На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Понятие термина регламент. Научные исследования в области регламентации управления. Классификация регламентов. Регламентация деятельности менеджера. Внутренний трудовой распорядок. Научные направления организации труда. Рабочее место руководителя.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Регламентация деятельности менеджера
2. Научные направления организации труда
3. Рабочее место руководителя
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ

В первой четверти 18 века Петром I был поднят статус регламента до законодательного акта, Российского государства. Известны Генеральный и Духовный регламенты Адмиралтейства и Главного магистра и др. Они определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, организацию армии и флота, порядок прохождения службы и даже манеры поведения людей в обществе.
В наше время о регламенте чаще всего вспоминают, когда требуется определить порядок проведения совещания или заседания, т.е. используется наиболее узкое понятие термина. Стройность и слаженность системы управления превращается при отсутствии регламентов в анархо-либеральную бюрократическую систему с чрезвычайно низки КПД, раздражающую сотрудников и клиентов предприятия.
На всех действующих предприятиях составной частью организации производства является организация труда. Всякий процесс труда служит подсистемой всех процессов и систем организации производства в реальном пространстве и времени. Рациональная организация производственных систем может быть построена только на основе самых совершенных подсистем организации трудовых процессов (при известных рыночных объемах спроса и предложения на продукцию, работы и услуги), потребляющих на свое осуществление наименьшее количество экономических ресурсов.
1. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Термин «регламент» французского происхождения - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения, организации, а также порядок проведения заседаний и конференций.
В первой четверти 18 века Петром I был поднят статус регламента до законодательного акта, Российского государства. Известны Генеральный и Духовный регламенты Адмиралтейства и Главного магистра и др. Они определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, организацию армии и флота, порядок прохождения службы и даже манеры поведения людей в обществе.
В наше время о регламенте чаще всего вспоминают, когда требуется определить порядок проведения совещания или заседания, т.е. используется наиболее узкое понятие термина. Стройность и слаженность системы управления превращается при отсутствии регламентов в анархо-либеральную бюрократическую систему с чрезвычайно низки КПД, раздражающую сотрудников и клиентов предприятия.
Первые научные исследования в области регламентации управления относятся к началу 20-х гг. Они были связаны с работами Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и Института техники управления (ИТУ) при Народном комиссариате РКИ и СССР. Эти институты возглавлялись А.К. Гастевым и П.М. Керженцевым, которые внесли значительный вклад в разработку теории управления. Однако в 30-х гг. эти работы были свернуты и вновь возобновились лишь в 60-х гг.
Существующие регламенты можно классифицировать для предприятия в зависимости от элементов системы управления:
ь Регламенты, регулирующие деятельность предприятия в целом как единого юридического лица (устав, договор учредителей, философия, правила внутреннего трудового распорядка и др.);
ь Регламенты, регулирующие работу персонала, рассматриваемого, в свою очередь, как совокупность взаимосвязанных групп работников (положение о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, контракты и др.);
ь Регламенты по информационному обеспечению (делопроизводство, документы, классификаторы, типовые банки данных и др.)
ь Регламенты, регулирующие порядок работы с техникой управления (матрица функций, графики процессов, технологические карты и др.)
Некоторые из регламентов были рассмотрены нами ранее, а именно:
ь Философия организации;
ь Штатное расписание;
ь Коллективный договор;
ь Модели рабочих;
ь Положение об аттестации персонала.
В данном разделе мы рассмотрим взаимосвязанный комплекс регламентов, регулирующих работу персонала управления как взаимосвязанных групп индивидуумов:
ь Правила внутреннего трудового распорядка;
ь Положение о подразделениях;
ь Должностные инструкции;
ь Контракты с персоналом.
1.Правила внутреннего трудового распорядка
Правила внутреннего трудового распорядка (в дальнейшем Правила) являются одним из важнейших документов, регламентирующим порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, основные обязанности сотрудников и администрации, меры поощрения и взыскания, а также вопросы разрешения служебной и коммерческой информации.
