На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Малое предпринимательство-субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в зарубежных странах.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 04.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Омский государственный институт сервиса
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Защищена с оценкой Допустить к защите
«_________________» __________________
___________________ (Ф.И.О. руководителя)
«___»________2008г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу Учет на предприятиях малого бизнеса
на тему: Организационно - правовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства.
Выполнила студентка
гр.__Б51_____________
___ А.Е._______
(Ф.И.О.)
Руководитель работы
_______________________
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Омск 2008г.
Содержание:

1.Малое предпринимательство как субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства в экономике.
2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым
предприятиям в Российской Федерации.
3. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым
предприятиям в зарубежных странах.
4. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
5. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства
6. Порядок регистрации организаций как субъектов малого бизнеса
7. Порядок регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Введение
В данной
курсовой рассматривается малое предпринимательство как субъект экономики, его роль и значение; критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в Российской Федерации и за рубежом; показаны слабые и сильные стороны малого бизнеса; подробно указаны нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов малого бизнеса; особенности функционирования субъектов малого предпринимательства; порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.
1. Малое предпринимательство как субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства в экономике

В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Малое предпринимательство -- это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Для малого предприятия характерно:
1) юридическая независимость;
2) управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
3) небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
4) небольшая численность персонала.
Вместе с тем малому бизнесу присущи:
1) быстрая реакция на требования рынка;
2) высокий уровень специализации;
3) возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в Российской Федерации создается в следующих трех ос-новных сферах деятельности:
1. Торговля. Характерная черта малого предпринимательства -- способность подстраиваться под местный рынок. Не претендуя на захват глобального рынка, малые предприятия ориентируются на место нахождения потребителя. Многочисленные ларьки, палатки, павильоны и магазинчики позволяют, с одной стороны, удовлетво-рять существующие потребности рынка, с другой -- работать рен-табельно в связи с эффективной организацией деятельности.
2. Посредничество. Посредничество -- распространенный вид деятельности организаций в промышленно развитых странах. Передача отдельных функций по логистике или продвижению товаров на рынок позволяет организациям крупного и среднего бизнеса оптимизировать затраты, повысить эффективность указанных операций, «дотянуться» до труднодоступных ресурсных рынков или рынков сбыта, вынести специфические проблемы отдельных рынков за рамки организации, экономя там самым на финансовых и трудовых ресурсах.
3. Сфера услуг. Развитие сферы услуг в последнее время стано-вится одним из наиболее перспективных направлений роста эконо-мики большинства развитых стран. При этом предоставление ус-луг зачастую требует присутствия организации, которая их оказы-вает, в месте нахождения потребителя. Таким образом, рынок ус-луг, так же как и рынок товаров, склонен к ориентации на конкретного потребителя, что приводит к необходимости индиви-дуализации услуги (т. е. к видоизменению в интересах покупате-ля). Кроме того, с увеличением благосостояния населения проис-ходит объективный процесс снижения доли расходов потребителей на товары и увеличения доли расходов на приобретение услуг.
По данным Министерства экономического развития и торговли РФ за 2003 г., доля занятых на малых предприятиях в общей чис-ленности занятых в экономике составила около 14 %, «а доля уча-стия малых предприятий в ВПП -- около 10 %. Данные цифры го-ворят, с одной стороны, о необходимости создания бла-гоприятных условий для развития малых предприятий. с другой -- о большом экономическом потенциале ма-лого бизнеса в России.
Понятие «потенциал малого предприятия» относится к наименее изученным категориям рыночной экономики: отсутствует единый алгоритм и инструментарий измерения и оценки потенциала малого бизнеса, его формирования и воспроизводства. Потенциал малого предприятия зависит от многих факторов, таких как технологическая оснащённость, профессиональный уровень подготовленности персонала, финансовые ресурсы, положение на рынке и т.д. Понятие потенциал фирмы, определяется как степень использования ресурсов или как совокупность предпосылок развития.
Главной задачей потенциала малого предприятия является воспроизводство. Нельзя не отметить такую форму проявления воспроизводственной способности производственного потенциала, как техническое перевооружение и реконструкция производства.
Возможности воспроизводства напрямую зависят от тех ресурсов, которыми владеет малое предприятие. К ним относятся:
- технические ресурсы - производственное оборудование;
- материальные ресурсы - сырьё, материалы;
- кадровые ресурсы - численность и квалификация кадров и др.;
- информационные ресурсы - сведения о самой системе и её внешней среде;
- финансовые ресурсы - величина и использование денежных средств;
- управленческие ресурсы - способы принятия решений, система планирования, учёта, контроля и т.д.;
- временные ресурсы.
В настоящее время применяются различные подходы к оценке потенциала малого бизнеса, среди которых выделяются:
-сравнительный подход, при котором проводится сравнение рассматриваемой фирмы с фирмами-аналогами;
-затратный подход, связанный с оценкой имущества фирмы.
Инструментарий для оценок бизнеса, опирающийся на указанные подходы, можно условно разделить на две группы.
Первая группа инструментария базируется на определении бухгалтерской прибыли, нормы рентабельности, окупаемости, внутренней нормы доходности. Инструментарий, используемый в этой группе, основан на анализе финансовой отчётности или на моделировании денежных потоков фирмы на некотором отрезке времени. Показатели этой группы, как правило, используются в управлении отечественными предприятиями малого бизнеса.
Ко второй группе относится инструментарий, базирующийся на определении именно стоимости фирмы и использования её при оценке бизнеса, в качестве критерия предлагается использовать величину стоимости компании. При этом определяются виды стоимости - внутренняя, рыночная, инвестиционная, ликвидационная, балансовая, арендная. Данный подход нашёл практическое применение в зарубежной практике, тогда как у нас он рассматривается пока в основном в теоретическом плане.
Инструментарий, используемый для вычисления потенциала, основан на наиболее полном выявлении перечня видов ресурсов и определении ограничений в их использовании.
Таким образом, потенциал является интегральной характеристикой любого малого предприятия или фирмы, именно он определяет их системные возможности и способность решать конкретные проблемы и задачи.
2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым
предприятиям в Российской Федерации.

Общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима-тельства в Российской Федерации». Как следует из названия, действие закона № 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого предпринимательства, но и на субъекты среднего предпринимательства (при этом данное понятие введено в законодательство впервые).
В ст. 3 Закона № 209-ФЗ, содержащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого и среднего предпринимательства определены как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законом к малым и средним предприятиям. При этом следует обратить внимание на то, что ГК РФ не содержит определения понятия «хозяйствующий субъект», такое определение представлено, в частности, в Федеральном законе от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (т.е. может использоваться в рамках этого Закона) и применяется к индивидуальному предпринимателю, коммерческой организации, а также некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. Кроме того, в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый недвижимостью.
В названном Законе также представлено новое определение понятия «субъект малого предпринимательства». Согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (в части установления предельных значений выручки положения Закона № 209-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г.).
При определении численности работающих законодатель «ушел» от деления предприятий по отраслевому принципу и установил, что средняя численность работников (определяемая за календарный год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:
- от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- до 15 человек для микропредприятий.
Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполез-ным, поскольку при его отсутствии предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом № 209-ФЗ га-рантиями и мерами государственной поддержки, и защищать свои законные права и интересы.
Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого яв-ляется наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объ-еме прибыли. В течение года эти показатели определяются нара-стающим итогом с начала года.
Предприятие самостоятельно определяет, какой из показате-лей должен применяться: объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
3. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов
к малым предприятиям в зарубежных странах.
Сильные и слабые стороны.

В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого биз-неса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре ос-новных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:
1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.
2. Валюта баланса не более 2,5 млн. евро.
3. Выручка от реализации не более 5 млн. евро.
4. Среднее число занятых не более 50 человек.
Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.
Большинство стран Европейского союза уже приняли соответ-ствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).
Те же самые критерии установлены в Великобритании и Авст-ралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах крите-рии отнесения к малым предприятиям следующие:
1. Выручка от продаж менее 25 млн. долл. США.
2. Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.
3. Предприятие не является инвестиционной компанией.
4. Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.
Как видно из приведенных данных, и Россия является страной, где присутствуют стоимостные кри-терии отнесения предприятий к субъектам малого предпринима-тельства.
Сильные и слабые стороны малого бизнеса.
Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как же развивается и действует малый бизнес в этих странах.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
- в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
- повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
- уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использовании информационных систем;
- способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
- в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
- большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в 1990 -х годах более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Число банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие может обанкротиться не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
Отсюда можно говорить о трех моделях развития малого предпринимательства:
I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
II. медленное расширение деловой активности;
III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% - не планируют расширение, 35% - разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
Начиная, с 80-х годов обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии и других странах. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Относительно состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 80-х годов до середины 90-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась.
Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1990 по 1999 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.
В общем, в 90-е годы сначала наметилась, а далее еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.
В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 80-х начала 90-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
1) увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
2) рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
3) селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
4) создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
5) трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
6) подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
7) разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
8) косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
9) ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
10) мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
11) снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
12) улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
1)      более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
2) зависимость от крупных компаний;
3) слабая компетентность руководителей;
4) повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
6) неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и другие.
4. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима-тельства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся:
1. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпри-нимательства в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд».
4. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ».
5. Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгал-терского учета для субъектов малого предпринимательства». В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план сче-тов для субъектов малого предпринимательства, формы бух-галтерского учета, возможность применения кассового мето-да и ряд других моментов, имеющих важное значение для ор-ганизации и ведения бухгалтерского учета на малых пред-приятиях.
Кроме вышеперечисленных нормативных актов, необходимо отметить документы, закрепляющие обязательность ведения бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса, его основные принципы и правила. К ним относятся:
Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от. 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.
5. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства

Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций не применимы к субъектам малого предпринимательства.
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:
1) высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
2) отсутствие системы стратегического управления.
Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными перспективами развития предприятия;
3) высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
4) дефицит финансовых ресурсов - как собственных, так и заемных;
5) скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям, в частности, юриспруденции, маркетингу, менеджменту.
Грамотная постановка учета, четкое определение и распределение функций бухгалтерского персонала в значительной мере определяют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств.
При организации предприятия его руководитель зачастую считает, что пока у фирмы небольшие обороты, можно нанять недорогого бухгалтера. Вследствие этого потом либо приходит опытный бухгалтер и представляет руководителю целый список налоговых нарушений, многие из которых исправить сложно или невозможно, либо указанный список составляет налоговый инспектор.
Таким образом, первичная постановка учета - такое же необходимое условие при организации предприятия, как составление его учредительных документов.
В течение 90 дней со дня государственной регистрации организация должна утвердить учетную политику. До подачи первой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, единому налогу необходимо представить учетную политику для целей налогообложения.
Для грамотного формирования вышеуказанных документов требуются хорошие знания нормативных актов по бухгалтерскому учету и положений налогового законодательства. Очевидно, что низкоквалифицированному специалисту сложно справиться с данной задачей;
6) потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.
Для организации даже небольшого предприятия необходимы всесторонние знания законодательной базы: гражданского права, налогового законодательства и других.
Главный бухгалтер организации должен владеть не только экономическими, но и юридическими знаниями.
Поскольку в каждой организации есть сотрудники, бухгалтер должен знать трудовое законодательство.
Взаимоотношения между организацией и внешними контрагентами регулируются гражданским законодательством.
При наличии внешнеэкономической деятельности важно соблюдать валютное и таможенное законодательства.
Поскольку обязанностью бухгалтера является исчисление налогов, необходимо знание налогового законодательства;
7) небольшая численность работающих.
Физически всю деятельность малого предприятия иногда может обслуживать всего один человек. Однако отсутствие специальных знаний в отдельных областях, необходимых для ведения бизнеса, заставляет набирать дополнительный персонал.
Нередко на малых предприятиях сотрудники наряду со своими обязанностями выполняют другие работы, в том числе требующие знаний из других отраслей, специалистов по которым у организации еще нет.
Кроме того, практически на каждом малом предприятии есть сотрудник, который единолично выполняет свои обязанности. Следовательно, возможность взаимозаменяемости сотрудников на малых предприятиях ценится очень высоко.
В этой ситуации целесообразна передача отдельных функций специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям);
8) слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов.
Отсутствие возможности содержать квалифицированных специалистов и несовершенство судебной системы приводят к тому, что проверяющие органы безнаказанно могут чинить произвол, вынуждая незаконно переплачивать налоги, давать взятки и совершать иные действия, ущемляющие финансовые интересы субъектов малого предпринимательства;
9) представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств.
С начала своего зарождения и до конца IX века бухгалтерский учет велся исключительно для управленческих целей.
Таким образом, около 400 лет из 500 бухгалтерский учет развивался исключительно в русле предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности организации;
10) недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета.
В системе управления организацией бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, то есть представляет информацию руководителю о том, чем он управляет и к каким результатам это приводит.
Наиболее значимыми задачами бухгалтерского учета являются обеспечение сохранности имущества и определение результатов деятельности.
Названные факторы обусловливают особенности ведения бухгалтерского учета у субъектов малого предпринимательства.
1) незначительное либо полное отсутствие разделения труда в бухгалтерской службе.
Бухгалтерский учет ведется зачастую одним бухгалтером, который отвечает за все участки работы.
Если бухгалтерия состоит из нескольких сотрудников, то каждый из них отвечает за ведение бухгалтерского учета сразу на нескольких участках.
Главный бухгалтер должен знать бухгалтерский учет всего спектра операций, совершаемых в организации. При этом он должен хорошо знать весь бухгалтерский процесс: от грамотного отражения операций в первичных учетных документах до составления баланса и других форм отчетности;
2) выполнение бухгалтерским персоналом смежных функций, которые в крупных и средних организациях выполняются отдельными подразделениями.
Чаще всего на малых предприятиях на бухгалтера возлагает и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.