На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные направления и принципы научной организации труда руководителя, его роль в системе управления. История развития науки об управлении. Особенности рационализации управленческого труда. Роль управления и образования в системе общественных отношений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 02.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


49
Оглавление
Введение 2
1. Основные направления научной организации труда руководителя 4
2. История развития науки об управлении 9
3. Роль руководителя в системе управления 15
4. Перспективы развития управления 38
Заключение 48
Биографический список использованной литературы 50
Введение
Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить. Он должен знать законы развития природы и общества, изучить технику и технологию производства, его экономику, организацию и планирование, а также основы управленческой психологии. Вместе с тем ему необходимы знания и в области права, социологии и информации. Управление -- творческий процесс, здесь важны не только знание общих основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации, сложившиеся на данном участке производства, и делать из их анализа правильные выводы.
Чтобы принять обоснованное решение, недостаточно обладать высокой профессиональной квалификацией. Многое зависит от индивидуальных способностей руководителя, его умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции, Следовательно, чтобы научиться управлять, нужно решить две задачи: овладеть научными основами, т.е. теорией управления, и уметь творчески ее применять, т.е. овладеть искусством управления.
Владея знаниями и искусством управления, организатор должен уметь выбирать цели своей деятельности и вырабатывать стратегию, определяющую средства для их достижения, принимать соответствующие выработанной стратегии решения, за которые он понесет персональную ответственность; осуществлять принятые им решения с помощью людей, находящихся в его распоряжении, т.е. уметь управлять ими.
Таким образом, определение цели и выработка стратегии ее достижение, принятие решения и управление - это комплекс тех функций, которые повседневно должен выполнять каждый руководитель.
Управление - это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.
Руководители управляют, используя свои знания и опыт. Знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение, а интуиция подсказывает, как именно управлять и контролировать. Поэтому управление является не только наукой, т.е. системой знаний, но и искусством.
Целью данной курсовой работы, является рассмотрение организации труда руководителя.
Для достижения этой цели нужно изучить следующие задачи:
Направления научной организации труда руководителя
Историю развития науки об управлении
Роль руководителя в системе управления
Перспективы развития управления
1. Основные направления научной организации труда руководителя
Научная организация труда работников управления - это составная часть организации трудовой деятельности людей.
С развитием и усложнением производства развивается и усложняется управленческий труд, который носит умственный характер и продуктом которого являются решения и действия руководителя.
Как и всякий труд в сфере материального производства, труд управленческий обладает производительностью, на которую большое влияние оказывают многие факторы, в том числе уровень его организации и степень применения новейших достижений науки и техники в управлении производством, национальные и духовные особенности отдельных народов.
В более широком смысле под научной организацией управленческого труда следует понимать проектирование, внедрение и непрерывное совершенствование всего процесса управления коллективом предприятия.
Организация управленческого труда, как и организация труда физического, основывается на общих задачах и принципах организации трудовых процессов, но имеет свою специфику. Применительно к управленческому труду основными задачами научной организации труда является:
экономические, сущность которых заключается в ориентации на системное и гибкое управление коллективом с целью своевременных изменений в организации производства и сбыта продукции (товаров, услуг), достижение конкурентных преимуществ и наиболее высоких хозяйственно-финансовых и социальных результатов. В последние годы все чаще употребляется понятие «стратегического управления», которые включает постановку и решение экономических и иных задач в долгосрочной перспективе;
психофизиологические, направленные на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее сохранять здоровье и трудоспособность работников;
социальные, смысл которых состоит в создании условий для всестороннего и гармоничного развития личности работника управления, повышения его квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.
Научная организация управленческого труда использует положения и выводы общественных и естественных наук, в том числе экономики управления, социологии, эргономики, трудового права, психологии, физиологии, гигиены и санитарии, а также праксиологии - науки, исследующей и формулирующей правила «хорошей работы» в любой сфере человеческой деятельности.
