На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Основы антикризисного управления предприятием. Типы, виды и причины банкротства. Пути финансового оздоровления. Краткая организационно-экономическая характеристика винзавода. Разработка мероприятий организационно-экономической санации предприятия.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 06.01.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство Сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Кубанский Государственный Аграрный Университет"
Экономический факультет
Кафедра Организации предпринимательской деятельности
Дипломная работа
на тему: Организационно-экономические меры санации предприятия на примере ГУП винзаводриморский" г. Анапа


Исполнитель студент 5 курса
Един А. А.
Научный руководитель
д. э. н., профессор Рысьмятов А. З.
Нормоконтролер
д. э. н., профессор Рысьмятов А. З.
Краснодар, 2007
Введение

Не смотря на частичное преодоление в последние годы последствий экономического кризиса 90-х годов, финансовое положение почти половины отечественных предприятий является неустойчивым. Им угрожают различные кризисные ситуации, которые могут привести многие предприятия к временной финансовой несостоятельности или банкротству. Например, число только предприятий-банкротов в Российской Федерации в начале 2002 года составило более 50 тысяч.
Финансовые проблемы, с которыми сталкиваются российские кризисные предприятия, по своей экономической сущности достаточно типичны. Это позволяет различным предприятиям, отличающимся спецификой своей деятельности, размерами и так далее, использовать относительно универсальные и типовые мероприятия, обеспечивающие вывод их из финансового кризиса. Устойчивые совокупности данных мероприятий, реализуемых на базе соответствующего методического обеспечения и направленных на достижение определенных целей, образуют механизмы финансового оздоровления. Основным критерием выбора механизма финансового оздоровления является соответствие его целей и мероприятий задачам и возможностям конкретного предприятия. Правильный выбор данного механизма предопределяет эффективность вывода предприятия из кризиса.
Анализ деятельности многих кризисных предприятий в 90-е годы показал, что они решали в основном текущие задачи антикризисного управления, используя краткосрочные мероприятия, нацеленные на "сжатие" производства. При этом мероприятия перспективного экономического развития предприятия, как правило, даже не рассматривались, так как осуществлять их было очень сложно ввиду неблагоприятного и трудно предсказуемого в те годы влияния внешней макроэкономической среды.
В современных условиях постепенной стабилизации экономики страны значение финансового оздоровления предприятий резко возросло, так как решение большинства социально-экономических задач, поставленных президентом РФ Путиным В.В., требует значительного и устойчивого роста экономики страны. Например, чтобы увеличить к 2010 году объем ВВП России в 2 раза необходимо, в том числе, реализовывать механизмы финансового оздоровления, которые обеспечивали бы устойчивое экономическое развитие предприятия в перспективе. Самый действенный из них базируется на увеличении объемов инвестиций и повышении эффективности их использования [12].
Многолетние исследования деятельности предприятия винзавод "Приморский" показали, что ему в настоящий период необходима программа по целенаправленному выводу из финансового кризиса. Это определило выбор темы.
В рамках данной работы были поставлены следующие цели:
- осветить теоретические основы антикризисного управления предприятием;
- дать экономическую и финансовую характеристики предприятия;
- разработать конкретные меры по выводу предприятия из финансового кризиса.
Объектом исследования выступает ГУП винзавод "Приморский". Годы исследования 2004 - 2006.
В настоящей работе были использованы следующие методы изучения: монографический, экономического анализа, графический, трендового выбора.
Источники информации: годовые отчеты, пояснительные записки, данные балансовой комиссии и инвентаризации, сведения СКЗННИСиВ, постановление Минсельхоза РФ, Федеральные законы.
1. Теоретические основы антикризисного управления предприятием

1.1 Теоретические и методологические основы антикризисного управления предприятием

"Антикризисное управление", как самостоятельное понятие, появилось недавно. По мнению исследователей, причина его возникновения связана с реформированием экономики России и постепенным вхождением ее в кризисное состояние. То, что результатом реформ может быть кризис - ожидали не многие, но то, что из кризиса можно вывести экономику только с помощью нового типа управления сейчас понимают многие. Такое управлении получило название "антикризисного".
При более углубленном подходе к анализу развития экономических систем различных уровней, в том числе и на уровне предприятия (организации) становиться очевидным, что кризисная ситуация не случайное одноразовое явление. Существует целая совокупность условий свидетельствующих о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном, управлении [10].
Наступление кризиса определяется реальными тенденциями развития производства и экономики, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, то есть возможностей, при решении проблем, предвидеть и смягчать кризисы, используя их во благо развитию.
Кризис на предприятии - это процесс изменения, разрушения сложившейся структуры связей, отношений, выходом из которого может быть либо заново сформировавшаяся структура связей, отношений, либо ликвидация предприятия.
Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для руководителей и специалистов предприятия: угрозы целям и ценностям, сокращение времени на реакцию, необходимость срочности действий, помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижении продукцию к потребителю.
Возникновение кризиса возможно на любой стадии жизненного цикла предприятия.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.
Внешние причины связанны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренции, политической ситуации в стране и т. д.
Внутренние причины криза предприятия связаны, прежде всего, с деятельностью хозяйствующего субъекта: рискованная стратегия маркетинга, внутренние конфликты, недостатки в организации производства, несовершенство управления, инновационной и инвестиционной политики и др.
К кризису может приводить "невидение" тех процессов, которыми можно управлять, которые надо направлять, в противном случае они превращаются в стихийные и ведут к хаосу в экономике.
Следует иметь в виду и сугубо субъективные причины, способствующие возникновению кризиса.
Во-первых, это устаревшее мышление, неспособность осознания новых реальностей.
Тип экономического мышления, являясь одной из важнейших характеристик субъектов производственных отношений, хозяйственных связей, представляет собой процесс активного познания человеком экономической действительности, сложившихся (или складывающихся) экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной действительности. Осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия в экономическом процессе, принятии адекватных управленческих решений.
