На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Определение понятия корпорация с точки зрения российской практики, особенности их происхождения, характерные черты и модель управления. Источники и деловая оценка подбора персонала, его адаптация и развитие. Социальная политика и система оплаты труда.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 21.10.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Санкт-Петербургский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра экономики предприятия и предпринимательства
Дипломная работа на тему
Особенности управления персоналом в российских корпорациях
Санкт-Петербург
2009 г.
Содержание
Введение
1. Понятие и особенности российских корпораций по сравнению с иностранными
1.1 Определение понятия корпорация с точки зрения российской практики
1.2 Особенности происхождения российских корпораций
1.3 Характерные черты российских корпораций
1.4 Российская модель управления корпорацией
2. Характерные черты управления персоналом в российских корпорациях
2.1 Особенности организации управления персоналом в корпорациях
2.2 Подбор персонала, источники подбора персонала в корпорациях
2.3 Деловая оценка и отбор персонала
2.4 Адаптация персонала
2.5 Развитие персонала
2.6 Социальная политика
2.7 Система оплаты труда персонала
3. Особенности управления персоналом на ОАО "БАЛТИКА"
3.1 Характеристика корпорации ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА"
3.1.1 Происхождение корпорации
3.1.2 Основная деятельность корпорации
3.1.3 Организационная структура
3.2 Особенности организации кадровой службы в ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"
3.2.1 Взаимодействие между отделами кадровой службы
3.2.2 Функции кадровой службы
3.2.3 Основные показатели кадровой деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Среди множества организаций корпорации накопили, пожалуй, богатейший опыт управления персоналом. Люди стремятся работать в корпорациях, их привлекает престиж, стабильная заработная плата, хороший социальный пакет, возможность обучения, карьерного роста и многое другое, но помимо этого туда не так то просто устроиться. За всем выше сказанным скрывается служба управления персоналом. В корпорации это не просто небольшой отдел, который ведет делопроизводство, это функциональное департамент, решающее задачи связанные с определение текущей и перспективной потребности в персонале, с изучением и анализом рынка труда, с вопросами стимулирования и кадровой политики, выражающееся в процессе и форме найма, разработки индивидуальных планов карьеры. Кроме этого, в региональных подразделениях корпорации обычно существует свой отдел управления персоналом, который занимается делопроизводством подразделения и функционально взаимодействует с департаментом по работе с персоналом. Выходит, есть различия в управлении персоналом корпорации и управлении персоналом любой другой организации. На сегодняшний день, понятие корпорация, корпоративное управление используются достаточно часто, однако вопросу управления персоналом в корпорациях уделено мало внимания, в полной мере не выделены особенности управления персоналом в корпорациях, тем более в российских. Поэтому, тема моей дипломной работы "Особенности управления персоналом в российских корпорациях" представляется достаточно актуальной.
Таким образом, цель моего исследования заключается в выявлении особенностей управления персонала в российских корпорациях. Чтобы достичь поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие корпорация с точки зрения российской практики;
2. Обозначить особенности происхождения российских корпораций;
3. Выделить характерные черты российских корпораций;
4. Исследовать организацию управления персоналом на примере крупных российских корпораций и выявить в них особенности организации;
5. Также, на основе примеров российских корпораций выявить особенности кадровой политики, включающей в себя: подбор, оценку, отбор, адаптацию, развитие персонала, социальную политику и систему оплаты труда.
6. Обозначить особенности управления персонала в ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА", проанализировать работу кадровой службы и взаимодействие между её отделами.
Моя дипломная работа разделена на три главы. В первой главе, уделяется внимание решению первых трех задач. Во второй главе, разбирается каждая функция кадровой службы и выделяется её отличительная особенность. Третья глава, посвящена практической части, в которой выделенные мною особенности находят отражение в управлении персоналом ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА". Кроме того, в последней главе, я уделяю большое внимание взаимодействию отделов кадровой службы штаб-квартиры и региональных подразделений, которое направлено на достижение положительного синергетического эффекта во всей корпорации и её предприятиях.
Информационной базой для моего исследования послужили открытые данные о деятельности российских корпораций, которые публикуются на сайтах этих компаний, различные монографии и диссертации, статистические материалы и публикации экономических журналов.
1. Понятие и особенности российских корпораций по сравнению с иностранными
Прежде чем приступить к выделению особенностей управления персоналом в российских корпорациях и исследованию этих особенностей, на мой взгляд, необходимо определить основные характеристики российских корпорации.
Управление корпорацией в каждой стране определяется: законодательством, регулирующим права и обязанности всех участвующих сторон; историческим опытом формирования структур управления в данной стране; менталитетом; уставом каждого корпорации.
Следовательно, в первую очередь я раскрою само понятие корпорация, обозначу, что понимается под корпорации в российском законодательстве и какие формы корпоративных объединений встречаются в России. Далее, определю характерные черты российских корпораций, для этого я разделю корпорации по типу происхождения, по форме собственности, по типу организации, в которую входят предприятия, по отраслевой принадлежности. В заключении я обозначу сходства и различия российской модели управления корпорации по сравнению с иностранными. Выполним поставленные задачи.
1.1 Определение понятия корпорация с точки зрения российской практики
С организационно правовой точки зрения понятие корпорация по-разному трактуется в различных правовых системах. В континентальной (Западно-Европейской) систему права понятие корпорация восновном совпадает с понятием юридического лица. В Англосаксонской системе права, которая охватывает право США, Англии и ряда других стран, предпринимательскими корпорациями является организация, основанная на акционерном капитале, т.е. акционерное общество.
В России понятие "корпорация" не имеет четкого юридического оформления. Корпоративное право охватывает все виды хозяйственных обществ и товариществ, и не только открытые акционерные общества, поэтому употребление термина "корпорация" оказывается более широким, чем это допускается в американском праве, где корпорация - это самостоятельное образование, которое выпускает акции для формирования уставного капитала. Тем не менее, в соответствии с законодательством все предпринимательские организационно-правовые формы в России, не выпускающие акции, не могут быть отнесены к корпорациям. Наиболее правильно под отечественной корпорацией подразумевать именно акционерное общество. С этим мнением солидарны следующие исследователи. 1. Авдашева С.В., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. 2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Горбунов В.И. Микроэкономика. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. 4. Мильнер Б.З. Теория организации (хотя в данном источнике понятие "корпорация" определено расширительно по сравнению с определением акционерного общества в ГК РФ). 5. Храброва И.Ю. Корпоративное управление: Вопросы интеграции (автором упоминаются четыре возможные определения корпорации, каждое из которых, по мнению И.Ю.Храбровой, является в той или иной степени обоснованным) и т.д. Меня же интересует более разностороннее определение, потому что выделить особенности корпорации и управления персоналом корпорации, я должна быть уверена что корпорации, которые я буду приводить в пример, с юридической и экономической точки зрения являются таковыми.
Приведем более полное, на мой взгляд, определение корпорации, которое соответствует российским компаниям. Корпорация - это имеющий юридический статус хозяйствующий субъект, образованный юридическими и физическими лицами, каждый из которых может рассматриваться в качестве самостоятельных субъекта экономики, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Выделим из данного определения главные составляющие корпорации:
объединение нескольких юридически самостоятельных предприятий;
договорных отношений или системы финансового участия;
единое хозяйственное управление;
научно-технические и производственно-технологические связи.
Необходимо также добавить, что термин "корпорация" применяется в России, главным образом, по отношению к акционерным обществам, а это как правило, крупные структуры, с большой концентрацией материальных и интеллектуальных ресурсов. Назовем самые крупные российские корпорации, опираясь на рейтинг крупнейших российских корпораций, опубликованный журналом "Эксперт" (Приложение №1).
Первое место в рейтинге занимает газовая корпорация "Газпром" По капитализации госкомпания более чем в два с половиной раза обходит своего ближайшего конкурента "Роснефть" (236,2 против 92,9 миллиарда долларов). Далее следует нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", госмонополия РЖД и Сбербанк. В десятку вошли также "Норильский никель", РАО "ЕЭС России", "Русал", "Сургутнефтегаз" и ""ТНК-ВР Холдинг", "Северсталь"".
Всего в рейтинг "Эксперт" попали 400 компаний, которые стоят больше миллиарда долларов. Последние места в списке заняли Транскредитбанк, "Техносила" и портал Mail.ru.
