На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Парадокс экономической эффективности авторитарного режима

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство Образования  Республики Беларусь
 
 
 
 
Белорусский Государственный  Университет Информатики и Радиоэлектроники
 
 
 
 
Кафедра Гуманитарных Дисциплин
 
 
 
 
 
Реферат по политологии  на тему:
 «Парадокс экономической эффективности авторитарного режима»
 
 
 
 
 
 
 
выполнил:
студент группы 650504
факультета КСиС
Силкович Д. Ю.
 
руководитель:
кандидат исторических наук
доцент Беляев А.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минск 2009
 

Содержание
 
Введение…………………………………………………………………  3
Сущность и особенности  авторитарной политической системы……  4
Структурные особенности  авторитаризма……………………………. 7
Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма……………. 11
Экономическое чудо Чили во времена правления Пиночета…………15
Преимущества авторитарного режима…………………………………17
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
 
В непростых условиях мирового финансового кризиса особую актуальность приобретает анализ различных  политических моделей и выделение из них наиболее успешных для преодоления этого непростого промежутка времени. Одной из таких моделей является авторитарный режим, который и стал темой данного реферата. На первый взгляд, у авторитарного режима присутствуют недостатки, как например контроль над СМИ, ограничение свободы слова, диктатура, мощный аппарат для контроля над населением, отсутствие серьезной политической оппозиции. Компенсируются ли эти недостатки какими-то преимуществами? Демократический режим выглядит с перечисленных выше позиций куда более привлекательным. Поэтому непросто критиковать либерализм в наши дни. Он предстает и как господствующая экономическая теория, и как философия рынка, отстаивающая необходимость свободной и глобализующейся рыночной системы, и как политическая идеология, оправдывающая капитализм. Все эти части согласованы между собой и поддерживают друг друга. Этой достаточно монолитной системе пока трудно что-то противопоставить. Но мировой финансовый кризис нанес очень серьезный удар по экономике многих стран, от которого им необходимо оправиться как можно быстрее.
В данном реферате будет  подробно описан авторитарный режим изнутри, будут выделены его сильные и слабые стороны, будет рассмотрен пример авторитарного режима, Чили при Аугусто Пиночете.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность и особенности  авторитарной политической системы.
 
В настоящее время  в большинстве современных стран  мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как  в прошлом, так и в настоящем  весьма позитивно оценивали и  оценивают данный тип организации власти. Так, еще в XVIII в. французские мыслители Ж. Де Местр и Л. де Бональд, рассматривая авторитет как стержень государственного порядка, видели в нем альтернативу хаосу, способ установления равновесия между борющимися в обществе группами. Испанец Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например,   И. Ильин, в виде "авторитарно-воспитывающей диктатуры") в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии.
Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом  между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик  системы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы), а равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и политической жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.
Блокируя связи с  массами, авторитаризм (за исключением  своих харизматических форм правления) утрачивает возможность использования поддержки населения для укрепления правящего режима. Однако власть, не опирающаяся, на понимание запросов широких социальных кругов, как правило, оказывается неспособной создавать политические порядки, которые выражали бы общественные запросы. Ориентируясь при проведении государственной политики только на узкие интересы правящего слоя, авторитаризм использует в отношениях с населением методы патронирования и контроля над его инициативами. Поэтому авторитарная власть способна обеспечить лишь принудительную легитимность. Но столь ограниченная в своих возможностях общественная поддержка сужает для режима возможности политического маневра, гибкого и оперативного управления в условиях сложных политических кризисов и конфликтов.
Устойчивое игнорирование  общественного мнения, формирование государственной политики без привлечения общественности в большинстве случаев делают авторитарную власть неспособной создать какие-либо серьезные стимулы для социальной инициативы населения. Правда, за счет принудительной мобилизации отдельные режимы (например, Пиночет в Чили в      70-х гг.) могут в короткие исторические периоды вызвать к жизни высокую гражданскую активность населения. Однако в большинстве случаев авторитаризм уничтожает инициативу общественности как источник экономического роста и неизбежно ведет к падению эффективности правления, низкой хозяйственной результативности власти.
Узость социальной опоры  власти, делающей ставку на принуждение  и изоляцию общественного мнения от центров власти, проявляется и  в практическом бездействии идеологических инструментов. Вместо систематического использования идеологических доктрин, способных стимулировать общественное мнение, обеспечивать заинтересованное участие граждан в политической и социальной жизни, авторитарно правящие элиты в основном используют механизмы, направленные на концентрацию своих полномочий и внутриэлитарное согласование интересов при принятии решений. В силу этого главными способами согласования интересов при выработке государственной политики становятся закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления.
Дополнительным источником сохранения такого типа правления является использование властями определенных особенностей массового сознания, менталитета  граждан, религиозных и культурно-региональных традиций, которые в целом свидетельствуют о достаточно устойчивой гражданской пассивности населения. Именно массовая гражданская пассивность служит источником и предпосылкой терпимости большинства населения к правящей группировке, условием сохранения ее политической устойчивости.
Однако систематическое  применение жестких методов политического  управления, опора властей на массовую пассивность не исключают определенной активности граждан и сохранение их объединением некоторой свободы  социальных действий. Свои (пусть скромные) прерогативы и возможности влияния на власть и проявление активности имеют семья, церковь. Определенные социальные и этнические группы, а также некоторые общественные движения. Но и эти социальные источники политической системы, действующие под жестким контролем властей, не способны породить сколько-нибудь мощные партийные движения, вызвать массовый политический протест. В подобных системах правления существует скорее потенциальная, чем реальная оппозиция государственному строю. Деятельность оппозиционных групп и объединений больше ограничивает власть в установлении ею полного и абсолютного контроля над обществом, нежели пытается реально корректировать цели и задачи политического курса правительства.
Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов, или "ползучей" концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.
Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного  режима, как правило, являются группы военных ("силовиков") и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между режимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению.
В настоящее время  наиболее существенные предпосылки  для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, "авторитарные соблазны" в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил "сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию – дисциплиной, делать все рационально". Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.
 