Практически научная организация управленческого труда осуществляется на основе следующих общих принципов:
принцип экономичности, оптимальности -- состоит в достижении наибольших (наилучших) результатов при наименьших затратах времени, средств, сил, энергии;
принцип плановости -- основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональные взаимодействия работников аппарата управления между собой и с производственным персоналом;
принцип научности -- заключается в неуклонном совершенствовании организации управленческого труда на научной основе;
принцип комплексности -- означает совокупность и взаимодействие всех сторон деятельности в области НОТ управленческого труда (технологии управленческого труда, организации управленческого труда, организационной структуры управления);
принцип нормативности -- предполагает, что все работы в области научной организации труда осуществляются на основе определенных нормативных материалов. К ним в первую очередь относятся законодательные акты в области трудовой деятельности;
принцип заинтересованности и ответственности реализуется посредством материального и морального стимулирования труда;
принцип взаимопомощи - означает оказание товарищеской взаимопомощи в ходе трудового процесса.
К основным направлениям научной организации труда в сфере управления относятся:
совершенствование форм разделения и кооперации труда, рациональное использование кадров: подбор и расстановка, распределение функций, кооперирование обязанностей, организация творческого труда, сплочение коллектива;
улучшение организации и обслуживания рабочих мест руководителей: Рациональная планировка, оснащение современными техническими средствами, обслуживание;
рационализация приемов и методов труда: планирование личной работы, изучение и отбор передовых приемов и методов, освоение передовых методов труда, применение передовых методов и приемов управленческого труда:
улучшение условий труда: моральный микроклимат, психофизиологические условия, санитарно-гигиенические условия, условия безопасности труда, эстетические условия (цветовая отделка помещения, оформление интерьера, одежда, функциональная музыка и т.п.);
совершенствование организации информации: оптимизация систем информации; автоматизация информационной работы, улучшение библиотечного обслуживания, совершенствование документооборота;
совершенствование нормирования и стимулирования труда: расширение сферы применения норм управленческого труда, повышение качества и обоснование норм, модернизация нормативных материалов, внедрение в оплату труда дифференцированных показателей, оптимальное сочетание материальных и моральных стимулов;
совершенствование подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководящих кадров: повышение качества под готовки руководящих кадров, широкое использование систем повышения квалификации, тренировка и отработка техники личной работы, усовершенствование самообразования;
воспитание сознательного и творческого отношения к труду: укрепление дисциплины труда, всемерное повышение производительности труда, плодотворное участие в научно-практической работе, активная общественная деятельность.[11;c.126]
Рационализация труда в органах управления предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами труда, Она направлена на внедрение в управленческий труд последних достижений науки и техники управления, а также передового опыта в практических вопросах научной организации труда, что приводит к достижению наивысших результатов работы при сокращении численности аппарата работников управления.
Рационализация управленческого труда осуществляется на базе внедрения современной оргтехники, механизации и автоматизации труда работников аппарата управления. Поскольку предметом груда в аппарате управления выступает информация, научная организация управленческого труда невозможна без своевременно необходимой информации, поступающей в органы управления в виде информационных потоков.
Рационализация информационных потоков, способов и методов обработки документов, форм носителей информации и приспособление их к механизированному заполнению являются важными задачами научной организации управленческого труда, которые нужно решить одновременно с разработкой автоматизированных систем управления. Взаимосвязь автоматизированных систем управления и систем рационализации управленческого труда на базе оргтехники должна быть четкой и единой по своей методической и организационной основе.
Оргпроектирование представляет собой процесс разработки и внедрения проектов Рационализации управленческого труда на базе требований НОТ и возможностей современной организационной и вычислительной техники в целях повышения эффективности работы аппарата управления.
Основные задачи оргпроектирования -- разработка наиболее рациональных технологических решений осуществления процессов управления и выявление способов выполнения функций управления с минимальным количеством трудозатрат, в процессе оргпроектирования решаются вопросы совершенствования организационной структуры аппарата управления, технологии осуществления процессов его работы, организации труда работников управления, информационно-документального обеспечения аппарата управления, его технического обеспечения. В процессе оргпроектирования решаются также вопросы, касающиеся обучения и повышения квалификации управленческого персонала.