Во-вторых, груз старых приоритетов. Производители так и не стали рыночно ориентированными. По-прежнему эффективность работы руководителей оценивается по производственным показателям (валу, урожайности, привесам и т п.), а не по конечным результатам предпринимательской деятельности. По-прежнему сохраняется стремление добиться достижения цели любой ценой, даже если приходиться лгать. Это въелось в поведение людей, подчиненные скрывают неприятные известия от начальников, нередко приукрашивают сделанное.
В-третьих, старые страхи ведут к оборонительной реакции. Раньше экономические трудности решались проведением реорганизации, которая маскировала провалы. Издержки этой меры ложились на трудовые коллективы предприятия, членами которого распоряжались как неодушевленными предметами. В итоге многие люди продолжают опасаться реформ, не верят в возможности достижения их целей.
Таким образом, существует множество и объективных, и субъективных причин (при этом внутренние причины являются основополагающими) способных создать на предприятии кризисную ситуацию.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития предприятия.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях [10]:
- кризис можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- кризисы можно смягчать;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, социальных знаний опыта и искусства;
- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
- управление процессами выхода из кризиса способного ускорить эти процессы и минимизировать их отрицательные последствия.
Антикризисное управление предприятием в его концентрированном выражении, по мнению исследователей, представляет собой процесс своевременной диагностики симптомов, факторов и причин приближающегося кризиса, определение природы кризиса и фазы, в которой он находится и на этой основе разработки и реализации собственно антикризисных мер.
Однако это определение антикризисного управления, как и некоторые другие, не способствуют целому ряду кризисных состояний предприятия, определяющих его содержание. Фактически антикризисное управление - понятие более многозначное.
В одних случаях под ним понимают управление предприятием в условиях общего кризиса экономики, в других - управление предприятием, попавшим в кризисную ситуацию в результате неудовлетворительного управления, в-третьих, - управление, осуществляемое попавшим в тяжелое положение предприятием на пороге банкротства, в-четвертых, осуществляемое в период банкротства.
Разночтение одного и того же понятия приводит к теоретической и практической неопределенности любых рекомендаций по налаживанию антикризисного управления.
1.2 Типы, виды и причины банкротства

По мнению коллектива авторов С. Ю. Балычева, М. А. Батьковского и Ю. Е. Хрусталева [12] основные причины, которые приводят предприятия к финансовому кризису, можно сгруппировать следующим образом: экономические; управленческие и технологические (см. рис. 1).
Можно выявить много общих причин финансового кризиса у различных предприятий. Если остро стоит проблема ликвидности, то происходит утрата платежеспособности и необходимо принимать меры по оптимизации денежных потоков. Часто кризисы проявляются в отклонениях фактических результатов деятельности предприятия от запланированных. В их основе, как правило, лежат просчеты в анализе рынка, производства, эффективности капитальных вложений, кадровой политике. Особо опасен стратегический кризис, так как если реализация стратегических целей предприятия идет неудовлетворительно, то слабеют его позиции в конкурентной борьбе. В этом случае необходимо принимать такие меры, как поиск новых рынков, внедрение технологических инноваций и т.д. В противном случае предприятие может стать банкротом.
Совокупность факторов, которые способны привести предприятие к финансовому кризису, можно разделить на две основные группы:
1) внешние по отношению к предприятию (на эти факторы оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено);
2) внутренние (они возникают в результате деятельности самого предприятия).
Неблагоприятные внешние условия часто являются причинами финансового кризиса российских предприятий. К ним относятся: нарушение традиционных хозяйственных связей; спад спроса; резкие изменения экономической политики правительства; инфляция и др. Состояние экономики также сильно влияет на возможность получения предприятием заемных средств.
Среди политических факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия, следует выделить политическую нестабильность и попытки национализации приватизированной собственности, которые ухудшают инвестиционный климат и способствуют оттоку капитала из страны. Вызвать финансовый кризис в деятельности предприятий могут такие факторы как недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование внешнеэкономической деятельности, неразвитость законодательной базы и другие [13].
Социальными факторами, способствующими возникновению финансового кризиса в деятельности предприятий, являются преступность и коррупция, которые получили сильное развитие в экономике Российской Федерации.
Все указанные факторы определили предрасположенность многих российских предприятий к финансовому кризису в условиях реформирования экономики.
При анализе ряда внешних факторов следует учитывать, что они связаны с конкурентной средой предприятия и определяют формы конкуренции. Среди них: высокий уровень цен на производимую продукцию; низкий уровень применяемых технологий; неудовлетворительное качество продукции.
Уровень применяемых технологий определяет конкурентоспособность производимой предприятием продукции. Изменения в технологии производства требуют значительных капиталовложений и могут в течение длительного периода времени отрицательно сказываться на величине прибыли предприятия. На прибыльности предприятия может негативно отразиться и уменьшение объема продаж его продукции вследствие появления на рынке по более низким ценам аналогичной продукции, производимой другими предприятиями.
Среди внешних факторов важную роль играют и взаимоотношения с покупателями и поставщиками. Замедление темпов роста выручки или ее абсолютное снижение происходят при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие взаимодействует с ненадежным покупателем или не свободно в его выборе. Задержки поставок сырья и материалов или их низкое качество также снижают объем производства и качество готовой продукции.
Внешние условия одинаковы для всех предприятий. Даже выпуск конкурентоспособной продукции не позволяет многим из них эффективно реализовывать это преимущество. При этом чаще всего неблагоприятное влияние внутренних факторов лишь усугубляет негативное воздействие внешних факторов.
Если проблем с продажей продукции у предприятия нет, то необходимо проанализировать оборачиваемость его оборотных средств. Если она мала, то финансовый кризис связан с большой длительностью производственного цикла. В этом случае необходимо выявить слабые звенья цикла. Таким звеном может быть, например, длительность оплаты отпущенных товаров. Тогда причины финансового кризиса связаны с ценовой политикой предприятия и контролем цен, с условиями договора на продажу товара.
Высокие цены на продукцию могут быть следствием роста издержек производства. Тогда необходимо проанализировать динамику изменения затрат на производство продукции и причины роста издержек.
При достаточно высокой оборачиваемости средств причины финансового кризиса предприятия могут быть следствием низкой рентабельности производимых товаров (оказываемых услуг).
