, используемые в период предвыборных кампаний). Средства ПМ можно классифицировать по различным критериям. По совместимости с действующим законодательством они делятся на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по способу воздействия — на прямые и скрытые, по функции — на PR (поддержание связи с общественностью), агитацию (призыв к действию) и др., по форме — на агитационные, экономические, административные и провокационные, по содержательной направленности — на рекламу и антирекламу, по уровню воздействия — на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям — на печатные, электронные, наружные и т. д. 
     Предвыборная  агитация
       Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предвыборная агитация — это «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них»]. Предвыборная агитация может проводиться через СМИ, путём проведения массовых мероприятий, путём выпуска различных (печатных, аудиовизуальных и др.) агитационных материалов и «в иных не запрещённых законом формах». 
     Политическая  реклама
     Чёткого понятийного аппарата, ясно разграничивающего  близкие понятия агитации, пропаганды, PR и политической рекламы, в России пока не существует. В прессе приходится встречать различные толкования этих терминов.
     Существует  взгляд, согласно которому политическая реклама — это не только рекламные  статьи или телевизионные ролики, а все действия, направленные на популяризацию имиджа данного товара и депопуляризацию имиджа товаров-конкурентов, внедрение в сознание людей определённой позитивной и негативной информации — здесь политическая реклама выступает понятием, объединяющим и агитацию, и PR, и другие элементы политического маркетинга. Мы будем рассматривать политическую рекламу как элемент ПМ, а именно — как информацию, распространяемую «с целью формирования или поддерживания интереса» к данному политическому лицу или идее.  
Паблик рилейшнз (public relations, PR) — «система связей с общественностью, цель которой — деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью». В применении к политическому маркетингу это связь между партией (кандидатом) и её (его) потенциальным электоратом. Задачи PR — формирование достойного имиджа, избежание вредных слухов, учёт потребительских запросов. Одним из ключевых понятий здесь выступает брэндинг, то есть искусство создания и продвижения торговых марок с целью формирования долгосрочного предпочтения к ним. Необходимо отметить, что понятие public relations, широко распространившись в России несколько лет назад, почти сразу утратило своё первоначальное значение. Между тем, липпмановское определение public opinion, и соответственно public relations, обязывают политические институты действовать в рамках закона, и зачастую слишком драконовского, чтобы можно было его представить конституционной гарантией свободы слова.

     Сегодня в России под PR нередко понимают не систему поддержания отношений  между организацией и общественностью, а набор более или менее  «грязных» приёмов, при помощи которых  происходит заведомый обман населения. «Белый» PR в таком понимании —  манипулятивные технологии, допустимые законом, «чёрный» — технологии, явно или неявно вступающие в конфликт с нормами права, но действующие эффективно и незаметно для большинства.
     Теперь  для обозначения «истинного», первоначального  смысла PR даже иногда предпочитают использовать «незапятнанную» аббревиатуру РОС  — «развитие общественных связей».
     Из  истории политического  манипулирования 
     Устная  политическая реклама в Древнем  Риме, радиореклама во время Первой мировой войны, политическая карикатура, фотография или политический плакат — все эти формы ПМ вызывали разные чувства у населения, но всегда преследовали одну цель — побуждение к определённой оценке или действию. Новый толчок развитие технологий ПМ получило в ХХ веке. В 20-ых гг. большую популярность приобрело учение З. Фрейда о психоанализе. С его выводами можно спорить, но, например, правительство Гитлера успешно использовало обращение к потаённым человеческим инстинктам. Позже, в 1957 году, американский социолог В. Пэккард обобщил опыт применения психоанализа в рекламе.
     В 50-ых американец Э. Дихтер, специалист по рекламе, сделал вывод о том, что рекламные агентства в США стали самыми передовыми «лабораториями мировой психологии» [цит. по II,7]. Практический успех Дихтера привлёк к нему влияние политической элиты, и основные принципы коммерческой рекламы были перенесены в сферу политическую (в 1960 году Э. Дихтер успешно провёл избирательную кампанию Дж. Кеннеди).
     Другой  американский исследователь — Джеймс Вайкери — разработал принципы сублиминальной (т. е. скрытой) рекламы. Примером такой рекламы может служить знаменитый «25-ый кадр», ныне запрещённый. Впрочем, скрытая реклама в различных формах продолжает применяться. Особенно большой вклад в развитие манипулятивных технологий сделали США.