Для каждого корпоративного объединения существуют свои определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и др. Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России.
v Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. Например, "Ассоциация региональных банков России".
v Консорциум. Временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемких проектов или совместных размещений займов (несет солидарную ответственность перед заказчиками).
v Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).
v Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.
v Финансо-промышленные группы (ФПГ). Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация - "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.
v Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.
Необходимо отметить, что все перечисленные выше корпоративные объединения в совокупности, по мнению Ивана Петровича Бойко можно назвать средним звеном (уровнем) управления экономикой, который образует основу мезоэкономики (верхний уровень - государство, нижний совокупность первичных товаропроизводителей). Появление среднего уровня означает, что идет процесс консолидации: группы предприятий объединяются под единым руководством. Происходит консолидация капитала. В России эта консолидация началась преимущественно в виде банковских холдингов, на смену которым позднее пришел промышленный капитал.
Основными отличительными чертами этих структур является вхождение в них юридически самостоятельных предприятий и наличие специальной деятельности по координации усилий, направленных на решение некоторой хозяйственной задачи или задач.
Кроме того не редко, перечисленные выше корпорации объединяются между собой образуя трех и даже четырехуровневые корпорации. Например, в "Базовый элемент" входит Русавтопром, владеющий Горьковским автозаводом, который в свою очередь, является концерном, так как включает в себя несколько предприятий. Поэтому в данном случае речь идет о трех уровневой структуре.
Мы определили понятие корпорация, обозначили виды корпоративных объединений, рассмотрели их в совокупности, но было бы не полным, если я не упомянула, что в настоящее время корпорации также отождествляют с понятием интегрированные структуры. Как известно, интегрированные структуры бывают горизонтальные и вертикальные. Поговорим об этом поподробнее.
Вертикально интегрированные структуры. На мой взгляд, вертикальную интеграция можно определить как объединение компаний - смежников или технологически связанных между собой. Преимуществом такой интеграции считается уменьшение зависимости компаний от поставщиков сырья и полуфабрикатов и покупателей готовой продукции. Примером могут служить объединения компаний по нефтедобычи и нефтепереработки.
Горизонтально интегрированные структуры. Объединения однопрофильных компаний. К ее преимущества относят выгоды, в основе которых лежит эффект масштаба производства и размеров и увеличение рыночной доли, а также возможности более эффективной специализации производства компании входящих в горизонтальную интеграцию. Недостатком является сокращение числа конкурентов на рынке. В связи с этим, горизонтальное слияние во всех странах контролируется особо тщательно.
В завершении хотелось бы отметить, что развитие транснациональных или многонациональных корпораций (корпорации, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах) во всем мире усиливается, способствуя унификации понятия корпорации в различных, в том числе российской модели управления корпорацией.
1.2 Особенности происхождения российских корпораций
При определении особенностей российских корпораций, в первую очередь необходимо обозначить различия, проистекающие из их происхождения. На сегодняшний день можно достаточно четко различать три вида российских корпораций:
Корпорации, образованные из приватизированных предприятий (нефтяные и иные энергетические компании, машиностроение, химия, стройиндустрия, ряд банков);
Корпорации, возникшие из "новых" активов (как правило, в новых отраслях, таких как информационные технологии, финансовый сектор, телекамуникации, а также торговля, сфера услуг, отдельные производства в сфере потребительских товаров);
Региональные подразделения мировых корпораций, возникшие частично путем покупки отдельных российских предприятий, частично путем инвестиций "полного цикла" (потребительские товары, торговля).
Промежуточные варианты также случаются (например, ВР-ТНК, ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА" как комбинация первого и третьего вариантов, АФК "Система" как комбинация первого и второго варианта), но они малочисленны и не определяют общей картины.
Корпорации, построенные на основе приватизации активов, независимо от их отраслевой принадлежности и размера, приходилось решать главную задачу структуризации -- превращение из объединения " корпоративных подразделений" (существовавших заводов и иных производственных и сбытовых объектов) в объединение бизнес-единиц. В вертикально -- интегрированных корпорациях сырьевой направленности данной структуризация сопровождалось превращением ранее самостоятельных производств - "центров прибыли или центров убытков" в "центр издержек", зачастую с полной потерей стратегической и операционной самостоятельности.
В машиностроении же, напротив, создание бизнес -- единиц означало дробление единых предприятий на группы всё более автономных подразделение, становившихся центрами прибыли. При этом часть бизнес - единиц перешла в разряд дочерних т.е. зависимых обществ. Так же происходило избавление крупных предприятий от вспомогательных производств и не профильных активов -- они преобразовались в автономные подразделения.
Преобразование первого типа началось с 1993-1995гг. и в отдельных отраслях (например, в электроэнергетики) продолжается по сей день. Можно утверждать, что процессы, происходящие в настоящее время в российских корпорациях в большей степени аналогичны проблемам, которые решались в американских и западноевропейских корпорациях 1970-1980-е гг.
Корпорации, возникшие на основе развития частного капитала, не испытывали проблем реструктуризации. Например, корпорация "Эконика" - малая многопрофильная корпорация. Основными этапами развития корпоративных структур данного типа стали:
1. Переход от функциональной к дивизиональной структуре управления по мере роста направления бизнеса;
2. Развитие института наемных управляющих, позволяющих основателям отойти от операционного руководства.
Важнейшим содержанием первого этапа развития стало создание штабных подразделений, способных осуществлять:
поиск новых направлений деятельности;
концентрацию и перераспределение финансовых ресурсов внутри корпорации;
реализацию новых проектов.
Развитие российских корпораций первого и второго типов 1995-2005гг. было подвержено еще двум факторам:
Во-первых, российские собственники быстро осознали преимущества разделения владения активами, и значительная часть владенческих активов была обособленна, в том числе и путем размещения в оффшорных зонах. В результате, часть корпораций в 2001-2002гг начала объединять владенческие структуры со структурами корпоративного центра в единые структуры владения и управления активами. Так поступила, например, АФК "Система", присоединив в 2002г. владенческие компании "МКНТ и Ко" и "Система-Инвест" к АФК "Система", с целью упорядочения организационной структуры и формирования вертикальной прозрачной структуры собственности.
Во-вторых, в законодательстве об акционерных обществах была введена норма, запрещающая совмещение должностей генерального директора и председателя совета директоров. Как результат, стратегические вопросы управления стали подниматься на уровне председателя Совета директоров корпорации, а на долю генерального директора остались в значительной части текущие вопросы.
Региональные подразделения мировых корпораций (например, McDonalds's, Coca Cola и т.д.). Они управляются согласно принятым в соответствующих корпорациях стандартах для региональных отделений с поправкой на большую численность российских отделений по сравнению со стандартной западноевропейской и американской практикой.
1.3 Характерные черты российских корпораций
Для того чтобы выявить характерные черты российских корпораций, на мой взгляд, необходимо узнать какие формы собственности встречаются среди российских компаний, в каких отраслях самая высокая концентрация предприятий и какие типы корпоративных объединений существуют в России. Поговорим об этом поподробнее:
1.формы собственности российских корпораций:
Для того, чтобы узнать какие формы собственности встречаются, и какая из них преобладает среди российских компаний, я обратилась к статистическому сборнику:
Таблицы № 1 Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января 2008)
Тыс.
В процентах к итогу
1996
2001
2004
2008
1996
2001
2004
2008
Число предприятий и организаций - всего
2250
3346
4150
4675
100
100
100
100
Государственная
322
151
161
142
14,3
4,5
3,9
3,0
Муниципальная
198
217
246
263
8,8
6,5
5,9
5.6
Частная
1426
2510
3238
3855
63,4
75,0
78,0
82,5
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную
181
209
247
203
9,3
9,3
6,4
4,3
Источник: Российский статистический ежегодник 2008: Стат.сб. М., 2008.
