На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ социально-экономического положения муниципального образования город Чебаркуль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 
 
Анализ социально-экономического положения муниципального образования город Чебаркуль
 
 
 
 
 
 
Выполнил: студент группы УГ-303
Харченко А.С.
Научный руководитель:
Жигарь О.В.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Челябинск 2011

 
Содержание
 
 
Введение
Раздел 1. Методика анализа социально-экономического положения муниципального образования.
Глава 1. Общее понятие муниципального образования………………………..5
Глава 2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………….6
Раздел 2. Характеристика объекта исследования.
Глава 1. Общие сведения об объекте исследования………………………......20
Глава 2. Основная статистическая информация в сравнении с Челябинской областью.
§1 Социальное развитие…………………………………………………………23
§2 Экономика муниципального образования…………………………...……..34
Раздел 3. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения.
Глава 1. Оценка положения муниципального образования г. Чебаркуль…...40
Глава 2. Ранжирование проблем муниципального образования  и  нахождение путей их преодоления…………………………………………………….……..41
Заключение……………………………………………………………………...
Использованные источники……………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………..

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Введение

 
С переходом к рыночным отношениям требования к проведению анализа социально-экономического положения муниципального образования изменились. Раньше проще относились к анализу и он основывался на сравнении с планом, который, в свою очередь, рассчитывался органами государственной власти. А в современных условиях анализ - это оценка сложившейся ситуации, исходя из которой, уже планируется дальнейшая работа органов местной власти.
Социально-экономический анализ позволяет выявить основные тенденции развития муниципального образования, его преимущества и проблемы. Проведя анализ для каждого муниципального образования можно сделать выводы по более крупным территориальным единицам и по стране в целом.
Необходимость получения объективной информации о муниципальных образованиях становится все более актуальной в связи с тем, что в последние годы постоянно повышается их роль в собственном социально-экономическом развитии. В соответствии с реалиями рыночной экономики, муниципальные образования, превратившиеся в самостоятельных субъектов экономической жизни, должны во все большей степени заниматься своим развитием.
Цель курсовой работы – закрепление знаний и умений, полученных в процессе обучения, и приобретение навыков анализа состояния и развития муниципального образования, выявления проблем, а также вариантов их решения.
В соответствии с данной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1                    Изучить методики анализа социально-экономического положения муниципального образования.
2                    Провести анализ социально-экономического положения муниципального образования город Чебаркуль.
3                    Выявить основные проблемы социально-экономического развития Ашинского района.
4                    Нахождение возможных путей решения этих проблем.
5                    Определение приоритетных путей развития территории.
Существуют несколько методик анализа социально-экономического положения муниципального образования. В данной курсовой работе приведены некоторые из них и проведен анализ социально-экономического развития города Чебаркуля по одной из методик. В заключение работы представлены основные выявленные проблемы данного муниципального образования и пути решения этих проблем.

Раздел 1. Методика анализа социально-экономического положения муниципального образования
Глава 1. Общее понятие муниципального образования
 
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" трактует муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
 
