На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретико-методологические основы эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг. Эффективность использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Оценка инвестиционного климата туристического бизнеса.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 15.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


78
103
1
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг
1.1. Сущность и формы рыночных инструментов
1.2. Особенности использования рыночных инструментов в сфере услуг
1.3. Эффективность использования рыночных инструментов в сфере услуг
Глава 2. Эффективность использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства
2.1. Классификация рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства
2.2. Анализ эффективности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства
2.3. Оценка инвестиционного климата как обобщающая характеристика использования рыночных инструментов
Глава 3. Пути повышения эффективности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства
3.1. Концепция формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма и индустрии гостеприимства
3.2. Мониторинг состояния инвестиционного климата
Выводы и рекомендации
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Сфера услуг получила в процессе рыночных преобразований экономики России мощный импульс к ускорению своего развития. В ее составе сформировались качественно новые элементы, произошла функциональная и структурная перестройка большинства прежних элементов. К числу последних относятся туристская деятельность и индустрия гостеприимства.
В свою очередь, новые рыночные инструменты хозяйствования утверждаются в качестве средств эффективного и устойчивого развития сферы услуг. Потенциал этих инструментов в туристской деятельности и индустрии гостеприимства раскрыт далеко не полностью. Они постепенно адаптируются к специфическим условиям хозяйствования в данном секторе сферы услуг: сезонности, особой роли человеческого фактора, тесной зависимости конечных результатов от эффективного комбинирования имеющихся ресурсов, неравномерности развития бизнеса.
Обобщающими характеристиками эффективности использования рыночных инструментов в туристской деятельности и индустрии гостеприимства выступают инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат, существующие в данном секторе сферы услуг. Соответственно повышение эффективности использования указанных инструментов находит выражение в приросте инвестиционной привлекательности и улучшении параметров инвестиционного климата.
В расширяющемся хозяйственном пространстве конкурентоспособность услуг может быть обеспечена только на основе извлечения синергетического эффекта от комбинированного использования всей совокупности имеющихся в наличии современных рыночных инструментов.
Глава 1 Теоретико-методологические основы эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг
1.1. Сущность и формы рыночных инструментов
Формирование современной рыночной модели развития туризма и рекреации предполагает повышение эффективности действующей системы управления. При этом особое значение приобретает проблема совершенствования управления туризмом и рекреацией в регионах, располагающих богатым ресурсным потенциалом. Анализу указанной проблемы посвящены многие работы, где рассматриваются различные аспекты функционирования и развития санаторно-курортной сферы, туризма и рекреации. Вместе с тем, комплексный подход к исследованию туризма и рекреации не нашёл адекватного отражения в научной экономической литературе. Успешное развитие туризма предполагает необходимость сочетания различных форм регулирования этой сферы Азар В.И. Очевидные проблемы развития туризма в России // Труды Академии туризма. Вып. 3. СПб., 2008. С. 22-23..
Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги Квартальнов В.А. Туризм. М. : Финансы и статистика, 2009. С. 158.. Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления эконо-мических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Сущность туристского рынка выражается в его функциях. Функция экономической категории - это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Функции туристского рынка отражают форму проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе. Можно выделить следующие функции, выполняемые туристским рынком:
– реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;
– организация процесса доведения туристского продукта до потребителя;
– экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое можно отобразить посредством обмена: деньги - туристский продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.
Вторая функция туристского рынка - организация процесса доведения туристского продукта до потребителя - осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации. Турист удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах, реализуя свои собственные денежные средства в обмен на туристский продукт. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
Сущность третьей функции туристского рынка - экономическое обеспечение материальных стимулов к труду - заключается в том, что в процессе обмена (деньги - туристский продукт) на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.
Работники туристской фирмы при продаже туристского продукта получают за свой труд денежные средства, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами покупателей, росту производительности труда работников туристской индустрии.
Следует отметить, что туристский рынок - это прежде всего рынок туристских услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80 % всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
В современной экономической литературе традиционно рассматривается понятие туристской услуги как совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта (туристско-экскурсионные услуги), отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта. Это понятие включает:
– взаимодействие исполнителя и потребителя услуг (обслуживание);
– процесс оказания услуги (т.е. выполнение определенной работы) самим исполнителем;
– результат этих действий в виде «преобразованной продукции» или «результата услуги».
Туристским услугам, как и любым другим услугам, присущи отличительные черты. Туристские услуги не являются материальными. Они относятся к социально-культурным (нематериальным), поскольку определяются деятельностью исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных услуг потребителя: физических, этических, интеллектуальных, духовных и др. Их невозможно увидеть или оценить в момент покупки. Объектом таких услуг является собственно потребитель (турист). Поскольку услуга представляет результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, процесс оказания туристской услуги (производство) происходит параллельно с потреблением. Производство же товаров в материальной форме, как известно, предшествует его продаже, лишь после этого наступает потребление. Жизненный цикл туристской услуги существенно отличается от материального товара, в частности отсутствием этапа хранения. Для более полной характеристики сферы туристских услуг важно выделить ее функции. К основным функциям сферы туризма и индустрии гостеприимства следует отнести производственную, экономическую и социальную (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Функции сферы туристских услуг [16, с. 79]
Рассматривая производственную функцию, можно отметить следующее: предприятия сферы туризма и индустрии гостеприимства производят новый продукт и соответствуют накоплению ценностей. Таким образом, они выполняют производственную функцию. Одним из главных факторов производства гостинично-туристских услуг является развитая инфраструктура. Традиционно исследователи проблемы выделяют такие экономические функции сферы туризма и индустрии гостеприимства, как обеспечение занятости и создание дохода. Функцию обеспечения занятости необходимо отнести к социальным функциям и дополнить состав экономических функций сферы туризма и индустрии гостеприимства функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, а также функцией нивелирования отклонений платежного баланса и функцией рационального использования ресурсного потенциала.
Функцию создания дохода можно рассмотреть с использованием системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития сферы туризма:
– мультипликатор дохода, который показывает дополнительный доход (заработную плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов;
– мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) турпредприятий в результате увеличения расходов туристов;
– мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов;
– принципиальное отличие мультипликатора продаж и мультипликатора объема выпуска состоит в том, что мультипликатор объема выпуска определяет изменение объема выпущенной, но необязательно реализованной продукции. При расчете мультипликатора продаж следует учитывать, что часть продаж может совершаться из «складских запасов». Поэтому величина мультипликатора объема выпуска может быть больше (часть продукции остается в отчетный временной период на «складах») или меньше (снижение уровня «складских запасов») мультипликатора продаж;
– мультипликатор инвестиций, который определяется как воздействие инвестиций на суммарный доход. Увеличение инвестиций в сферу туристско-рекреационных услуг окажет воздействие на всю экономику страны, так как последовательно затрагиваются многие отрасли народного хозяйства страны.
В рамках регионального аспекта важную роль играет следующая экономическая функция сферы туризма и индустрии гостеприимства - функция сглаживания региональных диспропорций, проявляющаяся в том, что сфера туристских услуг способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Некоторую часть потребителей туристских услуг, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Для местных жителей таких регионов сфера туризма представляет собой важный источник дополнительного дохода: он способствует выравниванию их доходов, так как они чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленным производством.
Функция сглаживания региональных диспропорций в сфере туристских услуг имеет также большое значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе. Если рассмотреть регион, жители которого живут преимущественно за счет ведения сельского хозяйства и рыбной ловли, то становится ясно, что сфера туризма для такого региона имеет важное экономическое значение, ведь туристы потребляют товары и услуги местного производства. В данном случае сфера туристских услуг перераспределяет доходы региона с индустриальным и сельскохозяйственным производством.
