Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование управления предприятием

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.

Современный этап функционирования хозяйствующих субъектов в Российской Федерации - этап изменения внешней и внутренней среды хозяйствования, характеризующийся высокой неопределенностью и нестабильностью, заключающийся в усилении конкурентных отношений (прежде всего со стороны иностранных и созданных с привлечением иностранного капитала компаний). Отечественным предприятиям и организациям приходится действовать в условиях стремительной смены и развития технологий, жесткой конкурентной среды, растущей диверсификации бизнеса, противоречивости отечественного законодательства. Одним из главных факторов создания конкурентоспособности предприятий является эффективное управление, основанное на качественной, достоверной и полной информации об управляемом объекте.
В настоящее время  в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. Подобное нерациональное, с позиций мировой практики, соотношение между крупными, средними и малыми предприятиями, характерное для всех отраслей российской экономики, имеет свои исторические корни. В советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции.
Хозяйственная структура  современного общества представляет собой  систему, включающую государственный  сектор экономики, корпорации и малые  предприятия, взаимодействующие и  дополняющие друг друга. Естественно, характер такого взаимодействия определяется экономическими условиями страны, своеобразием текущего этапа её развития. В последние годы, как подтверждает мировая практика, преобладают явно выраженные интеграционные тенденции.
Все крупнейшие зарубежные корпорации “выросли” из тех предприятий, которые сегодня именуют “малыми”. В настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые, в том числе на основе бывших филиалов, отделений, дочерних фирм. Тем самым они повышают “рыночную гибкость”, избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.
В развитых странах малые  предприятия успешно взаимодействуют  с представителями крупного бизнеса, рассматривающими их как стратегических партнеров. К ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, а также научно-технические и сервисные корпорации, использующие в своей деятельности франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг.
Малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Оперативное реагирование на изменение конъюнктуры рынка придает экономике необходимую гибкость и способность, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса, обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке, вносят существенный, вклад в формирование конкурентной среды.  В условиях кризиса объединение малого и крупного предпринимательства стало одним из способов «выжить». Объединив преимущества малого и крупного предпринимательства для достижения единой цели можно получить устойчивую и эффективно функционирующую структуру.
Применяемые в настоящее время методы экономического управления, базирующиеся на унаследованных во многом по инерции способах расчета издержек, цен, планов производства и сбыта, на старых методиках учета и анализа, не могут обеспечить должного результата. Современные условия обуславливают качественное изменение всех рычагов управления предприятием. Одним из важнейших составных элементов системы принятия и реализации эффективного управленческого решения является внутренний контроль, который в современных условия приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. Эффективный внутренний контроль, обеспечивая менеджеров качественной информационной базой, способствует достижению качественного результата управленческой деятельности. В соответствии с этим, внутренний контроль на предприятии ориентирован главным образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях: устойчивое положение организации на отраслевых рынках, своевременная адаптация систем производства и управления организации к перманентно меняющейся внешней среде. В широком смысле эффективный внутренний контроль в конкурентной среде является гарантией успешной деятельности организации.
Одним из важнейших элементов  системы внутреннего контроля на предприятии выступает внутренний финансовый контроль. Он призван обеспечить максимально эффективное использование как финансовых, так и других видов ресурсов во всех сферах хозяйствования. Внутренний финансовый контроль содействует реализации экономической политики, выработанной руководством, позволяет систематизировать финансовые и информационные потоки, вооружить управленческий аппарат реальным видением процессов, происходящих на предприятии для принятия оптимальных управленческих решений.
Оптимизация финансово-производственной деятельности, повышение эффективности развития предприятия дают возможность представить его в наиболее выгодном свете для кредиторов, инвесторов и покупателей, выделить преимущества перед конкурентами. Информационная прозрачность предприятия, обеспеченная эффективным внутренним финансовым контролем способствует повышению ответственности руководства предприятия перед собственниками, акционерами, трудовым коллективом, надзорными органами.
В настоящее  время приобретают особую актуальность теоретические и практические вопросы внутреннего финансового контроля, его организации и методики в целом. Помимо этого существует ряд вопросов практического разрешения узловых проблем, связанных с организацией и эффективным функционированием контрольных служб на современных предприятиях с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта.

1.    Развитие малого бизнеса  и его место в народно-хозяйственном комплексе Российской Федерации

