На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


учебное пособие Счет прибылей и убытков предприятия. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и чувствительности показателей. Планирование хозяйственно-финансовой деятельности и баланса предприятия. Планирование счета прибылей и убытков предприятия.

Информация:

Тип работы: учебное пособие. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 23.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание
    1. Баланс предприятия
    2. Счет прибылей и убытков предприятия
    3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
    4. Анализ изменений в хозяйственно-финансовом положении предприятия
    5. Планирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
    Планирование счета прибылей и убытков предприятия
    Планирование баланса предприятия
    Анализ чувствительности показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
    Библиографический список

1. Баланс предприятия

Финансовое положение фирмы наиболее полно отражается в балансовом отчете (далее - балансе) предприятия. Это как бы моментальная фотография финансового положения предприятия в определенный день года, например 31 декабря 2011 года.

С помощью баланса устанавливается, какими средствами располагает предприятие и какая у него задолженность.

То, чем располагает предприятие, называется активами. Они помещаются в левой части баланса. Задолженности называются пассивами и располагаются в правой части баланса. Кроме того, в правой стороне указывается также собственный (в акционерном обществе его называют акционерным) капитал предприятия - стоимость его имущества за вычетом обязательств.

Итог, подводимый в левой части, должен быть равен итогу в правой.

Активы - это вся собственность предприятия: товары, ценности, ценные бумаги, земля, здания, оборудование, наличные деньги, деньги - выплаты предприятия по кредитам и задолженностям, завершенное и незавершенное производство.

Пассивы включают долги и денежные обязательства предприятия, в том числе банковские ссуды и неоплаченные счета поставщикам, претензии, штрафы и т.п.

Собственный капитал предприятия - это сумма долей его вкладчиков, включающая начальные капиталовложения (уставной капитал) плюс (или минус) накопленные предприятием доходы с момента его создания.

Начнем с примера.

