Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа с несовершеннолетними нарушителями

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):






Содержание 
 
 
6
6
 
9
 
14
 
14
 
20
32
41
43
Введение……………………………………………………………………..

1. Проблема  безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в России……………………………………………..

1.1. Основные понятия и термины……………………..………………

 

      1.2. Проблемы безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних……………………………………………………….

2. Социально-педагогическая  деятельность по профилактике  безнадзорности  и несовершеннолетними  правонарушителями………...

2.1. Выявление склонности к правонарушениям у несовершеннолетних на примере учащихся 4-х классов…………………
2.2. Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности к правонарушению……………………………
2.3. Анализ результатов реализации программы……………………..
Заключение…………………………………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………….

Приложение

 

Введение

 
Актуальность темы исследования обусловливается  следующими факторами. Социально-экономические  преобразования, повлекшие за собой  снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей явились причинами, которые обусловили рост безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед российским  обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет.
Преступность молодеет и принимает  устойчивый рецидивный характер. А  такая криминализация молодежной среды  лишает общество перспектив установления в скором будущем социального  равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
В специальной литературе широко представлены труды отечественных ученых, посвятивших свои работы различным аспектам рассматриваемой проблемы. Это работы Волковой Н., Величко О., Галагузовой М.А., Голоднюка Н.Н., Дивичыной Н.Ф., Жигарева Е.С., Забрянского Г.И.,  Зубковой В.И., Крутера М., Мартыновой М.С., Морозовой О.В., Рыбцовой Л.Л., Торлопова В.А., Щегорцова А.А., Штиновой Г.Н. и др.
Целью данной курсовой работы является анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений  среди несовершеннолетних.
Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:
    раскрыть содержание понятий «безнадзорность» и «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении»;
    выявить основные причины и факторы безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в России;
    проанализировать особенности социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями.
Предметом данного исследования является организация работы социального  педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В качестве объекта выступает несовершеннолетние.

Методологической  основой исследования являются системный  подход и диалектический метод познания. В курсовой работе были использованы  частнонаучные и общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия.

1.  Проблема  безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в России

 

1.1. Основные  понятия и термины

 
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из  Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской.
 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.[1]
Законодатель в ст. 1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  определяет следующие понятия:
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные  действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся  в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная  профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: [1]
- предупреждение  безнадзорности, беспризорности, правонарушений  и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение  защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая  реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление  и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
 Деятельность  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Следующее понятие, которое необходимо раскрыть – это понятие социальный педагог.
Социальный педагог - специалист,  организующий  воспитательную  работу  с  детьми в разных социокультурных  средах.  Социальный педагог изучает  психолого-педагогические особенности  личности и окружающей его микросреды, выявляет интересы и потребности,  отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь в поддержке обучающимся и воспитанникам,  выступает посредником между личностью и образовательным учреждением,  семьей,  средой, органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки,  обеспечению охраны их жизни и здоровья,  пропаганде здорового образа жизни, создает условия для развития таланта детей. [11,c.56]
Задача социального педагога - создание  гуманной,  комфортной, безопасной среды, способствующей самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и наклонностей.
Деятельность социального педагога направлена, прежде всего, на детей  и среду,  в которой живет  и развивается ребенок. Работа социального  педагога связана с воспитанием и развитием ребенка и создания условий, которые предупреждали бы асоциальное поведение детей.
Социальный  педагог должен уметь  слушать людей,  обладать способностью обеспечить посредничество личности и  общества; умение влиять на общение и отношение клиента; работать в неформальной среде; сопереживать,  сочувствовать;  сориентировать ребенка на саморазвитие и оказать ему поддержку.

