На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические и политические основы конституционного строя РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ»
ТЕМА: «Экономические и политические основы конституционного строя РФ» 

       

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ
     Согласно  Большой Советской Энциклопедии КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны1. В юридической литературе используется более расширенное определение: «Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина»2.
     Конституция это относительно недавнее изобретение  человеческой мысли. Первые конституции появились в 1787 в США и в 1791 во Франции и в Польше, то есть немногим более 200 лет назад. Необходимость появления такого юридического инструмента как Конституция была вызвана, в первую очередь, развитием буржуазного государства, существенным усложнением общественных отношений и, как следствие, новыми требованиями к осуществлению государственной власти. Государственная власть – это, прежде всего, управление государством и обществом, поэтому с усложнением государства и общества власть предержащим потребовались новые принципы осуществления такого управления. Одними из наиболее важных условий качественного управления являются наличие чётко определённых целей и методов управления, а также наличие возможности достаточного точного предсказания поведения управляемого объекта. Поэтому Конституция, в первую очередь, и должна содержать цели существования данного государства и описывать каким образом они будут достигаться, то есть описывать структуру государственного и общественного устройства, а также механизм осуществления государственной власти. Кроме того, в Конституции должны содержаться основные правила поведения объектов управления. Так как основным объектом управления в любом государстве являются её граждане, то особое значение приобретает согласие большинства граждан государства действовать по правилам установленным Конституцией. Именно поэтому в любом современном правовом государстве или стремящемся им стать такое внимание уделяется вопросу принятия Конституции народом.
     В России действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года именно всенародным голосованием и постоянно подчёркивается, что это выбор народа. Хотя это и не совсем корректно, так как реально за её принятие высказалось лишь около 30 процентов населения России, остальное население было либо против, либо просто не приняли участие в референдуме. Однако принятие Конституции именно на референдуме явилось важным шагом в развитии в России народовластия.
     В действующей Конституции содержаться  положения определяющие основы конституционного строя России, права и обязанности граждан, структуру государственного механизма, а так же и ряд других положений. В данной работе будут рассмотрены экономические и политические основы конституционного строя России закреплённые Конституцией 1993 года. Важность данных основ следует уже из текста самой Конституции, так как им посвящена целиком её первая глава (ст.ст.1-16). Данные положения являются действительно основами, так как на них строится всё здание современной Российской государственности.
 

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

     Конституционный строй и его основы

     Перед рассмотрением политических и экономических  основ конституционного строя рассмотрим, что в юридической науке понимается под конституционным строем и его основами, а также какие основы конституционного строя закреплены в Конституции России 1993 года.
     Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает его подчинение праву и характеризует его как конституционное государство3. Из данного определения следует, что не всякий государственный строй может считаться конституционным, а только такой, при котором государство, требуя от граждан подчинения праву,  само в полной мере подчинено праву и при этом имеется система гарантий недопущения отклонения от данного принципа. Такое понимание принципов устройства государство появилось в XVII-XIX веках как реакция граждан на произвол власти в условиях абсолютизма и получило дальнейшее развитие в ХХ веке. Одной из наиболее важной целей ограничения государственной власти правом является создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. При этом следует особо отметить, что наличие гражданского общества является неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Само гражданское общество представляет собой систему  самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер. При этом самостоятельность и независимость не означает оторванности гражданского общества от государства. Деятельность гражданского общества должна, прежде всего, дополнять деятельность государства по развитию самого общества и его граждан, а также по защите их интересов.  Современное гражданское общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, и в то же время государство, действующее как управляющая система,  находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей4. Таким образом, действуя в режиме целеуказателя-корректировщика современное конституционное демократическое государство следует по пути улучшения условий жизни своих граждан и развития общественных отношений.
     Следует отметить, что для успешного функционирования гражданского общества большинство его членов должны ощущать себя гражданами, иметь чёткую гражданскую позицию. Общество, большинство членов которого придерживаются принципа «моя хата с краю, ничего не знаю», гражданским считаться не может. Кроме того, как и во всякой саморегулирующейся системе, в гражданском обществе должны существовать определённые правила, нормы поведения, то есть у общества должна быть основа для развития общественных отношений. Собственно общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, но наиболее важные, имеющие принципиальный характер – регулируются нормами конституционными. Именно совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства, и считается основами конституционного строя.
     Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они  составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Именно из-за своего первостепенного значения в Конституции РФ основы конституционного строя закрепляются в первой главе, которая так и называется «Основы конституционного строя». Данная глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.
     Основы  конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого российского гражданина независимо от его рода занятий и деятельности5.
     Таким образом, основы конституционного строя, закреплённые в Конституции РФ, являются базой для дальнейшего развития общественных отношений в России. В соответствии с темой данной курсовой работы далее будут рассмотрены только политические и экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
 