Исходными данными для составления Правил являются:
ь Конституция (Основной закон) РФ;
ь Кодекс законов о труде РФ;
ь Указы президента Российской Федерации;
ь Всеобщая декларация прав человека ООН;
ь Постановления Правительства РФ по труду и социальным вопросам;
ь Акты органов власти и управления субъектов РФ;
ь Генеральные, региональные, отраслевые тарифные, профессионально тарифные, территориальные и иные соглашения;
ь Локальные нормативно правовые акты;
ь Устав организации;
ь Договор учредителей организации;
ь Философия организации;
ь Коллективный договор.
Типовые Правила состоят из таких основных разделов:
ь Общие положения;
ь Порядок приема и увольнения сотрудников;
ь Время труда и отдыха;
ь Основные обязанности сотрудников;
ь Основные обязанности администрации;
ь Меры поощрения и взыскания.
Дополнительно, в случае отсутствия таких документов, как философия организации, положение об оплате труда и положение о служебной и коммерческой тайне, в Правиле могут включать разделы:
ь Требования к сотрудникам;
ь Условия оплаты труда;
ь Социальные блага и гарантии;
ь Служебная тайна.
Правила внутреннего трудового распорядка широко используются в практической деятельности организаций и предприятий, однако не всегда отражают изменения нормативных документов и законодательства РФ и увязываются с другими регламентами предприятия.
(наименование предприятия)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор предприятия
______________
(И.О. Фамилия)
«__»________200_г.
Правила внутреннего трудового распорядка

Содержание
1.Общие положения
2.Порядок приема и увольнения сотрудников
3.Время труда и отдыха
4.Основные обязанности сотрудников
5.Основные обязанности администрации
6. Меры поощрения и взыскания
7.Служебная и коммерческая тайна.
1.Общие положения
1.1 Настоящие Правила внутреннего трудового распорядка распространяются на штатных рабочих и служащих (название организации, именуемого в дальнейшем Организация) и определяют порядок приема и увольнения сотрудников, основные обязанности сотрудников и администрации, графики труда и отдыха, поощрения за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины, соблюдение коммерческой и служебной тайны.
1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом РФ, КзоТ РФ, уставом Организации, философией Организации и регламентами Организации.
2.Порядок приема и увольнения сотрудников
2.1. В соответствии с Конституцией все граждане имеют право на труд. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также имеет право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируют установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
2.2 Вопрос о целесообразности приема сотрудника решает директор после оформления необходимых документов и принятых в Организации методов подбора и оценки персонала.
2.3.При приеме на работу кандидат на вакантную должность (профессию) обязан предъявить следующие документы:
Ш Трудовую книжку (в случае поступления на работу впервые предъявить справки о последнем занятии);
Ш Паспорт в соответствии с законодательством о паспортах;
Ш Военный билет для военнообязанных;
Ш Диплом или иной документ (аттестат, сертификат, удостоверение) о полученном образовании или профессиональной подготовке.
2.4. Для расчета льгот по доходному налогу и выдачи денежной компенсации на детей (для женщин) необходимо предъявить в бухгалтерию свидетельства о рождении детей до 16 лет, справки об обучении в специальных учебных заведениях детей в возрасте до 21 года.
2.5. С целью определения объективного набора качеств для конкретной должности и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе администрация Организации имеет право провести комплексную оценку потенциала сотрудника с использованием методов тестирования, анкетирования, диагностики, интервьюирование и др.
2.6. При приеме на работу администрация Организации обязана ознакомить работника с:
Ш Философией Организации (внутрифирменные правила и принципы взаимоотношения сотрудников);
Ш Условиями труда, должностными обязанностями, порядком и условиями оплаты труда, настоящими Правилами;
Ш Правилами техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда.
2.7.На лиц, поступивших на работу впервые, заполняется трудовая книжка не позднее недельного срока со дня приема на работу.
2.8. В соответствии со ст.17КзоТ РФ с принимаемым на работу заключается контракт: на неопределенный срок; на определенный срок не более 5 лет; на время выполнения определенной работы. Контракт оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается сотруднику, а другой храниться в личном деле сотрудника.