1.2. Проблемы  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних

 
В России имеются  серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей. [17,c.3]
Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости  обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым  социально-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству.
Проблема социального  сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях, относится к числу вызывающих особую обеспокоенность в России. Усилилась ранняя алкоголизация подростков, увеличилось число потребляющих наркотики.
Среди проблем  детского неблагополучия одна из наиболее значительных - беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения. Особую актуальность и остроту эта проблема приобрела в период современных политических, социальных и экономических реформ.
В условиях нестабильного  социально-экономического развития страны имеют место массовые нарушения  прав детей. Только в 1997 году органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 50 тыс. таких нарушений.
Растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей, по данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в это.
Среди многих неблагоприятных  факторов, которые характеризуют  нынешнее положение семей групп  риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.
Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рожденных детей). [2,c.35]
В 2008 году по сравнению  с 2007 годом на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней рассмотрено более 155 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 2009 года на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей. [2,c.36]
Помимо неблагополучной  семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Имеет место  тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний, Безнадзорные дети с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев нуждаются в серьезной медицинской помощи.
Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность. Не случайно число несовершеннолетних, совершивших правонарушения, увеличилось в 1997 году на 24 % (с 24 до 31 тыс. человек), из них 60% детей и подростков (18,7 тыс.) проживали в детских домах и школах-интернатах.
Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России позволяет  выявить ряд важных факторов. [19,c.44]
1. Россия имеет высокий  уровень преступности несовершеннолетних и отличается интенсивными темпами ее роста - в среднем на 14-17% каждые пять лет.
2. Рост преступности  несовершеннолетних происходит  на фоне сокращения или крайне  незначительного в отдельные  годы увеличения общей численности  этой возрастной группы.
3. Рост преступности  несовершеннолетних происходит  на фоне общего роста преступности  в стране, охватывающего и другие  возрастные группы, но отличается  большей интенсивностью.
4. Преступность несовершеннолетних  росла, несмотря на то обстоятельство, что в отдельные периоды в России карательная практика в отношении этой категории населения была достаточно суровой.
5. Определенную поправку  в картину состояния преступности  следует внести в связи с  существованием такого явления,  как латентность. Латентность обусловлена дефектами регистрации и реального выявления преступлений несовершеннолетних. По оценкам специалистов-экспертов, преступность несовершеннолетних реально в 3-4 раза выше, чем официально отражаемая уголовной статистикой.
К основным причинам роста преступности несовершеннолетних часто относят:
- неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях;
- слабую помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков;
- неудовлетворительные условия воспитания во многих школах и других детских учреждениях;
- слабую подготовку кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях;
- неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях;
- неудовлетворительную работу комиссий по делам несовершеннолетних;
- формализм в деятельности общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а также милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
- недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних. [7,c.167]
Таким образом, можно  сделать вывод, что детская безнадзорность и правонарушения среди несовершеннолетних в России принимает общегосударственные масштабы и требует работы по профилактике детской безнадзорности и правонарушений имеет важное значение. В следующей главе будут рассмотрены вопросы социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними.
 

2. Социально-педагогическая  деятельность по профилактике  безнадзорности  и несовершеннолетними  правонарушителями

Цель: выявление причин отклоняющего поведения и проблем  трудного подростка; поиск путей  эффективной социально-педагогической работы с трудными подростками в целях профилактики противоправного поведения.
Задачи:
    выявить причины отклоняющего поведения и проблемы трудного подростка
    разработать основанный на результатах констатирующего этапа план мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения
    дать оценку эффективности плана
Испытуемыми стали 25 подростков, в возрасте 13–17 лет, проживающие  в г. Барнауле Октябрьского района Алтайского края и их родители в количестве 25 человек. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых и их законных представителей.

Далее представим диагностику социально-педагогических и психологических особенностей несовершеннолетних группы риска

Глава 2. Выявлению и социально-педагогическая профилактика учащихся, склонности к воровству у младших школьников
 
2.1. Выявление склонности к правонарушениям у несовершеннолетних на примере учащихся 4-х классов
 
