На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие и критический обзор исследований синергетической стратегии, анализ и выбор методик. Расчёт интегральной конкурентоспособности рекламного холдинга. Система планов экономической организации, выбор стратегии поведения компании Альмакор на рынке.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

    Введение
      1 Теоретические аспекты синергетической стратегии
        1.1 Понятие об синергетической стратегии развития организации
        1.2 Критический обзор исследований синергетической стратегии
      2 Обоснование выбора методологии исследования
        2.1 Анализ методик исследования синергетической стратегии
        2.2 Выбор методики и его обоснование
      3 Представление результатов проведенных исследований
        3.1 Проведение исследования
        3.2 Результаты исследования
      4 Анализ результатов проведенных исследований
      5 Основные выводы по результатам исследования
        5.1 Основные недостатки и преимущества синергетической стратегии холдинга
        5.2 Необходимость совершенствования
      6 Разработка рекомендаций
        6.1 Основные направления совершенствования
        6.2 Эффективность внесенных предложений
    Заключение
    Список использованной литературы
Введение
В начале XXI в. в русле развития постиндустриального (или посткапиталистического) общества зарождается новая сетевая экономика, основанная на передовых коммуникационных и информационных технологиях (интернет-технологиях, корпоративных базах данных, программных средствах поддержки взаимодействия и кооперации партнеров, и, в первую очередь, технологиях инженерии знаний, объектно-ориентированных и агентно-ориентированных технологиях).
Важнейшими признаками новой экономики являются:
широкое распространение интернет-технологий, активное использование экономических информационных систем и средств управления знаниями, прогрессирующая интеллектуализация товаров и услуг;
возникновение единого пространства знаний, формирование рынка знаний, зарождение сетевого общества, основанного на знаниях;
создание и накопление интеллектуального капитала;
глобализация конкуренции;
распределение рисков и ресурсов;
децентрализация систем управления (преобладание управления на коллективной основе);
повышение оперативности принимаемых решений;
формирование в качестве базовых социоэкономических единиц новых посттейлоровских организаций и предприятий (сетевых, виртуальных, обучающихся, интеллектуальных, эволюционных и т.д.).
Современные тенденции глобализации и интернационализации экономики тесно связаны с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающего как новый источник достижения конкурентоспособности и эффективности социально-экономических сообществ и организаций всех уровней. В новой экономике XXI в. значительная часть создаваемой обществом стоимости образуется благодаря знаниям, объективированным в продуктах и услугах. Знания - ни сырье, ни материалы, ни энергия, ни даже данные или информация - именно знания становятся основным стратегическим ресурсом, своего рода интеллектуальным капиталом, определяющим потенциал экономического развития. Соответственно, в передовых странах резко возрастает значимость деятельности по управлению (производству, хранению, распространению, использованию) знаниями, происходит постепенное превращение работников, занятых в сфере жизненного цикла корпоративных знаний, в ведущую силу общества.
Развитие современного рынка связано с постоянным увеличением степени интеллектуальности предлагаемых товаров и услуг. При этом речь идет не только об интеллектуальных информационных технологиях, интеллектуальных системах управления и поддержки принятия решений, но и об интеллектуализации традиционных товаров и услуг (интеллектуальное здание, автомобиль, стиральная машина и пр.).
Становление новой экономики приводит к ликвидации четких границ между производителями и потребителями, продуктами и услугами. При этом любую организацию (или предприятие) следует рассматривать как сложную, открытую, динамическую, самоорганизующуюся систему, непрерывно адаптирующуюся к изменениям внешней среды и коэволюционирующую вместе с нею. Иными словами, отныне судьба предприятия все сильнее зависит от того, что происходит с поставщиками, партнерами, конкурентами, т.е. с его ближайшим окружением. В то же время, ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности играют анализ и синтез внутренней среды организации, в частности, определение целей функционирования организации и стратегий ее развития, структурный и параметрический синтез организационных ресурсов и технологий, формирование генома и культуры организации.
Все вышеизложенное показывает актуальность построения новых организационно-экономических концепций и необходимость разработки инструментальных средств поддержки проектирования и функционирования организаций нового поколения. В настоящей работе дан краткий обзор свойств виртуальных интеллектуальных обучающихся организаций, рассмотрены основы применения синергетической методологии в теории организаций, а также изложена новая концепция синергетической организации.
Целью настоящей дипломной работы является анализ синергетической стратегии холдинга.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. показана сущность синергетической стратегии, проведен анализ исследований синергетической стратегии;
2. проведено обоснование выбора методики исследования синергетических стратегий холдинга;
3. проведено исследование, в результате которого сделан вывод о необходимости совершенствования синергетической стратегии холдинга;
4. разработаны предложения по совершенствованию синергетической стратегии холдинга и определена их эффективность.
Таким образом, объектом исследования в данной работе является холдинг Альмакор, предметом - синергетическая стратегия холдинга.
Дипломная работа написана на 90 листах и состоит из введения, шести глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты синергетической стратегии
1.1 Понятие об синергетической стратегии развития организации
На этапе вступления России в рыночные отношения и в результате приватизации появилось множество коммерческих структур. Наряду с организациями, имеющими элементарное строение, стали появляться организации с довольно сложным внутренним строением. В том числе юридические лица, создаваемые со 100-процентным участием капитала одного учредителя или же с преимущественным участием капитала одного из учредителей. В поисках наиболее эффективного управления капиталами и форм его организации российская практика периода развития рыночной экономики приходит к холдингу, показавшему себя в условиях западной экономики наиболее жизнеспособной, подвижной и эффективной формой управления капиталами. Помимо того, что холдинги являются эффективной формой управления капиталами, они к тому же выступают уникальной формой организации бизнеса. В настоящее время практически во всех важнейших отраслях хозяйства на Западе функционируют холдинговые компании.
Исторически холдинги в России образовались, во-первых, в результате приватизации, на основе крупных имущественных комплексов бывших государственных промышленных и производственных объединений, а во-вторых, вследствие естественных интеграционных процессов концентрации производств и капитала. В настоящее время холдинги создаются в результате разукрупнения организаций, которые имеют большое количество обособленных структурных подразделений и диверсифицированное производство. Официальной статистики российских холдингов пока не существует, но по оценкам специалистов, их количество достаточно велико.
Серьезный анализ содержания понятия холдинга дается И.С. Шиткиной. Однако она рассматривает понятия «холдинг» и «холдинговая компания» как равнозначные. При этом выделяет холдинговую компанию (холдинг) в широком и в узком смысле слова.
Под холдинговой компанией в широком смысле И.С. Шиткина понимает «совокупность двух или более коммерческих организаций, одной из которых является основное (преобладающее) общество, а остальные - дочерние и (или) зависимые общества». Холдинговой компанией в узком смысле, по мнению автора, является основное (преобладающее) общество, «способное определять решения дочерних и зависимых обществ». Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. - М. 2001. С. 65.
Относительно понимания холдинга в широком смысле следует сказать, во-первых, что оно вызывает те же возражения, которые были изложены применительно к вопросу о соотношении понятия холдинга с понятием совокупности основного и дочерних обществ, когда анализировалась позиция Е.Н. Кравченко. Во-вторых, необходимо заметить, что законодатель признает зависимым лицом такое хозяйственное общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью п. 1 ст. 106 ГК РФ). Однако при этом, с одной стороны, преобладающее общество может не иметь возможности определять решения зависимого, а, с другой стороны, в данном определении также не учитывается возможность головной организации холдинга, которая может определять решения иных участников холдинга косвенным путем.
Различая холдинг в широком и в узком смысле, И.С. Шиткина все же понятие холдинга (холдинговой компании) в широком смысле считает более правильным, поскольку такое понимание холдинга стало «основой определения холдинговой компании в проекте Федерального закона "О холдингах». Шиткина И.С. Указ. соч. С. 78. Однако необходимо сказать, что проект Федерального закона «О холдингах» употребляет только термин «холдинг», а не «холдинговая компания».
