На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие профессиональной подготовки и переподготовки работников. Права и обязанности работника и работодателя. Виды ученического договора, определение срока обучения. Основания для расторжения ученического договора. Кадровая политика: понятие и сущность.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


38
Содержание
    Введение
      1. Понятие профессиональной подготовки и переподготовки работников
      2. Права и обязанности сторон
      2.1 Права работника
      2.2 Права работодателя
      2.3 Ученический договор
      4. Кадровая политика
      4.1 Задачи и сущность
      4.2 Прогнозирование и планирование кадрового резерва
      Заключение
      Список используемой литературы
      Приложения

Введение

В настоящее время появилась необходимость в высококвалифицированных работниках. Это связано, прежде всего, с развитием передовых технологий и появлением автоматизированных рабочих мест. Появляется техника, способная заменить ручной труд, и появляется потребность в молодых специалистах, которые смогут достаточно легко и быстро освоить новые технологии, что приводит к сокращению штатных сотрудников. С одной стороны, это очень удобно и современно, но с другой стороны, не каждый работник может очень быстро освоить новое. Для того чтобы как-то решить эту проблему, Трудовой кодекс РФ предусмотрел право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. И порой, даже представить трудно работодателю, что лучше и выгоднее - переподготовить работника или заменить его другим? Потому что всё это нужно сделать так, чтобы деятельность организации ни на минуту не прекратилась, а, ведь, на любое обучение необходимо время.

Россия, как развивающее государство, занимает серединку в списке стран по квалификации работников в целом. Данная статистика имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку эта оценка отражается на низкой конкурентоспособности российских товаров, вытеснении с рынка рабочей силы отечественных работников зарубежными. Такую ситуацию специалисты оценивают как угрозу национальной безопасности в связи с обострением кадровой потребности в военно-промышленном комплексе, обеспечивающем обороноспособность страны, сфере развития высоких технологий, определяющих в конечном итоге мощь страны и ее место в международном сообществе.

Необходимо отметить, что в России ежегодно проходят подготовку 5000 человек в образовательных учреждениях управленческих кадров для организаций народного хозяйства по направлению "Экономика и управление производством".

Отличается существенное снижение профессионального квалификационного уровня работников, падение трудовой и производственной дисциплины, нежелание интенсивно работать. Критическое положение сложилось с квалификацией руководителей и специалистов предприятий. Им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Мало того, многие руководители очень неграмотны в организации деятельности работников, так как многие работники не заинтересованы работать на благо организации. И за счёт этого в России "теневая экономика", и тот же руководитель получает меньше прибыли.

В то же время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестала действовать система повышения квалификации. Кадровые службы не превратились в службы управления персоналом. Отсутствие у предприятий опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует существенной реорганизации сложившейся системы обучения кадров на производстве, приведения ее в соответствие с требованиями рынка, мировой практикой с целью непосредственного вовлечения работников в осуществление экономических реформ. При этом система внутрипроизводственного обучения персонала должна обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами научно-технического прогресса, являясь одновременно своеобразным корректором требований государственных стандартов образования на всех ступенях профессионального обучения. Эта система должна носить массовый характер, иметь строгую направленность на решение практических задач предприятий, располагать механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков. И это при том, что кадровый потенциал предприятий и организаций России является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической реформы, поскольку качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации программы структурной перестройки экономики, диверсификации, конверсии и расширения производства, повышения качества продукции и роста производительности труда.

Таким образом, целью курсовой работы является комплексное изучение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Предполагается решить следующие задачи:

изучить литературу, нормативную базу по данной теме;

познакомиться с правами и обязанностями сторон;

узнать содержание ученического договора;

подвести итоги, сделать выводы.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников является достаточно актуальной темой на сегодняшний день в современных условиях.

1. Понятие профессиональной подготовки и переподготовки работников

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров без отрыва от производства включают ряд видовых отношений. Это отношения по ученичеству, повышению квалификации, руководству обучением.

Первые правоотношения возникают на основе договора между гражданином - будущим работником и работодателем. Содержанием этой правовой связи является обязательство работодателя организовывать индивидуальное, бригадное, курсовое обучение с целью получения гражданином новой специальности. Ему корреспондирует обязанность работника овладеть специальностью и выполнять трудовые функции на этом предприятии. Данные правоотношения предшествуют трудовым.