Исследовательская работа, целью которой было выявление  взаимоотношений в семьях учащихся 4-х классов, а также склонность этих учащихся к делинквентному поведению, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Барнаула.
В исследовании приняли  участие 4 педагога (2 педагога начальных  классов, социальный педагог и педагог-психолог), 50 учеников 4-х классов (2 класса-комплекта).
Школа расположена в округе, большинство  промышленных предприятий которого в настоящее время функционирует  в неполном объеме. С сокращением  рабочих мест увеличивается число  людей, не имеющих оплачиваемой работы. Именно из таких семей складывается социум школы. 45% детей воспитывается в семье рабочих, 30 % - в семье служащих, 6 % - частных предпринимателей, 19 % - в семье безработных, из которых 2 % - родители-инвалиды и 1,8 % - родители-пенсионеры.
Школа является культурно-просветительским центром на микроучастке, организует проведение лекций для родителей, дискотеки, встречи с депутатами и руководителями города.
В школе обучается 594 учащихся в 25 классах-комплектах. Последние годы наблюдается сокращение количества учащихся. Данный факт связан с демографической ситуацией в стране и в городе – в частности.
Учащиеся растут и воспитываются, в основном, в полных семьях – 75 %, но идет увеличение неполных семей: за последние четыре года от 19 % до 23 %. Кроме  того, увеличивается количество опекаемых семей, где воспитываются «круглые» и социальные сироты: за последние четыре года от 1 % до 5 %. В многодетных семьях воспитывается 10,8 % детей, обучающихся в школе. Рост неполных и опекаемых семей осложняет воспитательный процесс: ослабевает контроль над успеваемостью учащихся, появляется проблема одиночества детей, что отрицательно сказывается на поведении отдельных учащихся. Около 56 % учащихся проживают в домах частного сектора, в благоустроенных квартирах живут 44 % учеников. На микроучастке появляется тенденция к росту миграционных русскоязычных семей и семей ближнего зарубежья, которая создает проблему, связанную с адаптацией к новым условиям, отсутствием постоянного жилья, а также проблему адаптации к российской системе образования.
Таким образом, в школе  обучаются дети, в основном, из семей  рабочих, служащих со средне специальным  образованием, со сравнительно невысокими материальными доходами. Именно это  в целом может способствовать развитию делинквентного поведения  у некоторых учащихся, а, в частности, склонности к воровству.
На этапе диагностики, для определения социального  статуса учащихся была использована методика «Социальный паспорт класса», целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполнялся регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (приложение 1). По итогам данной методики были установлены параметры, определяющие социальный статус учащихся. Нами были изучены категории семей, в которых воспитываются учащиеся, а также занятость учащихся в свободное от учебы время. Эти параметры дают первоначальные представления об уровне семейного воспитания данных школьников. Результаты исследования представлены  (рис. 1,2)
 
Рис. 1. Категория семей исследуемых учащихся 4-х классов
Из рис. 1 мы видим, что  уровень благополучия в 4 «Б» ниже, так как в этом классе обучаются дети из малообеспеченных, опекаемых и неблагополучных семей. Эти дети более подвержены склонности к делинквентному поведению и тем самым риск появления краж среди этих детей выше. Кроме того, дети из этих семей способны оказать негативное влияние на остальных учащихся 4 «Б» класса.

Рис. 2. Занятость в свободное время исследуемых учащихся 4-х классов
 
Рис. 2 дает характеристику занятости учащихся 4-х классов. Здесь занятость учащихся в обоих классах практически одинаковая. Разница лишь в том, что часть учащихся из 4 «А» посещают более престижные учреждения дополнительного образования, чем учащиеся 4 «Б» класса. Такая разница может быть обусловлена низким материальным уровнем семей учащихся 4 «Б» класса.
Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье  мы использовали методику «Кинетический рисунок семьи» (КРС), по результатам анализа которой можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации (приложение 2). Полученные результаты представлены в таблице 1 на рис. 3

Таблица 1

 Результаты исследования внутрисемейных взаимоотношений в 4-х классах

 
Ситуации
4 «А» класс
Благоприятная семейная ситуация
19 (76%)
17 (68 %)
Тревожность
5 (20 %)
8 (32 %)
Конфликтность в семье
4 (16 %)
6 (24 %)
Чувство неполноценности
7 (28 %)
8 (32 %)
Враждебность в семейной ситуации
1 (4 %)
5 (20 %)

 
 Рис. 3. Результаты исследования внутрисемейных отношений в 4-х классах
 
Методика «Кинетический рисунок семьи» позволила выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Так, отношения в семье как благополучные отмечают 70 % детей, а различного рода отклонения в семейных отношениях отмечают 30 % учащихся. Потребность в социальных контактах в рисунках детей отмечается у 12 % исследуемых. Конфликтность семейных отношений проявляется в рисунках 20 % детей. Тревожность у 26 % детей обусловлена отношениями в семье.
Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил был использован адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей (приложение 3). Полученные результаты представлены на рис. 4.

Рис. 4. Уровень склонности к преодолению социальных норм и правил у учащихся 4-х классов
 
Из представленных данных можно увидеть, что 24 % учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов имеют средний уровень. Эти учащиеся положительно ответили на следующие утверждения: «Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов», «Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом», «Я ценю в людях осторожность и осмотрительность». Данные утверждения не предполагают склонность к делинквентному поведению, а имеют нейтральное значение. В этом возрасте данные утверждения можно считать актуальными. Кроме того, результаты по проведенной методике показали, что уровень проявления социального неблагополучия в 4 «Б» классе выше, чем в 4 «А» классе. Этому способствует наличие в классе детей из неблагополучных семей, которые имеют ошибки в семейном воспитании детей.
По результатам всех использованных методик модно сделать  вывод, что уровень склонности к воровству у учащихся 4 «А» класса ниже, чем у учащихся 4 «Б» класса.
В начале 2008 – 2009 учебного года в школе наблюдалось повышение кражи денег, сотовых телефонов и других предметов. Такие проявления были отмечены и в младшем школьном возрасте, а именно у учащихся 4-х классов. Поэтому стало необходимым систематизировать деятельность школы по профилактике делинквентного поведения. Таким образом, была разработана и применена программа социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения учащихся младшего школьного возраста.
 