     Если  говорить о российском обществе, то ПМ существовало на протяжении всей российской истории, принимая в различные эпохи  соответствующие формы. В СССР политическое манипулирование в основном ограничивалось агитацией и пропагандой, реклама  же и PR возникли тогда, когда в период перестройки активно стали внедряться рыночные механизмы. Нередко говорят  о форме сегодняшнего российского  общества как о «манипулятивной (т. е. управляемой) демократии». Россия вступила в новую эпоху на рынке российских избирательных технологий — эпоху политического брэндинга: предвыборная деятельность сводится к формированию спроса. В качестве брэнда может выступить известный человек, общественная инициатива, события, словом, возможны варианты». 
     История ПМ в постсоветской России делится на три этапа. Первый из них (конец 1980-ых — начало 1990-ых) характеризовался противопоставлением старого и нового. Для избирателя не было абсолютно никакой разницы, чего хочет добиться кандидат, каковы его цели, какими средствами он располагает и пр. Главное было — кто он: представитель страшного коммунистического прошлого или деятель, ратующий за демократию и прекрасное будущее. Единственной и успешной технологией было порицание советского прошлого. Во время второго этапа (середина 1990-ых) на первый план вышла персонализация: люди шли голосовать за конкретных людей. Имиджмейкеры старались обеспечить максимальное количество контактов своего «клиента» с аудиторией, основной упор делали на визуальную рекламу. Наконец, третий этап (после 1996 года) отличался некоторым «отрезвлением» и разочарованием населения. Избиратель старается теперь выбрать нечто, удовлетворяющее (с гарантией) его потребности. Задачей политтехнологов стало создание этих гарантий, точнее, их видимости — в виде тех или иных «брэндов».
     Тактика проведения избирательной  кампании и формирование имиджа
     Обычно  систему мероприятий, проводимых предвыборными  штабами кандидатов в период избирательной  кампании, называют предвыборной стратегией. Наиболее уместно назвать эту систему тактикой; ведь стратегические цели у всех кандидатов схожи — получить и сохранить власть (удержаться у руля, выйти в политическое пространство, «набрать вес»). Тактические же решения, проводимые в плоскости «кандидат — электорат», могут различаться очень сильно.
     Избирательная кампания обычно разбивается на несколько  этапов, Первый этап характеризуется  растущим в обществе напряжением, и  кандидату важно вовремя заявить  о себе. «Чем дольше вы будете держать  паузу, тем меньше грязи выльется на вашу голову», — говорят специалисты.
     Следующий этап — формирование электоральных  групп предпочтений, а также образование  так называемого «болота» — значительной части населения, которая не участвует  в выборах. При искусном ведении  избирательной кампании можно почерпнуть немало голосов и из «болота». На данном этапе формируются, перераспределяются и закрепляются избирательские предпочтения.
     На  заключительном этапе нередко наблюдается  снижение социальной активности, подавленное  состояние людей, уставших от массированного «промывания мозгов».
     Кандидатам  в начале кампании надо изучать актуализации в сознании избирателей и методы агитации, наиболее пригодные для  рекламной коммуникации. В процессе предвыборной кампании нужно постоянно  следить и за конкурентами, анализировать  их поведение, тактику, слова, даже жесты.
     Главные задачи кандидата в предвыборной кампании — построение своего имиджа, разрушение чужого, защита от атак конкурентов. Центральное место здесь занимает создание собственного имиджа, т. е. образа, который мог бы быть благосклонно принят населением. Политический консультант  должен чётко знать вопросы, стоящие  перед ним: что побуждает людей  принимать участие в политической жизни страны? Какие психологические  факторы и механизмы влияют на формирование у масс образа политического  лидера? Какова структура этого образа? Какой из его компонентов является наиболее важным и требующим самого пристального внимания при конструировании  имиджа политика?
     В процессе выстраивания имиджа выделяют следующие этапы: узнавание кандидата  населением, устранение препятствий  между ним и воспринимающим сознанием, склонность «объекта» воздействия  поддержать данного кандидата. Эти  логические фазы нельзя игнорировать — ведь прямая агитация, т. е. переход  от первого этапа сразу к третьему, не может быть настолько эффективной, насколько это было бы возможно при  последовательном выстраивании имиджа. Сперва образ кандидата должен обозначиться, потом — выделиться, отстраниться от конкурентов, освободиться от всего  негативного и только потом открыто призвать население к поддержке.
     Образ кандидата, на который делается ставка в конкретной предвыборной кампании, называют «стратегическим образом». Он выстраивается на основании нескольких факторов, главнейшие из которых —  региональная обусловленность, соотнесённость с данным периодом времени, демографический и этнопсихологические факторы, ситуативная обусловленность (т. е. учёт внезапных изменений оперативной ситуации).