Этой же концепции автор придерживается и в работе «Холдинги: правовой и управленческий аспекты», где понятия холдинга в широком и узком смысле уже не даются, а предлагается однозначное развернутое определение холдингов: «Холдинги или холдинговые компании являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает влияние на принятие решений другими участниками группы». 2 Холдинги: правовой и управленческий аспекты. Законодательные и другие нормативные акты. Профессиональный комментарий кандидата юридических наук И.С. Шиткиной. - М. 2002. С. 106.
3 Томас Келлер. Концепции холдинга. Организационные структуры и управление. - Обнинск. 1996. С. 17.
Надо заметить, что в своем подходе к различению холдинга в широком смысле и холдинга в узком смысле И.С. Шиткина солидарна с Томасом Келлером. Последний писал, что под холдингом или холдинговой компанией «следует понимать предприятие, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок долевое участие в одном (или нескольких) самостоятельных в производственном отношении других предприятиях». И далее: «Если позволяет объем вложенного капитала (денежного капитала или ценных бумаг), холдинг может выполнять наряду с управленческими функциями и функциями финансирования (холдинг в широком смысле), также функции управления (менеджмента) основным обществом концерна и зависимыми предприятиями (холдинг в узком смысле)».
Таким образом, можно выделить два подхода к пониманию того, что такое холдинг.
Во-первых, под холдингом можно понимать некоторую совокупность определенным образом связанных между собой юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности. Этот подход реализован законодателем в понятии холдинга, предложенном в проекте Федерального закона «О холдингах» и в Федеральном законе от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ, в концепции холдинга в широком смысле, отстаиваемой И.С. Шиткиной и Томасом Келлером, в понятии холдинга, даваемом В.А. Лаптевым.
Во-вторых, под холдингом можно понимать компанию, способную определять решения дочерних и зависимых обществ. Второй подход реализуется в определениях холдинговой компании, даваемых в энциклопедических изданиях как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, в концепции холдинга в узком смысле, предложенной Томасом Келлером и И.С. Шиткиной, в понимании холдинговой компании В.А. Лаптевым, в понятии «головной компании», содержащемся в проекте Федерального закона «О холдингах».
На основе анализа содержания понятия холдинга, предлагаемого в научной юридической литературе, в законодательных актах и на практике, можно предложить следующее определение холдинга, которое позволит наиболее точно определить понятие холдинга:
Холдинг - это группа лиц, которая включает в себя головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими.
Холдинг выступает в хозяйственном обороте как единое целое, что подтверждается, в частности, обязанностью банковского холдинга в лице его головной организации представлять в Банк России консолидированную отчетность о деятельности банковского холдинга, которая должна включать в себя консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе. Консолидированные учет и отчетность холдинга предусматриваются также ст. 11 проекта Федерального закона «О холдингах». Кроме того, участие холдинга в гражданском обороте в качестве целостного образования с единой волей выражается в том, что он, через головную организацию, проводит единую инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую и научно-техническую политику.
Следовательно, холдинги представляют собой один из видов
предпринимательских объединений. При этом, как правильно отмечала
И.С. Шиткина Шиткина И.С. Указ.соч. С.80, холдинги не являются самостоятельной организационно-
правовой формой предпринимательской деятельности, предусмотренной
гражданским законодательством, что не может опровергнуть как факта
наличия таких объединений в реальной жизни, так и их существенного
влияния на экономику, даже если это влечет за собой отступление от
традиционногоцивилистическогопонимания субъекта предпринимательской деятельности. Предпринимательские объединения типа холдингов являются частично правосубъектными, т.е. обладают отдельными элементами правосубъектности.
На наш взгляд, таких участников гражданского оборота, как холдинги, которые не являются субъектами гражданско-правовых отношений в смысле требований ГК РФ, однако участвуют в гражданском обороте как некое целостное образование, как единый хозяйствующий субъект, обладая при этом частичной правосубъектностью, можно было бы назвать квазисубъектами гражданско-правовых отношений.
Холдинги являются субъектами предпринимательства, они осуществляют предпринимательскую деятельность, т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Как предпринимательское объединение, представляющее собой производственно-хозяйственный комплекс, холдинг отвечает следующим условиям:
-это объединение может выступать в гражданском обороте в
качестве единого субъекта;
- его участниками являются хозяйственные общества, самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);
-одно из хозяйственных обществ - участников объединения,
определяет решения, принимаемые другими хозяйственными обществами
- участниками этого же объединения;
- объединение проводит единую политику (инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую) в сфере гражданского оборота.
Таким образом, холдинг является полноправным предпринимательским объединением - субъектом предпринимательского права.
Классификацию холдингов можно проводить по различным основаниям.
1. В зависимости от того, является ли головная компания холдинга исключительно только держателем акций (или долей участия) дочерних обществ, не занимаясь при этом самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью, или же она занимается также и какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов:
чистые холдинги;
смешанные холдинги.
В смешанном холдинге головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также самостоятельную коммерческую, предпринимательскую деятельность. В данном холдинге головная компания играет своего рода двоякую роль: с одной стороны - это управляющая компания, с другой стороны - промышленное предприятие, банк, торговое предприятие и т.п.
В чистом холдинге головная компания никакую коммерческую деятельность не проводит, а, владея контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие функции по руководству и координации деятельности других участников холдинга.
Многие холдинги в мире являются чистыми, т.е. занимающимися только управлением дочерними обществами Зиновьева М.Ю. Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы//Право и экономика.2003. №4, в то время как в России значительное распространение получили смешанные холдинги. Это обстоятельство не является случайным. Российское законодательство в отличие от многих стран не содержит положений, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы чистого холдинга. Отсутствие особенностей налогообложения денежных средств и иного имущества, передаваемых в системе холдинга, приводит к тому, что многие холдинги для оптимизации финансовых потоков осуществляют наряду с управлением дочерними также и самостоятельную коммерческую деятельность.
2. Исходя из оснований установления холдинговых отношений можно выделить следующие разновидности холдингов:
- имущественные - основанные на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций.
В ряде литературных источников встречается квалификация имущественных холдингов как уставных. И.А. Парфенов пишет: «Тип имущественной (капитальной) зависимости должен находить отражение в учредительных документах акционерного общества и уставе общества с ограниченной ответственностью, учредительных документах иных организационно-правовых форм юридических лиц, составляющих холдинг. Это позволило бы, по мнению автора, фиксировать статус основного общества наиболее стабильного типа зависимости - имущественных отношений или «уставной» зависимости Парфенов И.А. Указ.соч. С.68. При том, что в интересах участников имущественного оборота оправдана позиция о возможности отражения стабильных холдинговых отношений в учредительных документах, заметим, что не все специалисты, и прежде всего практикующие, разделяют это мнение, особенно применительно к акционерным обществам, где владение акциями переходит более свободно и подлежит фиксации в реестре акционеров, а не в уставе АО. В связи с этим имущественный тип зависимости в холдинге не следует называть уставным или капитальным.
- договорные - когда холдинговые отношения возникают в силу, в рамках и на срок заключенного договора;
- организационные - в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в законодательстве.
Наиболее распространенными в российском и мировом бизнесе и, соответственно, изученными в научной доктрине являются имущественные холдинги. При этом, как мы уже отмечали, очень часто на практике применительно к конкретному холдингу имеет место не одна, а несколько типов зависимости. Наличие организационного типа зависимости, как правило, дополняет имущественную и договорную зависимость и вытекает из владения контрольным пакетом акций или договора. Договорная зависимость зачастую формируется в развитие имеющегося контроля в уставном капитале.
В литературе предлагается классификация холдингов по сходному с выделенным критерием экономической зависимости. Так, М.Ю. Зиновьева, исследующая эти предпринимательские объединения, классифицирует их на холдинги по закону, по факту и по контракту. По мнению автора, если одна компания имеет в уставном капитале другой компании заведомо преобладающее участие (50% плюс одна акция или 51% долей участия и более), то это дает ей в силу законов решающий голос в управлении делами вне зависимости от других обстоятельств, как, например, распределение акций (долей) между другими акционерами (участниками), то мы имеем дело с холдингом по закону. Если у акционера меньше, чем обозначенная доля уставного капитала, «но акции, которые он имеет, превышают, количество акций, имеющихся у любого другого акционера, и это позволяет ему влиять на решения компании и таким образом контролировать ее»,- перед нами холдинг по факту. Холдинг по контракту совпадает с нашим пониманием договорного холдинга Зиновьева М.Ю. Указ.соч..