1.1. Роль малых предприятий в  экономике России

Роль малого предпринимательства  в экономике ведущих стран мира возрастала на протяжении всего 20 столетия. Это было обусловлено воздействием различных факторов – научно-технических, социально-экономических, политических одновременно качественные изменения претерпевал и сам малый бизнес, постепенно превратившийся в своеобразный стабилизатор общественной жизни. Мелкие и средние предприниматели в настоящее время формируют ядро среднего класса – основного налогоплательщика, от экономического положения которого в значительной степени зависят наполнение государственного бюджета, инвестиционная активность населения, эффективность социальной политики.
Жизнеспособная рыночная экономика нуждается в крупных, средних и малых предприятиях. Фирменная структура частного сектора  может быть различной в отдельных  странах, однако, как правило, доля МСП в странах с рыночной экономикой намного превышает 60. Среди преимуществ и функций малых предприятий (МП) в рыночной экономике можно отметить следующие.
Малые фирмы формируют  основу для будущих средних и  крупных предприятий. Каждое новое МП не только является испытанием предпринимательской идеи, оно также демонстрирует результаты этого испытания, что дает другим возможность копировать идею и в то же время совершенствовать ее, пока новые технологии (в т.ч. патентованные) не начинают играть доминирующую роль. МП как таковые служат своего рода экспериментальными лабораториями для рыночной экономики. Успешные идеи соперничают друг с другом и таким образом вносят существенный вклад в её развитие. В этом смысле необходимо четко представлять себе, что рыночная экономика означает, в принципе, ''доступ к рынку для всех. Каждый имеет возможность испытать свою предпринимательскую идею и способности и, разумеется, каждый сталкивается с опасностью потерпеть провал.
Сектор МСП в экономическом и эволюционном смысле всегда характеризуется:
    большой долей растущих МСП, так что малые превращаются в средние, а последние могут стать крупными и даже очень крупными предприятиями;
    высокой долей МСП, которые не испытывают стремления к росту;
    значительным процентом МСП, которые существуют лишь временно и, возможно, лет через десять терпят крах. Они также выполняют важную экономическую функцию: создают рабочие места, генерируют доход и производят услуги, которые поставляются на рынок.
    Малые и средние фирмы являются инновационными (с точки зрения производимой ими продукции, их рынков, применяемой технологии и пр.) и гибкими (по отношению к своим потребителям, своим работникам, своему местоположению, используемым ресурсам, финансам и т.д.).
В результате последних достижений научно-технического прогресса МСП в ряде отраслей не находятся больше в неблагоприятном положении по сравнению с крупными компаниями в технологическом отношении. Малый размер компании отнюдь не означает, что она не может организовать крупномасштабное производство. Специализация, крупномасштабное производство и большая доля рынка возможны и для малых специализированных компаний.
Малые компании всегда имеют  конкурентные преимущества в местоположении, если определенные товары или услуги должны производиться в непосредственной близости к потребителю. Это касается поставщиков многих услуг, а также товаров, в стоимости которых велики транспортные расходы (например, строительных материалов). С общеэкономической точки зрения это означает, что многие компании или заводы, производящие однородную продукцию, могут или даже должны функционировать в разных точках территории страны.
И, наконец, МСП являются важными поставщиками или субподрядчиками крупных и очень крупных компаний во всех странах с рыночной экономикой.
Если исходить из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Российское законодательство и  государственная статистика с точки  зрения размеров выделяют следующие  категории субъектов хозяйствования:
Субъекты малого предпринимательства
Крупные и средние предприятия
 


     Схема 1. Виды субъектов предпринимательства в РФ
Все хозяйствующие  субъекты России
       
субъекты малого предпринимательства
  средние  
и крупные предприятия
  прочие  
хозяйствующие субъекты
               
малые предприятия – юридические лица
  крестьянские (фермерские) хозяйства
  предприниматели без образования юридического лица

 


На основании  Федерального Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской  Федерации" N 209-ФЗ, определяющего отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, статусом малого бизнеса могут обладать предприятия, имеющие большой разбег численности работающих, то есть от 1 до 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица.
Изучение  практики позволяют сделать выводы, что субъекты малого бизнеса можно подразделить на три группы:
мелкие хозяйствующие  субъекты, имеющие статус малого бизнеса  численностью 1-15 человек (микропредприятия);
средние хозяйствующие  субъекты, имеющие статус малого бизнеса  численностью 15-40 человек;
крупные хозяйствующие  субъекты, имеющие статус малого бизнеса численностью 40-100 человек.
Российское законодательство и  государственная статистика не выделяют отдельно категорию среднего предприятия.
По суммарному количеству МП России на протяжении длительного периода прослеживается положительная динамика. На основании многолетнего наблюдения за данными о состоянии малых предприятий в России можно предположить, что кардинальных изменений в динамике количества МП в ближайшие годы не предвидится.
Вклад индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине всех хозяйствующих субъектов России за последние несколько лет составил:
Таблица 1. Доля рынка субъектов  МСБ до 250 человек
 
Доля  МСБ250 в общей численности хозяйствующих субъектов
91%
93%
92%
93%
Доля  рынка (доля МСБ250 в общем объеме выручки)
39%
42%
47%
41%

Вклад индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с численностью занятых до 500 человек по отношению к соответствующей суммарной величине всех хозяйствующих субъектов России за последние несколько лет составил
Таблица 2. Доля рынка субъектов  МСБ до 500 человек
 
Доля  МСБ500 в общей численности хозяйствующих субъектов
98%
95%
94%
97%
Доля  рынка (доля МСБ500 в общем объеме выручки)
46%
49%
54%
59%

Динамика показателей развития сектора МСБ за последние несколько  лет позволяет сделать вывод  о том, что Россия обладает свойствами рыночной экономики.
Что касается отраслевой структуры МП, то наиболее представительная и регулярно обновляемая информационная база существует только по одному из субъектов малого бизнеса – по малым предприятиям.
Рисунок 1. Отраслевая структура  МП

По итогам данных за 2008 и 2009 год в сфере торговли функционирует 46% МП России. Следующими по распространенности среди МП идут Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг и обрабатывающие производства. Удельный вес этих предприятий составляет на конец 2009 года 15,8 и 12% соответственно.
В структуре занятости  МП также наблюдается доминирование  торговли и общественного питания. К началу 2010 г. здесь трудилось 32% от общего числа работников, вовлеченных в сектор малых предприятий. В операциях с недвижимостью и обрабатывающей промышленностью они обеспечивали 14,36% и 19,7% рабочих мест, соответственно.
Рисунок 2. Структура занятости  МП