Глава 2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования
 
Чтобы провести анализ данного МО надо выбрать методику изучения. Существуют разнообразные методики, которые своим наличием создают, с одной стороны, проблему проведения анализа. Рассмотрим некоторые из них.
Методика Ореховского П.А. Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города.
Минимальная система критериев и показателей (индикаторов), необходимых для организации мониторинга социально-экономических процессов города:
1. Характеристики населения
1.1. Численность населения и его половозрастной состав.
1.2. Таблица коэффициентов дожития.
1.3. Число незанятых, из них:
1.3.1. число безработных, в т. ч. получающих пособие по безработице;
1.3.2. общее число инвалидов, ликвидаторов ЧАЭС (в том числе работающих);
1.3.3. число беженцев и вынужденных переселенцев (в том числе работающих);
1.3.4. прочие.
1.4. Структура безработицы:
1.4.1. по полу;
1.4.2. возрасту;
1.4.3. квалификации;
1.4.4. специальности;
1.4.5. размеры скрытой безработицы в связи с сокращением рабочего дня и предоставлением работникам отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработка по инициативе администрации.
1.5. Механический и естественный прирост (по годам; динамика за последние 10 лет).
2. Жилой фонд и инженерные коммуникации. Гражданское строительство
2.1. Общее количество домов на территории города с указанием количества жилых единиц в домах (квартир, койко-мест), из них:
2.1.1. частных;
2.1.2. стоящих на балансе муниципалитетов (муниципальных жилищно-эксплуатационных контор, управлений, других муниципальных организаций);
2.1.3. Стоящих на балансе предприятий, организаций ("ведомственное" жилье, общежития).
2.2. Структура жилого фонда с указанием количества квартир и датой последнего капитального ремонта (в примечаниях указать, имела ли место смена внутридомовых коммуникаций в домах, возраст которых превышает двадцать лет), в том числе:
2.2.1. распределение по типам (многоквартирные дома; общая и жилая площадь, кв. м.);
2.2.2. распределение по датам ввода;
2.2.3. распределение по стеновым материалам (кирпич., ж/б., щитовые дома и т. д.) с указанием количества квартир и датой последнего капитального ремонта (в примечаниях указать, имела ли место смена внутридомовых коммуникаций в домах, возраст которых превышает двадцать лет).
2.3. Характеристики маневренного жилого фонда: количество домов, единиц жилья (кв. м., квартир, койко-мест).
2.4. Распределение жилого фонда по жилищно-эксплуатационным конторам (и там, где есть, - по участкам, входящим в состав контор).
2.5. Распределение внутриквартальных (придомовых) площадей (в кв. м или га.) за различными ЖЭКами (участками) с характеристикой их состояния на текущий момент - наличие благоустройства (зеленых насаждений, спортивных и детских площадок, скамей и т. д.), внутриквартального освещения и ливневой канализации.
2.6. Стоимость строительства 1 кв. м жилья (по видам - типовое, индивидуальное, по сериям домов, с указанием стеновых материалов, общей площади дома, количества квартир, сроков строительства).
2.7. Характеристики рынка недвижимости:
2.7.1. перечень риэлтерских фирм с указанием юридических адресов, данных лицензий, даты образования, Ф. И. О. исполнительного директора;
2.7.2. объем предложения (количество квартир и общая площадь) и цены предложения жилья (усредненно: стоимость 1 кв. м жилья по разным типам квартир: однокомнатные, 2-х, 3-х, 4-х комнатные квартиры).
3. Характеристика рабочих мест. Градообразующие предприятия и организации инфраструктуры
3.1. Список предприятий, зарегистрированных в городе на текущую дату (ежеквартально), - с указанием профиля, вида деятельности (в соответствии с отраслевым классификатором народного хозяйства - ОКОНХ), вида собственности, юридического адреса, Ф.И.О. исполнительного директора.
3.2. Основные технико-экономические показатели предприятия, в том числе:
3.2.1. численность работающих (всего) и по категориям (АУП, ИТР, основные рабочие, вспомогательный персонал, а также численность совместителей);
3.2.2. среднемесячная зарплата;
3.2.3. стоимость ОПФ;
3.2.4. объем реализованной продукции и услуг (для предприятий розничной и оптовой торговли, кроме того, - объем торговой наценки);
3.2.5. себестоимость продукции и услуг;
3.2.6. балансовая прибыль;
3.2.7. объем кредиторской задолженности, в том числе по зарплате работникам предприятия и (отдельно) по налогам в бюджеты всех уровней;
3.2.8. объем дебиторской задолженности, в том числе по взаимным расчетам между предприятиями;
3.2.9. объем просроченных банковских ссуд.
3.3. Площадь земельного участка, принадлежащего предприятию (если есть).
4. Распределение городских земель
4.1. Площадь города: всего и городские зоны, в том числе:
4.1.1. площадь селитебных зон по округам;
4.1.2. длина маршрутов общественного транспорта (с разбивкой по видам транспорта, а также плотности транспортной сети по округам и городским кварталам, - если есть);
4.1.3. площадь промышленной застройки по округам;
4.1.4. площадь зеленых насаждений;
4.1.5. площадь основных автомагистралей и городских улиц;
4.1.6. площади пустырей, строительных "пятен", а также (отдельно) жилого сектора, подлежащего сносу и реконструкции;
4.1.7. площади полигонов ТБО, зон отчуждения городского коллектора, очистных сооружений;
4.1.8. зоны отчуждения железной дороги и аэропортов.
5. Финансовые и материальные балансы. Состояние окружающей среды
5.1. Баланс денежных доходов и расходов населения, в том числе:
5.1.1. Денежные доходы населения (всего) с разбивкой:
5.1.1.1. доходы от трудовой деятельности, из них:
5.1.1.1.1. заработная плата;
5.1.1.1.2. прочие доходы от трудовой деятельности;
5.1.1.2. пенсии;
5.1.1.3. стипендии;
5.1.1.4. доходы по вкладам и ценным бумагам;
5.1.1.5. социальные выплаты из бюджетов всех уровней;
5.1.1.6. прочие доходы.
5.1.2. Расходы населения (всего), с разбивкой:
5.1.2.1. расходы на покупку товаров (розничный товарооборот и бытовые услуги населению);
5.1.2.2. оплата жилья и коммунальных услуг;
5.1.2.3. приобретение жилья, других объектов недвижимости;
5.1.2.4. приобретение транспортных средств;
5.1.2.5. подоходный налог;
5.1.2.6. прилив вкладов в сберегательные кассы.
5.1.3. Сальдо - положительное (превышение доходов над расходами), отрицательное (превышение расходов над доходами).
5.2. Сводный финансовый баланс (отчет за истекший период, прогноз на следующий год), в том числе:
5.2.1. налоговые поступления в федеральный, областной и местный бюджеты, собираемые на территории города;
5.2.2. сборы в федеральные, областные и городские внебюджетные фонды, взимаемые на территории города;
