Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Деловое поле инновационного инвестирования. Бизнес-план как современная форма представления инвестиционного проекта. Алгоритм составления бизнес-плана. Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта. Механизм контроля реализации бизнес-плана.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 17.04.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3
1. Деловое поле инновационного инвестирования…………………..4
2. Бизнес-план как современная форма представления инвестиционного проекта…………………………………………………..6
3. Требования к бизнес-плану инновационного венчура…………..10
4. Алгоритм составления бизнес-плана……………………………..12
5. Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта………………………………………………………………………..15
6. Механизм контроля реализации бизнес-плана………………….35
Заключение………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………...38 Введение.
После того, как руководителем инвестиционного инновационного проекта получены все необходимые результаты исследований и научно-технических разработок, предшествующих принятию инвестиционного решения, а также ознакомились с объемом работ, связанных с формированием концепции и ее структуризацией, возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит владельцам проекта не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности проекта.
В этих целях составляется бизнес-план, являющийся общепризнанной международной формой представления инвестиционного проекта. От правильности составления этого документа зависит, получит ли проект одобрение и его жизнеспособность.
Составление бизнес-плана заставляет вновь вернуться к вопросам: так ли уж хороша идея; на кого рассчитан новый продукт (услуга); найдет ли этот продукт (услуга) своего покупателя; с кем придется конкурировать?
Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана -- центральный этап в инвестиционном планировании. Главным его содержанием являются формирование основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации.
Основное содержание этого этапа:
Ш развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес-проекта (ресурсы -- ограничения --результат);
Ш установление деловых контактов и углубление изучения целей участников;
Ш структурное планирование (определение рисков и бюджета, составление календарных планов);
Ш организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;
Ш получение одобрения на продолжение работ.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план -- это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе.
Для разработки стратегии развития крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.
В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри предприятия, так и вне его.
Чтобы привлечь к себе потенциального инвестора фирме-разработчику требуется грамотно составить бизнес-план инновационного мероприятия. Это необходимо, чтобы заинтересовать инвесторов в преимуществе вложения денег именно в этот, а ни в какой другой проект, показать им целесообразность, выгодность такого решения. Без вышеуказанного документа идея вложения средств (пусть, даже с первого взгляда привлекательный инновационный проект из оптимально разработанного портфеля инноваций по предприятию) может показаться вашему инвестору абсурдной, если не смешной.
Данная работа посвящена основным особенностям и важным замечаниям при составлении финансового бизнес-плана, способного привлечь потенциального инвестора.
1. Деловое поле инновационного инвестирования.
При подготовке бизнес-плана необходимо решить: какую цель (цели) вы преследуете этой разработкой, постараться ее сформулировать в письменной форме. Цели разработки могут быть, например, такими:
Ш уяснить себе степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;
Ш убедить коллегу в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемого бизнес-проекта;
Ш подготовить общественное мнение к акционированию предприятия по предлагаемой схеме, которую автор считает оптимальной;
Ш доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и организации существующего или создания нового предприятия;
Ш для привлечения внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора.
Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повышенном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые технологии и т.п.
Если предприятие, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет для этого достаточно собственных мощностей, то оно может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым оно передаст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, а также разрабатывает соответствующий бизнес-план. Это, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В данном случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.
В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри предприятия, так и вне его.
Помогает бизнес-план крупным предприятиям, которые собираются расширить дело, купив акции существующего предприятия или создав новую организационно-правовую структуру.
Многие инвесторы хотят получить одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ называется бизнес-предложением. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, при приглашении ключевых сотрудников и подписании контрактов с персоналом предприятия. Он не только является внутренним документом предприятия, но и используется при установлении внешних контактов. Поэтому существуют определенные требования к его форме и структуре.
Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной и производственной структуры предприятия.
Следует отметить, что бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских предприятий, организовывать совместное планирование развития предприятий, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.
Наиболее активно бизнес-план используется при поиске кредиторов, инвесторов и других партнеров по осуществлению проекта.
2. Бизнес-план как современная форма представления инвестиционного проекта.
Едва ли не каждая российская компания хотя бы раз занималась составлением бизнес-плана. В подавляющем большинстве случаев к этому вынуждает желание привлечь внешние (как правило, иностранные) инвестиции на осуществление новых деловых проектов. Характерно, что в подавляющем большинстве случаев такие попытки безуспешны. И пора перестать ссылаться на неблагоприятный инвестиционный климат.
