На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты финансовых потоков предприятия: сущность, принципы и методы управления. Отечественный и зарубежный опыт управления финансовыми рисками предприятий. Анализ управления финансовыми рисками организации на примере ООО Швейная фабрика.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание


    Введение
    1. Теоретические аспекты финансовых потоков предприятия
      1.1 Основы финансовой системы организации
      1.2 Принципы и методы управления финансовыми потоками
      1.3 Управление рисками
    2. Методологический анализ управления финансовыми рисками организации
      2.2 Отечественный опыт управления финансовыми рисками предприятий
      2.3 Зарубежный опыт управления финансовыми рисками предприятий
    3. Практический анализ управления финансовыми рисками организации на примере ООО «Швейная фабрика»
    Выводы и рекомендации
    Список литературы
    Приложения
    Введение

    Любая управленческая деятельность в той или иной степени носит рисковый характер, что обусловлено многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Понятие риска также имеет многофакторную природу, раскрыть которую можно лишь во взаимосвязи с такими понятиями, как неопределенность, вероятность, условия неопределенности, условия риска.
    Согласно математическим определениям неопределенность проявляется в тех случаях, когда результатом действия является набор альтернатив, вероятность которых неизвестна. Риск проявляется, ели действие приводит к набору альтернатив, вероятность осуществления которых известна. Таким образом, риск есть неопределенность, которую можно квалифицировать. Понятие риска и неопределенности, широко используемые в теории игр и динамическом программировании, нашли распространение в экономике, политике, теории управления и менеджмента, в области права и страхования.
    Формирование рыночных отношений в России активизировало процесс исследования предпринимательского риска, в том числе финансового, инвестиционного, страхового и банковского. Вместе с тем проблема рисков остается малоисследованной, нет достаточно ясных определений сущности предпринимательского риска, его разновидностей, областей использования, средств управления риском. Проблема эта не получила должного обоснования и в практической работе руководителей.
    Риски и неопределенность выступают неотъемлемыми чертами хозяйственной деятельности и процессов управления. Неопределенность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Часто такая ситуация возникает, когда воздействующие на ситуацию факторы регистрируются впервые и о них нельзя получить достоверную информацию. Поэтому последствия принятия управленческого решения трудно предусмотреть, особенно в быстроменяющихся условиях (наукоемкая и нововедческая сферы, ценовая и рыночная конъюнктура). Обычно менеджер, сталкиваясь с неопределенностью, стремится получить дополнительную информацию и с помощью экспертных методов определить вероятность достижения результата.
    Понятие определенности связывается с условиями выработки принятия управленческих решений, когда руководитель с достаточной для данной ситуации достоверностью знает потенциальный результат каждого из возможных вариантов развития событий. Следует отметить, что ситуация полной определенности встречается достаточно редко.
    Понятие риск в экономическом смысле предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности или недостоверности информации), а также выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь в случаях, обремененных риском, что чаще встречается в инновационной деятельности,
    В менеджменте понятие риск прежде всего связывается с характером и сложностью проблем, условиями принятия управленческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.
    Размер потерь организации как результата деятельности в условиях неопределенности представляет собой цену риска, а величина успеха (дополнительной прибыли) - плату за риск. Риск проявляется в процессе реализации продукции или услуги и выступает одним из конечных результатов деятельности. Сущность, содержание, характер проявления риска в деятельности организации позволяют определить природу риска как экономическую.
    В практике менеджмента используются следующие характеристики риска [19:45]:
    - размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации;
    - вероятность риска - степень свершения источника риска (события), измеряемая в пределах значений от 0 до 1;
    - уровень риска - отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-решения, меняющийся в пределах от 0 до 1, выше которой риск не оправдан;
    - степень риска - качественная характеристика величины риска и его вероятности: высокая, средняя, низкая и нулевая;
    - приемлемость риска - вероятность потерь и того, что эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);
    - правомерность риска - вероятность его находится в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.
    В кризисных условиях у предприятия велика вероятность стать банкротом, в связи, с чем персоналу требуется умение в риск-ситуациях избегать неоправданных потерь, действуя при этом смело и инициативно. Менеджер должен уметь рисковать, т.е. взвешенно, не преувеличивая опасность, добиваться намеченных целей, соблюдая границы правомерности риска.
    Известны случаи, когда организация выбирает вариант небольшого результата, но в отсутствие риска. Из графика (рисунок 1) видно, что нулевой риск обеспечивает самый низкий доход (0; П1 ), а при самом высоком риске Р = Р2. прибыль имеет наиболее высокое значение П = П33 > П2 > П1). Это может привести к снижению ее результативности и конкурентоспособности.
Более высокий риск связан с вероятностного извлечения более высокого дохода.
Рисунок 1 Зависимость риска и прибыли [17:65]
При выборе стратегии с максимальным результатом и высоким уровнем риска надо сопоставить ожидаемую экономическую выгоду и возможные потери в связи с рисковыми действиями. Если потери превышают выгоду, такое решение не оправдано. Очевидно, что в сложных ситуациях требуется использование совокупности критериев, позволяющей оценить ситуацию с учетом разнонаправленных факторов.
Целью курсовой работы является оценка процессов управления финансовыми рисками на предприятии. Задачами исследования является:
- рассмотрение теоретических аспектов финансовых потоков предприятия: определение финансовой политики предприятия, принципов и методов управления финансовыми потоками, управления рисками;
- анализ управления финансовыми рисками организации на основе зарубежного и отечественного опыта;
- рассмотрение практического опыта управления финансовыми рисками на предприятии ООО «Швейная фабрика».
1. Теоретические аспекты финансовых потоков предприятия

Разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления предприятия.
Роль финансовой политики в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны ее экономической деятельности - научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт - и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяются в глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках фирмы [14:17].
Важную роль при выработке финансовой политики играет регулирование внутрифирменных финансовых потоков, подчиненное конечному результату деятельности фирмы, и осуществление многосторонних расчетов централизованным путем. На формирование финансовой политики, в особенности при определении источников финансирования, оказывает влияние также связь фирмы с банками или ее принадлежность к определенной финансовой группе. Задачей финансового управления является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
Основная задача финансового управления - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.
Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства [13:46]:
- полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
- полученные на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получения кредитов;
- возращение субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;
- инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйственной деятельности фирмы;
- направленные на уплату налоговых платежей.
Главной задачей управления финансовыми возможностями предприятия является оптимизация финансовых потоков с целью максимального увеличения положительного финансового результата. Для этого предприятие должно иметь правильно составленный финансовый план своей деятельности.

1.1 Основы финансовой системы организации

Важнейшее звено системы управления предприятием - организация управления финансами. В ее рамках осуществляется [11:124]:

-- подготовка, принятие и контроль за реализацией решений, относящихся к финансовой стороне деятельности;

-- организация учета и подготовка необходимой информации на основе данных управленческого учета;

-- обработка имеющейся информации, приведение ее в удобный для анализа и принятия решений вид.

У предприятия, применяющего современную систему управления финансами, возникают дополнительные возможности оптимизации финансовых потоков. В рамках этого потенциала:

-- определение объемов, сроков и целесообразности привлечения финансовых ресурсов;

-- наращивание оборотных средств;

-- совершенствование оперативного управления движением финансовых потоков;

-- оптимизация издержек предприятия;

-- улучшение ассортимента продукции;

-- прогнозирование рыночной позиции предприятия, что открывает возможность заранее принять меры для предотвращения финансовых неприятностей.

Особое значение сегодня приобретают формирование и реализация финансового плана с наиболее рациональной программой движения денежных средств. Финансовый план представляет программу функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении. Она включает товарно-материальные и финансовые потоки, которые характеризуются такими документами как сводный бюджет, в состав которого входят план движения денежных средств, план прибылей и убытков, плановый финансовый баланс, а также бюджеты подразделений, включающие планы продаж, закупок, развития движения денежных средств, прибыли и т.д. Важной проблемой также выступает формирование планов с максимальной прибылью и приемлемой рентабельностью.

