На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характеристика и организация инновационной деятельности на предприятии. Анализ финансового состояния и организации инновационной деятельности ОАО Жуковский завод технологического оборудования. Пути усовершенствования внедрения новшеств на предприятии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Курсовая работа
Организация инновационной деятельности предприятия
(на примере ОАО «Жуковский завод технологического оборудования»)
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЖЗТО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Жуковский завод технологического оборудования»
2.2 Экспресс анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ организации инновационной деятельности на ОАО «ЖЗТО»
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЖЗТО»
3.1 Мероприятия по усовершенствованию организации инновационной деятельности на предприятии
3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности

Инновация - это нововведение, изменение. Любая инновация - результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Изменение курса доллара или экономической обстановки в целом навязано вашей организации извне, и она вынуждена предпринимать ответные меры, чтобы сократить убытки. Переезд на другую квартиру, смена места работы, свадьба - изменения, инициаторами которых являетесь вы сами. Большое влияние инноваций на хозяйственную деятельность, на производство, поставщиков и потребителей вызывает необходимость управления изменениями. Это и есть инновационный менеджмент [9, С. 134].

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу.

Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

- новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);

- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

- новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);

- измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

- новые или улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

- они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

- дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

- означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

- нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами [11, С. 156].

Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в других производственных областях, поскольку инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприятия и творческих способностей работников.

В последнее время разрабатываются соответствующая систематика и инструментарий методов. Главным элементом этой систематики является разбивка инновационного процесса на фазы, а также использование техники повышения его эффективности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

1. Предприятия сами разрабатывают инновационно-технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими финансовыми затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым с огромными экономическими рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

2. В рамках кооперационной стратегии малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях [10, С. 198].

Сотрудничество может проходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационных исследований, кооперационного производства или кооперационного маркетинга.

1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Этапы, как правило, следуют один за другим, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных этапов. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не на этапе поиска идей, но и на последующих этапах [7, С. 143].

Рассмотрим основные этапы организации инновационной деятельности предприятия.

1-й этап: стратегия предприятия и инновации.

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия.

Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

- выбор рынка или рыночного сегмента;

- утверждение применяемой технологии;

- выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

- решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

- установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

2-й этап: поиски идей и их оценка.

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

- разработка новых идей (генерирование идей);

- критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;

- поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров [13, С. 190].

3-й этап: продуктовое решение.

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

- постановку целей и задач по данному продукту;

- составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данного этапа;

- планирование производства для предприятия в целом;

- планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-й этап: научные исследования и разработки, технологический трансфер.

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.

Исходя из своих целеустановок эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

- окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;

- конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

- проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

5-й этап: освоение производства.

Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

- адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

- ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

- запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

- поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-й этап: внедрение на рынок.

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией [20, С. 131].

На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности

Инновационная деятельность -- деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды деятельности по разработке, освоению и производству, а также реализации инноваций.

Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами.

Поэтому чтобы определить экономическую эффективность организации инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей [12, С. 194].

Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров.

Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

- затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

- выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

- стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

- среднесписочную численность персонала и т.д.

Под устойчивостью проекта понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета NPV.

Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные вложения, объем продаж, текущие затраты и макроэкономические факторы) на 10% в худшую сторону, сохраняется условие NPV = 0.

Чувствительность к изменению показателя определяется также с помощью анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого NPV остается положительным, то инновационная деятельность считается нечувствительной к изменению данного фактора. Если же NPV принимает отрицательное значение, то деятельность имеет чувствительность менее 10%-ного уровня и признается рискованной по данному фактору.

В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности организации инновационной деятельности:

Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

,

где Тр - расчетный год; Рt - результат в t-й год; Зt - инновационные затраты в t-й год; t - коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Индекс рентабельности инноваций Jr.

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

Где JR - индекс рентабельности; Дj - доход в периоде j; Kt - размер инвестиций в инновации в периоде t.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 - неэффективен.

Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к

расчетному моменту времени.