Комплекс работ по созданию оргпроекта следует совмещать с работами по другим направлениям (разработкой планов социального развития, стратегическим планированием, планированием технологического развития и организации производства).
Для успешного выполнения мероприятий по научной организации управленческого труда на предприятиях должен разрабатываться план по научной организации труда, который является составной частью раздела «Техническое развитие и организация производства» перспективного и текущего планов экономического и социального развития предприятия. План по научной организации труда работников управления может включать следующие разделы:
Прогрессивные методы и приемы труда.
Нормирование и оплата труда (расширение сферы нормирования, внедрение научно-обоснованных норм).
Материальное и моральное стимулирование.
Условия труда (режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические мероприятия, техническая эстетика).
Разделы труда (квалификационное, технологическое).
Организация рабочих мест (улучшение планировки и специализация их, оснащение оргоснасткой, средствами механизации, автоматизации, связи, контроля).
Обслуживание рабочих мест (рациональные способы обеспечения информацией, выдачи заданий и т.д.).
Дисциплина труда.
Повышение квалификации и культурного уровня работников.
Важными этапами при формировании плана научной организации труда является правильное соотношение мероприятий по срокам их исполнения, а также подбор исполнителей, ответственных за реализацию этого мероприятия.[5;c.135]
2. История развития науки об управлении
Если сам процесс управления возник еще до появления мануфактурного производства, то наука об управлении зародилась и стала стремительно развиваться лишь в начале XX в. Развитие науки об управлении промышленным производством можно разделить на три этапа:
возникновение «классической теории научного менеджмента»;
разработка теории об управлении на основе «доктрины человеческих отношений»;
развитие современных теорий управления.
Классическая теория научного менеджмента зародилась в начале XX в. и являлась попыткой решить острые проблемы современного общественного производства. Родоначальник «научного менеджмента» -- американский инженер и исследователь Ф.У. Тейлор. Наиболее видными ее представителями кроме Тейлора являются французский менеджер Г. Файоль, англичанин Л. Урвик и др. Заслуга Тейлора состоит в создании концепций классической теории, которые отразили действительные потребности развития организации и управления производством. Он обосновал необходимость научного подхода к функциям управления. Своей задачей Тейлор ставил усовершенствование управления на основе изучения и анализа опыта деловой и производственной деятельности на уровне цеха и предприятия. С его работами связаны такие нововведения на промышленных предприятиях, как дифференцирование функций управления; планирование; рационализация труда за счет стандартизации рабочих операций; исследование трудовых процессов путем их разложения на составляющие элементы и хронометраж; применение дифференцированной оплаты труда, организация отбора, обучения и тренировки рабочих.
Ф.У. Тейлор приравнивал рабочих к средствам труда, игнорируя при этом социальные и психологические мотивы поведения людей в процессе производства, превращая работника в винтик огромного производственного механизма, подчиняемого администрации.
Большой вклад в «классическую теорию» управления внес Г. Файоль, французский инженер, ученый, исследователь. В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо», которая в момент его назначения на пост генерального управляющего находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из мощных французских концернов. Теоретические положения Г. Файоля изложены в его книгах «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», изданных в СССР в 1924 г. Он одним из первых сформулировал ряд общих принципов административной теории. Им введены пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.
Г. Файоль первым перестал рассматривать управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, по чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность. Г. Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов администрирования, применяемых ко всем сферам административной деятельности; разделение труда; власть и авторитет; дисциплина; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему; вознаграждение; централизация; порядок; равенство; устойчивость должностей личного состава; инициатива; корпоративный дух; скалярная цепь (т.е. ступенчатость власти в иерархии управления). Он сделал попытки также сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.