5.2.3. таможенные сборы и пошлины;
5.2.4. плата за землю (поземельный налог) и арендная земельная плата;
5.2.5. плата за аренду муниципального недвижимого имущества;
5.2.6. поступления от приватизации предприятий, находящихся на территории города;
5.2.7. доходы по муниципальным ценным бумагам, возврат муниципальных кредитов;
5.2.8. прочие поступления;
5.2.9. расходы городского бюджета (отчет/план);
5.2.10. объем текущего финансирования предприятий и организаций, расположенных на территории города (включая сферы высшего образования, здравоохранения, органов внутренних дел, и т. д.) за счет областного и федеральных бюджетов;
5.2.11. социальные выплаты из внебюджетных фондов всех уровней населению города;
5.2.12. централизованные инвестиции (за счет государственных источников);
5.2.13. налоговые льготы, предоставленные предприятиям, расположенным на территории города, федеральными, областными и городскими органами власти (выделить отдельно по каждому уровню объем льгот);
5.2.14. прочие расходы;
5.2.15. сальдо баланса (превышение доходов над расходами - плюс; расходов над доходами - минус).
5.3 Баланс водопотребления и очистки стоков:
5.3.1. Объем мощностей городских водозаборов (проект/факт).
5.3.2. Объемы потребления воды городскими предприятиями:
5.3.2.1. согласно нормам (установленным проектным мощностям);
5.3.2.2. согласно показаниям водомеров (там, где есть) и расчетам на основе этих показаний.
5.3.3. Объемы потребления воды городскими жителями:
5.3.3.1. согласно СНиПам;
5.3.3.2. согласно действующим городским нормам (план/факт);
5.3.3.3. согласно показателям квартирных счетчиков потребления воды (там, где есть) и расчетам на основе этих показаний.
5.3.4. Сальдо мощностей и водопотребления.
5.3.5. Мощности городских коллекторов и очистных сооружений.
5.3.5.1. Объемы промышленных стоков городских предприятий.
5.3.5.2. Объемы фекальных стоков.
5.3.6. Сальдо мощностей по водоочистке и объему сбросов.
5.3.7. Расчетное сальдо мощностей по водоочистке на основе применения норм предельно допустимых концентраций, установленных управлением Госкомприроды.
5.4. Баланс производства и потребления тепла и горячей воды (с разбивкой по кварталам):
5.4.1. объем мощностей ТЭЦ, ТЭС, городских котельных;
5.4.2. объем переходящего запаса угля (план/факт);
5.4.3. объемы производства тепла и горячей воды городскими предприятиями и коммунальными организациями;
5.4.4. объемы потребления тепла предприятиями, расположенными на территории города;
5.4.5. объем потребления тепла и горячей воды городскими жителями;
5.4.6. сальдо потребления и имеющихся мощностей по производству тепла и горячей воды.
5.5. Баланс производства и потребления электроэнергии (с разбивкой по кварталам):
5.5.1. объем потребления электроэнергии предприятиями города;
5.5.2. объем производства электроэнергии на предприятиях города (включая их структурные подразделения);
5.5.3. объем потребления электроэнергии городскими жителями;
5.5.4. вероятные суточные пиковые нагрузки (согласно установленной на предприятиях мощности оборудования);
5.5.5. сальдо потребления и имеющихся мощностей по производству электроэнергии.
5.6. Баланс потребления природного газа (с разбивкой по кварталам):
5.6.1. мощности трубопроводов по подаче в город сетевого газа;
5.6.2. объем поставок сетевого газа в город по договорам (план/факт);
5.6.3. объем потребления газа населением (план/факт);
5.6.4. объемы потребления газа предприятиями города для собственных нужд;
5.6.5. объемы потребления газа предприятиями и организациями тепло -, энерго - и водоснабжения.
5.7. Баланс хранения и переработки твердых бытовых отходов (ТБО):
5.7.1. объем ТБО промышленных предприятий (самовывоз);
5.7.2. объемы ТБО (по нормам и фактически) городских жителей и городских организаций;
5.7.3. мощности коммунальных служб по вывозке мусора;
5.7.4. характеристики полигонов по хранению ТБО:
5.7.4.1. удаленность (расстояния от центра города, от ближайшей городской черты);
5.7.4.2. объем хранения уже имеющихся ТБО на полигоне;
5.7.4.3. общий (проектный) объем хранения;
5.7.4.4. способ хранения (захоронения).
5.7.5. Объемы переработки ТБО на мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводах.
6. Прочее
6.1. Уровень жизни населения:
6.1.1. минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения;
6.1.2. прожиточный (физиологический) минимум по основным социально-демографическим группам населения;
6.1.3. потребление продуктов питания в семьях с различным уровнем среднедушевого дохода;
6.1.4. соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения;
6.1.5. индекс концентрации доходов населения (показатель социальной дифференциации населения - коэффициент Джини);
6.1.6. распределение населения по размеру среднедушевого дохода;
6.1.7. индексы потребительских цен, в том числе на продовольственные, непродовольственные товары, услуги, алкогольные напитки;
6.1.8. индексы розничных цен и тарифов на товары потребительского спроса и платные услуги по 6.1.9. видам собственности (в том числе ЖКХ);
6.1.9.1. уровень обеспеченности услугами социально-культурной сферы (с разбивкой по округам, норматив по СНиПу, нормативы отраслевых министерств /факт):
6.1.9.2. число посещений поликлиники;
6.1.9.3. число койко-мест в больницах;
6.1.9.4. число мест в детских дошкольных учреждениях;
6.1.9.5. общее число учащихся в средних учебных заведениях; из них:
количество учащихся во вторую и третью смены;
6.1.9.6. число посещений библиотеки;
6.1.9.7. количество квадратных метров жилья.
6.2. Уровень преступности:
6.2.1. динамика показателей преступлений против личности,
6.2.1.1. в т. ч. тяжких (по видам);
6.2.2. динамика показателей преступлений против собственности в отношении граждан и в отношении организаций;
6.2.3. половозрастной и образовательный срезы преступности (в процентах к общему числу осужденных).
6.3. Аварии, чрезвычайные происшествия:
6.3.1. аварии на транспорте, коммуникациях;
6.3.2. крупные чрезвычайные происшествия на предприятиях города.
6.4. Политическая стабильность:
6.4.1. Динамика количества участников противоправных действий протеста.
6.4.2. Количество зарегистрированных на территории политических партий и движений.
6.4.3. PR города (общественное мнение о городе, образ, сложившееся в общественном мнении впечатление о городе).
6.4.4. Результаты контент-анализа прессы (средств массовой информации) о реализации общегородских программ и проектов.
Существенным недостатком данной методики является довольно большое количество рассматриваемых и анализируемых показателей.[1]
 