Во-первых, и в таком климате кое-кому удается использовать для развития чужие деньги.
Во-вторых, в число элементов инвестиционного климата входит и бизнес-планирование, причем в отличие от более глобальных проблем (общая экономическая ситуация, правовое пространство) этот вопрос вполне в компетенции руководства каждой компании. Тут-то и проявляется свойство бизнес-плана, о котором обычно говорят гораздо меньше: это важнейший инструмент внутрифирменного управления. Между внешней и внутренней функциями бизнес-плана существует тесная взаимосвязь. Опыт показывает, что если начинать не с первой, а со второй функции, то инвесторы потом приходят сами.
Работа по бизнес-планированию и привлечению финансовых инвестиций -- это не простые проекты, они требуют знания предмета.
На схеме (рис. 1) показано, как идея предпринимателей и деньги инвестора должны воплотиться в продукт и принести пользу им обоим.
Рис. 1. Что должен показать бизнес-план
Формула бизнес-плана: деньги -- товар -- деньги + доход. В консалтинговых фирмах говорят, что обычно клиенты приходят со словами: «Нам нужны деньги, а не бизнес-план». И это грустная правда об отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плану. Это отношение взрощено на почве отрицания старого директивного планирования и прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный инвестор.
Понятно, что инвестор думает наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что если не можешь сделать нормальный бизнес-план, то уж тем более не сможешь его воплотить в жизнь. Кому-то такой взгляд может показаться спорным, ведь до сих пор большая часть проектов в России реализовывалась без всякого плана. Но одно дело, когда рискуешь своими деньгами, и другое, когда чужими. К тому же в результате составления бизнес-плана проект в четырех случаях из пяти совершенно преображается. Скажем, внутренняя норма рентабельности в 200%, обещанная идеей проекта, в результате маркетингового исследования и прочих расчетов опускается до 20%. При этом норма, которая требуется западному инвестору, -- 30--35%, а российским банкам -- 50%.
Итак, цель бизнес-плана -- убедительно показать, каким образом деньги или иные ресурсы инвестора превратятся для него в еще большие деньги: инвестор должен увидеть прибыль не после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый проект. В наших условиях у бизнес-плана появилась дополнительная коммуникативная функция: это понятный иностранному инвестору формализованный язык, на котором излагается замысел «глухонемого» российского коллеги.
Спрашивается: в чем же проблема? Проблема в том, что бизнес-планы составляются, а инвестиции не идут. Предлагаются различные решения.
По мнению некоторых специалистов, для успеха проекта достаточно одной консалтинговой фирмы, лучше, если их будет две: одна западная, которой доверяет инвестор, а другая российская, которая работает непосредственно с заказчиком и в контакте с западными коллегами. Иными словами, предлагается усовершенствовать интерфейс между инвестором и заемщиком. Однако консультанты прекрасно понимают, что их возможности на этом пути ограничены.
Инвесторов, по словам консультантов, пугает глухота российских руководителей, когда речь идет о ключевых вопросах управления проектом, в том числе о менеджменте как одной из первых (если не первой) гарантии прибыльности предприятия. Возможности привлечения инвестиций под бизнес-план ограничены из-за неготовности российских менеджеров квалифицированно управлять реализацией проекта.
Это во многом связано с отсталой системой управления в российских компаниях, как правило, не ориентированной на прибыль: российский (бывший советский) экономист или бухгалтер не видит разницы между инвестициями и товарообменом. Скажем, советские организации в течение десятилетий занимались внешней торговлей. Это самая простая сфера международного сотрудничества: отгрузил товар --получил деньги или получил товар -- заплатил за него. Так же они пытаются действовать и в отношении инвестиций. Например, нужны деньги для реконструкции, значит, нужен партнер, который эти деньги даст. А что потом с этим партнером будет, никого не интересует. Нет понимания того, что прибыль -- это не разница между доходом и расходом, а приращение капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия. Люди, которые делают инвестиции, должны иметь гарантии прежде всего прав собственности, и никто не будет вкладывать деньги в стране, где не умеют управлять и считать прибыль.
Отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса -- занятие бесперспективное. Нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой российской системы менеджмента, во всяком случае наиболее технологичных его элементов, а к ним в первую очередь относятся системы, связанные со счетом денег: управление финансами и планирование. Безуспешность попыток российских руководителей применить двойной стандарт в отношении бизнес-плана яркое тому подтверждение.