«Классическая теория научного менеджмента» способствовала целенаправленному прогрессу в искусстве интенсифицировать труд рабочего, значительно снижать издержки капиталистов, увеличивать прибыли. Однако эта «теория» недооценивала человеческий фактор и вскоре стала предметом острой критики. В 30-е годы XX в. возникает вторая, основная школа в американской теории управления -- доктрина «человеческих отношений». Одним из ее основоположников был Э. Мэйо, специалист в области антропологии, социологии, психологии и психиатрии. Эта школа сделала предметом своего исследования то, что осталось вне поля зрения «классической теории», а именно психологические мотивы поведения людей в процессе производства, «групповые отношения», проблемы «конфликта сотрудничества», «коммуникационные барьеры», «неформальную организацию». Чувства рабочего, его настроения, убеждения становятся специальным и важным предметом изучения. После многолетних экспериментов Э. Мэйо пришел к выводу, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Поэтому все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом именно этих факторов. Современные американские авторы сводах содержание доктрины человеческих отношений к трем положениям:
человек представляет собой социальное животное, подчиняющееся законам «стада», и требуется создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации;
с «природой человека» несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо разработать такие методы и формы управления, которые могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника, его интеллектуальный потенциал;
решение «проблемы человека» - дело бизнесменов, поэтому их задачей является решение социальных проблем труда, его гуманизация, обучение и воспитание работников, авторитетное управление и т.д.
Э. Мэйо и его последователи были убеждены в том, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности рабочих, причем предприниматели, только выиграют, так как резко возрастает производительность труда. Значительное место в работах теоретиков «человеческих отношений» занимают организационные принципы управления и анализ мотивов поведения людей в группе. Они считают, что предлагаемые рекомендации вызовут у рабочих «эффект сопричастности» к управлению, помогут внушить, что они партнеры собственника. В этих целях рабочим, представлялось право оценивать своих мастеров, участвовать в квалификационных комиссиях, обсуждать способы борьбы с браком, решать вопросы распределения премий и т.д.
«Классическая теория научного менеджмента», доктрина «человеческих отношений», а также развитие социологии, науки и техники явилось базой современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами: «эмпирической», «социальных систем», «новой», «ситуационной теории», «маркетинга».
«Эмпирическая» школа» базируется на изучении и обобщении опыта управления. Ее задача выработан, на основе опыта работы крупных менеджеров, президентов и вице-президентов компания, консультантов и т.п. наставления, инструкции, указания для менеджеров с целью использования их в практической деятельности. Считая управление главным образом искусством, эта школа выбрана основным объектом своих исследований менеджера, имеющего управленческий опыт. Эмпирическая школа ставит своими проблемами исследование функций управления, разработку критериев подбора, и оценки руководителей, исполнительских кадров, рационализацию организационных структур управления и др.
Школа «социальных систем» критически оценивает предшествующие концепции управления и теоретически обобщает новый опыт управленческой деятельности, предпринимая попытку создать «теорию» управления, нормы которой можно было бы применить для всех промышленных предприятий. Эта теория рассматривает социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать мотивы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побудительных стимулов к деятельности. При этом делается вывод, что материальный стимул является важным, но не единственным. Большое значение придается отличию, престижу, личной власти, а также гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами организации являются цель и оптимальные путь ее достижения. Анализ социальных процессов проводиться с помощью кибернетики, экономико-материальных методов, теории игр, теории информации, теории принятия решений и т.д. Большое значение придается изучению взаимодействия социально-психологических и организационных отношений на предприятии.[2;c.201]
В России значительный вклад в развитие методов научной организации труда и управления внесли А. Гастев, П. Керженцев, Н. Витке.
Значительный интерес в области психологии труда представляют работы В. Ядова, А. Здравомыслова, Е. Климова. Развитие принципов демократизации управления в сфере хозяйственной и административной деятельности, межличностных отношений получили в работах Д. Гвишиани, Г. Попова, А. Попова, Ю. Васильева и других известных специалистов.