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

В рыночных условиях хозяйствования очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора. Кроме того, допустимость проектов должна превышать ставки банковских депозитов, на что, как правило, обращают внимание инвесторы. Необходимо также определять еще и точку безубыточности работы организации-инноватора. Она определяется объемом реализации продукции, при котором покрываются все издержки производства [21, С. 104].

Следовательно, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем. Наибольшим предпочтением пользуются те виды инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЖЗТО»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Жуковский завод технологического оборудования»

Открытое акционерное общество «Жуковский завод технологического оборудования» (именуемое в дальнейшем «Общество») создано путём преобразования государственного предприятия «Жуковский опытный завод по производству не стандартизированного оборудования и технологической оснастки», является его правопреёмником, несёт права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество.

Общество действует в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом.

Полное фирменное название Общества: «Открытое акционерное общество Жуковский завод технологического оборудования».

Сокращённое наименование общества: ОАО «ЖЗТО» на русском языке.

Место нахождения Общества: Российская Федерация, 242700 почтовый адрес Общества 242700 г. Жуковка, ул. Карла Маркса, 99.

Деятельность Общества прекращается по решению общего собрания акционеров, либо по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Целью деятельности общества является извлечение прибыли.

Имущество общества состоит из оплаченного уставного капитала, полученных доходов, а также иного имущества, приобретённого по всем основаниям, допускаемым правовыми актами Российской Федерации.

Общество не отвечает по обязательствам акционеров. Государство и его орган не несут ответственность по обязательствам общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Общество имеет круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием. Общество может иметь собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество может быть участником и создавать на территории Российской Федерации и за её пределами хозяйственные общества и товарищества с правами юридического лица.

В условиях развития рыночных отношений и жесткой конкурентной борьбы, важное значение для ведения эффективной хозяйственной деятельности приобретают трудовые ресурсы предприятия.

Рассмотрим организационную структуру управления предприятия.

Рисунок 1 - Организационная структура ОАО «ЖЗТО»

Предприятие возглавляет генеральный директор, который организует всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия и несет полную ответственность за его состояние. Он распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, применяет меры поощрения и налагает взыскания.

Главный инженер руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции, использование новейшей техники и технологии. Ему подчиняются отделы: технологический отдел; служба механика; отдел технического контроля; служба энергетика; котельная; отдел охраны труда и техники безопасности.

В задачи технологического отдела входят вопросы совершенствования выпускаемой продукции, разработки новых видов продукции, соблюдение установленной технологии, а также осуществляет контроль за комплексностью и качеством готовой продукции, разрабатывает предложения по предупреждению и уменьшению брака, организует контроль за качеством поступающего на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов.

Главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

В подчинении генерального директора находится отдел кадров.

Начальник отдела кадров возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств.

Рассмотрим показатели хозяйственной деятельности предприятия за последние три года (табл. 1).

Таблица 1 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Жуковский завод технологического оборудования», за 2006-2008 гг.
Показатели
2006г.
2007г.
2008г.
Изменение
2008-2006гг.
Абсол.
Темп роста, %
Выручка от реализации, тыс., руб.
12582
18242
19968
7386
158,7
Себестоимость реализованной продукции, тыс., руб.
14520
20170
20567
6047
141,6
Чистая прибыль, тыс., руб.
-2323
-215
1905
4228
-82,0
Валовая прибыль, тыс., руб.
-1938
-1928
-599
+1339
30,9
Стоимость имущества, тыс., руб.
11161
13103
19765
8604
177,1
Стоимость оборотных средств, тыс., руб.
6261
8428
8852
2591
141,4
Стоимость основных фондов, тыс., руб.
4787
4675
10913
6126
228,0
Численность работников, чел.
67
53
52
-15
77,61
Фонд оплаты труда, тыс., руб.
5269
4804
6804
1535
129,13
Среднемесячная заработная плата, руб.
6553,48
7553,46
10903,85
4350,37
166,38
Производительность труда, тыс., руб./чел.
187,8
344,19
384
196,21
204,48
Материалоёмкость, руб./руб.
1,15
1,11
1,03
-0,12
89,57
Материалоотдача, руб./руб.
0,87
0,90
0,97
0,10
111,49
Рентабельность капитала, %
-20,81
-1,64
9,64
30,45
-46,32
Анализируя данные таблицы 1, можно сказать, что в 2008 г. произошло увеличение выручки на 7386 тыс. руб., по сравнению с 2006 г. Себестоимость за исследуемый период также выросла на 6047 тыс. руб. А чистая прибыль в 2008 г. увеличилась на 4228 тыс. руб., по сравнению с 2006 г.
Стоимость имущества за аналогичный период времени увеличилась на 8604 тыс. руб. Рентабельность капитала увеличилась на 30,45 %, или в относительном выражении на 0,5 %
Производительность труда увеличилась на 196,21 тыс. руб. в 2008 г. по сравнению с 2006 г. Материалоёмкость сократилась на 0,12 руб., что в относительном выражении составило 0,9 %.
Напротив, материалоотдача увеличилась на 0,1 руб., или на 1,1 %.
В 2008 г. произошло уменьшение средней заработной платы на 382 руб., по сравнению с 2006 г. Фонд заработной платы увеличился на 1535 тыс. руб., за анализируемый период.
Численность персонала уменьшилась на 15 человек в 2008 г. по сравнению с 2006 г.
Таким образом, анализ основных экономических показателей деятельности предприятия свидетельствует об увеличении большими темпами себестоимости чем выручки, это негативно сказывается на деятельности предприятия.