Если объем продаж продукции предприятия уменьшается, то возникает проблема с реализацией готовой продукции. В такой ситуации предприятию необходимо уточнить объемы запасов готовой нереализованной продукции, ее потребительские свойства, а также ценовую политику и систему реализации товара.
Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью возникают у предприятия и в том случае, когда оно зарабатывает недостаточно средств, либо нерационально распоряжается результатами своей деятельности.
При ограниченном спросе на продукцию предприятия необходимо осваивать выпуск новых видов продукции или сокращать производственные фонды. Выпуск новых видов продукции позволит увеличить объемы реализации, но при этом потребуется вложение дополнительных средств. Сокращение производственных фондов может увеличить прибыль за счет снижения постоянных затрат.
Когда реализация продукции предприятия организована хорошо, а прибыль невысока, то причиной этого могут быть большие затраты. В этом случае необходимо искать поставщиков, предлагающих приемлемые для предприятия цены. Причиной высоких затрат может быть и собственная деятельность предприятия, например, затраты на освещение, отопление и другие нужды.
Иногда для снижения затрат требуется сократить производственные фонды предприятия. Недозагруженные производственные фонды требуют слишком больших затрат на обслуживание и ремонт. В этом случае необходимо отказаться от части фондов и тем самым сократить постоянные затраты. С целью сокращения затрат можно продать вспомогательные производства.
Прибыль предприятия остается в его распоряжении не в полном объеме, так как часть ее уходит на погашение штрафов и пеней. Поэтому сокращение непроизводственных расходов может стать источником средств для финансового оздоровления предприятия.
Большой объем незавершенного производства, запасов и готовой продукции свидетельствует о том, что производственные планы предприятия формируются без обоснования объемов продаж. Приведение в соответствие планов производства продукции и планов ее реализации также способствует финансовому оздоровлению предприятия.
Нарушение хода производственного процесса приводит к тому, что денежные средства долго находятся в стадии незавершенного производства. В этом случае необходимо обеспечивать бесперебойные поставки сырья и комплектующих материалов, что также будет способствовать улучшению финансового состояния предприятия.
1.3 Институт банкротства как форма антикризисного управления и методы его диагностики

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004г., 24 октября 2005г.) от 26 октября 2002г. №127-ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов [3].
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
В соответствии с терминологией закона несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаком банкротства юридического лица считается его не способность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В кризисной ситуации предприятия могут быть разные стадии, в зависимости от которых существенно меняются задачи антикризисного управления: это - стадия, предшествующая банкротству предприятия и стадия непосредственного банкротства, которое, в свою очередь, состоит из трех периодов - наблюдения, внешнего управления и конкурентного производства.
Основные задачи проведения процедуры банкротства состоят в возврате долга кредиторам, в реабилитации должника (после списания долгов он должен получить возможность продолжить свою деятельность). В соответствии с этими задачами и строиться антикризисное управление. Однако в зависимости от периода проведения процедуры банкротства содержание этих задач не совпадает.
Так задача процедуры наблюдения - поставить заслон "разбазариванию" имущества предприятия, сохранить максимум имущества должника. Достижению этой цели и служит антикризисное управление в данном периоде.
Процедура наблюдения вводится арбитражным судом в течение недели после принятия заявления кредиторов и длиться до трех месяцев. Введение наблюдения не является основанием отстранения руководства должника и иных органов управления, но
несколько ограничивает деятельность администрации предприятия и права акционеров. Органы управления должника обязаны согласовывать с временным управляющим крупные сделки, а также сделки связанные с распоряжением недвижимостью, получением и выдачей займов и кредитов, поручительств, переводом долга. При этом акционеры не вправе принимать решение о реорганизации, создании новых юридических лиц, выплате дивидендов, эмиссии. Такие ограничения направлены на пресечении наиболее популярных способов увода имущества от кредиторов, в том числе - учреждения новой фирмы до введения внешнего управления, с тем, чтобы перевести туда активы.
В период наблюдения временный управляющий изучает и выявляет состояние активов задолжника, наличие и характер дебиторской задолженности предприятия-должника, размер требований кредиторов, состав имущества должника, находящегося у третьих лиц и приходит к выводу о возможности или не возможности восстановления его платежеспособности, подсказывает пути, которые могут привести к достижению цели. На первом собрании временный управляющий информирует кредиторов о возможных мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, а также суммах, которые кредиторы в итоге смогут получить.
На основании этой информации, собрание кредиторов принимает решение о внешнем управлении, конкурсном производстве или мировом соглашении.
По окончании наблюдения временный управляющий предоставляет отчет в арбитражный суд о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление. С точки зрения антикризисного управления этот период является основным, именно в это время реализуется полный набор методов антикризисного управления.
Успех внешнего управления должен определяться не только, и не столько удовлетворением претензий кредиторов, сколько восстановлением производства. Поэтому оно эффективно, когда осуществляется специалистами высокого класса. Новый управляющий должен обеспечить снижение издержек производства, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции и т. п. (наряду с реструктуризацией долгов, изменением системы управления, выработкой новой стратегии и т.д.). Поэтому само по себе введение внешнего управления еще означает, что предприятие будет успешно реформировано.
Высококвалифицированное антикризисное управление в короткий срок способно коренным образом изменить ситуацию. Однако поднять предприятие без финансовых вливаний (инъекций) - вещь мало перспективная.
Главное заключается в их правильном использовании. А это зависит от квалификации и таланта управляющего.
По истечению срока внешнего управления возможны три варианта дальнейшего развития событий.
Первый - предприятие выставляется на конкурентное производство. Деньгами, вырученными от его продажи, рассчитываются с кредиторами.
Второй вариант - проведя определенную работу с кредиторами, управляющий получает возможность реструктурировать кредиторскую задолженность предприятия до разумных пределов. После того как предприятие начинает работать рентабельно, внешнее управление заканчивается мировым соглашением, предприятие возвращается прежнему собственнику, который обязуется выплачивать долги позднее, и оно становится в определенной степени инвестиционно привлекательным.