Вторая группа правоотношений возникает в связи с повышением квалификации работников. Они существуют наряду и параллельно с трудовыми и дополняют их.

Третьи правоотношения связывают опытных квалифицированных работников, которые обязуются наряду с выполнением своих трудовых обязанностей выполнять обучающие функции с работодателем. Эти правоотношения выступают в качестве дополнительных к трудовым и носят временный (срочный) характер на период обучения.

Статья 196 ТК в качестве видов профессионального обучения кадрового состава организации закрепляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых в организации и ранее не имевших профессии.

Переподготовка - это переобучение, организуемое с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации - это обучение, предназначенное последовательно совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки работников, повышать их мастерство по имеющимся профессиям.

Обучение вторым профессиям - это обучение работников, имеющих одну профессию, другой - с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Оно осуществляется в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Буянова М.О. «Трудовое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: ООО «ТК Велби», 2004г.

Согласно п.2 ст. 196 ТК РФ он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку в повышение квалификации, включая обучение новым профессиям в специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

В настоящее время любой работник должен владеть не только знаниями непосредственно по своей специальности, но и разбираться в других различных вопросах. Обладать, так сказать, универсальностью, чтобы быть полезным и незаменимым на предприятии!

2. Права и обязанности сторон

2.1 Права работника

В современных условиях конкурентоспособность на рынке товаров, работ и оказываемых услуг зависит от многих факторов, в том числе от квалификации работников. Поэтому работодатель должен осуществлять процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации работников.

В ст.21 ТК закреплено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. Это право является одним из основных прав работников. Право работника на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение новым профессиям реализуется путем заключения между ним и работодателем дополнительного договора. Отношения, возникающие в связи с его реализацией, всегда сопутствуют трудовым отношениям, поскольку каждый работник в век научно-технического прогресса должен систематически совершенствоваться, повышать качество продукции, а, следовательно, и свою квалификацию.

Работники реализуют предоставленное им право, обучаясь по очной, очно-заочной (вечерней) формам обучения в учебных подразделениях организаций (учебно-курсовых комбинатах, учебных пунктах, школах, на постоянно действующих курсах), в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Профессиональное обучение осуществляется на основе действующего законодательства, регулирующего порядок поступления в соответствующие учебные заведения, организацию учебного процесса, предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим трудовую деятельность с обучением.

Так как работники имеют право на обучение, я считаю, что его необходимо реализовывать, как можно чаще при современных, постоянно-меняющихся условиях, особенно юристам, неуспевающими за ежедневными изменениями в законодательстве.

2.2 Права работодателя

Необходимость профессионального обучения работников определяет сам работодатель. При этом он исходит из конкретных задач организации, перспектив ее развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.

Профессиональное обучение осуществляется на учебной базе организации или по ее заявке в образовательных учреждениях по учебным планам, разрабатываемым самими организациями совместно с этими учреждениями.

Конкретные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение на производстве, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом следует иметь в виду, что обучение женщин и несовершеннолетних проводится только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда.

Трудовой кодекс в ч.4 ст. 196 ТК РФ возложил на работодателя обязанность в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, повышать квалификацию работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Обязанности работодателя в приложении 1. Так, постановлением Правительства РФ "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" руководителям соответствующих органов вменено в обязанность определять конкретные сроки и формы повышения квалификации государственных служащих. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»

Руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны также: ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров разрабатывать мероприятия по повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие возможность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий; в установленные сроки представлять в Минтруд России предложения по объемам и структуре государственного заказа на повышение квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.

Как предусмотрено ч.5 ст. 196 ТК РФ, работодатель обязан создавать работникам необходимые условия для совмещения труда с обучением. Так, для работодателя являются обязательными требования ст.94 ТК РФ, в соответствии с которыми продолжительность ежедневной работы (смены) учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования совмещающих учебу с работой, не может превышать 2,5 часа (для лиц в возрасте от 14 до 16 лет) и 3,5 часа (для лиц в возрасте от 16 до 18 лет). Работникам, совмещающим трудовую деятельность с обучением в образовательных учреждениях, работодатель обязан предоставлять гарантии, предусмотренные главой 26 ТК.