Необходимый минимум гарантий для привлечения иностранных инвестиций включает в себя:
v хорошо поставленный устойчивый бизнес (после реализации бизнес-плана он должен выйти на новый качественный уровень);
v управленческая команда (проект не должен быть ориентирован на одного человека);
v имущественные гарантии (залог, пакет акций предприятия).
Бизнес-план - это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя его потребителями являются чаще всего внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, деловые партнеры. А что произойдет, если деньги под бизнес-план будут получены? Следуя описанной выше логике, средний российский руководитель может ничтоже сумняшеся потратить их на уплату задолженности, скажем/по электроэнергии. На самом же деле его должна волновать проблема реализации бизнес-плана. Для реализации бизнес-плана следует четко знать основные требования к его составлению.
3. Требования к бизнес-плану инновационного венчура
Бизнес-план должен быть тем более убедительным и подробным, чем большую долю средств рассчитывает получить инициатор проекта от венчурных инвесторов. Ведь для последних естественно рассуждать так: коль скоро инициатор проекта не способен вложить достаточных собственных фондов, то ему следует хотя бы не поскупиться на затраты собственных времени и сил для проработки соответствующего бизнес-плана. В противном случае у венчурного инвестора, которого призывают рисковать капиталом без какого-либо специального обеспечения и гарантий, естественным образом может сложиться один из следующих неблагоприятных выводов:
* инициатор проекта тривиально ленив, но тогда он будет ленивым и во время работы с доверенными ему средствами,
* инициатор профессионально некомпетентен и ему по этой причине нельзя вверять фонды,
* продвигаемый инвестиционный проект в действительности малоэффективен или слишком рискован и этого в подробном бизнес-плане не хотят показывать венчурному инвестору,
* по отношению к венчурному инвестору вынашиваются откровенно мошеннические планы.
Существует масса рекомендаций по составлению бизнес-плана, однако никакое добросовестное изучение этих рекомендаций и следование им не заменят обычного здравого смысла в понимании того, на какие вопросы опытный (или нанимающий специальных аналитиков) инвестор желает получить убедительный ответ.
Даже если это институциональный инвестор, не надо забывать, что в каждой фирме существует своя бюрократическая процедура, что менеджеры несут ответственность перед акционерами и т.п. Так что как раз в этих случаях, возможно, придется представлять наиболее проработанные бизнес-планы, отвечающие, как минимум, на восемь основных вопросов:
1. Какова инвестиционная эффективность проекта по сравнению с обычной рыночной ставкой ссудного процента, характеризующей простейшую альтернативу вложения средств, например, на банковский депозит?
2. Насколько емким (по выявленной потребности и платежеспособному спросу), выгодным по конъюнктуре, перспективным (растущим) и нетрудным для освоения является рынок сбыта продукта или услуги, выпуск которых собираются наладить?
3. Если рынок сбыта является достаточно конкурентным либо (тем более) уже монополизированным, то насколько значимы и в чем заключаются конкурентные преимущества начинаемого предприятия и его продукта, позволяющие рассчитывать на вытеснение с рынка имеющихся там конкурентов?
4. Насколько удовлетворительным по уровню цен и объему предложения, надежным в смысле неухудшения этих параметров и доступа к поставкам и услугам является выбранный в бизнес-плане рынок ресурсов?
5. Каковы технические и коммерческие риски предприятия (проекта) и как и с какими издержками планируется их минимизировать?
6. Сколько средств, когда, в какой форме (деньги, оборудование, ноу-хау и т.п.) и почему именно столько и в этой форме требуется от венчурного инвестора для начала и последующего развития предприятия?
7. Каковы ближайшие перспективы финансового состояния намечаемого предприятия и возможности извлечь из него прибыль, с каким объективным стартовым периодом временно убыточной деятельности предприятия надо считаться? Не нужно ли будет, спасая проект и вложенный капитал, какое-то время даже предотвращать неплатежеспособность начинаемого предприятия дополнительными «вливаниями» в него ликвидных фондов?
8. Насколько продуманной в смысле максимизации прибыли является планируемая политика предприятия в части наилучшего сочетания намечаемых цен сбыта, объемов выпуска продукта на рынок, структуры текущих издержек и размера привлекаемых стартовых инвестиций?