Представляется необоснованным выделение «холдингов по закону», в то время как законом не предусмотрен размер преобладающей доли участия в уставном капитале, означающей контроль. Законодательство, напротив, исходит из оценочной характеристики возникновения холдинговых отношений- то, что цитируемый автор называет холдингом по факту. Также уточним, что «влияние на решение компании» и «контроль над ней»- разные степени экономической зависимости организаций, первая из которых характерна для отношений зависимое -преобладающее общество, вторая дочернее - основное.
3. В зависимости от характеристики собственников можно выделить следующие разновидности холдингов:
- государственный холдинг, муниципальный холдинг и частный холдинг, разновидностью которого является семейный холдинг.
Так, члены семьи Бенеттон занимают все ключевые посты в компании «Benetton Group». Сейчас семье принадлежит 70% «Benetton Group». Они владеют этими акциями через семейный холдинг «Edizione» Акопов В.С., Борисов Д.А. Некоторые вопросы управления организациями типа «холдинг» // Менеджмент в России и за рубежом.. 2000. №4..
Семейным холдингом является также известная корейская фирма «Daewoo», крах которой в 1999 г. вызвал шок у многих корейцев. Жители Южной Кореи в течение многих десятилетий твердо верили в неуязвимость огромных многопрофильных семейных холдингов, которые определяют лицо корейской экономики и которые до того времени пользовались безусловной поддержкой правительства. Ланьков А.Н. Потеряная «Вселенная» // Эксперт, 2001. № 24.
4. В зависимости от отраслевой принадлежности дочерних обществ различают следующие виды холдингов:
- промышленный холдинг, страховой холдинг, банковский холдинг, почтовый холдинг, энергетический холдинг, телекоммуникационный холдинг, автомобильный холдинг и др.
Данная классификация показывает приоритетную отраслевую направленность финансовых инвестиций и позволяет выделить обобщенное понятие: «отраслевой холдинг».
Отраслевые холдинги активно и успешно функционируют во
многих сферах экономики. Так, в США крупное агропромышленное
производство, как правило, представлено в виде холдингов, с дочерними
предприятиями которых фермерские хозяйства работают по контракту.
Например, в состав холдинга «Тайсон Фудс» входят 58 перерабатывающих заводов, 43 комбикормовых завода, 68 инкубаторов. Выращивают бройлеров по договорам подряда с компанией 7,5 тыс. фермеров, которых этот холдинг обеспечивает цыплятами, кормами и оказывает консультационные услуги, а также реализует выращенных фермерами бройлеров. Сахненко В. По пути создания холдинга. // Журнал для акционеров. 1998. №5.
В России также процесс укрупнения агропромышленного производства идет преимущественно по пути развития агропромышленных компаний и холдингов: птицефабрики присоединяют соседние хозяйства и на этих землях организуют производство кормового зерна; мясокомбинаты присоединяют откормочные хозяйства и т. п. Крупное агропромышленное производство возможно благодаря развитию холдинговых форм предпринимательских объединений, занимающихся производством, переработкой и торговлей сельскохозяйственной продукцией, так и фирм-интеграторов, дочерние предприятия которых специализируются на переработке и торговле сельскохозяйственной продукцией, производимой фермерскими хозяйствами по контракту с фирмой-интегратором. Авельцов Д.Ю. Анализ существующих систем управления в РФ и за рубежом
bizness-plan.
6. В зависимости от места осуществления деятельности предприятий холдинга можно выделить:
- транснациональный холдинг и национальный холдинг.
Транснациональным холдингом является холдинг, хозяйственные общества которого ведут согласованную предпринимательскую деятельность в различных государствах. Вследствие, как правило, широкого географического рассеивания его обществ, транснациональные холдинговые (головные) компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами (в виде особенно выгодного налогового обложения иностранных доходов от участия и прибыли) облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования.
Примером транснационального холдинга может служить холдинг «IMV Invertomatic Victron Energy Systems», включающий голландскую «IMV Victron BV» и швейцарскую «IMV Invertomatic Technology SA», который производит широкий диапазон источников бесперебойного питания. IMV имеет 11 филиалов и более 100 бизнес-партнеров в 80 странах мира. Общая численность сотрудников холдинга составляет около 490 человек, а объем продаж в 1999 г. составил 117 млн. швейцарских франков (около 67 млн. долл.). Зиновьева М.Ю. Указ.соч.
К транснациональному холдингу следует отнести и российско-белорусское объединение «Славнефть», существующее в данном качестве с 1994 года и действующее на территориях ряда регионов Российской Федерации и в Республике Беларусь.
Существенным признаком национального холдинга является, то что все его участники располагаются на территории одного государства и подчиняются единому правовому режиму. После распада Советского Союза во вновь образовавшихся государствах (бывших республиках СССР) были созданы национальные нефтяные холдинги. К таким национальным холдингам относятся, в частности, в Российской Федерации - «ОНАКО», в Казахстане - национальный холдинг «КазМунайГаз», в Узбекистане - национальный холдинг «Узбекнефтегаз» Алещев И, Сергеева И. Холдинги и ФПГ: объективная необходимость или пятое колесо? // Эж-Юрист. 2000. №11..
7. В зависимости от характера производственных и экономических отношений между участниками холдинга и способа организации холдингового объединения различают горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные холдинги.
Горизонтальные холдинги - объединение обществ, действующих на одном рынке (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и пр.). Они представляют собой, по сути, объединение однородных бизнесов в филиальные, например территориальные, структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество. Главной целью такого объединения является единая система поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта. В случае если таких дочерних обществ много, то необходимы единые правила регулирования их деятельности.
Специфика горизонтального холдинга состоит в том, что дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены. Холдинг позволяет создать единую политику в отношении конкретного вида товара (реализуемую в виде скидок, подарков для клиентов и т. д.). В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики. Если холдинг желает все правильно консолидировать (в смысле налогов и управленческого учета), то в нем должен быть установлен единый стандарт на документооборот. Горизонтальный холдинг является объектом пристального внимания антимонопольных органов, поскольку по степени опасности для конкуренции объединения горизонтального типа превосходят вертикальные и могут явиться самым крупным после традиционной монополии источником антиконкурентного поведения, ведь в данном случае хозяйствующие субъекты, которые должны конкурировать между собой на рынке, согласовывают внутри компании свое поведение и фактически выступают на рынке как один поставщик или покупатель, или исполнитель услуги.
К холдингам горизонтального типа относится, например,
«Вологодская холдинговая компания» с численностью 3,5 тысячи человек,
куда входит «Вологдаэлектротранс», а также предприятия легкой
промышленности и транспорта, машиностроения, а также строительство,
торговля и прочие услуги. По принципу горизонтальной интеграции
сформирован и холдинг «Северсталь», объединяющий ОАО «Северсталь»,
Череповецкий сталепрокатный завод, Коломенский тепловозостроительный завод, ОАО «Карельский окатыш», Оленегорский ГОК и другие горнодобывающие и машиностроительные предприятия Портной К.Я. Указ. Соч. С.115.. Координация производственной деятельности и устойчивый сбыт железорудного сырья позволяют холдингу успешно действовать на товарном рынке.
Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). В качестве примера можно привести объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой. Этот тип холдинга в литературе также называют концернового или производственного типа. Портной К.Я. Указ. Соч. С.37.
Вертикальные холдинги характеризуются объединяющей их технологической цепочкой от переработки сырья до выпуска готовой продукции и обладают следующими особенностями:
1. хозяйственные общества передают друг другу свой продукт по
себестоимости;
2. по всей цепочке обеспечивается сквозное управление качеством;
3. все хозяйственные общества холдинга должны быть уравновешены
по уровню оснащения производственных процессов, квалификации
персонала и пр.
