На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Биолого-эволюционное направление в социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение 3
Спенсер 5
Социал-дарвинизм  в социологии США 8
Социологические взгляды Альбиона Смолла 9
Социологические взгляды Уильяма Самнера 10
Беджгот 13
Гумплович 14
Ратценхофер 17
Заключение 20
Список  литературы 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 
     Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии.
     дарвинизм - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.  
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй Мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.

     Элементы  социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.
     Социал-дарвинизм не создал научной школы или ярко выраженного политического течения. Данный термин сегодня используется в академической среде для описания антигуманистических и антисоциалистических тенденций в социально-экономической теории.
     Дарвинизм - по имени английского натуралиста Чарлза Дарвина - в узком смысле - направление эволюционной мысли, приверженцы которого вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как фактору эволюции. В широком смысле нередко употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом.  
 
Традиционно считается, что дарвинизм противостоит ламаркизму (приверженцы которого считают, что главную роль в эволюции играют прямое приспособление к условиям окружающей среды и заложенное в организмах врожденное стремление к прогрессу).

     Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей ведущих религий - (в основном, некоторых направлений протестантизма, православия, и ислама), поскольку с религиозной точки зрения телесная природа человека есть творение божье и неизменнa. Кроме того, дарвинизм обьясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это идёт вразрез со сравнительно недавним образованием мира, согласно буквальному прочтению канонических текстов большинства религий. Вместе с тем, в католичестве специальной папской энцикликой признано, что теория эволюции в целом верно трактует вопрос о происхождении тела человека.
     В настоящий момент, хотя теория эволюции в научном мире общепринята, креационисты оспаривают её. Главные аргументы  против эволюции (отсутствие `переходных форм`, большая сложность биологических  структур и невозможность их формирования за счет накопления малых случайных  изменений, `вредность` мутаций) были сформулированы еще в конце XIX - начале XX веков  и с тех пор практически  не подверглись значительной модификации. По мнению ученых-эволюционистов, аргументы  креационистов основаны на поверхностном  знании основ химии, физики, геологии и биологии, а также превратном понимании большинства понятий  эволюционной биологии.
     Перенос представлений о борьбе за существование  и естественном отборе на область  социальных отношений получил название социального дарвинизма.

Спенсер

 
     Основным  идеологом и создателем биолого-эволюционной социологии направления был Герберт Спенсер. 
     Спенсер разделял основной взгляд Конта –  социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между  ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного  влияния на его научные изыскания  вообще и на концепцию общества в  частности. 
     В его представлениях первое место  принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни. Так, работа Чарльза  Дарвина о естественном отборе и  эволюции, породила множество биологизаторско - социальных концепций (в том числе социал-дарвинизм), также оказала влияние на Спенсера. Однако некоторые исследователи считают, что Спенсер пришел к своим мыслям независимо от Дарвина. 
     Суть  социал-дарвинистской теории в том, что ее авторы переносили на общество и доводили до логического конца  принципы естественного отбора. Рассматривали  его как универсальный способ существования человеческого общества. 
     В целом, органическое направление и  социал-дарвинистская социология имеют  много общего. Они обе стремятся  свести социальные явления к явлениям чисто биологического характера, устраняя другие факторы – психологический, политический, экономический и т. д.  
Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма. 

     Первый  труд – «Социальная статика». Предпринимал попытку создания синтетической  философии. В 60- 90 е годы выходят его  работы: «Основы начала» «Основание психологии» «Основание биологии»  «Основание этики» «Социология как предмет изучения» (1873 год)  
Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции. К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников. Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей.  
Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур. 

     Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда  есть убеждение, что социальный порядок  не противоречит законам природы 
     Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества. 
     Эволюция  по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия  к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д. 
     Этот  подход Спенсер считал универсальным  процессом в истории человеческого  общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора: 
     1) Однообразие создает условие  для нестабильности. Т.е. процесс  развития отягощается особенностями  самой социальной жизни. В процессе  развития общества происходит  резкая дифференциация. 
     2) Существует тенденция к углублению  неравенства. 
     3) Люди, занимающие одинаковое положение,  как правило, стремятся к объединению,  поскольку общество начинает  делиться на фракции. В результате  дифференциации появляются границы. 
     Социальная  дифференциация приводит к тому, что  возвращение к социальному однообразию  невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд  стадий. На смену изолированным обществам  приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным. 
     В результате дифференциации центральное  значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос - о власти.  
Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество. 

     Спенсер не дал формального определения  науки. Он видел социологическую  науку как науку о надорганическом развитии, которая не только описывает процессы социальной жизни, но и формулирует законы.  
Главная цель - установление законов развития науки. 

     Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему наднаучных категорий - понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом.  
Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов. 

     Основание социальной науки Спенсера строилось  на огромном этнографическом материале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким образом, материал, который использовал Спенсер для доказательства своих идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода.  
Идея закономерной эволюции общественной жизни 

     Процесс социальных изменений совершается  по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается  сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.  

     Социал-дарвинизм  в социологии США

 
     Основные  представители - А.Смолл (1854-1926) и У.Самнер (1840-1910). Их основные работы – «Общая социология» (1905 год, А.Смолл) и «Обычай» (У.Самнер 1906 год). 
     Становление социологии в США как самостоятельной  области научных знаний относится  к 70 годам XIX века. Социология явилась  теоретическим отражением неудовлетворенности  различных слоев американского  общества социальным устройством. Социология выступала выразителем идей реформирования общества. Социология также выступала  в роли социального критика. Критика  формировалась на фоне процессов  и подвижек, происходящих в США - индустриализация, урбанизация, иммиграционные процессы. Все это отложило свою специфику на формирование социологии в Америке. 
     Одна  из важных особенностей институционализации  социологии в США - ее становление  происходило с поддержкой со стороны  политической и деловой элитой страны. Социология рассматривалась властными  и бизнес – кругами как определенный барьер радикальным идеям – марксизму и социализму. 
     Социология  была быстро внедрена в систему высшего образования, во многом благодаря реформе структуры самого образования (шло ослабление позиций церкви в школе - секуляризация). Лидеры социологического образования в США в это время – социологические факультеты в Чикагском (открыт в 1892) и Колумбийском университетах (1894). 

     Социологические взгляды Альбиона Смолла

 
     Чтобы существовать, люди должны приспосабливаться  к меняющимся условиям. Географическая среда и биологическая природа  формируют у человека свои собственные  потребности, которые принимают  форму интереса. 
     Понятие интереса по Смолу- главное в социологии, как в физике понятие атома. Весь жизненный процесс, рассматриваемый в социальной фазе – процесс развития, приспособления, удовлетворения интересов.  
Разделяет интересы на шесть групп: 

     1) Интересы, касающиеся здоровья 2) Благосостояния 3) Общения 4) Познания 5) Красоты 6) Справедливости 
     Их  комбинации дают ключ к пониманию  индивида и общества.  
Смолл придавал значение не только природе и географической среде, но и внутреннему миру человека. По Смолу, как только индивид обретает сознание, он становится носителем идей, верований, чувств, предрассудков и т. д. Сознание того, что человек принадлежит к определенной группе, порождает групповое сознание. Эти идеи нашли отражение в социальной психологии. Начиная с 20 годов XX века идет процесс тесного взаимодействия между социологией и социальной психологией.  
По политическим взглядам Смолл был либералом, критиковал монополистические традиции, призывал ограничить право наследования (очевидно, для того, чтобы не появлялись люди с огромными состояниями, нажитыми не ими), хотел, чтобы трудящиеся и вообще граждане участвовали в управлении предприятиями и всем обществом. Смолл не разделял идеи марксизма, однако высоко ценил роль Карла Маркса в развитии социальных наук. 