Абдурахимов Ю.В. приводит следующие индикаторы социально-экономического положения муниципального образования:
В своей работе, ученый приводит следующие индикаторы социально-экономического положения муниципального образования (см. Табл. 1.1).[2]
 
Таблица 1.1 – индикаторы социально-экономического положения муниципального образования.
Статистическая оценка
Ед. изм.
Социологическая оценка
Ед. изм.
Уровень жизни
?                  Миграционный прирост (прибыль) на 1 тыс. жителей;
?                  Доля лиц с высшим незаконченным и средним специальным образованием среди населения в возрасте 15 лет и старше;
?                  Среднемесячные денежные доходы на 1 жителя;
?                  Розничный товарооборот на 1 жителя;
?                  Общая площадь благоустроенного жилья на 1 жителя;
?                  Число домашних телефонов на 1 жителя;
?                  Число легковых автомобилей индивидуального пользования на 1 тыс. жителей.
 
 
чел.
 
 
 
 
 
%
 
тыс.р.
 
тыс.р.
 
кв.м.
 
 
шт.
 
 
 
шт.
?      Доля населения считающего свое здоровье хорошим или очень хорошим;
?      Среднемесячный денежный доход на одного члена семьи;
?      Доля населения со средним уровнем денежных доходов;
?      Доля населения с денежным доходом выше среднего уровня;
?      Доля населения, считающего себя среднеобеспеченным;
?      Доля населения, считающего себя богаче других;
?      Доля населения, считающего высокие цены наиболее угрожающей проблемой.
 
 
 
%
 
 
тыс.р.
 
%
 
 
%
 
 
%
 
 
%
 
 
 
%
Уровень социальной напряженности
?      Численность лиц нетрудоспособного возраста на тыс. чел. трудоспособного возраста;
?      Доля зарегистрированных безработных среди экономически активного населения;
?      Средняя продолжительность безработицы;
?      Число зарегистрированных преступлений на 10 тыс.чел.;
?      Число самоубийств на 100 тыс. жителей;
?      Доля преступного электората среди всех избирателей.
 
 
 
 
чел.
 
 
 
 
%
 
 
мес.
 
 
 
чел.
 
чел.
 
 
%
?      Доля населения, считающего угрозу безработицы угрожающей проблемой;
?      Доля населения, считающего преступность наиболее угрожающей проблемой;
?      Доля населения, испытывающего напряженность, раздражение, страх и тоску;
?      Коэффициент удовлетворенности населения своей жизнью;
?      Доля населения, считающего, что терпеть бедственное положение уже невозможно;
?      Коэффициент социального оптимизма населения;
?      Уровень доверия населения государственным, правовым и общественным институтам.
 
 
 
%
 
 
 
%
 
 
 
 
%
 
 
 
%
 
 
 
%
 
 
%
 
 
 
 
 
%
Индикатор
Характеристика индикатора
1.      Интегральные индикаторы уровня жизни
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.      Показатели материальной обеспеченности населения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.      Жилищные условия населения
 
 
 
4.      Показатели социальной напряженности
?      Фонд заработной платы;
?      Среднемесячная заработная плата;
?      Динамика численности постоянного населения;
?      Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
?      Уровень младенческой, детской и материнской смертности;
?      Уровень образования населения;
?      Соотношение занятых в экономике и общей численности населения;
?      Уровень безработицы;
?      Численность пенсионеров;
?      Средний размер назначенных месячных пенсий по возрасту и минимальный размер пенсий;
?      Совокупные и денежные номинальные и реальные доходы;
?      Покупательная способность доходов;
?      Индекс потребительских цен;
?      Децильный коэффициент дифференциации доходов населения;
?      Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);
?      Обеспеченность населения жильем (размер общей и жилой площади в расчете на одного жителя города);
?      Доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения;
?      Коэффициент преступности (общее число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. среднегодового наличного населения).
 