Из таблицы видно, что за последние 12 лет количество предприятий во всех отраслях российской экономики выросло более чем в два раза, по моему мнению, очевидны две причины: Во-первых, существенный рост количествам предприятий был вызван приватизацией, так как в процессе приватизации было разукрупнено большинство производственных и научно-производственных объединений. Например, в СССР по состоянию на конец 1988 года было 4 587 производственных и научно-производственных объединений в их состав входило 19 767 производственных единиц и предприятий. Естественно, что некоторые из этих объединений были распущены. И во-вторых, за последние годы возникло множество небольших компаний, пришедших на смену обанкротившимся гигантам о чем свидетельствует и статистические данные, по которым видно, что число частных компаний выросло более чем в два раза. Приведем примеры корпораций разных форм собственности.
v частный смешенный (российский и иностранный) капиталю. Например, ТНК-ВР является одной из ведущих нефтяных компаний России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. Компания была образована в 2003 году в результате слияния нефтяных и газовых активов британской компании ВР в России и нефтегазовых активов Alfa Access Renova (AAR). ВР и AAR владеют компанией ТНК-ВР на паритетной основе. Акционерам ТНК-ВР также принадлежит 50% акций компании "Славнефть". Также примером может служить, ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА", крупнейшим акционером которой, является скандинавский пивоваренный концерн Baltic Beverages Holding (BBH).
v государственный капитал. Например, государственная корпорация "Ростехнологии", РАО "ЕЭС России" или Сбербанк России и т.п. Что касается Сбербанка то, в ближайшее время будет произведена дополнительная эмиссия акций Сбербанка, примерно 40 процентов от общего объема размещаемых акций, приобретет Центробанк, пользуясь правом преимущественного выкупа, а остальные бумаги сможет выкупить каждый желающий - и российский инвестор, и иностранный. Сейчас, государство в лице ЦБ владеет в крупнейшем коммерческом банке страны долей, чуть превышающей 60 процентов обыкновенных акций. В результате же выкупа доля Центробанка в голосующих акциях Сбербанка снизится до 55 процентов. Это соответствует принятой концепции развития госбанков в России. В соответствие с ней Центробанк обязан сократить свою долю в капитале Сбербанка до 53-55 процентов.
v смешенный (частный и государственный) капитал. Например, ОАО "Газпром", крупнейшим акционером которого является государство, ему принадлежит 38,37 процента акций. Российские компании владеют 36,81 процента акций, зарубежные - 11,5 процента, а российские граждане - 13,32 процента. Дочерним компаниям принадлежит 18,26 процента акций. В текущем году планируется увеличение доли государства до контрольной.
v частный российский капитал, например, НК "Сургутнефтегаз". Генерального директора ОАО "Сургутнефтегаз" Владимира Богданова считается полновластным хозяином компании. Официально ему принадлежит меньше одного процента акций, но благодаря особой структуре собственности "Сургутнефтегаза", возникшей после залогового аукциона 1995 года, Богданов получил единоличный контроль над четвертым по размеру нефтяным холдингом России.
v иностранный капитал (российские отделения ТНК и ГК). Примеры таких корпораций: "Вымпелком", российские холдинги, созданные ABB, Nestle, McDonalds, BBH, Coca Cola. В России данные компании имеют большое число региональных отделений.
1. По типу организации, в которую входят предприятия:
Международный холдинг. Определяется как акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других зарубежных и отечественных компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.
Российская метакорпорация. Метакорпорация возникает, когда компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. Существует деление метакорпораций на холдинговые (т.е. основанные на акционерном способе контроля и отношениях собственности) и нехолдинговые (взаимоотношения внутри которых регулируются специальными соглашениями.
Российская корпорация. На мой взгляд, во-первых, это должно быть акционерным обществом. Во-вторых, это имеющий юридический статус, хозяйствующий субъект, с особой организационной структурой, образованный предприятиями и их объединением, действующий на постоянной основе и несущий ограниченную ответственность. И в-третьих, контрольный пакет акций такой корпорации должен принадлежать российским акционерам.
Российская малая многопрофильная корпорация. ММК характеризуется рядом признаков: численность работающих не превышает 100 человек; организации действуют, как правило, в рамках одного города или области, т.е. имеют достаточно локальные ресурсные и сбытовые рынки; материнская компания чаще всего сама является малым предприятием, поэтому:
· ММК обладает ограниченными финансовыми ресурсами;
· Владельцы материнской компании руководят ею и одновременно работают менеджерами части подразделений, таким образом, сохраняется единство владения и управления;
· Поскольку численность персонала невелика, а на работу часто принимаются родственники и знакомые, то во многом сохраняется неформальный характер отношений собственников и работников.
· Организационно-правовая форма: чаще всего это ООО или ЗАО, но не ОАО.
3. По отраслевой принадлежности: По данным ЕГРПО на начало 2008 года российские организации и предприятия делились по отраслевой принадлежности в таком соотношении: торговля и общественное питание -38,7% общего количества, сельское хозяйство - 5,0%, промышленность - 10,1%, строительство 8,4%.
Кроме того, само управление российскими корпорациями имеет свои специфические черта. Дадим определение управлению корпорацией и обозначим отличительные особенности российской модели корпоративного управления.
1.4 Российская модель управления корпорацией
Под управлением корпорации понимается механизм или система взаимодействия её участников и способы, с помощью которых они представляют свои интересы.
Как было сказано выше, различные модели корпоративного управления имеют свои отличительные черты и могут быть охарактеризованы по ряду критериев. В числе главных критериев такие, как состав непосредственных участников корпорации, их полномочия, механизмы взаимодействия участников.
Российская модель управления корпорацией представляет собой следующий управленческий треугольник (рис.1).
Рис. 1. Управленческий треугольник в российской модели управления
Поговорим об управленческом треугольнике в российских моделях поподробнее.
Совет директоров
. Согласно ФЗ "Об акционерных обществах", высшим органом управления компании является общее собрание акционеров. Собрание акционеров избирает свет директоров.
Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью общества и решает следующие вопросы:
v определение приоритетных направлений деятельности общества;
v
созыв годового и внеочередного собрания акционеров, утверждение повестки дня, определение даты составления списка акционеров на участие в собрании;
v размещение и выкуп дополнительных акций, облигаций и иных ценных бумаг;
v образование исполнительного органа и контроль за его деятельностью, если уставом общества это отнесено к его компетенции,
v рекомендации по размеру дивидендов и вознаграждений членам ревизионной комиссии;
v утверждение внутренних документов общества;
v создание филиалов и представительств.
Исполнительный орган (менеджмент) подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Коллегиальный исполнительный орган (правление) действует на основании утвержденного общим собранием акционеров внутреннего документа (положения, регламента), где установлены сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. Исполнительный орган, как и совет директоров, должен действовать в интересах общества и несет ответственность за убытки.
К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Исполнительные органы осуществляют следующие управленческие функции:
· прогнозирование развития предприятия;
· маркетинг рынков;
· управление собственностью (реестр акционеров, консолидация пакетов акций);
· привлечение инвестиций (самоинвестирование);
· финансовый менеджмент;
· оценка имущества, оборудования, земли, бизнеса;
· менеджмент производства (по типам продукции или по направлениям диверсификации);
· управление персоналом;
· экономическая безопасность.
Совет директоров обеспечивает развивающую функцию по отношению к менеджменту корпорации. В связи с этим в составе совета директоров приветствуется преобладание независимых директоров, которые для реализации стратегических задач внесут соответствующие изменения в исполнительные органы управления.
К компетенции общего собрания акционеров относится (ст. 48 ФЗ
"Об акционерных обществах"):
внесение изменений и дополнений в устав общества;
реорганизация общества и участие в интегрированных образованиях;
основные вопросы, связанные с ликвидацией общества;
избрание членов совета директоров и определение количественного состава;
увеличение уставного капитала, если уставом это не отнесено к компетенции совета директоров;
формирование исполнительного органа общества АО, если уставом это не отнесено к компетенции совета директоров;
определение характеристик выкупа объявленных акций;
уменьшение уставного капитала общества;
формирование исполнительного органа общества АО;
утверждение отчетности;
объявление дивидендов и т. д.
Таким образом, в законодательстве указано, что, некоторые вопросы могут быть переданы на решение совета директоров. Нечеткое разграничение функции приводит к тому, что при наличии в обществе сильного совета директоров и не объединенных мелких акционеров компетенция общего собрания окажется ослабленной.
В каждой стране структура управления корпорациями, как акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основные модели корпоративного управления. Это англо-американская, западноевропейская и японская модели. Сравним эти модели между собой и определим сходство и различие:
Таблица №2. Сравнительная характеристика российской модели управления корпорацией и основных моделей корпоративного управления
Сходства между российской и англо-американской моделями управления
Сходства между российской и немецкой моделями управления
Сходства между российской и японской моделями
управления
Треугольник управления акционерным обществом.