     В заключение заметим, что избирательная  кампания — процесс творческий, который происходит отнюдь не по учебным  рекомендациям. Нестандартность, новизна, поиск новых решений — вот  что может оказаться решающим для успеха или неуспеха кампании.
     Приёмы  эффективной «белой»  манипуляции
     Допустимые  виды (формы) предвыборной агитации определяет закон «О выборах депутатов Государственной  Думы…». Это публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ телеочерков, показ видеофильмов и «иные не запрещённые законом формы» (например, известные «летучие пикеты» — мобильные группы агитаторов, способные охватить значительные площади).
     Основными каналами социальной коммуникации, при  помощи которых манипулятор воздействует на манипулируемого, являются СМИ, собственные издания кандидата, агитационные материалы, встречи с избирателями.
     Каждый  из этих каналов необходимо использовать с учётом расслоения населения по социальным, интеллектуальным и другим признакам, с учётом местности и  всех уровней восприятия (чувства, разум, подсознание). Кроме того, нужно учитывать  психоэмоциональное состояние общества.
     При встречах с населением необходимо учитывать  особенности индивидуальной и социальной психологии потенциального электората. Одну и ту же программу можно озвучить совершенно по-разному и с разным результатом; даже без прямой лжи  политику возможно представить себя так, что у него появится немало новых сторонников. Всё дело в том, чтобы знать, когда, кому, как и что говорить. Одна интонация и одна тематика уместна на встрече со студенчеством, другая — в разговоре с военнослужащими и т. д.
     Один  из важнейших принципов PR — комплексный  подход. Он подразумевает использование  различных СМИ (самым массовым считается  телевидение, но не стоит игнорировать радио и прессу) и регулярность информационного воздействия. Нельзя ограничиваться одной-двумя формами  поддержания связей с общественностью  — опытный политтехнолог владеет  всем арсеналом средств. Отметим, что  основную роль в борьбе за голоса избирателей  играют СМИ — их способность в  формировании нужного образа поистине удивительна, причём главные манипулятивные шаги, по мнению некоторых политологов, делаются не в период предвыборной кампании, а раньше — незаметно, ненавязчиво, в формально информационных передачах или публикациях.
     Существует  множество альтернативных форм агитации. Например, широко известны так называемые «адресные поздравления» избирателей  от кандидата («direct mail»). Личное поздравление действует как проявление уважения и признания личной значимости адресата, создавая эффект положительной реакции на фигуру самого кандидата. Поздравления нужно отрабатывать с каждой конкретной группой избирателей отдельно: ветеранов войны поздравить с 9 мая, женщин — с 8 марта и т. д. Играет роль и механизм получения поздравительного письма (придёт ли оно по почте, вручит ли его представитель кандидата или почтальон — как заказное). Иногда практичнее поздравлять не всех потенциальных избирателей, а руководящий состав и тех, кто считается авторитетом в глазах данной группы населения.
     Для того, чтобы в сознании электората поддерживался постоянный «фон» сообщений о данном кандидате, необходимо создание информационных поводов. Часто приглашают для помощи известных артистов, спортсменов — лиц, пользующихся уважением у населения.
     Кандидат  должен нравиться своим избирателям  — нравиться как мужчина, отец и т. п. Политическая программа отходит  на второй план, если кандидат обладает незаряудным обаянием. Здесь важно иметь хорошего психолога, который подскажет, как нужно держать себя с разной аудиторией, «куда девать руки», как улыбаться, как строить выступления и т. д. 
*** 
О «белых технологиях» трудно говорить — для достижения эффективности почти в каждой единице агитации присутствует та или иная лукавинка, тот или иной подводный камень. Чистые избирательные технологии относятся к области утопий — манипуляция без скрытых элементов воздействия невозможна.

     Далее речь пойдёт, как уже было сказано, не только о противозаконных формах ПМ, но и о тех, которые не входят в противоречие с действующим законодательством и тем не менее считаться «чистыми» не могут — хотя бы с этической точки зрения.
     Внеправовое политическое манипулирование
     Между неправовым (противозаконным) и внеправовым существует принципиальное различие. Неправовое действие вступает в противоречие с действующим законодательством, внеправовое же формально закон не нарушает. Но, если юридически некоторые формы внеправового ПМ и допустимы, то с этической точки зрения назвать их безупречными никак нельзя. Поэтому в этой главе речь пойдёт не только о противозаконных приёмах ПМ, но и о других — более или менее «чистых», законом никак не регламентируемых, «пограничных».
