На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


бизнес-план Функции, задачи и технологии планирования в управлении предприятием. Анализ рекомендаций ученых-экономистов по разработке бизнес-плана, концепция маркетинга Ф. Котлера. Состав и содержание бизнес-плана авиапредприятия. Оценка и страхование риска.

Информация:

Тип работы: бизнес-план. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 10.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



7
Размещено на webkursovik.ru/
БИЗНЕС ПЛАН
Авиапредприятия ОАО "Сельская авиация"
Брянск - 2010
Содержание

Введение
Глава 1. Внутрифирменное планирование
1.1 Функции и задачи планирования
1.2 Планирование и управление предприятием
1.3 Технология планирования
Глава 2. Бизнес-план: общие представления и особенности
2.1 Разработка учеными-экономистами рекомендаций по бизнес-плану
2.2 План-маркетинг в исследованиях Ф. Котлера
2.3 Оценка и страхование риска
2.4 Выживание российских предпринимателей в условиях конкуренции
Глава 3. Бизнес-план авиакомпании «Камчатские Витязи»
Заключение
Список литературы
Приложения
Резюме

Настоящий бизнес-план составлен в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» (утв. Приказом Минтранса России от 04.02.2003г. № 11, зарегистрированы Минюстом России 24.03.2003г. №4314), а также требованиями приказа ФСВТ России «Об усилении финансово-экономического контроля за лицензируемыми и сертифицируемыми видами авиационной деятельности» от 20.07.2000г. № 227.
Целями бизнес-плана Авиапредприятия ОАО "Сельская авиация" является:
· разработка и экономическое обоснование мер на период 2010 - 2012 гг. по развитию деятельности и обеспечению стабильного уровня платёжеспособности авиапредприятия;
· обоснование условий, обеспечивающих финансовую устойчивость авиапредприятия, соответствие его перспективных финансово-экономических показателей действующим нормативным требованиям к финансово-экономическому состоянию организаций гражданской авиации.
Введение

Сельскохозяйственная авиация, организация (служба), использующая самолёты и вертолёты для выполнения разнообразных работ в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственную авиацию применяют для защиты растений, борьбы с сорняками, уничтожения нежелательной растительности, предуборочного удаления листьев хлопчатника и других культур; внесения минеральных удобрений, аэросева трав и других работ. Преимущества авиационного способа обработки растений по сравнению с наземными: сокращение сроков благодаря большой скорости (до 160 км/ч) и широкой полосе захвата (до 60 м при опыливании и опрыскивании, до 30 м при рассеве минеральных удобрений); снижение затрат труда; уменьшение расхода ядохимикатов и удобрений; манёвренность самолётов и вертолётов, обеспечивающая широкий радиус действия и позволяющая быстро перебрасывать их на другие участки; возможность обработки труднодоступных участков и выполнения работ независимо от состояния поверхности почвы; отсутствие механических повреждений растений и уплотнения почвы. Недостаток -- зависимость от метеорологических условий. А сельскохозяйственной авиации используют самолёты Ан-2, Ан-2М, Як-12 и вертолёты Ми-1, Ми-2, Ка-26 и Ка-15. На них размещена специальная аппаратура для разбрызгивания жидких пестицидов, распыливания порошков и рассеивания минеральных удобрений, семян и отравленной приманки.
Борьба с вредителями и болезнями растений ведётся разбрызгиванием либо распыливанием пестицидов или отравленной приманки параллельными полосами с высоты 5--10 м. Для опыливания применяют порошковидные пестициды (норма расхода 10--40 кг/га). Опрыскивание проводят теми же пестицидами, что и при наземных обработках, но более концентрированными. Нормы расхода рабочей жидкости до 500 л/га. Применяется также мелкокапельное опрыскивание, обеспечивающее высокую эффективность при малых нормах расхода жидкости (25 л/га), повышающее производительность труда и снижающее себестоимость работ. Насаждения на склонах гор обрабатывают с вертолётов, особенности аэродинамики которых позволяют вести работу на малой скорости полёта и наносить пестициды на нижнюю сторону листьев и в нижний ярус крон деревьев. Опрыскивание и опыливание проводят обычно утром и вечером. Отравленные приманки рассевают и днём.
Для борьбы с сорняками посевы зерновых злаковых культур, кукурузы, проса, льна и др. опрыскивают водными растворами или эмульсиями гербицидов с высоты 5--6 м весной в сроки, установленные агроправилами. Норма расхода гербицидов 0,3--1,2 кг действующего вещества на 1 га; расход жидкости для злаковых культур и кукурузы 25--50 л/га, для льна 100--150 л/га.
Уничтожение нежелательной древесной и кустарниковой растительности проводится авиаопрыскиванием её арборицидами весной до распускания почек, летом по облиственным побегам или осенью после опадения листьев. Нормы расхода жидкости 25--100 л/га. Для полного отмирания древесной растительности опрыскивание через год повторяют.
Минеральные удобрения вносят главным образом при подкормке в период вегетации растений, когда применять наземные машины невозможно из-за переувлажнения почвы или есть опасность повреждения растений колёсами машин. Равномерный рассев гранулированных и порошковидных минеральных удобрений обеспечивает высокую эффективность подкормки, а большая производительность самолётов позволяет проводить её в лучшие агротехнические сроки. Порошковидные удобрения рассевают с высоты 10--20 м, гранулированные -- 30--50 м.
Надо отметить, что предпринимательство и бизнес на территории России в условиях нецивилизованного, «дикого» рынка» - занятие, связанное с большим риском, застраховаться от которого совершенно невозможно:
· во-первых, ни о каких-либо этических правилах игры говорить даже не приходится - их в России просто не существует;
· во-вторых, законодательство, регулирующее рыночные отношения, вводилось после возникновения «стихии» рынка, поэтому правовой нигилизм в предпринимательской деятельности является обычным явлением;
· в-третьих, социальные условия оказывали и оказывают существенное влияние на потребительское поведение в сфере услуг.
Для предпринимательства и бизнеса главное, чтобы выжить в настоящем, необходимо спрогнозировать будущее. Большие компании разрабатывают долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей и ресурсов.
Предметом исследования является состав и содержание бизнес-плана.
Разработка бизнес-плана позволит фирме выйти из кризисной ситуации, сложившейся в результате кризисных взаимоотношений.
Объектом исследования нашей дипломной работы является ОАО Авиакомпания «Сельская авиация». Предметом исследования дипломной работы является состав и содержание бизнес-плана. Разработка бизнес-плана позволит фирме выйти из кризисной ситуации в сложившихся в результате кризисных взаимоотношений. Искусство предпринимательства руководства фирмы станет залогом успешного функционирования ОАО Авиакомпании «Сельская авиация» на рынке авиауслуг в сельскохозяйственной авиации Брянской области. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, пятнадцати параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
планирование управление бизнес риск авиационный
Глава 1. Внутрифирменное планирование