Сфера торговли и ремонта обеспечивает 72% от всего объема продукции и услуг по МП. Это самый высокий процент по вкладу в формирование показателя оборота. На долю промышленности приходится порядка 9,5% всего объема продукции (работ, услуг) малых предприятий .
 Распространенность такого вида деятельности как промышленность, требующего больших капитальных вложений и имеющего достаточно высокий порог входа, среди субъектов малого предпринимательства, связана с тем, что в процессе реструктуризации экономики на базе крупных промышленных гигантов возникло множество средних и мелких хозяйствующих единиц. Они и сформировали существующий на данный момент достаточно большой промышленный сектор в малом предпринимательстве.
Региональный анализ говорит о неравномерности распространения  малого предпринимательства по территории России. Число субъектов этого сектора в расчете  от менее 50 единиц (Эвенкийский автономный округ) до 207,8 тыс. единиц (г. Москва) единиц. В среднем по России число МП составляет 1032,8, в том числе на 1000 человек населения 73. В разрезе Федеральных округов территориальная дифференциация малого бизнеса выглядит следующим образом. 
Рисунок 3. Региональный анализ МП

Решающую роль в развитии малого предпринимательства играет политика государства, которое может  создавать как благоприятные, так  и не благоприятные условия для  малого бизнеса. В настоящее время  правительства большинства государств стимулируют малый бизнес, обеспечивающий основной прирост новых рабочих мест и повышение жизненного уровня значительной части населения.

1.2. Влияние кризисных явлений  в экономике Российской Федерации  на малый бизнес

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2009 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2009 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2008-2010 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные  тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Несмотря на то, что  в настоящий момент зависимость  от банковского сектора и банковского  финансирования малых предприятий  в отличие от крупных и средних  предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.
Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость  малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной  и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В-четвертых, кризисные  явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления  могут спровоцировать уход в теневой  сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных  явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:
1) замораживать все  проекты, которые направлены на  развитие и расширение (приостанавливается  покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2) прикладывать все  усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3) пересматривать методы  работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться  от предоплаты на покупаемый  товар и предъявлять более  серьезные требования к покупателям,  чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)
4) будут наращивать  привлечение заемных средств  с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных  кредитных касс - "общаков") и  перестанут пользоваться кредитными  услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб  от экономического кризиса для отдельных  субъектов малого предпринимательства  будет не очень сильным. К таким  предприятиям прежде всего относятся:
      предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
      предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
      предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
      предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
      предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.
Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего "в тень") части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ специфики кризисных  явлений и специфики малого бизнеса  позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства.
Субъекты МП, которые  активно используют заемные средства для производства, оказания услуг характеризуются отсутствием доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок.
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных  предприятий характеризуются снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов.
Субъекты МП, оказывающие  производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и  прочие услуги характеризуются снижение спроса на услуги, риск неплатежей.
Субъекты МП, действующие  в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) характеризуются снижением спроса на продукцию и услуги, снижением стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года.
Субъекты МП, действующие  в оптовой и розничной торговле характеризуются повышением стоимости импортной продукции, проблемами с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию
Субъекты МП, действующие  в сфере общественного питания  и ресторанном бизнесе характеризуются снижением спроса на продукцию и услуги, снижением рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, оказывающие  услуги в сфере транспорта характеризуются  снижением спроса на продукцию и  услуги, снижением рентабельности и  ликвидацией отдельных предприятий
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу характеризуются снижением  объемов заказов в 2009 году, неоплатой  произведенных работ в 2008 г. повышением конкуренции за государственный  и муниципальный заказ
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства характеризуются отсутствием финансовых средств для развития, замораживанием проектов развития
Для всех субъектов МП характерно административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников.
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов  малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:
1) отсутствие оборотных  средств; 
2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
3) отсутствие свободного  доступа к займам государственных  и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
4) снижение спроса  на продукцию, при неизменном  уровне издержек грозит ухудшением  показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
5) риск неплатежей  от контрагентов - отказ от работы  с некоторыми контрагентами, снижение  прибыли, повышение рисков "затоваривания".

1.3. Система внутреннего финансового  контроля, как один из важнейших  элементов управления на малых и средних предприятиях

Несмотря на значительные успехи малого бизнеса, необходимо повышение эффективности его деятельности, что позволить улучшить социальную обеспеченность работающих в нем. Одним из путей повышения эффективности деятельности заключающийся в прибыльности является жесткий контроль за рациональным использованием производственных ресурсов и исполнением управленческих решений. Это возможно посредством организации действенной системы внутреннего контроля.
Благодаря деятельности предприятий создается необходимый обществу продукт, и решаются вопросы рационального использования ресурсов. В процессе производственной деятельности на предприятии разрабатываются бюджеты, маркетинговая политика и многое другое. В этом ряду важное место занимает внутренний контроль, который позволяет эффективно управлять предприятием, принимать наиболее рациональные решения, обеспечивать их исполнение, реализовывать продукцию и  снижать до минимума издержки производства, 
В литературе можно встретить следующие классификации внутреннего контроля (Таблица 3):
Признак классификации
    Элементы класса  внутреннего контроля
Виды внутреннего контроля
    Управленческий контроль (контроль по центрам ответственности)
    Управленческо-финансовый контроль
Типы внутреннего контроля
    Неавтоматизированный
    Неполностью автоматизированный
    Автоматизированный
Субъекты внутреннего  контроля
    Субъекты первого уровня (непосредственно или косвенно осуществляющие контроль)
    Субъекты второго уровня (исполняют контрольные функции в силу производственной необходимости)
    Субъекты третьего уровня (выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей)
    Субъекты четвертого уровня (сотрудники, в обязанности которых входят контрольные и другие функции)
    Субъекты пятого уровня (осуществление контроля)
Методические приемы контроля
    Общенаучные методические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, эксперимент и др.)
    Собственные эмпирические методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, метод сопоставление однородных фактов, служебное расследование, экспертиза, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.)
    Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятности и математической статистики)
Стадии проведения контроля
    Предварительный контроль
    Промежуточный контроль
    Конечный контроль
Временная направленность контроля
    Стратегический контроль
    Тактический контроль
    Оперативный контроль
Источники контроля
    Документальный контроль
    Фактический контроль
    Автоматизированный контроль
Характер контрольных  мероприятий
    Плановый контроль
    Внезапный контроль
Периодичность проведения контрольных мероприятий
    Систематический контроль
    Периодический контроль
    Эпизодический контроль
Полнота охвата объекта  контроля
    Сплошной контроль
    Выборочный контроль
Время осуществления  контрольных действий
    Предварительный контроль
    Текущий контроль
    Последующий контроль