Функция нивелирования платежного баланса. Баланс туристских услуг является немаловажной составляющей платёжного баланса государства. Он выступает как соотношение доходов и расходов от потребления товаров и услуг внутренних и иностранных туристов. Влияние сферы туризма и индустрии гостеприимства на платежный баланс различных стран неодинаково. В России баланс путешествий традиционно является дефицитным, т.е. россияне оставляют за границей во время путешествий больше денег, чем иностранцы в России. Большинство североевропейских стран считаются странами выездного туризма. Совсем другая ситуация в Швейцарии, где баланс путешествий показывает постоянное превышение доходов над расходами, т.к. в данной стране доминирует въездной туризм.
Максимальная эффективность функционирования сферы туризма и индустрии гостеприимства возможна только при условии рационального использования его ресурсного потенциала. Данная экономическая функция тесно взаимосвязана с финансовыми, материально-техническими, природными и другими ресурсами. Жизнедеятельность системы «туризм - рекреация» невозможна без взаимодействия с этими системами. Поэтому обоснование необходимости рационального использования ресурсного потенциала строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли сферы туристских услуг в экономике региона, особенностей туристского потребления и специфики производимого продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние.
Сфера туристских услуг является одной из трудоёмких в экономике, поэтому в числе первостепенных социальных функций мы можем выделить функцию обеспечения занятости населения. Количественный рост кадров в туристской отрасли может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок. Технические средства облегчают деятельность, но не могут заменить личное общение с потребителем туристских услуг.
Сфера туризма и индустрии гостеприимства прямым и косвенным образом способствует занятости населения. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в сфере гостинично-туристских услуг, следует иметь в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях - главным образом, в гостиничных, транспортных предприятиях и турбюро. Сфера туристских услуг создает эффект занятости населения и в других отраслях экономики, поэтому говорят об его косвенном участии в занятости населения. Мультипликатор занятости также является важным показателем, который определяется как общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов, либо как отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в туристской отрасли. Ещё одной важной социальной функцией сферы туристских услуг является удовлетворение потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, лечении, духовном и физическом развитии.
Отметим, что среди факторов, обусловливающих экономическое и социальное развитие сферы туризма и индустрии гостеприимства в регионе, можно выделить следующие:
– наличие туристских ресурсов;
– наличие развитой инфраструктуры региона;
– наличие квалифицированных кадров;
– рост численности населения, особенно городского, в регионе;
– рост реальных доходов и соответственно покупательной способности населения;
– изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе;
– изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги, в частности на туризм, образование, здравоохранение т.д.);
– развитие регионального транспорта;
– развитие региональных средств массовых коммуникаций;
– повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, что способствует развитию стремления к познанию, к использованию опыта других стран в своей профессиональной деятельности;
– перераспределение собственности в регионах;
– качественное изменение управленческих региональных функций;
– специализация регионов на определённых видах деятельности. Менеджмент туризма: Экономика туризма. М. : Финансы и статистика, 2009. С. 109.
Таким образом, народно-хозяйственное значение сферы туристско-рекреационных услуг определяется его производственной, экономической и социальной функциями. Реализация этих функций определяет место сферы туризма индустрии гостеприимства в народно-хозяйственном комплексе региона. Следует отметить, что туристским услугам присущи следующие характеристики, отличающие их от товара:
– неосязаемость;
– неразрывность производства и потребления;
– изменчивость;
– неспособность к хранению.
Вышеперечисленные особенности, присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустрии туризма (табл. 1.1). Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М. : Финансы и статистика, 2009. С. 78.
Таблица 1.1
Характеристики услуг и специфика управления организациями
индустрии туризма
Отличительная
характеристика
Содержание
характеристики
Специфика управления организациями индустрии туризма
Неосязаемость услуг
Неуловимость или нематериальный характер услуг означает, что их невозможно: продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать, хранить, упаковать или изучать до момента получения этих услуг
Для укрепления доверия клиентов организация, предоставляющая услуги, может: по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности, подчеркивать значимость своей услуги; привлекать внимание потребителей к получаемым выгодам от покупки; приглашать какую-нибудь знаменитость для рекламы своей услуги и т.д.
Неразрывность
производства
и потребления
Оказать услугу можно только тогда, когда появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны
Многие услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Клиент не просто потребляет услугу, он подключается к ее производству. Участие покупателя в сфере обслуживания означает, что поставщик должен заботиться о том, что он производит и как. Поведение продавца, его профессиональный опыт и знания во время потребления клиентом услуги определяют вероятность повторения услуги.
Изменчивость
Качество оказания услуг варьируется и зависит от уровня профессионализма производителя, его компетентности, доброжелательности, вежливости и коммуникабельности его персонала, а также от учета индивидуальных требований каждого покупателя
Соблюдение стандартов обслуживания и разработка собственной политики контроля за качеством обслуживания потребителей. Разработка фирменного стиля организации: название организации, товарный знак, фирменный цвет, логотип. Проведение систематического обучения персонала для повышения его профессионального уровня и качества обслуживания.
Неспособность
к хранению
Услугу невозможно произвести впрок или складировать. Возникает проблема достижения равновесия между спросом и предложением
Установление дифференцированных цен, скидок, использование иных стимулов, позволяющих равномерно распределять спрос во времени. Введение системы предварительных заказов на услуги
Учет туристскими организациями таких факторов влияет на повышение ее имиджа, что говорит о высоком профессионализме. Поэтому отношение туристских организаций к мотивации потребителя, учет возможных барьеров путешествий становятся существенными в борьбе за клиента и приводят к дальнейшей диверсификации туризма и персонификации запросов потребителей, созданию туристских услуг с отличительным качеством, новизной и имиджем. Сфера туристских услуг оказывает существенное и многообразное влияние на экономику как отдельных регионов, так и страны в целом. В свою очередь, чем выше уровень жизни в стране, тем больше потребность в туристско-рекреационном продукте у населения, а значит, возникают объективные условия для развития этого сектора экономики. Следует отметить, что существует объективная потребность в классификации многообразия и выделении однородных групп рыночных инструментов. В основу такой классификации должен быть положен способ воздействия рыночных инструментов на результаты хозяйственного процесса. Данная классификация рыночных инструментов отображена на рисунке 1.2.
78
103
1
Рис. 1.2. Некоторые группы функциональных форм рыночных инструментов, использующиеся в современной хозяйственной практике
Далее рассмотрим комплекс рыночных инструментов в сфере услуг, адаптированный к особенностям процесса воспроизводства в данной сфере.
1.2. Особенности использования рыночных инструментов в сфере услуг
В сфере услуг существует специфический комплекс рыночных инструментов, используемый с учетом особенностей воспроизводственного процесса в данной сфере. Особенности использования рыночных инструментов в сфере услуг определяются следующими факторами:
1. Соединением процессов производства и потребления услуг. Реформирование экономической системы России привело к «относительному» насыщению рынка товарами, вследствие чего обострилась проблема сбыта продукции. Складывается ситуация, когда производитель не может не ориентироваться на определенный сегмент рынка, тенденции его изменений и факторы, формирующие спрос на конкретную продукцию. Это вынуждает российские предприятия приспосабливаться к требованиям рынка и одновременно оказывать регулирующее воздействие на формирование этих требований. Производитель призван выпускать такую продукцию, которая найдет сбыт, принесет прибыль, поэтому необходимо изучать общественные и индивидуальные потребности, запросы рынка и рассматривать их как необходимое условие и предпосылку производства.
Потребитель выдвигает свои требования к продукту, к его технико-экономическим характеристикам, цене и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями, возрастает значение конкуренции. Высокая конкуренция заставляет производителей тщательно изучать рынок, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции. Потребитель услуги не только участвует в процессе ее создания, но и имеет возможность активно регулировать данный процесс, корректируя функциональные характеристики услуги в соответствии со своими потребностями.
Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансированности спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта. Функционирование туристского рынка можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Схема функционирования туристского рынка [2, с. 72]
Схема показывает, что спрос на услуги обусловлен определенными предпосылками предъявителей спроса: люди с туристскими потребностями и желаниями путешествовать; люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания; люди с покупательским поведением. Покупательское поведение людей определяется всеми теми природными, психологическим, социальными и другими причинами, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу. Это очень важный фактор функционирования туристского рынка. Он требует разделения туристского рынка на отдельные секторы, изучение которых помогает в достижении самого оптимального сочетания предложения и спроса на услуги.
Это выражается в том, что высокоразвитый туристский рынок ведет к богатству государства, а несовершенный и слаборазвитый туристский рынок характеризует его бедность.
Выбор туристской организацией наиболее эффективных средств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкой проработки самого процесса принятия решения о покупке услуги потенциальным туристом. Решение потребителя о покупке турпродукта предполагает оценку и выбор единственного турпродукта из альтернативного ряда, предлагаемого организациями индустрии туризма.
2. Общей неустойчивостью воспроизводственного процесса в данной сфере. Сфера услуг чутко реагирует на изменения доходной базы своих потребителей, кризисные явления в экономике и социальной среде.
Огромное влияние на ухудшение воспроизводственного процесса оказывает развязывание вооруженного конфликта, противостояние власти и ее оппозиции. В данной ситуации капиталы любого вида разрушаются, производственные ресурсы, направленные на другой вид деятельности, утрачивают свою ценность. Гражданские войны оказывали особенно разрушительное воздействие на уровень бедности и темпы роста.
По имеющимся оценкам, за последние полвека средняя гражданская война продолжалась в течение семи лет и обходилась в 2,2 % прогнозируемого годового прироста экономики Доклад о мировом развитии 2008. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех / пер. с англ. М. : Весь Мир. 288 с.. По окончании военных действий ВВП был на 15 % ниже, чем он мог бы быть при других условиях. Особенно ожесточенная гражданская война может в короткие сроки снизить доход на душу населения и в соседних государствах не менее чем на 1/3.
Отрицательное влияние оказывает также грабеж, мошенничество и другие преступления против собственности и личности. Распространение преступности отбивает у фирм охоту к инвестициям и повышает затраты, связанные с ведением бизнеса, либо в результате прямой утраты товаров, либо вследствие издержек, связанных с принятием мер предосторожности (наем службы безопасности, установка охранных систем).
Государство регулирует деятельность фирм многими способами: оно вводит ограничения в отношении районов размещения фирм, используемых производственных процессов, качественных и иных характеристик выпускаемых товаров и услуг, методов маркетинга и распространения продукции. Регулирование улучшает инвестиционный климат, если способно эффективно и с малыми издержками компенсировать недостатки рынка. Для этого требуется оценить недостатки как рынка, так и правительства. Обычно основанием для регулирования являются недостатки рыночного механизма. Самые распространенные причины - экстерналии, информационные проблемы и монополизм.
Экстерналии возникают, когда производство или потребление продукта одними налагают на других дополнительные издержки (негативные экстерналии) или приносят им выгоды (позитивные экстерналии). Загрязняющие выбросы - классический пример негативного воздействия: предприятие, сбрасывающее отходы в реку, может увеличить издержки своих соседей, расположенных ниже по течению. Если компания не способна учесть влияние своих выбросов на других, это означает, что она будет производить больше продуктов, чем было бы оптимально с социальной точки зрения.
Ограничивая загрязнение, государство способно примирить интересы фирмы с интересами общества [21].
Информационные проблемы появляются в ситуациях, когда договаривающиеся стороны имеют неодинаковый доступ к информации о конкретном товаре или услуге. Так, потребители могут не обладать достоверными сведениями о качестве или безопасности продукта или о квалификации поставщика услуг. Есть несколько путей решения этих проблем с помощью регулирования. Кроме запрета различных мошеннических действий государство может потребовать от фирм определенную информацию об их продукте; потребовать, чтобы его безопасность была подтверждена независимой экспертизой; либо запретить продажу опасных товаров.
Монополизм возникает, когда фирма обладает достаточной мощью для того, чтобы поднять цены выше конкурентного уровня, и, таким образом, извлекать более высокие прибыли за счет потребителя. При определении рыночной силы конкурентное давление включает не только непосредственное соперничество между компаниями, предлагающими идентичные услуги. Конкурентное давление может быть результатом угрозы появления на рынке новых фирм или услуг, способных быть эффективными заменителями существующих фирм и услуг. Государство решает проблему монополизма путем ликвидации неоправданных нормативных барьеров перед конкуренцией, посредством регулирования цен и качества производимых товаров и услуг.
3. Структурой капитала, применяемого в сфере услуг. Уровень развития человеческого фактора является важнейшим фактором конкурентоспособности услуг. Квалифицированная рабочая сила необходима для того, чтобы фирмы могли пользоваться более производительными технологиями. Государство должно взять на себя ведущую роль в повышении общедоступности образования и его адаптации к квалификационным требованиям фирм, а также в создании здорового инвестиционного климата для организаций, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров. Более высокий уровень образования ведет к повышению зарплаты на индивидуальном уровне. Общественная выгода, выражающаяся в росте производительности, часто оставляет желать лучшего.
Качество образования принципиально важно: увеличение инвестиций в низкокачественное образование не может привести к повышению производительности [15, с. 49-54]. Впрочем, даже в этом случае работники с высоким уровнем образования могут получать и более высокую зарплату, так как уровень образования связан для работодателей с положительными личными качествами (целеустремленность, высокий уровень мотивации). Но эти качества могут оказывать незначительное влияние на реальную производительность, если нет возможностей применить их на практике. Социальная отдача от образования может быть низкой и тогда, когда спрос на работников с высоким уровнем образования не растет. Если фирмы не ощущают конкурентного давления, стимулирующего технический прогресс и спрос на высококвалифицированные кадры, фактический спрос на образование будет низким. Связь между инвестированием в человеческий фактор и развитием зависит от того, каким образом предоставляется образование. Квалифицированная рабочая сила необходима для того, чтобы фирмы могли пользоваться более производительными технологиями.
Опыт показывает, что наилучшие гарантии качества обеспечиваются органами, которые контролируют деятельность как государственных, так и частных образовательных организаций, опираются на открыто провозглашенные стандарты и публикуют отчеты о результатах своей работы. Критерии оценки варьируются от количественного измерения входных ресурсов до ориентации на результаты обучения. Обучение в течение жизни повышает способность к адаптации и улучшает перспективы трудоустройства работников в условиях экономических и технологических перемен. Во всех этих случаях органы власти должны поддерживать процессы подготовки и переподготовки кадров.
Достижение баланса между политикой, направленной на создание новых рабочих мест, и защитой уже существующих рабочих мест или работников - особенно спорный вопрос в периоды экономических реформ, когда долгосрочные выгоды от роста занятости и роста заработной платы часто нейтрализуются временными заботами о сохранении рабочих мест и заработной платы, оказавшихся под угрозой в переходный период [14, с. 61-70]. Успешные реформы приносят повышение заработной платы и улучшение условий труда - а также более высокий уровень занятости и, в долгосрочной перспективе, снижение безработицы и снижение неформальных отношений на рынке труда.
Недостаточно развитые механизмы помощи работникам в обстановке перемен ограничивают предпринимательскую деятельность и способность рабочих к адаптации. Они также повышают сопротивление реформам, которые могли бы принести пользу всему обществу.