Самыми важными из этих вопросов являются четыре -- первые два, шестой и седьмой. Ясность по ним уже дает инвестору достаточно полное представление, в каком проекте ему предлагают участвовать, насколько реалистичны запрашиваемые суммы и перспективы получения с них отдачи в обозримом будущем. Стало быть, бизнес-план должен, как минимум, (при любой вольной, но логичной структуре) дать ответ именно на указанные четыре вопроса. В более развернутых бизнес-планах разделы, касающиеся остальных вопросов рассматриваемого перечня, могут готовиться позднее -- в том числе, для привлечения дополнительных венчурных инвесторов (скорее кредиторов, чем партнеров).
Прокомментируем более подробно общепринятые (особенно в международной практике) профессиональные требования к представляемым материалам, а также логическую последовательность и взаимосвязанность проработки всего их комплекса.
4. Алгоритм составления бизнес-плана
Логику и внутреннюю взаимосвязь всего комплекса материалов, включаемых в бизнес-план венчурного предприятия, можно отобразить алгоритмом работы над ним, показанным на рис.2.
Как видно из приведенной схемы, особую важность представляют собой следующие моменты:
* все составление бизнес-плана разбивается на две части: от блока 1 до блока 5 и от блока 6 до блока 8;
* первая часть алгоритма бизнес-планирования, которую можно даже назвать «романтической» (в смысле ее непривязанности к текущим финансовым показателям предприятия как объекта инвестирования, налогообложения и аудита), выполняет функцию показа перспектив работы с выбранным продуктом, как если бы все проблемы с формированием необходимых стартовых и расширяющихся активов предприятия, а также поддержания его устойчивого финансового состояния были решены;
Рис. 2. Упрощенный алгоритм составления бизнес-плана венчурного предприятия
* вторая часть нацелена на «приземление» ранее обсуждавшихся перспектив с точки зрения требований к необходимым инвестициям, покрывающим дефицит собственных средств инициаторов проекта, а также на демонстрацию возможностей обеспечения финансовой устойчивости предприятия (и только в зависимости от этого -- возможности распределить часть его прибылей на дивиденды для инвесторов);
* существенно, что именно во второй части алгоритма (когда, как правило, выясняется, что финансово-балансовые перспективы предприятия на ближайшее время не столь уж радужны) возвращаются к вопросу о ценах, объемах выпуска продукта, структуре текущих издержек и баланса предприятия, пытаясь их оптимизировать с учетом располагаемых и минимально потребных дополнительных инвестиций (содержание блока 8);
* в алгоритме бизнес-плана крайне важны обратные связи между его блоками (причем важно и убедительно показать как их, так и их понимание составителями плана венчурному инвестору). Таких обратных связей как бы три «пучка»: связи от блоков части первой алгоритма на его первый, «запевный» блок так, что первоначально уточняются исходные данные для расчета инвестиционной эффективности проекта); связи от завершающего блока алгоритма к разделам, посвященным планированию финансовых балансов, общих (без учета и с учетом налогов) и распределяемых прибылей предприятия (при этом в финансовые показатели вносятся коррективы, улучшающие этим показатели по результатам оптимизации политики предприятия по поводу цен сбыта, структуры текущих затрат и объема выпуска); связи от завершающего блока алгоритма опять-таки к его первому блоку (еще одно уточнение исходных данных для интегральной оценки инвестиционной эффективности проекта);
* в остальном важно, чтобы указанная в схеме логическая последовательность работы над бизнес-планом реализовывалась четко, без пропусков и какого-либо «выхолащивания» стандартных стадий и разделов бизнес-плана.
Далее следует перейти к более подробному описанию каждого из составляющих частей бизнес-плана - подробного описания содержания бизнес - плана.
5. Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта.
Ответ на первый из вышеперечисленных вопросов следует приводить в бизнес-плане сразу после краткого изложения сути инвестиционного проекта, а соответствующие численные показатели, отражающие интегральную эффективность проекта, необходимо поместить в его сводный краткий проспект. Причем форма подачи материала должна быть такова, чтобы не возникало недоразумений по поводу полноты набора показателей эффективности и их содержания. Иначе говоря, эти показатели должны быть именно теми, которые применяются в современном серьезном инвестиционном анализе, а не теми, что удобно и просто сосчитать авторам бизнес-плана (типа среднегодовой, без учета фактора времени и дисконтирования потока будущих доходов и расходов, ожидаемой доходности капиталовложений).