С точки зрения постановки финансового контроля, предприятия малого и среднего бизнеса можно разделить на две категории:
1) предприятия,  функционирующие в конкурентных  условиях. Такие предприятия больше  подвержены вероятности наступления  финансовых рисков, но вместе с тем, не входя в  структуры объединений, имеют больше свободы действий и возможностей для маневра.
2) предприятия,  входящие в структуру объединений  (холдинги, консорциумы и т.д.). Такие предприятия  располагают большими финансовыми возможностями, так как они имеют доступ к финансовым ресурсам объединения, но в тоже время в своей деятельности такие предприятия не могут выходить за рамки, установленные экономической политикой объединения.
Рассмотрим особенности  внутреннего финансового контроля каждой из групп.
Внутренний финансовый контроль должен учитывать следующие  отличительные черты малых и  средних предприятий, находящихся  в конкурентных условиях:
1. разделение полномочий  бухгалтерских сотрудников ограничено  или отсутствует; 
2. владелец или единоначальный руководитель имеет преобладающее влияние на все стороны деятельности малого или среднего предприятия.
В связи с этим появляются  следующие потенциальные факторы  риска:
1) возможные ошибки  ведения бухгалтерского учета  (например, нерегулярное ведение  учетных записей без последовательного соблюдения формальных требований,  которое может не отражать реального положения дел, и тем самым повысить риск искажения бухгалтерской отчетности);
2) малое число учетных  работников, а, следовательно, ненадлежащее  разделение обязанностей, ответственности и полномочий по объективным причинам;
3) возможность совершения  злоупотреблений (например, в условиях  малых предприятий возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский  учет, одновременно имеют доступ  к таким активам, которые  можно скрыть, изъять или реализовать);
4) возможные налоговые  нарушения, связанные с недооформлением  хозяйственных операций, проводимых  за наличные деньги (при осуществлении  малым предприятием  большого  количества операций за наличные  деньги возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается, а расходы - завышаются);
5) отсутствие возможности  взаимных сверок данных внутри  предприятия (при ограниченном  числе сотрудников, ведущих бухгалтерский  учет, затруднены или невозможны  регулярные взаимные сверки учетных данных, что может привести к возникновению ошибок и искажений бухгалтерской отчетности).
Существует также дополнительный риск  аппаратных средств контроля при использовании компьютерных программ для обработки учетных  данных. Он состоит в том, что при применении единичного компьютера с упрощенной программой учета и при единичном бухгалтере (или ограниченном числе учетных работников), у последнего появляется возможность:
-вводить несогласованные  данные в систему учета; 
-произвольным образом менять программную оболочку и базы данных;
-вносить в систему  операции "задним числом";
-проводить операции, не согласованные или не утвержденные  в установленном порядке. 
С преобладающим влиянием владельца и (или) единоначального  руководителя на все стороны деятельности малого предприятия связан еще один риск финансового контроля.
Это влияние может  иметь как положительное, так  и отрицательное воздействие  на систему внутреннего финансового  контроля и достоверность бухгалтерской  отчетности.
Положительное воздействие  заключается в том, что персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета в  ситуации, когда другие средства внутреннего  контроля по объективным причинам затруднены или невозможны.
Отрицательное воздействие – преобладающее влияние руководителя может привести к нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышению риска нарушения законодательства, появлению преднамеренных  искажений бухгалтерской отчетности.

Глава 2. Характеристика и анализ деятельности ИП Михайлин С.В.

2.1. Анализ рынка Интернет-торговли  книжной продукции

Интернет-торговля - это  динамично развивающаяся отрасль  во всем мире. Благодаря активному  распространению широкополосного  доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся  рынках, таких как страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Интернет также предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как потребитель может быстро ознакомиться с продукцией и определить, является ли товар, предлагаемый местными торговыми компаниями, продукцией высокого или низкого качества. Таким образом, продвижение бизнеса в Интернете и продажи через Интернет могут стать «и благом, и проклятьем».
Рынок интернет-торговли в России не так развит, как в  странах Западной Европы или Северной Америки. Чтобы получить более четкое представление о российском рынке, объем которого оценивается более  чем в 100 млрд. рублей, компания PricewaterhouseCoopers провела исследование, в ходе которого был получен ряд интересных результатов, в частности:
80% респондентов когда-либо  совершали покупку в интернет-магазине;
Самой популярной формой оплаты до сих пор остается оплата наличными при доставке товара, хотя все шире применяется и такая форма оплаты, как электронные платежи;
Неуверенность в надежности продавца и качестве услуг по доставке товара — основные факторы, удерживающие потенциальных клиентов интернет-магазинов  от покупок в Сети;
Социальные медиа оказывают значительное влияние на решение интернет-пользователей о совершении той или иной покупки. Члены социальной сети гораздо больше доверяют мнению других ее участников о продуктах и производителях, чем рекламе.
Экономический спад стал катализатором развития сегмента Интернет-торговли во всем мире. Традиционный бизнес компаний рынка розничной торговли и производства потребительских товаров столкнулся с серьезными трудностями в период беспрецедентной экономической нестабильности. В то же время интернет-подразделения этих компаний испытывают на себе повышенное внимание со стороны как потребителей, находящихся в поиске более выгодных сделок, так и руководства, стремящегося к снижению издержек.
Затраты на обслуживание интернет-магазина значительно ниже, чем на содержание традиционной торговой точки. Речь идет об экономии на покупке или аренде помещения и затратах на оплату труда. Преимущества Интернета как канала продаж стали очевидны и крупным российским торговым сетям. В последний год особенно активно работают над расширением интернет-направления торговые сети бытовой техники и электроники.
Книги и бытовая электронная  техника стали самыми популярными  категориями товаров для покупок  в Сети. При выборе книги сложнее  ошибиться, ведь у книг нет технических  характеристик и нет опасности приобрести не тот размер или цвет. Кроме того, книжные магазины являются одними из старейших проектов интернет-торговли на российском рынке B2C (Business-to-Customers). Это, а также тот факт, что в течение последних лет они активно инвестировали в развитие IT и логистики, позволило книжным магазинам сформировать свою лояльную аудиторию. Но говоря о самых удачных проектах российского рынка электронной коммерции, нельзя не учитывать сохраняющееся отставание на несколько лет от развитых стран. К примеру, интернет-магазин OZON.ru был открыт в 1998 году и является одним из первых российских масштабных проектов в электронной торговле сегмента В2С.
 