2.2 Программа  социально-педагогической деятельности  по профилактике склонности к правонарушению
 
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули  целый ряд проблем, одной из которых  является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Социально-педагогическая помощь детям с отклоняющимся  от нормы поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это социально-педагогическая профилактика.
Таким образом, цель программы: социально-педагогическая профилактика склонности к воровству в младшем школьном возрасте.
Задачи:
    осуществить социально-педагогическую диагностику по выявлению детско-родительских отношений и склонности к делинквентному поведению у учащихся;
    осуществить информационно-просветительскую работу с учащимися и их родителями;
    осуществить социально-профилактическую работу с учащимися, склонными к делинквентному поведению.
Программа предполагает следующие направления работы:
    социально-педагогическая диагностика;
    информационно-просветительская работа;
    социально-профилактическая работа.
Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:
    с учащимися;
    с родителями.
Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный и  необходимый для профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей вид  деятельности социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.
Формы работы:
    Совет профилактики школы;
    родительские собрания;
    лекции;
    индивидуальные и групповые консультации.
Методы работы:
    анкетирование;
    тестирование;
    наблюдение;
    опрос;
    беседа;
    рефлексия;
    убеждение;
    метод дилемм (обсуждение ситуаций);
    дискуссия.
Этапы реализации программы:
1. Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Результаты диагностической  работы не только дают специалисту  информацию о возможных неблагополучиях  в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и  позволяют выявить область возможных  проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение  же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.
Методики социально-педагогической диагностики родителей: анкета; тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина (ОРО); опросник анализа семейного воспитания (АСВ).
Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.
Методики социально-педагогической диагностики учащихся: методика «Социальный паспорт класса»; методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС); анкета склонности к преодолению социальных норм и правил; наблюдение.
2. Информационно-просветительская работа - одна из форм профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Семейный конфликт представляет собой  сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения  в системе взаимоотношений - их холодность (отчужденность), конкурирующий характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях. Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют структуру семьи, семейную целостность.
Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медицинских работников, юристов и др.).
Информационно-просветительская работа с учащимися. Именно в школе такая форма работы может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.
Необходимо формировать  у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информационно-просветительскую форму  работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
    социально-педагогические истоки возникновения отклонений в поведении;
    правовые аспекты последствий отклоняющегося от нормы поведения;
    социальные последствия аномальных привычек.
На каждом из этих направлений  социальный педагог привлекает для  работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).
Сами педагоги осуществляют профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Например, на уроках, литературы, затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, учителя формируют критическое отношение к реальной действительности, способствуют выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.
В этой связи важное значение приобретают  внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдениям общепринятых норм поведения.
Информация для детей  представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств  обучения. Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.
3. Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий.
При разработке социально-профилактических мероприятий социальный педагог  учитывает:
    особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;
    уровень общей осведомленности ребенка о последствиях проступка или девиации;
    степень выраженности аномально-личностных проявлений.
4. Совет профилактики  школы как основная форма работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Актуальность Совета по профилактике обусловлена возросшим  социальным заказом и его усложнение вызывает необходимость создание обновленной  структуры и содержания социально-педагогического  сопровождения образовательного процесса.
Совет занимает ведущее  место в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и включает всех участников педагогической ситуации: детей, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, а также общественных представителей.
Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании». Международной Конвенцией о правах ребенка, приказами органов управления образования города и округа. Уставом школы.
Инициатива, а также  функция координатора и организатора заседания Совета принадлежит социальному  педагогу.
Цели  и задачи Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Совет по профилактике правонарушений в образовательном учреждении организуется с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Главными задачами Совета по профилактике являются:
    организация взаимодействия социально-педагогических и прочих структур в решении проблем несовершеннолетних;
    создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения;
    организация социального патронажа детей и подростков и (или) их семей, рассматриваемых на заседании Совета;
    обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность детей и подростков микроучастка образовательного учреждения.
Общие принципы работы Совета по профилактике правонарушений:
    Адресность.
    Комплексность.
    Коллегиальность.
    Системность.
    Высокий профессионализм.
Функции и основные направления  деятельности Совета по профилактике правонарушений.
1. Осуществление контроля внутришкольного распорядка Устава образовательного учреждения.
2. Совместная деятельность  с ОПДН, КДНиЗП, наркологической  службой и другими ведомствами  по предупреждению правонарушений.
3. Принятие решений по преодолению  негативных явлений в учебно-воспитательной  деятельности детей и подростков, направление их для обсуждения  на заседании комиссии по делам  несовершеннолетних администрации  округа или (и) администрации  города Барнаула.
4. Отслеживание результатов социально-педагогического патронажа несовершеннолетних с девиантным поведением, деликвентным и аддиктивным поведением.
5. Информирование:
    Комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации принятых на заседании решений;
    Педагогический коллектив о принятых на заседаниях Совета решениях по организации помощи несовершеннолетним и их семьям.
6. Анализ работы классных руководителей  по выполнению статьи 19 Закона  РФ «Об образовании».
Порядок работы Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних
1. Заседания Совета  по профилактике проводятся один  раз в месяц по представлению  социального педагога и классных  руководителей, а также в экстренных  случаях при создавшейся определенной педагогической ситуации.
2. Протоколы Совета  по профилактике правонарушений  оформляются в специальном журнале  и хранятся у социального педагога  учреждения.
Примечание: Заместителем председателя Совета, в некоторых  случаях, может выступать муниципальный  социальный педагог образовательного учреждения.
5. План работы по  профилактике правонарушений несовершеннолетних  учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» на 2010-2011 учебный год.
Цель: социально-педагогическая профилактика несовершеннолетних учащихся, склонных к воровству, как одно из направлений профилактики правонарушений.
Задачи:
    создать благоприятный микроклимат для учащихся школы;
    развить способности, творческую и социальную активности учащихся;
    воспитать духовно-нравственные ценности;
    провести психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений;
    провести коррекционную работу с детьми девиантного поведения.
Реализация программы:
Представленные направления  и формы работы социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения школьников должны проводится ежегодно, а не только по факту появления отклонений в поведении детей. Элементы деятельности, такие как тематические классные часы, индивидуальные консультации с родителями, заседания Совета профилактики были проведены с учащимися экспериментальной группы 4 «Б» класса в течении октября и ноября 2009 года. Было проведено два заседания Совета профилактики, на которых были обсуждены действия учащихся в краже денег и сотовых телефонов. Родители, чьи дети были участниками воровства, приглашались на индивидуальные консультации. Кроме того, в классе были проведены два классных часа с приглашением Инспектора ОПДН на тему хищения, кражи личного имущества.
Индивидуальные консультации с родителями.
Зачастую родители начинают действовать по двухэтапной программе подкрепления-и-провоцирования воровства сразу после того, как случается первая кража. Они делают это посредством 1) концентрации отрицательного внимания на человеке, совершившем кражу, задавая ему вопросы, ругая и наказывая его; 2) небрежного хранения ценных вещей, которые могут украсть в следующий раз. И чем больше родителей беспокоит воровство, чем больше им хотелось бы доверять своим детям, тем вероятнее, что они будут действовать именно так, т.е. одновременно подкреплять и провоцировать воровство.