4. Функциональными характеристиками создаваемых услуг, их ориентацией на бытовую сферу жизни, общение людей, охрану здоровья, развитие личности и др. Мотивы в определенной степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть определены, но их можно систематизировать. Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие: отдых, досуг, развлечения; познание; спорт и его сопровождение; лечение; паломничество; деловые цели; гостевые цели. Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия [4, с. 43-53]:
1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры культурно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта.
2. Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.
3. Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой, предусматривающие ежедневные занятия и различные виды рекреационной деятельности; туры, обучающие различным видам спорта; а также профессиональные программы обучения.
4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Приключенческие туры: сафари, охота.
5. Возможность заняться любимым делом в среде единомышленников.
6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры.
7. Развлечение и потребность в общении с людьми.
8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня.
Таким образом, мы видим, что создаваемые услуги прежде всего ориентированы на потребности человека.
5. Характером государственного регулирования. Рынок туристских услуг развивается в системе экономических отношений, где механизм рыночной саморегуляции и координации сочетается с государственным регулированием [9, с. 50-68]. Это означает, что сфера туризма и индустрии гостеприимства зависит не только от многочисленных факторов как экзогенного, так и эндогенного характера, от мотивации потребителей, качества туристского продукта, но и от способов национального контроля над этой отраслью, заинтересованности государства в ее устойчивом развитии.
Политика развития сферы туристских услуг является одним из видов социально-экономической политики государства. Это деятельность государства по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка, совершенствованию форм туристского обслуживания граждан и укреплению на их основе политического, экономического и социального потенциала. Совокупность государственных мер и мероприятий, составляющих туристскую политику, направлена на создание условий для развития туристской индустрии, рациональное использование туристских ресурсов, повышение экономической эффективности туристской отрасли. В условиях регулирования только рыночных факторов в сфере туризма и индустрии гостеприимства невозможно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба культурным и природным ценностям. Таким образом, с помощью туристской политики государство осуществляет стимулирование процессов в сфере туристских услуг в соответствии со стоящими перед ним социально-экономическими целями и задачами.
Современный рынок не отменяет необходимости планомерного управления туризмом, которое становится практически невозможным без стратегического замысла, определения целей, регулирования и координации из единого центра. Планирование, как способ преодоления рыночной стихии и порождаемых ею социально-экономических конфликтов, приобретает принципиально новую ценность и качество, поскольку превалирование спонтанности развития над целенаправленностью, когда механизмы саморегулирования только формируются, не может не носить разрушительного характера, что и подтверждается отечественной практикой.
На современном этапе главной задачей государственного регулирования развития туризма становится обоснование и разработка стратегии развития туризма. Воплощением данного подхода является стратегическое управление.
Особенностью стратегического управления является:
– разработка и последовательная реализация глобальных национальных стратегий;
– обязательный ситуационный анализ;
– принятие стратегических решений на основе результатов предварительно проведенного анализа;
– последовательная, поэтапная реализация стратегии.
Механизм реализации туристской политики с точки зрения методологии государственного регулирования включает следующие виды организаторской деятельности:
– анализ объекта регулирования предполагает развернутую характеристику объекта регулирования, выделяются основные тенденции развития, раскрываются и оцениваются различного рода потенциалы;
– выработка концепции развития туризма - постановка цели развития с учетом потребностей хозяйствующих субъектов;
– разработка целевых программ развития туризма описывает тенденции проблемы и параметры развития объекта регулирования, формируется образ будущего, определяются направления развития и средства достижения цели;
– разработка конкретных мер для достижения поставленных целей предполагает построение тактических средств достижения цели, стратегические задачи трансформируются в узловые проблемы;
– осуществление контроля связано с оценкой выполнения намеченных мероприятий, с корректировкой первоначально сформулированных целей.
Первые три элемента отображают стратегию туристской политики, общие направления приложения усилий и использования средств для ее достижения. Четвертый и пятый элементы механизма реализации туристской политики носят тактический характер и направлены на разрешение конкретных задач и ситуаций, возникающих в ходе выполнения стратегических планов и программ.
Необходимо отметить, что ни одна из федеральных программ регионального развития туризма не была выполнена ни с позиций соответствующих декларированных целей, ни по объему годовых программных мероприятий, ни по финансированию. Среди причин, вызвавших такие результаты, одной из важных является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии развития, хотя именно стратегия создает условия для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом целей [10, с. 24].
Что касается данного фактора, здесь следует сказать, что сфера туризма индустрии гостеприимства либерализирована. Политика государства направлена на укрепление экономики туризма и повышение эффективности этой отрасли. В последнее десятилетие происходит регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных рычагов усиливается, а сфера их использования расширяется.
6. Основными рисками, локализованными в сфере услуг. Государство, органы местной власти влияют на создание благоприятных условий развития сферы туризма индустрии гостеприимства путем формирования и проведения ими политики и практических мероприятий, формирующих затраты, риски и барьеры на пути конкуренции, с которыми сталкиваются фирмы Доклад о мировом развитии 2008. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех / пер. с англ. М. : Весь Мир. 288 с.. Для создания таких условий необходимо контролировать на уровне как региона, так и отрасли этих трех параметров.
Политика и практические мероприятия государства влияют на затраты, связанные с ведением бизнеса, а следовательно, на спектр возможностей предприятий сферы туризма и индустрии гостеприимства. Наиболее ярким примером являются налоги. В то же время государство играет важную роль в предоставлении общественных благ, содействуя развитию инфраструктуры и реагируя на недостатки рыночного механизма. Неэффективные действия государства в данном направлении могут привести к значительным затратам для фирм. К примеру, издержки, обусловленные неудовлетворительной инфраструктурой, преступностью, коррупцией и правовым регулированием, могут составить свыше 25 % объема продаж или более чем в три раза превысить сумму, которую фирмы обычно выплачивают в форме налогов Доклад о мировом развитии 2008. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех / пер. с англ. М. : Весь Мир. 288 с..
Барьеры на пути конкуренции, выгодные для отдельных предприятий, ограничивают возможности и повышают затраты других предприятий и потребителей. Кроме того, они ослабляют у защищаемых ими предприятий стимулы к инновациям и повышению производительности. Оценка фирмами препятствий для развития предприятий изучалась Мировым банком по особой программе экспертного обследования фирм развивающихся стран. Анализируя мнения фирм развивающихся стран, можно заметить, что взгляд на общие результаты свидетельствует о значении рисков, связанных с государственной политикой (в том числе с ее неопределенностью) и макроэкономической стабильностью.
Особое внимание уделяется рискам. Такие риски, как неопределенность реакции потребителей и конкурентов, являются обычным элементом инвестирования, который фирмы обязаны принимать как должное. Но государство играет также важную роль в создании стабильной и безопасной экономической среды, включая защиту прав собственности. Политическая неопределенность, произвольное правовое регулирование могут приводить к повышенным рискам, а следовательно, к ограничению возможностей и снижению стимулов к развитию предприятий.
7. Глобализацией экономических отношений. За последние десять лет наблюдается значительный рост числа крупных компаний, который привел к конкуренции глобального порядка. В настоящее время для международного туристского рынка характерны процессы жесткой конкурентной борьбы за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. На российском рынке увеличивается число иностранных компаний, занимающихся туризмом, что приводит к тому, что большая часть прибыли от международного туризма в России достается иностранным компаниям. Российские туристские компании из-за отсутствия достаточного опыта, знаний, финансовых возможностей, поддержки со стороны государственных органов испытывают большие сложности, чтобы противостоять конкуренции со стороны давно сложившихся на международном рынке компаний, занимающихся туристской деятельностью [17].