 
Вопрос: Какие из перечисленных  товаров и услуг Вы покупали с  помощью Интернет?
Процент от числа ответивших:

К другим категориям товаров, которые респонденты чаще всего  покупали в Сети, также относятся: бытовая электронная техника  — 40%, компьютеры и программное обеспечение  — 35%, косметика и парфюмерия — 31%.
Российские потребители оценили  удобство и выгоду совершения покупок онлайн: это и круглосуточная доступность, и возможность избежать суеты традиционных магазинов, а также широкий ассортимент товаров, возможность ознакомиться с техническими характеристиками и воспользоваться системой сопоставления цен. В городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, большинство респондентов (50-70%) назвали одним из основных преимуществ интернет-торговли возможность купить товар, не представленный в их регионе. В общих результатах опроса три четверти интернет-пользователей признали главным преимуществом экономию времени, а 65% — доставку на дом.
Российской Интернет-торговле книгами  уже более десяти лет. За это время  из крохотного сегмента книжной торговли, который поначалу никто в расчет не брал, образовался самостоятельный канал продаж, который пользуется все большей популярностью у потребителей.
В чем причина столь быстрого роста? Без сомнения, основной двигатель  развития электронной коммерции  – быстрое увеличение количества пользователей сети Интернет, которые и составляют целевую аудиторию любого интернет-магазина. На текущий момент Россия занимает примерно 15-е место в мире по количеству пользователей Интернета. Увеличение числа пользователей сети Интернет – одно из ключевых условий развития электронной книжной торговли, но далеко не единственное. Не менее важно правильно организовать логистическую цепочку, выбрать программное обеспечение, полностью отвечающее задачам компании, сформировать ассортимент таким образом, чтобы он отвечал запросам максимально широкого круга читателей, выработать четкую стратегию продвижения книжного интернет-магазина на рынке и др. Продажа книг через интернет-магазин – такой же бизнес, как и любой другой, со своей спецификой. Приносить ощутимый доход он начинает лишь при грамотной его организации. К сожалению, у российской книжной Интернет-торговли есть ряд проблем, которые пока что не решены: медленная доставка заказов, путаница при комплектации, проблемы с электронными платежами и др. Все это снижает эффективность данного бизнеса и портит его имидж в глазах потребителей.
Несмотря на это, доля оборота, приходящаяся на продажи через онлайновые книжные  магазины, с каждым годом увеличивается. В ходе опроса экспертов в рамках исследования «Российский книжный  рынок», проведенного компанией «РосБизнесКонсалтинг» в конце 2009 года, выяснилось, что представители издательского и книготоргового бизнеса оценивают долю продаж книг через Интернет в 7-8% от общего оборота российской книжной торговли.
Естественно, в денежном выражении  объем интернет-продаж книг в России меньше, поскольку оборот российского книжного рынка меньше, чем в большинстве европейских стран. Однако темпы увеличения оборота российской интернет-торговли книгами позволяют предположить, что к 2012 году лет ее доля в обороте книжного рынка РФ достигнет 12% в стоимостном выражении. Если при этом увеличится и средняя розничная цена книги, то обороты электронной книжной торговли будут сопоставимы с развитыми европейскими странами.
По данным исследования, проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) и исследовательской группой CNews Analytics, среднее количество покупок (выполненных заказов) в книжном интернет-магазине в день (товарная группа «Книги, газеты, журналы, СD, DVD, BD, VHS») составляет 468 заказов, а средняя стоимость заказа – 130 руб.
Стратегии игроков рынка  электронной книжной торговли.
Основная масса книжных  интернет-магазинов сосредоточена  в Москве и Санкт-Петербурге, правда, в последнее годы количество магазинов  в регионах начало увеличиваться. Но пока что на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится более 80% всех интернет-магазинов, в том числе и книжных. Таким образом, книжная интернет-торговля отличается территориальной диспропорциональностью, как и книжный рынок РФ в целом.
По происхождению российские книжные интернет-магазины можно  разделить на три группы:
– магазины, созданные  непрофильными компаниями, с самого начала существующие как отдельный  бизнес («Озон», «Болеро» и др.);
– магазины, созданные  издательствами как дополнительный канал продаж книг компании-владельца («Альпина Бизнес Букс», «Айрис-Пресс» и др.);
– магазины на базе крупных  книготорговых компаний и крупных  розничных книжных магазинов («Библио-Глобус», «Топ-книга», «Лабиринт» и др.).
Крупнейшие игроки в сегменте книжной интернет-торговли России – магазин «Озон» (www.ozon.ru), принадлежащий холдингу PPE Group и магазин «Болеро» (www.bolero.ru), входящий в холдинг eHouse.
Интернет-магазины, созданные  книготорговыми компаниями, формируют  ассортимент из позиций компаний-партнеров, поэтому читателю предлагается более широкий ассортимент книжной продукции, чем в магазинах при издательствах.
Среди большого количества задач, стоящих перед создателями  книжного интернет-магазина, можно  выделить несколько ключевых. От их реализации, по сути, и зависит успех магазина. К ним относятся:
– организация своевременной  комплектации и доставки заказов  клиентам,
– организация диспетчерской  службы и обратной связи для клиентов магазина,
– установка необходимого программного обеспечения,