Защита прав акционеров, не имеющих контрольного пакета акций (например, кумулятивное голосование).
Многосторонний мониторинг (т.е. аудиторская комиссия и ревизионная комиссия)
Личные контакты директоров играют важную роль при выборе кандидатов в совет директоров.
Инвестиционные фонды внутри страны являются основными внешними акционерами в обеих странах
Особое внимание уделяется долгосрочному контролю над предприятием, а не краткосрочной прибыли.
Банки играют двойную роль - в качестве кредиторов и акционеров (так называемые универсальные банки)
Структура владения акциями похожа: российские компании являются одними из крупнейших акционеров в российских АО; немецкие компании владеют большей частью акций в немецких АО.
Треугольник управления акционерным обществом.
Особое внимание уделяется долгосрочному контролю над предприятием, а не краткосрочной прибыли.
Банки играют двойную роль - в качестве кредиторов и акционеров (так называемые универсальные банки). Сети кейрецу, возглавляемые банками (финансово-промышленные группы), существуют на обоих рынках.
Различия между российской и англо-американской моделями управления
Различия между российской и немецкой моделями Управления
Различия между российской и японской моделями управления
Роль Государственного комитета по управлению имуществом в России и отсутствие государственного владения американскими АО.
Появление в России финансово-промышленных групп (типа сети кейрецу).
Российские банки универсалы, американские - нет.
В соответствии с законом генеральный директор в России не должен одновременно быть председателем совета директоров; в США или Великобритании такого требования нет.
Российские АО используют треугольник управления; немецкие АО - двустороннее управление.
Российские АО имеют право изменить размер совета директоров; размер наблюдательного совета в Германии установлен законом.
Иностранцы владеют 19% всего немецкого акционерного капитала, но они еще не имеют значительного веса в управлении немецкими АО.
Инвестиционные фонды внутри страны являются в России, а в Германии - нет.
Работники предприятия могут и не представлять большинства в совете директоров российского АО; в большинство японских советов входят только внутренние представители.
Иностранное владение акциями российских АО незначительно, иностранцы же играют определенную роль в советах директоров и правлениях тех АО, куда они входят; японские АО создали неформальные барьеры на пути иностранных акционеров.
Инвестиционные фонды внутри страны являются основными акционерами в России; а в Японии - нет
Необходимо также сказать об еще одном из важнейших признаков корпораций - раскрытие информации и финансовая прозрачность. Существующие методики комплексной оценки состояния корпоративного управления в компании включают анализ открытости корпорации. Причем, если в зарубежных методиках оценка указанного параметра не выносится на первый план, то в отечественных аналогах (продукт Института корпоративного права и управления) анализу политики компании в области раскрытия информации отводится первостепенное значение. Важное значение информационной открытости отводится и в рекомендательной разработке ФКЦБ Российском корпоративном кодексе управления. Так как характерной чертой большинства отечественных акционерных обществ является информационная непрозрачность. А нарушение прав акционеров на информацию лишает их возможности принимать взвешенные решения.
Требование к обязательной отчетности акционерных обществ определено Федеральным законом "Об акционерных обществах" (ст. 92): "открытое общество обязано раскрывать": годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций; иные сведения, определяемые ФКЦБ.
Однако ни в комментариях к Федеральному закону, ни в дополнительных рекомендациях не рассматривается подробно структура и содержание годовой отчетности. И раскрываемая информация ограничивается годовыми отчетами с пояснительной запиской и короткой заметкой в средствах массовой информации.
Кроме того, при написании диплома, мне приходилось обращаться к сайтам корпораций, и я отметила, что более полная информация имеется только на сайтах государственных корпораций.
Отметим, что отечественные корпорации развиваются не так давно и необходимо совершенствование собственной модели управления корпорации при помощи общемирового опыта.
Выводы по первой главе:
В первой главе передо мною стояла цель выявить характерные особенности российских корпорации, для этого я раскрыла сущность понятия корпорации, обозначили виды корпоративных объединений, определила особенности происхождения корпоративных структур в нашей стране и характерные черты нынешних российских корпораций. Подведу итог под выше сказанным.
В России понятие "корпорация" не имеет четкого юридического оформления. Корпоративное право охватывает все виды хозяйственных обществ и товариществ. Более полное, на мой взгляд, определение корпорации, которое соответствует российским компаниям звучит следующим образом: Корпорация - это имеющий юридический статус хозяйствующий субъект, образованный юридическими и физическими лицами, каждый из которых может рассматриваться в качестве самостоятельных субъекта экономики, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Необходимо также добавить, что термин "корпорация" применяется в России, главным образом, по отношению к акционерным обществам, а это как правило, крупные структуры, с большой концентрацией материальных и интеллектуальных ресурсов.
При определении особенностей российских корпораций, в первую очередь я обозначить различия, проистекающие из их происхождения и сделала вывод, что на сегодняшний день можно различать три вида российских корпораций в зависимости от происхождения:
1. Корпорации, образованные из приватизированных предприятий (нефтяные и иные энергетические компании, машиностроение, химия, стройиндустрия, ряд банков);
2. Корпорации, возникшие из "новых" активов (как правило, в новых отраслях, таких как информационные технологии, финансовый сектор, телекамуникации, а также торговля, сфера услуг, отдельные производства в сфере потребительских товаров);
3. Региональные подразделения мировых корпораций, возникшие частично путем покупки отдельных российских предприятий, частично путем инвестиций "полного цикла" (потребительские товары, торговля).
Далее я выявила, какие формы собственности встречаются среди российских компаний, в каких отраслях самая высокая концентрация предприятий и какие типы корпоративных объединений существуют в России. По формам собственности российские корпорации делятся на частный смешенный, государственный, частный и государственный капитал, частный российский и иностранный капитал. По типу организации, в которую входят предприятия: международный холдинг, российская метакорпорация, российская корпорация, российская малая многопрофильная корпорация. По отраслевой принадлежности: больше всего компаний задействовано в торговле и общественное питание -38,7% общего количества, сельское хозяйство - 5,0%, промышленность - 10,1%, строительство 8,4%.
В заключительной части я обозначила характерные черты отечественной модели управления корпорацией, сравнив ее с англо-американской, немецкой и японской моделью, на основе чего сделала вывод об особенностях российской модели. На данный момент в российской модели присутствуют черты все трех моделей. На мой взгляд, так оно и должно быть, потому что отечественные корпорации развиваются не так давно и необходимо совершенствование собственной модели управления корпорации при помощи общемирового опыта.
2. Характерные особенности управления персоналом в корпорациях
2.1 Особенности организации управления персонала в российских корпорациях
Одним из важнейших направлений в работе любой компании является работа с персоналом. В компаниях с небольшой численностью персонала все кадровые функции может выполнять один работник или несколько. В крупных корпорациях, как показало мое исследование, чаще всего выполнение всех стратегических кадровых задач возлагается на целое подразделение или департамент, в региональных подразделениях корпорации обычно существует свой отдел управления персоналом, который занимается делопроизводством подразделения и функционально взаимодействует с департаментом по работе с персоналом. Поэтому добиться положительного синергического эффекта и организовать слаженное и эффективное управление персоналом в корпорации в целом не так то просто. Не существует единых правил для организации кадровой службы, но существуют некоторые характерные особенности организации управления персоналом в корпорациях. В своём исследовании, я выделила такие особенности и представляю их на обозрение:
Кадровая служба корпорации является централизованным функциональное подразделением и располагается на высокой ступени иерархии;
Чаще всего кадровая служба состоит из нескольких функциональных подразделений во главе с директором по персоналу;
Иногда некоторые кадровые функции или процессы передаются сторонней организации при помощи аутсорсинга.