Преодолеть эту неблагоприятную ситуацию возможно путем создания новых моделей организации и управления туристской индустрией, вобравших в себя последние достижения теории маркетинга, новые схемы управления международными операциями.
Стратегия синергизма - это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа организаций в одних руках [1]. Синергетическая теория окончательно сформулирована в работе М. Бредли, А. Десаи и Е.М. Кима в 1983 г. [22] и не утратила актуальности до сегодняшних дней. Стратегия синергетизма предполагает наличие у организации конкурентного преимущества за счет совместного использования ресурсов (стратегия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления). Значение этой стратегии заключается в том, что она помогает получить большую рентабельность производства при взаимосвязи организаций, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.
Однако А. Ансофф отмечает, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений при создании и функционировании организаций, получившихся в результате слияния [1].
Ученые и специалисты предлагают различные варианты решения проблем повышения качества туристского продукта и формирования каналов сбыта. Главное внимание в исследованиях уделяется формированию таких организационных форм, как различного рода объединения (глобальные корпорации и стратегические союзы), приобретение брендов. Рассмотрим интеграционный процесс на примере гостиничных предприятий. Необходимость интеграционных процессов в сфере гостиничного хозяйства можно обусловить следующими причинами [18, с. 7-8]:
– обеспечение стабильной загрузки гостиницы. Поэтому в основе каждой гостиничной цепи лежит собственная система бронирования, ориентированная на первоочередную загрузку входящих в цепь гостиниц;
– формирование качественной гостиничной услуги, что зависит от целого ряда факторов: оформления интерьера, качества оборудования, квалификации персонала и обеспечения безопасности проживающих и их имущества. Поэтому все ведущие гостиничные объединения имеют собственные нормативы и стандарты оснащения всех помещений гостиницы, а также технологию и стандарты обслуживания. Для того чтобы обеспечить соответствие гостиниц принятым нормативам и стандартам оснащения, гостиницы идут на создание не только мощных централизованных снабженческих организаций, но и специализированных предприятий по производству и ремонту оборудования и мебели. Позволить это могут только крупные гостиничные объединения;
– стремление к повышению загрузки гостиницы, поиск новой клиентуры и удержание старой заставляет гостиницы проводить глубокий анализ рынка, клиентуры, гостиниц-конкурентов, поставщиков, вести активную рекламную и сбытовую политику, что требует использования больших финансовых, информационных и человеческих ресурсов;
– совершенствование профессионализма персонала гостиниц, что существенно влияет на качество обслуживания гостя в отеле. Подавляющее большинство крупных гостиниц считают подготовку кадров в государственных или коммерческих учебных заведениях недостаточной и создают свою собственную систему подготовки и повышения квалификации кадров, затрачивая на эти цели значительные средства.
Обобщение результатов анализа приведенных выше факторов позволяет следующим образом определить особенности использования рыночных инструментов в сфере услуг на современном этапе развития экономики России:
– непосредственная адресация рыночных инструментов к потребителю услуги;
– индивидуальный подход к формированию комплекса рыночных инструментов для отрасли туризма и индустрии гостеприимства;
– широкое использование виртуальных инструментов (брендов);
– переплетение социальных и экономических факторов в процессе использования каждого инструмента;
– переходный характер государственного регулирования развития сферы услуг;
– незащищенность отечественных производителей от последствий глобальной трансформации национального рынка услуг.
1.3. Эффективность использования рыночных инструментов в сфере услуг
Понятие «эффективность» в широком смысле слова означает действенность, результативность, производительность и т.д. В настоящее время в общеметодологическом аспекте эффективность становится общенаучным понятием, так как его активно используют как в естественных, так и в общественных науках. В самом общем смысле эффективность - это соотно-шение результатов и затрат. Какой же смысл вкладывают экономисты в понятие «эффективность»? Экономическая эффективность охватывает проблему «затраты - выпуск». Она раскрывает связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и результатом этого производства: чем больше количество продукта производится в единицу времени, тем выше эффективность экономики.
Экономика исследует проблему такого использования редких ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, постольку экономика не в состоянии удовлетворить эти потребности. Экономика - это наука об эффективности использования редких ресурсов.
Достижение эффективности является одной из основных проблем, подлежащих решению, потому что она затрагивает все сферы жизни общества Алле М. Условия эффективности в экономике / пер. с франц. Л.Б. . «Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты».
«Экономическая эффективность - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам - факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости».
Что касается подходов к оценке эффективности, здесь следует отметить следующее. Фирма считает только те затраты, которые она понесла в процессе производства блага, а покупатель обычно соотносит покупаемое благо с рыночной стоимостью благ, от которых ему пришлось отказаться, чтобы получить более значимое для него. Однако при этом оба не учитывают те затраты, которые несет все общество, но которые не всегда входят в затраты фирмы на производство блага и, соответственно, в его рыночную стоимость.
Примером может служить выделение государством субсидий (субсидия - выплата правительством, фирмой или домохозяйством денег (или товаров или услуг), в обмен на которые они не получают товары и услуги; когда такая выплата производится правительством, она представляет собой правительственный трансфертный платеж) Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. С. 32. из государственного бюджета на изготовление дешевых товаров для стариков или детей.
Субсидирование занижает издержки производства предприятия и величину альтернативной стоимости для потребителя. В результате производство и потребление этих благ и для потребителя и для производителя будет эффективнее, чем при отсутствии субсидии. Но посмотрев на ситуацию с другой стороны, нетрудно заметить, что затраты в этом случае несет все общество, только представлены они в виде субсидии, предоставляемой из государственного бюджета, пополняющегося за счет налогов, собираемых со всего общества. Эффективность затрат на макроэкономическом уровне (народнохозяйственная эффективность) будет ниже, чем на микроэкономическом уровне (фирменная эффективность).
Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, т.е. действенность результата.
Что же касается экономической эффективности в сфере туризма, то она означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства; туристского обслуживания населения региона; производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями. Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Следует четко определить, с каких позиций нужно подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма. Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества. В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, т.е. частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него. Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.
Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода. Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев: системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры; отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона; туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы). Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.
Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый «дерево целей и критериев», где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.
Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.
Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6 %, в Швейцарии - 10 %. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д. Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликации» или «мультипликатор».
Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.
Оценка отдельных составляющих туристского мультипликатора должна базироваться на четкой методологической основе и наличии соответствующего программного обеспечения. При этом в каждой составляющей туристского мультипликатора должен учитываться вклад в соответствующий сектор экономики и социальной политики государства. Так, в мультипликаторе производства (коэффициенте косвенного воздействия туризма на сферу производства и выпуск продукции) должен достоверно учитываться объем дополнительного выпуска продукции, генерируемый расходами туристов в конкретном регионе.
Можно представить математическую модель такого мультипликатора в форме матрицы изменения объемов производства (выпуска продукции), обусловленного расходами туристов:
,
где Р - дополнительный вклад в производство, генерируемый расходами туристов; В - матрица коэффициентов затрат (В = ); I - матрица идентичности (I = 1); К - матрица влияния импорта на объем производства; А - матрица межотраслевых сделок в экономике; Т - расходы туристов в конкретном регионе.
По аналогии можно создать математическую модель мультипликатора продаж (торговли), мультипликатора занятости, дополнительных доходов населения и др.
Однако приведенный принцип построения мультипликатора базируется на допущении статичности мультипликатора, т.е. условия равновесия и линейной зависимости функции производства и функции. На практике не всегда такая зависимость является линейной. Здесь возмущающими факторами могут выступать инвестиционная стратегия на производстве, инфляционные процессы, степень развития экономики региона и др. Учитывать эти дополнительные факторы можно только при наличии соответствующих методических разработок, системы учета данных факторов и программного обеспечения расчетов.