2.9. При заключение трудового договора (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу. Срок испытания, если иное не установлено законодательством, не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выбором профсоюзным органом, - шести месяцев. Если срок испытания не истек, а работник продолжает работу, он считает выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях. При неудовлетворительном результате испытания освобождение работника от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации и без выплаты выходного пособия.
2.10. С лицами, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, продажей, перевозкой или применением в процессе работы переданных им ценностей, заключается договор о полной индивидуальной ответственности.
2.11.Прием на работу оформляется приказом администрации, которой объявляется сотруднику под расписку.
2.12. Возможность работы по совместительству вне Организации оговаривается при заключении контракта.
2.13.Наличие у сотрудника индивидуального частного предприятия или соучредительство в других видах частных предприятий (кроме ОАО) сообщается администрации до приема на работу.
2.14. Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:
Ш Соглашение сторон;
Ш Истечение срока (пункт 2 и 3 ст.17), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
Ш Призыв или поступление работника на военную службу;
Ш Расторжение трудового договора (контракта): по инициативе работника (ст.31 и ст.32 КзоТ РФ), по инициативе администрации (ст.33 КзоТ РФ) либо по требованию профсоюзного органа (ст.37 КзоТ РФ);
Ш Перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение или организацию или переход на выборную должность;
Ш Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от работы в связи с изменением существенных условий труда;
Ш Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.
Помимо указанных выше основной, трудовой договор некоторых категорий работников может быть прекращен по основаниям статьи 254КзоТ РФ.
2.15. Прекращение трудовых отношений оформляется приказом администрации, которой объявляется сотруднику под расписку.
2.16.Трудовая книжка с внесенной в нее записью об увольнении выдается сотруднику в день увольнения. Днем увольнения считается последний день работы. В этот же день производиться окончательный расчет с сотрудником.
2.17.В случае увольнения сотрудника его экземпляр контракта подлежит возврату.
3. Время труда и отдыха
3.1. В организации устанавливается 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье. Общая продолжительность рабочей недели в соответствии со ст.46 КзоТ РФ составляет 40ч.
3.2.Работа в выходной день в силу производственной необходимости сотруднику компенсируется по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или денежной формы, но не менее чем в двойном размере.
3.2. Для сотрудников устанавливается следующий режим работы с указанием часов.
Режим
Рабочие
Служащие
I смена
II смена
Начало работы
7.00
15.30
8.00
Перерыв на обед
11.00-11.30
19.30-20.00
12.00-12.30
Окончание работы
15.30
24.00
16.30
3.3.Допускается по согласованию с непосредственным руководителем смещение начала и окончания рабочего дня, но не более чем на 2ч.
3.4. В целях соблюдения непрерывности технологического процесса допускается смещение времени обеденного перерыва.
3.5. Сотрудник, покидаю рабочее место, должен поставить об этом в известность непосредственного руководителя или сделать отметку в «Журнале регистрации рабочего времени сотрудников».
3.6. Администрация имеет право направить сотрудника в служебную командировку на срок не более 40 дней, не считаю времени нахождения работника в пути.
3.7. С письменного согласия сотрудника он не может быть откомандирован на другое место работы на период от трех месяцев до одного года (стажировка, обмен опытом, работа за границей).
3.8. Ежегодный отпуск за первый год предоставления по истечении 11 месяцев. Ежегодный отпуск за второй и последующие годы предоставления сотруднику в любое время рабочего года в соответствии с графиком предоставления отпусков.
3.9. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливается в размере не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю.
3.10. Предприятия, организации, учреждения с учетом производственных и финансовых возможностей могут предоставить отпуск большей продолжительностью за счет присоединения дополнительных отпусков к отпуску в 24 рабочих дня.
3.11. Сотрудник имеет право на дополнительный кратковременный отпуск с сохранением заработной платы в следующих случаях:
Вступление сотрудника в брак _______ рабочих дней (до __ дней);
Рождение в семье ребенка, вступление в брак близких родственников ____ рабочих дней (до ___ дней);
Смерть близких родственников ____ рабочих дней (до ___ дней).
1.12. По согласованию с администрацией сотрудник имеет право на административный отпуск без сохранения заработной платы.