2.2 Экспресс анализ финансового состояния предприятия

Экспресс анализ финансового состояния предприятия необходимо начать с определения ликвидности его баланса. Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия, его активами, срок превращения которых в деньги, соответствует сроку погашения обязательств.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдается следующее условие: А1?П1 А2?П2 А3?П3 А4?П4.

Рассмотрим показатели ликвидности баланса (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели ликвидности баланса ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» за 2006 - 2008 гг.

Статьи актива по степени ликвидности
Тыс., руб.
Статьи пассива по степени срочности обязательств
Тыс., руб.
Платёжный излишек/недостаток
Степень ликвидности баланса
2006год
А1
3
П1
2425

-2422

А1-П2
А1?П1
А2
1284
П2
3068

-1784

А2-П2
А2?П2
А3
4974
П3
14366

-9392

А3-П3
А3?П3
А4
4900
П4
-8698

13598

А4-П4
А4?П4
2007год
А1
65
П1
2767
-4904
А1?П1
А2
4002
П2
4969
-967
А2?П2
А3
4361
П3
14280
-9919
А3?П3
А4
4675
П4
-8913
-4238
А4?П4
2008год
А1
44
П1
3369
-3325
А1?П1
А2
2571
П2
2211
360
А2?П2
А3
6237
П3
14926
8689
А3?П3
А4
10913
П4
-741
11654
А4?П4

Из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что баланс ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» неликвиден, так как наиболее ликвидные активы в 2006 - 2008гг. были меньше суммы наиболее срочных обязательств. Так в 2006 году не соблюдается первое неравенство, в соответствии с которым высоколиквидные активы предприятия меньше наиболее срочных пассивов.

В течение всего анализа на предприятии не наблюдается полное соответствие равенства, труднореализуемые активы всегда больше постоянных пассивов.

Проанализируем коэффициенты ликвидности (платежеспособности).

Таблица 3 - Коэффициенты ликвидности (платежеспособности) ОАО «Жуковский завод технологического оборудования», за 2006 - 2008 гг.