Таким образом, работодатель должен вкладывать денежные средства в обучение своих работников в своих же интересах. Потому что, многие работодатели в настоящее время стараются, как можно больше сократить персонал, чтобы не платить "лишним" людям заработную плату. Тогда для достижения этой "мнимой" цели им нужно будет обучить имеющихся работников, сделав их более профессиональными!

Таблица прав работодателя по подготовке и переподготовке кадров и работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в приложении 2.

2.3 Ученический договор

Как следует из ст. 198 ТК, работодатель вправе заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работниками данной организации - ученический договор на переобучение без отрыва от работы. Таким образом, в ст. 198 ТК предусмотрены два вида ученических договоров.

С лицом, желающим получить профессию (специальность) в данной организации, работодатель заключает ученический договор на подготовку по определенной профессии (специальности), регулируемый гражданским законодательством. Поэтому положения главы 32 Трудового кодекса и иные нормативные правовые акты о труде на гражданско-правовые отношения, возникающие на основе ученического договора, цель которого состоит в оказании образовательных услуг, - не распространяются.

Другой вид ученического договора, заключаемый работодателем с работником данной организации на переобучение без отрыва от работы, регулирует отношения, тесно связанные с трудовыми и, следовательно, относящиеся к предмету трудового права. Именно этот вид ученического договора подпадает под действие одноименной главы Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 199 ТК ученический договор должен содержать сведения о сторонах, вступивших в договорные отношения по профессиональному обучению. Одной стороной ученического договора является работодатель. В договоре указываются наименование работодателя - юридического лица (организации) и фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного им на заключение ученического договора.

Другая сторона - работник, изъявивший желание пройти переподготовку в данной организации. В договоре указываются его фамилия, имя, отчество.

Ученический договор должен содержать наименование приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации.

Обязанность работодателя по организации обучения работников на производстве основывается на соответствующих разделах коллективных договоров, соглашений, где указывается численность работников, подлежащих подготовке или переподготовке по профессиям, специальностям, которые необходимы для данной организации, определяются условия, обеспечивающие ученикам успешное усвоение теоретических знаний и профессиональных навыков по овладеваемой профессии, специальности. Трудовое право: Учебник для вузов/Под ред. Ф. Г. Мышко и др. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2005г.

Указанная обязанность работодателя получает конкретизацию в ученическом договоре. В качестве необходимого условия в него включается соглашение по поводу обучения по определенной профессии, специальности в объеме установленных требований к уровню теоретических знаний и практических навыков.

Обязанность работодателя обеспечивать ученику возможность обучения в соответствии с ученическим договором накладывает на него определенные обязательства: использовать ученика на работе по избранной им профессии, специальности, не привлекать к сверхурочным работам, не направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

Необходимым условием этого договора является предусмотренная в нем обязанность ученика пройти профессиональное обучение в объеме утвержденной учебной программы в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре соглашением сторон.

Обязательной составляющей ученического договора является срок обучения. При подготовке или переподготовке по рабочим профессиям он, как правило, не превышает 6, а по ряду сложных профессий - 12 месяцев.

Конкретный срок обучения определяется по соглашению сторон и зависит, например, от возраста, образовательной подготовки лица, поступающего на обучение.

В содержание ученического договора обязательно включается указание на размер оплаты труда, причитающейся в период ученичества.

Помимо указанных выше необходимых условий, ученический договор может содержать дополнительные условия, определяемые по соглашению сторон: сроки сдачи квалификационных экзаменов, расписание теоретических занятий и графики практической работы, условия обеспечения жильем и др.

Условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются. Содержание заключенного договора можно изменить только по соглашению его сторон.

Статья 200 ТК требует, чтобы ученический договор заключался в письменной форме. Поскольку типовая форма ученического договора законодательством не предусмотрена, его содержание в каждом случае оформляется по усмотрению сторон.

Договор составляется в двух экземплярах - один для работодателя, другой для ученика, и каждый из них подписывается обеими сторонами.

Ученический договор вступает в силу со дня, который в нем обозначен, и действует в течение срока профессионального обучения, установленного в данном договоре по соглашению его сторон.