1.13. Научные сотрудники при подготовке диссертации и написании монографии имеют право на творческий отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 1г.
1.14. Члены дирекции и руководители подразделений имеют право на один творческий день в месяц (квартал) с сохранением заработной платы для повышения квалификации. Эти дни могут накапливаться для проведения целевого обучения.
4. Основные обязанности сотрудников
4.1. Сотрудник организации обязан:
Ш Соблюдать настоящие Правила;
Ш Соблюдать философию Организации;
Ш Осуществлять свою деятельность честно и добросовестно;
Ш Беспрекословно выполнять условия заключенного с ним контракта;
Ш Соблюдать исполнительскую дисциплину;
Ш Производительно использовать рабочее время;
Ш Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной охраны;
Ш Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке;
Ш Беречь и укреплять собственность Организации;
Ш Принимать меры к устранению причин и условий, влекущих за собой нарушение нормального режима работы;
Ш Повышать деловую и производственную квалификацию;
Ш Развивать отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
Ш Поддержать и повышать имидж Организации;
Ш Не разглашать сведения, являющиеся служебной или коммерческой тайной;
Ш Не создавать индивидуальное частное или семейное предприятие, информировать администрацию об учредительстве в других предприятиях.
4.2. Круг обязанностей, которые выполняет каждый сотрудник по своей специальности, квалификации или должности, определяется должностными инструкциями.
4.3. Деловые и нравственные качества сотрудника и условия труда определяются в контракте сотрудника.
5. Основные обязанности администрации
5.1Администрация Организации обязана:
Ш Правильно организовать труд сотрудников, направленный на эффективное развитие организации;
Ш Предоставить сотруднику современное рабочее место, право пользования современными техническими средствами (ЭВМ, факс, ксерокс и др.), библиотечно-информацирнным фондом;
Ш Обеспечивать здоровые и безопасные условия труда;
Ш Выдать заработную плату в установленные сроки (аванс ____ числа, окончательный расчет ____ числа);
Ш Постоянно совершенствовать организацию оплаты труда;
Ш Неуклонно соблюдать законодательство о труде;
Ш Обеспечивать соблюдение условий контракта сотрудника;
Ш Обеспечивать условия для повышения деловой квалификации сотрудников;
Ш Обеспечивать соблюдение настоящих Правил;
Ш Создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением по повышению квалификации;
Ш Поддержать и развивать инициативу сотрудников.
Ш
6.Меры поощрения и взыскания
6.1. За образцовое выполнение сотрудником служебных обязанностей, по итогам административно-хозяйственной деятельности за месяц, квартал или год, за совмещение профессий и особые заслуги могут применяться следующие виды поощрения:
Ш Объявление благодарности;
Ш Премирование;
Ш Награждение ценным подарком;
Ш Награждение в книгу почета, на Доску почета;
Ш Повышение в должности;
Ш Предоставление дополнительного отпуска с сохранением заработной платы до ___ рабочих дней.
6.2.Поощрения объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку сотрудника.
6.3.Сотрудникам, успешно и добросовестно выполняющим свои обязанности, администрация Организации может предоставлять дополнительные льготы.
6.4. За особые трудовые заслуги сотрудника администрация Организации может представить его в вышестоящие органы к поощрению (присвоение почетных званий и др.).
6.5. Нарушение трудовой дисциплины, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине сотрудника возложенных на него должностных обязанностей, влечет за собой применение к нему мер дисциплинированного воздействия.
6.6.За нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие дисциплинированные взыскания:
Ш Замечание;
Ш Выговор;
Ш Строгий выговор;
Ш Увольнение (п. 3,4,7,8 ст. 33 и п. 1 ст. 254 КзоТ РФ).
6.7.Дисциплинарные взыскания применяются администрацией Организации после получения письменного объяснения о причинах нарушения трудового распорядка. В случае отказа сотрудника представить письменное объяснение администрация должна составить акт с указанием свидетелей отказа сотрудника.
6.8. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
6.9. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику под расписку в трехдневный срок. Отказ сотрудника подписать приказ не является основанием для отмены или снижения взыскания.