 
 
 
Методика системного анализа.
Система — множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных процессом системогенеза в единое целое и противопоставляемое среде. Система в системном анализе — совокупность сущностей (объектов) и связей между ними, выделенных из среды на определённое время и с определённой целью.[3]
         Системный анализ - исследование объектов как систем, совокупности взаимосвязанных элементов с применением системных принципов. Системный анализ позволяет сформировать целостное представление об объекте на базе информации о составляющих его элементах. Особо сложные системы, включающие в себя множество природных и созданных человеком подсистем, называются социально-экономическими. МО как социально-экономическая система является подсистемой региона и государства.  Объектом такой методики является город, а в структуру города можно выделить главные подсистемы:
1.      социальная сфера;
2.      население;
3.      территория
4.      градообразующая и градообслуживающие сферы.
           Системный анализ обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям:
?                   демографическая ситуация;
?                   природные ресурсы;
?                   социальная сфера;
?                   уровень жизни;
?                   финансы;
?                   производство продукции;
?                   инвестиции;
?                   потребительский рынок;
?                   жилищно-коммунальный комплекс;
?                   комплекс транспортный;
?                   экология.
Анализ завершается формулированием основных проблем требующих решения, создавая тем самым, основу для структуры целей и задач комплексного дальнейшего развития и прогноза.
 
Методика Савенкова Б.В.
«Оценка жизнеспособности муниципальных образований»
Социальная эффективность муниципального образования может быть определена через отношение среднедушевого дохода жителя муниципального образования к прожиточному минимуму:
Ксэ = СДД / ПМ,
где:
СДД – среднедушевой доход жителя муниципального образования;
ПМ – прожиточный минимум в среднем на душу населения.
Поскольку показатель социальной эффективности является обобщающим и характеризует уровень жизни населения, в среднедушевые доходы помимо денежных доходов необходимо включить объем социальных услуг, оказываемых населению за счет средств местного бюджета:
СДД = (ФЗП + Vсу + Vст + Дип) / Nж,
где:
ФЗП – фонд заработной платы наемного персонала всех предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
VСУ – объем социальных услуг населению, оказываемых за счет средств местного бюджета за вычетом фонда заработной платы работников бюджетной сферы;
VСТ – объем социальных трансфертов (пенсии, пособия, субсидии), выплачиваемых жителям из федерального, регионального, местного бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
Дип – доходы жителей от самозанятости и собственности, включая доходы индивидуальных предпринимателей;
Nж – количество жителей, проживающих на территории.
Экономическую эффективность муниципального образования целесообразно определять через отношение добавленной стоимости, созданной всеми предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность на данной территории, к затратам на создание этой добавленной стоимости:
Кээ= ДС / З,
где: З –затраты на создание добавленной стоимости (промежуточное потребление).
ДС – добавленная стоимость:
ДС = Vту – З,
где: Vту – объем реализованной продукции, товаров и услуг.
Таким образом, для анализа социально-экономического положения муниципального образования не существует одной общепризнанной методики. Каждое МО выбирает свою методику, включая при этом всевозможные метода. В данной курсовой работе будет проведён анализ по методике Савенкова Б.В. «Оценка жизнеспособности муниципальных образований».

Раздел 2. Характеристика объекта исследования
Глава 1. Общие сведения об объекте исследования
 