Один из важнейших туристских мультипликаторов - мультипликатор дохода, т.е. воздействия туризма на национальный бюджет. Его ценность заключается в том, что данная информация используется в качестве прогноза роста валового внутреннего продукта (ВВП).
Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России определенную сумму на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий.
Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.
Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, т.е. представляет собой утечку денег из данного цикла.
Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы - доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.
Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн руб., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн руб.
Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны. Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в ней. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующего туристского продукта.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны. Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.
Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формиро-вания доходной части территориального бюджета.
Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.), способствует развитию таких регионов.
Глава 2 Эффективность использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства
2.1. Классификация рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства
В процессе исследования рыночных инструментов, применяемых в сфере туризма и индустрии гостеприимства, целесообразно использовать производственную функцию, внося в нее изменения, обусловленные спецификой создания гостинично-туристских услуг. При этом общий вид производственной функции сохраняется и совокупный результат деятельности (совокупная стоимость гостинично-туристских услуг) (Qу) предстаёт как функция нескольких базовых аргументов-факторов [8]:
Qу = F (A, Т, Rn, Ins, O, Inf),
где A - человеческий фактор; Ins - институциональный фактор; Т - технологический фактор; O - организационный фактор; Rn - природно-ресурс-ный фактор; Inf - информационный фактор.
Отметим, что все выделенные выше факторы, определяющие рыночные инструменты развития хозяйственной системы сферы туризма и индустрии гостеприимства, вместе с тем являются факторами процесса управления ее деятельностью, поскольку рыночные инструменты устанавливают возможности и ограничения данного процесса. Каждый из факторов, определяющих состояние развития данной сферы, задает качественные и количественные характеристики как стратегических, так и оперативных целей управления сферой туризма и индустрии гостеприимства.
Выделив шесть базовых факторов развития рассматриваемой сферы, проведем их классификацию, положив в основу ее признак характера воздействия. Исходя из этого признака, в составе развития сферы туризма и индустрии гостеприимства необходимо разграничить две группы инструментов:
1. Дифференцирующие инструменты, направленные на локализацию и позиционирование создаваемых услуг в соответствии с рыночным спросом. К ним следует отнести инструменты, ориентированные на повышение качества и снижение издержек создания и реализации услуг, расширение масштабов воспроизводственного процесса в данной сфере. Опираясь на представленную нами производственную функцию, данная группа инструментов характеризуется следующими факторами: человеческий, технологический и природно-ресурсный, т.е. А, Т и Rn. Практически к человеческому фактору в сфере туризма и индустрии гостеприимства можно отнести новые способы обучения и повышения квалификации человеческого фактора данной сферы и человеческий капитал менеджеров, технического персонала, а также предпринимательский потенциал учредителей.
Соответственно к технологическому фактору сферы туризма и индустрии гостеприимства можно отнести новые технологии создания услуг, а к природно-ресурсному - внешние условия осуществления данного процесса и затраты на природоохранную и рекреационную деятельность.
Проведем сопоставительный анализ роли и значения дифференцирующих инструментов в промышленной деятельности и в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Практически к человеческому фактору промышленного предприятия можно отнести рабочую силу и человеческий капитал менеджеров и исполнительского персонала, а также предпринимательский потенциал собственников капитала.
Соответственно к технологическому фактору промышленного предприятия можно отнести основной капитал, а к природно-ресурсному - вещественные элементы оборотного капитала, а также специфические затраты предприятия: на природоохранную деятельность и обеспечение реального устойчивого доступа к необходимым вещественным элементам оборотного капитала (сюда относятся в основном страховые запасы сырья, материалов, энергоресурсов).
А. Османова справедливо подчеркивает, что роль дифференцирующих инструментов в деятельности промышленного предприятия традиционно высоко оценивается в советской и российской экономической литературе. Данная группа инструментов детально исследована отечественными специалистами в соответствии с традицией, положенной еще в советский период [13, с. 16-17].
Однако значение дифференцирующих инструментов для развития промышленного предприятия необходимо корректировать с учетом реального состояния этих факторов:
– высокого физического износа основного капитала;
– общей технологической отсталости большинства промышленных предприятий;
– некомплекта персонала;
– отсутствия у предприятий и их работников средств для повышения квалификации персонала;
– оттока в более успешные виды бизнеса наиболее квалифицированных представителей техноструктуры;
– разрушения базы инновационного процесса промышленных предприятий (технических бюро, организаций изобретателей и рационализаторов и др.);
– отсутствия не только источников развития, но и источников обеспечения обычного функционирования факторов производства.
Отметим системный характер действия дифференцирующих инструментов. Представляется, что по отношению к ним целесообразно применять воспроизводственный подход, т.е. комплексно оценивать соотношение между предпосылками и результатами хозяйственного процесса на промышленном предприятии, не замыкаясь на односторонних оценках дефицита инвестиций или неполного использования ресурсной базы предприятия.
Своеобразным замкнутым кругом для российских промышленных предприятий стала взаимная обусловленность технологической отсталости и инвестиционной непривлекательности. Прорыв из указанного замкнутого круга возможен только при условии коренного пересмотра подходов к формированию условий для промышленного развития.
Направление такого прорыва точно указывает С. Губанов: нельзя сводить все проблемы развития российских промышленных предприятий к дефициту инвестиций, поскольку первопричиной проблемы инвестиционной непривлекательности всей послереформенной системы хозяйства является неспособность обеспечить расширенное воспроизводство основного капитала обрабатывающей промышленности и народного хозяйства в целом [6, с. 18].
Если продолжить ход рассуждений С. Губанова, то неизбежен вывод об одном из наиболее существенных результатов рыночных преобразований на уровне промышленного предприятия. Таким результатом является противостояние двух процессов:
– социально-экономического развития промышленных структур ЕС, США, Японии и других мировых экономических центров;
– деградации отечественных промышленных предприятий.
Концентрированным выражением указанной деградации выступает показатель созданного в промышленности ВВП в расчете на один час рабочего времени. Если до реформы этот показатель составлял в СССР около 60 % от уровня США, то в послереформенной России он упал до 8 % от уровня США [6, с. 17].
Но в чем же кроется коренная причина воспроизводственной деградации российских промышленных предприятий? Промышленное предприятие представляет собой локальную, относительно небольшую по сравнению с национальной экономикой, но все же вполне самодостаточную систему, в которой нельзя игнорировать какие-то одни факторы в пользу других, отдавая им приоритет только потому, что такова традиция отечественного хозяйствования и отечественной экономической науки. Коренной пересмотр промышленной политики на уровне предприятия не сводится к составлению другой комбинации из уже известных фактов, а также из иного расклада трансформационных факторов хозяйственного процесса и промышленной политики предприятия. Указанная комбинация останется в плену у прежней модели промышленной политики, строившейся на командной позиции власти и жесткости приоритетов, предписывавших одним отраслям расцвет, а другим - роль поставщика ресурсов и функции хозяйственной периферии.
Обобщая приведенные выше положения, можно сделать вывод о том, что данная группа инструментов детально исследована отечественными специалистами применительно к промышленности, строительству и сельскому хозяйству, но практически не исследована применительно к сфере туризма и индустрии гостеприимства.
2. Интегрирующие инструменты, направленные на включение создаваемых услуг в общее пространство рыночного взаимодействия. К ним следует отнести инструменты, ориентированные на соединение и переплетение созданных услуг с другими стоимостными формами в пространстве рынка, которые характеризуются следующими факторами: институциональным, организационным и информационным, т.е. Ins, О и Inf. Влияние их обусловливает общность социально-экономической формы всех гостинично-туристских услуг, т.е. их стоимостное бытие, рыночный характер и соответствие реальному потребительскому спросу. Инструменты данной группы относятся к числу рыночных, влияние которых нашло оценку в работах представителей современного институционализма. В отечественной экономической литературе интегрирующие инструменты относятся к числу практически не разработанных проблем, тем более в области исследования сферы туризма и индустрии гостеприимства.