Одной из основных целей холдинга является обеспечение нужного качества продукции. Автоматизация управления качеством, призванная создать сквозную систему контроля качества и обеспечить единое управление сроками на каждом этапе (в цепочке предприятий), функционирует гораздо более эффективно в вертикальном холдинге, в чем заключается его преимущество перед холдингом горизонтального типа.
Вертикально интегрированный холдинг, по сути, является производственно-хозяйственным комплексом с разветвленными связями между производителями и потребителями продукции (услуг) внутри холдингового объединения.
Некоторые авторы даже предлагают выделять вертикально интегрированную компанию как самостоятельный вид интегрированного объединения наряду с холдингами. Основное отличие холдинговой структуры от вертикально интегрированной компании, по мнению Д.В. Гололобова, являющегося сторонником этой точки зрения, в том что, что «вертикально интегрированная структура по своей функциональной направленности нацелена на обеспечение надлежащего функционирования отдельного производственного процесса или группы взаимосвязанных производственных процессов, имеющих, в принципе, единую хозяйственную цель (либо группу тесно взаимосвязанных хозяйственных целей)». И далее - «формально вертикально интегрированная компания может включать в себя одну или несколько групп юридических групп юридических лиц, обладающих признаками холдинговых компаний. Тем не менее вертикально интегрированная компания управляется из одного центра, в качестве которого может выступать организация, не являющаяся формальным владельцем пакетов акций участников компании» Гололобов Д.В. Акционерное общество против акционера. Противодействие корпоративному шантажу.М.,2004. С.264,266.. В качестве примера вертикально интегрированных компаний цитируемый автор приводит нефтяные, судостроительные компании.
При согласии с мнением Д.В. Гололобова о существовании в отдельных отраслях российского бизнеса производственно-технологических комплексов, осуществляющих согласованную производственную и коммерческую дельность, полагаем, что все эти объединения подпадают под определение холдинга вертикально интегрированного типа. Холдинги многолики, и подавляющее большинство из них создано как раз не с целью владения и распоряжения ценными бумагами, а для обеспечения эффективной производственной деятельности входящих в их состав участников. Другое дело, как совершенно верно отмечает Д.В. Гололобов, что действующее законодательство не обеспечивает надлежащего правового регулирования холдингов, как бы игнорируя особенности этого хозяйствующего субъекта, самым широким образом представленного в современном российском бизнесе.
В Российской Федерации вертикальные холдинги получили особенно широкое распространение. Типичным примеров здесь являются холдинги в нефтяной отрасли. Первые три государственные нефтяные компании в виде вертикально-интегрированных холдингов появились в 1993 г. в соответствии с Указом Президента РФ. Это - ПК «ЛУКойл», НК ЮКОС и НК «Сургутнефтегаз». Через два года возникли еще пять компаний: «Славнефть», «Сиданко», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО», Восточно-Сибирская НК. Затем появились «Башнефть», «Татнефть», «Роснефть», «Коми ТЭК» и др. В течение трех лет все нефтяные компании продолжали оставаться государственными, так как контрольный пакет акций (от 38 до 51%) принадлежал государству. Сегодня в России насчитывается примерно полтора десятка вертикально интегрированных нефтяных компаний. Шарифов B.C. Франчайзинг в механизме развития российского нефтяного рынка. Автореф. дисс... докт. Эконом. наук. М., 1998.
Диверсифицированные холдинги, в отличие от горизонтальных и вертикальных, представляют собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.д.). При этом нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиямиДрачева Е.Л., Либман A.M. Проблемы глобализации и интеграции международного
бизнеса и их влияние на российскую экономику - http://www.cfin.ru/press/management..
Международные холдинги широко используют форму диверсифицированной холдинговой компании с целью контроля и руководства дочерними АО, выделяемыми по какому-либо признаку (национальному, отраслевому и так далее) Силантьев В., Сеглина А., Носов А. Холдинг по-российски: укрупнение на фоне разрухи - samara.ru/paper..
Диверсифицированные холдинги - наиболее сложный пример холдингов, поэтому в российской практике они встречаются достаточно редко. В такой холдинг входят структуры, напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, банки, инвестирующие средства в какие-то хозяйственные общества и исполняющие, таким образом, функции головной компании. Однако при этом главная задача такого банка - куда-то вложить средства и затем их с выгодой своевременно изъять. По существу, это инвестиционные проекты, организационно реализуемые в форме холдинга.
Одним из примеров диверсифицированного холдинга с активным управлением, объединяющим более ста предприятий на условиях владения или управления пакетами акций является Акционерная финансовая корпорация «Система». В Турции, например, контролируемая самым богатым человеком этой страны Мехметом Эмином Карамехметом. «Cukurova Group» также является диверсифицированным холдингом Ланьков А.Н. Потерянная «Вселенная» // Эксперт. 25.06.2001. № 24..
Выделяют также финансовый холдинг, классический холдинг, распределенный холдинг, достаточно широко встречающиеся на практике, в том числе и российской. Рассмотрим вышеуказанные виды холдингов, которые получили большое распространение в сфере гражданского оборота.
Финансовый холдинг основан на долевом участии головной компании с преобладанием таких функций как финансирование (инвестирование) и, при известных условиях, контроль. При этом, как правило, не предусматривается выполнение головной компанией каких-либо функций оперативного управления.
Такого типа крупный финансовый холдинг образует, к примеру, финансово-инвестиционная компания «Файненшл Бридж», «Ист бридж банк», лизинговая компания и ряд страховых компаний, в который входит и российский банк «Пушкино». Нередко подобные холдинги образуются на региональном уровне, как, например, Уральский Финансовый Холдинг или «Harris Bank» - крупный региональный финансовый холдинг в штате Иллинойс, США Сахненко В. По пути создания холдинга. // Журнал для акционеров. 1998. №5..
В финансовом холдинге допускается участие головного общества от нескольких процентов до 100% долей в капитале участника холдинга с правом голоса и (или) без права голоса. Это означает, что даже при 100% -ном участии головное общество не оказывает никакого оперативного влияния на предпринимательскую деятельность участника холдинга.
Другим примером является финансовый холдинг, головная компания которого, руководствуясь предусмотренными уставом предпринимательскими целями, осуществляет исключительно финансирование и управление капиталовложениями без оказания существенного влияния на хозяйственно-производственную деятельность. Здесь в качестве примера можно привести холдинговую компанию «Акционерное общество инвестиций и участий (AGAB)», которая не оказывает влияние на предпринимательскую деятельность других участников данного финансового холдинга.
К классическому холдингу относятся объединения предприятий, контрольный пакет акций которых сосредоточен в руках материнской компании. Здесь, однако, необходимо уточнить, что термин «контрольный пакет акций», используется в данном случае в широком смысле (как понимает «Временное положение о холдингах...»), так как в ряде российских холдинговых компаниях «дочерние» хозяйственные общества не являются акционерными обществами, а имеют организационную форму обществ с ограниченной ответственностью или государственных унитарных предприятий. Некоторые авторы считают именно классический холдинг управляющим, Келлер Т. Указ. соч. С.20; Шиткина И.С. Холдинги правовое регулирование и корпоративное управление. М., 2006., С.185. однако, на наш взгляд понятие «управляющий холдинг» используется для обозначения головной компании холдинга и отражает только его особенности, не являясь видом холдинга в обычном понимании.
На первом этапе большинство классических холдингов было создано государством в процессе приватизации, как, например, вертикально интегрированные нефтяные компании, упоминавшиеся выше. Классическими холдингами в российской промышленности являются ОАО «Газпром», РАО ЕЭС, «Связьинвест», «Норильский никель», большая часть нефтяных компаний (например, «Лукойл»).