1.1 Функции и задачи планирования

Планирование -- это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
План предприятия, учитывающий работу людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В плане предельно четко и подробно указываются:
· цель деятельности предприятия и его структур на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей с указанием конкретных видов выпуска продукции и характера работы;
· средства достижения цели;
· методы и сроки увязки средств и целей;
· этапы и сроки выполнения работ;
· исполнители плана по срокам и видам работ;
· методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства основана на методах планирования. Поскольку, как упоминалось, завершение одного этапа работы служит началом следующего, связать все этапы без помощи планирования невозможно.
Планирование -- это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов
Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением.
Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с проекта изделия, разработки технологии, опытно-экспериментальных работ и заканчивая запуском, а затем и прекращением производства старых изделий и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой внутри предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
Хороший план, по мнению Доила, который составляется обычно на пять лет -- одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, -- гарантия провала фирмы.
1.2 Планирование и управление предприятием

Переход производственных предприятий в России на условия рынка, полное самоуправление и самофинансирование означает:
· самостоятельное обеспечение технического, производственного и социального развития за счет заработанных средств;
· полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками;
· осуществление внутренней перестройки планирования на основе расширения прав и усиление экономической ответственности филиалов, цехов и отделов предприятий за обеспечение и повышение стабильности их работы;
· восприятие прибыли в качестве основы успешной деятельности предприятий, главного обобщающего экономического показателя, источника, обеспечивающего экономическое, научно-техническое и социальное развитие.
Устанавливается прямая зависимость между ресурсами, эффективностью работы и доходами, которыми самостоятельно распоряжаются предприятия. Возрастает роль внутрипроизводственного планирования, с помощью которого связывается выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка. Знать потребности рынка на перспективу и успеть вовремя доставить на рынок собственную продукцию -- главная обязанность руководителей и специалистов предприятия.
Планирование производства на предприятии -- это точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливаются по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работы и расходования ресурсов каждому цеху, отделу, бригаде, рабочему и последовательность выполнения связанных между собой работ.
С помощью плана, который всегда устремлен в будущее, на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы -- материальные, трудовые, финансовые и природные.
Планирование -- это метод хозяйственного предвидения и программирования, основанный на детальных расчетах. В плане предприятия, с одной стороны, содержится задание на перспективу для каждого работника, а с другой -- предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели.
1.3 Технология планирования

Технология планирования включает в себя:
· определение и обоснование основной задачи предприятия;
· установление конкретных показателей и заданий, необходимых для выполнения поставленной задачи;
· детализацию задания по видам и объемам работы конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
· детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Обычно после обязательного установления руководством фирмы общей задачи плана начинается его структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия.
Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество продукции.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые данные, и внутренняя информация, т. е.:
· наличие и структура производственных мощностей;
· численность кадров, их профессиональный состав;
· финансы;
· наличие и потребности в оборотных средствах;
· готовность и структура новых научно-технических разработок и др.
Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой специалистов, которая необходима для разработки самого плана.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
· плана производства и реализации продукции;
· плана материально-технического обеспечения;
· плана по кадрам и заработной плате;
· перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
· финансового плана.
План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений.
На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.
После разработки частей плана производится их взаимная корректировка дополнительной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственными мощностями.
Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия, т. е. создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели; предусматривается порядок и очередность выполнения работ; устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом; определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ.
В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия и целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.
С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приводят к потере средств и времени на исправление выявившихся просчетов, а при недостатке у предприятия этих средств - к его банкротству.
Глава 2. Бизнес-план: общие представления и особенности