Наконец, третий вариант, не часто встречающийся - внешнее управление оказывается настолько эффективным, что предприятие расплачивается с кредиторами и возвращается к прежнему собственнику, очищенное от долгов.
Конкурсное производство.
Внешнее управление может стать эффективной мерой лишь в отношении предприятий, кризисные явления на которых затрагивают только отдельные направления их деятельности. Когда же производство практически остановлено, оборотных средств нет, задолженность несколько раз превышает реализацию, тогда ничто, кроме конкурентного производства спасти предприятие уже не может.
В первом случае вместо ранее существовавшего юридического лица создается новое, неотягченное задолженностью, имеющие возможность привлечения инвестиций, эмиссий, акций и т. п. Трудовой коллектив в основном сохраняется, рабочие получают заработную плату, а бюджет - налоги.
Во втором случае происходит распродажа основных фондов, иногда по частям, работники остаются без работы.
Основная задача конкурсного управляющего - реализовать первый вариант - найти покупателя и продать предприятие, имея ввиду, что после продажи производство и рабочие места сохраняются, предприятие работает, меняется только собственник.
При принятии решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Задачи антикризисного управления в этот период ограничены: конкурсный управляющий должен обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов. Поэтому с момента признания должника банкротом его органы управления отстраняются от исполнения функций по управлению и распоряжению имуществом (если такое устранение не было произведено ранее). Все полномочия по управлению долгами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных" обязательств должника считается наступившим. Конкурсный управляющий публикует сведения об открытии конкурсного производства в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
При осуществлении банкротства сельскохозяйственных предприятий очень важно иметь в виду, что механизм банкротства в этом случае имеет следующие специфические особенности:
выбытие земли из сельскохозяйственного оборота недопустимо, она должна передаваться более эффективным собственникам без нарушения последовательности проведения технологического комплекса работ; необходимо восстановление системы организации почвозащитного земледелия;
следует сохранить, а в перспективе и увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции;
нужны мероприятия, направленные на социальную защиту населения, сохранение общего числа рабочих мест;
передача собственности - земли, основных и оборотных средств должника осуществляется по завершению сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного технологического цикла работ [18].
К стратегическим направлениям по предотвращению банкротства относится прогнозирование вероятности банкротства производится с помощью моделей коэффициентного анализа.
Для прогнозирования возможности банкротства, ранней диагностики ухудшения финансового положения целесообразно использовать модели, учитывающие большое число параметров. Опыт разработки подобных моделей имеется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.
Прогнозировать вероятность банкротства в зарубежной практике принято преимущественно для крупных корпораций, определяющих экономическую безопасность страны или региона, хотя существуют прогнозные модели и для небольших предприятий. Известные методы подразделяются на субъективные - А-методы и объективные - Z-методы.
A-методы основаны на экспертной, часто балльной, оценке. Принимается в расчет все: и деловая репутация фирмы, и личность руководителя, и конкурентоспособность, и т. д.
Z-методы основаны на расчете определенных отношений между отдельными статьями финансовой отчетности (финансовых коэффициентов) и их линейных комбинаций. Каждый коэффициент рассматривается с определенным весом, выведенным эмпирическим путем на основе обследования большой группы предприятий. Веса, как правило, различаются в зависимости от страны и региона, поэтому простой перенос, например, американской модели на российскую почву в большинстве случаев неприемлем.
В качестве Z-метода в Англии с конца 70-х гг. используется модель Таффлера, для США Z-методы еще в 60-е гг. разработал Альтман, которого часто называют "отцом" теории прогнозирования банкротства. Существуют двух-, пяти- и семифакторные модели. Двухфакторная модель прогнозирует банкротство очень грубо, так как основывается только на двух индикаторах. Семифакторная модель может учитывать признаки банкротства достаточно точно. Считается, что она может делать прогноз на 3 - 5 лет.
Наиболее распространенной является пятифакторная модель Альтмана, которая включает следующие показатели:

(1)
где:
К1 - рентабельность активов, рассчитанная по прибыли до налогообложения;
К2 - оборачиваемость активов;
К3 - отношение собственного капитала (по рыночной оценке) к обязательствам;
К4 - отношение реинвестированной прибыли к активам;
К5 - доля собственных оборотных средств в активах.
Используемые веса для каждого коэффициента подчеркивают его важность для моделирования банкротства.
Считается, что если Z ? 1,8, вероятность банкротства высока, если Z ? 3, - мала. Если Z ? 2,675, банкротство возможно в ближайшие 2-3 года, если Z ? 2,675, положение фирмы устойчиво.
Несмотря на то, что в некоторых случаях данную модель пытаются использовать и в России, это не является корректным по следующим причинам:
* коэффициенты, используемые в модели, не всегда можно получить из нашей отчетности;
* рассчитанные значения коэффициентов могут быть неточны из-за искажения отчетности, например занижения прибыли;
* неполное соответствие российской отчетности МСФО, невозможность стандартной интерпретации результатов в связи с этим;
* веса, которые используются в модели, рассчитаны в условиях экономики США 50--60-х гг. и скорее всего не соответствуют российским условиям. Расчет весов для коэффициентов в России, на наш взгляд, сейчас несколько преждевременный, поскольку основные пропорции еще находятся в стадии становления.
К недостаткам модели можно отнести также то, что для вывода весов исследованы данные всего 66 компаний. Кроме того, сам набор коэффициентов уточнялся и видоизменялся автором модели Альтманом: семифакторная модель, разработанная в 1977г., повторяет лишь один коэффициент пятифакторной модели, разработанной в 50-е гг.
В литературе встречаются модели прогнозирования платежеспособности для российских предприятий. Например, свою модель предлагает В. В. Ковалев, однако широко применять ее сейчас можно с осторожностью: спорным, по нашему мнению, является выбранный круг коэффициентов; веса предложены экспертами, а не выведены эмпирическим путем на основе обследования предприятий. Недостатки модели носят объективный характер: как указывалось выше, такое обследование в настоящее время, на наш взгляд, является преждевременным из-за неустоявшихся пропорций в российской экономике [16].