     Социологические взгляды Уильяма  Самнера

 
     Самнер  – наиболее влиятельный социал-дарвинист. Своеобразно интерпретировал в  своих трудах идеи протестантской этики  и принцип естественного отбора. 
     Наиболее  ярко идеология социал-дарвинизма проявилась в его сочинениях 70 х годов. Т.к. эволюция происходит не по желанию  людей, поэтому глупо и абсурдно проектировать модели общества, считал Самнер.  
Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. Капитализм – единственно здоровая система, а богатые – продукт естественного отбора. 

     В 1906 году выходит в свет его работа «Обычай», которая представляет интерес  с социологической точки зрения. Основные положения работы:  
1) Руководствуясь инстинктами, человек вырабатывает наиболее выгодные методы поведения. 2) В результате повторения, эти формы закрепляются и входят в привычку. В социальных группах эти привычки становятся обычаем 3) Обычаи первоначально складываются в умах наиболее прогрессивных и сильных людей, потом из - за подражания распространяется на всю группу, и становятся обязательными. 4) Затем, освященные религиозными табу, при-обретают значение нравов. 5) Наиболее важные обычаи, лежащие в основе групповой солидарности, объективируются в социальные институты, имеющие не только теоретическую основу, но и определенную инфраструктуру, поддерживающую идеи. 

     Уильям  Самнер одним из первых поставил вопрос о происхождении обычаев и  норм социального поведения. Выяснил  механизм их функционирования и попытался понять их в связи друг c другом и в целом. Самнер заложил начало социального анализа социальных норм и указал на их роль в социальной жизни. 
     Самнер  также занимался преподавательской  деятельностью. Создал курс лекций по социологии для студентов. В 1927 году они были изданы сборником «Наука об обществе». 
     Самнер  предлагает рационалистический взгляд на историю. Совершенствование общества – результат развития рационализма. Социология должна обеспечит себе успех  в познании общества, опираясь на позитивный метод. Развитие индивида он объясняет  развертыванием энергетического потенциала человека. Посредством специализации  и кооперации, являющейся формой организации  труда, человек повышает его эффективность, а эффективность труда повышает возможность накапливать капитал  и собственность. Форма организации  труда и реализации его продукта – есть историческое свидетельство  степени рациональности человека. Развитие рациональности ведет к увеличению общественного достояния. 
     Индивидуальный  энергетический потенциал может  проявляться только в адекватной системе организации труда. Капиталистические  отношения создают наиболее благоприятную  почву для развития индивидуального  энергетического потенциала человека. 
     Логическая  система Самнера была призвана внушить  людям мысль, что совершенствование  общества связано лишь с прагматическим знанием.  
Каждый из социальных институтов выполняет и удовлетворяет определенные человеческие потребности. Самнер уделяет приоритетное внимание двум социальным институтам – войне и антагонизму. Именно они порождают осознанный интерес людей в регулировании своего взаимодействия. 

     Индивид не может жить вне массы. Массы  не могут не порождать столкновение интересов. Разрешение конфликтов идет параллельно прогрессу человека. 
     Общество, по Самнеру, - группы людей, живущих в совместном усилии победить в борьбе за самосохранение и выживание. Общество пребывает в борьбе, ее исход определяется результативностью совместных действий. Важным фактором координации совместных действий выступает обычай. А интерес связывает людей и формирует групповые интересы. Интересы – основные источники формирования групп. По Самнеру, первоначально недифференцированная масса приобретает структуру благодаря различию интересов. Он делает анализ и дает иерархию интересов.  
Исходные предпосылки для формирования интересов - инстинкт самосохранения и половой инстинкт. Они первоначально выступали основным социализирующим фактором. Непосредственно из интересов Самнер выводит различные институты и выделяет массовые институты, где оформляется массовый интерес: 1) Институты самоподдержания общества. Индустриальная организация труда, институт собственности. 2) Институт брака и семьи. Регулирует и удовлетворяет инстинкты пола и самосохранения. 3) Институты самоутверждения (мода, игры, этикет, наслаждение) 4) Институт религии, связанный с инстинктом страха.  
Особый интерес представляет институт собственности. Тут раскрыто типично американское представление о собственности только как о частном владении. 