Рассмотрим перечисленные характеристики более подробно:
1. Рассмотрев организационные структуры управления более чем сорока крупнейших российских корпораций, я сделала вывод, что кадровая служба корпорации является централизованным функциональным подразделением и располагается на высокой ступени иерархии. В приложении №2 представлены организационные структуры нескольких корпорации, где эта особенность прослеживается. Схематически это выглядит следующим образом:
Рис. №2 Включение кадровой службы в управление корпорацией
Для того чтобы определить место кадровой службы в управлении корпорации, я исследовала более 40 сайтов крупных компании, но только восемь из них разместили свою структуру управления. На мой взгляд, крупные российские корпорации чаще всего имеют сложные структуры, по которым нельзя однозначно определить вид организационной структуры, но чаще всего встречается дивизиональная структура управления, в подкрепление моих слов приведу пример:
Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Различают продуктовую и региональную дивизионную структуру. Среди корпорации встречается и та и другая форма дивизионной структуры, но чаще всего смешанная дивизионная структура управления.
Организационная структура управления ОАО "Кировский завод"
Рис. № 3 Организационная структура ОАО "Кировский завод"
На данной схеме мы наблюдает смешанную дивизиональную структуру, где наряду с выделенными подразделениями по производству, также выделено подразделение с заводами и хозрасчетными комплексами. Также дивизионную структуры имеет ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "Мосэнергоремонт" и т.д. (Приложение №2)
Наиболее существенные преимущества дивизионной структуры, на мой взгляд, следующие:
использование дивизиональных структур позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, адаптироваться к изменяющимся условиям;
этот вид структуры управления ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретного регионального рынка);
уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;
отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;
перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализацию принятия оперативных управленческих решений, такая структура помогает приблизить руководство к проблемам рынка;
улучшение коммуникаций;
развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов).
Также выделим существенные недостатки:
дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т. е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы и т. п.;
противопоставление целей отделений общим целям развития компании, несовпадение интересов "верхов" и "низов" в многоуровневой иерархии;
возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;
невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;
неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;
увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала;
затруднение осуществления контроля сверху донизу;
многоуровневая иерархия и в рамках самих отделений (дивизионов), действие в них всех недостатков линейно-функциональных структур;
возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений, поскольку их коллективы не столь велики, как в случае применения линейно-функциональных структур на уровне компаний.
Что касается мирового опыта, впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов на предприятиях "Дженерал Моторс", а наибольшее распространение они получили в 60-70-е годы нашего столетия. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших - 95%. В Японии такой вид структуры применяют 45% всех компаний. Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности.
Также, в ходе моего исследования помимо дивизионной структуры управления корпорацией мне встретилось три корпорации с линейно-функциональной структурой, приведу наглядный пример:
Рис. № 4 Организационная структура ОАО "Связьинвест"
В данном примере мы наблюдаем линейно - функциональную структуру управления, обычно такую структуру имеют небольшие компании или компании, производящие один продукт, но в нашем случае ОАО "Связьинвест" является государственной компанией и была образована для обеспечения притока иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль, компания не занимается каким-либо производством.
Линейно-функциональная структура подразумевает деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четкую конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности организации. Таким образом, такая организационная структура соответствует специфики деятельности госкорпорации ОАО "Связьинвест".
Изучая особенности организационных структур российских корпорации, я обращалась к большому количеству источников и заметила, что только российские госкорпорации не скрывают свою организационную структуру, частные же компании считают это конфиденциальной информацией и не публикуют свою структуру.
2. Кадровая служба корпорации включает в себя несколько отделов. На основе проведенного мною исследования, я выявила, что деление на отделы в большинстве корпораций происходит в соответствии с функциональным подходом.
Рис. № 5 Функциональная организация кадровой службы.
Функциональный подход к организации кадровой службы используется в ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА", ОАО "РусГидро", ОАО "Балтийский банк", ОАО "Кировский завод" и многие другие отечественные корпорации. Необходимо отметить, что если численность сотрудников корпорации превышает десятки тысяч человек и функциональные подразделения кадровой службы не справляются с объемом работы, в таком случае данные подразделения делят на более мелкие, например, на "БАЛТИКИ" функции отдела развития выполняют два отдела: отдел подбора и развития и корпоративный учебный центр.
В литературе упоминается еще процессная и объектная организация кадровой службы в корпорации, я считаю необходимым обозначить и эти подходы к выделению отделов службы. Но, сразу хочу оговориться, что исследуя различные источники, процессный подход к организации кадровой службы я не встречала, а объектный только единожды.
Рис. № 6 Процессная организация кадровой службы.
Процессная организация кадровой службы предполагает разделение на отдельные процессы управления: планирование персонала, привлечение персонала, расстановка кадров, контроль персонала. Сложность может возникнуть в распределении кадровых задач в рамках управления персоналом.
Рис.№ 7 Объектная организация кадровой службы

По такому принципу построена кадровая служба ОАО "Магнитогорский Металлургический Комбинат", она включает в себя два отдела: рабочих кадров и руководящих кадров.
Объектно-ориентированная организация кадровой службы предполагает разделение кадровой службы по категориям работников: кадровый отдел специалистов, управленцев, рабочих и т.д.
Также можно организовать кадровую службу в соответствии с профессиональной деятельностью работника: отдел технических работников, коммерческих работников, научных работников, управленцев.
Такая структура больше ориентирована на конкретного человека, специалиста, но вместе с тем она требует высокого уровня подготовки менеджеров по персоналу, например, для работы с управляющими.
Говоря о способах организации кадровых служб, хотела бы отметить, что на сегодняшний день многие компании прибегают к кадровому аутсорсингу, для того чтобы передать некоторые кадровые функции сторонней организации. Поговорим о нём поподробнее.
Кадровый аутсорсинг. Главным источником информации о корпорациях, использующих кадровый аутсорсинг, для меня были сайты компаний, предоставляющих такие услуги. На сайтах большинства таких компаний или агентств размещены отзывы их клиентов. На основе этих данных, я выделила некоторые функции, задачи и процессы кадровой службы, которые передавались на аутсорсинг:
· подбор персонала,
· оценка персонала,
· развитие персонала,
· кадровое администрирование,
· аудит кадровой документации.
Подбор персонала. На основе моего исследования, я не встретила корпораций, которые бы полностью передавали подбор персонала сторонним организациям. Но тем немение, часто встречаются корпорации, которые тесно сотрудничают с аутсорсинговой компанией, заключают с ней договор и периодически прибегают к помощи в подборе сотрудника той или иной специальности. Востребован также региональный подбор персонала. Например, ЗАО КБ "Ситибанк", региональные офисы которого открыты в трех странах России, СНГ и Украине. Данная компания использовала кадровый аутсорсинг для подборов специалистов в открывающихся региональных офисах на протяжении двух лет. По моему мнению, это вполне естественно, ведь зарекомендованное агентство может выполнить подбор более качественно и в меньший срок в виду своей специализации, чем компания, которая только-только открывает офис в этом регионе Обучение персонала. Из всего вышеперечисленного, чаще всего российские корпорации используют кадровый аутсорсинг для создания системы обучения, развития и оценки персонала, пример тому Ассесмент-центр, о котором мы поговорим поподробнее позже.
Расчет заработной платы. Функции того рода среди корпораций, по моим подсчетам, передаются на аутсорсинг крайне редко, в основном это небольшие корпорации. Например, ОАО "Исток" в 2004 году передала на кадровый аутсорсинг расчет заработной платы и кадровое администрирование компании InterComp.
Аудит кадровой документации. Проходя два раза практику в отделе кадров, я знаю, что очень много рутинной работы оставляют на потом и иногда какие-то документы бывают утеряны, поэтому необходимость в аудите кадровой документации не вызывает сомнения. Кроме этого, корпорации следят за своим имиджем и заботятся о том, чтобы в компании все документы оформлялись по законодательству и в соответствующий срок. Например, компания "NS Consulting" в 2006 году провела аудит кадровой документации у двадцати двух крупных компании из них три российские: ОАО "Газпром нефть", ЗАО "Группа компаний связной", КБ "Русский Банк Развития"
Проводя исследования в области кадрового аутсорсинга, я сделала следующие выводы: По моим подсчетам к услугам кадрового аутсорсинга в России, чаще всего прибегают западные корпорации. Многие услуги кадрового аутсорсинга среди российских корпорации вообще не востребованы. Чаще всего кадровый аутсорсинг российские корпорации используют для передачи отдельных задач и процессов, но не более того.
2.2 Источники подбора персонала корпорации
Когда компании необходимо принять нового работников, перед работодателем возникает задача нахождения потенциальных работника и информирования его об освободившейся вакансии.