– обеспечение качественной работы системы приема платежей, в  том числе и электронных.
По мнению экспертов, основная проблема книжной (и не только книжной) торговли в России через  Интернет – это логистика. Несмотря на улучшение качества логистики за последние два года, уровень ее развития пока еще является сдерживающим фактором для развития электронной торговли. Время доставки заказа даже у лидеров рынка составляет не менее трех-четырех дней, это очень долгий срок. Нередки сбои в работе почты, что приводит к снижению качества сервиса доставки. Поэтому крупные интернет-магазины тратят дополнительные средства на решение этих проблем, развивая альтернативные каналы доставки. В результате, когда у покупателя возникает дилемма: пойти в обычный книжный магазин или заказать книгу в интернет-магазине, выбор может быть сделан в пользу обычного магазина.
Вторая проблема российских интернет-магазинов – прием электронных  платежей. Сегодня электронные платежи (WebMoney, «Яндекс.Деньги», e-port, KreditPilot и др.) принимают немногие магазины. Из-за ошибок и незащищенности электронных платежных систем в России большинство клиентов предпочитают оплачивать покупки при получении (наличными при курьерской доставке, наложенным платежом при почтовой), не доверяя электронным платежным системам.
Средний покупатель интернет-магазина несколько отличается от рядового покупателя обычного книжного магазина, поэтому  и структура спроса в интернет-магазинах  иная. Анализ продаж магазина «Библион»  показывает, что среди клиентов магазина существует высокий спрос на деловую и учебную литературу. Особо можно выделить учебники, пособия по иностранным языкам, словари. Растет спрос на хорошо изданные художественные книги, возник определенный интерес к собраниям сочинений. Для интернет-магазинов характерны сезонные колебания спроса на подарочные издания и художественные альбомы. Интересно отметить, что в 2008 году значительно увеличились продажи аудио-книг.
При наличии огромного  ассортимента и повторяющихся позиций  отсутствие единого формата обмена данными и неоднозначность применяемых штрих-кодов приводят к тому, что многие интернет-магазины вынуждены самостоятельно заниматься описанием и идентификацией книг. Постепенно ситуация улучшается, производители и оптовики начали предоставлять интернет-магазинам описания товара, но до конца проблема не решена.
Среди тенденций развития книжной интернет-торговли можно  выделить три основных:
Первая – интернет-магазины становятся все более заметными  игроками на книжном рынке. Это подтверждается фактами – например, «Озон» продал 2,2 млн. экз. книг в 2008 году, а общий оборот магазина составил $88 млн.
Вторая – сейчас все  крупные магазины уже отладили логистические  цепочки, насколько позволяет ситуация, и активно занимаются повышением качества предлагаемых услуг и поиском новых сервисов. Следует отметить, что интернет-магазины, изначально занимавшиеся книгами, видео- и аудио-продукции, стали добавлять в ассортимент новые товарные группы, такие как компьютеры, игровые приставки, видеокамеры, мобильные телефоны, софт, игрушки и др. «Озон» активно работает с букинистической литературой, что привлекает еще один сегмент читателей.
Если говорить об отличиях в работе западных и российских магазинов, то из ключевых можно выделить качественную почтовую службу, отлаженную систему безналичных платежей, массовое использование штрих-кодирования (каждая книга имеет уникальный ISBN и EAN), активно функционирующие системы электронного документооборота в западных интернет-магазинах. Это позволяет мировому лидеру книжной интернет-торговли Amazon.com принимать заказы только с предварительной оплатой, благодаря чему упрощается обработка платежей и значительно снижается риск возврата заказов.
Перспективы российской книжной интернет-торговли.
По статистике, в России число пользователей интернет-магазинов уже превысило 10 млн. человек, и эта цифра продолжает расти. Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тыс. посетителей. Следует, однако, отметить, что пока региональные покупатели не так активно, как жители Москвы и Санкт-Петербурга, пользуются услугами интернет-магазинов.
Динамика роста числа  пользователей услугами интернет-магазина незначительна, но тенденция, как говорят  эксперты в этой сфере, устойчива  на протяжении последних двух лет. Говорить о стремительном увеличении количества покупателей во всех регионах страны пока преждевременно, поскольку пользуются услугами интернет-торговли, в основном, только в крупных городах.
У книжных интернет-магазинов  есть много преимуществ: ассортимент, сравнимый с ассортиментом крупного книжного магазина; круглосуточный режим работы, огромная потенциальная аудитория; меньшее количество сотрудников, чем в обычном книжном магазине.
По мнению экспертов, книжная торговля через Интернет будет развиваться быстро, для этого очень много предпосылок. Растет аудитория пользователей Интернета, развиваются службы доставки и платежные системы, многие книготорговые компании и издательства активно занимаются автоматизацией. Все это позволит интернет-магазинам повысить качество обслуживания клиентов. Чем лучше будут работать магазины, чем шире будет спектр предлагаемых ими услуг, тем больше людей станет совершать в них покупки.
Как уже было сказано  выше, эксперты издательств предсказывают  книжной интернет-торговле значительный рост, предполагая, что в 2011 году доля интернет-продаж книг достигнет 12,0% от общего объема продаж книг в России.