Город Чебаркуль Основан в 1736г. как крепость на границе русских и башкирских земель, на озере Чебаркуль. Чебаркульская крепость защищала юго-восточные границы Русского государства и была транзитным пунктом при доставке продовольствия казачьим войскам Южного Урала. Позднее стала крупной казачьей станицей. Город с 25.10.1951 г. Гидроним из башкирского сибар «красивый», кул «озеро» или татарское чыбар «пёстрый»; обе этимологии достаточно реалистичны.
Около Чебаркуля, у озера Чебаркуль, — курортная местность. Чистота и сухость воздуха благоприятны для климатотерапии больных туберкулёзом. Санатории, дома отдыха. В 6 км от Чебаркуля — климатический и грязевой курорт Кисега?ч и климатическая курортная местность Ело?вое.
Исторические этапы развития города ознаменованы следующими событиями:
В 1920 году создан Ильменский государственный заповедник, часть которого находится на Чебаркульских землях. В 1923 году В Чебаркуле 550 дворов, начальная школа, лесопильный и кирпичный заводы, открыты первые санатории – «Чебаркуль» и «Кисегач».
В 1931-1939 годы произошло  рождение районной газеты. Открытие райбольницы, рыбозавода, молокозавода, хлебопекарни, артели «Промысловик», ШРМ. Подписано Постановление Правительства о строительстве в Чебаркуле Новозлатоустовского завода.
В годы Великой отечественной войны 3655 чебаркульцев из 6500 призванных погибли на фронтах. Более 2,5 тысячи награждены орденами и медалями. Чебаркуль принимает эвакуированных из Электростали. Началось строительство металлургического завода. В рекордно короткие сроки вводится в строй металлургический завод. Построены 72 барака и 105 землянок.
Преобразования в Чебаркуле напрямую связаны со строительством в годы Великой Отечественной войны металлургического завода. Осенью 1941 года из подмосковного города Электросталь начали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием. В сорокаградусный мороз при отсутствии техники рылись котлованы, возводились стены цехов. Часть рабочих жила в окрестных селах, для других были построены 72 барака и 105 землянок.
23 февраля 1942 года кузнец Блохин П.И. дал первую заготовку на ЧМЗ, Для работников ЧМЗ было построено 72 барака, 105 землянок В бараках были организованы школы (в будущем школы №5 и №6), а также открыты школы в военных лагерях.
15 марта 1942 года Чебаркульцы рапортовали о том, что усилиями металлургов и строителей в рекордно короткий срок введен в строй действующий металлургический завод №107. В 1942 году начала работать школа ФЗО №37.
В 1943 году большая группа работников ЧМЗ награждена правительственными наградами, в том числе орденом Ленина награжден директор завода П.Е.Карпенко. Пущен Чебаркульский фарфоровый завод, построен клуб им. Горького. В 1944 году начал работать Чебаркульский крановый завод №1, был основан детский дом. В 1947 году создан Чебаркульский лесхоз. В 1948 году началось строительство Куйбышевского поселка. В 1949 году организовано ремесленное училище №2, поезда на участке Кропачево-Челябинск переведены на электрическую тягу, началось движения электричек. В 1950 году организовано строительное учреждение "Чебаркульстрой", прекращена добыча золота.
В 1951 году рабочий поселок Чебаркуль преобразован в город районного подчинения, построено здание современной школы №5.
В 1965 году произошло объединение городского и районного советов в один Чебаркульский горсовет, Чебаркуль стал городом областного подчинения, ЧМЗ переходит из Министерства черной металлургии в Министерство авиационной промышленности, на ЧМЗ построен самый большой цех №27, начало работать сельское профтехучилище, построено здание молокозавода, дом отдыха «Еловое» преобразован в санаторий. В 1971 году построено здание администрации города. В 1972 году начала работать Чебаркульская птицефабрика. В 1974 году построено новое здание городской больницы. Население города составило около 43000 человек.
Чебаркульцы также по праву гордятся своими земляками - Героями Советского Союза П.И. Ардышевым, С.М. Зерниным, Н.И. Князевым, М.И. Кочетковым, кавалером трех орденов Славы А.С. Володиным.
В последние годы по росту объемов промышленного производства Чебаркуль второй в области после Челябинска. Недавно построены дом для ветеранов и дом для жильцов ветхих квартир, современная начальная школа, здания прокуратуры и суда.
Во всех школах города имеются компьютерные классы, учащиеся пользуются Интернетом, что заметно повышает качество образования, обеспечивает выход в большой мир. Есть в городе и своя телекомпания.
Составной частью Чебаркуля является военный городок, где проживают семьи офицеров. Благодаря этому в город постоянно притекают люди молодого и среднего возраста, как правило, специалисты с высшим образованием.
Другая особенность Чебаркуля – санаторная или – как говорят местные жители – «зеленая зона». На озерах расположено более 20 здравниц, баз отдыха и детских лагерей. В летнее время в окрестностях города бывает до 100 тысяч отдыхающих! Санатории «Кисегач», «Еловое», «Сосновая горка», «УралВО» пользуются заслуженной славой. Сюда приезжают из разных уголков Челябинской и соседних областей.
Чебаркуль занимает свыше 7 тысяч гектаров. На его территории проживает более 46 тысяч человек. Всего в городе насчитывается 519 предприятий, в том числе крупных – 204 и малых 315.

Глава 2. Основная статистическая информация
2.1. Социальное развитие
Демографическая характеристика населения муниципального образования
Численность населения
Табл.2.1 - численность населения муниципального образования г. Чебаркуль.
(на 1 января; тысяч человек)
 
Год
2007
2008
2009
2010
Тыс. чел.
49,5
47,1
46,4
45,7

 

 
Рисунок 2.1. - численность населения муниципального образования
 
Табл.2.2 – темпы роста

Год

2008
2009
2010
Базисные
95,1
93,7
92,3
Цепные
100
98,5
98,4[4]

Вывод: Среднегодовой темп роста по г. Чебаркулю составляет 93,8%, по области  98,3%. Таким образом, среднегодового роста нет, есть среднегодовое выбытие населения. Это, как правило, связано с миграцией населения в более крупные города.
Половозрастная характеристика
Табл.2.3 – половозрастная характеристика
Год
Всего населения (тыс.)
Мужчины
(тыс.)
Доля мужчин
(%)
Женщины
(тыс.)
Доля женщин
(%)
2007
49,5
23,3
47,1
26,2
52,9
2008
47,1
22,1
47,0
25
53,0
2009
46,4
21,8
47,0
24,5
53,0
2010
45,7
21,6
46,1
24,6
53,9

Табл.2.4 – темпы роста
Темпы роста
Пол
2006
2007
2008
2009
2010
Базисные
Муж
-
99,6
94,4
93,1
92,3
Жен
-
98,4
94
92,1
92,5
Цепные
Муж
-
99,6
94,8
98,6
99,1
Жен
-
98,4
95,4
98
100[5]

