На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Изучение понятия, признаков, групп показателей (технического эффекта, надежности, экономические, эргономические, эстетические, экологические), методов оценки уровня (дифференциальный, средневзвешенного и интегрального показателя) качества продукции.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 28.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1. Понятие качества, показатель качества, группы показателей качества
В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования.
Традиционно в нашей стране существовало два подхода к определению понятия "качество". Первый такой подход был отражен в первых терминологических стандартах - ГОСТ 150467-70 "Качество продукции. Термины" и ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения":
"Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".
Второй подход отражен в следующем определении:
"Качество продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню тре6ований, установленных стандартами, техническими условиями или образцами(эталонами), а в случаи отсутствия нормативно - технических документов или при согласовании более высоких либо детализированных по сравнению с ними требований - поставки"[1].
С этим определением совпадает по существу определение, данное в международном документе ИСО/ОПМС 9000 : 2000 "Системы менеджмента и качества. Основные положения и словарь ":
"Качество: степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям" (формулировка по ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001, представляющему аутентичный текст упомянутого международного стандарта).
Последние два определения являются определениями качества как правовой категории. Понятие качества как правовой категории необходимо для регулирования отношений сторон при купле - продажи товаров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приведенные понятия качества продукции дополняют одно другое.
Качество характеризуется показателями:
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество.
Единичный показатель качества - показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта.
При любом измерении нужен эталон сравнения (метр, килограмм и т.д.)
Для этого в квалиметрии:
Базовый показатель качества - показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества.
Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными.
Относительный показатель качества - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.
Комплексный показатель качества - показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. Комплексный показатель качества позволяет в целом дать характеристику качеству продукции.
В зависимости от характеризуемых свойств можно выделить несколько групп показателей качества.
1.Показатели технического эффекта (назначения) - показатели, характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемость
Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения его параметров.
Безотказность - свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
Работоспособное состояние, работоспособность - состояние объекта, при котором его параметры находиться в установленных допусках.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния.
Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние - это такое состояние, при котором дальнейшая эксплуатация товара (объекта) невозможна или нецелесообразна.
Показателем долговечности служит средний ресурс. т. е. среднее время работы до достижения предельного состояния. Другим показателем долговечности является средний срок службы - среднее календарное время до достижения предельного состояния.
Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния.
Для совместной характеристики двух свойств - безотказности и ремонтопригодности - используются коэффициент готовности и коэффициент технического использования. Коэффициент готовности - это вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, когда может потребоваться его применение по назначению. Коэффициент технического использования - это отношение математического ожидания суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период к сумме математических ожиданий времени пребывания объекта в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период.
Сохраняемость - свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.
Для характеристики сохраняемости могут использоваться те же показатели, которые используются для характеристики безотказности, но применительно к режиму хранения ,а не работы.
Например, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.)
3.Экономические показатели или показатели экономного использования ресурсов - это показатели, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции - технико-экономические показатели.
4.Эргономические показатели - это, показатели которые характеризуют систему "человек - изделие" и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).
Эргономические показатели можно разделить натри группы. Антропометрические показатели характеризуют продукцию с точки зрения размеров и форм человеческого тела. Примеры таких показателей - высота сидения воителя в кабине автомобиля, угол наклона спинки сидения, расстояние до рычагов управления.
Физиологические показатели характеризуют продукцию с точк5и зрения силовых возможностей человека, возможностей его органов чувств - зрения, слуха.
Гигиенические показатели характеризуют гигиенические свойства продукции - уровень шума, вибрации, излучений, температура, влажность, запыленность.
5.Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).
6.Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.
7.Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой Госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.
Кроме перечисленных групп показателей для характеристики качества продукции могут применяться показатели, характеризующие другие свойства, обусловленные спецификой, как самой продукции, так и условий ее применений. А также показатели, относящиеся к условиям разработки, изготовления и транспортирования продукции: показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые, технологичности, транспортабельности и т.п. Наоборот, некоторые из перечисленных групп не характерны для отдельных видов продукции и поэтому не применяются для характеристики их качества.
