На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Предпосылки становления индустриального периода, когда происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству и капитализм становится господствующей системой хозяйства. Развитие менеджмента индустриального периода в России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.06.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


23
Курсовая работа
«Пионеры менеджмента в индустриальную эпоху»

Содержание

    Введение
    Глава I. Индустриальный период: предпосылки развития управленческой науки
    Глава II. Деятельность и основные идеи «пионеров» менеджмента индустриального периода
    Глава III. Особенности развития менеджмента индустриального периода в России
    Заключение
    Список использованной литературы
    ВВЕДЕНИЕ

    Тема нашей курсовой работы связана с периодом становления идей менеджмента - с периодом, который в исторической науке называется индустриальная эпоха. В этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Характерная черта эпохи - рост производительных сил на базе машинного производства. В этот же период капитализм становится господствующей системой хозяйства. Хронологически индустриальная эпоха занимает период последней четверти XVIII века - по конец XIX века (впрочем, такое деление условно - в Англии индустриальная эпоха началась раньше, в странах Азии позже). В России становление индустриальной эпохи обычно связывают с реформами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина (1891-1913 гг.).
    Согласно классической истории менеджмента именно в этот период развитие промышленности поставило перед владельцами производств и в целом перед обществом, качественно новые задачи управления. Ряд ученых этой эпохи предлагали свои решения для многообразных проблем в первых крупных промышленных организациях. «Пионерами» менеджмента этого периода обычно называют таких ученых как Адам Смит (Англия, 1723-1790 гг.), Роберт Оуэн (Англия, 1771-1856 гг.), Чарльз Беббидж (Англия, 1791-1871), Эндрю Ур (Англия, 1778 - 1857 гг.), Шарль Дюпин (Франция, 1784 - 1873) и некоторых других. В России роль пионеров менеджмента индустриальной эпохи принадлежит М. М. Сперанскому (1772-1839 гг.), а также уже упоминавшимся С.Ю. Витте (1849-1915 гг.) и П.А. Столыпину (1862-1911 гг.). В целом, индустриальная эпоха, важна для истории менеджмента в первую очередь тем, что наука управления в этот период перестала рассматриваться как чисто государственная и общественная, а стала исполнять конкретные производственные цели и задачи. Многие решения пионеров менеджмента этой эпохи до сих пор интересны и применяются в практике управления. Этим определяется актуальность нашей работы.
    Объектом курсовой работы выступает процесс развития управленческой науки в индустриальную эпоху. Предметом - деятельность основоположников («пионеров») менеджмента этой эпохи.
    Целью курсовой работы служит изучение деятельности «пионеров» менеджмента в индустриальный период (последняя четверть XVIII - начало XIX века).
    В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:
    - изучить предпосылки для развития управленческой науки в индустриальный период;
    - осветить деятельность и основные идеи пионеров менеджмента в указанном периоде (на примере Адама Смита, Роберта Оуэна, Чарльза Беббиджа, Эндрю Ура, Шарля Дюпина и некоторых других);
    - раскрыть особенности развития управленческой науки индустриального периода в России (на примере деятельности С.М. Сперанского, С.Ю. Витте и П.А. Столыпина).
    Указанные цели и задачи курсовой работы формируют ее структуру, которая состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, заключения и списка использованной литературы.
    Методология исследования представляет собой сочетание таких составляющих теоретического анализа как понятийный анализ и формально-логический метод. Указанные цели и задачи диктуют, также, необходимость применения системно-структурного подхода.
    Глава I. Индустриальный период: предпосылки развития управленческой науки
    В настоящей части нашего изложения мы проанализируем те факторы и тенденции, которые были характерны для индустриальной эпохи. Мы, в основном, говорим о росте производственных сил на базе машинного производства, что в конечном итоге привело к осознанию необходимости решения качественно новых задач в сфере управления.
    Итак, индустриальная эпоха в развитии человечества (ее еще называют промышленной революцией) это постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству.
    История промышленной революции тесно связана с историей Англии [6; 34]. Эта страна, еще начиная с XVII века, начинает активно развивать мануфактурное производство, морскую торговлю и колониальную экспансию. Уже к концу семнадцатого столетия Англия обоняет основного промышленного лидера той эпохи - Голландию и начинает активно теснить на европейской внешнеполитической арене наиболее влиятельную страну того времени - Францию. В XVIII веке Британия становится ведущей мировой экономической державой, превосходя, в этом плане, все европейские державы. Историки отмечают, что именно это стало необходимыми предпосылками для развития крупного машинного производства, а значит и для вступления в новые общественно-экономические отношения, которые обычно называют капиталистическими.