Конечно, расчет их необходимо раскрыть, возможно, в специальном приложении, тем самым, убеждая инвестора в своей компетентности и добросовестности. Что касается серьезных показателей эффективности инвестиционных проектов, то здесь потребуется некоторое достаточно длительное отступление от взятой темы комментариев к вопросам бизнес-плана.
Базовой концепцией эффективности капиталовложений в рыночной среде, включающей в себя рынки капиталов, кредитов и денег, является уже рассматривавшаяся ранее чистая настоящая ценность (NРV) инвестиционных проектов, которые могут быть инвестициями в реальные активы. Важно при этом иметь в виду, что хотя чистая настоящая ценность конкретного инвестиционного проекта рассчитывается в абсолютном выражении, она отражает сравнительную выгоду, которую получает инвестор за срок полезной жизни проекта в сопоставлении с некоторым стандартным (общедоступным) доходом с аналогичного по величине капиталовложения за тот же срок. Обычно за основу в данном случае принимается действующая рыночная ставка ссудного процента.
Чтобы иметь основу для расчета чистой настоящей ценности любой инвестиции, нужно спрогнозировать денежные потоки Gt. Для этого применительно к каждому будущему периоду t надо иметь представление о том, каковы будут в нем:
* планируемая часть продолжающихся капитальных затрат (например, по реализации очередного этапа подготовки и расширения производства, а также организации продаж продукта);
* текущие затраты, связанные с ведением осваиваемых операций;
* возможный объем выручки от сбыта основного продукта, промежуточных и побочных видов продукции, услуг и полученных прав;
* издержки трансакций (по организации необходимых сделок).
Если инвестиционный проект касается освоения выпуска того или иного продукта, то представление о перечисленных факторах, определяющих денежные потоки Gt, должно позволить рассчитывать их по формуле:
H
Gt =Pt x Qt - E Pnt x Qnt - It
h=1
где t -- хронологический порядковый номер календарного периода (например, года) в пределах срока Т полезной жизни стартового капиталовложения Iо (t= 0,1,2,..., T); Go = - Io;
Pt - прогнозируемая цена продукта, по которой его можно будет продавать в количестве Qt в будущем периоде t,
Qt - реальный к ожидаемой конъюнктуре периода t объем продаж по цене Рt
{h} - множество покупных ресурсов (сырья, материалов, труда, услуг аренды и субподряда, комплектующих изделий, полуфабрикатов, товаров для подработки и перепродажи), необходимых при выпуске и сбыте целевого продукта проекта;
h = 1, ..., Н -- условные порядковые номера необходимых покупных ресурсов;
Рht - прогнозируемая цена единицы h -то покупного ресурса в будущем периоде t, когда будет закупаться количество Qht данного ресурса;
Qht -- планируемая на период t потребность в закупках h -го ресурса, которая будет соответствовать объему Qt выпуска продукта;
It -- продолжение в периоды t финансирования капитальных затрат по проекту (например, очередных этапов проектирования, строительства, закупок оборудования, монтажных и пуско-наладочных работ, очередей ввода в строй новых мощностей и пр.).
В целях более «солидного» представления технико-экономических обоснований и бизнес-планов целесообразно при любом удобном случае цитировать названные методические рекомендации или ссылаться на них как на источник информации, если эти материалы предназначены для привлечения отечественных (особенно государственных) инвесторов и (или) гарантов.
Итак, эффективность капиталовложений, традиционно понимаемая как отношение экономического эффекта к вызвавшим его единовременным затратам, если ее выражать с помощью чистой настоящей ценности инвестиционного проекта
(Е = NРV / Iо), представляет собой не что иное, как доходность современных затрат, добавочную по сравнению с доходностью ссуды средств Iо по рыночной ставке ссудного процента.
В качестве упрощенного (без учета фактора времени) метода оценки эффективности инвестиционного проекта иногда можно использовать и прямое соотнесение среднего за период (чаще всего -- за год) денежного потока Gt_ по проекту к величине начальной (стартовой) инвестиции Iо, т.е. (Е = Gt_ / Iо). Однако такой метод слишком груб, чтобы использовать его для принятия ответственных инвестиционных решений, когда экономическая среда динамично изменяется, а самим инвесторам небезразличны потери вследствие выведения инвестиционных средств из оборота. Точно так же в конечном счете несостоятельны и любые другие показатели, не основывающиеся на подобном соотнесении.