Подобного рода холдинги в рамках данного деления называются «классическими» в том смысле, что система распределения имущественных прав между дочерней и головной компанией соответствует в целом мировой практике. Частными случаями классических холдингов являются также такие бизнес группы, когда и «основная и дочерние» компании являются унитарными предприятиями. Государство решением исполнительной власти передает компании, выполняющей роль «головной», некоторые права собственности по отношению к дочерним. Такие интегрированные бизнес-группы создавались, в частности, в оборонных отраслях промышленности России. Примером может служить АВПК «Сухой» "Сухой" - остаток// Эксперт. 1998. №13 (130). www.expert.ru..
К распределенному холдингу необходимо отнести такие объединения, где роль головной компании выполняют несколько самостоятельных обществ, объединенных принадлежностью или аффилированностью одному лицу или группе совместно действующих физических лиц. Распределенный холдинг состоит из нескольких территориально существенно удаленных филиалов, ведущих сложную хозяйственную деятельность, например производственных. Следует отметить, что юридические лица, концентрирующие пакет акций дочерних фирм, являющихся основными производственными элементами, часто не выполняют управление холдингом. Управление осуществляется специально созданной управляющей компанией (одной или несколькими). Примером такой интегрированной бизнес-группы служит группа «Интеррос» Ланьков А.Н. Указ.соч..
К разновидности распределенных холдингов можно отнести объединение «Транснефть». Этот холдинг включает в себя, в частности, компанию «Дружба», которая, в свою очередь имеет сложную распределенную структуру: компания включает Куйбышевское, Мичуринское и Брянское управления нефтепровода, в структуру каждого из которых входит головной офис и около 10 подразделений. Во главе структуры компании находится объединение. В ходе формирования бюджетных и отчетных данных выполняется их двухуровневая консолидация: на уровне управления консолидируются данные подразделений, на уровне объединения осуществляется консолидация данных 3-х управлений предприятия. Глинских А. Андронова О. Анализ современного состояния российского рынка КИС. computerinform.ru.
Таким образом, в предпринимательской практике действуют разнообразные виды холдингов, обладающие значительной спецификой по структуре, организации управления холдингом, характеру взаимоотношений между его участниками и т.д.
Синергия (с греч. «сотрудничество») - предполагает объединение потенции или энергии в совместном труде. Синергизм (синергия) -- предмет пристального внимания менеджеров, ибо его кумулятивный положительный эффект (2 + 2 = 5) значительно повышает совокупные результаты различных бизнесов корпорации в сравнении с уровнями эффективности каждого из них по отдельности. Следовательно, именно синергизм является предпосылкой для создания диверсифицированных (многоотраслевых, многопрофильных) структур. Синергетический эффект подкрепляет большинство решений относительно диверсификации компаний и степени разнообразия сфер деятельности организации. Но для того чтобы менеджеры эффективно использовали важнейший компонент корпоративного портфеля, они должны иметь представление об его концепции и практических подходах к вопросам синергизма. На протяжении последних трех десятилетий усилия многих менеджеров, консультантов и ученых были направлены на изучение синергетического эффекта и изучение взаимосвязей между теорией и практикой. Вопросам синергизма посвящено огромное количество книг и статей; даже краткий перечень направлений теоретических работ по данной тематике указывает на то, насколько она широка и сложна.
Во-первых, существуют разнообразные пути достижения синергизма. Компания может интегрироваться вовне или вовнутрь, используя либо преимущества контроля над ключевыми источниками сырья, либо каналами распределения. Другим источником преимуществ является эффект масштаба, когда совокупные затраты нескольких бизнес единиц компании на оборудование, исследования и разработки (ИИР) и другие виды деятельности оказываются более низкими, чем если бы они осуществляли их независимо друг от друга.
Конкурентным преимуществом может быть и совместное владение определенными навыками или ноу-хау, а также передача интеллектуальной собственности, создание новых или более эффективных методов производства, маркетинга и т. д. Еще одним видом синергизма является корпоративный брендинг (развитие торговый марки), позволяющий капитализировать высокую деловую репутацию сразу нескольких подразделений или бизнес-единиц. Корпоративные менеджеры с целью поиска новых, более широких возможностей (в сравнении с теми, которые могло бы использовать одно подразделение) могут разрабатывать стратегии для групп бизнес-единиц. Концепция синергизма охватывает все эти формы горизонтальных отношений.
В сферу понятия синергизма входят различные ситуации и обстоятельства. Обычно именно синергизм, создавая предпосылки для подобных действий, является решающим фактором при принятии решений о целесообразности слияний и поглощений. Корпоративные решения относительно дивестиций (продажи, отторжения активов), изменения состава корпоративного портфеля или реструктуризации могут быть основаны на признании наличия синергетических эффектов или, наоборот, их отсутствия. Достижение подобного кумулятивного эффекта может создать трудности для мультинациональных компаний, которые осуществляют операции в различных странах мира используя универсальные маркетинговые концепции. Обычно достижение синергизма является конечной целью альянсов и совместных предприятий, в которых различные компании учатся на примере друг друга, извлекая различные выгоды из своего сотрудничества. Сложность вопросов синергизма объясняется многообразием случаев применения синергетических эффектов и путей их достижения.
Концепция синергизма затрагивает различные сферы менеджмента. Синергизм подразумевает интеграцию или координацию множества функций и отраслей корпоративного портфеля, так что организационная структура, координационные механизмы и корпоративные системы -- все это очень важные его факторы. Разработка стратегии предполагает кооперацию и взаимное изучение различных частей организации; именно поэтому большое значение для понимания синергизма имеют организационное обучение, процессы управления и корпоративная культура.
Несмотря на выгоды синергизма, его достижение может быть сопряжено со значительными сложностями. Хотя на протяжении сорока лет синергизм выступал как фундаментальный компонент стратегии диверсификации, его эффект во многом преувеличивался. Наше изучение синергетических эффектов мы начали с того, что попытались понять, как компании управляют ими на практике. Удалось обнаружить, что неудачные попытки имели место намного чаще, чем успешные, и даже долгосрочные и интенсивные шаги по достижению синергетических эффектов не всегда приводили к желанным результатам. Например, цель изучения деятельности компании ВОК Сhетicаl, европейского производителя химической продукции, состояла в анализе ее попыток использования синергетических эффектов в производстве, маркетинге и ИИР различных подразделений. Компания определила центры высокого мастерства, учредила координационные и специальные комиссии, профинансировала кросскультурные тренинговые программы, направленные на усовершенствование кооперации и понимания, проводила неформальные встречи менеджеров подразделений, инициировала бухгалтерские проекты, разрабатывала сложные матрицы решений и пыталась создавать координационные стратегии. Результатом всех этих усилий стала «гражданская война» между дивизионами корпорации. Создание широкого спектра механизмов взаимосвязей не привело к возникновению устойчивых синергетических эффектов.
Тезис о сложности достижения синергизма подтверждают не только конкретные примеры компаний. О том же свидетельствуют результаты широкомасштабных исследований по диверсификации. Например, в 1985 г. Майкл Портер издал труд, в котором были приведены данные об очень низких показателях успехов американских корпораций, диверсифицирующихся в новый бизнес, в результате чего им приходилось отказываться от новых структурных подразделений уже через несколько лет после их приобретения. В недавно опубликованном исследовании результатов слияний и поглощений Марка Сироувера анализируются сложности достижения преимуществ синергизма, которые соответствовали бы затратам на приобретения компаний. Несмотря на то, что нам известны множество свидетельств неудачных попыток достижения синергизма, сей факт нимало не опровергает его концепцию. Напротив, такие авторитетные в мире менеджмента специалисты, как М. Портер и Р. М. Кантер, все более активно подчеркивают важность синергетических эффектов. Вследствие этого, мы решили попытаться ответить на вопрос о том, почему столь многим компаниям не удается добиться желаемого эффекта.