Управление финансовой системой предприятия включает [8:23]:

- определение основных целей, критерии их достижения и стратегия предприятия;

- разработку требований к учетной политике, а также механизмы решения ключевых задач управления финансами, обеспечивающие достижение поставленных целей. Важно здесь выделить сферы ответственности в рассматриваемой области, закрепляемые за конкретными руководителями. Одним из наиболее эффективных методов упорядочения движения финансовых ресурсов -- внедрение автоматизированной системы. После применения автоматизированной системы управления, включающей планирование, бухучет и отчетность, открывается возможность обеспечить подготовку и принятие финансовых решений в виде конкретной и четкой последовательности шагов:

-- определение финансово-экономических целей, выбор основных критериев;

-- разработка вариантов плана по выручке, прибыли, рентабельности, собственному капиталу, финансовой устойчивости, заданий по основным показателям на конец планируемого периода;

-- разрабатывается финансовая стратегия, определяющая действия, необходимые для обеспечения устойчивости фирмы;

-- производится оценка объема продаж ассортимента, товаров и услуг;

-- выбор варианта движения денежных потоков с минимальным дефицитом наличности, и на основе самофинансирования, а также выявление размеров и сроков привлечения заемных средств;

-- оформляется далее схема использования прибыли, фиксируются рамки оптимального изменения структуры капитала, определяется структура платежных средств (деньги, ценные бумаги, бартер и др.)

-- выявляется наиболее приемлемые формы их оплаты (предоплата, по факту, в рассрочку);

-- формируется политика в области налогов;

-- утверждается система экономического стимулирования подразделений и персонала предприятия;

-- определяется окончательный вариант бюджета организации и ее подразделений, а также условия принятия решений при отклонении от плана.

Финансовая система организации состоит из подсистемы планирования и анализа финансовых потоков, системы управления оборотными средствами, ассортиментом и издержками предприятия, системы контроля за исполнением бюджета (анализа выполнения плановых заданий).

Подсистема планирования и анализа финансовых потоков в совокупности с анализом прибылей-убытков открывает возможность для планирования поступлений и платежей предприятия, определения сроков привлечения и объемов заемных средств, рационального управления временно свободными финансовыми ресурсами, формирования движения финансовых потоков как в целом по предприятию, так и на уровне подразделений. Подсистема планирования и анализа финансовых потоков гарантирует финансовую устойчивость финансов предприятия и позволяет предупреждать появление критических ситуаций.

Цель системы управления оборотными средствами, ассортиментом и издержками предприятия - увеличить прибыли. Система контроля за исполнением бюджета, анализа выполнения плановых заданий, корректировки планов осуществляет работу по планированию сводного бюджета, управления собственным и заемным капиталом. Для успешного функционирования финансовой системы во всем предприятии должна быть внедрена стройная система бюджетирования.

1.2 Принципы и методы управления финансовыми потоками

Финансовый поток определяет звено экономических отношений, где осуществляется рынок финансовых капиталов и финансовых ресурсов.

Вся совокупность финансовых отношений на предприятии обуславливает использование денежных отношений. Включаются три звена [5:76]:

рынок капиталов;

рынок кредитных ресурсов;

рынок денег.