ПРИМЕР

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФАБРИКА ДЕТСКИХ ИГРУШЕК"
Баланс предприятия (рис.1) содержит три части:
А. Активы - собственность предприятия, включающая: I. Оборотный капитал; II. Капиталовложения во внешние объекты; III. Основной капитал и IV. Нематериальные активы.
Б. Пассивы - задолженности предприятия, включающие: I. Текущие (сроком до 1 года) и II. Долгосрочные долги.
В. Собственный капитал - сумма долей, вложенных акционерами: I. Акционерный капитал;
II. Нераспределенная прибыль.
По итогам года должно соблюдаться равенство:
Активы = Пассивы + Собственный капитал
либо
Собственный капитал = Активы - Пассивы.
Рис.1. Схема баланса предприятия
А. АКТИВЫ содержат:
I. Оборотный капитал - состоит из наличных денег и тех средств, которые обращены в наличные в течение года до даты отчета при нормальном ходе событий производственно-хозяйственной деятельности. Составляющие оборотного капитала перечисляются в порядке убывания их ликвидности. Оборотный капитал включает: наличные деньги, рыночные ценные бумаги, выплаты по счетам, товарно-материальные ценности, авансированные платежи.
1. Наличные деньги - денежные средства в натуральном виде или на счету в банке.
2. Рыночные ценные бумаги - вложения временно свободных наличных денег в краткосрочные процентные ценные бумаги, легко реализуемые на рынке (высоколиквидные). Это краткосрочные государственные облигации, сертификаты на вклады и т.д. В скобках обычно устанавливается их рыночная стоимость.
3. Выплата по счетам - средства, на которые покупатели взяли товары в кредит у предприятия и которые должны быть ему возвращены. Кредит такого рода обычно предоставляется на 1, 2 или 3 месяца. Из суммы выплат должны быть исключены те, которые вызывают сомнения; разность даст чистые выплаты по счетам, реальные на день отчета.
4. Товарно-материальные запасы - товары, подлежащие продаже в оптовой и розничной торговле по рыночным ценам. Сюда входят запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Обычно устанавливается самая низкая возможная цена реализации - так называемая чистая цена.
5. Авансированные платежи - это те расходы, которые были сделаны заблаговременно, заранее и распространяются на определенное время после балансового отчета.
II. Капиталовложения - это вложения средств во внешние объекты: вложения в дочерние предприятия, другие вложения.
прибыль убыток хозяйственный финансовый
1. Вложения в дочерние предприятия - стоимость акций, вложенных в учрежденные фирмой предприятия, связанные с основным, в которых фирма имеет контрольный пакет акций.
2. Другие вложения - то же самое, что п.1, но для предприятий, где фирма не обладает контрольным пакетом акций. Здесь обычно указывается и рыночная стоимость вложения.
Указанные в статье "Капиталовложения" активы не предназначены для продажи.
III. Основной капитал (основные фонды) - это стоимость земли, а также предприятия (фабрики), его имущества и оборудования, срок службы которых больше 1 года и не предназначен для продажи. Все части основного капитала, кроме земли, оцениваются по начальной цене за вычетом аккумулированных (реализованных) амортизационных отчислений. Амортизация - это распределение стоимости основных фондов на время их эксплуатации. Для земли устанавливается начальная цена. Составляющие основного капитала перечисляются в порядке убывания их постоянства:
1. Земля.2. Фабрика.3. Машинное оборудование.4. Конторское оборудование. Содержание этих статей соответствует их названиям.
IV. Нематериальные активы - это часть активов, не носящая материального, "вещественного" характера. Она включает благосклонность, патенты и права на привилегии, организационные расходы.
1. Благосклонность - это условная стоимость деловых связей предприятия. Стоимость этого актива может быть установлена лишь после продажи предприятия или ее оценки покупателем, который готов заплатить за деловые связи и репутацию (имидж) фирмы дополнительные деньги. Они-то и есть благосклонность. Благосклонность может включать также и оценку хорошо обученного, компетентного персонала, для которой в отчете нет другого места.
2. Патенты и права на привилегии - это фактически затраченные деньги, которые могут быть также представлены и как расходы на развитие предприятия либо превращены в акционерный капитал (капитализированы).
3. Организационные расходы - идут на формирование организационно-правовой структуры предприятия: регистрацию, разработку необходимых документов и материалов.
Б. ПАССИВЫ содержат:
I. Текущие пассивы (текущие долги) - это те суммы, которые предприятие должно будет вернуть в предстоящем (следующем за отчетным) году. Сюда относят:
1. Векселя к оплате - это деньги, которые были заняты в банке или у других кредиторов под векселя, плюс суммы процентов по ним.
2. Счета кредиторов - это выплаты долгов за товары и услуги, предоставленные ранее в кредит. Следует иметь в виду, что этот пассив может быть уменьшен при расчете наличными.
3. Накапливаемые издержки включают оплату товаров и услуг, не поставленных (не выполненных) в полном объеме. Это выплаченная авансом зарплата, гонорары юристам, художникам и архитекторам и т.д. Сюда же относится досрочная выплата процентного дохода по облигациям.
4. Налоговые платежи - это налоги, пенсионные и другие обязательные платежи, которые выплачиваются постепенно авансом.
5. Текущая часть долгосрочных долгов - та часть долгосрочных (более года) долгов, которая выплачивается в течение ближайшего отчетного года.
II. Долгосрочные долги - долги, которые должны быть уплачены в срок более года после данного отчета. Это облигации, закладные, некоторые займы. Следует иметь в виду, что будущий процентный доход кредитора не считается долгом, пока не пройдет время платежа. К долгосрочным долгам относятся:
1. Облигации, обеспеченные первой закладной, - это деньги, которые предприятие получило от физических и юридических лиц за выпущенные им облигации. Обеспечение первой закладной означает, что держатели облигаций имеют первоочередное право на имущество предприятия, если его придется заложить при невыплате долгов.
2. Облигации акционерной компании - это долги предприятия держателям выпущенных им акций.
3. Отсроченные долги - выплаты по налогам, допускающим льготную отсрочку по решению правительства.
В. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ содержит:
I. Акционерный капитал - это доля акционеров в капитале предприятия за исключением нераспределенной прибыли. Для индивидуальных предприятий это вся доля владельца в капитале предприятия. Акционерный капитал включает:
1. Привилегированные акции - акции, по которым производится первоочередная выплата при заранее объявленных фиксированных процентах. Они не дают акционерам права голоса.
2. Обыкновенные акции - голосующие акции, проценты по которым выплачиваются лишь
после выплаты владельцам привилегированных акций.
3. Ажио - разница между курсовой стоимостью акции и их номиналом.
II. Нераспределенная прибыль - разность между доходом и расходами предприятия за вычетом распределенных дивидендов.
Баланс предприятия, несмотря на всю свою важность, далеко не исчерпывает информацию о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Он дает лишь сведения о положении его финансов на определенный момент. Для того чтобы судить о деятельности предприятия за определенный промежуток времени (обычно за год), понять динамику бизнеса, а главное, познакомиться с механизмом получения прибыли и убытков, необходим отдельный документ - "Счет прибылей и убытков предприятия".