2. Основные методы оценки уровня качества. Комплексный метод оценки
Согласно ГОСТ 15467-79 уровнем качества продукции называется относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Базовые значения показателей качества продукции - это показатели качества эталонного или базового образца. Отсюда ясно, что выбор базовых образцов - важнейший элемент оценки уровня качества продукции. Согласно ГОСТ 2.116 - 84 базовым называется образец продукции, соответствующий передовым научно-техническим достижениям в установленном периоде, как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.
Установлению базовых образцов предшествует определение цели оценки, в зависимости от которой применяются разные группы базовых образцов.
При оценке уровня качества разрабатываемой продукции за базовые принимают перспективные образцы, характеризующиеся прогнозируемой совокупностью реально достижимых показателей качества в будущем периоде. Это может быть гипотетическое изделие, в котором при его разработке получили бы техническое воплощение на современном этапе развития все известные достижения науки и техники. Таким образом, результат сравнения параметров гипотетического и разрабатываемого изделий характеризует степень реализованности параметров гипотетического образца в разрабатываемом изделии.
При оценке выпускаемой продукции за базовый образец принимают продукцию, показатели качества которой соответствуют мировому уровню или лучшим отечественным образцам.
Выбор базовых образцов производится соответствующими отраслевыми НИИ, центральными и головными КБ, головными и базовыми организациями по стандартизации.
Уровень качества продукции, оцениваемый по совокупности показателей, в которую не входят экономические, называется техническим уровнем качества продукции. Когда учитываются и экономические показатели, то говорят о технико-экономическом уровне качества продукции.
Для оценки уровня качества продукции используются следующие методы: дифференциальный, комплексный.
Дифференциальный метод оценки уровня качества состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца.
Имеются показатели оцениваемой продукции X1, X2...., XР и соответствующие показатели качества базового образца X1б,X 2б.....,Xр6. Для сопоставления показателей дифференциальным методом вычисляют значения относительных показателей качества продукции по формулам:
Q=Xi/Xib i-1,2,….,p (1.1)
Q=Xib/Xi (1.2)
где Xi - значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
X ib - значение i-го показателя качества базового образца.
p - количество рассматриваемых показателей качества продукции.
В зависимости от характера показателя качества выбирают ту или иную из этих формул. Для позитивных показателей, с увеличением значений которых качество повышается, выбирают формулу (1.1), а для негативных показателей, с увеличением значений которых качество продукции снижается, выбирают формулу (1.2).Вместо применения формулы (1.2) можно i - ый негативный показатель заменить соответствующим позитивным.
В тех случаях, когда значение Q >1,по данному i-му показателю оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если Qi =1,то она соответствует базовому образцу, а если Qi< 1,то уступает ему.
При использовании дифференциального метода можно не вычислять значения относительных показателей Qi . Достаточно фиксировать результат сопоставления по каждому i-му показателю и качественной форме: продукция по i-му показателю превосходит базовый образец, соответствует или уступает ему. В результате сопоставления показателей дифференциальным методом могут быть сформулированы следующие результаты оценивания в качественной форме:
- уровень качества оцениваемой продукции выше уровня базового образца, если все значения Qi ? 1,причем хотя бы одно назначение Qi > 1(т.е продукция по всем показателям не уступает базовому образцу и хотя бы по одному превосходит);
- уровень качества оцениваемой продукции равен уровню базового образца, если все значения Qi = 1(т.е. продукция по всем показателям соответствует базовому образцу );
- уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения Qi ? 1, причем хотя бы одно значение, строго меньше единицы;Qi < 1(т.е. продукция по всем показателям не превосходит балловый образец и хотя бы по одному показателю уступает ему).
В случаях, когда часть значений относительных показателей качества Qi >1, а часть Qi < 1 (т.е. продукция по одним показателям превосходит базовый образец, а по другим уступает ему), дифференциальный метод не дает результата.
В этом случаи можно применить комплексный метод.
Первой разновидностью этого метода является использование главного показателя, т.е. показателя, который может, по мнению экспертов, в основном охарактеризовать качество изделия.
При использовании этого метода сопоставление качества оцениваемой продукции может осуществляться с одним или с несколькими базовыми образцами.
Показатели качества оцениваемой продукции и аналогов нормируется следующим образом. Показатели качества. Характеризующие одно свойство, делаться на максимальное значение этого показателя у всех аналогов, включая оцениваемую продукцию, если этот показатель позитивный, то его минимальное значение делиться на показатели качества каждого из базовых образцов, т.е. нормированные значения показателей качества определяются по формулам:
Qij =Xij/maxXij (1.3 )
Qij= minXij/Xij (1.4)
где i-1,2,….p,i=0,1,2,...,n,максимальное и минимальное значение берутся при фиксированных значениях индекса i.