В последние годы на теории управления значительно повлияла «новая школа», основная цель которой - повышение рациональности решений. Первые шаги «новой школы» связаны с применением метода исследования операций в области управления производством, который выражается в построении математических моделей наиболее часто встречающихся подзадач управления. С математическим моделированием тесно связана обширная область сетевых методов планирования и управления. «Новая школа» предусматривает широкое применение в процессе кибернетики и теории автоматического управления. В результате применения в управлении опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики, с другой, родился системный подход (Норберт Винер, Клод Шеннон), или системный анализ, главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом. Сущность системного подхода в управлении характеризуется: 1) формированием: целей и установлением их иерархии (формирование «дерева целей»); 2) получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей, и методов достижения целей и осуществления выбора; 3) количественной оценкой целей и средств их достижения. Системный анализ, впервые примененный в США для военных нужд, получил широкое распространение в практике управления производством.
Существующие теории организации и управления все чаще оказываются не в состоянии ответить на усложняющиеся нужды практического управления. Бизнесмены подвергают критике теории: управления за их «непрактичность» и «оторванность» от реального мира, неспособность служить конкретным инструментом в практике работы.
Этим объясняется появление «ситуационной теории управления», цель которой - переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности. Американский специалист по управлению Р. Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что невозможно анализировать их с точки зрения современных теорий организации. Он считает, что нужно разрабатывать ситуационные принципы, которые могут быть полезными в конкретных деловых ситуациях. Эта предпосылка стала постепенно доминировать в системе подготовки и повышения квалификации менеджеров. В учебном процессе в области управления акцент стал переноситься на изучение и анализ конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма. Ситуационный подход затрагивает в настоящее время почти все основные школы и направления американской теории организации и управления. Однако некоторые американские теоретики, несмотря на успехи, достигнутые путем «новейших методов» управления, доказывают, что руководство - это, прежде всего искусство, не поддающееся правилам и канонам, а поэтому наука управления не существовала, не существует и в принципе вообще невозможна.[10;c.151]
3. Роль руководителя в системе управления
Все работники аппарата управления предприятий и организаций в зависимости от выполняемых в процессе своего труда функций разделяются на три категории: руководители (линейные и функциональные); специалисты; технические исполнители. Руководители -- это генеральные директора объединений, директора предприятий, начальники цехов, бригадиры, начальники функциональных отделов (ПЭО, ОМТС, О АСУ и др.), начальники бюро. Специалисты -- это инженеры, техники, экономисты. Технические исполнители - учетчики, секретари, машинистки, операторы счетных машин и др. Содержанием труда всех работников аппарата является выполнение полного управленческого цикла, который включает следующие общие функции управления: 1) прогнозирование и планирование; 2) организацию работы; 3) координацию и регулирование; 4) активизацию и стимулирование; 5) контроль, учет и анализ.
Исполнение этих функций и составляет содержание труда работников аппарата управления. Особая роль в осуществлении этих функций принадлежит руководителям, поскольку их знания, умение и деятельность коренным образом влияют на результаты труда коллектива.
Труд руководителя носит в основном умственный характер. Результатом этого труда являются решения и действия руководителя. Цель труда руководителя - организация совместных усилий коллектива, направленная на достижение эффективных конечных результатов.
Существуют так же стили руководства. Научно-технический прогресс приводит к постоянному усложнению процессов управления производством. Управленческие решения становятся все более ответственными, так как влияют на все стороны общественной жизни. Ошибки в управлении приводят к негативным последствиям в социальной сфере, экономике, экологии и др. Таким образом, хозяйственный руководитель призван сыграть главную роль в повышении эффективности управления на всех уровнях в системе народного хозяйства страны. Эффективность труда руководителя во многом зависит от стиля его руководства.
Стиль руководства - это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем. Различают общий и индивидуальный стили руководства. Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Конкретно он может выражаться в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению и т.д.
Индивидуальный стиль зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили в определенных сочетаниях.
В зависимости от личных качеств различают три типа руководителей: автократ, демократ, либерал, а индивидуальный стиль руководства соответственно - автократический, демократический, либеральный.