6.10. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, указанные в настоящих Правилах, к сотруднику не применяются.
6.11.Дисциплинарное взыскание утрачивает силу и считается не применявшимся по истечении одного года.
7.Служебная и коммерческая тайна
7.1. Сотрудник Организации принимает на себя обязательства о неразглашении сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, предметом которых являются:
Ш Содержание всех хозяйственных и трудовых договоров;
Ш Размеры использования единого фонда оплаты труда;
Ш Величина заработной платы любого сотрудника, размер выплат вознаграждений;
Ш Размер фонда развития производства;
Ш Общая сумма денежных средств на расчетном и валютном счетах Организации и все взаимоотношения с банком;
Ш Финансовое состояние Организации за любой период времени (прибыль, убытки, себестоимость, затраты, фонды стимулирования);
Ш Перспективы развития Организации и вложения финансовых средств в конкретные мероприятия;
Ш Содержание методов и технологии производства с графиком «ноу-хау»;
Ш Содержание всех документов для служебного пользования (положения, регламенты, инструкции, стандарты, протоколы собраний и др.);
Ш Кадровые документы сотрудников (трудовые договора, контракты, трудовые книжки и др.);
Ш Анкетные данные и личностные качества сотрудников, особенности их работы, учебы и поведения.
7.2. Запрещается вести телефонные переговоры в присутствии посторонних лиц, если это приведет к разглашению служебной тайны.
7.3. Не выполнение условий соблюдения служебной и коммерческой тайн влечет за собой дисциплинарную ответственность, а в случае нанесения прямого, доказанного администрацией Организации материального ущерба - материальную ответственность.
1.1. Положения о подразделениях.
В крупных и средних организациях функции управления выполняются самостоятельными подразделениями, иногда обособленными территориально и имеющими хозяйственную и административную самостоятельность. В целях эффективной координации их деятельность должна регламентировать положением о подразделении, утвержденным руководителем организации. Для малых предприятий, где должностные лица реализуют функции и задачи управления, достаточно разработки должностных инструкций.
Структурное подразделение является частью организации, выполняющей определенные функции управления на основе положения о структурном подразделении. Положение о структурном подразделении являются нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, его структуру, основные функции и задачи управления, права, ответственность и формы поощрения работников подразделения. Положение о подразделении разрабатывается и подписывается руководителем подразделения, согласовывается с компетентными должностными лицами, доводиться до сотрудников под расписку с указанием даты ознакомления и утверждается руководителем организации с указанием даты и скрепляется печатью.
Положения о структурных подразделениях организации, разработанные в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, позволяют:
Ш Официально закрепить рациональное распределение функций управления между структурными подразделениями;
Ш Четко регламентировать основные задачи управления, закрепленные за подразделением; трудоемкость, продолжительность и календарные сроки выполнения функций и задач;
Ш Установить функциональные взаимосвязи между структурными подразделениями по каждому комплексу задач управления;
Ш Повысить своевременность и надежность выполнения функций управления за счет введения количественных показателей выполнения задач управления;
Ш Конкретизировать права подразделения в части принятия решений и использования ресурсов;
Ш Повысить коллективную ответственность работников подразделения за своевременное и качественное решение функций управления;
Ш Осуществлять моральное и материальное стимулирование работников по результатам хозяйственной деятельности.
УСОРД - нормативный документ. В унифицированной системе на организационно-распорядительную документацию (УСОРД) дана форма положения о структурном подразделении и включают разделы: общие положения, основные задачи, функции, права и обязанности, ответственность, взаимоотношения, связи, организация работы.
Исходными данными для разработки Положения о подразделении являются: организационная структура, функциональная структура, штатное расписание организации, классификатор функций управления, нормативы управленческого труда, типовые положения о подразделениях, схемы документооборота.
Положение о структурном подразделении состоит из пяти разделов:
Ш Общая часть;
Ш Функции и задачи;
Ш Ответственность;
Ш Поощрения.
1.2.Должностные инструкции
Необходимость и значение
Должностная инструкция является основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения. Они являются наиболее массовыми документами, т.к. должны разрабатываться для каждой должности управленческого персонала от директора до бригадира.
