На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные концептуальные подходы к описанию производственных организаций. Подход А. Файоль, Гьюлик-Урвик. Внутренняя структура производственной организации. Система социальных отношений, ориентированная на реализацию общественных потребностей.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 14.08.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
Работа на тему:
Организация и её роль в трудовой деятельности
2004

План
Введение
Основные концептуальные подходы к описанию производственных организаций
Подход (А. Файоль, Гьюлик-Урвик).
Внутренняя структура производственной организации
Заключение
Список литературы
Введение
Термин «организация» Социология труда: учебник./Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ,
1993.
происходит от латинского organize - сооб-щаю стройный вид, устраиваю. В этом смысле всякое общество -не аморфное образование; оно определённым образом организовано. В таком широком понимании организация есть элемент социальной структуры общества. Организационные образования в обществе схе-матически могут быть представлены следующим образом (схема 1).
Мы видим, что на нижнем уровне общество представляет систе-му различных организаций, которые изучаются особой отраслью со-циологии -- социологией организаций. Нас, с точки зрения социо-логии труда, будут интересовать деловые и, прежде всего, производ-ственные организации.
В данном случае под производственной организацией понимает-ся производственное предприятие, целью которого является произ-водство определённой продукции и услуг.
Исследователь социологии организаций А. И. Пригожий отмеча-ет, что применительно к социальным объектам термин «организа-ция» употребляется в различных смыслах. Наиболее значимыми яв-ляются три из них. Экономика и социология труда. УрГЭУ, 1997.

Во-первых, так может называться искусственное объединение, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченных функций. В этом смысле организация выступает как социальный институт с извест-ным статусом и рассматривается как стационарный объект.
Во-вторых, этот термин означает определённую организацион-ную деятельность, включающую в себя распределение функций, на-лаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организа-ция -- это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и континген-та организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».
В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-либо объекта. В этом смысле под организацией понимаются опреде-лённые структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое. Тогда организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, ког-да речь идёт об организованных и неорганизованных системах, по-литической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.
Таким образом, выражение «организация данной организации в более организованное состояние», в принципе не является тавтоло-гическим, т.к. содержит три разных значения слова «организация»: деятельность по организации, организацию как объект и организа-цию как свойство этого объекта. Макконел К., Брю С. Экономка: принципы, проблемы и политика. В 2-х
т./Пер. с англ. М.: Республика, 1992.

Познакомившись с общим пониманием организации, рассмотрим основные концептуальные подходы к её описанию.
Основные концептуальные подходы к описанию производственных организаций
Первые попытки концептуально описать организацию появились в начале XX века и связаны с именем американского инженера и исследователя Фредерика Тейлора. С его точки зрения, организа-ция -- это сумма операции. Именно от него пошло представление о том, что организация есть лишь результат действия управляю-щих, которые её полностью контролируют и столь же полностью ею управляют. В рамках этого подхода процесс труда максимально дробился на простейшие операции с целью задать работнику наи-более оптимальный режим исполнения. Эта концепция широко из-вестна под именем «тейлоризм». Её суть -- полностью, детально расписанное поведение работника по рационализированной схеме, а также подход к самому работнику как к некоей «детали», годной лишь к определенному месту. Организация оплаты труда при переходе к рынку: Рекомендации
Института труда Минтруда РФ // Человек и труд, 1994, №7.