    В XVIII веке в Английском обществе начинают активно развиваться рыночные отношения, и появляется основная движущая сила капиталистической экономики - предпринимательский класс. К предпосылкам промышленной революции в Англии относят также[6; 56]:
    - обширные экономические ресурсы (связанные с тем, что она была лидером мировой торговли и имела обширные колониальные владения);
    - формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
    - либеральную политическую систему (государство не вмешивалось в экономическую жизнь населения);
    - невозможность применения на производствах принудительного труда и замена его на труд наемный (то есть развитие пролетариата).
    - высвобождение сельскохозяйственного населения и потенциальной готовности его к работе на индустриальных предприятиях.
    Формально индустриальную эпоху (промышленную революцию) ограничивают двумя знаковыми событиями. Первая временная граница связана с изобретением парового двигателя (Англия, в./п. XVIII века), вторая связывается с появлением машиностроения (конец XIX века) [5; 38].
    Промышленная революция сопровождалась производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности труда в агарном секторе, именно эта революция обеспечила возможность перемещения масс населения из агарного в индустриальный сектора.
    Как уже было сказано ранее, промышленная революция началась в Англии в XVIII веке, а к XIX веку распространилась на все основные страны Европы, а позже и на страны Америки и Азии.
    Кратко ознакомившись, таким образом, с историей промышленной революции, перейдем к тем тенденциям и факторам, которые она вызвала к жизни (в сфере общественных отношений).
    Итак, промышленная революция связана не только с массовым применением машин, но и с изменением всей структуры общественных и экономических отношении. В этот период [5; 78].:
    - появляются новые классы - буржуазия и пролетариат;
    - резко повышается производительность труда;
    - увеличивается жизненный уровень населения;
    - проходит быстрая урбанизация, городское население начинает играть более значимую экономическую роль, по сравнению с населением сельским.
    Фактически в индустриальный период (чуть более ста лет) происходит скачкообразный переход от аграрного общества к городской цивилизации современного типа.
    В рамках нашей курсовой работы, можно признать все вышеназванные факторы и тенденции предпосылками к развитию новых управленческих теорий. Действительно, до индустриального периода, управленческая наука рассматривалась как чисто государственная (общественная) наука, с соответствующим набором методов. Однако индустриальная эпоха ставит перед управленческой наукой новые цели и задачи.
    В качестве примера, иллюстрирующего данную посылку, можно привести, тот факт, что с развитием индустриальной эпохи на смену мелких, семейных производств, распространенных в средние века, приходят крупные промышленные комплексы. Естественно, что на таких комплексах работает гораздо больше сотрудников, больше времени тратится на обучение (тут нужно учитывать, что работа с машинами требует гораздо большей квалификации, чем кустарное производство), производство требует разделения труда, экономии материалов, разделения ответственности в управлении (появление «менеджеров среднего и низшего звена) и так далее и тому подобное. Решение этих и еще многих задач становятся жизненно важным для всего производственного комплекса, для всей нарождающейся структуры общественных отношений [1; 134].
    При решении новых задач, управленческая наука вынуждена менять свои методы и подходы, трансформируясь в науку прикладную.
    Таким образом, подведем первые, промежуточные выводы для нашей курсовой работы:
    - индустриальная эпоха в развитии человечества (ее еще называют промышленной революцией) это постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Хронологически этот период ограничен последней четвертью XVIII века - концом века XIX. Промышленная революция началась в Англии и в XIX веке распространилась на все значимые европейские страны, а позже и на регионы Азии и Америки;
    - в этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. В этот же период капитализм становится господствующей системой хозяйства, повсеместное распространение получают крупные промышленные комплексы, происходит изменение всей структуры общественных отношений - скачкообразный переход от аграрного общества к городской цивилизации современного типа;
    - индустриальная эпоха ставит перед управленческой наукой новые цели и задачи. На крупных производственных комплексах работает гораздо больше сотрудников, больше времени тратится на обучение, производство требует разделения труда, экономии материалов, разделения ответственности в управлении и так далее. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших работников. Они и стали первыми менеджерами. В этот период управленческая наука перестает рассматриваться, как чисто государственная наука, а начинает решать конкретные производственные задачи.
    В дальнейшем изложении мы остановимся на описании деятельности так называемых «пионеров» менеджмента индустриальной эпохи - тех личностей, в работах которых содержались первые попытки решения многообразных проблем в первых крупных промышленных организациях. В первую очередь мы говорим об Адаме Смите, Роберте Оуэне, Чарльзе Беббидже, Эндрю Уре, Шарле Дюпине.
    Глава II. Деятельность и основные идеи «пионеров» менеджмента индустриального периода