     Частная собственность выступает системообразующим  институтом в связи людей друг с другом. Самнер рассматривает частную  собственность как единственно  возможную форму собственности, подчеркивал ее воспитательную и  социализирующую роль по отношению  к личности.  
Институт собственности, как считал Самнер, существовал издревле, но свое правовое оформление получил только с развитием цивилизации.  
Американские социологи отражали уверенность американцев в том, что частная собственность есть свобода и укрепляли эту уверенность. Таким образом, они выполняли свою идеологическую миссию в трактовке собственности. 

     В целом, Самнер отразил дух эпохи  и дал ее социологическое видение. Он рассматривал социальную жизнь как  систему взаимодействия, а само взаимодействие представлялось как столкновение интересов. Интересы формировались в социальных институтах, которые задавали структуру общественной жизни.

     Беджгот

 
     В отличие от ряда других социалдарвинистов, Беджгот сознательно стремился применить идеи Дарвина к социальной теории. Не случайно его главное социологическое сочинение «Физика и политика» (1872) имеет подзаголовок «Мысли о применении принципов "естественного отбора" и "наследственности" к изучению политического общества». Особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории. «Можно возражать против принципа «естественного отбора" в других областях, но он несомненно господствует в ранней истории человечества: сильнейшие убивали слабейших, как только могли»,- писал он. При этом «борьба за существование» в мире людей происходит не столько между индивидами, сколько между группами. Основными социальными законами Беджгот считал стремление одних людей к господству над другими и одних социальных групп над остальными внутри наций .
     Подчеркивая важнейшую роль межгрупповых конфликтов, Беджгот вместе с тем придавал огромное значение внутригрупповой  сплоченности. Последняя, с его точки зрения, основана на подражании, которое он еще до Тарда считал сильнейшей природной склонностью и важнейшим социальным фактором. Но наряду с этой склонностью существует и противоположная: стремление людей отличаться от своих предшественников. Оптимальные условия прогресса, по Беджготу, существуют в тех областях, в которых тенденция к изменчивости, порождающая нововведения, и тенденция к подражанию, обеспечивающая социальную сплоченность, дополняют друг друга. 