Автократический (директивный) стиль управления характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках. Руководитель-автократ единолично решает все вопросы, не советуясь, как правило, с коллективом и ближайшими помощниками; старается участвовать во всех делах, не позволяет подчиненным принимать какие-либо решения без его санкции, не терпит возражений и замечаний в свой адрес, требует строгого выполнения приказов, инструкций. Руководители такого стиля обычно не информируют коллектив о действительном состоянии дел на руководимом объекте, не раскрывают перед ним перспектив развития объекта (участка, цеха, предприятия и т.д.), а указывают только ближайшие задачи. При таком стиле руководства снижаются активность, инициатива сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный психологический климат. Автократический стиль целесообразно применять в отстающих коллективах при низком уровне развития сотрудников, при возникновении на производстве критических ситуаций, когда требуется принятие решительных мер.
Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется тем, что руководитель-демократ действует как координатор управленческих задач, играет активную направляющую и вдохновляющую роль в коллективе. При выработке и принятии решений он советуется с подчиненными по наиболее сложны актуальным проблемам, развивает у них самостоятельность, активность и инициативу, доверяет ответственную работу, помогав профессиональному росту. Руководитель-демократ отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования. В условия демократического стиля руководства создаются условия свободного обмена мнениями по различным вопросам в коллективе и выработки решений на их основе. Дисциплина и порядок держатся, на сознательности работника, а не на страхе перед руководителем. В таких коллективах наблюдается общность взглядов, отсутствуют, как правило, конфликтные ситуации, высок престиж руководителя. Однако когда обстановка требует немедленного директивного вмешательства, демократический стиль неприменим.
Либеральный (разрешительный) стиль руководства характеризуется тем, что руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами и предоставляет работникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль сводится к функциям консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Либеральный стиль руководства дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику. Наиболее успешно руководитель-либерал управляет коллективом еще и тогда, когда в нем имеются энергичные и знающие помощники, которые могут взять на себя функции руководителя. В этом случае практически коллективом руководят и принимают решения заместители, они же и разрешают конфликтные ситуации. Управленческие функции при либеральном стиле руководства может взять на себя и сильный неформальный лидер. В этом случае руководитель должен выявить «платформу» лидера и умело воздействовать на него, чтобы не допустить анархии, ослабления дисциплины и возникновения неблагоприятного социально-психологического климата.
Однако тот руководитель-либерал, которым руководят подчиненные, слывет у них «хорошим человеком», но это продолжается до тех пор, пока не возникнет конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения, либеральный стиль переходит в попустительство, что ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины.
Таким образом, стиль руководства возникает из личного контакта с подчиненными. Он должен быть гибким, инициативным и одобряться подчиненными.[6;c.147]
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обусловливает успешность выполнения некоторой деятельности.
Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические (отдельные) способности и общую способность (одаренность) личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качества личности.
Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управление умений. Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям:
Умение решать «нестандартные управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.
Умение мыслить масштабно. Масштабность мышления руководителя тесно связанна с его должностным рантом и определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит. Одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, это приведение масштаба своего мышления в соответствие с новым рангом должности. Степень легкости и эффективности перестройки прежнего масштаба мышления говорит о способности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб, своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше "сумеет реализовать свои способности. Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ними, то свои контраргументы тщательно обосновывает.
Умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых. В первом случае можно говорить о положительной, а во втором - об отрицательной самоорганизации управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой -- от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной самоорганизацией. Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель и специалист более высокой квалификации.
Умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи, обшей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умение.
В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить:
способность его доминировать в коллективе;
уверенность в себе;
эмоциональную уравновешенность;
ответственность;
предприимчивость;
общительность и независимость.
Кишиневские психологи В.Я. Квитко и Л, Б. Полингер провели сравнительный анализ структуры личности сильных и слабых руководителей с помощью психологических тестов, который дал возможность выделить качества, чаще всего присущие сильному руководителю. Лица с высокой общей способностью к управленческой деятельности обычно менее консервативны; пластичны и свободны в поведении; более удовлетвори км -км? чью; терпимы и уживчивы; лучше ладят с людьми; естественны; склонны брать на себя ответственность за разрешение конфликтов и сложных ситуаций; свободны от шаблонов; благожелательны; прямолинейны; самоуверенны; реалистичны в суждениях; практичны; несколько жестки и черствы по отношению к окружающим, эмоционально стабильны; обладают высоким творческим потенциалом.