     Идеальное решение задачи (т. е. достигающее  поставленной цели без потерь, усложнения системы и возникновения новых  нежелательных эффектов) во многом зависит от верной разработки приёмов.
     Государственное управление.
     «Административный ресурс» может выражаться в прямом принуждении избирателей голосовать за того или иного кандидата (использование  зависимости от начальников таких  групп избирателей, как военнослужащие, работники колхозов и т. п.). Распространены также случаи совмещения занятости  журналистов ведущих региональных изданий с деятельностью в  качестве сотрудников местной администрации. Часты распоряжения местных администраций  по снятию или запрету на размещение агитационной продукции (рекламные щиты, плакаты и т.д.). К давлению на конкурентов привлекаются органы налоговой полиции, милиции, пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Региональные органы власти используют такие технологии, как перенос выборов, неоднократный перенос судебных заседаний, срыв явки избирателей (последнее осуществимо самыми разными способами). В силах действующей власти создать перед выборами иллюзию улучшения социально-экономической ситуации, что побуждает население поддержать власть. 
В арсенале у власти, кроме того, такие методы, как мобилизация организационных и финансовых ресурсов, избирательное применение законов, манипуляции с избирательным законодательством, перераспределение бюджетных средств, силовое давление, кадровые перестановки, доминирование в информационном пространстве (иногда невозможно различить освещение деятельности от агитации), возможность фальсификации итогов выборов и т. п.

     Подкуп  избирателей.
     Когда избиратели независимы от кандидата, возможен подкуп в различных формах. Избирателям (или отдельным группам их — прежде всего пенсионерам) предлагаются (бесплатно, со скидкой или по льготным ценам) продукты, услуги (врача, юриста, дворников) со стороны предприятия кандидата или его сторонников. Кандидатами проводится организация чаепитий, обедов для пенсионеров, раздача подарков, лекарств, продуктовых наборов, благотворительные акции для льготников и малоимущих. Широко распространена практика организации бесплатных юридических консультаций, «горячих» телефонных линий, бюро добрых услуг. Как правило, все они имеют целью привлечение симпатий пожилых людей — самой активной группы электората. Используется прямой подкуп избирателей (оказание «гуманитарной помощи», «подарки»); голоса скупаются за деньги или продукты (в сельской местности — обычно за водку). Подкуп избирателей может принимать форму найма агитаторов и т. д.
     Манипулятивная роль слова — это больше относится к содержанию ПМ, а не к таким его формам, как раскрытые выше государственное управление, подкуп и др.
     Манипуляционный потенциал слов основывается на том, что человек живёт в одновременно в двух мирах — мире природы и мире культуры. Для современных форм политической жизни значение имеет главным образом мир культуры, т. е. мир знаков, мир информации. Язык, как знали ещё в древности, имеет не только коммуникативное, но и суггестивное (внушающее) значение. Этим успешно пользуются политические манипуляторы.
     Для достижения манипулятивного успеха политики создают особый язык. Каждое событие действительной жизни, значимое для манипулятивного плана, можно назвать по-разному, и от этого названия будет зависеть и общественная оценка этого события. Основоположником научного направления, посвящённого роли слова в пропаганде, называют американца Г. Лассуэлл. Он изучал методы подбора слов для передачи нужного смысла и развил с помощью этого целую систему создания политических мифов.
     Мы  можем и сами судить об использовании  российскими и иностранными политиками особого манипулятивного языка. Каждая из следующих пар словосочетаний может в определённом контексте быть синонимической: «наведение конституционного порядка» и «военная агрессия», «защита прав человека» и «точечные бомбардировки», «общечеловеческие ценности» и «принципы западной демократии», «введение свободного рынка» и «развал отечественной экономики», «права малых народов» и «международный терроризм». В результате человек судит не о событиях, а об их названиях; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.
     Элемент языковой манипуляции — «наклеивание ярлыков». Существует множество слов-«ярлыков», которыми можно дискредитировать человека или идею. Достаточно, например, представить патриота «фашистом» и т. п. «Наклеивание ярлыков» основано на эксплуатации живущих в массовом сознании стереотипов.
     Обращение к эмоциям.