В литературе описан знаменитый эксперимент Ф. Тейлора с ра-бочим Шмидтом. Тот переносил чугунные болванки. Тейлор заме-тил, что он работал, не очень эффективно, неумело распределяя пау-зы отдыха и поэтому быстро уставал. Тогда Тейлор тщательно рас-считал схему этой работы, соизмерил все движения, нашел самый экономный вариант. Затем с хронометром в руках он встал рядом со Шмидтом и заставил его все делать только по команде: нагнись, под-ними, иди, опусти, сядь и т.д. Результат окрылил -- производитель-ность выросла в 4 раза! Из этого эксперимента вышла вся система Тейлора. Её главные принципы:
1. первый -- отделение планирования труда от его исполнения. Вся организация разделилась на две принципиально различные час-ти. Поскольку, по мнению Тейлора, рабочий сам вообще не в состо-янии правильно организовать трудовой процесс, за него это должен делать управляющий. Управляющие и исполнители -- две основные социальные группы в производственной организации. Развитие пер-вой из них особенно важно для успеха дела.
2. второй -- все процессы в организации можно полностью дер-жать под контролем. Организация создается управляющими и цели-ком подвластна им.
Подход (А. Файоль, Гьюлик-Урвик).
Здесь организация -- это безличный меха-низм, построенный из формализованных связей, статусов. Организа-ция с этой точки зрения представляет собой административную «пи-рамиду» с различными уровнями управления, пронизанными фор-мальными связями. Упор делается на единство командования, выде-ление функциональных звеньев. Основные рычаги регулирования -- планирование, координация, контроль. Организация -- прежде все-го инструмент для решения задач, человек в ней выступает не как личность, а как «человек вообще». Такой почти технический подход тоже предполагает полную управляемость и контроль. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996.

В дальнейшем эти технократические концепции были подвергну-ты некоторому сомнению М. Вебером. Согласно его концепции в организации не все полностью поддается контролю, т.к. в ней рабо-тают люди со своими человеческими качествами. Им не всегда хва-тает логичности, рациональности, их поведение может быть нео-днозначно. (Обратим внимание, что здесь человек уже не рассматри-вается обезличенно, как исполнительный механизм). Поэтому необ-ходимо найти средство, чтобы преодолеть организационную непол-ноценность людей. Таким средством может стать стандарт на пове-дение, специально разработанные правила по возможности на все случаи. Следование этим правилам позволит организации обрести стабильность, снимет индивидуальные различия в поведении на службе. Построенную таким образом предельно формализованную ориентацию, управляемую «без гнева и пристрастия», М. Вебер на-звал бюрократией.
Ее основными чертами являются следующие:
1. бюрократическая организация имеет строго иерархическую структуру, в которой четко разделены сферы компетенции чи-новников;
2. управление осуществляется путем письменных предписаний по общим правилам, освоение которых часто требует особой подго-товки. Кандидаты отбираются по профессиональной квалификации и образовательным дипломам, а затем назначаются распоряжением сверху;
3. денежное жалованье и пенсионные права фиксированы и на-ходятся в строгом соответствии с местом чиновника в иерархии. Его продвижение связывается с выслугой лет, но в сильной степени за-висит от оценок вышестоящих лиц;
4. чиновники, расположенные на низких ступенях иерархии, подчиняются находящимся на более высоких ступенях только в рам-ках предписанных им обязанностей. От них требуется преданность скорее служебному долгу, чем конкретному начальственному лицу;
5. места в аппарате распределяются на свободной контрактной основе с заранее оговорёнными условиями, при несоблюдении кото-рых от этой работы в принципе можно отказаться. Существует и право ухода в отставку;
6. офис и частное хозяйство строго разделены. Чиновник не мо-жет присвоить себе как свою частную собственность ни занимаемый пост, ни связанные с ним источники вознаграждений;
7. чиновник подчиняется единой дисциплине и подвержен уни-фицированной системе контроля путем постоянной отчетности о проделываемой работе;
8. служба в аппарате для чиновника является единственным или, по меньшей мере, основным местом работы.
Нетрудно заметить, что в такой трактовке бюрократия не имеет того негативного смысла, который мы традиционно вкладываем в это понятие. Здесь подчеркивается лишь наличие определенных пра-вил работы и системы ее организации.
В результате теоретического осмысления и эмпирического анали-за работы организаций появился результат, и немалый: были разра-ботаны научно обоснованные методы построения формальных структур, без которых не может обойтись никакая организация. Генкин Б.М. Основы экономики и социологии труда. СПб, 1994.