Если ученик не имел возможности посещать занятия по уважительным причинам (из-за болезни, прохождения военных сборов и в других случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами), срок договора продлевается на время обучения, пропущенное по уважительным причинам. Трудовое право России, В. Пиляева - СПБ.: Питер, 2004г.

При обучении рабочих непосредственно на производстве теоретические практические занятия проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, состоянии здоровья, профессий и производств.

Учебное расписание должно составляться таким образом, чтобы продолжительность занятий не превышала пределы рабочего времени, установленного ст.92 ТК:

для работников в возрасте до 16 лет;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет;

для работников, являющихся инвалидами 1 или 2 группы;

для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.).

Если профессиональное обучение проводится без отрыва от работы, ученику на этот период устанавливается (с его согласия) режим неполного рабочего времени, предусмотренный ст.93 ТК.

Срок, отведенный на профессиональное обучение, должен использоваться по назначению и рационально. Поэтому ч. З ст. 203 ТК не разрешает привлекать учеников к сверхурочной работе, а также направлять их в служебные командировки, не предусмотренные учебными планами.

Ученикам, проходящим профессиональное обучение без отрыва от работы, выплачивается стипендия. Ее размер устанавливается работодателем по соглашению с учеником в зависимости от получаемой им профессии, специальности, квалификации, но не ниже предусмотренного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова (и др.); под ред. О.В. Смирнова, И.О.Снигиревой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г.

Продукция, произведенная учеником во время практических занятий, оплачивается по установленным расценкам.

Ученичество завершается обязательной сдачей квалификационных экзаменов, порядок организации и проведения которых регулируется Положением о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения. По окончании профессионального обучения ученику предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией).

Предоставление работы оформляется приказом (распоряжением) работодателя на основании решения квалификационной комиссии.

Ученикам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, при заключении трудового договора с работодателем, организовавшим для них ученичество, испытательный срок, предусмотренный ст.70 ТК, не устанавливается.

Ученик обязан по окончании обучения проработать в организации на протяжении времени, указанного в ученическом договоре в качестве срока отработки. Досрочное расторжение ученического договора при установлении его сторонами срока отработки возможно по инициативе ученика лишь в случаях, предусмотренных ст.80 ТК.

Если ученик без уважительных причин не выполняет своих обязательств, в том числе не приступает к работе согласно приказу (распоряжению) работодателя, он обязан по требованию работодателя возместить ему материальные расходы в размере выплаченной стипендии, а также другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (например, по командировке, связанной с обучением). Буянова М.О. «Трудовое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: ООО «ТК Велби», 2004г

Ученический договор расторгается по основаниям, предусмотренным для расторжения трудового договора в ст.77-81 ТК РФ.

Главные особенности ученического договора представлены в схеме в приложении 3.

Ученический договор, как и любой другой документ, имеющий юридическую силу, подписывается сторонами, которые знают содержание этого документа. И, прежде, чем подписать какой-либо документ, всегда необходимо изучить все его пункты, даже написанные очень мелким шрифтом.

4. Кадровая политика

4.1 Задачи и сущность

Известно, что в нашей стране занято большое количество высококвалифицированных специалистов и руководителей. Рост их числа выступает одним из важных факторов повышения эффективности всего общественного развития. За многие годы была проделана значительная работа по дальнейшему улучшению качественного состава и расстановки руководящих кадров, повышению их квалификации. Трудовое право России: Учебник/отв.ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова - М.; «Контракт», «Инфра-м», 2006г.;

Эффективное использование кадров управления предполагает их экономически обоснованное распределение по предприятиям, отраслям, экономическим районам, рациональное использование в соответствии с уровнем приобретенных знаний, квалификации и профессией, применение кадров управления на тех участках, где их труд будет использован с большей отдачей, создание условий для повышения производительности их труда.

Выполнение поставленной задачи - осуществить переворот народного хозяйства и всей системы управления к достижению наиболее высоких конечных результатов - предполагает дальнейшее совершенствование хозяйственного механизма. Для его успешного функционирования необходимы соответствующие управленческие кадры, так как эффективность всей деятельности зависит от подготовленности управленческих кадров к работе в новых условиях.

Многое предстоит сделать для того, чтобы улучшить отбор, воспитание и оценку управлен и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.