      Политические  основы конституционного строя

     ПОЛИТИКА (греч. politika – государственные или общественные дела, от polis – государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти6. Я слышал и другую этимологию слова политика (поли – в значении множество и тикос – интересы) – множество интересов. К сожалению подтверждения данной этимология слова политика я не нашёл, но, на мой взгляд, она более соответствует пониманию сути политики как таковой. То есть политика это искусство учитывать множество интересов различных людей, социальных групп, а также общества в целом. Исходя из данных определений можно сделать вывод, что политические основы конституционного строя регулируют общественные отношения возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые отстаивают интересы опредёленных слоёв населения и в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).
     В Конституции РФ определены следующие политические основы конституционного строя: демократическое государство; человек, его права и свободы – высшая ценность; правовое государство; федеративное государство; суверенное государство; республиканская форма правления. Эти основы закреплены в первых статьях Конституции. Так п.1 ст.1 гласит «Российская федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а ст.2 гласит «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Суверенность Российской Федерации как государства закрепляется в ст.4 Конституции. Рассмотрим данные основы подробнее.

     Демократическое государство.

       Определение России как демократического государства дано уже в первой статье Конституции. Демократия в переводе с греческого означает власть народа или иначе народовластие. К сожалению оперирование словами иностранного происхождения часто скрывает смысл высказываний от простого народа и разрывает ассоциативный ряд. В результате значительная часть населения не воспринимает идей изложенных в тех или иных декларациях. В частности у огромной массы людей в России понятие демократия носит негативный оттенок и не связывается с его главным смыслом – народовластием. Между тем из определения Российского государства как государства демократического следуют положения закреплённые ст. 3 Конституции: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»7.
     Для того чтобы в полной мере понять смысл данной статьи необходимо определиться с понятиями «народ» и «власть». С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству8. «Власть» же есть реализуемая возможность по своему произволу управлять кем-либо, распоряжаться чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она немыслима вне общества, поскольку любое общество требует управления (включая и самоуправление). С возникновением государства возникала особая форма власти народа – государственная власть, которая является лишь частью народовластия, но частью существенной и структурно оформленной (имеет свой аппарат, имеющий возможность применить силу принуждения). Помимо государственной власти в Конституции закреплена ещё одна форма народовластия – это местное самоуправление. Следует также отметить, что в Конституции многонациональный народ России провозглашается носителем суверенитета. СУВЕРЕНИТЕТ (от франц. souverainete – верховная власть) означает прежде всего независимость, хотя я думаю, что в данном случае больше подходит слово самостоятельность. То есть народ самостоятелен в осуществлении своей власти и никто не должен заставлять его действовать против своей воли и в ущерб своим интересам.
     Из  вышесказанного следует, что народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами9. При этом власть народом осуществляется непосредственно в ходе референдумов по принципиальным вопросам в жизни страны и в ходе свободных выборов своих полномочных представителей в государственные органы и органы местного самоуправления. Этим выбранным представителям народ делегирует часть своей власти и они должны при её осуществлении руководствоваться прежде всего интересами и волей тех, кого они представляют: весь народ, население той или иной территории. Конкретные вопросы по проведению референдумов и выборов регулируются законодательством. Так порядок проведения референдума, а также вопросы которые могут выноситься на всенародное голосование определены Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года «О референдуме Российской Федерации».
     Следует однако отметить, что провозглашённые принципы реализованы в России не в полной мере. В значительной мере это следствие несформированности гражданского общества в России, что выражается, прежде всего, в отсутствии у огромной части российского народонаселения гражданской позиции, ощущения принадлежности к Российскому государству и отсутствии желания направить часть своих сил на благо страны и общества. Пока большинство граждан нашей страны не осознаёт, что каждый из них ответственен за творящееся рядом с ним, что каждый должен вносить свою лепту в осуществлении власти народа, ни о каком подлинном народовластии, а следовательно и суверенности народа, говорить не приходится.
     Одним из важных признаков современного демократического государства является наличие разделения государственной власти. В Конституции РФ это разделение закреплено в ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Принцип разделения властей вовсе не означает, что каждая из ветвей власти действует сама по себе независимо от других, потому что в этом случае государственный аппарат уподобился бы знаменитой тройке из  басни Крылова «Лебедь, рак и щука». На это указывает употребление в ст. 10 термина «самостоятельность» ветвей власти, вместо термина «независимость». Кроме того, ранее в п.3 ст.5 указывается, что устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти. Кроме того, там же закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов. На мой взгляд термин «разделение властей» несёт двойственный смысл и вызывает ассоциацию с известным римским изречением «Разделяй и властвуй», а известная система «сдержек и противовесов» является худшим управленческим решением и способствует лишь временной консервации текущего состояния, но никак не развитию государства и общества. Поэтому при определении устройства государственной власти, более точным было бы употребление термина «разграничение», вместо «разделение» (например, как это сделано при определении порядка взаимодействия органов власти Федерации и субъектов Федерации) и определение общей цели деятельности для всех ветвей власти: обеспечение интересов народа.
     Кроме принципа разделения властей в Конституции  РФ закреплён ещё один важный принцип  организации демократического государства. Так из ст.13 Конституции следует, что демократия в России осуществляется на основе принципа политического многообразия. Этот принцип означает возможность оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим организациям, деятельность которых лежит в рамках Конституции. То есть любая социальная группа имеет право законными средствами отстаивать свои интересы, если только они не противоречат интересам народа (например, запрещается деятельность направленная на разрушение целостности России). В той же статье закреплён ещё один принцип неразрывно связанный с принципом политического многообразия это принцип многообразия идеологического. Более того, устанавливается, что ни одна идеология не может быть установлена в качестве государственной. К сожалению, несмотря на благие цели, преследовавшиеся при введении данных принципов в политические основы конституционного строя России, они до сих пор не могут считаться достигнутыми. Реально в нашем государстве партии в подавляющем большинстве отстаивают интересы не народа, а «элиты» и способствуют становлению в государстве не власти не народной, а элитарной. Причём это касается даже партий, которые согласно своим программным документам должны отстаивать интересы простого народа, но их дела противоречат их словам. Также следует отметить, что при видимом отсутствии идеологии, в том виде как она была в СССР, в России негласно господствует идеология нуворишей, причем людям её неприемлющим попасть в высшие органы государственной власти чрезвычайно сложно.
     Ещё одной гранью народовластия в  России, как уже упоминалось, является закреплённое ст. 12 Конституции признание и гарантирование местного самоуправления. В современных условиях в Российской Федерации  под местным самоуправлением понимается право населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в своих интересах значительной частью общественных дел. К сожалению опять же можно констатировать, что в полной мере этот принцип в России не реализован, более того в большинстве своём отношение граждан к местному самоуправлению ещё хуже, чем к государственной власти.