Для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации в соответствии с целями развития данного предприятия они будут систематически восстанавливать и пополнять, используя денежные средства, свои производственные запасы, производственные фонды, выплачивать заработную плату, производить расчеты с другими предприятиями, бюджетом и внебюджетными фондами, реализовывать свою продукцию и т.д.. Т. е. при наличии денежных средств совершается кругооборот средств на предприятии.
Финансовые потоки на предприятии можно подразделить на потоки:
1 между предприятием и другими предприятиями по поводу оплаты поставок, оборудования, материалов, сырья, реализация продукции, с работниками по выплате заработной платы;
2 между предприятием и собственниками, учредителями или акционерами, по выплате процентов, дивидендов, вкладов в УК, дополнительных взносов и т.д.;
3 между предприятием и подразделениями (самост. и завис. юридически) по нераспределенной прибыли, оборотному капиталу и т.д.;
4 между предприятием и бюджетом, внебюджетными фондами по уплате налогов и сборов, получению бюджетных ассигнований и т. д;
5 между предприятием и банками по осуществлению расчетов, получению и возврату кредита;
6 между предприятием и инвестиционными фондами, страховыми компаниями и т.д. по получению и возврату инвестируемых средств;
7 между предприятием гражданами, как юридическими лицами, по получению и возврату ссуд, благотворительным взносам и т.д.
Потоки бывают: наличные; безналичные: включающие непосредственно безналичные расчеты; оплату векселями; ценными бумагами; бартерные операции и т.д.
Основная цель управления финансовыми потоками - максимизация прибыли; которая в части использования денежных средств (собственных; привлеченных; заемных) включает в себя обеспечение предприятия необходимыми финансовыми ресурсами для непрерывного процесса воспроизводства; увеличения доходов собственников (учредителей).
В соответствии с этой целью на предприятии решаются следующие задачи:
1. формирование источников - фондов (финансовых потоков);
2. использование финансовых ресурсов и фондов;
3. контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов и фондов.
Во временном периоде (перспективная, текущая, оперативная деятельность) задачи управления финансовыми потоками различны и иногда противоречат друг другу, что не является критическим. Задачей оперативного формирования финансовых потоков является необходимость обеспечения непрерывности производственного процесса и рациональности.
Основными источниками информации о финансовых потоках являются данные баланса предприятия, данные отчета об использовании денежных средств и другие разработочные таблицы и схемы. Но данные этой таблицы могут только проследить изменения в общей структуре источников и расходование денежных средств за период, следовательно основной раздел в формировании системы управления - анализ движения финансовых потоков.
Цель формирования финансовых потоков - обеспеченность финансовыми ресурсами, которая зависит от многих факторов (рисунок 2).
Формирование финансовых потоков в текущей деятельности не должно противоречить общей направленности формирования стратегических потоков.
Одним из источников финансовых потоков в текущей деятельности является выручка от реализации продукции, работ, услуг (первое исключается), выручка от реализации имущества.
Этот объем выручки зависит от производственного графика, уровня издержек в производстве и обращении, объем продаж, времени и условий реализации, затрат капитального характера и финансирования расходов (которые не возмещаются).
В Российской практике расчеты затруднены возможностями сокрытия, искажения выручки из-за нечеткости законодательства.
Факторы, влияющие на величину источников денежных потоков могут быть различны:
1. независимыми от системы оперативного управления:
2. зависимые (частично или полностью управляемые) :
В каждом конкретном случае состав и набор факторов различен.
Другой источник - совокупность средств, временно свободных для целевого использования: средства по выплате заработной платы, средства предстоящих расходов, средства в бюджеты и внебюджетные фонды, средства дебиторов и кредиторов и т.д. Важный источник - заемные средства - краткосрочные ссуды банков и краткосрочный коммерческий кредит. Особенность использования заемных средств для различных предприятий - возможность привлечения этих средств на различных условиях. Как правило, крупные предприятия используют незначительное количество заемных средств, а т.к. суммы большие, то проценты по ним небольшие.
Часть источников в текущей деятельности: средства начисленной амортизации, долгосрочные кредиты, которые по своей сути имеют целевую направленность, но как временный источник могут быть направлены на другие цели (кроме бюджетных средств).
Дополнительные источники - средства эмиссионных доходов, средства от увеличения УК и т.д. Т. к. предприятия имеют в своем распоряжении ряд разных источников, разрабатывают графики поступления наличных и безналичных средств.
Все финансовые источники имеют самостоятельную направленность. Из основного финансового источника (выручки) идет:
1. пополнение оборотных средств, израсходованных на производство и реализацию продукции (покупка сырья, материалов, топлива, коммерческие расходы, оплата за выполненные работы);
2. изъятие денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды. На основании планов развития производства, планов выплат доходов собственникам и использование других источников составляются различные варианты планов. В зависимости от целей деятельности: МП - на расширение производства, средние и крупные - на расширение сфер деятельности, крупные - на завоевание рынка.
Управление финансовыми потоками и фондами характеризуются некоторыми понятиями: реальные инвестиции, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные инвестиции, капитальные вложения и закупка оборудования. Если предприятие проводит одну линию инвестирования - составляет одну общую схему, если несколько направлений - несколько взаимоувязанных схем. Одно из направлений реальных инвестиций - капитальные вложения. Сложность: в соответствии с условиями оплата может производиться в различных формах расчетов (взаимозачетом, бартером, векселями и т.д.) , могут использоваться лизинговые и трастовые операции.
Планирование финансовых потоков производится на основании анализа планируемых и отчетных данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств с точки зрения отчета и в финансовых планах. Этот анализ позволяет отделить существенные операции от несущественных, несбалансированность в использовании денежных средств, подтвердить обоснованность изменений в составе производственных запасов и затрат, активов и пассивов и обосновать сумму выручки при всех формах расчетов.