Применительно к сфере туризма и индустрии гостеприимства к числу интегрирующих инструментов можно отнести:
– структуру и комплекс функций действующей системы управления гостинично-туристским процессом (организационный фактор);
– утвердившиеся в процессе воспроизводства нормы, стандарты и правила взаимодействия основных участников внутренней среды туристской организации (институциональный фактор);
– способы информационного обеспечения гостинично-туристской деятельности, инструменты маркетинга, а также портфель инноваций организации, включающий созданные ей и приобретенные новшества (информационный фактор).
Сравним состав и роль интегрирующих инструментов сферы туризма и индустрии гостеприимства с соответствующими позициями промышленного предприятия. Прежде всего, необходимо отметить, что в отношении данных инструментов традиции отечественной экономической науки советского периода ее развития и традиции западной экономической науки существенным образом расходятся.
Инструменты данной группы относятся к числу рыночных, влияние которых традиционно игнорировалось или недостаточно учитывалось в советской экономической литературе. Они детально разработаны в трудах представителей институционального направления экономической науки.
Согласно основополагающим положениям институциональной теории, действия субъектов экономических отношений, в том числе и предприятий, разворачиваются не в абстрактном и не имеющем никаких ограничений поле свободного конкурентного рынка, а в пространстве, наполненном разнообразными институтами, задающими как ограничения, так и спектр хозяйственных возможностей для всех участников конкуренции. При этом побудительными мотивами деятельности предприятий выступают не столько максимизация прибыли, сколько стремление к соответствию собственного экономического поведения и обладаемого статуса господствующим институциональным нормам и правилам, т.е. к улучшению своей позиции на рынке в рамках указанных институтов.
Если у предложенного основоположниками классической экономической теории (А. Смит) «экономического человека» всегда есть рациональный выбор, не ограниченный никакими обстоятельствами, то у институционального субъекта условия рационального выбора ограничены:
– масштабами поступающей информации о возможностях привлечения тех или иных ресурсов;
– уровнем знания своих потребностей и возможностей;
– способностью перерабатывать информацию и принимать решения в условиях имеющихся ограничений.
Предприятие может сформировать только те комбинации из принадлежащих ему или доступных для приобретения интегрирующих инструментов хозяйственного процесса, которые допустимы в рамках существующих институциональных ограничений, организационных структур и усваиваемых им потоков информации.
Прежнее понимание экономической политики как государственного установления приоритетов развития всех без исключения промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий заводит в безысходный тупик в новой хозяйственной ситуации, в которой:
– производство информации существенно опережает производство материальных продуктов;
– организационное творчество становится ведущим фактором развития. В такой ситуации начинает выкристаллизовываться новое понимание экономической политики на уровне предприятия, в котором можно выделить следующие существенные элементы:
– формирование всех необходимых условий собственного развития в расширяющемся хозяйственном пространстве;
– системность взаимодействия и динамическая сбалансированность всех факторов хозяйственного процесса;
– сочетание обособленности каждого предприятия с участием его в объективном процессе экономической интеграции;
– формирование гибких и эффективных комбинаций факторов хозяйственного процесса.
Приведенные выше элементы формирующегося нового содержания экономической политики предприятия не исчерпывают всего состава элементов данного содержания, но раскрывают его характер и стратегическую ориентацию развития.
2.2. Анализ эффективности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства
Важным фактором, воздействующим на функционирование и развитие сферы туризма и индустрии гостеприимства, является эффективность использования рыночных инструментов в данной сфере.
Анализу эффективности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства предшествует выделение основных факторов, оказывающих на нее существенное влияние. Можно следующим образом определить указанные основные факторы:
– сезонность деятельности в данной сфере, ограничивающая произво-дительное использование имеющегося капитала;
– строение производственной функции, в которой особую роль играют элементы природной среды и социально-культурного назначения;
– роль человеческого фактора, во многом определяющего параметры конкурентоспособности услуг;
– возможности комбинирования природных, социально-культурных и экономических ресурсов в целях создания привлекательной для потребителя и доступной для него услуги;
– интеграция данной локальной сферы в глобальное туристское пространство.
Каждый из регионов Российской Федерации имеет немало общих черт с прилегающими территориями и одновременно свои особенности. Все они в той или иной степени обеспечены туристскими ресурсами (природными, историческими) и социально-культурными объектами, «способными удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил». Но роль этих ресурсов в развитии туризма определяется качественными их характеристиками. Рассмотрим приведенные выше факторы применительно к сфере туризма и индустрии гостеприимства Ростовской области.
Функционирование туристского рынка подвержено резким сезонным колебаниям на туристский продукт. В результате туристское движение носит сезонный характер. Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя [2, с. 76].
Сезонность в туризме характеризуется следующими факторами:
– природно-климатическими - количество и качество специфических благ для развития оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
– экономическими - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
– социальными - наличие свободного времени;
– демографическими - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другими признаками;
– психологическими - традиции, мода;
– материально-техническими - развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
– технологическими - комплексный подход в предоставлении качественных услуг [2, с. 78].
Все перечисленные факторы можно подразделить на первичные, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, и вторичные - все остальные.
Следовательно, это налагает отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всей туристской отрасли. Особенно сказывается это на предприятиях с высокой трудо- и капиталоемкостью, на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы в туристской индустрии, особенностями которой являются:
– сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
– низкий удельный вес квалифицированного персонала;
– ограниченные возможности профессионального роста;
– значительный удельный вес женского труда.
Рассмотрим влияние этих факторов на примере Ростовской области. Территория области располагается в пределах степной зоны европейской части России. По данным сектора социологии ЦНИИЭП лечебно-курорт-ных зданий, степные районы относятся к наименее привлекательным для отдыха. К туристским ресурсам в Ростовской области можно отнести Дон с узкой прибрежной полосой, минеральные лечебные воды, имеющие местное значение, и объекты культурного и исторического значения в отдельных населенных пунктах. При планировании туризма в первую очередь должны учитывать и природные особенности региона, среди которых важнейшими являются климатические. Анализ погоды показывает, что организация оздоровительного отдыха в Ростовской области возможна только в теплый период года. В остальное время из-за непогод, незначительного снежного покрова зимой, гололеда, отсутствия лесов, благоприятных для отдыха, массовый, экономически выгодный туризм невозможен. Важнейшим фактором развития рекреации на Дону выступает температура воды в водоемах. Массовые купания продолжаются в среднем 2-2,5 месяца (со второй декады июня по вторую декаду августа). Этот период и является привлекательным для граждан северных и восточных регионов страны. Кратковременность летнего рекреационного периода определяет особенности стратегии развития туризма: создание преимущественно летних программ, сооружение летних средств размещения отдыхающих.
Существенную роль в развитии сферы туристских услуг играют непосредственные элементы природной среды и социально-культурного назначения. Под природным потенциалом понимается совокупность заключенных в определенных географических границах природных ресурсов и природных условий, обеспечивающих удовлетворение экономических, экологических, культурно-оздоровительных, рекреационных, социальных, эстетических потребностей человека и общества. Такая база должна быть аттрактивной для потребителей услуг, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: соответствующих размеров и защищены от различных рисков: загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Человек с давних пор использует их в целях сохранения своего здоровья, а следовательно, в целях рекреации. В качестве природных ресурсов, имеющих лечебно-профилактическое значение, мы можем назвать рельеф, почву, растительность, животный мир, красивые пейзажи, водные массивы.
С позиций экономической науки предлагаем определить природные туристские ресурсы как комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, вовлекаемых в туристскую деятельность человека при наличии определенных социальных, экономических и технических условий.