На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие внешние источники подбора на работу: объявления в газетах, в интернете, службы по трудоустройству, частные агентства по найму, объявления по радио и телевидению, набор студентов в учебных заведениях и т.д.
Что касается корпораций, то на мой взгляд, для них выбор хорошего источника уже является первым этапом отбора кандидата на вакантную должность. В корпорации целый отдел трудится над составлением этапов отбора кандидата, чтобы не ошибаться с выбором работника и в конечном счете получить первоклассного специалиста в своем деле. Я считаю, что особенности привлечения персонала в корпорации заключаются в определенных источниках, которые используют корпорации. В начале приведем примеры внешних источников подбора:
1. Сайты корпораций. Хороший специалист в своей области следит за новостями в крупных компаниях и не редко прибегает к их официальным сайтам. Также я считаю, что для соискателя, который по тем или иным причинам собирается поменять работу, сайт корпорации - это своеобразный клад, потому что там есть:
Полная информация о компании, её подразделениях, представительствах, положении на рынке, финансовом состоянии;
Объявление о новых и освободившихся вакансиях, размещенные кадровой службой компании;
Информация об условиях приема на работу, заработной плате, социальной политики, перспективах карьерного роста и т.д.
Найти всю перечисленную выше информацию в совокупности, возможно только на сайтах корпорации, которые следят за имиджем своей компании, уделяют большое внимание своему сайту, следят за полнотой информации на нем. Поэтому, этот источник подбора является характерной особенностью, в отличие от крупных, средних и малых компании.
2. Набор в учебных заведениях. Из 40 исследованных мною сайтов корпораций у 26-х была отведена страничка для студентов. Это говорит о том, что корпорации заинтересованы в привлечении молодых специалистов, в налаживание тесные связи с вузами, лицеями др. учебными заведениями. Специалисты этих компании приглашают студентов на практику и стажировку и на старших курсах часть таких студентов уже работают в хороших компаниях. Например, Финансовая корпорация "УРАЛСИБ" производит набор студентов 3, 4, 5 курсов на производственную практику. По результатам прохождения практики каждый студент может быть приглашен на оплачиваемую стажировку, после которой корпорация предоставляет возможность зачисления во внешний кадровый резерв с перспективой получения постоянной работы в одном из бизнес-подразделений. Для того, чтобы пройти практику в корпорации необходимо:
1. заполнить заявку -- анкету в рамках "Дня УРАЛСИБа" в учебном заведении или на сайте Финансовой корпорации -- www.uralsib.ru;
2. пройти первичное собеседование в отделе по работе с внешнем резервом;
3. пройти интервью с представителем подразделений, в которых будет проходить практика.
Или например, крупнейшая компания "ЮКОС", которая в сентябре 2004 года прекратила свою деятельность, для успешных студентов классических и отраслевых университетов утверждала корпоративные стипендии с ежегодным фондом около 3 млн. руб. Работа с учебными заведениями, лекции -- презентации ведущих специалистов -- практиков компании, стажировки для студентов, спонсорство, рекламные подарки и т.д., создают положительного имиджа корпорации как работодателя. И одновременно с подбором и наймом персонала компании решают вопросы адаптации, обучения, планирования карьеры своих будущих специалистов.
Также о серьезности намерений корпорации в отношении студентов говорит тот факт, что корпорации мотивируют не только получением новых знаний и дальнейшим трудоустройством, но и оплатой труда. Например, в ОАО "Кировский завод" им устанавливаются оклады на уровне 50% от окладов специалистов, в цехах - на уровне 60-70% от окладов мастеров. Молодым специалистам оклады устанавливаются на уровне окладов специалистов III категории, помощников мастеров. В ряде производств в первый год работы устанавливаются доплаты. По достижении определенных результатов устанавливаются персональные надбавки, заключаются индивидуальные трудовые договора.
3. Кадровый лизинг. Если же компания нуждается в специалистах на временной основе для проведения сезонных работ, на время болезни, декретного отпуска сотрудника, то некоторые компании пользуются кадровым лизингом. Кадровый лизинг -- это инструмент найма кадров, заключающийся в компенсации кадровых потребностей компании, без создания производственного резерва кадров. Схема следующая: лизинговый работник заключает трудовой договор с лизинговым агентством, например с кадровым, которое обязуется выплачивать ему заработную плату и предоставлять отпуск. После этого агентство заключает договор с компанией -- заказчиком и предоставляет в её распоряжение лизингового работника, получая при этом взамен от компании соответствующее вознаграждение ( оплату по договору).
4. Кадровые агенства. Безусловно, к кадровым агентствам прибегают множество компаний, и корпорации тому не исключения. Особенность, на мой взгляд, состоит в том, что корпорации используют только зарекомендованные агентства по поиску работник и существуют случаи, когда корпорации устраивают тендеры для таких агентств (ОАО "ГМК Норильский Никель", ТНК-bp).
5. Кроме этого, корпорации использует внутренние источники подбора персонала. Для этого задействуется внутренний резерв компании. Как известно, у корпорации внутренних резервов больше чем у других организации, за счет наличия региональных подразделении и зарубежных представительств.
v Продвижение по служебной лестнице сотрудников компании. Это поиск по кадровой базе данных, нахождение и продвижение сотрудника после профессиональной подготовки, по результатам аттестации, в соответствии с планами карьеры сотрудников и т.п.
v Внутреннее совмещение должностей.
v Перемещение сотрудников компании на другие должности или в другие подразделения компании -- ротации (международная ротация). Обычно после проведенного обучения, переквалификации.
v Сверхурочная работа.
v Изменение сроков начала и окончания рабочего времени, изменение графиков отпусков.
v Поиск кандидатов "по знакомству": среди друзей, знакомых, родственников сотрудников организации.
Среди внутренних источников, по моему мнению, для корпораций отличительными является продвижение по служебной лестницы и ротация кадров. Особенность состоит в масштабе деятельности корпорации, корпорация имеет возможность заполнять возникающие вакансии из разных региональных и зарубежных подразделений, открывая возможности для развития работников и используя весь кадровый потенциал корпорации. Также отличает корпорации - перемещение работников "по горизонтали" необходимое, для того чтобы длительное пребывание в одной должности повышало мотивацию, не ограничивало кругозор рамками определенных обязанностей и задач.
Я полагаю, что в большинстве случаев корпорации предпочитают использовать преимущественно внешние источники для подбора специалистов низшего и среднего звена, а руководителей "выращивать" внутри компании.
2.3 Деловая оценка и отбор персонала
На основе моего исследования, я знаю, что корпорации использует разнообразные технологии отбора и оценки персонала, чем более престижна и высокооплачиваема должность, тем более сложные технологий применяются при оценки кандидата на вакантную должность.
На сегодняшний день разработанные методики Ассесмент-центра уже несколько десятилетий используют крупнейшие зарубежные и российские компании такие как IBM, General Electric, Philips, Ford, Pepsi, ОАО "МТС", РАО ЕЭС России, Холдинг "Система", Сбербанк РФ и многие другие.
Департамент Труда и Занятости США определяют ассесмент как стандартизированную многоаспектную оценку персонала, включающую в себя множество оценочных процедур: интервью, психологические тесты и деловые игры.
Ассесмент-центр используется для:
Отбора персонала;
Обучения и развития персонала;
Продвижения сотрудников;
Управления карьерой и наставничества;
Получения обратной реакции от сотрудников в плане мотивации.

Перечислим основные компоненты ассесмент-центров:

Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.
Тесты (психологические, профессиональные, общие).
Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками. (Иногда используется аудио-и видеозапись).
Деловая игра. Под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию
Биографическое анкетирование.
Описание профессиональных достижений.
Индивидуальный анализ конкретных ситуаций (case-study). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.
Экспертное наблюдение. По результатам наблюдения составляются рекомендации для каждого сотрудника.
Использование технологий Ассесмент-центра, на мой взгляд, является характерной особенностью корпорации потому, что требует больших финансовых ресурсов.

Преимущества использования "Ассесмент -- центра" для компании:

1. оценка индивидуального потенциала кандидата, не подверженная влиянию условий работы, оценок и склонностей лиц, проводящих интервью;
2.