1.3 Управление рисками

Приступая к анализу рисковой ситуации и разработке решений, следует установить, с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления. Данная проблема решается на основе методологической систематизации рисков и их классификации, отражающей многофакторную природу риска.

На схеме (рисунок 2 [10:129]) отражена взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов, или источников риска, встречающихся в менеджменте производственно-хозяйственных организаций. Из внешних факторов следует отметить источники риска, связанные с кризисом социально-экономического развития страны и отдельных регионов, а также рыночные источники, вызванные нарушением надежности или трудностями формирования новых связей с потребителями и поставщиками, проблемами обеспеченности финансовыми, трудовыми, материальными и другими видами ресурсами.

В качестве внутренних признаков выделения риска выступают функциональные особенности рисковой деятельности - производственной, финансовой маркетинговой и др.

Факторы взаимодействия, свойственные менеджменту, обеспечивают выявление источников риска, определение вероятности его проявления и воздействия на результат и последствия производственно-хозяйственной деятельности организации. При использовании средств управления менеджер рискует, выбирая цели, стратегии развития, системы мотивации деятельности персонала и другие средства управления.

Рисунок 2 Схема взаимодействия факторов риска

Значительная доля риска кроется в выбор методов и критериев изменения и оценки вероятностей и величин риска, например, при проведении экспертизы, исследовании статистических данных, определении коэффициента дисконтирования в приведенной стоимости будущих доходов к настоящему времени.

Рассмотренная логика формирования риска позволяет системно оценивать каждый вид риска, особенно важного в антикризисном менеджменте. В приложении А представлена классификация рисков по основным признакам [9:46]. Систематизация и детальное исследование рисков позволяет провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления с использованием имитационного и других видов моделировании.

Классификация рисков служит основой организации управления рисками. Следует отметить, что каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии целесообразно разработать систему управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом риск-менеджеров. Классификация рисков выступает методологической базой для профессионального менеджера.

Рассмотрение природы риска, его содержания, многообразия источников (факторов) возникновения, разнообразия рисковых ситуаций, требующих организации и управления, позволяет трактовать риск как категорию менеджмента. Приведем отдельные примеры управленческого риска.

Маркетинговый риск конкурентной стратегии фирмы может быть выражен в потери доли рынка, снижения объема продаж и размера прибыли, а также величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например, роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.

Финансовый риск фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг в результате финансового кризиса и падения валютного курса или вероятности возникновения такой ситуации. Финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны, к ним относятся следующие риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

Производственный риск состоит в превышении текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии.