2. Счет прибылей и убытков предприятия

Основным документом, характеризующим динамику получения предприятием прибыли (убытка), является "Счет прибылей и убытков предприятия".

В счете прибылей и убытков имеют место следующие понятия и соотношения:

I. Продажа - это выручка от продажи товаров.

II. Чистая продажа - это продажа минус убытки при продаже.

III. Стоимость реализованных товаров - это стоимость товаров, подлежащих продаже, минус стоимость запасов готовой продукции на конец отчетного года.

IV. Стоимость товаров, подлежащих продаже, - это стоимость запасов готовой продукции на конец предыдущего отчетного года плюс стоимость произведенных товаров.

V. Валовая прибыль - это чистая продажа минус стоимость реализованных товаров.

VI. Эксплуатационные расходы - это общие (повседневные) затраты предприятия, не связанные с производством или продажей конкретного товара.

VII. Чистый доход от производственной деятельности - это валовая прибыль минус эксплуатационные расходы.

VIII. Чистый доход - это чистый доход от производственной деятельности плюс другие доходы, минус расходы и проценты.

IX. Чистая прибыль - это чистый доход минус налоги на прибыль.

Счет прибылей и убытков предприятия показывает, сколько денег предприятие получило (или потеряло) за определенное время, обычно за производственный цикл или календарный год.

В счете прибылей и убытков устанавливается соответствие доходов (в первую очередь от реализации продукции) и понесенных при этом расходов за отчетный период. Их разность и есть чистая прибыль предприятия за это время.

Счет прибылей и убытков показывает лишь факт и сумму дохода и расхода по заключенным сделкам и не отражает реального движения денег, которые могут быть переведены на счет предприятия (или сняты с него) и позже.

Главная задача данного документа - проследить источники дохода и расхода, оценить поступающие и уходящие суммы и понять механизм образования прибыли предприятия.

Начнем с примера.

Рис.2. Схема счета прибылей и убытков предприятия

Позиции счета прибылей и убытков предприятия нуждаются в некоторых пояснениях (рис.2).

I. Продажа - это выручка от продажи товара.

II. Чистая продажа - это продажа за вычетом сопровождающих ее убытков. Иногда чистую продажу называют "доход от основной деятельности" (авиакомпании, театры, предприятия бытового обслуживания). В качестве скидок могут быть, например, льготы за быструю оплату, оплату наличными и т.д.

III. Стоимость товаров, подлежащих продаже, равна стоимости запасов готовой продукции на конец года, предшествующего отчетному, плюс стоимость произведенных товаров за отчетный год.

IV. Стоимость произведенных товаров (себестоимость) имеет важное значение как для предприятия, так и для покупателей. Приведем в качестве примера ведомость стоимости произведенных на фабрике товаров.

ПРИМЕР 2. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФАБРИКА ДЕТСКИХ ИГРУШЕК"

ВЕДОМОСТЬ СТОИМОСТИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ТОВАРОВ за год с 31 декабря 200. года по 31 декабря 200. года (в у. д. ед.)

Таким образом, в себестоимость продукции включаются все затраты на преобразование сырья и производство из него нового товара.
Статья ведомости "Труд" предполагает работу по производству продукции (работа на станках и т.п.). В статье "Контроль" имеется в виду оплата работников ОТК и среднего управляющего персонала (начальники цехов). "Овеществленный фабричный труд" - это стоимость текущих ремонтов, уборки помещений, технического обслуживания. Статья "Энергия" - энергия для работы оборудования, а "Тепло и свет" - для отопления и освещения фабрики. Статья "Амортизация" - расходы на возмещение износа фабричного оборудования, непосредственно участвующего в производстве товара. Под другими расходами понимается стоимость страхования фабрики и ее оборудования, а также стоимость вспомогательных материалов, расходуемых при техническом обслуживании фабрики (масла, краски и т.п.).
Возвращаясь к счету прибылей и убытков предприятия, напомним, что стоимость произведенных товаров включается в стоимость товаров, подлежащих продаже (п. III.2).
Исключая из стоимости товаров, подлежащих продаже, стоимость запасов готовой продукции на конец отчетного года, получают стоимость реализованных товаров (п. IV).
В непроизводственных компаниях (например, в торговых фирмах) нет работы по переработке сырья в конечный продукт, поэтому стоимость реализованных товаров включает лишь затраты на приобретение продукции и ее доставку. Ведомость стоимости реализованных товаров (теперь она так называется) существенно упрощается и имеет следующий вид.
ПРИМЕР 3. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"ДЕТСКАЯ ИГРУШКА" (ТОРГОВАЯ ФИРМА, УЧРЕЖДЕННАЯ "ФАБРИКОЙ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК")
ВЕДОМОСТЬ СТОИМОСТИ РЕАЛИЗОВАННЫХ ТОВАРОВ за год с 31 декабря 200. года по 31 декабря 200. года (в у. д. ед.)