Одной из причин некоей иллюзорности синергизма является неправильная оценка менеджерами потенциальных его выгод. Слишком часто последние определяются общими и абстрактными терминами, что приводит к поиску менеджерами либо несуществующих, либо недостижимых преимуществ. Ключевая задача менеджеров состоит в том, чтобы определить доступные их компании специфические возможности. Но найти ее решение весьма непросто, так как здесь требуется детальный анализ на определенном уровне для конкретной ситуации
Хотя значительная часть деятельности по исполнению синергетических стратегий сводится к стимулированию обобществления навыков и ноу-хау в рамках одной организации, менеджеры опровергают это утверждение, фокусируя внимание на поиске выгод через создание альянсов и совместных предприятий. Но участники последних обычно имеют различные стратегические ожидания или по-разному «ведут бизнес». Работать же с партнером, процесс принятия решений или стиль управления которого отличаются от вашего собственного.
Создание новых организационных культур является долгосрочным усилием, и этот совет может оказаться не слишком полезным менеджерам, преодолевающим связанные с синергизмом организационные проблемы. Иногда преимущества конкурирующих фирм являются настолько прочными, а барьеры -- настолько высокими, что единственным выходом становятся фундаментальные организационные реформы. Зачастую устойчивых конкурентных преимуществ можно достичь и внутри текущей организационной структуры, и Э. Кэмпбелл предлагает схему, помогающую менеджерам осознать все разнообразие подходов, которыми могут воспользоваться руководители в отсутствие радикальных изменений.
Неудачи некоторых компаний связаны не с недостатками стратегического анализа, а с организационной неэффективностью. В ходе проведенных исследований большое впечатление на его участников произвел тот факт, что большинство менеджеров компаний из различных стран правильно определяли, что именно необходимо им предпринять для повышения глобальной конкурентоспособности. Задача состоит в определении метода разработки организационных мощностей для осуществления этих мер.
Предлагаемое решение заключается в создании «транснациональных» организаций, способных использовать все многообразие доступных для глобальных компаний возможностей. Транснациональная корпорация представляет собой интегрированную сеть, в которой осуществляется свободный обмен компонентами, продукцией, ресурсами, персоналом и информацией между подразделениями. Организация такого типа способна использовать все доступные стратегические возможности. Операции в глобальном масштабе позволяют транснациональной корпорации воспользоваться эффектами масштаба; она имеет возможность распределять имеющиеся знания и навыки по всей широте своей деятельности (как международные компании) и учитывает национальные особенности стран пребывания (как это делают мультинациональные компании) Горизонтальные или транснациональные компании, однако, существуют пока лишь теоретически. Мы знаем только, что многим компаниям очень трудно или невозможно преодолеть организационные барьеры.
Мнение о том, что источником преимуществ синергизма являются четкие цели и целевые действия, было поддержано Филлиппом Хаспеслафом и Дэвидом Джемисоном в их работе по поглощениям. Авторы рассмотрели случай интеграции корпорацией 1С1 в свою структуру относительно небольшой компании Веatrice Сhетiса1s. Данный процесс имел постепенный характер, так как в течение года после оформления поглощения IСIзанимала позицию невмешательства и лишь затем начала медленную интеграцию Веatrice в свою структуру. Авторы считают, что данный подход обеспечил менеджеров Веatrice временем на адаптацию к изменениям и определение потенциального вклада в деятельность 1С1. Хотя последняя имела четкое представление о целях поглощения, корпорация понимала, что слишком быстрые действия могли бы подорвать преимущества приобретения Веatrice
Анализ примеров достижения компаниями преимуществ от установления и развития горизонтальных взаимосвязей позволяет сделать вывод о том, что итоговый успех определяется детальным анализом возможностей и целевым подходом к исполнению стратегических планов. Синергизм -- широкое понятие, раскрывающее множество потенциальных преимуществ, но на практике менеджерам необходимо прежде всего определить доступные их компаниям специфические возможности.
Необходимыми условиями возникновения синергетических организаций выступают процессы организационного взаимодействия, в рамках которых реализуются различные формы интеграции, кооперации и эволюции. Прежде всего, речь идет о вертикальной или горизонтальной интеграции, формировании организационных альянсов и объединений, создании совместных предприятий. В частности, сегодня активно развиваются различные стратегий компьютерной интеграции ресурсов предприятий в виртуальном пространстве - виртуальные корпорации, консорциумы, холдинги, картели Манюшис А.Ю., Смольянинов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании // Проблемы теории и практики управления. - 20032. - №4. - С. 89 - 93.. Следует отметить, что уже при интеграции организаций происходит не только их объединение, но и взаимная адаптация и совместная эволюция партнеров.
В случае биологической трактовки организации как «биосоциального организма Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям. - М.: Элиториал УРСС, 2002.» в качестве сильной формы интеграции можно рассматривать гибридизацию, когда речь идет о соединении в одном организме разнородных наследственных признаков и компонентов. Примером организационного гибрида служат финансово-промышленные группы.
В свою очередь, синергетической организацией (СО) назовем такую открытую, интегрированную (или гибридную), развивающуюся организацию (метаорганизацию), в которой исходные организации-партнеры, работающие в сложной, динамической, плохоопределенной конкурентной среде (т.е. находящиеся вблизи критических точек бифуркации и способные под воздействием самых незначительных факторов сильно изменять свое состояние), кооперируют, формируя новые, быстро меняющиеся организационные структуры. Возникающие в этих структурах нелинейные связи между партнерами обеспечивают супераддитивность общего эффекта при совместных действиях. Отметим, что подобные синергетические эффекты тесно связаны с реализацией и оценкой организационных инноваций.
Примером организаций с нестабильной и быстро меняющейся структурой являются стратегические альянсы (ряд их характеристик, в частности, ограниченный период жизни, неустойчивость, метаморфность, связаны с обратимостью принимаемых решений).
Обычно в СО происходит компенсация недостатков и усиление достоинств кооперирующих организаций Тарасов В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям // Новости искусственного интеллекта. - 1996 - №4. - С. 40 - 84.. Здесь синергетические механизмы кооперативного взаимодействия приводят к синхронизации процессов у различных партнеров и формированию у них когерентного поведения. В результате возникают резонансные эффекты, когда прибыль и конкурентоспособность партнеров многократно возрастают.
Ранними прообразами СО можно считать фрактальные Варнеке Х.Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие: Пер. с нем. - М.: МАИК Наука / Интерпериодика, 1999. и холонические организации, важнейшими свойствами которых являются самоорганизация, кооперация, динамика, адаптация к внешней среде. Однако наибольшие перспективы развития теории и практики СО связываются с конвергенцией концепций сетевых, виртуальных, интеллектуальных, рефлексивных, эволюционных, самообучающихся организаций на основе единого агентно-ориентированного подхода Тарасов В.Б. Интеллектуальные предприятия и управление знаниями: на пути к синергетическому искусственному интеллекту // Проблемы управления и моделирования в сложных системах. Труды IV международной конференции (Самара, 17 - 23 июня 2002 г.). - Самара: Самарский научный центр РАН, 2002. - С. 166 - 176.. Здесь под агентом понимается любая открытая система, обладающая собственным поведением и управляющая им.
Набор базовых характеристик подобной СО, в которой объединяются свойства сетевых, виртуальных, интеллектуальных, обучающихся организаций, представлен ниже.
1. Единица СО: целостная, неоднородная, неравновесная единица.
2. Cтруктура СО: открытая, гибкая, динамическая, развивающаяся сеть обучаемых интеллектуальных агентов как главная форма коллективного интеллекта.
3. Взаимодействие в СО: сочетание стратегий кооперация и конкуренции с преобладанием первых (например, стратегия сотрудничества с координацией).
Кооперация между партнерами в СО: совместное выполнение задач в условиях коллективного использования интеллектуального капитала, постоянного обмена информацией и знаниями как ключевыми ресурсами.
5. Связи в СО: эмергентные, гибкие, переменные, нелинейные.
6. Управление: комбинированное (сочетание различных стратегий управления и самоуправления).
7. Формирование: сочетание организационного проектирования и самоорганизации в русле агентно-ориентированной методологии (на базе взаимодействия активных, автономных, адаптивных, интеллектуальных агентов, имеющих собственные механизмы мотивации и формирования предпочтений).
8. Обучение: сквозное, многоуровневое.