1.4 Пути финансового оздоровления и санации предприятия

Для целенаправленного вывода предприятия из кризисного состояния и обеспечения его дальнейшего развития необходимо разработать и реализовывать инвестиционную программу финансового оздоровления и развития, которая, должна включать в себя следующие основные антикризисные мероприятия:
- реорганизация производств;
- перепрофилирование производств;
- закрытие нерентабельных производств и создание новых;
- пополнение оборотных средств.
Кроме предложенных выше, направлениями выхода из кризисного состояния и восстановления платежеспособности предприятия являются следующие:
а) отказ от непрофильных (сопутствующих) активов и их продажа:
б) взыскание дебиторской задолженности и разработка мер к ее сокращению;
в) сокращение капитальных вложений - остановка неэффективных инвестиционных проектов, пересмотр графиков инвестиций, продажа или передача объектов незавершенного строительства;
г) рационализация производственных запасов путем их уменьшения, уменьшения затрат, продажа излишков;
д) рационализация производства через закрытие и переориентацию нерентабельных производств, прекращение производства продукции на склад, сокращение неэффективных вспомогательных видов деятельности, обслуживающих основное производство;
е) ускорение оборота денежных средств путем применения скидок для клиентов, потребляющих продукцию, и стимулирование менеджеров за сбыт;
ж) снижение затрат по производственной и коммерческой деятельности через уменьшение общепроизводственных, общехозяйственных и представительских расходов; внедрение ресурсосберегающих технологий; повышение эффективности механизации производственного процесса;
з) снижение затрат за счет более тесной кооперации и интеграции с поставщиками, клиентами и т.д.;
и) снижение затрат за счет внедрения прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности и сокращение затрат на единицу продукции;
к) уменьшение оттока денежных средств и реструктуризация кредиторской задолженности;
л) улучшение инкассации дебиторской задолженности;
м) реструктуризация банковских кредитов;
н) увеличение объемов продаж;
о) совершенствование организации маркетинга для увеличения объемов продаж;
п) совершенствование организации управления;
р) совершенствование системы бухгалтерского учета;
с) реорганизация системы производства и управления.
При разработке данных мероприятий должны использоваться следующие основные понятия:
· инвестиционные ресурсы кризисного предприятия - средства, имеющиеся в его распоряжении;
· инвестиционный потенциал кризисного предприятия - совокупность инвестиционных ресурсов предприятия и средств, которые оно может мобилизовать на финансовом рынке;
· инвестиционные потребности - объем средств, необходимый кризисному предприятию для осуществления инвестиционной программы его финансового оздоровления и развития;
· инвестиционный проект - положенная в основу программы финансового оздоровления и развития кризисного предприятия совокупность инвестиционных мероприятий, определяющая основные направления, сроки и объемы привлечения инвестиций.
2. Анализ современного состояния эффективности и конкурентоспособности санируемого предприятия
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика хозяйства

ГУП винзавод "Приморский" находится в окрестностях города-курорта Анапа. Является перерабатывающим предприятием винограда собственного производства. Кроме собственного винного завода имеет во владении по состоянию на 1. 01. 2006г. 563га. виноградников.
Основным законом, определяющим аспекты жизнедеятельности винзавода, является Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14. 11. 2002г. №161-ФЗ [4].
Как самостоятельное предприятие винзавод, был основан в 1965 году на базе винпункта Анапского винзавода, в Юго-восточном предместье Анапы. В этом же 1965 году, уже имелось 40 железобетонных резервуаров на открытой площадке, цех переработки винограда из четырёх линий и открытая площадка для хранения вина с 3000 бочек. В последствие железобетонные резервуары были обнесены стенами и накрыты кровлей, так образовалось винохранилище №1. Завод начал интенсивно расширяться и реконструироваться.
В 1988 году предприятие вошло в состав СКЗНИИСиВ Россельхозакадемии. В настоящее время на базе предприятия построен и функционирует прививочный комплекс по производству собственных саженцев винограда. Производится реструктуризация и посадка новых виноградников, обновление и улучшение сортового состава.
ГУП винзавод "Приморский" специализируется на выращивании винограда - культуры, требующей для нормального роста и плодоношения особых климатических условий, считаю необходимым охарактеризовать климат нашего края.
Климат в нашей зоне умеренно-континентальный. Средняя температура наиболее холодного месяца (январь) составляет -6,6оС, самого теплого (июль) - 23,5оС. Средняя годовая температура - 8,5оС. Безморозный период длится 175-180 дней, с температурой выше 10оС (период интенсивного роста) 173-176 дней. Но бывает абсолютный минимум температуры воздуха -35оС. При этом повреждаются многолетние насаждения, теряется урожай, а иногда и целые насаждения. Среднее годовое количество осадков составляет 413мм, за период интенсивного роста - 181мм. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом от 65 до 70 дней. Средняя высота снежного покрова на открытых полях 15-16см.
Минимальная температура почвы на глубине 20см. один раз в пять лет снижается до -10оС. Гибель деятельной части корневой системы от морозов наблюдается редко, однако плодовая и многолетняя древесина повреждается сравнительно часто. Подавляющее большинство возделываемых сортов винограда в нашей зоне являются укрывными. Тепловой режим вегетационного периода соответствует биологическим и экономическим требованиям виноградной лозы и позволяет получать высококачественное сырье для винодельческой промышленности, а также возделывать сорта столового направления. По количеству выпадающих осадков и водообеспеченности данный район относится к зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения, что приводит зачастую к жестоким засухам, особенно в период активного роста ягод и их созревания.
С целью более подробной производственно-экономической характеристики предприятия целесообразно составить нижеследующие таблицы.
Первым из рассмотренных нами ресурсов предприятия является земельный, как наиболее специфичный в сельскохозяйственном производстве.
Таблица 1 - Состав и структура земельных угодий в организации
Показатель
2004г.
2005г.
2006г.
2006г. в % к 2004г.
