На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие системы. Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы. Социальное пространство. Открытые и закрытые системы. Поведение людей в группах. Характер поведения руководителя.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 06.06.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15

Содержание


    Введение 3
    1. Понятие системы 6
    2. Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы 12
    3. Социальное пространство 19
    4. Открытые и закрытые системы 23
    Заключение 27
    Список использованной литературы 29

Введение

Слово «организация» происходит от латинского organize -- де-лать сообща, стройный вид, устраиваю Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 1999. С. 4.. Организация рассматрива-ется как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совер-шенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива.

В основе теории организации лежит теория систем. Система -- это целое, созданное из частей и элементов для целенаправлен-ной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы яв-ляются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, отно-сительная самостоятельность и наличие управления этими эле-ментами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

На протяжении относительно короткой истории становления теории систем представления о системах, закономерностях их построения, функцио-нирования и развития уточнялись и переосмысливались.

В конце XIX и в начале XX века в связи с увеличение объемов производства и комплексных проблем, возникающих в экономике, возникла потребность в обобщающем подходе рассмотрения и решения крупных, глобальных, взаимосвязанных проблем. Появилась потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями в нескольких смежных областях, умеющих обобщать эти знания, использовать аналогии (общие законы или закономерности), формировать комплексные подходы, что на современном этапе невозможно без привлечения вычислительной техники и соответственно информационной моделей. Понятие системы, употреблявшееся как комплекс, общее, целое, превратилось в специальную общенаучную категорию.

В 30-е годы XX века в рамках философии возникло обобщающее направление, названное теорией систем. Л. фон Берталанфи, считающийся основоположником данного направления, сделал доклад на научном философском семинаре, используя понятия и термины философии. (Отметим, что сходные обобщающие были идеи изложены Богдановым А.А. еще в начале ХХ века).

Затем термины уточнялись, развивались концептуальные подходы по мере исследований закономерностей функционирования и развития сложных системных объектов. Необходимо отметить, что в нашей стране на данную тему было написано много, так как данная тема относилась к философии и технике, и не подвергал (или подвергалась в меньше степени) политической и идеологической цензуре.

В 50-60 годы при постановке и исследовании сложных проблем проектирования в управления довольно широкое распространение получил термин системотехники предложенный Темниковым Ф.Е., который затем стал использоваться в приложениях системных методов к техническим направлениям, а для других начали появляться друг термины - например, системология.

Применительно к задачам управления в определенный период времени имел распространение термин кибернетика, введенный Н. Винером.

Л. фон Берталанфи определял систему как «комплекс взаимодействующих ком-понентов» или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях, друг с другой и со средой» Солдатов А.М. Основы теории адаптивной организации. Йошкар-Ола, МарГТУ, 2001. С. 86..

Термины «элементы» - «компоненты», «связи» - «отношения» обычно используются как синонимы. Однако, следует считать, «компоненты» - понятие более общее, чем «элементы», т.е. оно может означать и элемент, и подсистему или другое образование из эле-ментов: относительна понятии «связь» и «отношение» существуют разные точки зрения: одни исследователи считают связь частным случаем отношения, другие - отношение частным случаем связей, третьи - предлагают понятие связь применять к статике системы, к ее структуре, а понятием отношение характеризовать некоторые действия в про-цессе функционирования (динамики) системы. Поэтому в разных определениях и исполь-зовались различные термины, помогающие их авторам уточнять конкретные характери-стики рассматриваемых ими систем: наличие в них составляющих (компонентов) раз-личной сложности, статику или динамику системы и т. п.

В понятии система объективное и субъективное составляют диалекти-ческое единство, и следует говорить не о материальности или нематериальности систе-мы, а о подходе (обобщенном методе) к объектам исследования как к систе-мам, о разном представлении их на различных стадиях познания или созда-ния.

Итак, целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

В работе поставлены следующие задачи:

1) выявление содержания понятия «система»;

2) определение категорий системного подхода и исходя из этого, анализ принципов и закономерностей организации;

3) рассмотрение значения социального пространства;

4) анализ открытых и закрытых систем.

1. Понятие системы

Система - это некоторая целостность, состоящая из нескольких взаимосвязанных частей или законов, каждый из которых вносит свой вклад в результат деятельности целого (системы) Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика, 1991. С. 6..

Существует достаточно много определений системы, но большинство исследователей сходится к тому, что отличительными характеристиками системы является структурность (наличие составляющих ее элементов и возможность разложения системы на составляющие) и процессность (или в некоторых, случаях цикличность, то есть возможность повторения процессов существования для сохранения системы). Как считают представители системного анализа, системные свойства присутствуют во всех явлениях. Наличие таких условий может быть проверено, если явление можно описать через следующую схему (Рис. 1): наличие составляющих, таких как вход, процесс и выход.

