На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизмы и стереотипы социальной перпеции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
 
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
Санкт-Петербургский государственный  технологический институт
(технический университет)


Кафедра философии


 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
ПО Психологии
Механизмы и стереотипы социальной перцепции.
 
 
Выполнил студент
Павлова С.Л
Специальность № 080500
 
Руководитель:
Ливач Е.А.

(фамилия, имя, отчество)
 
 Старший преподаватель
(должность)
 
Оценка ___________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ    3 
 
          Глава 1 Понятие социальной перцепции   
1.1. Предпосылки перцепции,  ее определение                                                                       5
1.2. Перцепция и восприятие  человека.                                                                                  7
Глава 2. Механизмы и стереотипы социальной перцепции
2.1 Наблюдатель и наблюдаемый                                                                                            9
2.2 Механизмы социального познания                                                                                 11
2.3 Стереотипы социальной  перцепции                                                                                12
 Заключение                                                                                                                             15
Список используемой литературы                                                                                       16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и  закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью  в социальные группы и общности, а также психологические особенности  этих групп и общностей. Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного закона повторяется в том или ином виде во всех фундаментальных трактовках целей и задач психологической науки. Социальные психологи хотят раскрыть причинные связи с тем, чтобы установить основные принципы, который объяснят социально-психологические феномены.
Само сочетание слов «социальная  психология» указывает на специфическое  место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув  на стыке наук — психологии и  социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин  довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая  неоднозначность положения научной  дисциплины имеет много различных  причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые  сами по себе могут быть исследованы  лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический»  аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через  деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и  волей.  С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальная перцепция достаточно хорошо описана в отечественной и зарубежной литературе. Из отечественных авторов хотелось бы выделить Г.М. Андреева (Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 2006.) и А.В. Мокашенцевой (Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: А.В.Мокашенцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2007), которые в доступной форме достаточно подробно рассматривали данный вопрос.
 Объектом исследования настоящей работы является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения. Предмет исследования – социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть  понятье социальной психологии, изучить  перцептивную сторону общения, а  также ее структуру и механизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
1.1. Предпосылки перцепции,  ее определение
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между  его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты  и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них  и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с  помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания  одним человеком другого выступает  как обязательная составная часть  общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.
Социальная перцепция  — одно из наиболее сложных и  важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно  является одним самых значительных вкладов социальной психологии в  современную и перспективную  психологию Человека.
 Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция — теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция- сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.
Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом  подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить  целостную картину психического мира человека
1. собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения; 
 2.интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий; 
 3. эмоциональную оценку;
 4. построение стратегии собственного поведения.  Это положение вещей давно осмыслено социальными психологами, и сегодня принято считать, что термины «социальная перцепция» и «перцепция» соотносятся друг с другом приблизительно как метафора с реальным явлением: «Тот факт, что за восприятием внешнего облика другого человека стоит формирование представления о его психологических характеристиках, о поведенческом облике, заставляет согласиться с тем, что понятие «перцепции» употребляется в данном случае скорее метафорически, чем в его точном психологическом значении» (Г.М. Андреева).
 Однако возможны и другие интерпретации данного факта. Социальная психология как более молодая научная дисциплина, в меньшей степени отягощенная классическими традициями, в данном случае смогла создать и в определенной степени проработать понятие другого, нового типа. Понятие, плохо доступное изучению все теми же классическими методами, но дающее представление о целостном фрагменте психической жизни человека. Кроме того, обладающее большим потенциалом с точки зрения социально-психологической практики коррекции и развития общения людей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.2. Перцепция и восприятие человека
Рассмотрим, как в общем  виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его  наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых  наиболее информативными являются внешний  облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые  действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель  определенным образом оценивает  их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических  свойствах партнера по общению. Сумма  приписанных свойств дает необходимую  возможность сформировать определенное отношение к наблюдаемому, которое  чаще всего носит эмоциональный  характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится». На основании предполагаемых психологических  свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения  можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению  к наблюдаемому.
Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером  на автобусной остановке, замечает приближающегося  пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается  быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек  спокоен и уверен в себе, он может  подумать приблизительно так: «Этот  человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет  мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель  спокойно продолжит свое ожидание. Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный...» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»). Весь описанный выше процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы (см. схему 1 в приложении).
 Таким образом, социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.
По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения  по отношению к нему. Партнер в  свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель. Если сформулировать этот наукообразный  текст совсем просто, то как аукнется, так и откликнется. Мы сами формируем  отношение к нам других людей. Социальная психология в очередной  раз выступила в роли научного обоснования расхожего знания.
 Естественно, возникает вопрос: от чего зависит, чем определяется эффективность процесса социальной перцепции? Традиционно принято выделять три составляющие социально перцептивного процесса: субъект, объект и ситуация восприятия — и искать факторы эффективности внутри каждого из них. Надо сказать, что, используя эти составляющие, социальные психологи сами себя загоняют в ловушку, так как совершенно очевидно, что любой момент человеческого общения есть процесс субъект-субъектный: ни в какой ситуации партнер по общению не может находиться в позиции объекта и в качестве наблюдаемого лица он все равно остается «лицом», то есть субъектом. Поступим проще, выделим в качестве составляющих социальной перцепции партнера-наблюдателя, партнера-наблюдаемого и ситуацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 2. Механизмы и стереотипы социальной перцепции. 
2.1. Наблюдатель и наблюдаемый
Каждый из структурных  компонентов является «узким местом»  с точки зрения адекватности процесса социальной перцепции, можно даже сказать  — ее эффективности. И каждый можно  проанализировать именно с этой точки  зрения. Правда, сначала необходимо определиться с понятием эффективности. Что означает словосочетание «социальная  перцепция прошла успешно»? Часто  в качестве критерия предлагается использовать такой подход: если это помогло  людям сработаться, вместе выполнить  задачу, значит, социальная перцепция  была адекватной. Но, думается, этого  недостаточно.
Давайте обратимся к понятию  замысла, которое в данном случае соотнесено с наблюдаемым. И это  логично: занимая в акте социальной перцепции более пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый  является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний  облик и поведение, а в качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые  должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет  адекватное этому замыслу поведение  наблюдателя.
 Что же может помочь наблюдателю построить такое поведение? Перечислим основное.
 1. Высокий культурный уровень, позволяющий на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Знаю, что за этим может стоять».
 2.Высокий рефлексивный уровень, позволяющий развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать».
 3.Высокий интеллектуальный уровень, позволяющий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины».
 4. Высокий уровень личностной зрелости, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то же».
 5. Обширный репертуар поведенческих реакций, позволяющий реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя именно в этой ситуации»
 В социальной психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на адекватность восприятия, достаточно широко проработана. (И это несмотря на то, что серьезных, систематических исследований велось и ведется очень мало и многие предположения не подтверждаются экспериментально.) Исследованию подвергнуты различные качества наблюдателя: пол, возраст, профессия, личностные особенности, самооценка и т.д. Выявлены некоторые возрастные особенности развития социально перцептивных процессов. Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте. Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет «оформление» облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения. А.А. Бодалев в своей книге приводит данные о влиянии профессии на особенности восприятия. Например, педагоги, воспринимая и интерпретируя другого человека, больше всего ориентируются на его речь (даже более узко — на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры — на физические данные. 
 Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические особенности наблюдателя. Е. Мелибруда назвал образ «Я» и самооценку психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения людей: «Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно самого себя, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить. Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым от других, но доступным ему самому особенностям, и те ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти элементы образа «Я», от которых человек хочет избавиться, вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и понимании окружающих людей».
 Более подробно о влиянии психологических свойств наблюдателя на процесс социальной перцепции мы поговорим, анализируя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга.
 
2.2. Механизмы социального познания
Если в процессе длительного  общения отношения людей становятся близкими, с трудом поддающимися какой-то схематизации, то на первых этапах основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека.
Остановимся на анализе типовых  схем социального восприятия. В их основе лежит хорошо известный «эффект  ореола»: если первое впечатление о  человеке в общем позитивно, наблюдатель  склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», может быть весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном  общении. Ю. Крижанская и В. Третьяков  выделяют три основных фактора, ответственных  за возникновение оценочной ошибки при формировании первого впечатления: превосходство, привлекательность, сходство. Соответственно они выделяют и три  схемы формирования перв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.