2.2.. Общая характеристика организации.

Объектом преддипломной  практики является интернет-магазин  книжной продукции. ИП Михайлин Сергей Витальевич является частным предпринимателем и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ. ИП зарегистрирован в 2006 году. За это время интернет-магазин успел зарекомендовать себя надежным поставщиком книгопечатной продукции. Магазин постоянно заботится о расширении своего ассортимента. Идя навстречу своим покупателям, предлагает к продаже новые востребованные на книжном рынке позиции. ИП Михайлин С.В. является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. ИП Михайлин С.В., как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение. Ассортимент оптового склада представлен разнообразной книжной продукцией. Данная продукция предназначена для широкого круга потребителей. Основными клиентами являются частные лица и учебные заведения города Москвы. Коммерческая политика предприятия отдает предпочтение продукции крупных российских издательств, основной упор в коммерческой политике предприятия делается на расширение и углубление ассортимента реализуемой продукции.
Организационную структуру  можно  представить в виде следующей  схемы:

Схема 1


 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ деятельности ИП Михайлин С.В.

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.
Анализ объема и динамики товарооборота торгового предприятия  основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Торговая деятельность предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой товарооборота. Рассмотрим динамику оптового товарооборота ИП Михайлин за 3 года.
Данные таблицы  свидетельствуют  о наличии положительной динамики оптового оборота. Пики подъема и спада спроса на книжную продукцию, реализуемую через интернет-магазин совпадают с сезонностью продаж в рознице.
 
 


Таблица 1 . Товарооборот за 2008-2010 гг.
Показатель
Товарооборот(тыс. руб.)
10571
12753
14700

 
Показатель
1. Выручка от реализации(тыс. руб.)
10571
9573
6200
2. Себестоимость(тыс.  руб.)
-7794
-6706
-1336
3. Коммерческие и управленческие  расходы(тыс. руб.)
-2664
-3088
-3586
4. Прибыль от продаж(тыс.  руб.)
102
-42
1278
5. Сальдо прочих доходов  и расходов(тыс. руб.)
30
-105
260
6. Налог на прибыль(тыс.  руб.)
-50
-39
-457
7. Чистая прибыль(тыс.  руб.)
85
-188
1080
8. Рентабельность %
0,80
-1,96
17,42

 


Анализ финансового  состояния  ИП Михайлин.
Финансовое  состояние предприятия можно  оценить с точки зрения долгосрочной и краткосрочной перспективы. В первом случае критерием оценки являются показатели финансовой устойчивости предприятия, во втором – ликвидность и платёжеспособность. Стабильность деятельности предприятия в свете долгосрочной перспективы – одна из важнейших характеристик его финансового состояния. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью её зависимости от внешних кредиторов и инвесторов, с условиями, на которых привлечены внешние источники средств.
 
 
 
 
 
 
 


Коэффициенты
ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ  ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
1.Обеспеченности собственными  средствами
>=0,1-0,6
0,06
-0,02
0,32
2.Обеспеченности запасов  собственными средствами
>0,6-0,8
0,08
-0,01
1,09
3.Маневренности собственного  капитала
>=0,3
-0,83
4,36
5,1
ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРЫ  ИСТОЧНИКОВ СРЕДСТВ И СТЕПЕНИ  ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
4.Автономии
>0,5
-0,11
-0,12
-0,09
-0,06
-0,06
-0,05
-0,02
-0,15
-0,09
-0,08
0,27
0,50
5.Соотношения собственных  и заемных средств
<1
-12,26
-10,51
-9,16
-11,60
-17,51
-16,92
-22,35
-51,45
-7,46
-11,96
-14,04
2,66
6.Финансовой устойчивости
>=0,5
0,08
0,08
0,06
0,06
0,11
0,10
0,10
0,12
-0,05
-0,06
-0,08
0,27

 
 
Показатель
1.Коэффициент абсолютной  ликвидности (0,2-0,25)
0,01
0,012
0,005
0,006
0,012
0,008
0,003
0,005
0,021
0,021
0,040
0,052
2. Коэффициент критической  ликвидности (0,7-0,8)
0,178
0,035
0,028
0,176
0,203
0,243
0,223
0,270
0,248
0,259
0,502
0,740
3. Коэффициент текущей  (общей) ликвидности (2)
0,901
0,885
1,006
1,056
1,040
1,054
1,081
0,878
0,872
0,850
1,250
1,834

 


Коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует нормативным  значениям. К концу проверяемого периода данный показатель повышается. Повышение показывает, что абсолютная ликвидность, вероятность оплаты счетов поставок и возврата кредитных ресурсов увеличиваются.
Оценка финансового  состояния предприятия будет  неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя ликвидность баланса предприятия, необходимо сопоставить состояние пассивов с состоянием активов; это дает возможность оценить, в какой степени предприятие готово к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам его финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая предпринимательская организация в финансовом отношении. 

Таблица 4. Определение типа финансовой устойчивости
Показатели
1.Внеоборотные активы(тыс.  руб.)
162
158
121
2.Величина запасов(тыс.  руб.)
51
37
7
3.Источники собственных  средств(тыс. руб.)
-170
-323
757
4.Долгосрочные кредиты  и займы(тыс. руб.)
473
212
0
5.Краткосрочные кредиты  и займы(тыс. руб.)
0
0
0
7. Средняя величина  дебиторской задолженности(тыс.  руб.)
265,41
593,50
447,00
8. Средняя величина  кредиторской задолженности(тыс.  руб.)
2460,04
2720,50
1434,00
ТИП ФИНАНСОВОЙ СИТУАЦИИ
Неуст.
Криз.
Неуст.