Вопросом, который при оценке эффективности и чистой настоящей ценности инвестиции обычно вызывает затруднения, является учет инфляции. Существует даже ошибочное мнение, что в условиях высокой инфляции (точнее -- высоких или хотя бы неопределенных инфляционных ожиданий) оценка эффективности инвестиций вообще теряет смысл. В стандартном случае как стартовые капиталовложения, так и поток будущих прибылей должны исчисляться по тем ценам необходимых ресурсов и возможных продаж (осваиваемого или выпускаемого продукта, имущества и пр.), которые действуют на момент оценки инвестиционного проекта. Если данное требование последовательно соблюдается, то влияние будущей инфляции устраняется. Ведь чистая настоящая ценность инвестиции называется настоящей и по той причине, что должна рассчитываться в текущих ценах. Конечно, при этом, как уже указывалось, ставка дисконта i не должна содержать инфляционной составляющей.
Возможны, однако, два нестандартных случая, когда фактор инфляции следует отражать специально.
Случай первый: прогнозируется, что цены на ресурсы, необходимые для выпуска предназначенного к продажам продукта, будут расти быстрее, чем рыночная цена этого продукта (или та цена, по которой реально будет продаваться планируемое его количество). Второй случай связан с тем, что будущие прибыли заранее планируется направить на покупку определенного товара, рост цены на который, как ожидается, будет выше общего инфляционного фона.
Обе ситуации достаточно легко моделируются тем, что в рассчитываемую в ценах базового периода формулу чистой настоящей ценности соответствующего инвестиционного проекта вводится поправочная величина (1+dt), на которую дисконтирующий делитель формулы после возведения его в степень t просто индексируется. Базовая формула NРV тогда, примет вид:
T
NРV= -Iо + E Пt / (1+ i)(1+ dt)^t
t=1
где dt -- разность между ожидаемыми для периода t темпами роста цен на необходимые ресурсы и выпускаемый продукт или/и разница по состоянию на период t в прогнозируемом индексе роста цены на товар, который будет приобретаться на прибыли от инвестиции, по сравнению с ожидаемым темпом общей инфляции.
Наиболее точный ответ получается, когда будущие прибыли (убытки) все же пытаются прогнозировать в ценах будущих периодов (с учетом разной инфляции по продукту и покупным ресурсам), применяя для их дисконтирования ставку дисконта i, также включающую в себя среднюю за все время Т инфляцию в экономике в целом.
Эффективность инвестиционных проектов для удобства сравнения ее с действительной рыночной ставкой ссудного процента часто выражают специфическим относительным показателем так называемой внутренней нормы доходности (internal rate of return, IRR) по инвестиционному проекту.
Идея состоит в том, чтобы выяснить, каким условиям ссуды той же величины капитальных затрат эквивалентен по своей эффективности (т.е. по ожидаемому потоку прибылей) данный инвестиционный проект. Иначе говоря, надо ответить на вопрос: при какой ставке ссудного процента было бы равно предпочтительно (равновыгодно) вместо инвестирования в этот проект просто открыть на тот же срок депозит в надежном банке на сумму Iо, необходимую для вложения в оцениваемый проект.
Эту гипотетическую ставку ссудного процента и именуют внутренней нормой доходности по конкретной инвестиции. Разница между нею и фактически действующей в момент оценки рыночной ставкой ссудного процента тогда указывает на сравнительную эффективность данного инвестиционного проекта в сопоставлении со средней эффективностью простых капиталовложений на рынке кредитов.
Технически внутренняя норма доходности IRR высчитывается из приравнивания к нулю формулы для определения чистой настоящей ценности анализируемого инвестиционного проекта и решения полученного уравнения относительно той дисконтной ставки IIR, при которой чистая, настоящая ценность проекта обратится в нуль (что и будет означать равнопредпочтительность данного проекта с простым ссуживанием инвестируемого капитала по таким образом вычисленной ставке процента):
T
NPV= - Io + E Пt / (1+ IRR)^t = 0
t=1
Для решения подобных уравнений используются специальные номографические таблицы либо особый род калькуляторов («бизнес-калькуляторы»), в которых запрограммированы основные финансовые функции.
Менеджеры весьма расположены именно к описанной упрощенной процедуре оценки эффективности инвестиционных проектов как к предельно наглядной.
Не следует, однако, преувеличивать удобства такой наглядности, так как у представленного метода есть множество скрытых недостатков. К примеру, решение степенных уравнений (таких, как данная формула) дает несколько корней, т.е. неоднозначно и для разных и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.