га
%
га
%
га
%
Общая земельная площадь
1128
100
902,1
100
856,3
100
75,9
Всего сельхозугодий
1044
92,6
855
94,8
767
89,6
73,5
их них: пашня
481
42,6
292
32,4
183
21,4
38,0
многолетние насаждения
563
49,9
563
62,4
563
65,7
100
Прочие земли
84
7,4
47,1
5,2
89,3
10,4
106,3
Из расчетов видно, что в структуре земельных угодий за исследуемые годы наблюдается довольно серьезные сдвиги. Общая земельная площадь сократилась на 24,1% (на 271,7га.), размеры сельхозугодий в 2006г. составили 767га., что на 26,5% ниже, чем в 2004г.
Опасение вызывает то, что в структуре общей земельной площади большой удельный вес занимает пашня (в 2006г. 21,4%), что означает огромное недополучение прибыли. При всех существующих структурных и динамических сдвигах, однако, размер многолетних насаждений в динамике не изменяется. Удельный вес их подвергся незначительным колебаниям, увеличившись с 49,9 до 65,7%.
Расчет совокупного балла эффективности размещения многолетних насаждений показал, что предприятие обладает хорошими условиями для возделывания винограда (С>100).
Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов производства. Анализируя предприятие с экономической стороны их просто не возможно обойти стороной. Количественная и качественная их сторона представлена в нижеследующей таблице.
Таблица 2 - Трудовые ресурсы ГУП винзавод «Приморский» и их использование
Показатели
2004г.
2005г.
2006г.
2006г. в % к 2004г.
Среднегодовая численность - всего, чел.
256
203
156
60,9
в т. ч. постоянные работники
144
119
94
65,3
из них: трактористы-машинисты
25
22
11
44,0
Рабочие сезонные и временные
83
56
39
47,0
Служащие
29
28
23
79,3
из них: руководители
3
3
3
100
специалисты
26
25
20
76,9
Отработано, тыс. чел.-ч.
583
388
388
66,6
Среднегодовая выработка 1 работником, тыс. чел.-ч.
2277,3
1911,3
2487,2
109,2
Коэффициент использования труда
1,054
0,885
1,151
Х
Коэффициент рентабельности персонала
19210,9
30743,8
21217,9
X
Таблица 2 показывает, что среднегодовая численность работников предприятия в рассматриваемом периоде снижается. Данный показатель в 2006г. составляет 156 чел., что меньше чем в 2004г. на 100чел. Изменение среднегодовой численности сотрудников произошло главным образом за счет уменьшения на 34,7% постоянных работников. Эта тенденция сокращения штата сотрудников предприятия является негативной. Сложившаяся ситуация текучести кадров отягощается еще и тем, что это явление в динамике приобрело стабильность.
При этом уменьшение численности работников не повлекло за собой снижения выработки всех отработанных тыс. чел.-ч. в целом по предприятию. Рассматриваемый показатель в расчете на 1 человека даже увеличился на 9,2% и составил в 2006г. 2487,2 тыс. чел.-ч.
Рассматривая коэффициент использования труда можно сказать, что в производственных процессах персонал был использован более чем на 100%. Вследствие улучшения трудовой дисциплины, данный показатель заметно возрос и составил в 2006г. 1,151.
Кроме того, нами, при более глубоком анализе трудовых ресурсов, было выявлено низкое качество труда. Об этом свидетельствует резкое падение коэффициента рентабельности персонала до 21217,9. Это объясняется тем, что темпы снижения чистой прибыли (снизилась на 47%) заметно отстают от темпов спада численности персонала (снизилась на 39,1%). Так же нами посчитано, что за счет более полного использования фонда рабочего времени стоимость произведенной продукции в 2006г. увеличилась на 5,76 тыс. руб.
Осуществление производственной деятельности требует обязательного наличия основных фондов. От полноты их использования в процессе производства зависит эффективность работы всего предприятия. Для анализа состава и структуры, а также состояния и эффективности использования основных средств используют их стоимостные оценки.
Диагностика основных фондов ГУП винзавод "Приморский" представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели обеспеченности основными средствами и эффективность их использования на предприятии
Показатель
2004г.
2005г.
2006г.
2006г. в % к 2004г.
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
64830
69018
40177
62,0
в т. ч. активной части
23114
26904
7804
33,8
Удельный вес активной части основных фондов, %
35,7
39,0
19,4
Х
Площадь сельхозугодий, га.
1044
855
767
73,5
Среднегодовая численность работников, чел.
256
203
156
60,9
Фондообеспеченность, тыс. руб.
62,1
80,7
52,4
84,4
Фондовооруженность, тыс. руб.
253,2
340,0
257,5
101,7
Денежная выручка, тыс. руб.
70165
58475
43765
62,4
Фондоотдача, руб.
1,082
0,847
1,089
100,6
Фондоотдача активной части фондов, руб.
3,04
2,17
5,61
184,5
Фондоемкость, руб.
0,924
1,180
0,918
99,4
Чистая прибыль, тыс. руб.
4918
6241
3310
67,3
Фондорентабельность, %
7,6
9,0
8,2
Х
Норма прибыли, %
5,1
5,8
3,8
Х
Как видно из таблицы 3 стоимость основных фондов в сопоставляемых периодах снизилась на 38,0% и составила в 2006г. 40177 тыс. руб. Данный факт главным образом повлиял на уменьшение фондообеспеченности предприятия с 62,1 до 52,4 тыс. руб. (на 15,6%).
При этом фондовооруженность труда возросла на 1,7% и составила 257,5 тыс. руб. Причиной этому послужил разрыв между темпами роста стоимости основных средств (62%) и численности работников (60,9%).
По аналогичной причине увеличилась и фондоотдача. В сопоставлении 2004 и 2006 года общий ее рост составляет 0,6%, а увеличение фондоотдачи активной части фондов достигло 84,5%.
Из расчетов виден и спад фондоемкости. Связано это с тем, что темп роста стоимости основных фондов меньше, чем темп роста выручки. Значение рассматриваемого показателя составило в 2006г. 0,918 руб.
Сильное снижение (на 32,7%) чистой прибыли главным образом повлияло на снижение фондорентабельности и нормы прибыли. Оба показателя приобрели негативную тенденцию спада и составили в 2006г. 8,2 и 3,8% соответственно. От характеристики основных фондов перейдем к изучению показателей, характеризующих оборотные средства предприятия. Для этого составим таблицы 4 и 5.