     Гумплович 

     В отличие от Беджгота, другой социальный дарвинист, австрийский социолог Л. Гумплович (1838-1909), ), автор книг «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др, не выводил свои теории из принципов теории эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в социальной жизни выражен у него гораздо сильнее, чем у английского ученого. Стремясь, с одной стороны, развивать ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентируясь на поиск новых концептуальных горизонтов, Гумплович сочетал в собственных социологических изысканиях как традиционные, базисные идеи идеалистической философии, так и сопрягающиеся с ними положения психологии. Это позволило ему увидеть социальные процессы в иных измерениях и описать их как процессы со-циопсихического группового взаимодействия.
     Выступая  убежденным противником примитивных  биологических аналогий в качестве объясняющего принципа социологии, Гумплович  подчеркивал, что биологические  аналогии никакого значения для социологии не имеют, они дают только сравнения  и образы, но ни в каком случае и никогда не дадут знаний. Тем  не менее распространенная квалификация воззрений Гумпловича связана в первую очередь с характерным для него подходом к пониманию общества как совокупности групп людей, беспощадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство.
     Выдвигая  в качестве объекта социологии социальную группу, Гумплович предлагал принять  в качестве предмета этой дисциплины систему движений этих групп, повинующихся вечным и неизменным законам. Концепция исторической эволюции, которой придерживался Гумплович, рассматривала человечество частицей вселенной и природы, частицей, подлежащей тем же «вечным законам», как и целое, а человеческую историю как «естественный процесс».
     Все социальные группы Гумплович подразделял  на «простые» (исходные, первоначальные, примитивные) и «сложные» (группы второго  порядка). К «простым» группам он относил сообщества людей, обладающие ярко выраженными антропологическими и этническими признаками (например, первобытные орды, племена и т. д.), к «сложным» - многомерные социальные образования, например сословия, классы, государство и т. д.
     Основной  особенностью социологической концепции  Гумпловича было его стремление к  обоснованию положения о принципиальной несводимости общественных явлений  к природе индивида, а также  интерпретация последнего как реальности второго порядка, являющейся продуктом  группового опыта.
     В социологии Гумпловича общество трактуется как продукт завоевания одних  социальных групп другими, а относительно развитые социальные структурные формы - как плод военной субординации.
     Рассматривая  межгосударственные и межплеменные конфликты как главные формы  социальных конфликтов, Гумплович утверждал, что конечными причинами всех общественных процессов являются эксплуатация чуждых племен и стремление людей  к удовлетворению собственных материальных потребностей, поскольку «... всегда и всюду экономические мотивы являются причиной всякого социального  движения, обусловливают все государственное  и социальное развитие». При этом удовлетворение экономических потребностей, согласно воззрениям Гумпловича, могло  осуществляться только посредством  использования различных форм принуждения  и насилия.
     Теоретические представления Гумпловича в конечном счете были ориентированы на обоснование положений о неизбежности социального конфликта и общественного неравенства людей, обусловливаемых биосоциальным неравенством рас. Отвергая достаточно популярную в этот исторический период теорию классовой борьбы, противопоставляя ей доктрину борьбы рас, интерпретированную в контексте социального дарвинизма, Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента и что в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон - закон борьбы за существование. При этом как господствующий слой, так и угнетаемый, согласно Гумпловичу, обладают стремлением к власти, причем, «это стремление у господствующих классов выражается в эксплуатации как можно более интенсивной и, следовательно, в порабощении классов подчиненных; у последних оно проявляется в увеличении силы сопротивления, в уменьшении и ослаблении своей зависимости».
     Термин  «раса» Гумплович, как правило, использовал  для обозначения наций или  народов, а не групп с определенными  биологическими чертами, в связи  с чем «расовая борьба» трактовалась им как борьба гетерогенных социальных и этнических единиц, групп и общностей. В целом правомерно считать, что  «расовый фактор» у Гумпловича выступал преимущественно как понятие, фиксирующее  этнопсихическую отчужденность  социальных групп. Тем не менее впоследствии его расовые идеи могли быть и были истолкованы как «научное» обоснование биологического и социального расизма и активно использовались нацистскими идеологами.
     Консервативные, а зачастую и просто реакционные  воззрения Гумпловича наложили отпечаток  на все стороны его социологического учения. Отрицая прогресс в развитии человеческого интеллекта и нравственности, источник и предпосылку которой он усматривал в отношениях «примитивной» группы, Гумплович в значительной мере содействовал «социологическому обоснованию» тирании и агрессии. Это было одним из естественных следствий биопсихического редукционизма Гумпловича, считавшего, что все общественные явления обусловливаются неизменной человеческой природой с присущими ей склонностями к господству и эксплуатации, конфликтам и войнам.
     В целом же социология Гумпловича, которую  он сумел эмансипировать от несоциальных наук, и в особенности его концепция  социального конфликта, несмотря на ряд очевидных противоречий, выступили  в роли инициирующего момента  и одного из заметных источников формирования и эволюции западной социологии классического  периода. 

     Ратценхофер 

     Социал-дарвинистским  мотивам в социологии Гумпловича оказались созвучны идеи австрийского военного деятеля, философа и социолога  Густава Ратценхофера (1842-1904), автора книг «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898) и посмертно опубликованной работы «Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях» (1907).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.