     Люди, как правило, «голосуют сердцем», особенно это относится к женщинам. Поэтому одной из главных мишеней  манипуляторов является сфера человеческих эмоций. Один из авторов доктрины избирательной  кампании Р. Никсона в 1968 году У. Гэвин писал: «Разум требует высшей степени дисциплины, концентрации внимания. Много легче обыкновенное впечатление. Разум отталкивает зрителя, логика досаждает ему. Эмоции возбуждают, они ближе к поверхности, мягче куются». Управление сознанием человека базируется на тех эмоциональных предпосылках, которые в этом сознании уже имеются — страх, любовь, жажда чего-либо. Не нужно ни в чём убеждать, достаточно задействовать имеющийся эмоциональный потенциал, взять в руки управление «эмоциональным взрывом». Для того, чтобы «сыграть» на эмоциях, не нужны стройные логические выкладки. Иногда бывает достаточно убедительного тона и честного лица манипулятора, чтобы поверить в заявляемую им «очевидность» и «безальтернативность» его суждений.
     Интерпретационная сила СМИ.
     Если подходить не с формально-юридической, а с сущностной точки зрения, то неизбежное искажение фактов в СМИ — манипулятивная технология, причём не «белая».
     Информация «готовится» на любой вкус. Её можно сфабриковать, исказить путём односторонней подачи, отредактировать, «выжать», вырвать из контекста и т. д. Распространён приём «информационной перегрузки», когда в потоке второстепенных сообщений теряются действительно важные. Часты случаи, когда выигрышное для кандидата сообщение помещается в контекст, полярно меняющий его суть. Некоторые высказывания манипуляторов не содержат прямой лжи, но искажают ситуацию совершенно неприемлемым образом. Достаточно из множества фактов выбрать нужные, а остальные представить тенденциозно, односторонне, умолчать об их истинной природе. Или, например, такой приём, как использование средних цифр: учёные знают, что при большом разбросе показателей средние цифры не передают действительного состояния дел (классический пример: в больничной палате у одного пациента жар, другой пациент уже остыл, а средняя температура — 36,6; точно так же можно оперировать с данными о «среднем доходе россиян» и т. д.). Такая практика слишком хорошо известна даже неспециалистам, чтобы стоило на ней подробнее останавливаться.
     Рейтинги  политиков, составленные на основе социологических  опросов — официально они вообще не считаются средством ПМ. Но при том, что достоверность рейтингов достаточно условна, сама их публикация представляет собой эффективный инструмент предвыборной борьбы. Неважно, какое место занимает политик, важно само присутствие его в списке и то, что отношение к нему общества, действительное или мнимое, постоянно преподносится избирателю. Периодически возникают споры о правомерности публикации рейтингов, но эти споры пока заканчиваются ничем.
     Распространение компромата осуществляется, как правило, посредством «партизанской атаки», т.е. анонимно, от имени самого конкурента или через подставное лицо. В последнем случае может использоваться другой кандидат (в т. ч. выдвинутый специально для этой цели) или же реально существующая организация. Наибольшие возможности для такого рода действий предоставляет последний день перед выборами или непосредственно день голосования. Это время наиболее часто используется для распространения откровенно «чёрных» материалов, что лишает конкурента возможности оправдаться перед избирателями.
     Средствами  распространения компромата выступают  как СМИ, так и различные листовки, а также — слухи. Содержание компромата может быть различным — мнимая принадлежность конкурента к социальной или этнической группе, вызывающей неприятие электората, награбленные у народа богатства (в ход идут фотографии вилл и яхт, не обязательно принадлежащих конкуренту), связь с криминальным миром, брошенные жёны, внебрачные дети и т. д.
     Нередко конкурент дискредитируется от его  же имени. Для этого выпускаются  плакаты, листовки, газеты (в том  числе газеты-«двойники», с точностью  копирующие дизайн издания конкурента), с содержанием, вызывающим раздражение  избирателя, причём последний уверен, что эти агитационные материалы  выпущены самим кандидатом-конкурентом. Если конкурент — действующее  должностное лицо, такие листовки могут содержать заявления о  выплате всех задолженностей населению  на определенное число (при этом листовка появляется после этого числа). Можно  пригласить население на встречу (да ещё с раздачей гуманитарной помощи) с конкурентом, о которой тот и не думал. В арсенале у «чёрных PR-щиков» такие приёмы, как раздача недоброкачественных продуктовых наборов от имени конкурента, ночные звонки с предложением ознакомиться с программой кандидата, расклеивание листовок и наклеек конкурента в неподходящих местах (лобовые стекла автомашин, дверные глазки квартир и т.п.) несмываемым клеем, расписывание лозунгами конкурента домов, заборов, выцарапывание имени конкурента на личных автомобилях, обзвон избирателей с сообщением, что кандидат якобы снял свою кандидатуру и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.