9. Развитие: эволюция в соответствии с недарвиновскими или интегрированными учениями. Примерами недарвиновских теорий служат: концепция финализма, предсказания организационной эволюции «из будущего», исходя из цели, понимаемой как состояние-аттрактор; симбиогенез (слияние геномов разных видов); эволюция на основе горизонтального переноса генетической информации.
1.2 Критический обзор исследований синергетической стратегии
Внимание к синергизму как к одной из важных концепций корпоративной стратегии было привлечено 40 лет назад вместе с развитием процессов диверсификации компаний. В 1960-х гг. Игорь Ансофф показал, что основанная на использовании выгод синергизма стратегия может рассматриваться как «красная нить» процесса диверсификации, позволяя компании использовать текущие преимущества в новых областях деятельности. Его фундаментальная концепция зарекомендовала себя как удивительно стойкая. В 1980-х гг. Майкл Портер один из наиболее авторитетных в области стратегии ученых, утверждал, что управление взаимосвязями между направлениями бизнеса (подразделениями, бизнес-единицами) -- суть стратегии корпоративного уровня. По мнению ученого, в отсутствие рационального управления взаимосвязями диверсифицированная компания -- «не более чем взаимный фонд». М. Портер вдохновил менеджеров на изучение цепочек создания ценности различных компаний, что позволяет идентифицировать общие виды деятельности и потенциальные их взаимосвязи, которые могли бы использоваться для создания конкурентных преимуществ. По мнению Розабет Мосс Кантер, профессора Гарвардского университета и гуру корпоративных инноваций, единственным оправданием существования диверсифицированной компании является достижение синергизма. В ее работах рассматривают различные типы корпоративных культур и стимулы обобществления знаний и навыков между компаниями.
В 1990-х гг. ученые продолжили исследование концепции синергизма. Особую актуальность в научной литературе в данный период приобрел ресурсный подход, в соответствии с которым компании представляют собой совокупности материальных и нематериальных ресурсов, включая компетенции, знания и навыки. Единственно верной бизнес-стратегией диверсифицированной компании является приобретение ресурсов и достижение конкурентных преимуществ и их использование в различных областях. Пристальное внимание ученых привлекает и проблема поиска и использования диверсифицированными компаниями навыков и ноу-хау в различных отраслях. В 1990 г. Гэри Хэмел и К. опубликовали выдающуюся статью «Стержневые компетенции корпорации», в которой авторы утверждали, что успешные корпорации строят свою стратегию на использовании технологических и других компетенции в разнообразных сферах бизнеса. По мнению ученых одна из основных обязанностей менеджмента состоит в идентификации и развитии стержневых организационных навыков и ноу-хау, а также изучение того, каким образом имеющиеся возможности могут быть использованы для производства различных видов конечной продукции.
На протяжении последних сорока лет концепция синергизма оставалась фундаментальной идеей научной и управленческой литературы. Но мы обнаружили, что теория и практика в данном случае значительно расходятся. Несмотря на то что многие теоретики утверждают, что синергизм, или обобществление навыков, деятельности, ресурсов или компетенции, является краеугольным камнем успешной стратегии, многие высокоэффективные конгломераты игнорируют управление синергизмом. В 1960-х гг. такие компании, как Textrоп и 1ТТрезко расширили сферы своей бизнес-деятельности посредством входа в различные отрасли и секторы рынков. Но достигнутые ими успехи имели не более чем косвенное отношение к горизонтальным взаимоотношениям между их многообразными холдингами. Более того, уже сегодня такие компании, как Dover Corporation и KKR, весьма успешно реализуют никак не связанные с синергизмом стратегии.
Приведенные нами примеры -- нечто большее, чем простые исключения из правила. Изучению проблем диверсификации компаний и преимуществ, которые они достигают, осваивая родственные рынки и технологии, было посвящено множество исследований; но однозначных свидетельств эффективности синергетических стратегий не существует. У истоков эмпирических исследований синергизма стоял Ричард Румельт, пристально изучавший проблемы взаимосвязей стратегий диверсификации и результатов деятельности крупных американских корпораций. Он классифицировал диверсификационные стратегии компаний по степени родственности бизнеса, объясняя в своих работах, что «при такой оценке подразделений компании особое внимание уделялось отсутствию или наличию общих мощностей, общего персонала и других признаков попыток эксплуатации общих факторов производства». Изыскания Р. Румельта показали, что родственные диверсификаторы или компании, обобществляющие деятельность или навыки, значительно опережали фирмы, не имевшие родственных подразделений в других отраслях, что было подкреплено весомыми эмпирическими доказательствами концепции синергизма. Но впоследствии другие исследователи получили результаты, противоречившие выводам Р. Румельта. Проведенные в Великобритании исследования компаний из различных отраслей показали, что наилучшие результаты бизнеса в определенные периоды демонстрировали узкоспециализированные фирмы и неродственные диверсификаторы. Кроме того, оказалось, что взаимосвязи между стратегией диверсификации и конечными бизнес-результатами зависели от рыночных структур, изучаемого периода, размеров компаний и метода определения исследователями родственности.
Другие исследователи пытались обнаружить зависимости между диверсификацией и результатами деятельности компаний в процессе анализа слияний и поглощений и размеров прибыли, полученной в ходе реализации различных их стратегий. Большое число ученых, пусть и голословно, но опровергают мнение о том, что создание и упрочение взаимосвязей между бизнесами компании является единственно верным подходом к корпоративной стратегии. Синергизм, или горизонтальные связи между бизнес-единицами, является одним из способов оптимизации корпоративного портфеля.
2 Обоснование выбора методологии исследования
2.1 Анализ методик исследования синергетической стратегии
Остановимся на основных положениях синергетической методологии Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 2000; Хиценко В.Е. Самоорганизация: элементы теории и социальные приложения. - М.: КомКнига, 2005. применительно к теории организаций. Синергетика есть междисциплинарное научное направление, исследующее процессы взаимодействия, кооперации, самоорганизации и эволюции сложных систем. Сам термин «синергетика» происходит от слова «синергия», означающего совместное действие, сотрудничество. По мнению «отца синергетики» Г.Хакена, предложившего этот термин, его введение для обозначения современной теории сложных самоорганизующихся систем оправдано по двум причинам: а) исследуются совместные действия многих элементов развивающейся системы; б) для отыскания общих принципов и механизмов самоорганизации требуется объединение усилий представителей различных дисциплин. Поэтому он также определяет синергетику как учение о взаимодействиях, приводящих к появлению новых структур Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: Учение о взаимодействии: Пер. с нем. - Москва - Ижевски: ИКИ, 2003.. В его рамках исследуются существенно нелинейные и неравновесные системы, в которых внешние или внутренние флуктуации при определенных условиях могут вызвать спонтанный морфогенез Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. - М.: КомКнига, 2005.. В центре внимания синергетики находятся процессы синтеза, формирования, преобразования, развития, которые интерпретируются как первичный аспект природы, тогда как структуры и симметрии, порожденные ими, рассматриваются как нечто вторичное. При этом основной предпосылкой развития выступает неустойчивость сложной системы, ее нахождение в критической области (вблизи точек бифуркации), где в условиях резкого роста неопределенности повышается возможность образования структур c новыми качествами.
Использование синергетического подхода в теории организаций связано с рассмотрением следующих фундаментальных проблем:
?? создание и развитие синтетических концепций организаций, появляющихся в процессе интеграции и гибридизации различных парадигм и теорий (например, функциональной и критической парадигм, централизованного и децентрализованного управления, теорий проектирования и самоорганизации, и пр.);
?? исследование кооперативных механизмов синтеза новых организационных структур, в том числе процессов объединения, слияния, гибридизации различных организаций;
?? анализ условий и принципов перехода от классических к неклассическим моделям организаций - от механистической к биологической (органической), от монолитной к распределенной, от иерархической к гетерархической, и т.д.;
?? исследование поведения организационных структур вблизи критических точек бифуркаций, «на грани хаоса Авдошин С.М., Тарасов В.Б. Синергетические организации в экономике XXI века // Известия АИН им. А.М.Прохорова. Бизнес-информатика. 2006. Т. 17.»;
?? разработка общей методологии, методов и инструментальных средств эволюционного проектирования организаций.