2. Структурные особенности авторитаризма.
 
Обобщая и систематизируя исторический опыт, функционирование авторитарных систем и режимов, можно  выделить наиболее устойчивые структурные  особенности организации этого  типа власти. Так, в институциональной сфере авторитаризм отличается прежде всего организационным закреплением власти узкой элитарной группировки (или лидера). Соперничество конкурирующих элитарных группировок за власть, как правило, осуществляется в форме заговоров, путчей, переворотов. Стремление власть предержащих утвердить свое положение подкрепляется полным доминированием структур исполнительной власти над законодательной и судебной. Недооценка и игнорирование представительных органов, означающая разрыв государства с интересами широких социальных слоев, обусловливает низкий уровень гражданской самодеятельности и слабость горизонтальных связей внутри общества. Такое постоянное усечение механизмов представительства интересов населения сокращает социальные источники власти и способа ее легитимизации, в конечном счете предопределяя и слабость вертикальных "стволов" власти. Политический плюрализм в политических системах авторитарного типа строго дозирован. Множественность политических сил инициируется властями и не способна вызвать угрозу сложившимся порядкам. В то же время концентрация в руках собственных прав и полномочий практически означает полное устранение оппозиции с политической арены. Жесткий стиль властвования не дает возможности институционализировать компромисс в политической жизни, наладить поиск консенсуса при принятии государственных решений.
С нормативной точки  зрения авторитаризм отличается постоянным и преимущественным использованием силовых методов регулирования  социальных и политических конфликтов. Как указывает Х. Линц, для этого типа власти характерна четко очерченная компетенция властей и их функций во вполне предсказуемых границах. Правила игры строго поддерживают господство одной группы. Концентрация власти предполагает систематическое использование по преимуществу закрытых от общественности способов принятия решений, стремлением поставить под контроль основные группы формы общественной самодеятельности, в том числе в экономической сфере. Ввиду того, что в таких обществах, как правило, складываются политические отношения сверхбогатых и сверхбедных слоев населения, власть характеризуется высоким уровнем нестабильности.
В информационно-коммуникативной  сфере для авторитаризма характерен низкий статус идеологических способов удержания и укрепления власти, засилие  односторонних каналов в основном официального информирования общества. На информационном рынке полностью доминируют проправительственные СМИ, отсутствуют свобода слова, гарантии равной конкуренции. В общественном мнении. В силу осознания широко распространенной коррупции и продажности властей, складываются мощные настроения пассивности и разочарованности во власти.
 