Снова возвращаемся к счету прибылей и убытков предприятия.
V. Валовая прибыль находится как разность между "Чистой продажей" (п. II) и только что рассмотренной "Стоимостью реализованных товаров".
VI. Эксплуатационные расходы - это общие (повседневные) затраты, не связанные непосредственно с производством или продажей конкретного товара. Они делятся на общефирменные и административные, а также торговые. Сюда же относятся и амортизационные расходы (отчисления).
К общефирменным и административным расходам относятся затраты высшего звена администрации, оплата электричества в здании управления фабрикой, рента и другие затраты.
Торговые расходы - это зарплата работников торговли, стоимость презентаций, деловых поездок и т.п.
Амортизационные отчисления здесь же, которые не связаны с основными фондами (обстановка офисов, автомобильный транспорт для администрации и т.д.). Здесь, как и в основных фондах, указывается та часть амортизационных отчислений, которая производится за отчетный период.
VII. Чистый доход от производственной деятельности представляет собой разность валовой прибыли и эксплуатационных расходов.
VIII. Чистый доход - это прибыль от производственной деятельности с учетом других доходов и расходов.
Другие доходы представляют собой доходы от продажи собственности предприятия, а также так называемые внереализационные доходы: плату за аренду, проценты по облигациям и акциям и т.п.
Другие расходы - это проценты, которые предприятие платит по долгам, другие аналогичные расходы.
IX. Чистая прибыль - чистый доход за вычетом налога на прибыль. Если чистая прибыль отрицательна, уместно назвать ее "чистым убытком".
Для того чтобы совместно проанализировать балансовый отчет и отчет о прибылях, связать собственность предприятия и механизм получения на ее основе прибыли, составляется отдельный счет нераспределенной прибыли.
Под нераспределенной прибылью понимается та часть прибыли, которая остается предприятию после выплаты дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям. Если предприятие вместо прибыли останется с убытком, ведется счет этому дефициту прибыли.
ПРИМЕР 4. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФАБРИКА ДЕТСКИХ ИГРУШЕК"
СЧЕТ НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ За год с 31 декабря 200. года по 31 декабря 200. года (в у. д. ед.)


3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия

В качестве основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия используются следующие: прибыльность, стабильность, ликвидность, рост и эффективность. Все они положительного характера: чем показатели выше, тем лучше для предприятия.

1. Прибыльность характеризует превышение доходов предприятия над его расходами. Это важнейший показатель. Его иногда называют "критерий нижней линии" (строка чистой прибыли нижняя в отчете о прибылях). Чем превышение доходов над расходами выше, тем выше прибыльность.

2. Стабильность характеризует финансовую устойчивость предприятия. Она во многом зависит от финансовой структуры, т.е. от соотношения собственного капитала и капитала, взятого в долг. Чем больше доля собственного капитала, тем стабильность выше.

3. Ликвидность характеризует возможность превращения капитала предприятия в наличные деньги. Ликвидность зависит от возможности предприятия выполнять свои финансовые обязательства.

4. Рост - увеличение размеров предприятия, его капитала.

5. Эффективность - отношение результатов к затратам, прежде всего отношение прибыли к расходам. Это наиболее общий интегральный показатель.

Ни один из показателей не является исчерпывающим. В различных ситуациях любой из них либо их группа могут оказаться важнейшими.

Для оценки хозяйственно-финансовой деятельности существует несколько способов. Наиболее употребительны два:

анализ изменений в хозяйственно-финансовом положении предприятия путем сравнения баланса и счетов прибылей и убытков предприятия за ряд лет;

оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Рассмотрим последовательно оба способа.