Как «вырастает» преуспевающий руководитель компании, успешно добивающийся поставленных целей? Можно ли уже в молодом человеке распознать перспективного управляющего и определить пути развития его таланта? Эти и другие вопросы поставили перед собой профессор Ч. Маргерисон из Австралии и Э. Какабадзе из Великобритании. Чтобы ответить на них, они опросили 700 руководителей компаний различных отраслей, проанализировали результаты и сделали некоторые обобщения.
По результатам опроса ключевыми факторами, определяющими продвижение на высший уровень руководства и развитие карьеры, являются три главных фактора: 1) личное желание занять высокий руководящий пост; 2) умение работать с людьми; 3) готовность рисковать и брать ответственность за это на себя. Далее следуют: приобретение значительного опыта руководящей работы и выполнение разнообразных функций до 35-летнего возраста; способность генерировать больше идей по сравнению с коллегами; умение при необходимости легко менять стиль управления: семейная поддержка; техническая подготовка; специальная управленческая подготовка и т.д. Но упор сделан на умение работать с людьми, сочетающееся с готовностью к риску. По мнению большинства из опрошенных, без высокой коммуникабельности, умения управлять людьми и делегировать свои полномочия -- успеха не жди. это наиболее существенные аспекты деятельности руководителя. Свои личные знания и виды деятельности руководители так ранжировали (распределили) по степени важности: принятие решений, самодисциплина, аналитические способности, гибкое поведение, умение хорошо распределять свое время, знание дела. В других преуспевающих руководителях опрашиваемые (респоденты) видят следующие важные качества: умение ставить четкие цели и стремиться к их достижению; обладать разносторонними способностями, лидировать; уметь ладить с людьми; быть честными, творческими, последовательными в своих поступках и словах, справедливыми, обаятельными, уметь сочувствовать.
Наряду с качествами сильного руководителя можно выделить характерные признаки слабого руководителя: 1) всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, так как не способен предугадать их, почувствовать их приближение и подготовиться к ним; 2) убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому старается все делать сам; 3) занят деталями, участвует во всех делах, из-за чего никогда не имеет времени: 4) принимает посетителей, держа в одной руке телефонную трубку, а другой подписывает телеграмму и в то же время консультирует стоящего у письменного стола сотрудника -- вот принцип его работы; 5) письменный стол его всегда загружен бумагами; 6) работает по 10--14 часов; 7) в своем портфеле носит непрочитанные бумаги с работы домой, а из дома на работу; 8) решение старается отложить на завтра: ведь вопрос может решиться сам или его решит кто-то другой; 9) никогда ничего не решает до конца; 10) все видит «белым» или «черным», для него нет оттенков, полутонов, нюансов; 11) склонен «из мухи делать слона»; случайным, второстепенным деталям придает слишком большое значение, не способен отличать главное от второстепенною; 12) старается принять наилучшее решение, вместо того чтобы принять выполнимое; 13) фамильярен с подчиненными, похлопывая по плечу или обнимая за талию, старается приобрести репутацию хорошего руководителя; 14) готов к любому компромиссу, чтобы избежать ответственности, склонен сваливать вину за свои ошибки на других; 15) работает по принципу «открытых дверей»: к нему в кабинет идет, кто хочет, когда хочет и по любому поводу; 16) когда коллективу присуждается премия или награда, он первый в списке; в президиуме занимает место в первом ряду.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, глубоко ошибочно.
Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Лидерство - это процесс психологического влияния одного человека на других людей при их совместном стремлении к достижению общих целей, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга1, Это процесс психологического влияния, основанного на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Чем выше авторитет руководителя, тем сильнее его воздействие на сотрудников.
Руководство - это процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, вверенной ему обществом или коллективом. Руководство основано на принципах властного отношения, распорядительства, социального контроля и применения дисци и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.