     Человек, его права и  свободы как высшая ценность

     Данная  политическая основа конституционного строя России закреплена в ст. 2 Конституции  РФ. Тем самым на передний план во взаимоотношениях государства и  личности выдвигается именно личность. Более того, та же статья гласит, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это принципиальные положения, они являются фундаментальной нормой конституционного строя и основой правовой защиты общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Кроме того, данный принцип служит четко определённым ориентиром для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина. Помимо признания прав и свобод человека, в п.2. ст. 6 Конституции РФ закрепляется принцип равноправия граждан. Эти принципы так же являются неотъемлемой частью конституционного государства, как и рассмотренные выше.
     Конституционное государство базируется на народном суверенитете, между тем носитель этого суверенитета – народ – состоит из граждан, от которых в конечном счёте и исходит вся власть. Исходя из этого, в современной России стало господствующим мнение, что народ, который не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество10. Кроме этого не только народ, но и каждый человек должен признавать права и свободы других людей. Это всё безусловно правильно, но это лишь часть правды. На мой взгляд, мы опять кинулись из одной крайности в другую, от тотального коллективизма мы перешли к столь же тотальному индивидуализму. Действительно общество должно заботиться о каждом своём члене и соблюдать его права и свободы, но в свою очередь должен быть и обратный процесс. Каждый член общества должен вносить свою лепту в развитие общества и учитывать интересы общества (а не только других его членов), иногда даже в ущерб своим собственным интересам. И это так, хотя бы потому, что человек становится человеком только в обществе. Это отражено даже в юридической науке, где под человеком подразумевается социобиологическое существо, то есть существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Таким образом, человек и общество неразрывно связаны, а превознесение одной части этой системы над другой ведёт к разрушению как общества, так и человека. Только осознавая такое диалектическое единство общества и человека возможно построение действительно конституционного государства.  Собственно однобокость этого принципа и привела к тому, что в современной России провозглашённая ценность человека носит в значительной мере формальный характер. Рост преступности, обнищание и вымирание населения, нарушения прав человека (не только со стороны государственной власти, но и со стороны других граждан и их объединений) не позволяют говорить о том, что данный институт в России состоялся. Следовательно гражданам ещё придётся побороться за свои права, закреплённые Конституцией.