2.1 Разработка учеными-экономистами рекомендаций по бизнес-плану

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и пр.
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
· организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;
· выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;
· формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются:
· общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
· выбор стратегии и тактики конкуренции;
· оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения цели предприятия.
Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможностей прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план пользуется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела, объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т. е. степень детализации может быть различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом - бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.
Для ОАО авиакомпании «Сельская авиация», например, трудоемкие маркетинговые исследования просто не под силу. Поэтому и на разработку бизнес-плана потребуется менее объемной проработки.
Как показывает зарубежный опыт, при составлении бизнес-плана пользуются услугами консультантов и экспертов. Но также важно, чтобы в этом мероприятии принимал личное участие и сам руководитель. Во всяком случае, это вызывает доверие к фирме или компании.
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, лаконичность, т. е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т. е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.
Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики. В традиционном для отечественного планирования технико-экономического обоснования, оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования, бизнес-план детально характеризует все аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Среди отечественных ученых-специалистов методические разработки по составлению бизнес-плана были сделаны Уткиным Э.А., которым была определена структура бизнес-плана, его оформление, начиная с титульного листа, разделы плана, а также тщательное описание содержания каждого раздела бизнес-плана, а также в практической части бизнес-план предприятия по производству керамического кирпича в Ставропольском крае.
Тот же Уткин Э.А. в соавторстве с Кочетковой Л.И. излагают методику составления бизнес-плана. На первое место они ставят определение личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель. Затем разрабатывается стратегия, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктуют реальный ход событий.
Таким образом, вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план. Надо отметить, что авторы предлагают различные структуры бизнес-плана.
Например, в ином варианте можно начать с принятия решений, т.к. предпринимательство представляет собой, по сути, процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов. В таком варианте бизнес-план дает основу для принятия рациональных решений, позволяет оформить и анализировать интуитивные предложения.
При составлении бизнес-плана авторы предлагают различные варианты, в зависимости от того, какую цель ставит перед собой фирма, компания или предприятие. Если фирма преследует цель наиболее полно удовлетворить спрос на ее продукцию или услуги с желаемой нормой прибыли и с учетом ряда ограничений, определяемых внешней средой, которая представлена конкурентами, потребителями и поставщиками, возможен такой вариант бизнес-плана, по которому замысел формулируется в три этапа:
1) Установление целей.
2) Определение наиболее выгодной рыночной позиции для фирмы (ниши)
3) Разработку комплекса действий по достижению поставленных целей.
Таким образом, как видно из изложенного выше, варианты бизнес-плана могут быть различными.
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Основными объектами бизнес - планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.
Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.
Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.
Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других локальных бизнес - проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.
Бизнес-план представляет собой, по определению И. В. Липсица, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения [30. С. 5]. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес - проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.
В период становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, как справедливо считает В.М. Попов, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес - проекта.
Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.
Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес - проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес - проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.
В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее 'совершенную организацию выполнения бизнес - проекта на основе соизмерения затрат и результатов.
В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес - планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.
В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:
· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары, и услуги и как он будет изменяться;
· какие ресурсы, и в каких количествах потребуются для организации бизнес - проекта;
· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
· каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
· какими могут быть общие доходы, и как их следует распределять между всеми участниками бизнес - проекта;
· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес -проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес - проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:
· Общие исходные данные и условия выполнения проекта;
1. рынок сбыта продукции и производственная мощность;
2. материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
3. местонахождение предприятия и транспортные связи;
4. проектно-конструкторская документация;
5. организация предприятия и накладные расходы;
6. потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
7. планирование сроков осуществления проекта;
8. финансово-экономическая оценка бизнес - проекта.
Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на eё основе плановые показатели.
· Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
1. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
2. Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
3. Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
4. Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
5. План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
6. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
7. Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
8. Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
9. Приложения: перечень основных документов.
В российском малом и большом предпринимательстве в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской области:
· наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;
· цель проекта и сроки его реализации;
· срок окупаемости инвестиций;
· ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);
· предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);
· предельно минимальный срок кредита;
· форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);
· план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;
· основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
· результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);
· структура себестоимости по основным статьям расходов.
Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес - планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.
2.2 План-маркетинг в исследованиях Ф. Котлера