 
Вывод: Как видно из диаграммы, количество женщин преобладает над количеством мужчин. За последние пять лет имеются изменения, но не значительные.
Распределение по возрастным группам
 
Табл.2.4 – Распределение по возрастным группам (тыс. чел.)
Показатели
Тысяч человек в возрасте
В процентах от общей численности населения, население в возрасте (удельный вес)
моложе трудоспо-собного
трудо-способ-ном
старше
трудоспо-
собного
моложе трудоспо-собного
трудо-способ-ном
старше
трудоспо-
собного
2010
6,3
16,3
6,2
21,9
56,6
21,5
 
Коэффициент общей нагрузки = 766,8
Коэффициент замещения = 386

Коэффициент пенсионной нагрузки = 380

Средний возраст населения = 38,2 года[6]
Вывод: на тысячу человек в трудоспособном возрасте приходится 386 человек моложе трудоспособного возраста и 380 человек старше трудоспособного возраста. Общая нагрузка составляет 767 человек.
Доля пенсионеров и молодых людей приблизительно равны, наблюдается стабильная тенденция.

Естественное и механическое движение населения
Табл. 2.5. – Естественное движение населения
(на 1000 человек населения)
 
 
2006
2007
+/-
к 2005
абс.
К
2005
2008
+/-
к 2005
абс.
К
2005
2009
+/-
к 2005
абс.
К
2005
2010
+/-
к 2005
абс.
К
2005
Коэффициент рождаемости г. Чебаркуль (число родившихся на 1000 населения)
11,1
11,0
-0,1
99,09
12,5
+1,4
112,6
14,0
+2,9
126,1
14,2
+3,1
127,9
Коэффициент смертности
г. Чебаркуль (число умерших на 1000 населения)
18,3
17,7
-0,6
95,6
17,7
-0,6
95,6
20,7
+2,4
118,3
20,0
+1,7
109,2
Естественный прирост
г. Чебаркуль
-7,2
-6,7
+0,5
93,05
-5,2
+ 2
72,2
-6,7
+0,5
93,05
-5,8
+1,4
80,5
 
Вывод: Ситуация по рождаемости в г. Чебаркуле благоприятна (наблюдается положительная динамика по темпам прироста, на протяжении всего анализируемого периода), на ряду с этим удручающая ситуация со смертностью в Чебаркуле – постоянная тенденция по увеличению смертности, скорее всего происходит в связи с вредными видами производства. Но, к 2010 году смертность в городе наметилась к снижению, тем не менее, показатели остаются выше, чем по области в целом.
 
             
 
Табл. 2.5.1 – Механическое движение населения
(на 1000 человек населения)
 
 
2006
2007
+/-
к
2006
абс.
К
2006
2008
+/-
к 2006
абс.
К
2006
2009
+/-
к 2006
абс.
К
2006
2010
+/-
к 2006
абс.
К
2006
Прибыло г.Чебаркуль (человек)
937
776
-161
82,8
598
-339
63,8
552
-385
58,9
551
-386
58,8
Выбыло
г. Чебаркуль  (человек)
1156
967
-189
83,6
805
-189
69,6
836
-320
72,3
747
-409
64,6
Механический прирост
г. Чебаркуль
+40
-245
- 205
61,2
-198
-158
19,7
-211
-171
23,3
-251
-211
18,9
 
В Чебаркуле на протяжении всего анализируемого периода  наблюдается сильный уровень выбытия населения. Скорее всего такая ситуация связана с отсутствием необходимого количества рабочих мест, более низким уровнем жизни, т.е. с экономическими категориями
 
 
 
 
 
Характеристика социальной сферы
Приводя характеристику социальной сферы, остановимся на следующих аспектах:
- характеристика обеспеченности образовательными услугами дается на основе показателей количества школ, детских дошкольных учреждений в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет (таблицы 2.6. - 2.7.);
- медицинское     обслуживание     характеризуется   обеспеченностью населения врачами и средним медицинским персоналом в расчете на 10000 человек, числом врачебных посещений на 1 жителя в год (таблицы 2.8.-2.9.);
- трудоустройство и занятость населения: определяется численность   и доля     незанятого     населения,     численность     зарегистрированных безработных и их доля в численности населения трудоспособного возраста; анализируется динамика этих показателей за 5 лет, торговля и услуги: анализируется оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг, объем бытовых услуг; все показатели в расчете на душу населения (таблицы 2.10. – 2.18);
- доходы   населения   и   уровень   жизни:   анализируются   данные   по заработной   плате   и   пенсиям,   их   соотношению   с   прожиточным минимумом. (таблицы 2.19.-2.20.).
Таблица 2.6.
Дошкольные учреждения
Показатели
2006
2010
Число дошколь-ных учреж-дений
Числен-
ность де-
тей в до-школьных учреж-дениях, человек
Обеспечен-ность мес-тами детей, находящих-ся в до-школьных учреждении-ях, на 100 мест прихо-дится детей
Число дошколь-ных учреж-дений
Числен-
ность де-
тей в до-школьных учреж-дениях, человек
Обеспечен-ность мес-тами детей, находящих-ся в до-школьных учреждении-ях, на 100 мест прихо-дится детей
г. Чебаркуль
18
2713
98
12 (66,8%)
2876
(106 %)
105
(93,1%)
Челябинская область
2285
237743
116
1522
(66,6%)
128851
(54,2%)
85
(73,3%)
В Чебаркуле произошло сокращение числа дошкольных учреждений, темпы сокращения выше, чем по области, на фоне сокращения дошкольных учреждений, мест в детских садах в городе меньше, чем в области. В общем, наблюдается отрицательная динамика, причем хуже, чем по области, если брать в учет превышение доли населения младше трудоспособного возраста в городе над областью.
Таблица 2.7.
Общеобразовательные учреждения
Показатели
Число дневных общеобразо-
вательных
учреждений
Численность учащихся, человек
Численность учителей в данных общеобразова-
тельных учрежде-
ниях, человек
2007/2008
2009/2010
2007/2008
2009/2010
2007/2008
2009/2010
г.Чебаркуль
12
12
(107,7%)
6864
5000 (82%)
378
327 (86,5%)
Челябинская область
1284
1385 (107,9%)
488561
485017 (99,3%)
32096
35142 (109,5%)
 