На этих принципах производственные организации существовали до середины 30-х годов XX в. Но конкурентные потребности совер-шенствования производства для достижения максимальной прибыли натолкнулись на то, что с какого-то момента никакие самые изощрённые приёмы совершенствования организационной структуры не повышали эффективность её работы. Заметим, что во всех перечис-ленных подходах и даже у М.Вебера человек рассматривается как элемент системы, а не как личность. Но ведь в организациях работа-ют живые люди со своими характерами, привычками, потребностя-ми и т.д.
Над этим, в конце концов, задумались. И вот американская теле-фонная компания «Вестерн электрик» приглашает в качестве кон-сультанта не инженера, а психолога, профессора Э.Мэйо. С его име-нем связано появление новой концепции, впоследствии названной «Теорией человеческих отношений». Этот подход можно назвать организация-община. В этой концепции организация рассматривает-ся как частный случай человеческой общности. Э. Мэйо и его уче-ники исходили из понимания того, что люди в организации не толь-ко выполняют свои производственные функции, но еще и общаются, проявляют свои интересы. Эта их жизнь гораздо богаче, чем только выполнение производственных функций. В организации образуются неформальные группы, в которых вырабатываются свои нормы по-ведения, не поддающиеся формальной регламентации. Для человека такая группа очень важна: в ней он удовлетворяет свои социальные потребности -- в общении, уважении, самореализации. Но, придя в группу за удовлетворением этих потребностей, человек вынужден считаться с её неписанными правилами. Управление же при этом должно считаться с психологическим климатом группы, например, воздействуя на неё через неформального лидера, больше заинтересо-вывать, чем принуждать, и т.д.
Здесь мы видим совершенно отличный от предыдущих подход, констатирующий, что в организациях есть нечто, неподвластное прямому регулированию.
Дальнейшие исследования функционирования организаций вклю-чили в сферу своего анализа факт наличия техники. Так возникла социотехническая концепция организации. Она основывается на за-висимости внутригрупповых связей от технологии и производства. В самом деле, если некоторая группа людей обслуживает вместе ка-кую-то техническую систему, то она предъявляет к людям весьма жесткие требования. Малейшая неверная реакция человека в такой человеко-технической системе может привести к катастрофическим последствиям. Это предполагает полное взаимопонимание работающих вместе людей, обусловленное технико-технологическими усло-виями. В качестве примера можно привести работу экипажа косми-ческого корабля.
Итак, рассмотрев основные концептуальные модели организации, мы можем сформулировать ее сущностные черты:
Производственная организация -- это социальный институт, система социальных отношений, ориентированная на реализацию общественных потребностей, обладающая собственными ресурса-ми, внутренней нормативной и статусной структурой, в рамках которых члены организации выполняют отведённые им социальные роли взамен на удовлетворение личных потребностей.
Перейдем теперь к анализу внутренней структуры производ-ственной организации.
Внутренняя структура производственной организации
Перечисленные выше концептуальные подходы проявляются в конкретных сторонах или свойствах производственных организаций. Каковы они в своем реальном проявлении? Прежде всего, в произ-водственной организации существуют определённые официально утверждённые правила поведения её членов, некие стандарты дея-тельности: правила внутреннего распорядка, должностные инструк-ции и т.д. Будучи членом данной организации человек, оказывается включённым в сложную систему этих норм и правил, которым он вынужден подчиняться.
Такого рода систему отношений называют формальной организа-цией. Её главные признаки:
а) рациональность, в основе которой ле-жит принцип целеполагания;
б) формальная регламентированность отношений -- функций людей безотносительно к их индивидуаль-ным особенностям;
в) подчинённость по вертикали (иерархия). Рас-смотрим эти признаки формальной организации более подробно. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения,
1993.

Определяющим свойством организации является прирост до-полнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий работников. Именно поэтому организации столь широко распространены. Принцип организационного эффекта коренится в объединении индивидуальных и групповых усилий для дости-жения цели функционирования организации. Это т.н. «системный эффект». Он обусловлен наличием определённых связей -- отно-шений между людьми, которые представляют собой элементы данной системы -- организации.
Цели организаций по уровням можно представить следующим образом. Первый уровень -- это внутриорганизационные цели как объективно необходимые условия для её функционирования. Иногда это называют телеономическими свойствами системы или телеономией. Именно поэтому в каждой организации разрабатываются пра-вила внутреннего распорядка, осуществляется контроль за ними, со-вершенствуется организационная структура. Это есть внутренние цели системы. Далее. Коль скоро всякая организация со и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.