Особый интерес у любого экономиста представляет разработка и исследование стратегического планирования и планирования на ближайшие периоды маркетинг-плана, разработанное известными зарубежными экономистами: Котлером, Амстронгом, Сондерсом, Вонг.
Почему представляет особый интерес маркетинг-план? Можно с уверенностью сказать, что вся рыночная деятельность любой фирмы, в частности, формирование всех разделов бизнес-плана, происходит на основе маркетинговых исследований рынка, на базе широкомасштабного использования всего колоссального потенциала.
Главное в маркетинге - двойной и взаимодополняющий подход. Например, для авиакомпании «Камчатские Витязи», с одной стороны, это то, что вся деятельность компании, в том числе и формирование ее программ обслуживания, научно-техническое оснащение, капиталовложения, финансовые средства и рабочая сила - должны основываться на глубоких и достоверных знаниях потребительского спроса населения на услуги компании, на изменения этого спроса.
С другой стороны, важно активное воздействие на рынок услуг и существующий спрос населения в авиаполетах и транспортных перевозках, на формирование потребностей и покупательских предпочтений этих услуг.
Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов на требования и пожелания потребителей.[23]
Если учесть, что настоящих специалистов по маркетингу на Камчатке не так много, исследование в этом направлении Ф. Котлера и его соавторов очень ценно, особенно в области планирования, т. к. в названном нами фундаментальном труде очень ярко, доступно и красочно описано достижение компании «Леви Страусс» по производству всем известных джинсов, без которых немыслимо существование и российского обывателя. Ф. Котлер утверждает, что компания смогла достигнуть такого головокружительного успеха на рынке товаров благодаря умелому планированию маркетинга.
«Тщательное стратегическое и маркетинговое планирование превратило «Леви Страусс» в сильную и прибыльную компанию, легко приспосабливающуюся к меняющимся возможностям рынка. Несмотря на сужение внутреннего джинсового рынка, «Леви Страусс» нашла способ увеличения прибыли, создав прочный фундамент в своем основном бизнесе и соединив его с хорошо спланированным развитием продукции на рынке. Как признал один из наблюдателей компании, «Леви Страусс» пришла к выводу, что «при оптимальном сочетании настойчивости и гибкости (при планировании новых товаров) завоевать новые рынки, похоже, так же легко, как надеть новенькую пару настоящих (тертых) джинсов».
Что же предлагает Ф. Котлер при составлении плана-маркетинга?
«Планирование заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективной работы. Аргументы о бессмысленности планирования в условиях постоянных изменений не выдерживают критики. Как раз наоборот - тщательное планирование помогает компании предвещать изменения среды и оперативно реагировать на них, а также быть всегда готовой к непредвиденным обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательской инициативы».[23]
По Ф. Котлеру, план-маркетинг состоит:
1) из годового плана, который представляет собой краткосрочный план, описывающий текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля;
2) из долгосрочного плана, который описывает основные факторы и силы, которые будут влиять на организацию на протяжении нескольких последующих лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые ресурсы. Такой долгосрочный план ежегодно обновляется с целью внесения корректив в соответствии с происшедшими изменениями. Годовой и долгосрочный планы связаны с текущей деятельностью компании, помогают в ее осуществлении.
3) Из стратегического плана, который создается для того, чтобы помочь компании использовать в своих интересах возможности в постоянно изменяющейся среде.
Это процесс установления и сохранения соответствия между целями и возможностями компании с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка - с другой.
Ф. Котлер предлагает процесс планирования охватить в четыре этапа: анализ, планирование, реализация и контроль. При планировании следует обратить внимание на SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз).
Чем привлекательны научные изыскания Ф. Котлера, например, для авиакомпании «Камчатские Витязи»:
Во-первых, чтобы легче и реалистичнее предположить, каким будет ее бизнес. Например, авиакомпания «Камчатские Витязи» - это несложная, но довольно эффективная организация с тщательным контролем издержек, иначе она бы не продержалась на плаву столь внушительное время в условиях российского рынка. Во-вторых, это авиакомпания, которая, если можно так выразиться, использует в основном стратегию фокусирования, т. е. обслуживает четкую категорию потребителей и имеет четкие маршруты. То есть авиакомпания приспосабливает свои услуги к потребностям, за редким исключением, постоянных клиентов. В третьих, необходимо в плане определить основные угрозы и возможности, которые ожидают авиакомпанию в будущем. Это очень важный раздел плана, назначение которого заранее предугадать события, которые могут оказать влияние на деятельность авиакомпании. Для «Камчатских витязей» главная возможность будущего - развитие иностранного туризма на Камчатке и научные исследования в области вулканологии. В настоящее время осуществлению этих возможностей препятствуют социально-экономические условия региона Камчатки и России в целом.
Угроза может исходить от появления более конкурентоспособного противника на рынке услуг по авиаперевозкам и более активного, подкрепленного массивной рекламой.
Угроза также может исходить от обнищания населения п. Озерная, как это произошло с населением Усть-Камчатска, от демографического изменения состава этого населения вследствие экономического и социального факторов.
Нельзя недооценивать и политический фактор. Политическая нестабильность в стране не способствует развитию иностранного туризма.
Конечно, не все эти угрозы для авиакомпании требуют одинакового беспокойства. Поэтому руководитель авиакомпании должен сосредоточить свое внимание на наиболее вероятных и опасных угрозах и заранее подготовить планы их нейтрализации. реализация возможностей всегда сопряжена с риском.
2.3 Оценка и страхование риска

Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха. Его надо уметь реализовать. Другими словами, речь идет об умении администрации авиакомпании эффективно управлять имеющимися в его распоряжении различными видами ресурсов с учетом потребностей рынка. (В бизнес-плане мы подробно остановимся на эффективном управлении ресурсами авиакомпании «Камчатские Витязи»).
И здесь особое значение приобретает учет в должной степени возможного риска. Анализ риска производственной и финансовой деятельности фирмы является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Для каждой фирмы риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов. Современная экономическая ситуация в России, на Камчатке, в большей степени плохо предсказуема. Например, подорожание топлива может подскочить до такой черты, что приведет к развалу авиакомпании.[22]
Если рассматривать понятие возможного риска в целом, то помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также проводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно применять в случае форс-мажорных обстоятельств, таких, как колебания курсов валют, забастовки, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, принятие нормативных актов или смена общегосударственного курса. Это особенно важно для отечественных предпринимателей при сотрудничестве с иностранными партнерами.
Предпринимательства без риска не бывает. При этом наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят вероятностный характер. Ошибки, просчеты - вещь обычная, поскольку предусмотреть все нельзя. Важно оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Опыт не только российских, но и западных институтов убеждает, что банкротства почти всегда связаны с грубыми просчетами в менеджменте. Отсюда особое внимание командиры бизнеса призваны уделять постоянному совершенствованию управления риском - менеджментом. Надо признать, что для многих российских предпринимателей - «управленцев» это почти недосягаемое понятие «менеджмент». Отсюда высокая степень риска, а также высокая вероятность банкротства.
Хотя задачи менеджера в этой области общеизвестны: обнаружить область повышенного риска; оценить его степень; разработать и принять заблаговременные меры, а если ущерб уже имеет место, то и способы возмещения ущерба. Распознавание, оценка, контроль рисковых ситуаций позволяет избежать многих потерь.[11]
Почему мы так детально останавливаемся на вероятности риска?
В России занятие предпринимательством сопряжено с риском. Ни один из зарубежных, да и отечественных экономистов не указал на риск, сопряженный с криминогенной ситуацией в стране. Этот фактор невозможно не учитывать при открытии предприятия, фирмы или компании. Но этот риск требует особого анализа и особого исследования.
По мере развития рыночных отношений усиливается конкуренция в сфере товаров и услуг.
Чтобы выжить в этих условиях, нужно решаться на внедрение технических и других новшеств, на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск.
Приходится смириться с неизбежностью риска, прогнозировать его, оценивать, не переходить допустимые пределы.
Виды предпринимательского риска, наиболее характерные для России:
1) Производственный риск.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска - уменьшение размеров производства, рост материальных и иных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и т. д.
2) Коммерческий риск, возникающий в процессе закупки товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Яркий пример - закупка мяса птицы из Бельгии, зараженного диоксином.
Истоки этого риска - снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потеря товара в процессе обращения, рост издержек обращения.
Для условий России важен финансовый риск, истоки которого ощутили многие фирмы, банки и компании после 17 августа 1998 г. Финансовый риск деятельности фирмы обычно измеряется отношением заемных средств к собственным. В зону финансового риска в условиях финансового кризиса попадает каждое предприятие, потому что у большинства предприятий, во всяком случае, на Камчатке, очень высокое отношение к заемным средствам, поэтому прекращение или ограничение кредитования, ужесточение кредита влечет за собой срыв деятельности предприятия.
Большинство крупных западных фирм имеет в штате специального менеджера по риску, который разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами фирмы, заведующими той или иной сферой деятельности предприятия. Для отечественного предпринимательства такая штатная единица кажется лишь воображаемой роскошью.[23]
Отношение к иску различно и зависит от уровня руководителей предприятия.
Так, к примеру, руководители консервативного типа, «управленцы», обычно стараются уйти от какого-либо риска, они не склонны к новациям и придерживаются правила «золотой середины».
Более гибкие, «авантюрные» руководители стремятся к более рискованным решениям. В затруднительной ситуации такие руководители ориентируются на более рискованные решения, если уверены в профессионализме исполнителей.
Возможно ли страхование риска? В нынешних социально-экономических условиях России вероятность страхования риска является призрачной, но закладывать это условие в бизнес-план необходимо больше всего для будущего, чтобы придать российскому предпринимательству цивилизованный характер.
В мировой практике гарантии по страхованию различных стадий проекта по страхованию риска организуются отдельно и могут содержать разные условия в зависимости от каждого проекта.
2.4 Выживание российских предпринимателей в условиях конкуренции

Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Время напряженной, жестокой конкуренции заставляет компании и предприятия быть конкурентоспособными. «Дыхание в спину» других авиакомпаний-конкурентов ощущает на себе и авиакомпания «Камчатские Витязи». Вопрос о том, как удержаться на плаву, стоит перед работниками авиакомпании ежедневно В цивилизованных странах, где для свободной конкуренции создано правовое поле, выжить в условиях конкуренции совсем не просто, существуют целые научные теории выживания, концепции маркетинга и менеджмента.
В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании могут представлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие цены на аналогичные товары и услуги, или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Следующий шаг - разработка конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.
Естественно, что конкуренция, как один из факторов риска, учитывается при составлении бизнес-плана.[24]
В какой-то мере авиакомпании России изучают конкурентную среду: кто их конкуренты; каковы их цели; какие стратегии они применяют; каковы их сильные и слабые стороны; каков спектр их возможных реакций.
То есть, каждая авиакомпания определяет для себя конкурентов на уровне услуг. Таким образом, если, например, компания «Камчатские Витязи» должна определить конкурентов для себя со стороны другой авиакомпании на уровне подобных услуг по перевозке, транспортировке пассажиров и грузов.
Очень важно определить, какую цель преследует авиакомпания. Надолго ли закрепиться на данном маршруте и получать приемлемую для выживания прибыль, или закрепиться на данном маршруте на короткое время, отменить конкурентов, получить максимальную прибыль и искать следующий маршрут, так называемую нишу рынка.
Для авиакомпании «Камчатские Витязи» важно знать, не проникнет ли другая авиакомпания в отдельные сегменты рынка, например, по перевозке иностранных туристов по маршруту.
В данном случае необходимо определить сильные и слабые стороны своих конкурентов.
В науке это называется базисный анализ. Но на отечественном рынке осуществлять базисный анализ под силу лишь большим авиакомпаниям, учитывая и авиакомпаний-монополистов.
К сожалению, надо констатировать тот факт, что конкурентная борьба на российском рынке осуществляется на криминальном поле, что не вписывается ни в какие экономические теории ни отечественных, ни тем более, зарубежных ученых-экономистов.
Но, стремясь к формированию правового государства и созданию цивилизованного рынка, необходимо применять новые концепции, которые помогли бы предпринимателю выстоять в условиях конкурентной борьбы.
Если останавливаться на деятельности авиакомпании «Камчатские Витязи», то она относится к той категории, которая специализируется на обслуживании рыночных ниш. Она не преследует цели добиться господства, а выбирает целевые сегменты: маршруты П - Камчатский - п. Озерная - Курилы (в основном южное направление Камчатки). Эти небольшие сегменты и образуют рыночные ниши авиакомпании.
Что приносит ей успех в настоящее время? Авиакомпания «Камчатские Витязи» хорошо изучила целевую группу потребителей и хорошо удовлетворяет их запросы на предоставляемую услугу; она может назначить цену билетов и провозимого груза, превосходящую издержки; она стремится качеством услуг удержать за собой отвоеванные рыночные ниши; она должна стремиться накапливать практический опыт и совершенствовать свою специализацию, которую можно разделить на следующие виды: географическую, т. е. маршрут г. Петропавловск-Камчатский - п. Озерная; специализацию на определенном виде пассажиров - иностранных и отечественных туристах; специализацию по перевозке и транспортировке грузов.
Таким образом, чтобы выжить в условиях конкуренции, авиакомпании приходится обслуживать несколько ниш и совершенствовать свою специализацию.
Авиакомпания «Камчатские Витязи» в данной экономической ситуации не может позволить себе маркетинг. Кстати, многие фирмы и предприятия, работающие в сфере услуг, также не используют маркетинг, считая его слишком дорогим. Тем более, что до недавнего времени сфера услуг почти не нуждалась в маркетинге, так как с развитием рыночных отношений в Росси почти все услуги пользовались большим спросом.
Но авиакомпания уделяет большое внимание внутреннему маркетингу, т. е. обращает особое внимание на качество работы персонала. Фактически небольшой состав работников авиакомпании мотивирован на то, чтобы качественно и надежно обслужить потребителя.
К применению внутреннего маркетинга авиакомпанию вынуждает конкуренция.
Вообще, если к маркетингу в сфере услуг подходить с научной точки зрения, то внутренний маркетинг должен предшествовать внешнему маркетингу. Нет смысла рекламировать превосходное качество услуги до тех пор, пока персонал не сможет ее обеспечить.
Но в бизнес-плане даже небольшого предприятия все-таки желательно закладывать внутренний маркетинг, чтобы научить работников предприятия качественно производить услуги.
Сегодняшнему авиапассажиру, например, уже недостаточно долететь вовремя, с комфортом и надежно приземлиться. Он еще желает получить удовольствие от полета. Разработка такого удовольствия - работа маркетолога. Рано или поздно местным авиакомпаниям придется работать над этой проблемой.
Поэтому остановимся вкратце на достижениях мирового опыта в этой сфере.
Например, авиакомпания «Вирджин Атлантик» для дифференцирования своего предложения представляла такие нововведения, как просмотр фильмов во время рейса, телефонную связь с землей, места повышенного комфорта, систему скидок для постоянных клиентов.
Авиакомпания «Бритиш Айрвейз» даже предлагает для пассажиров международных рейсов бизнес-класса и первого класса спальные отделения, душевые с горячей водой и завтраки на заказ. К сожалению, в связи с этим возникает вторая проблема: большая часть нововведений в сфере услуг не могут быть запатентованными и легко копируются. Однако, организации сферы услуг, регулярно вводящие какие-нибудь усовершенствования, получают целый ряд преимуществ, а также репутацию новатора, которая помогает сохранить покупателей, которые желают покупать самое лучшее.[12]
Но что делать, когда потребители жалуются?
В практике российского менталитета существует вредная традиция, оставшаяся еще с советских времен: на жалобу потребителя о плохой услуге дать ответ, что услуга-то была хорошей, просто потребитель не понял ее качества. Не ушли еще из памяти пресловутые «Книги жалоб и предложений», которые старались спрятать как можно дальше от клиентов.
Ведущие фирмы Запада уже давно определились в отношении к жалобам потребителей и считают, что жалобы - прекрасная возможность повысить качество услуги, и, если налажена быстрая и эффективная система рассмотрения жалоб, забота о потребителе в процессе реабилитации может быть источником непревзойденного конкурентного преимущества.
Но если предоставляются услуги низкого качества, компания отвечает за это и возмещает ущерб, нанесенный услугами низкого качества - в этом случае компания возвращает доверие клиентов. В случае жалобы компания исправляет ошибку или оказывает услугу повторно. Фирмы, использующие жалобы как ценный источник получения преимуществ, создают механизмы эффективной обработки жалоб, чтобы не упустить эти преимущества. Жалобы указывают на возможные пути усовершенствования, позволяют полностью удовлетворить покупателя в будущем и избежать сокращения покупателей, увеличить их доверие.
Для этого фирма или предприятие должны иметь четкую политику в области принятия решений и компенсации ущерба. Работники предприятия обязаны хорошо понимать его политику в отношении жалоб и адекватно реагировать на них.
Выводы. Во второй главе работы были рассмотрены теоретические вопросы, которые необходимо знать при составлении бизнес-плана, а также с разработками и рекомендациями известных ученых-экономистов.
Особенно интересны концепции в области маркетинга Ф. Котлера и его соавторов по книге «Основы маркетинга»: Г. Амстронга, Дж. Сондерса, В. Вонг, на которых были ссылки в работе.