Можно также утверждать, что практически все субъекты Федерации обладают природными ресурсами, которые могут быть использованы для рекреации и восстановления здоровья человека. Так, минеральные подземные воды, важнейший лечебный ресурс региона, распространены на территории Ростовской области практически повсеместно. Гидрологи выделяют две основные группы: минеральные воды и рассолы со специфическими биологически активными компонентами (бром, йод, бор, сероводород) и без специфических компонентов и свойств. Прогнозные эксплуатационные запасы подсчитаны для южной части области, где они составляют 495 тыс. м3/сут Фонды Ростовской геолого-разведочной экспедиции. Ростов н/Д, 2009.. Использование минеральных подземных вод в Ростовской области для лечения пока не получило широкого распространения.
Наряду с природными ресурсами, историко-культурные ресурсы создают «каркас» региона и выступают непосредственными ресурсами сферы туризма. К их числу мы можем отнести:
– памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структура археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или культуры;
– достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии;
– ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем, которые представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или культуры Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб. : Герда, 2008. с. 180..
Ресурсы культурного туризма представлены в регионе в основном музеями Ростова-на-Дону, Таганрога (родина А.П. Чехова), Новочеркасска и станицы Старочеркасской (бывшие столицы донского казачества), Азова, Аксая, станицы Вешенской (музей-заповедник М.А. Шолохова) и др. На территории Донского края нет выдающихся архитектурных сооружений, известных в стране и мире и обычно привлекающих туристов. По мнению специалистов сферы туризма Ростовской области, места, связанные с такими именами, как А.П. Чехов, М.А. Шолохов, историей донского казачества должны привлечь на Дон массы туристов из других регионов России. Но неоднократные попытки продвижения донских познавательных программ на региональных и международных туристских выставках успеха не имели. Как показывает практика, ресурсы культурного туризма Ростовской области служат хорошим дополнением к программам оздоровительного, делового туризма.
Представляется возможным рассматривать природный и историко-культурный ресурсный потенциал, как базовый, составляющий естественную основу формирования сферы туристских услуг.
Существенной основой для создания туристско-гостиничной услуги является человеческий фактор, во многом определяющий параметры конкурентоспособности. Рациональное использование трудовых ресурсов в данной сфере составляет одну из важнейших задач социально-экономиче-ского развития данного комплекса. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает данный регион, потребностей в рабочей силе сферы туризма и индустрии гостеприимства и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов исходя из интересов всего общества.
При анализе трудового ресурсного потенциала сферы туризма и индустрии гостеприимства необходимо рассматривать следующие показатели:
– численность населения в трудоспособном возрасте;
– изменения в структуре занятости, в численности незанятого населения;
– уровень занятости в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
– уровень безработицы и его динамика;
– образовательный уровень трудовых ресурсов;
– оценка масштабов новых форм занятости;
– масштабы подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма и индустрии гостеприимства.
Особенностью трудовых ресурсов сферы туризма и индустрии гостеприимства является, прежде всего, множество видов трудовой деятельности и сообразно этому - профессий и специальностей: от туроператоров, формирующих комплексную туристскую услугу, и её продавцов - тур-агентов до гидов - переводчиков, работников службы портье и горничных в отелях, официантов, поваров и метрдотелей в системе общественного питания и т.д.
Каждой из этих категорий рабочих сфера туризма и индустрии гостеприимства предъявляет определённые и всевозрастающие требования как к знаниям, так и к умению, ибо система сервиса в сфере туризма и индустрии гостеприимства стремительно развивается и требует адекватного этому процессу уровня качества подготовки трудовых ресурсов [3, с. 141].
Развитие туризма в Ростовской области в значительной степени определяется деятельностью туристских фирм. Большинство туристских фирм характеризуются малой численностью работников. Почти 50 % из них насчитывают в своем составе до 5 человек, еще около 40 % - от 6 до 10 человек [7, с. 124]. Общий образовательный уровень работников туристской сферы в Ростовской области (директоров, менеджеров по туризму, бухгалтеров) высок. Более 80 % из их числа имеют высшее образование: географическое, историческое, филологическое, экономическое, инженерно-техническое, но только 20 % - специальное образование в области туризма.
Как показало исследование современного состояния туризма в Ростовской области, туристские фирмы региона не заинтересованы в инвестировании своих средств в развитие регионального туризма. Для них важно улучшение качества объектов туристской индустрии и туристских программ в рекреационных районах России и зарубежья, куда они направляют своих клиентов.
Что касается интеграции сферы туризма и индустрии гостеприимства, здесь следует отметить, что сложившаяся к настоящему времени система организации управления рассматриваемой сферой отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. М. : Финансы и статистика, 2007. С. 88. .
Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любому предприятию независимо от формы собственности.
Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. В настоящее время среди участников туристской деятельности, наряду с государственными организациями, действуют акционерные предприятия, ассоциации, концерны, консорциумы. В основу их работы положено законодательство по совместному предпринимательству и привлечению иностранного капитала, валютному и таможенному регулированию и ряд других законодательных актов.
Функции негосударственного регулирования в сфере туристско-гостиничных услуг выполняют некоммерческие туристско-гостиничные организации (ассоциации, общественные организации и объединения, федерации, профессиональные клубы), деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития сферы туризма и индустрии гостеприимства, усиление общественных стимулов, являющихся необходимым условием развития в целом.
Основными направлениями деятельности некоммерческих туристских организаций являются:
– содействие в развитии профессиональной среды и общественного актива сферы туризма и индустрии гостеприимства;
– развитие корпоративных форм туристского бизнеса, содействие в развитии здоровой конкуренции на местном рынке;
– изучение и внедрение передового опыта, а также инноваций;
– развитие образования и научных исследований в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
– содействие в повышении качества обслуживания, диверсификации туристского продукта и его продвижении.
В настоящее время большинство туристских организаций объединились в ассоциации. Эти неправительственные общественные объединения играют роль мощного туристского лобби на национальном уровне и представляют интересы своих членов в международных туристских организациях.
При эффективном управлении данная сфера может способствовать решению социальных вопросов. В частности, это количество и качество создаваемых рабочих мест. На 100 рабочих мест в гостиничном хозяйстве приходится около 650 рабочих мест в таких отраслях, как услуги торговли, банковское и страховое обслуживание Розанова Т.П. Туристские услуги в системе потребительского рынка национальной экономики. М. : Издательство РЭА, 2008. С. 77..
Состояние сферы туризма и индустрии гостеприимства оказывает значительное влияние на региональное развитие экономики. Воздействие туризма на региональное развитие проявляется в стимулировании промышленности, торговли, транспорта, связи.
Существенным препятствием на пути реализации крупномасштабных туристских проектов является отсутствие единой региональной стратегии и программы развития туризма и рекреации. Это ведет к нерациональному дублированию инвестиционных проектов, распылению ограниченных инвестиционных ресурсов и, как следствие, к общему снижению эффективности региональной инвестиционной деятельности в сфере туризма.
Чтобы устранить эти и другие препятствия на пути развития инвестиционного процесса в регионе, следует разработать единую региональную инвестиционную политику на базе стратегии развития туризма на юге России. Она должна быть нацелена на мобилизацию существующих и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации долгосрочных, крупномасштабных, межтерриториальных проектов, направленных на устойчивое развитие отрасли.
Инвестиционное развитие туристско-гостиничного комплекса в регионе в настоящее время имеет недостаточно интенсивную динамику. Группа отраслей, перспективных для инвестирования в Ростовской области до 2010 г., представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Приоритетные отрасли и сферы инвестирования Ростовской области
Отрасль/сектор
Временной период
2004< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.