Таблица 4 - Состав и структура оборотных средств предприятия
Показатель
2004г.
2005г.
2006г.
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
Запасы
30320,5
86,8
37396
88,4
41673,5
90,2
в т. ч. сырье и материалы
5668
16,2
4901
11,6
4889
10,6
затраты в незавершенном производстве
23785,5
68,1
30906,5
73,1
34754,5
75,2
готовая продукция
867
2,5
1588,5
3,8
1843,5
4,0
НДС по приобретенным ценностям
671,5
1,9
269
0,6
195,5
0,4
Дебиторская задолженность
3736
10,7
4399,5
10,4
4245
9,2
Денежные средства
199
0,6
228
0,5
86,5
0,2
ИТОГО
34927
100
42292,5
100
46200,5
100
Анализируя таблицу, скажем, что общая стоимость оборотных средств постоянно растет. Сравнив 2004 и 2006 годы можно увидеть, что увеличение рассматриваемого показателя составляет 11273,5 тыс. руб. Главным образом это произошло за счет роста стоимости затрат в незавершенном производстве.
Наибольший удельный вес в структуре оборотных средств предприятия занимают по всем годам запасы - более 90% в 2006г. Из них затраты в незавершенном производстве занимают первое место (более 75%) и имеют большой темп роста (146,1%). Тенденция постоянного роста запасов может свидетельствовать о плохой сбытовой политике предприятия.
Охарактеризовать эффективность использования оборотных средств можно, составив таблицу 5.
Таблица 5 - Экономическая эффективность использования оборотных средств предприятия
Показатель
2004г.
2005г.
2006г.
2006г. в % к 2004г.
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.
34924
42292,5
46200,5
132,3
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
70165
58475
43765
62,4
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
2,009
1,383
0,947
Х
Продолжительность оборота, дней
182
264
385
211,5
Среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс. руб.
3736
4399,5
4245
113,6
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
18,781
13,291
11,016
Х
Период погашения дебиторской задолженности, дней
19
27
33
173,7
Анализируя табличные расчеты можно сказать, что снижение коэффициента оборачиваемости оборотных средств, вследствие отставания темпов роста выручки от темпов роста среднегодовой стоимости оборотных средств, повлекло за собой увеличение продолжительности оборота с 182 до 385 дней. Этот факт неблагоприятен для предприятия.
Из таблицы видно, что спад коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности также отрицательно повлиял на период погашения дебиторской задолженности, увеличив его с 19 до 33 дней.
С целью более полной экономической характеристики предприятия перейдем к рассмотрению эффективности производства продукции. Для этого составим таблицу 6 и произведем необходимые расчеты.
Таблица 6 - Состав и структура товарной продукции предприятия
Показатели
2004г.
2005г.
2006г.
2006г. в % к 2004г.
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
Виноград
23705
33,8
20252
34,6
11906
27,2
50,2
Винопродукция
24788
35,3
24310
41,6
19030
43,5
76,8
Прочая продукция, работы и услуги
21672
30,9
13913
23,8
12829
29,3
59,2
В целом по хозяйству
70165
100
58475
100
43765
100
62,4
Как видно из таблицы выручка от реализации в целом по хозяйству упала с 70165 до 43765 тыс. руб., то есть на 37,6%.
Наибольшим сдвигом в динамике выручки по абсолютному значению явилось снижение прибыли от реализации винограда на 11799 тыс. руб. (т. е. на 49,8%). Приведенная таблица говорит нам о том, что в динамике удельный вес винопродукции занимает наибольшее значение, однако и подвергся наибольшим изменениям, увеличившись на 8,2%.
При этом стоимость винопродукции снизилась и составила в 2006г. составила 19030 тыс. руб., при увеличении ее удельного веса с 35,3% до 43,5%.
От рассмотрения структуры товарной продукции перейдем к анализу двух основных категорий производства: винограда и винопродукции.
2.2 Современное состояние эффективности производства винограда в хозяйстве

ГУП винзавод "Приморский" на настоящий момент в своем распоряжении помимо винзавода имеет собственные виноградники как молодые - еще не вступившие в плодоношение, так и уже плодоносящие.
Что касается способа выращивания винограда, то в ГУП Винзавод «Приморский» для этого вот уже 30 лет применяют горизонтальную шпалеру. Многолетний опыт показал неоспоримые преимущества этого способа перед использованием вертикальной шпалеры.
При горизонтальной шпалере, работник без препятствий может передвигаться в любом направлении. При работе ему ничего не мешает, и он очень мало соприкасается с зелеными частями растений. Листовой полог предохраняет виноградаря во время работы от палящих лучей солнца, а легкий ветерок охлаждает его [11].
Также этот способ снижает количество зеленых операций. Обязательна только весенняя обломка бесплодных и слабых плодовых побегов с целью регулировки нагрузки куста урожаем. Чеканка основных побегов не проводится, т.к. здесь ничего ничему не мешает.
Солнечных лучей до поверхности почвы проникает очень мало, поэтому испарение идет медленно. К тому же сорные растения в тени виноградного полога почти не растут, а те, которые все-таки вырастают, бывают хилые.
Все зеленые части растения располагаются высоко над поверхностью почвы, и брызги от дождя, а вместе с ними и зооспоры не долетают до лозы, что препятствует первичному заражению. Не наблюдается солнечных ожогов, а вместе с ними и заражения ягод милдью, которая быстро внедряется через пораженную солнечными лучами кожицу.
На этой системе грозди свисают вниз и главный гребень свободный от листьев и побегов, поэтому при срезке гроздей за него удобно браться рукой, не касаясь ягод, и не стирая воскового налета, что сказывается на хранении, привлекательности и транспортировке ягод.
У горизонтально расположенных побегов развитие глазков осуществляется равномерно по всей их длине и поэтому происходит некоторая задержка в их развитии. Расположенные на высоте двух метров, глазки также развиваются позже, чем глазки, находящиеся ближе к почве, поэтому молодые побеги начинают расти, когда минует опасность весенних заморозков.
Еще одним важным преимуществом горизонтальных шпалер является простота обрезки растений.