Была сделана также попытка проанализировать трудности, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели в своей предпринимательской деятельности. И все же, несмотря на препятствия, у них не умирает надежда на успех.
Бизнес-план - одно из слагаемых предпринимательского успеха.
С правовой точки зрения составление бизнес-плана компании не является обязательным и даже банки не всегда требуют его наличия при предоставлении кредитов. Многие российские предприниматели предпочитают не заниматься нудной и бесполезной, по их мнению, работой - бизнес-планированием.
Бизнес-план - это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя потребителем его являются чаще всего внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, партнеры. Также это - инструмент делегирования ответственности, позволяющий руководству компании более точно определить вклад менеджеров в достижение целей компании. Кроме того, это - точный и конкретный план.[23]
Если бизнес-план используется постоянно, то можно применить скользящее планирование и относиться к плану не как к догме, дорабатывать его и переделывать. Нельзя забывать, что бизнес-план - это инструмент стратегического планирования, главный механизм анализа.
Общая характеристика авиапредприятия
Полное наименование предприятия
Открытое акционерное общество «Сельская авиация»
Адрес местонахождения предприятия
Брянская область, Брянский район, пос. Октябрьский, аэропорт
Организационно-правовая форма
Открытое акционерное общество (код ОКОПФ - 47)
Форма собственности
Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации (код ОКОФС - 42)
Уставный капитал составляет 367 350 (Триста шестьдесят семь тысяч триста пятьдесят) рублей.
Учредители
Наименование/Ф.И.О.
Доля в уставном капитале
Фонд имущества Брянской области
51,0% акций (187 350 руб.)
ООО «Авиакомпания «Авиаспектр»
49,0% акций (180 000 руб.)
Основные виды деятельности
Коды ОКВЭД: 02.02.1 - предоставление услуг в области лесоводства (выполнение авиационных работ в отраслях экономики), 62.20 - деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию).
Наличие филиалов, головных и дочерних предприятий
Нет
Анализ текущего финансово-экономического состояния авиапредприятия
Основными видами деятельности ОАО «Сельская авиация» являются:
· проведение авиахимработ для внесения минеральных удобрений и защиты сельскохозяйственных культур в целях обеспечения потребностей сельхозтоваропроизводителей;
· оказание услуг патрульных, сельскохозяйственных, санитарных, пожарных и поисково-спасательных самолётов;
· осуществление сервисного и технического обслуживания авиационной техники;
· организация и осуществление авиационных работ в народном хозяйстве (ПАНХ).
ОАО «Сельская авиация» зарегистрировано 22.12.2006 г., на 01.01.2010г. года эксплуатационная деятельность осуществлялась в смежных с Брянской областью регионами.
Структура активов и пассивов авиапредприятия на 01.01.2010 года представлена в таблице 1.
Таблица 1 Структура активов и пассивов предприятия (тыс. руб.)
№№
Наименование показателя
01.01.2009г.
31.12.2009 г.
АКТИВ
1.
Внеоборотные активы, всего
3200
761
1.1
Нематериальные активы
0
17
1.2
Основные средства
0
192
1.3
Незавершенное строительство
0
552
1.4
Досрочные финансовые вложения
-
1.5
Отложенные налоговые активы
-
1.6
Прочие внеоборотные активы
3 200
0
2.
Оборотные активы, всего
4
11 093
2.1
Запасы и НДС
0
10 815
2.2
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
4
278
2.3
Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы
0
0
3.
ИТОГО АКТИВЫ
3 204
11 854
ПАССИВ
4.
Капитал и резервы, всего
4
11 717
4.1
Уставный капитал
5
367
4.2
Собственные акции, выкупленные у акционеров
0
0
4.3
Добавочный и резервный капитал
-
4.4
Целевые финансирование и поступления
0
13 160
4.5
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
-1
- 1810
5.
Долгосрочные обязательства, всего
0
0
5.1
Займы и кредиты
-
5.2
Отложенные налоговые обязательства
-
5.3
Прочие долгосрочные обязательства
-
6.
Краткосрочные обязательства, всего
3 200
137
6.1
Заемные средства
-
6.2
Кредиторская задолженность, всего
0
137
6.2.1.
т.ч. поставщики и подрядчики
-
6.2.2.
Перед персоналом организации
0
92
6.2.3.
Перед государственными внебюджетными фондами
0
31
6.2.4.
Задолженность по налогам и сборам
0
14
6.3
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
-
6.4
Доходы будущих периодов
-
6.5
Резервы предстоящих расходов
-
6.6
Прочие краткосрочные обязательства
3 200
0
7.
ИТОГО ПАССИВЫ
3 204
11 854
Примечание: в числителе указано значение на начало периода, в знаменателе - на конец периода
На 01.01.2010 года внеоборотные активы предприятия составляют 761 тыс. руб. и включают в себя нематериальные активы (по остаточной стоимости) в сумме 17 тыс. руб. (программное обеспечение), основные средства в сумме 192 тыс. руб. (остаточная стоимость оргтехники - 16 тыс. руб. и двух ВС Ан-2 - 176 тыс. руб.) и отраженную по статье «Незавершенное строительство» (счет 08 «Капитальные вложения») стоимость одного шага торгов в сумме 552 тыс. руб., где были приобретены самолеты Ан-2 и Як-40 (засчитываемая в составе платежей за ВС).
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Сельская авиация» от 12.04.2007 г. авиационная техника, выставленная на аукцион, приобреталась с возможностью последующей ее реализации.
Оборотные активы авиакомпании на 01.01.2010 г. составляют 11 093 тыс. руб. и состоят из стоимости самолетов, подлежащих реализации (ВС Ан-2 - 4 шт., ВС Як-40 - 3 шт.) и отраженных по статье «товары для реализации» (10 815 тыс. руб.) и остатка денежных средств на расчетном счету в сумме 278 тыс. руб.
Следует отметить, что самолёты Ан-2 в количестве 4 шт., предназначенные для реализации, проданы в январе 2008 г.
По состоянию на 01.01.2010 г. дебиторская задолженность у ОАО «Сельская авиация» отсутствует.
Чистый оборотный капитал предприятия на 01.01.2010 г. составляет 20 956 тыс. руб.
Кредиторская задолженность перед учредителями составляет 13 159 500 руб. и представляет собой взнос учредителя в уставной капитал авиакомпании, на 01.01.2010г. не оформленный юридически.
Для корректного отражения величины собственного капитала и реальных финансовых обязательств предприятия в дальнейших расчетах данная сумма отражена по статье «Целевое финансирование и поступления» с перспективой ее переноса в уставной капитал авиакомпании после выполнения юридических действий по изменению его величины в соответствии с постановлением администрации Брянской области № 90 от 04.02.2008г. «О внесении изменений в постановление администрации области от 27.06.2007г. № 471 «Об увеличении доли участия Брянской области в открытом акционерном обществе «Сельская авиация».
Кроме того, в соответствии с указанным постановлением на баланс предприятия в качестве взноса в уставной капитал Фондом имущества Брянской области передается самолет Ан-2, рыночная стоимость которого определена в сумме 851,725 руб. При этом доля участия Фонда имущества Брянской области в уставном капитале ОАО «Сельская авиация» достигнет 98,73%.
Таким образом, собственный капитал и резервы предприятия на 01.01.2010 года равны 21 717 тыс. руб. и включают сумму уставного капитала в размере 567,350 тыс. руб. (сформированного за счет денежных средств, перечисленных Фондом имущества Брянской области, в сумме 287,350 тыс. руб. и рыночной стоимости двух ВС Ан-2 (280 тыс. руб.), переданных в качестве взноса в уставной капитал ООО «Авиакомпанией «Сельская авиация »), и целевого финансирования, предназначенного для увеличения уставного капитала в сумме 13159,5 тыс. руб., за вычетом непокрытых убытков в сумме 1 810 тыс. руб.
На 01.01.2010 г. краткосрочные финансовые обязательства составляют 137 тыс. руб. и включают в себя текущую задолженность перед государственными внебюджетными фондами - 31 тыс. руб. (налоги на зарплату за декабрь 2010 г.), перед бюджетом - 14 тыс. руб. (НДФЛ за декабрь 2010 г.), и сотрудниками предприятия по оплате труда за декабрь 2010 г. - 92 тыс. руб.
Информация о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности авиапредприятия представлена в таблице 2.
Таблица 2 Формирование и использование прибыли (тыс. руб.)