Рис. 1. Схема представления (изображения) системы

В любой системы вход состоит тоже из составляющих элементов, которые классифицируются (делятся) в зависимости от их роли в обеспечении процессов системы:

та часть, над которой осуществляются операции (процессы) системы материалы);

среда, воздействующая на операции (цена, договорные условия);

обеспечивает перемещение компонентов всей системы (структура производства, люди и т. д.).

Входы в системе делятся по содержанию на: материальные, информационные, энергетические или их сочетание (двух или трех).

Процесс - внутреннее содержание системы, которое изменяет свое состояние во времени, изменяя количество и взаимосвязь отдельных элементов.

Вход может рассматриваться как процесс, т.е. при этом система должна быть построена таким образом, чтобы необходимые процессы воздействовали каждую составляющую входа в строгом соответствии по времени и скоординирована для достижения желаемого результата. Выход должен обязательно соответствовать двум требованиям: а) обеспечивать стабильность; б) надежность.

Стабильность системы характеризуется непрерывностью выхода, а надежность выхода - это согласованность всех компонентов в деятельности системы. Для системы обязательным является наличие элементов или частей и связей между ними. Сама система характеризуется структурой (количеством элементов и их взаимным расположением) и поведением (результатом деятельности). Решающее значение для определения структуры имеют характер связи между элементами.

Изменения и преобразования, происходящие в сложных системах, как правило, не удается представить в виде математических формул и соотношений, алгоритмов (в виде упрощенных схем и порядка действий).

Модель - материальная или информационная (реальная или мысленная копия анализируемого объекта, явления, процесса действительности (С.А.).

Для представления и описания системы используют следующие понятия: состояние, поведение системы, равновесие, устойчивость

1. Состояние.

Этим понятием обычно характеризуют мгновенную фотографию, срез системы во времени (в какое-то время) или во время остановки в ее развитии. Состояние определяют (описывают) либо через входные воздействия: входные сигналы (результаты), либо через макропарамстры и макросвойства системы (давление, скорость, ускорение - для технических систем; рентабельность, объем продаж, объемы производства, численность персонала, основные фонды, темпы роста - для экономических систем). По этим показателям можно говорить о состоянии покоя - стабильности (т.е. постоянные входные воздействия и выходные сигналы) и о состоянии равномерного развития.

Если рассматривать систему в виде элементов (Э), блоков, компонентов, то входы (входные воздействия) можно разделить на управляющие (У) и возмущающие, дестабилизирующие (X) (неконтролируемые, отклоняемые), а выходы или результат деятельности системы могут быть записаны как

q = f(Э,У,X).

2. Поведение системы.

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением. Поведение системы - это ее состоят (возможность преобразования, изменения) во времени. Этим понятие пользуются, когда неизвестны правила, закономерности перехода из одного состояния в другое.

Говорят, что система обладает поведением, и для ее описания и понима-ния необходимо выявить алгоритм, характер поведения системы.

3. Равновесие.

Это понятие определяется как способность системы в отсутствие внеш-них возмущающих воздействий (и при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.

4. Устойчивость.

Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена внешними возму-щающими воздействиями. Эта способность обычно присуща системам при постоян-ном У (управляющем входе) только в некотором диапазоне, не превышающем определенного уровня. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться сама, называется устойчивым состоянием равновесия.

Понятия «равновесие» и «устойчивость» в организациях как социальных системах гораздо более сложные и взаимодополняющие понятия, чем в технических системах.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема -- это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организаци-онная, правовая подсистема.

К свойствам систем относят:

1. свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их дея-тельности резко снижается;

2. свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляю-щих его элементов;

3. свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;

4. свойство организационной целостности. Система имеет по-требность в организации и управлении.

В системе формируется сложная зависимость от свойств входя-щих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойст-вами, не присущими ее элементам и может не иметь свойств, первоначально присущих большинству ее элементов). Например, директорат компании вынужден подчиняться определенным пра-вилам взаимоотношений, хотя отдельные руководители предпочи-тали бы более неформальные отношения; при проведении совеща-ния может быть выработана идея, которая не пришла бы в голову ее участникам при индивидуальной работе. Каждая система имеет входное воздействие, систему ее обработки, конечные результаты и обратную связь. Входное воздействие складывается из воздейст-вий внешней среды и собственных воздействий.

Системы могут включать большое число группировок, однако основной является группировка их в трех подсистемах: техничес-кой, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, ком-пьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструк-ции для пользователя и используемые им. Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно ко-торых человек принимает решения. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется нали-чием человека в качестве объекта управления. В качестве харак-терных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется боль-шим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а био-логическая -- техническую подсистему

Крупные подсистемы обычно называют системами. Социаль-ные, биологические и технические системы могут быть: искусст-венными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований.

Системный под-ход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внеш-них), влияющих на принятие решений.