3. Разновидности авторитаризма.
 
Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие  их основные типы:
    Партийные
    Военные
    Национальные
    Корпоративные
    Режимы личной власти
Особенность партийных  режимов заключается в осуществлении  монопольной власти какой-либо партией  или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это  однопартийные режимы, но к ним  могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их "сплоченными" командами (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.
Военные режимы, как правило, возникают  в результате переворотов, заговоров  и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а  также Греция, Пакистан, Турция. Такие  политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные режимы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использования физического насилия.
Модели национального авторитаризма  возникают в результате доминирования  в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее  время такие системы характерны  для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном конкуренты в этнически господствующей среде) скатываются к применению методов политического террора. Отсутствие многих механизмов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью обвального развития событий.
Корпоративный режим олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и  собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля над деятельностью государственных служащих.
Наиболее распространенной экономической  предпосылкой корпоративного авторитаризма  является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и девальвирующим значение легитимных каналов участие населения во власти. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.
В настоящее время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный  тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имеют представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролируют уже более половины государственной экономики и частного сектора. Причем процесс срастания власти и криминала продолжается. корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения.
Режимы личной власти (Индия при  И. Ганди, Испания при Франко, Румыния  при Чаушеску) персонализируют все  политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными  традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.
 
 

4. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма.
 