Инвестиционный риск возникает в условиях неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, величине затрат и результатов в случае возникновения негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), также факторов технического, коммерческого, политического характера.

В кризисных ситуациях возникает множество рисков, разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности, размеру возможных потер и негативных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в целом. В связи с этим возникает потребность привлечения для управления риском квалифицированных риск-менеджеров - специалистов по управлению в рисковых ситуациях.

Управление риском можно представить на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений. Рисковыми являются решения, принимаемые в условиях неопределенности, если известна вероятность достижения результата. Напомним, что целенаправленный процесс управления предполагает выполнение в логической последовательности взаимосвязанных управленческих функций (управленческих работ) по решению конкретной проблемы с использованием управленческих средств и методов воздействия на персонал, занятый в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому результаты процесса управления материализуется в продукте и отражаются в итоговых показателях деятельности производственно-хозяйственной системы.

Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры. Информационный аспект процесса управления риском заключается в преобразовании информации о факторах и источниках неопределенности в информацию об уровнях вероятности осуществления условий неопределенности в процессах производства и реализации продукции, которая далее преобразуется в информацию о показателях уровня эффективности (или неэффективности) результатов деятельности в условиях риска и негативном воздействии деятельности на экологические и социальные условия жизни.

На схеме (см. рисунок 3 [9:48]) приведены функции и средства управления, характеризующие содержание процесса управления риском. Левая сторона схемы (по вертикали) отражает стадии процесса выработки и реализации рисковых решений.

Информационный анализ содержит данные по мониторингу внешней и внутренней среды, выявлению новых источников риска и корректировке факторов, которые зависят от меняющихся условий. Диагностика ситуации определяется спецификой решаемой задачи и заключается в учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации. На этой стадии используются различные методы измерения и оценки риска (математические, статистические, интуитивные).

Разработка вариантов риск-решений предусматривает определение для каждого варианта решения границ (пределов) возможного негативного проявления риска. Оценка производится по всем аспектам риска: экономическим, социальным, экологическим, организационным, имиджевым, правовым.

Принятие решения содержит его комплексное обоснование, а также вероятность и параметры допустимого риска. Предусматривается разработка системы ответственности по управлению риском.

Организация и реализация включают управленческую деятельность по реализации риск-решения в процессе которой выявляются организационные риски (невыполнения, задержек и т.п.), требующие оперативного принятия мер. Контроль изменений в параметрах риска и их корректировка имеют существенное значение в антикризисном менеджменте. Своевременность реакций и действий менеджера - главное условие стабилизации ситуации и снижения угрозы потерь.

Правая сторона схемы (см. рисунок 3) содержит основные средства воздействия, которые использует менеджер при управлении риском.

Стратегия управления - политика, обеспечивающая правомерность и допустимость риска в решениях, разрабатываемых для конкретных социально-экономических систем и ситуаций. Критерии выбора риск-решения предусматриваю разработку пределов (границ) риска, динамику изменения потерь (увеличения, снижения) в зависимости от объема продаж, размера затрат, издержек, цен, инфляции и т.п.

Рисунок 3 Схема управления риском в процессе выработки и реализации риск-решения

Разработка путей и средств минимизации потерь, нейтрализации и компенсации негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска рассматриваются в менеджменте как необходимые условия выработки и реализации риск-решений и используются в той или иной степени при выполнении работ на каждой стадии процесса управления риском. На схеме показана лишь логика их использования, тогда как на практике осуществляется их комплексное применение.

Оценка эффективности включает определение эффективности достигнутого уровня упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском. Оценка риска выступает частью оценки эффективности процесса выработки и реализации рисского решения. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском.

При управлении конкретными рисками данный процесс детализируется с учетом сложившейся рисковой ситуации, внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно воздействующих на ее характер, а также тенденций развития и особенностей проявления вероятных последствий.

При формировании гибких организационно-управленческих звеньев в системе управления организациями, таких как экспертиза и прогнозирование рисков, консультационные службы в области рисковой деятельности, наиболее простыми решением могут стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений организации.