Формула (1.3)применяется для позитивных показателей, формула(1.4) - для негативных.
Второй разновидностью является метод средневзвешенного показателя.
Средневзвешенный показатель определяется по формуле
I =iqig,
где, mi - коэффициент весомости,
Оцениваемая продукция признается соответствующей уровню качества, определяемому данной группой аналогов, если
Qmin ? Q0 ? Qmax ,
где, Q0 - средневзвешенный показатель качества оцениваемой продукции;
Qmin ,Qmax - минимальное и максимальное значение средневзвешенных показателей аналогов.
Если Q0 меньше Qmin ,то оцениваемая продукция уступает уровню качества данной группы аналогов, если Q0 ,больше Qmax - то превосходит.
Метод средневзвешенного показателя допускает в обоснованных случаях применение в формуле для его определения не суммы, а произведения или иной функции входящих в нее аргументов.
Третьей разновидностью комплексного показателя является метод, основанный на интегральном показателе.
Интегральный показатель качества J - это технико - экономический показатель качества продукции, основанный на сопоставлении суммарного полезного эффекта Э от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат З на создание и эксплуатацию или потребление продукции:
J = Э/З=Э/(Зс +Зэ),
Где суммарный полезный эффект Э за срок службы продукции выражается в натуральной или денежной форме, а суммарные затраты З=Зс+Зэ выражаются в денежной форме, где Зс - капитальные затраты на создание(покупку) продукции, Зэ - сумма текущих затрат на эксплуатацию или потребление продукции за срок ее службы.
Недостатки интегрального показателя - трудность применения к изделиям сферы потребления, неприменимость для сырья и материалов, не учет эргономических, эстетических и некоторых других свойств. Он применим для изделий, эффект от эксплуатации которых выражается в натуральной или денежной форме.
При использовании комплексных показателей оценка является числом, поэтому вывод о сопоставленной оценке очевиден: оцениваемая продукция признается соответствующей уровню качества, определяемому данной группой аналогов. Если
Kmin ? KОП ? Kmax,
где KОП - комплексный показатель качества оцениваемой продукции;
Kmin , Kmax - минимальное и максимальное значение комплексного показателя качества аналогов.
Если КОП < Кmin ,то оцениваемая продукция уступает уровню качества данной группы аналогов, если КОП >К max, то превосходит его.
Обобщение дифференциального метода. Обобщение дифференциального метода оценки уровня качества продукции осуществляется в предложении. Что оценка осуществляется по двум показателям, причем оба эти показателя являются позитивными. Тогда каждому аналогу и оцениваемой продукции соответствует точка в двухмерном пространстве.
На рис.1.1. изображены три точки (х1,y2)(x2 ,y2) и (x2 ,y2).На основе этих точек может быть определена область соответствия, т.е. такая область. Попадание, в которую точки, соответствующей оцениваемой продукции, означает, что уровень качества оцениваемой продукции соответствует уровню качества группы аналогов. Если оцениваемая продукция попадает в нижнюю заштрихованную часть, то она уступает, если в верхнюю - превышает уровень аналогов область соответствия находиться между заштрихованными областями.
Рис.1.1 Двухмерная интерпретация оценки уровня качества
Определение этой области целесообразно осуществлять следующим образом. Вначале определяется зависимость вида
f(x)=a0 +a1 x,
определяющая прямую, аппроксимирующую точки(xi ,yi ),
i =1,…, n, где n - число аналогов, из условия, что величина
i)-yi )2
,минимальна. Для определения а0 и а1 необходимо приравнять
нулю частные производные этой суммы по а0 и а1.
Запишем эти уравнения в стандартной форме:
Используя формулу Крамера для решения системы линейных уравнений, получаем:
Для решения задачи целесообразно исходные данные и результаты промежуточных расчетов представить в виде таблицы:
Xi
yi
Xi2
xiyi
№1
……..
№n
У
Область соответствия представляет собой полоску между отрезками линий, параллельных найденной изложенным методом и проходящих через максимально удаленные от не и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.