В Чебаркуле на ряду с положительной тенденцией, адекватно как и по области по числу общеобразовательных учреждений, наблюдается отрицательная тенденция, причем более высокими темпами, чем по области по числу учащихся, и в отличии от области, где положительная тенденция по приросту учителей, в городе наблюдается отрицательная тенденция, причем очень высокими темпами.
Таблица 2.8.
Обеспеченность населения врачами в расчете на 1000 населения
Показатели
2005
2006
2007
2008
2009
2010
г. Чебаркуль
22,7
28,0
30,8
29,7
25,1
27,2
Челябинская область
36,9
37,4
38,0
39,9
38,7
38,9
 
По обеспеченности врачами в области наблюдается практически стабильная ситуация, в Чебаркуле ситуация намного хуже, если до 2007 года наблюдалась положительная тенденция, то в дальнейшем тенденция отрицательная.
 
 
Таблица 2.9.
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в расчете на 1000 населения
Показатели
2005
2006
2007
2008
2009
2010
г. Чебаркуль
126,9
131,0
146,9
151,4
115,7
144,7
Челябинская область
105,9
104,4
113,4
118,4
111,8
110,5
 
По обеспеченности средним мед. персоналом в Чебаркуле ситуация боле выгодная, чем по области, причем по области наблюдается отрицательная тенденция, а по Чебаркулю положительная.
 
Таблица 2.10.
Численность незанятого населения (человек)
Показатели
2006
2007
Трб,
%
2008
Трб,
%
2009
Трб, %
2010
Трб,
%
г. Чебаркуль
377
461
122,3
542
143,7
520
137,9
1122
297,6
Челябинская область
23460
24667
105,1
32448
138,3
32425
138,2
48525
206,8
 
По численности незанятого населения наблюдается отрицательная тенденция более высокими темпами, чем в области, только в  2008 году наблюдается улучшение ситуации (сокращение доли незанятого населения).
Таблица 2.11.
Численность зарегистрированных безработных (человек)
Показатели
2006
2007
Трб,
%
2008
Трб,
%
2009
Трб, %
2010
Трб,
%
г. Чебаркуль
311
422
135,7
507
163,02
462
148,5
1045
136,01
Челябинская область
18069
19663
108,8
27808
141,4
27615
99,3
44260
160,27
 
По числу зарегистрированных безработных ситуация была хуже, чем в области до 2009 года, к настоящему времени ситуация лучше, чем в области.
 
Таблица 2.12.
Среднесписочная численность рабочих (человек)
Показатели
2007
2008
Трб,
%
2009
Трб, %
2010
Трб,
%
г. Чебаркуль
12654
13474
106,4
12381
97,8
12030
95,06
Челябинская область
1322574
1326786
100,3
1254773
94,8
1225920
92,69

 
По среднесписочной численности рабочих в области положительная тенденция в 2006 году, в Чебаркуле уменьшение среднесписочного количества рабочих к 2009 году, по темпам прироста Чебаркуль  впереди  области.
Таблица 2.13.
Оборот розничной торговли (в фактически действующих ценах)
Показатели
2008
млн. руб
В % к пред. году
На душу населения
2009
млн. руб
В % к пред. году
На душу населения
2010 млн. руб
В % к пред. году
На душу населения
г. Чебаркуль
162,7
93
5164,0
171,0
111
5897,7
233,0
125
8147,9
Челябинская область
66738,1
113
18409,8
82603,0
114
23037,4
104534,9
116
29347,2
 
По обороту розничной торговли с 2007 года по 2009 года наблюдалась положительная тенденция, по области темп роста был выше, чем по Чебаркулю. Аналогическая ситуация наблюдается и в общественном питании.
Таблица 2.14.
Индексы физического объема оборота общественного питания
(в % к предыдущему году)

и т.д.................


Показатели
2008
2009

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.