На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Понятия, характеризующие строение организаций. Организационная структура управления. Разделение связей по ориентации на горизонтальные и вертикальные. Принципы структуризации. Связь типов организации и принципов построения организационных структур.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Лекция по теории организации
Тема: «Организационные структуры»

1. Понятия, характеризующие строение организаций

Структура -- это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов.
Организационная структура управления -- это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.
Звено управления -- обособленное подразделение со строго определенными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном уровне могут находиться несколько звеньев управления. Из западного менеджмента в наш профессиональный лексикон пришло понятие «департаментализация», означающее процесс организационного обособления, выполнения отдельных работ, выделения особых подразделений, процесс деления компании на отдельные блоки (отделения, отделы, секторы) с четко определенными задачами и обязанностями.
Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям. По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:
* связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;
* отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие этажность ее строения;
* соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.
По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи -- это связи равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение -- способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих при этом проблем.
Вертикальные связи -- это связи руководителя и подчиненного, это субординационные, иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.
Линейные связи -- это связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.
Функциональные связи -- это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.
Инвариантные связи - это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.
Вариабельные связи -- это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.
Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации, однако сами по себе они не определяют строение организации. Основой строения организации является соединение -- узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих каналов.
Можно рассматривать следующие основные типы соединений в организации, на основе которых может быть построено множество структур (рис.1).
Структуры делятся следующим образом.
Технологические структуры -- совокупность связей технологического процесса изготовления продукции.
Организационно-управленческие структуры -- совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей.
Экономические структуры -- совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации.
Социально-психологические структуры -- совокупность связей, устанавливающих социальный статус членов организации; психологические отношения между людьми.
Принципы структуризации:
* целеполагание;
* приоритет функций над составом звеньев;
* приоритет объекта над субъектом;
* первичность миссии, целей, комплекса функций;
* положение во внешней среде;
* адаптивность;
* полная координация;
* минимум сложности.
Структуру формируют только устойчивые связи и отношения. Составляющие структуру связи должны быть четкими, достаточно выраженными и сильными, а отношения -- ясными, определенными и однозначными. Необходимо отметить, что существуют, тем не менее, структуры с ослабленными связями. Такие структуры образуются при переходе системы из одного состояния в другое.
2. Связь типов организации и принципов построения организационных структур

Организационные структуры строятся по определенным принципам, которые связаны с типом организации. Современный менеджмент рассматривает в первую очередь организации двух типов - бюрократическую и органическую.
Связь между типом организации и принципами построения организационных структур показана на рис.2.
Для бюрократических организаций характерны иерархические структуры. Они могут быть:
* линейными;
* функциональными;
* линейно-функциональными;
* дивизиональными.
Для органических организаций характерны проектные структуры и матричные; органические организации могут быть также деструктурированными.
3. Линейные структуры управления

Основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху
Линейная структура управления подразумевает принцип единоначалия, означающий, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Достоинства линейной структуры:
* единство распорядительства;
* простота и четкость подчинения;
* полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;
* оперативность в принятии решений;
* согласованность действий исполнителей;
* получение нижестоящими звеньями согласованных распоряжений и заданий.
Недостатки линейной структуры:
* большая информационная перегрузка руководителя, огромный поток документов, множественность его контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;
* высокие требования к руководителю, который должен быть высококвалифицированным специалистом с обширными разносторонними знаниями и опытом по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками;
* структура пригодна к решению только лишь оперативных текущих задач;
* структура не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями функционирования организации.
Линейные организационные структуры в чистом виде применяются только в низовых производственных звеньях, а также на малых предприятиях, особенно в период их становления.
4. Функциональные структуры управления

Для таких структур характерно создание подразделений, каждое из которых имеет определенную задачу и обязанности. Каждый орган управления ориентирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности; в каждом из них создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры лежит принцип полного распорядительства, заключающийся в том, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для исполнения (рис. 4).
Достоинства функциональной структуры:
* высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;
* специализация подразделений на выполнении определенного вида управленческой деятельности;
* ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами.
Недостатки функциональной структуры:
* нарушение принципа единоначалия при использовании принципа полноправного распорядительства;
* длительная процедура принятия решений;
* трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными службами;
* снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
* снижение ответственности функциональных руководителей и функциональных подразделений за работу организации в целом.
5. Смешанные структуры

В определенной степени недостатки линейных и функциональных организационных структур уменьшаются в смешанных линейно-функциональных структурах управления, предусматривающих функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководителей, либо в пределах специальных полномочий. Рассмотрим эти варианты на примере рис.5 и рис.6.
В основе линейно-штабной структуры управления лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются специальные подразделения, специализированные на выполнении определенных управленческих функций.
Эти службы не обладают правом принятия решений, а лишь обеспечивают силами своих специалистов более квалифицированное выполнение линейным руководителем его обязанностей.
Деятельность функциональных специалистов в этих условиях сводится к поискам наиболее рациональных вариантов решения задач. Линейный руководитель принимает окончательное решение и передает его подчиненным для исполнения.
Структура управления этого типа предполагает сохранение принципа единоначалия.
Важной задачей линейных руководителей становятся координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.
В нештабной линейно-функциональной структуре (см. рис.6) функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но только по кругу вопросов, определяемому их функциональной специализацией.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
* улучшение координации деятельности в функциональных областях;
* адекватная и эффективная производственная реакция организации;
* уменьшение дублирования в функциональных областях.
Недостатки линейно-функциональной структуры:
* отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне;
* размывание разработанной стратегии, поскольку подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей
и задач в большей степени, чем задач всей компании в целом;
* слабая инновационная предпринимательская реакция организации.
Классические линейно-функциональные структуры характерны только для мелких и немногих средних компаний. В современном менеджменте для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к организационным структурам управления.
6. Дивизиональные структуры

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления служат самой совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа. Многие специалисты по теории организации считают их буферной структурой между бюрократическим и органическим типом организаций (рис.7).
Впервые дивизиональные структуры появились в конце 1920-х гг. на предприятиях «Дженерал моторс», наибольшее распространение они получили в 1960--1970-х гг. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным в середине 1980-х гг. в США перешли 80% всех крупных компаний, а из 500 крупнейших -- 95 %.
Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Управлять крупной компанией из единого центра в современных условиях становится неэффективно.
Дивизиональные структуры основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов, комплексов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
При дивизиональной структуре высший управленческий персонал высвобождается для решения стратегических зада и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.