На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие исследования и характеристика исследования систем управления. Цель, объект и предмет исследования. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Характеристика исследования систем управления. Основные подходы к исследованию систем

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 14.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание

Введение

1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления

1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности

1.2 Характеристика исследования систем управления

2. Основные подходы к исследованию систем управления…

2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления

2.2 Процессный подход к исследованию систем управления

2.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления

2.4 Функциональный подход к исследованию систем управления

2.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления

2.6 Системный подход к исследованию систем управления

2.7 Комплексный подход к исследованию систем управления

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Введение

В условиях динамичности современного производства и общест-венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не-возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необхо-димость в исследованиях систем управления продикто-вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра-боты этих организаций. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной. Практической значимостью работы является необходимость сформулировать основные подходы к исследованию систем управления организации. Целью исследования является необходимость раскрыть сущность основных подходов к исследованию. Задачами исследования являются: рассмотреть понятия используемые при изучении систем управления; определить методологию исследования систем управления. Предмет исследования являются основные подходы к исследованию систем управления.
Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных менеджеров, экономистов: Анохина П.К., Фрейдиной Е.Ф., Максимцова М.М., Мишина В.М., Мухина В.И., Макашевой З.М. и других.
1.Понятие исследования и характеристика исследования систем
управления

1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности

Понимание определений терминов и понятий имеет в управлении в целом и при его исследовании в частности исключительное значение. А.П.Чехов в своем произведении № пассажир 1-го класса» устами одного из героев сказал: «…знай мы что такое слова, нам может быть, были бы известны и способы ее достижения» Данное высказывание можно отнести и к определениям терминов в области исследования систем управления.
Максимцов М.М. считает, что исследование как научный труд, научное изучение и процесс познания всегда находилось под пристальным вниманием ученых. В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого либо объекта, (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов познания.11 Максимцов М.М. Менеджмент. М., ЮНИТИ, 2005. - С. 86. Вместе с тем Мухин В.И трактует его как вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека ( менеджмента, экономики, производства. искусства, образования и т.п.).22 Мухин В.И. Исследование систем управления . М., Издательство «Экзамен» 2006. - С.22
Мишин В.М же считает, что исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний. Его также можно рассматривать, как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого либо явления (объектов) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состоянии в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.11 Мишин В.М. Исследование систем управления. М., ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - С.19
Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты, К таким характеристикам в первую очередь относят: потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач): его цель, объект и предмет, методология, вид исследования, ресурсы (определенный комплекс средств и возможностей обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей); результаты исследования (как конечный итог и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом целей) и т.п.
При проведении исследования важно четко и правильно определить цель, объект и предмет исследования. Большое значение имеет сам процесс исследования, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл ,что заложен в содержании понятия «цель».
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому достижение носит вероятностный характер.
Необходимость и значение любого исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемы для общества. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя переоценить. Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного тяжелого труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью. Стремление заниматься творческой работой у человека заложено природой, так как результаты творчества позволяют облегчить человеческую жизнь, сделать ее более интересной и в конечном итоге продлить существование человека как вида.
Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно- технического прогресса и развития всей современной цивилизации.
Особое значение здесь имеют научные достижения, определившие направления развития мирового общества.
Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний все чаще делаются научные открытия.
Процессы дифференциации и интеграции наук и объективная необходимость внедрения в реальную действительность достижений науки наиболее ярко отражают научную и практическую роль исследований деятельности человека на Земле. В совокупности результаты исследований, безусловно, оказывают сильное влияние на всю цивилизацию, геополитику, безопасность стран, социальную, экономическую и техническую политику государств, общественное, социальное и профессиональное положение людей. Именно плоды познавательной деятельности определили реализацию в мировой экономике соответствующих технологических укладов циклов, существенно изменивших человеческую жизнь на планете.
Законы рынка формируют в настоящее время жесткую конкуренцию, в условиях которой от менеджеров организации требуется принятие новых эффективных управленческих решений, связанных, как правило, у управлением инновациями и соответственно проведением работ исследовательского характера, при этом количество принимаемых решений постоянно увеличивается, что обязывает менеджеров приобретать знания и умения по исследованию СУ и широко использовать их в практической деятельности.
1.2 Характеристика исследования систем управления