 
 


Как мы видим  из анализа, финансовое положение магазина не устойчиво. Это связано с отрицательным  значением чистой прибыли и очень  большой величиной кредиторской задолженности. Это означает, что  предприятие не в состоянии вовремя  расплатиться с кредиторами.

Глава 3. Предложения по совершенствованию  системы управления ИП Михайлин С.В.

3.1. Разработка системы контроля  как способ повышения эффективности  управления предприятием

Организация эффективного внутреннего контроля требует дополнительных затрат и с точки зрения времени и усилий, необходимых для поиска или подготовки квалифицированных специалистов по финансовому контролю. По этой причине некоторые организации предпочитают осуществлять внутренний контроль на договорной основе силами внешнего подрядчика. Другие предприниматели привлекают внешних специалистов по мере необходимости (под конкретные проекты), когда возникает потребность в знаниях и опыте, (здесь речь может идти о методологии, технологиях, знаниях, обучающих системах или просто кадровых ресурсах).
Внутренний  контроль в малых экономических  субъектах может быть представлен тремя моделями.
1. Служба  внутреннего   контроля,   организованная   в  хозяйствующем 
субъекте,   специалисты   которой   являются   сотрудниками   фирмы   (один 
внутренний финансовый контролер или служба внутреннего контроля и аудита).
    Внутренний контроль, осуществляемый внешними аудиторами на основании договора «Оказания сопутствующих услуг аудиту».
    Внутренний контроль, как надстройка над группой субъектов малого 
    бизнеса, объединенных по какому-либо признаку. Это более сложная организация внутреннего контроля, которая подчиняется:
- собственникам,  имеющим несколько предприятий;
-предпринимателю  без образования юридического  лица являющегося учредителем других организаций;
-руководителям  группы субъектов малого бизнеса,  объединенных по каким-либо интересам  договором сотрудничества и так  далее.
При выборе одной  из моделей субъекты малого бизнеса, в первую очередь предприниматели должны исходить из возможностей, так как внутренний контроль - дорогая необходимость деятельности организации, и целесообразно просчитать наиболее приемлемую по стоимости модель.
Собственный внутренний контроль наиболее эффективная, но самая дорогая модель внутреннего контроля. Для функционирования в полную силу в составе службы внутреннего контроля необходимо иметь как минимум три специалиста, имеющих опыт работы в различной области деятельности (экономист, финансист, юрист, технолог, специалист в области информационных технологий и т.д.).
На наш  взгляд, модель внутреннего контроля, как сопутствующая услуга аудиту, наиболее выгодна субъектам, осуществляющим однотипные операции и с небольшой численностью сотрудников. Договор на такую услугу желательно заключать на долгосрочный период, для того чтобы аудиторы овладели знанием бизнеса клиента и спецификой его деятельности. Необходимо учитывать, что и стоимость сопутствующей аудиту услуги может быть значительно снижена при долгосрочном сотрудничестве с внешними аудиторами.
Модель внутреннего контроля, в виде надстройки над группой субъектов малого бизнеса, - это более сложная структура. Данная модель наиболее интересна хозяйствующим субъектам, реорганизованным из крупного и среднего бизнеса в малый или входящим в состав объединений предприятий.
Служба внутреннего  контроля в виде модели надстройки должна подчиняться: собственнику данных предприятий относящихся к статусу малых; предпринимателю без образования юридического лица являющегося учредителем данных организаций малого бизнеса; руководителям группы субъектов малого бизнеса, объединенных договором сотрудничества и так далее.
ИП Михайлин С.В. было предложено создание службы внутреннего  контроля на базе бухгалтерии.
Практическая  польза от создания служб внутреннего  контроля на предприятиях, по нашему мнению, заключается в следующем:
- это позволяет  руководству предприятия наладить  эффективный контроль за автономными подразделениями; проводимые службой проверки позволяют выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития;
- высокий  уровень профессиональной подготовки  и глубокое понимание специфики  деятельности предприятия позволяют  выполнять контролёрам консультативные функции в отношении финансово-экономических и бухгалтерских служб.
Создание  системы внутреннего контроля весьма сложный процесс, требующий решения ряда организационно-технических проблем. Основные этапы организации системы контроля, на наш взгляд, следует проводить по следующим этапам:
    выявление и четкое определение круга вопросов, построение системы целей в соответствии с политикой предприятия;
    определение функций для достижения поставленных целей;
    объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц отдела;
    разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях;
    соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое;
    интеграция    отдела    с    другими    звеньями    структуры    управления предприятием;
Несмотря  на то, что все возможные формы организации управления в условиях рыночного хозяйства не могут и не должны быть строго формализованы, совокупность основных функций, осуществляемых аппаратом управления,   остается  неизменной   при   всем  разнообразии   организационных решений. По усмотрению органа, принимающего решение о структуре управления, вопросы финансово-экономических и контрольно-консультационных работ, относимых к функциям внутреннего контроля в экономическом субъекте, может выполнять как один работник или небольшой отдел, так и целый комплекс структурных подразделений, включающий управления, отделы, бюро, группы и т.п.
Деятельность системы внутреннего контроля имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, он призван содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Эффективная работа внутренней системы контроля, особенно в многофилиальных компаниях, невозможна без формализации всех направлений их деятельности. Все процедуры должны быть регламентированы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.