Как показывает опыт, использование рабочей силы и сельскохозяйственной техники в виноградарстве носит неравномерный характер, имеет большие колебания в течение года, особенно на укрывных виноградниках, где по климатическим условиям виноградную лозу необходимо осенью укрывать землей, весной открывать кусты, производить сухую подвязку к шпалерам в очень короткие сроки.
Что касается сортового состава многолетних насаждений, то он насчитывает 27 позиций.
Подробная их характеристика представлена в нижеследующей таблице.
Таблица 7 - Сортовой состав и структура многолетних насаждений
Наименование сорта
Из них виноградники
Всего, га.
плодоносящие
молодые
га.
%
га.
%
Ранний магарача
14,1
3,5
0,0
0,0
14,1
Тавриз
4,7
1,2
0,0
0,0
4,7
Молдова
21,4
5,3
0,5
0,3
21,8
Маринка
5,7
1,4
0,0
0,0
5,7
Мускат янтарный
8,4
2,1
0,0
0,0
8,4
Мускат италии
5,0
1,2
0,0
0,0
5,0
Фоворит
10,0
2,5
0,0
0,0
10,0
Жемчуг италии
3,0
0,7
0,0
0,0
3,0
Рислинг
9,5
2,3
0,0
0,0
9,5
Алиготе
12,6
3,1
0,0
0,0
12,6
Шардоне
148,5
36,6
0,0
0,0
148,5
Мускат Бессарабский
6,3
1,6
0,0
0,0
6,3
Подарок магарача
16,6
4,1
0,0
0,0
16,6
Мцвани
3,0
0,7
0,0
0,0
3,0
Красностоп золотовский
23,3
5,7
6,1
3,9
29,4
Ркацители
2,3
0,6
0,0
0,0
2,3
Первенец магарача
21,8
5,4
56,3
35,8
78,1
Мускат бархатный
20,5
5,1
0,0
0,0
20,5
Каберне
35,4
8,7
31,2
19,8
66,6
Дунавский лозур
5,7
1,4
1,1
0,7
6,8
Бианка
16,7
4,1
29,9
19,0
46,6
Платовский
0,0
0,0
2,1
1,3
2,1
Денисовский
0,0
0,0
1,9
1,2
1,9
Кристалл
0,0
0,0
21,4
13,6
21,4
Левокумский
0,0
0,0
2,4
1,5
2,4
Гичей Замато 0,0
0,0
0,4
0,3
0,4
Августин устойчивый
4,0
1,0
3,8
2,4
7,8
Маточник подвойных лоз
7,4
1,8
0,0
0,0
7,4
Всего насаждений
405,9
100,0
157,2
100,0
562,9
Как видно из таблицы общая площадь насаждений равна 562,9га., из них занятая плодоносящими растениями составляет 405,9га., то есть 72,1% от общей площади.
Среди них наибольший удельный вес приходится на следующие сорта:
- "Шардоне" - 36,6% (148га.);
- "Каберне" - 8,7% (35,4га.);
- "Красностоп золотовский" - 5,7% (23,3га.);
- "Первенец магарача" - 5,4% (21,8га.);
- "Молдова" - 5,3% (21,4га.);
- "Мускат бархатный" - 5,1% (20,5га.).
Остальные сорта занимают в общей сложности 33,2% площади.
В структуре площадей молодых виноградников наибольшие удельные веса принадлежат следующим сортам:
- "Первенец магарача" - 35,8% (56,3га.);
- "Каберне" - 19,8% (31,2га.);
- "Бианка" - 19,0% (29,9га.);
- "Кристалл" - 13,6% (21,4га).
При этом на остаток сортового состава молодых насаждений приходится 47,6% от общей их площади.
Рассмотрев сортовой состав виноградников винзавода с количественной стороны, нами считается необходимым дать оценку ему и с качественной стороны, отразив при этом показатели урожайности, себестоимости и рентабельности, как общего показателя эффективности производства винограда.
Для этого целесообразно составить нижеследующую таблицу.
Таблица 8 - Объемы и рентабельность производства винограда
Показатели
Годы
Отклонение
2004
2005
2006
Производство винограда, всего ц.
17946
21403
2199
-15747
-себестоимость ед. продукции руб./ц.
1038
720
5314
4276
-урожайность, ц./га.
37,6
51,9
5,33
-32,3
Выручка от реализации, тыс. руб.
23705
20252
11906
-11799
Себестоимость винограда, тыс. руб.
18624
15412
11682
-6942
Прибыль от продукции, тыс. руб.
5081
4840
224
-4857
Рентабельность производства, %
27,3
31,4
1,9
X
Как видно из таблицы 8, винзавод произвел в 2006г. 2199ц. винограда, что меньше, чем в 2004г. на 15747ц. Это повлекло за собой рост себестоимости производства 1ц. с 1038 до 5314 руб. (на 4276 руб./ц.), при этом выручка снизилась на 11799 тыс. руб. и составила 2006г. 11906 тыс. руб. Эти факты отразились и на рентабельности производства, которая составила в 2006г. 1,9%, против 27,3% в 2004г. Заметим так же и резкое падение урожайности винограда, составившей в 2006г. 5,33 ц./га. (уменьшилась на 32,3 ц./га.).
Причинами столь резких сдвигов в производстве винограда стали стихийные бедствия: засухи и особенно вымерзание многолетних насаждений от весенних заморозков. Кроме этого на спад объемов производства винограда оказывает сильное влияние высокая изреженность виноградников. Осмотр их балансовой комиссией показал, что она составляет в среднем по хозяйству 30%.
От рассмотрения эффективности производства винограда перейдем к показателям, характеризующим промышленное производство.
2.3 Анализ организации и эффективности переработки и реализации винограда на предприятии

Охарактеризовав объемы и рентабельность производства винограда, приступим к анализу промышленного производства.
Таблица 9 - Объемы и рентабельность производства вина


Показатели
Годы
Отклонение
2004
2005
2006
Выработано и реализовано винопродукции всего, тыс. дал.,
174,1
177,6
129,5
-44,6
в том числе:

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.