Необходимость соответствия современной организа-ции требованиям рыночной экономики вызывает по-требность постоянного ее совершенствования, организа-ционного развития. Базой организационных нововведе-ний служит изучение деятельности организаций.
Исследование систем управления -- это вид деятель-ности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющими-ся внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общест-венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не-возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.11 Коротков Э.М. Исследование систем управления. М., «ДеКА». 2004. - С.48
Поскольку управление - специфическая функция, она реализуется определенными элементами системы. Система в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Действительно, что в системах не может быть бесцельных процессов, то очевидно, что если есть цель деятельности, то должно быть управление достижением этой цели и сама деятельность по ее достижению. Таким образом, налицо разделение функций управляющей и управляемой подсистем. Подобное разделение объективная необходимость, вызванная усложнением процессов деятельности во всех областях, постоянным ростом общественного характера деятельности, увеличением взаимосвязей различных процессов. Появляется необходимость согласования целей и усилий индивидуумов, коллективов предприятий, отраслей и т. д., управления их совместной деятельностью.11 Мухин В.И. Исследование систем управления. М., «Экзамен». 2006. - С.42
На рисунке А1 представлена структура системы управления.
Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследо-вания приглашают консультационные фирмы. Необхо-димость в исследованиях систем22 Система - совокупность элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции. управления продикто-вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра-боты этих организаций. Исследования систем управле-ния могут быть различными как по целям, так и по ме-тодологии их проведения.
По целям исследований можно выделить практиче-ские и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глу-бокое понимание тенденций и закономерностей разви-тия организаций, повышение образовательного уровня работников.
По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опираю-щиеся на систему научных знании.
Разнообразны исследования и по использованию ресур-сов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном слу-чае, исходя из поставленных целей, приходится выби-рать необходимый вид исследования.
Проведение исследований и анализ любой конкрет-ной системы управления как объекта необходимо, преж-де всего, для обеспечения конкурентоспособности11 Конкурентоспособность -комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов пред-приятия на рынке товаров (услуг), для повышения эф-фективности функционирования подразделений и орга-низации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помо-щью исследования работы этих подразделений и кон-кретных исполнителей и руководителей.
Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных резуль-татов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы ор-ганизации, выяснить, что мешает, либо в большей сте-пени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результа-ты были еще лучше.
Необходимость проведения исследований продикто-вана еще и постоянно меняющимися целями функцио-нирования организаций, что неизбежно в условиях ры-ночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.
Исследования необходимы как с научной, так и с практической точек зрения. С научной точки зрения ис-следование предполагает разработку и четкое формули-рование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические по-ложения. С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обу-чить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследова-ния проводятся с целью построения определенной (эта-лонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация.
Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный опыт работы в научно-исследовательских или хозяйственных организациях, не обладают специальны-ми знаниями для подобных исследований.
Таким образом, с практической точки зрения прове-дение исследований предъявляет определенные требова-ния к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.
Исследователи должны:
- иметь опыт работы в области управления конкрет-ными производственными объектами;
- обладать знаниями современных методов и техники управления;
- обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;
- иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;
Кроме того, исследователи должны уметь системати-зировать полученную информацию, инициировать нова-ции в организации.
Выполнение этих требований определяет необходи-мость специального подбора и подготовки исследовате-лей, поскольку от результатов их деятельности в значи-тельной степени зависит эффективность работы пред-приятия. Подготовка таких специалистов осуществляет-ся заблаговременно и сопровождается стажировкой ис-следователей в процессе разработки новой модели сис-темы управления.
Исследование систем управления11 Управление - функции системы, ориентированные на сохранение ее основного качества, либо на сохранение некоторой программы, которая должна обеспечить устойчивость функционирования (гомеостаз) , достижение определенной цели. включает:
- уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;
- выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;
- выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;
- сбор необходимых данных для разработки меро-приятий по совершенствованию действующей сис-темы управления;
- получение необходимых данных для привязки со-временных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.
В процессе исследования и анализа работы организа-ции устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производ-ственно-хозяйственной деятельности предприятия; про-изводственная структура предприятия; система управле-ния и ее организационная структура; особенности взаи-модействия предприятия с потребителями, поставщика-ми и другими участниками рынка; инновационная дея-тельность предприятия; психологический климат пред-приятия и др.
2. Основные подходы к исследованию систем управления
2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления

Выбор методологического11 Методология исследования - это совокупность целей и исходных идей, путей, средств и методов изучения явлений. подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.22 Макашева З.М. Исследование систем управления. М., КНОРУС, 2008. - С.42
Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов.
Принципы являются средством конкретизации подхода. Они, отражая практику успешного исследования, влияют на его результат, а также высту-пают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движе-ния к истине и практической значимости.
Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов, которые рассмотрены на рисунке Б1.11 Роберт М. Энциклопедия современного управления. М., ВИПКэнерго, 1992. - Т. 1-5.
Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри-вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалек-тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду- щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.
Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвиде-ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследо-вания. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный прин-цип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках опре-деленной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти гра-ницы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целост-ность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозмож-но и игнорировать.
Важным принципом диалектического подхода является и принцип от-носительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, опреде-лении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.
В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследова-ния. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектичес-ких методов исследования представлен на рисунке В1.
Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого яв-ления расщепляются на противоположности и предстают перед исследовате-лем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следст-вия, содержания и формы и т.д.
2.2 Процессный подход к исследованию систем управления

Процессный11 Процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.
Рычаги (определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, методы методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.)
Входы Выходы (результаты
(информация и пр.) преобразования входов
Рисунок 1 - Основные составляющие процесса исследования
Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.
Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.11 Фрейдина Е.В. Исследование систем управления. М., «Омега - Л», 2008. - С.91
3
Рисунок 2 - Виды процессного подхода к исследованию:
А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный.
Преимущество процессного подхода состоит в следующем:
- непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;
- получении синергетического исследовательского результата;
- более полном выполнении требований к проведению исследований;
- постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.
2.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления

В настоящее время для ряда целей исследования систем управления, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации систем управления и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований систем управления.
В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследованию систем управления. Ситуационный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждогоиз элементов определены исходя из общего предназначения объекта.11 Мухин В.И. Исследование систем управления. М., «Экзамен». 2006. - С.65 сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.11 Ситуация - конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систем управления в рассматриваемый момент времени
В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.
Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования систем управления в конкре и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.