Система, в набор элементов которой входит человек или пред-назначенная для человека, называется социальной. Например, кол-лектив отдела кадров, автомобиль. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, эко-номическую, медицинскую, технологическую направленность. На-иболее распространены социально-экономические системы. В ре-альной жизни социальные системы реализуются в виде организа-ций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций -- это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-об-разовательные, социально-экономические и другие виды органи-заций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредите-лей. Для социально-культурных -- основной целью является до-стижение эстетических целей, а получение максимальной при-были является вторичной целью, для социально-образовательных главная цель -- удовлетворение потребностей клиентов в инфор-мации и знаниях, а получение прибыли -- вторичная цель.

Социально-экономическая организация характеризуется нали-чием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отно-шения; отношения по уровням управления, отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния органи-зации.

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

2. Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы

Прежде чем определить принципы и закономерности организации как социальной системы, необходимо выявить содержание основных категорий системного подхода.

Элемент.

Это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения системы, решения конкретной задачи, по-ставленной цели. Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и се уточнения в процессе системного анализа.

Компоненты и подсистемы.

Иногда термин элемент используют в более широком смысле, даже в тех случаях, когда система не может быть расчленена сразу на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом членении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы, а если последние также сразу трудно разделить на элементы, то составляющие промежуточных уровней (если неизвестен их харрактср) называют компонентами системы.

Связь.

Понятие связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникно-вение и сохранение целостных ее свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

Цель.

Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправлен-ности лежат в основе развития системы. Цель - заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека («заранее мыслимый», - но все же «результат», воплощение замысла).

Структуры, их виды и формы представления.

Система может быть представлена простым перечислением элемен-тов или «черным ящиком» (моделью «вход-выход»). Однако чаще при исследовании объ-екта такого отображения недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представ-ляет объект, что в нем обеспечивает выполнение поставленной цели. В этих случаях сис-тему отображают путем расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвя-зями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры. Структура (от латинского «structure», означающего строение, расположение, поря-док) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение). При этом в сложных системах структура отража-ет не вес элементы и связи между ними (в этом предельном случае, когда пытаются при-менить понятие структуры к простым, полностью детерминированным объектам, понятия системы и структуры практически совпадают), а лишь наиболее существенные компонен-ты и связи, которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспе-чивают существование системы и ее основных свойств. Иными словами, структура харак-теризует организованность системы, устойчивую упорядоченность ее элементов и связей. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, перенося закономер-ности, выявленные и отраженные в структуре одной из них, на другие.

При отображении сложных систем основная проблема состоит в том, чтобы найти компромисс между простотой описания, позволяющей составить целостное представле-ние об исследуемом или проектируемом объекте, и детализацией описания, позволяющей отразить многочисленные особенности конкретного объекта. Один из путей решения этой проблемы - задание системы семейством моделей, каждая из которых описывает по-ведение системы с точки зрения соответствующего уровня абстрагирования. Для каждого уровня существуют характерные особенности, законы и принципы, с помощью которых описывается поведение системы на этом уровне.

Таким образом: начальные понятия системного подхода и системного анализа явля-ются достаточно общими и уточняются по мере проведения исследований и в зависимо-сти от объекта исследования. Сам системный анализ как обобщенный метод исследования возник в ответ на требования практики, поставившей нас перед необходимостью изучать и проектировать сложные и разнообразные системы (отражающие объекты реального мира), управлять ими в условиях неполноты информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени.

Однако необходимо признать, что существующие сегодня модели описания организации неудовлетворительны, поскольку в них не учтена социальная компонента.

Да и процессный, и системный подходы к управлению организацией предусматривают, что организация состоит из людей. Например, в процессном подходе каждый процесс управления содержит в себе социальный аспект. Однако люди, составляющие организацию, рассматриваются как необходимые атрибуты или ресурсы процессов. В итоге при разработке концепции управления организацией социальная компонента организации  явно рассматривается либо учитывается только в рамках процесса мотивации. На мой взгляд, это приводит к искажению общей модели управления.

В системном/ситуационном подходе социальная компонента выражена лучше в виде подсистемы «люди», включающей такие элементы, как:

1. поведение отдельных людей;

2. поведение людей в группах;

3. характер поведения руководителя;

4. функционирование менеджера в роли лидера и его влияние, которые выражаются через способности, потребности, ожидания, восприятие, точку зрения, ценности, лидерство Менеджмент организации / под редакцией Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. / М.: ИНФРА - М., 1996. С. 45..

Однако границы подсистем «люди» и, например, «цели» вызывают сомнение. Очевидно, что цели организации находятся в тесной связи с ценностями, потребностями и ожиданиями конкретных членов организации, в результате чего границы между этими двумя подсистемами в действительности оказываются условными.

Неформализуемость социальной компоненты приводит к тому, что ею просто пренебрегают в остальных подсистемах. Взаимосвязи подсистемы «люди» с остальными становятся пренебрежимо малыми: выделение социальных факторов в отдельную подсистему создает иллюзию «очистки» всех и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.