Главное, что должны сделать  родители, чтобы разрешить проблему воровства, представляет собой нечто  совершенно отличное от этих двух способов поведения. Их задача состоит в том, чтобы определить конкретные способы  действий, которые не связаны с отрицательным вниманием к ребенку и не провоцируют его еще на одну кражу. Здесь открывается много возможностей для родительского творчества, и любое решение, скорее всего, будет более эффективным, если они найдут его сами. Так происходит потому, что в данном случае гораздо менее важно, что именно родители будут делать; важнее, чтобы они смогли проделать все это нестесненно и ненапряженно, без эмоциональной нагрузки, а лучше их никто не знает, что это может быть. Например, родители могут использовать каждый случай воровства в качестве сигнала для того, чтобы начать заниматься своим любимым делом, предварительно объявив всем (включая возможного вора), что они делают это для того, чтобы облегчить ту боль, которую доставила кража. Другая возможность может состоять в том, чтобы отдать украденное вору.
И вновь критической  особенностью каждого решения является не то или иное поведение само по себе, но то, насколько спокойно и  ненапряженно вы себя чувствуете, осуществляя  его. Если же решения, подобные приведенным выше, оставляют у вас ощущение, что вы не заботитесь о самом себе, рассмотрите следующие два простых практических шага.
Во-первых, зная, что в  вашем доме существует проблема воровства, убедитесь, что вы лично не провоцируете кражи, оставляя без присмотра вещи, представляющие ценность. Позаботьтесь о тех вещах, которые крадут; если вы убираете и запираете их, оказавшись в номере гостиницы, то сделайте то же самое у себя дома. Вы не должны оставлять на виду и без присмотра сумочки и кошельки, деньги или украшения и даже такие небольшие притягательные вещи, как электронные часы и транзисторные приемники, если вы на самом деле хотите уберечь их и знаете, что воровство продолжается.
Скажите вашему ребенку  в форме Я-высказывания, что вы собираетесь обеспечить сохранность ваших вещей. Например: «Костя, я заметил, что пропала часть моих денег, поэтому теперь я собираюсь убирать их».
Обеспечение сохранности  ваших вещей, возможно, окажется недостаточным, чтобы разрешить проблему воровства. С одной стороны, если вы ограничитесь только этим, ребенок может воспринять ваши действия как игру или состязание и сможет отыскать тайники, сломать замки, взломать ящики. С другой стороны, вы, возможно, не захотите держать под замком вещи в собственном доме до тех пор, пока ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы жить отдельно.
Второе, что мы просим вас сделать, — дело более трудное. Оно состоит в том, чтобы убрать из ваших взаимоотношений с ребенком все проявления отрицательного внимания, заменив их в тех случаях, когда вы считаете, что вас обокрали, на столь естественную заботу о самом себе.
У нас нет сомнения в том, что дети крадут из-за нежелания  выказать себя и соответственно быть воспринятыми в качестве хороших, счастливых, ответственных людей, и воровство является тем легким способом, посредством которого они сохраняют безопасную для них позицию плохих и безответственных. Почти все из того, что крадут дети, они могут получить другими способами, которые, однако, предполагают честность и, возможно, умелость и тем самым характеризуют их как отвечающих за самих себя. Воровство, напротив, доказывает, что они плохие, именно поэтому они совершают кражи. Наилучший способ борьбы с воровством заключается в том, чтобы убедительно показать ребенку: воровство не дает ему желаемых результатов (т. е. что оно не клеймит его с помощью вашего отрицательного внимания как плохого). И одновременно сделать все, что вы можете, чтобы ребенок перестал чувствовать себя неловко в тех случаях, когда он ощущает себя хорошим и отвечающим за себя человеком. Всего этого нельзя добиться, лишь говоря ребенку, что он хороший; но это можно сделать, став для него моделью, образцом, демонстрируя ему, что вы сами ощущаете и воспринимаете себя хорошим, счастливым и ответственным, что вы можете проявлять заботу о самом себе и что вас нельзя спровоцировать на отрицательное внимание по отношению к сыну или дочери. Имея вас в качестве такой модели, ребенок мало-помалу осмеливается ощущать себя хорошим и ответственным, и ему уже больше не понадобится воровать, чтобы доказывать противоположное.
Каким же образом следует  позаботиться о себе, когда ребенок  украл что-либо у вас? Мы просим вас  действовать примерно в том же ключе, как, например, в том случае, если обваливается часть кровли и  вы пытаетесь как-то укрепить ее и, возможно, зовете на помощь, но в любом случае отнюдь не ругаете и не обвиняете вашего ребенка. Именно вам нанесен ущерб кражей, и теперь ваша задача состоит в том, чтобы сделать что-нибудь и возместить потерю. Вот несколько примеров, показывающих, как можно позаботиться о самом себе. Заметьте: во всех этих случаях родители избегают проявлений отрицательного внимания по отношению к ребенку и, напротив, акцентируют Я - высказывания и концентрацию на предоставлении благоприятных условий самим себе.
Предположим, вы обнаружили пропажу денег из вашей сумочки  или бумажника. Виктор — один из ваших детей — брал деньги и  раньше, и, хотя у вас и нет полной уверенности, вы подозреваете, что и  на этот раз это сделал он.
Вы говорите детям:
— Катя и Витя, я только что обнаружил, что из моего кошелька пропали 100 рублей. Мне бы хотелось получить их обратно.
— Я не брал их.
— Я тоже.
— Я понимаю, что вы мне говорите, и тем не менее  я говорю, что хочу получит
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.