4. Анализ изменений в хозяйственно-финансовом положении предприятия

В качестве материала для анализа используются балансы и счета прибылей и убытков предприятия за ряд лет, условно названных 1-й, 2-й и 3-й годы деятельности предприятия.

ПРИМЕР 1. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ"

БАЛАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ

ПРИМЕР 2. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ" ОТЧЕТЫ О ПРИБЫЛЯХ за три следующих друг за другом года, заканчивающихся 31 декабря каждый (в у. д. ед.)

На основании сравнения балансов предприятия за ряд лет готовится документ "Изменения в финансовом положении предприятия"

Содержание этого документа сводится к анализу 1) источников наличных денег и 2) использования наличных денег на предприятии.

Так, сравнивая балансы за 1-й и 2-й годы деятельности "Дома розничной торговли", в качестве одного из важнейших результатов можно отметить увеличение итога активов на 3 у. д. ед. (или, что то же самое, увеличение на эту цифру суммы собственного капитала и пассивов). За счет чего это произошло? Одна из возможных причин - появление у предприятия на 2-м году деятельности дополнительных наличных денег. Сравнительный анализ балансов за 1-й и 2-й год дает возможность найти источники этого увеличения. Для этого прежде всего следует выписать все основные изменения основных статей балансов за 1-й и 2-й годы.

Можно отметить следующие источники наличных денег:

Наличные деньги, увеличение на 7 у. д. ед.

Выплаты по счетам, уменьшение на 4 у. д. ед.

Запасы, увеличение на 7 у. д. ед.

Основной капитал, уменьшение на 7 у. д. ед.

Счета кредиторов, уменьшение на 2 у. д. ед.

Векселя к оплате (банк), уменьшение на 1 у. д. ед.

Налоговые платежи, уменьшение на 2 у. д. ед.

Накапливаемые издержки, увеличение на 4 у. д. ед.

Долгосрочные долги, уменьшение на 5 у. д. ед.

Обыкновенные акции, без изменений

Нераспределенная прибыль, увеличение. …… на 9 у. д. ед.

Рассмотрим некоторые из этих изменений.

Уменьшение суммы выплат по счетам означает, что в распоряжении предприятия остались дополнительно 4 у. д. ед., которые фирма, безусловно, использует для получения прибыли. Сокращение основного капитала в связи с его продажей или амортизацией означает, что его стоимость обращена в наличные деньги. Увеличение наличных денег означает и рост задолженности предприятия кредиторам, и увеличение накапливаемых издержек. Ведет к увеличению наличных денег и рост нераспределенной прибыли за счет отсрочки в уплате дивидендов акционерам. Если просуммировать возможности всех перечисленных источников, получится внушительная сумма. Итак, рост наличности на предприятии за 1-й год его деятельности шел по следующим направлениям:

Анализ балансов предприятия совместно со счетами прибылей и убытков, в свою очередь, дает возможность установить следующие пути использования наличных денег:
1. Стоимость конечных запасов товаров увеличилась на 7 у. д. ед. Это отразилось на уменьшении наличных денег (см. баланс за 3-й год), так как часть их придется потратить на покупку дополнительных запасов.
2. Уменьшение сумм в статьях балансовых отчетов "Счета кредиторов" на 2 у. д. ед., "Векселя к оплате (банк)" - на 1 у. д. ед., "Налоговые платежи" - на 2 у. д. ед., "Долгосрочные долги" - на 5 у. д. ед. связано с неиспользованием наличных денег. 3. В то же время появление в счетах прибылей и убытков 8 у. д. ед. амортизационных отчислений и связанное с ним уменьшение на эту же сумму основного капитала вызвано износом основных фондов, а не их продажей. И результат хозяйственной деятельности за 2-й год составляет 14 у. д. ед. (чистая прибыль после амортизационных отчислений). Этот результат не связан с получением наличных денег. Итак, неиспользование наличных денег шло следующими путями:
Увеличение запасов на 7 у. д. ед.
Уменьшение счетов кредиторов на 2 у. д. ед.
Уменьшение сумм "векселя к оплате (банк)" на 1 у. д. ед.
Уменьшение налоговых платежей на 2 у. д. ед.
Уменьшение долгосрочных долгов на 5 у, д. ед.
Итого 17 у. д. ед.
Сра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.