Объективные процедуры, измеряющие всех участников по важным и существенным качествам или способностям с использованием общих стандартов;
3. возможность узнавать специфические сильные и слабые стороны по измеряемым качествам для каждого участника и использовать эту информацию не только для приема на работу, но и для определения карьеры и развития;
4. возможность узнавать индивидуальную мотивацию ( потребность, ожидание, цели, интересы);
5. выявление людей с хорошим потенциалом, которые после соответствующей подготовки будут готовы занять вакансии на управленческие должности с высокой вероятностью успеха.
Одним из недостатков "ассесмент -- центр" является высокая затратность как по материальным ресурсам, так и по временным, что делает его недоступным для многих компании.
Также многие крупные корпорации разрабатывают собственные программы по отбору персонала, а так как речь идет о неограниченных ресурсах, то остается только догадываться каким сложным и увлекательным может стать конкурсный отбор в этих компаниях. Приведу пример: Летом 2006 года Группа компаний Аркадия Новикова, запустили интеллектуальное реалити-шоу "Кандидат", в совместном проекте телеканала ТНТ и телекомпании Junior TV. В реалити-шоу 16 претендентов боролись за право стать топ-менеджером в группе Аркадия Новикова, с годовым контрактом 15 000 000 рублей. Конкурсный отбор проходил в 15 этапов, каждый этап состоял из выполнения группового задания, собеседования с выяснением допущенных ошибок и отсеивания одного претендента.
По моему мнению, данный проект содержит в себе показательный подход к оценки и отбору персонала. Проводилась разносторонняя оценка личных и профессиональных качеств претендентов. За выполнение заданий наблюдали опытные специалисты. Претендентов оценивали на способность работать в команде как в руководящей должности, так и в роли подчиненного, на способность выполнения разнопрофильной работы, а также действии в нестандартных ситуациях. Организация собеседования после выполнения задании включала обсуждение причин победы и провала задания командой, самооценка и оценка деятельности каждого из участников.
Проведение выше методики требует времени и серьезных финансовых вложении, доступных крупным компаниям и корпорациям, что является еще одной характерной особенностью управления персоналом корпорации. Кроме того, на мой взгляд, корпорации имеют положительный имидж как работодателя и претендуют на лучших работников, а для того чтобы выявить профессионала в своем деле, на мой взгляд, не достаточно просто сведений из анкеты и проведения интервью.
2.4 Адаптация персонала
Конечным этапом оценки претендента на должность является испытательный срок, в ходе которого и проверяются обоснованность сделанных выводов. Это время отводится на адаптации сотрудника к новым условиям. Решение проблемы адаптации вновь принятых сотрудников - один из важных аспектов работы службы управлению персоналом корпорации. Анализ показал, что "невписывание" в новый режим работы - зачастую главная причина увольнения молодых сотрудников.
Адаптация является процессом активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в который входит индивид), сложившийся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководителя, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ).
На мой взгляд, отличительная особенность адаптации персонала в корпорациях заключается в разработки специальных программ, проектов для новых сотрудников. Корпорации не экономят ни времени, ни материальных ресурсов на адаптацию сотрудника, стараются сделать пребывание нового сотрудника на рабочем месте как можно более комфортным, что положительно сказывается на имидже корпораций как работодателя.
Рассмотрим некоторые из таких примеров:
Одна из крупнейших Российских компаний по добычи драгоценной и цветной металлургии ГМК "Норильский Никель", запустила два проекта: "Рабочая смена", и "Стажер".
Необходимость в таких проектах появилась из-за того, что очень трудно найти замену, выходящим на пенсию опытным профи. Поэтому уход лучших мастеров на пенсию зачастую приводит к дисквалификации целого коллектива и как следствие - снижению уровня производительности и качества труда. Для подготовки же молодого человека к самостоятельной работе требуется не менее двух-трех лет (а по некоторым профессиям и больше). Чтобы минимизировать риски и обеспечить оптимальный уровень квалификации коллективов, было решено разработать и реализовать программу "Рабочая смена" и "Стажер", обеспечивающую отбор наиболее подготовленной молодежи, ее профессиональное обучение, адаптацию на рабочих местах и трудоустройство в тех подразделениях, где имеются или вскоре появятся вакансии.
В данных проектах участвовали обладатели начального, среднего и высшего профессионального образования по соответствующим специальностям. Каждый победитель конкурса заключил с ОАО "ГМК "Норильский никель" годовой или полугодовой ученический договор, определяющий обязанности и ответственность сторон.
Приведем еще один пример касающийся корпорации "Вимм-Билл-Данн Продукты Питания" объединившей 11 ведущих российских, украинских и киргизских переработчиков молока. Так называемая "молочная империя" тоже имеет собственную адаптационную программу под названием "Работаем вместе". Цель программы - познакомить новичков с историей компании, ее задачами, партнерами, культурой и т.п. В первый рабочий день для всех новобранцев обязательно проводится экскурсия по предприятию, в ходе которой они получают представление о заводе, знакомятся с коллегами и т.п.
Спустя некоторое время наступает черед так называемого внутреннего обучения, формы которого весьма разнообразны: семинары, круглые столы, конференции в Москве и регионах. Наиболее эффективны двух-четырехдневные корпоративные тренинги, посвященные определенной теме либо нескольким, но объединенным общей логикой, общими задачами и принципами построения. Базовым материалом для каждой из почти 20 внутрифирменных учебных программ служит богатейший опыт корпорации в таких сферах, как продажа, маркетинг, финансы, мерчандайзинг, кадровое управление и т.д.
Большую часть семинаров и тренингов ведут собственные тренеры. Провайдера для каждой учебной программы определяет обязательный конкурс, подводятся итоги и выбираются лучшие. Поэтому тренеры "ВБД" объективно сильнее многих коллег из сторонних учебных центров, подтверждается их победами во многих тендерах, в том числе проводимых другими компаниями. Каждый преподаватель ежемесячно проводит пять-семь тренингов и в течение года осваивает еще два-три новых.
На основе данных примеров, можно сделать вывод, что корпорации не боятся значительных материальных затрат на адаптацию и необходимое обучение новых кадров так как понимают, что персонал - это базовый элемент компании. Если новый сотрудник прошел сложный отбор в корпорацию, значит он действительно ценен для неё и поэтому потеря такого сотрудника будет более затратной, чем расходы на адаптацию.
2.5 Развитие персонала
Под развитием персонала понимается совокупность организационно -- экономических мероприятий службы управления персонала компании в области обучения персонала, его переподготовки и повышения квалификации. Эти мероприятия охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущей периодической оценки кадров, планирование деловой карьеры и служебно -- профессионального продвижения кадров, работы с кадровым резервом.
По моему мнению, в корпорациях эти мероприятия по развитию персонала тщательно проработаны, и выглядят примерно следующим образом:
Рис.№8 Схема планирования развития персонала. ОАО "ГМК Норильский Никель"
Развитие персонала корпорации направлено на достижение корпоративных целей с помощью имеющихся у корпорации ресурсов. На мой взгляд, характерная особенность корпорации в том, что они предоставляют своим работникам большие возможности для развития за счет наличия больших ресурсов и направлений деятельности. В каждой корпорации имеется отдел, занимающийся развитием персонала, в некоторых даже создаются собственные корпоративные университеты, кроме этого не редко корпорации прибегаю к услугам сторонних компаний по развитию персонала. Поэтому, на мой взгляд, корпорации обладают большим ассортиментом обучающих программ и следят за появлением новых методов в области обучения. Поговорим о таких методах поподробнее.
Методы обучения подразделяются на два больших блока, а именно: обучение на рабочем месте и вне рабочего места. Исходя из моего исследования, я могу сказать, что все эти методы применяются в корпорациях.
Методы обучения на рабочем месте
Введение в должность. Этот метод обучения в большинстве корпорации еще называют вводная программа, или например, на "Балтике" - вводный курс. Введение в должность является одновременно одним из этапов адаптации персонала и частью процесса обучения и включает в себя следующие обучающие программы: история организация, введение в профессию, реалистичное знакомство с будущей работой и т.п.
Практика привлечения персонала на роль заместителя. В большинстве корпораций, которые я исследовала, существует кадровый резерв. Ежегодно на основе открытого конкурса осуществляется отбор наиболее способных работников. В течение двух-трех лет резервисты проходят комплексную управленческую подготовку, многоступенчатую оценку и по ее результатам назначаются на освобождаемые руководящие должности. Сформированный резерв обеспечивает постоянную ротацию персонала по вертикали управления от руководителя начального уровня до директора предприятия. Кадровый резерв в корпорациях постоянно пополняется на основе оценки новых претендентов.