Любая управленческая деятельность носит рисковый характер, что обусловлено многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Основная задача финансового управления - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

Оценка рисков в деятельности фирмы позволяет не только сократить возможные потери, но и принять соответствующие стратегические решения по их снижению в долговременной перспективе.

Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.

Квалификационная система рисков включает группу, категории, виды, подвиды и разновидности риск (приложение А).

Уровень профессионализма в управлении риск-ситуациями приобретает исключительное и решающее значение в антикризисном менеджменте. Степень риска зависит не только от объективных факторов развития экономики и рынка, но и субъективного восприятия ситуации менеджером, его опыта, знаний, интуиции. Для успешного управления риском необходимо обеспечить управленческое образование персонала, создать систему информационного обеспечения, адекватную мировым тенденциям развития информационных технологий.

2. Методологический анализ управления финансовыми рисками организации

Процесс управления рисками может быть разбит на шесть стадий (см. приложение Б [2:48]):

1 определение цели управления;

2 выяснение риска;

3 оценка риска;

4 выбор методов управления риском;

5 применение выбранного метода;

6 оценка результатов.

Когда говорят о необходимости учета риска при управлении проектами, обычно имеют в виду основных его участников: заказчика, инвестора, исполнителя (подрядчика) или продавца, инвестора или покупателя, а также страховую компанию.

При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

- потери от риска независимы друг от друга;

- потери по одному направлению из "портфеля рисков" не обязательно увеличивают вероятность потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

- максимальный возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

С точки зрения финансового риска определение цели управления сводится к обеспечению функционирования предприятия в случае наступления убытков. В качестве цели могут фигурировать:

- защита работы предприятия от резких колебаний внешней среды;

- оптимизация внутренней среды.

В качестве внешней среды предприятия рассматривают две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относят: поставщиков, покупателей, конкурентов, государств. К факторам косвенного воздействия относят: состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, достижения НТР, международные события.

К положительным факторам внутренней среды относят: наличие специальной службы «экономической безопасности», системы «экономического предупреждения», которая предотвращает все непредусмотренные расходы.

Следующим шагом в процессе управления рисками является выяснение риска при помощи сбора различной информации и использования официальных неофициальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным источникам информации относят информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.

Анализ (оценка) риска проводится после того, как убыток уже имел место. Следующим шагом будет определение его серьезности.

В соответствии с результатами предыдущих исследований осуществляется выбор того или иного метода управления риском. Возможно также применение комбинации из нескольких методов. Использование выбранного метода - принятие конкретных шагов по применению того или иного метода.

Кроме страхования стратегия управления любым риском включает в себя реализацию программы предотвращения и контроля убытков. При этом задействуется каждая из функций финансового менеджмента: планирование, организация, руководство и контроль.

Следующий (и последний) шаг в процессе управления финансовым риском - оценка результатов.

Для этого необходима хорошо отлаженная система получения точной информации, дающая возможность рассмотреть имеющие убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.

Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, при более полной информации можно сделать лучший прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация выступает как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Назначение анализа рисков как одного из самых сложных этапов управления финансовыми рисками - в необходимости дать потенциальным партнерам информацию для принятия решений о целесообразности участия в проекте и возможности предусмотреть меры по защите от финансовых потерь.

При проведении анализа рисков, прежде всего необходимо определить источники и причины рисков, какие из них являются основными, преобладающими. Источниками рисков могут быть хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причиной рисков являются недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.

Анализ рисков подразделяются на два вида: качественный и количественный. Качественный анализ представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача - определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает и т.д. Проведя анализ риска, следует определить степень риска. Риск может быть:

- допустимый - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

- критическим - возможно непоступление не только прибыли, но и выручки, и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;

- катастрофическим - возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя. Количественный анализ - это определение размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.

Иногда качественный и количественный анализ проводится на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществляется поэлементная оценка удельного и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.