Разработке типовых должностных инструкций придавалось важное значение в период административной экономики СССР в 60-80-х гг., т.к. существовало централизованное нормирование структур управления, штатных расписаний, должностей по оплате труда. Это составляло стержень государственной политики нормирования и контроля на предприятиях и проявлялось в типовых общесоюзных и отраслевых должностных инструкциях.
В качестве примера следует назвать Положение о главном бухгалтере, утвержденное Советом Министров СССР в 1980г. Госкомтруд СССР в 1986г. Выпустил Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В строительстве действовали типовые должностные инструкции, утвержденные Госстроем СССР для должностей: главный экономист, главный инженер треста, производитель работ, мастер и бригадир.
До сих пор достаточно большой круг специалистов в области управления справедливо полагает, что разработка типовых должностных инструкций должна производиться отраслевыми НИИ по отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам. Отраслевые типовые инструкции были разработаны для ограниченной категории работников предприятий, имели различную методическую и юридическую степень проработки.
По данным наших исследований, выполненных в 80-х гг., должностные инструкции утвержденные руководителем предприятия, имели только 50% руководителей и специалистов. Существующие должностные инструкции представлены схематично, как правило, на одной или двух машинописных страницах и не отвечают требованиям современного уровня управления производством. Вместе с тем 70% из числа опрошенных работников в своей деятельности основываются на указаниях руководства и сложившемся распределении функциональных обязанностей на предприятии. Эти выводы получены на основе исследования работы более 500 руководителей и специалистов различных предприятий страны.
Возникает закономерный вопрос: «Стоит ли тратить время и средства на создание должностных инструкций, не проще ли положиться на опыт и знания руководителей предприятий и их подразделений?». Последствия стихийной организации управления общеизвестны:
Ш Неравномерная загрузка персонала в течение года, при которой потери рабочего времени и перегрузки составляют до 25% от общего фонда времени;
Ш Текущая работа по разовым поручениям руководителя, отвлекающая работников от выполнения основных обязанностей; значительная продолжительность рабочего дня руководителей, достигающая 10-12 ч. В день;
Ш Большие трудности работы в новой должности молодых руководителей и специалистов после окончания вуза.
Не случайно подавляющее большинство опрошенных работников высказывается за создание хороших инструкций, исключающих дублирование функций между подразделениями и работниками, обеспечивающих нормативную продолжительность рабочего дня и равномерную загрузку персонала.
Исходными данными для разработки должностных инструкций являются: организационная структура, функциональная структура, классификатор функций управления (КФУ), классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (КСДС), нормативы управленческого труда, положения о структурных подразделениях, результаты экспертных и социологических опросов работников и др.
Должностные инструкции разрабатываются по каждой должности управленческого персонала в соответствии со штатным расписанием и являются логическим продолжением и развитием положения о структурном подразделении. Они утверждаются руководителем организации.
Основными разделами должностной инструкции являются: общая часть, карта функциональных обязанностей, права, ответственность, поощрение.
Должностные инструкции позволяют:
Ш Рационально распределить функциональные обязанности между работниками;
Ш Повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения;
Ш Улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;
Ш Четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами;
Ш Конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;
Ш Повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;
Ш Повысить эффективность морального и материального стимулирования работников за счет использования методики КОУТ;
Ш Организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.
1.3.Контракты с персоналом.
Порядок заключения.
В соответствии со ст. 18 КзоТ РФ (в редакции от 1 октября 1995г.) контракт (трудовой договор) заключается в письменной форме.
В целях оказания практической помощи предприятием, учреждениям, организациям( в дальнейшем предприятие) в заключение контрактов с работниками Минтрудом РФ разработаны рекомендации по их заключению и примерная форма трудового договора (контракта).
Контракт заключается при найме работников. Письменное оформление трудовых отношений для лиц, ранее принятых на работу, производиться только с их согласия.
Преимущество письменной формы заключается в том, что все условия контракта фиксируются в едином акте, обязательном для сторон. Письменная форма контракта повышает гарантии сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда.