Поручение выполнения особых специальных задач. Этот метод направлен на совершенствование особых навыков сотрудников компании через поручение выполнить специальные одноразовые задания, которые необходимо тщательно отрабатывать.
Наставничество. Выше я уже приводила пример наставничества во время адаптации. Данный метод позволяет передавать знания и навыки опытного наставника новому сотруднику или, например, сотруднику другого регионального подразделения.
Коучинг. Коучинг определяется как наставление, тренировка. Воодушевление или подготовка к экзамену, состязанию, занятия с репетитором и других. Коучинг фокусируется на будущих возможностях, а не на прошлых ошибках. Однако основной отличительной чертой коучинга является то, что коуч-менеджер, коуч-преподаватель помогает сотруднику найти именно собственное решение, а не решать проблему за него.
Ротация. На мой взгляд, для корпорации ротация кадров является естественной частью рабочего процесс, так как по средствам него компания заполняет вакантные должности в подразделениях и дочерних компаниях. Такой метод расширяет навыки общения, совершенствует практические знания в определенных областях деятельности и улучшает приспособляемость к новым условиям работы.
Делегирование. Использование практики передачи сотруднику четко очерченного круга задач, причем с соответствующими полномочиями для принятия решения. Выполнение задач происходит под контролем руководителя.
Молодежное правление. Из сотрудников среднего и низшего звена корпорации создается команда, способная выполнить функции топ-менеджера, руководящего звена компании. Этой молодежной команде предоставляется вся информация, дается возможность принимать решения и отвечать за их последствия. Подчас такой команде дается в реальное распоряжение небольшой филиал или какое-нибудь подразделение компании. Роль руководителя при этом заключается в непосредственном контроле за деятельностью команды и необходимом консультировании. Этот метод демонстрирует все управленческие способности сотрудников практически в "боевых" условиях.
Методы обучения вне рабочего места
Метод конкретных практических ситуации. Смысл его заключается в приближении обучающихся к реальному миру. К научению оценивать и принимать в нем верные решения. Данный метод подразделяется на:
Традиционный метод. Участники рассматриваю проблему, ситуацию и ищут альтернативные варианты решения проблемы.
Метод инцидента. Исследуемый случай описывается достаточно кратко и главная задача - получение более полной информации.
Проектный метод. Связан с решением именно деловых проблем бизнеса.
Метод актуального случая. Производится анализ собственной компании, привлекается руководители компании.
Деловые игры. Они максимально приближены к реальной деятельности руководителей и специалистов. Это обязательно коллективные игры. В деловой игре можно выделить следующие этапы:
1. введение в игру;
2. разделение обучающихся на группы;
3. изучение ситуации;
4. обсуждение ситуации в группах. Распределение ролей внутри группы;
5. игровой процесс (анализ ситуации, разработка планов, принятие и оформление решения);
6. подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка исполнения ролей;
7. разработка оптимального варианта;
8. общая дискуссия.
Метод мозговой атаки. Несколько человек собираются в определенном месте и их задача - выработать оптимальное решение неожиданно возникающей проблемы.
Электронное обучение - дистанционное обучение. Поговорим подробнее об этом методе обучение и приведем пару примеров:
Электронное обучение - это современный метод работы с персоналом, особенно актуальный при наличии множества филиалов, -- говорит Марина Новикова, директор по работе с персоналом ОАО "ВымпелКом". -- Активная региональная экспансия "Би Лайн GSM" стала одной из основных причин, побудившей внедрить e-learning во всех филиалах компании.
Система электронного обучения состоит из нескольких элементов: собственно курсы, система управления (learning management system) и политика, регламентирующая правила работы. Система управления, а также 2 из 14-ти обучающих курсов переведены на русский язык и доступны во всех территориально охваченных "ВымпелКомом" регионах. На сегодняшний день электронное обучение осуществляется по следующим направлениям: обслуживание клиентов, продажи и программа обучения менеджеров, а в дальнейшем список курсов будет пополнен по таким направлениям как IT, техническое обучение, финансы и так далее.
Приведем еще один пример электронного или дистанционного обучения:
Ранее, я уже говорила о ОАО "ГМК "Норильский никель", который добился существенных успехов в развитии системы адаптации новых сотрудников. Кроме этого в апреле 2007 года открылся Корпоративный университет "Норильский никель". Необходимо отметить, что уже несколько десятков крупных компании имеют свои корпоративные университеты, в том числе "Би Лайн", "Северсталь", "Росгосстрах", "Ингосстрах", "Ростелеком". К настоящему времени в ОАО "ГМК "Норильский никель" разработаны и актуальны около 6 тыс. учебных программ. Ежегодно около 30 тыс. человек проходят обучения в рамках компании.
Постепенно планируется предоставление услуги не только для предприятий и организаций ОАО "ГМК "Норильский никель", дочерних и зависимых обществ, организаций и граждан, проживающих на территориях присутствия компании, но и для внешних компаний. Один из методов направления развития современного образования - дистанционное обучение. Такая система создана в компании. Любой человек, деятельность которого связана с компьютером, получает доступ к дистанционным курсам. Он может выбрать любую необходимую программу, сейчас их 45, но число это постоянно растет. Два курса являются обязательными для всех новых сотудников: адаптационный и ознакомительный. Первый нацелен на обучение использованию информационных сетей и технологий, применяемых в компании. Второй курс в популярной форме знакомит с технологией основного производства компании. Каждый сотрудник, независимо от сферы деятельности и функциональных обязанностей, должен понимать, что лежит в основе производства и бизнес-процессов в компании.
2.6 Социальная политика
Говоря о социальной политики, хотела бы повториться, что корпорации позиционируют себя как лучшие работодатели. Соискатели хотят работать в корпорациях потому, что такие компании в силу своих возможностей предоставляют работнику достойную оплату труда, перспективы карьерного роста, лучшие обучающие программы. Социальная политика корпорации, также как и все выше сказанное, направлена на мотивирование хорошего специалиста работать именно в этой компании, то есть на поддержание положительного имиджа компании как работодателя.
Социальная политика, на мой взгляд, в совокупности является отличительной особенностью корпорации. Социальная политика корпорации отличается полным пакетом социальными гарантиями, жилищными, молодежными, пенсионными программами. Большинство корпорации имеют собственные дома отдыха, лагеря, куда предоставляют путевки своим работникам и их детям. И это далеко не полный список привилегий, которыми наделены работники корпорации. Например, от ОАО "Кировский завод" существует детский сад для детей сотрудников, некоторые корпорации предоставляю сотовую связь работникам, и кроме этого я не беру во внимание таких естественных привилегий для корпорации как развозка и питание. В доказательство моих слов, хотела бы привести пример социальной политики ОАО "РЖД" и разобрать подробнее перечисленные мною социальные программы.
Социальные гарантии: В целом за 2008 год расходы ОАО "РЖД" на обеспечение социальных гарантий, закрепленных в коллективном договоре, с учетом затрат на оздоровление в домах отдыха и санаториях, медицинское обслуживание, страхование, негосударственное пенсионное обеспечение работников, обеспечение бытовым топливом и др., в среднем на одного работника составили 35 тыс. рублей, а для неработающего пенсионера - 6,6 тыс. рублей.
Молодежная программа. В рамках этой программы реализуются следующие проекты: жилищная политика, поддержка молодых семей, отдых, работа с детьми и работниками.
Проекты охватывают все возрастные категории молодежной программы. При этом для каждой возрастной группы существуют самостоятельные проекты, учитывающие интересы целевой аудитории и особенности восприятия основ корпоративной идеологии:
для детей работников ОАО "РЖД" корпоративный лагерь "Дороги будущего";
для подростков, стоящих перед выбором будущей профессии программа "Открытые двери компании";
для студентов выездная смена "Студенческая узловая";
для молодежи проект "Сеть 3Д: Дорога, Дом, Друзья";
для семейного отдыха и оздоровления, в рамках Года Семьи, программа "Семейный альбом".
Жилищная политика. Согласно Правилам предоставления работникам ОАО "РЖД" корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) ими жилых помещений в собственность, для получения корпор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.