2.2 Выбор методики и его обоснование
После того как был проведён анализ ситуации на рынке и определены наиболее перспективные пути комплексного развития предприятия (создание рекламной компании полного цикла), следует убедиться, прежде всего, в готовности предприятия - инициатора объединения к интегрированию в холдинговую структуру.
Для этого необходимо рассчитать конкурентоспособность предприятия - инициатора создания холдинга. В данном случае для анализа конкурентоспособности фирмы предлагается методика, основанная на методических материалах Госкомстата РФ. В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков, их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:
1. Продукт.
2. Цена.
3. Доведение продукта до потребителя.
4. Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации).
Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой активности и эффективности деятельности фирмы. Применим принципы этих двух подходов к расчету конкурентоспособности фирмы.
Для проведения анализа предлагается следующая система показателей:
КРД - коэффициент рыночной доли;
КПП - коэффициент предпродажной подготовки;
КИОП - коэффициент изменения объёмов продаж;
КУЦ - коэффициент уровня цен;
КСб - коэффициент доведения продукта до потребителя;
КрекД - коэффициент рекламной деятельности;
КИПП - коэффициент использования персональных продаж.
Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности предприятия по конкретному продукту. Назовем его коэффициентом маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК).
КРД+КПП+КИОП+КУЦ+КСб+ КрекД+КИПП
КМТК =
L
где L -- общее число показателей в числителе. В данном случае L=7. Полученные значения занесём в Таблицу 1.
Следует отметить, что большинство коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:
? КМТКq
К?= ----------
n
где n -- количество продуктов (услуг) фирмы,
Q -- множество продуктов,
q -- индекс продукта.
Таблица 1. Расчёт показателей конкурентоспособности по видам продукта
Показатели
Реклама
БТЛ
Выставки
Бренды
1. КРД
0.43
О.11
0.04
0.02
2. КПП
0.31
0.55
0.35
0.14
3. КИОП
1.14
2.52
1.61
1.53
4. КУЦ
0.95
3.78
1.39
1.09
5. КСб
0.91
1.35
1.60
1.43
6.КрекД
1.01
1.59
1.43
1.19
7. КИСО
1.07
1.83
2.02
1.32
Итого КМТК
0.83
1.83
1.07
0.96
Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.
В практике анализа результатов деятельности фирмы обычно применяется сводная таблица финансовых показателей, включающая коэффициенты ликвидности, коэффициенты устойчивости, коэффициенты деловой активности, коэффициенты прибыльности и т.д. Однако для расчета конкурентоспособности фирмы можно ограничиться оценкой структуры баланса по следующим коэффициентам:
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)
S2
КТЛ = -----
S5
Где: S2 - итог 2-го раздела баланса (оборотные активы);
S5 - итог 5-го раздела баланса (краткосрочные обязательства);
Нормативное значение коэффициента -- не менее 2.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС)
S3 - S1
КОСС = -----
S2
Где: S3 - итог 3-го раздела баланса (капитал и резервы);
S1 - итог 1-го раздела баланса (внеоборотные активы);
Нормативное значение КОСС -- не менее 0,1. Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы принимает вид:
КФ = К? X КТЛ X КОСС
3 Представление результатов проведенных исследований
3.1 Проведение исследования
Исследование выполнено на примере рекламной компании ООО «Альмакор», осуществляющей свою деятельность на рынке рекламных услуг. В результате объединения данного предприятия с партнёрами по рынку образуется рекламный холдинг полного цикла «Альмакор».
Рис.3.1 - Алгоритм создания интеграционной стратегии

В рассматриваемой ситуации совершенно логичным представлялся вопрос, каким образом объединить данные компании в интегрированную корпоративную структуру? Какие шаги для этого нужно предпринять? Что мы получим в итоге?
Для ответа на эти вопросы разработана методика создания стратегии объединения рекламных предприятий, или иными словами методика разработки стратегии создания рекламного холдинга полного цикла снизу. Методика может быть представлена в виде системы пошаговых действий (рис. 3.1).
В результате предпринятых действий отдельные компании преобразуются в холдинг, централизованно осуществляющий создание и размещение рекламы. (рис. 3.2).
ПОДРЯДЧИКИКЛИЕНТЫ
Рис.3.2 - Структура бизнес - портфелей нового холдинга

Данная методика носит общий характер и может быть успешно применена (как непосредственно, так и в модифицированном варианте) к большинству рекламных корпораций полного цикла, имеющих амбиции и тенденции к росту, расширению деятельности и завоеванию устойчивых рыночных позиций.
Закон «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля прошлого года, серьезно повлиял на структуру российского рекламного рынка. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), реклама в газетах впервые за несколько лет по темпам роста опередила телерекламу. В первом полугодии текущего года затраты на рекламу в газетах выросли на 28, 7%, до 5, 4 млрд руб., а в аналогичный период 2006 года прирост составлял лишь 16%. Участники рынка и рекламодатели считают, что на рост сегмента повлияло разрешение на рекламу в прессе алкоголя и табака.
По данным АКАР, в первом полугодии 2007 года объем рекламного рынка увеличился на 24, 1% и составил 104, 5--105, 5 млрд руб. При этом впервые за несколько лет затраты на рекламу в газетах опередили по темпам роста телерекламу. Если на рекламу на ТВ рекламодатели потратили с января по июнь на 27, 4% больше, чем в прошлом году (52--52, 2 млрд руб.), то на рекламу в газетах уже на 28, 7% больше (5, 4 млрд руб.). Также существенно выросли затраты на радиорекламу -- на 23, 6% (5, 7--5, 8 млрд руб.). Общий рост российского рекламного рынка составил в первом полугодии 24, 1%. Гендиректор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев отмечает, что несмотря на пессимистичные прогнозы российский рекламный рынок продолжает динамично развиваться. «Объясняется это законом “О рекламе” и появлением новых категорий рекламодателей», -- говорит он.
По словам директора по маркетинговым исследованиям Аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергея Веселова, причиной перераспределения средств стало сокращение инвентаря и спровоцированный им рост цен на телерекламу. С ним соглашается гендиректор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин: «После ограничения рекламы на ТВ многих рекламодателей заинтересовали газеты. Но рост обеспечивают в основном 10--15% газет, лидеров рынка в своих сегментах». Член экспертного совета АКАР и вице-президент ГИПП Евгений Абов отмечает, что основной прирост газетному сегменту обеспечила реклама крепкого алкоголя, которую разрешил с прошлого лета размещать в прессе закон «О рекламе».
Гендиректор компании «Алкогольные заводы ГРОСС» Виктор Самойлов отмечает, что реклама в прессе стала «чуть ли не единственным легальным каналом коммуникации с потребителями». По его словам, уже в первом полугодии компания активно размещала рекламу «Славянской» и «Русского бриллианта» в печатных СМИ, однако массированное их продвижение запланировано на сентябрь-декабрь, традиционный пик продаж крепкого алкоголя. «Наверняка так поступят и наши конкуренты, и если действительно на рост рекламного рынка в печатных СМИ влияют производители крепкого алкоголя, то от второго полугодия можно ожидать более высоких темпов роста сегмента», -- говорит г-н Самойлов.
Перераспределение рекламных бюджетов сказалось и на рынке радио -- в этом сегменте прирост составил 23, 6% против 17% в 2006 году. Однако коммерческий директор сейлз-хауса «Медиа Плюс» (эксклюзивный продавец рекламы Европейской медиа группы, «Тотального радио» и MPR) Мария Смирнова считает, что рост радиорынка не связан с ограничением телерекламы. «Не могу сказать, что к нам повалили клиенты с телевидения: на 25% рынок растет уже четвертый год. Этому способствует в том числе и появление нестандартных для радио товарных категорий, таких как FMCG», -- считает г-жа Смирнова.
Самые незначительные темпы роста показал рынок наружной рекламы -- 16, 1% (19, 3--19, 5 млрд руб.), при этом в перво и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.