Показатели
Рекомендованное значение
2006г
2007г
2008г

Прирост 2008г от 2006г

(+;-)
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,2-0,5
0,001
0,008
0,008
0,007
Коэффициент срочной ликвидности
0,8-1
0,001
0,008
0,008
0,007
Коэффициент текущей ликвидности
2
1,14
1,09
1,59
0,45
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
0,1
-2,17
-1,61
-1,32
0,85
Чистый оборотный капитал, тыс., руб.
-
768
692
3272
2504
Рассмотрев данные таблицы 3, видно, что значение коэффициента абсолютной ликвидности в 2006 г. составила 0,001, что ниже рекомендуемого значения, это говорит о том, что ежедневно будет погашаться 0,1 % краткосрочных обязательств, к 2008 г. этот коэффициент увеличился до 0,008, т.е. ежедневно предприятие будет погашать 0,8 % краткосрочных обязательств.
Коэффициент срочной ликвидности также меньше рекомендуемого значения, и увеличивается с 0,001 в 2006 г. до 0,008 в 2007 г., это говорит о том, что с каждым годом организация в ближайшей перспективе может погасить всё большую долю задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности в 2008 г. составляет 1,59, по сравнению с 2006 г этот коэффициент увеличился на 0,45. По итогам расчета можно увидеть, что предприятие неплатежеспособно, так как даже при условии реализации всех оборотных активов оно не сможет расплатиться полностью по своим долгам, так если в 2006г оно могло погасить 42,0% своих обязательств, то в 2008г. оно способно погасить всего 15,0 % своих обязательств.
Рассмотрим показатели финансовой устойчивости исследуемого предприятия (табл. 4).
Таблица 4 - Показатели финансовой устойчивости ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» в 2006 - 2008 гг.
Показатели
Обозначение норматив
2006г.
2007г.
2008г.
Изменение
2007г.
к 2006г.
2008г. к 2007гг.
I. Показатели, характеризующие источники запасов и затрат
1. Собственные оборотные средства, тыс. руб.
СОС
-13598
-13588
-11654
-10
1934
2. Наличие долгосрочных источников формирования запасов, тыс. руб.
СД
768
692
3272
-76
2580
3. Общая величина основных источников, тыс. руб.
ОИ
3668
5592
5272
1924
-320
II. Показатели обеспеченности запасов и затрат
1. Излишек (+) / недостаток (-) СОС, тыс. руб.
? СОС
-18491
-17949
-17823
542
126
2. Излишек (+) / недостаток (-) СД, тыс. руб.
? СД
-4125
-3669
-2897
456
772
3. Излишек (+) / недостаток (-) ОИ, тыс. руб.
? ОИ
-1225
1231
-897
2456
-2128
III. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость
1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
? 1
-2,28
-2,47
-27,67
-0,19
-25,2
2. Коэффициент маневренности
> 0,5
1,56
1,52
15,73
-0,04
14,21
3. Коэффициент автономии
> 0,5
-0,78
-0,68
-0,03
0,1
0,64
4.Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования
0,6-0,8
-1,6
0,08
0,36
1,68
1,96
5. Коэффициент обеспеченности МПЗ
0,5
-2,1
0,15
0,53
2,25
2,63
6. Коэффициент финансовой устойчивости
>0,75
0,5
0,63
0,71
0,13
0,21
Проанализировав данные таблицы 4, видно, что собственные оборотные средства в 2008 г. увеличились на 1934 тыс. руб. по сравнению с 2007г. У ОАО «Жуковский завод технологического оборудования», неустойчивое финансовое положение. Это подтверждается низкими значениями коэффициентов соотношения заемных и собственных средств, а также высокой величиной коэффициента задолженности. Коэффициент маневренности увеличивается за период исследования на 14,1, так в 2006 году он составляет 1,56, а в 2008 году возрастает до 15,73.
Анализируя коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, можно заметить отрицательное его значение в 2006 году, к 2008 году его значение возрастает до 0,36.
Коэффициент обеспеченности материально-производственными запасами в 2006 году ниже норматива, лишь в 2008 году его значение ближе к нормативу. Коэффициент финансовой устойчивости ниже норматива и в 2008 году составляет 0,71.
Далее рассмотрим оборачиваемость ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» (см. табл. 5).
Как видно из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что в 2008 г. произошло сокращение оборачиваемости активов на 0,2 оборотов, по сравнению с 2006 г. А длительность оборота активов за исследуемый период увеличилась на 70,7дней.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2008г. увеличился на 0,1 оборота, а длительность оборота сократилась на 4,5 дней, по сравнению с 2006 г.
Коэффициент дебиторской задолженности увеличился за исследуемый период на 258,5 оборота, а длительность оборота дебиторской задолженности сократилась на 35,4 дней.
Коэффициент кредиторской задолженности в 2008 г. увеличился на 0,2 оборотов, а время оборота уменьшилось на 2,9 дня, по сравнению с 2007 г.
Таблица 5 - Показатели деловой активности ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» в 2006 - 2008 гг.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.