При заключении контракта рекомендуется указывать обязательные условия:
Ш Место работы - наименование предприятия, куда принимается работник;
Ш Работу в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник;
Ш Дату начала работы и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор;
Ш Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.
Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести об установлении испытательного срока, о совмещении профессий (должностей), переподготовке и обучении совмещаемых профессиям, о регулярном повышении квалификации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме рабочего времени и времени отдыха и др.
Установление дополнительных условий контракта не должно ухудшать положение работника по сравнению с законодательством, соглашением любого уровня (генеральным, отраслевым, специальным) и коллективным договором.
Закон не связывает соблюдение письменной формы с определенным видом и сроком договора. Поэтому письменный договор (контракт) заключается как с постоянными, так и временными работниками, надомниками и совместителями.
Сторонами контракта являются:
Ш В качестве работодателя выступает организация (юридическое лицо) либо гражданин (физическое лицо), нуждающийся в труде наемных работников;
Ш В качестве работника - граждане, достигшие 15 лет; в исключительных случаях - граждане, достигшие 14 лет (в свободное от учебы время, если работа не причиняет вреда здоровью и не нарушает процесс обучения), но лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей.
Предприятие может делегировать право по приему и увольнению работников своим филиалам, отделениям, представительствам, что должно быть закреплено в его уставе (положении). При непредоставлении такого права самостоятельному подразделению все его работники заключают трудовой договор непосредственно с руководителем предприятия.
Особенности заключения контракта с руководителем предприятия определены Временными рекомендациями о порядке применения контрактной формы заключения трудового договора с руководителями предприятия, утвержденными Минтрудом РФ (102).
Прием на работу оформляется приказом администрации предприятия на основании личного заявления работника. Приказ объявляется работнику под расписку.
В трудовом договоре целесообразно указывать структурное подразделение (цех, отделение, отдел, лабораторию, и.т.д.), в которое принимается работник, что позволит конкретизировать его трудовые обязанности, условия труда, полагающиеся льготы. В контракте указывается профессия (должность), на которую принимается работник.
Наименование профессии (должности) работника рекомендуется определять в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) и квалификационными справочниками должностей служащих (КСДС), т.к. определяется регламентация наименования профессий или должностей обусловлена действующим в настоящее время механизмом создания гарантий социальной защиты работников при решении вопросов оплаты труда, льгот и компенсаций в связи с условиями труда, условиями пенсионного обеспечения и др.
Если в содержании работ нанимаемого сотрудника предусмотрены обязанности, соответствующие характеристикам двух и более профессий или должностей, предусмотренных в ЕТКС, то наименование профессии (должности) рекомендуется определять по профессии (должности) с наибольшим удельным весом в объеме предусматриваемых работ.
Совмещение профессий (должностей) может выступать в качестве самостоятельного условия трудового договора (контракта). В этом случае стороны оговаривают порядок и условия совмещения. В трудовой договор (контракт) вноситься соответствующая запись о работе по совмещаемой профессии (должности) с указанием дополнительных обязательств работника.
В содержании трудового договора (контракта) рекомендуется отражать все важнейшие условия труда, устанавливаемые по соглашению сторон (рабочее место, условия труда, социальные блага и гарантии).
В письменной форме контракта нецелесообразно определять все обязанности работника в соответствии с той профессией (должностью), на которую он принят. Круг обязанностей работника вытекает из необходимости выполнения производственной программы, достижения определенных показателей, соблюдения режима работы (правил по охране труда и.т.д.). Конкретизация обязанностей производиться на основе квалификационной характеристики и модели рабочего места в должностной инструкции.
Если работник по должности обладает правом приема и увольнения с работы, это условие рекомендуется указывать в контракте.
Согласно КзоТ РФ (ст.17) контракт может заключаться на неопределенный срок, на определенный срок - не более пяти лет, на время выполнения определенной работы. При заключении с работником контракта на время выполнения определенной работы указывается, какая конкретно работа должна быть выполнена.
Срочный трудовой договор (контракт) заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения, интересов работника, а также в случа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.