Популизм является атрибутом демократического развития общества, но нередко он приводит к созданию авторитарного режима в обществе. Для популизма характерны вера в возможность простейшего  решения социальных проблем, выражающихся в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально улучшить всю общественную ситуацию. Политик-популист не думает ни о последствиях, ни о своих возможных действиях в случае прихода к власти. Для него главное - получить как можно больше голосов в данный момент, не заботясь о будущем. Так как настроения толпы переменчивы, популистская политика со стороны выглядит бесцельным метанием из стороны в сторону. На самом же деле здесь точный и тонкий расчет, состоящий в том, чтобы всегда быть в фарватере большинства. Различные меньшинства - политические, религиозные, национальные - популистов не интересуют, т. к. не определяют результаты выборов. Именно поэтому популизм, одержав победу, приводит зачастую к авторитаризму с явными тенденциями на установление тоталитарной диктатуры, потому что самый простой способ борьбы с недовольными - их физическое устранение.
Основными популистскими принципами являются следующие: развитие демократии, борьба против господства монополистического капитала, объединение на межрасовой основе, трудящиеся массы как главная социальная ценность, создание сильного государства, действующего в интересах и под контролем трудящегося народа, главная задача государства - счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, обеспокоенность экологическими проблемами, личностная самореализация рядового гражданина в общественной деятельности, отрицание насильственных способов решения социальных проблем.
Популизм является характерной чертой политического радикализма с его категоричными требованиями, нежеланием ждать, отсутствием выполнимых программ решения общественных проблем. Чем более радикален политик, тем в большей мере он пользуется популистскими приемами.
В зависимости от развития демократических политических институтов в государстве сценарий развития популизма также может быть различным.
В обществе с высоким  уровнем развития демократии: политик, пришедший к власти с использованием популистской технологии, реально проводит в жизнь экономические и социальные программы, прилагает усилия для повышения жизненного уровня населения, являющегося основным критерием деятельности политического лидера в демократическом обществе. Если его слова расходятся с делами, то на очередных выборах повторить свой успех такому политику вряд ли удастся, так как оппонентами будут использованы все механизмы демократического воздействия на избирателей.
В обществе со слабо развитыми  демократическими традициями: в виду отсутствия реальных программ, популистский политик начинает искать виновных в ухудшении жизни, крахе декларируемых преобразований, а затем за поддержкой обращается к избравшему его народу, указывая истинных, на его взгляд, виновников сложившегося положения. В таких условиях он идет дальше и предлагает обществу усилить нажим на «виновников», добиваясь их ухода с политической арены. При этом используется, в том числе, репрессивный аппарат. Все эти деяния прикрываются вывеской «для блага народа». Реально страна скатывается к авторитаризму с последующим возможным переходом к тоталитарному режиму. Причем пока народ будет ориентироваться не на реальное положение дел в экономической и социальной сфере, а на красноречивые высказывания политиков, не подкрепленные делами – опасность авторитаризма будет существовать.
Популярность не имеет  отрицательного содержания. Более того, завоевание популярности в определенных сферах деятельности, например, в сфере  публичной политики является необходимым  условием поддержания высокого реноме.
Однако, популярность достигается различными методами. Под популистскими методами понимаются приемы, способы, образ действия, используемый политическими субъектами для того, чтобы заручиться поддержкой народных масс. Суть популизма заключена в таких методах достижения популярности, которые имеют отрицательную природу с точки зрения норм жизнедеятельности общества. А так как под популизмом понимается деятельность, основанная на манипулировании в народе ценностями и ожиданиями, то по своей сущности популизм есть метод социально-управленческого воздействия на общество, основанный на отклоняющихся нормах и использующий поддержку народа для завоевания успеха.
Основными популистскими  методами являются: попытки подстроиться под требования народа; использование  податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги; использование черт обыденного сознания масс: упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности; игра на “ожиданиях” народа; апелляция к простоте и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений сложных проблем; прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов; спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса; выступление от имени простого человека; переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти и элиты; использование нерешенности самых злободневных на данный момент проблем в целях получения статуса борца за народные интересы; манипулирование общественным мнением.
Популистская деятельность, как правило, имеет отрицательные  результаты, которые могут привести к тяжелым последствиям для общества. Популизм подрывает доверие народа к институтам власти, служит орудием  для сведения политических счетов, обусловливает снижение гражданской активности, отчуждение людей от власти, экономические и политические потрясения, социальный беспорядок.
В ряде стран сложилась  парадоксальная политическая ситуация: при наличии всех формальных признаков  демократии власть в стране принадлежит бюрократической системе, которая сама устанавливает правила политической игры, поведения своих граждан, в том числе в области политического участия. Несмотря на предпринимаемые меры, все более усиливается отчуждение граждан от государственной власти и государственной власти от граждан, что приводит к возрастающей пассивности граждан при проведении выборов.
В этих условиях популизм используется политиками в качестве одной из форм прикрытия этого  отчуждения, а также как набор  своеобразных правил деятельности самой политической элиты. В популизме субъектов политической деятельности заключается одна из причин политических кризисов: политики не решают реальных проблем, потому что граждане не имеют возможности их заставить это сделать, а популизм позволяет политикам оставаться у власти и побеждать на очередных выборах. Этот путь без реального преодоления отчуждения власти и граждан ведет к социальному взрыву.
Низкий уровень жизни  населения является социальной базой  распространения популистских устремлений политиков. Чем беднее люди, тем более они податливы примитивному популизму. Поэтому необходимым условием противодействия популизму является продуманная государственная социально-экономическая политика, направленная на решение, в первую очередь, проблем большинства населения, создания среднего класса, а также класса собственников, у которых гражданская ответственность возрастает одновременно с заботой об этой собственности.
Популистский стиль  деятельности - это механизм завоевания поддержки избирателей, основанный на нестандартных приемах, способах и образе поведения политического лидера.
Для популистского стиля  характерны следующие черты: “заигрывание”  с массами, говорить только то, что  они хотят услышать; “хождение  в народ” (апелляция к широким  массам в стране); “народная дипломатия” (апелляция к широким массам за рубежом); создание имиджа решительного, уверенного в себе политика; умение коротко и доходчиво излагать свои программы; создание видимости человека из народа: “я такой же, как и вы”; использование национальных и патриотических чувств народа; демонстрация поддержки со стороны известных личностей, “звезд” эстрады, актеров и т.д.; создание привлекательного имиджа с помощью средств массовой информации; принародное подписание государственных документов, раздача денег; отклоняющееся поведение: нестандартная одежда, вызывающее поведение, демонстративные жесты, общественные скандалы, ненормативная лексика.
Для минимизации последствий  популизма необходимо становление  полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций, утверждение высокой политической и правовой культуры, как должностных лиц, так и граждан.
 