    Как уже было сказано выше, в индустриальную эпоху управленческая наука перестает рассматриваться, как чисто государственная наука, а начинает решать конкретные производственные задачи. Однако, такое развитие, не появилось на пустом месте. На работы пионеров менеджмента изучаемого периода большое влияние оказали труды английского экономиста Адама Смита (1723-1790 гг.) [3; 87]. Адам Смит считается представителем классической школы политической экономии и специалистом в области управления. Рассмотрим подробнее его труды и идеи.
    Итак, развитие промышленного производства в XVIII веке привело к практике общественного разделения труда, что, в свою очередь, привело к увеличению роли торговли и денежного обращения. Такая практика вступала в противоречие с традициями экономической науки того времени. Адам Смит одним из первых понял необходимость пересмотра существовавших экономических теорий.
    А. Смит, в своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) изложил систему, которая объясняла работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, без какого либо вмешательства со стороны политического управления [1; 128]. Английский ученый считал, что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. В указанном труде, ученый, также осветил концепцию разделения труда, указал функции рынка, говорил о значении свободной экономики. Большое внимание Адам Смит уделял анализу объективной экономической реальности и выяснению закономерностей ее развития, причем задачей экономической науки, ученый считал выработку конкретных рекомендаций для экономической политики государства и организации. Кроме того, Адам Смит определил разделение труда, как важнейший фактор всей истории человечества.
    Значение Адама Смита для развития менеджмента заключается в том, что он в своих работах [4; 87]:
    - уделял серьезное внимание вопросам экономического стимулирования и оплаты труда;
    - пояснял, что размер зарплаты должен определяться соглашением между рабочим и хозяином производства, при этом минимум заработной платы должен определяться ценой средств существования работника, а колебания заработной платы определяются действием рыночного спроса и предложения на рынке труда;
    - выделял три основных состояния общества, причем характеристики их были напрямую связаны с экономическим положением рабочих, так общество, могло быть: прогрессирующее (увеличение богатства и рост спроса на рынке труда), стационарное (при котором, как правило, положение рабочих тяжелое) и регрессирующее (когда положение рабочих плачевное).
    В целом, труды Адама Смита, экономически доказали необходимость разделения труда, а также, положили начало изучению вопросов связанных с экономическим стимулированием работников. Однако Адам Смит, при всем значении его для становления управленческой науки, был теоретиком.
    Одним из первых практиков, который изучал особенности управления крупным промышленным комплексом, будучи его совладельцем, стал еще один англичанин - Роберт Оуэн (1771-1856 гг.). Ознакомимся с его идеями.
    На одной из фабрик Нью-Ланарка, где Р. Оуэн был совладельцем и одновременно управляющим, в начале XIX века, был проведен социальный эксперимент, который был связан с реформами производственных отношений. Основой для него стала идея о «патронате», подразумевающая то, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя.
    Во время проведения эксперимента Р. Оуэн отказался от распространенной практики телесных наказаний рабочих, ввел систему моральной мотивации рабочих, улучшил условия труда рабочих. На основании результатов эксперимента, Роберт Оуэн опубликовал сочинение «Эссе относительно формирования характера» (1812 г.) где говорил, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа [5: 86]. В целом эксперимент был экономически успешен, кроме того, он привлек к себе пристальное внимание общественности того времени.
    В дальнейшем Р. Оуэн, становится активным политическим деятелем и представляет идею о создании для бедняков корпоративных поселков, где они бы трудились сообща, без нанимателей. Когда идея не была подержана консервативным английским обществом, он начинает агитировать за проработку фабричного законодательства, которое бы учитывало и права рабочих, наряду с правами капиталистов. Однако эта и другие идеи Р.Оуэна не были поддержаны в Англии. В 30-е годы XIX века Оуэн переселяется в Америку, где создает коммуну, действующую на принципах уравнительного коммунизма[5;87]. Этот, последний проект Оуэна закончился неудачей и разорением его.
    Однако эксперименты и идеи Оуэна были бесспорно важны для развития управленческой науки того времени. Оуэн первый стал задумываться об экономическом положении пролетариата, а его социальные эксперименты, при всей их утопичности, показали всю важность морального и материального стимулирования рабочих, как составляющего элемента менеджмента.
    Следующей личностью, деятельность которой мы бы хотели осветить, станет Чарльз Беббидж (1791-1871 гг.) - английский математик, создателя первой вычислительной машины (1822 г). В сфере научных интересов ученого были также вопросы производства и управления им. Он исследовал экономические принципы производства, предложил руководство по улучшению управленческой практики того времени, исследовал затраты на производство конкретных промышленных процессов.
    Основные идеи Ч. Беббиджа в управлении можно свести к следующим постулатам [6; 134]:
    - разделение труда увеличивает эффективность производства вследствие сокращения времени на обучение производственному процессу, сокращения потери материалов в процессе обучения, экономии времени, вследствие перехода от одной операции к другой и замене инструментов, быстрому приобретению необходимых навыков.
    - разделение труда может применяться как на производстве, так и в сфере умственных процессов;
    - существует взаимосвязь между интересами рабочего и фабричного владельца;
    - эффективная схема распределения прибыли предполагает то, что доля заработной платы рабочего зависит от прибыли всего предприятия и то, что рабочий должен получать премию за любые производственные усовершенствования, предложенные им, таким образом, интересы рабочих и предпринимателей не будут различаться.
    Беббидж предложил такой метод наблюдения производства, при котором наблюдатель должен подготовить список вопросов относительно используемых материалов, допустимых потерь, расходов, инструментов, цен, рынка, рабочих, их заработной платы, требуемых навыков, продолжительности рабочего дня, и так далее. В сущности, этот метод применяется и современными консультантами и аналитиками.
    Подходы Беббиджа, естественно с определенными поправками, применяются и в современном менеджменте, чем и определяется его вклад в науку управления.
    Еще один ученый, которого также можно назвать «пионером» менеджмента был шотландским преподавателем. Мы говорим об Эндрю Уре (1778 - 1857 гг. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.