     Правовое  государство

     В соответствии со ст.1 Конституции Российская Федерация является правовым государством. Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надёжность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов11. Правовое государство само ограничивает себя действующими в нём правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.
       Важнейшим принципом правового государства является принцип верховенства права, что означает прежде всего верховенство закона, то есть в правовом государстве основополагающие общественные отношения должны регулироваться законом. Кроме того, закон должен быть всеобщим, то есть наиболее существенные области жизни общества также должны быть урегулированы законом. Ещё одной важной гранью верховенства закона является закреплённая в п. 2 ст. 15 Конституции обязанность всех субъектов права соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Следует заметить, что в свою очередь сами законы должны отвечать воле и интересам народа, однако в современной России это соблюдается не всегда.
     Законы  обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым актам государства и составляют основу всей системы права. В свою очередь сами законы вторичны по отношению к Конституции, то есть Конституция является центром правовой системы. Это положение закреплено в п. 1 ст. 15, где прямо указано на высшую юридическую силу Конституции, её прямое действие на всей территории России, а кроме того указывается на недопустимость противоречия законов и иных правовых актов Конституции РФ. В начальный период становления новой России данное положение повсеместно нарушалось, и лишь с приходом нового президента началась конкретная работа по приведению законодательства, особенно регионального, в соответствие с Конституцией. О масштабах данной работы говорит хотя бы тот факт, что за последние два года более 5000 нормативных актов противоречащих положениям Конституции были либо приведены в соответствие с ней, либо по решению суда были отменены.
     В той же статье Конституции заложена ещё одна норма – это требование обязательного официального опубликования законов, в противном случае они считаются недействующими. Кроме того, любые правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина также должны быть опубликованы для всеобщего сведения. Таким образом гарантируется открытость российского законодательства для всего населения России.
     Ещё одной нормой закреплённой в Конституции  РФ, является положение о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации над её законами, в случае их противоречия. Эта норма введена Конституцию нашей страны впервые. В качестве обоснования такого положения дел приводят следующий аргумент: Россия является полноправным членом международного сообщества и поэтому признаёт частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Однако, по моему мнению, данное положение противоречит ст. 3 и ст. 4 Конституции, где объявляется о суверенности Российского государства и носителем этого суверенитета признаётся народ. Положение п. 4 ст. 15 Конституции создаёт потенциальную возможность изменения самой Конституции минуя волю народа России, через изменение принципов и норм международного права. К сожалению в годы разработки и принятия Конституции идеологи построения демократического государства смотрели на мир через «розовые очки», считалось, что международное сообщество не может строится на несправедливых принципах и все демократические страны наши потенциальные друзья. Однако тысячелетнего принципа «кто сильнее, тот и прав» в международных отношениях никто ещё не отменил. Об этом свидетельствует хотя бы НАТОвская агрессия на Балканах.

     Федеративное  государство

     В ст.1 Конституции закреплено, что  Россия федеративное государство, а в ст. 5 кратко описывается государственное устройство РФ как федерации и принципы взаимодействия субъектов Федерации. Более подробно федеративное  устройство России описывается в главе 3 Конституции, которая так и называется – «Федеративное устройство». Государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определённой формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом12. Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно новое. Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. В российской Конституции закрепляется равноправие всех входящих в неё субъектов. Собственно Россия как Федерация образовалась не в результате объединения нескольких государств, в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих её территорию. То есть с самого начала в России Федерация носит конституционно-правовой характер, а не договорно-конституционный. Россия имеет в своём составе три вида субъектов: государства в составе РФ (республики), государственно-территориальные образования (края, области и города федерального значения), национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа).
     В п. 3 ст. 5 Конституции закреплено следующее: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Таким образом, Россия является не союзом государств, а единым государством. Ещё хотелось бы остановиться на закреплении права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.13, указано, что при реализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».
     Считается, что федерализм, как форма демократизации управления государством, имеет существенные преимущества перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение её по регионам – важная гарантия демократизма в управлении государством14. На мой взгляд это утверждение достаточно спорно. Децентрализация государственной власти безусловна необходима, но действительно качественное управление государством, с минимальными затратами можно осуществлять только в рамках унитарного государства.

     Суверенное  государство

     Суверенитет России закреплён в ст. 3 и ст. 4 Конституции РФ. Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в международном общении. Он проявляется в верховенстве государственной власти, в её единстве и независимости.
     Верховенство  государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Одним из ярких выражений данного принципа является верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России, рассмотренное выше. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
     Защита  Российской Федерации и её государственного суверенитета осуществляется: военными методами с помощью Вооружённых сил; дипломатическими методами – Президентом и Правительством России; законодательной и другой нормотворческой деятельностью государственных органов. Кроме того, важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит правоохранительным органам.

     Республиканская форма правления

     В Конституции Российской Федерации (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Её главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие её признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.