5. Экономическое чудо  Чили во времена правления  Пиночета
 
В 1970 г. на президентских  выборах победил кандидат левого блока Сальвадор Альенде. Его программа включала широкомасштабную национализацию, реформу социальной системы и прочие мероприятия в социалистическом духе. Альенде был близок с коммунистами, имевшими тесные связи с Москвой и Гаваной.
За пару лет экономические  эксперименты привели к галопирующей инфляции, падению производства, оттоку иностранных инвестиций. Внешняя политика Чили, флиртовавшей с СССР и Кубой, стала раздражать официальный Вашингтон. По стране прокатилась волна террористических актов, организованных как ультраправыми, так и ультралевыми. Коммунисты предложили Альенде установить "народную диктатуру". Президент колебался.
24 июня 1973 г. совершенно  неожиданно восстал один столичный  полк - военная техника двинулась  к президентскому дворцу. До сих  пор не ясно, что же это было: проба сил или досадная оплошность. Но именно Пиночет смог подавить беспорядки, за что Альенде назначил его главкомом сухопутных сил.
Одновременно Пиночет  стал главной фигурой заговора.
Утром 11 сентября армия  заняла все стратегические объекты в столице и провинции. Президентский дворец окружили и, сбросив на него несколько бомб, взяли штурмом.
Президент погиб в  общей неразберихе. По официальной  версии, лейтенант Рейес, ворвавшись в одну из комнат дворца, увидел человека в каске, с автоматом и инстинктивно открыл огонь. В погибшем опознали Сальвадора Альенде.
Вряд ли Пиночет отдавал  приказ о его физическом устранении. Международный скандал ему был  не нужен. В эфир прошли заранее заготовленные  сообщения, что Альенде уже доставлен  на одну из военных баз, отказался от президентского поста и скоро покинет страну.
А вот убийства, пытки, массовые расстрелы  и прочие бесчинства происходили  с ведома и по личному указанию Пиночета. Он цинично назвал кровавые эксцессы первых месяцев после переворота "неизбежными издержками".
Кровавыми делами занялась ДИНА, тайная разведка, аналог гитлеровского  гестапо и сталинского НКВД, созданная  декретом в 1974 г. и подчинявшаяся  лично Пиночету. Люди просто "исчезали". По сей день не выяснены имена тысяч "пропавших без вести".
Свергнув законного  президента, военные тут же взялись  за коренную "реформу" государства. Высшим и единственным органом власти объявили Национальный правительственный  совет (хунту) во главе с Пиночетом.
В июне 1974 г. Пиночет стал "руководителем нации", а еще через полгода присвоил себе титул президента страны.
Основой режима была доктрина "национальной безопасности": всеобъемлющее  господство армии плюс "деполитизация" остального населения. - Мы создадим такое  общество,- говорил Пиночет,- в котором трудящиеся и предприниматели станут участниками одного дела и совместными усилиями проложат путь к великому будущему Чили.
Известная "фашизоидность" как в самом режиме, так и  в личности генерала Пиночета, несомненно, присутствовала (вспомним историческую ориентацию чилийских военных на Германию). Именно "фашизоидность", а не фашизм в чистом виде. Классический фашизм стремится контролировать все области политической, экономической, культурной и даже личной жизни.
В Чили этого не произошло.
Там частное предпринимательство было объявлено национальной доблестью. "Средний класс", из которого вышли военные, был заинтересован в максимальной либерализации экономики. И хунта воспользовалась неограниченной властью для перестройки чилийского общества на либеральных экономических основах. Этот пример в истории ХХ в. можно считать уникальным и во всех смыслах выдающимся.
Идеологом неолиберальной модели стал, в частности, П.Вергара. Демократия, по Вергаре, должна носить авторитарный, "сильный и строгий  характер", чтобы иметь "возможность сохранить единство общества".
Вергара привлек к  сотрудничеству молодых экономистов, выпускников американских университетов  и приверженцев "чикагской" экономической  школы. (Кстати, когда российское правительство  возглавил Егор Гайдар, его команду также сравнивали с молодыми чилийскими реформаторами.)
Была принята на вооружение доктрина "развития в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.