Показатели
01.01.2009 г.
31.12.2009 г.
1
2
3
1.
Выручка от реализации перевозок, работ, услуг (без учета НДС)
317
2.
Себестоимость перевозок, работ, услуг
2127
3.
Валовая прибыль
- 1810
4.
Управленческие расходы
-
5.
Прибыль (+)/убыток (-) от продаж
- 1810
6.
Результат от операционной и внереализационной деятельности
-
7.
Прибыль (убыток) до налогообложения
- 1810
7.1.
Отложенные налоговые активы
-
7.2.
Отложенные налоговые обязательства
-
7.3.
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
-
8.
Чистая прибыль (+)/убыток (-) отчетного периода
9.
Использование прибыли отчетного периода
-
10.
Нераспределенная прибыль (+)/убыток (-) отчетного периода
- 1810
В 2007 году эксплуатационная (основная) деятельность на предприятии не осуществлялась.
Выручка авиакомпании составила 317 тыс. руб. и получена как доход от реализации 4-х самолетов Ан-2.
Затраты авиакомпании за 2007 год равны 2127 тыс. руб. и получены как сумма организационных расходов предприятия, расходов по перегону и содержанию авиационной техники, заработной платы персонала и начисления на ФОТ, арендной платы за складские и офисные помещения и другие управленческие расходы.
В 2007 году деятельность предприятия нерентабельна: получен балансовый убыток в сумме 1 801 тыс. руб., что связано с отсутствием коммерческой деятельности в рассматриваемый период.
Концепция бизнес-плана
В настоящем бизнес-плане приводится описание располагаемого производственно-ресурсного потенциала ОАО «Сельская авиация», а также обоснованы реальные возможности и условия обеспечения в 2008 - 2010 гг. (в течение периода реализации бизнес-плана) приемлемого уровня платежеспособности и финансовой устойчивости, необходимого авиапредприятию для осуществления безопасной и эффективной эксплуатации техники в соответствии с планируемыми объёмами деятельности.
Основными стратегическими задачами развития ОАО «Сельская авиация» являются:
· завоевание и укрепление позиций авиакомпании на рынке авиационных работ на территории Брянской области путем выполнения авиационных работ для отраслей экономики на ВС Ан-2;
· достижение стабильной рентабельности деятельности на основе использования преимуществ целевой специализации и оптимизированного оперативного управления эксплуатацией авиационной техники;
· достижение и поддержание стабильного финансово-экономического состояния путем обеспечения рентабельной деятельности и формирования необходимых резервов собственных финансовых ресурсов за счет прибыли, полученной от эксплуатации авиационной техники;
· достижение и поддержание платежеспособности и финансовой устойчивости на уровне, необходимом для надёжного обеспечения безопасности полетов, и соответствующем действующим требованиям отраслевых нормативных актов.
Для реализации поставленных задач ОАО «Сельская авиация» планирует:
· максимально использовать возможности располагаемых авиакомпанией воздушных судов и лётного состава, обеспечить продление ресурсов и поддержание летной годности самолётов;
· стабильное выполнение объёмов авиационных услуг в отраслях экономики за счёт эффективной организации работ на основе реализации современного менеджмента, средств PR и рекламы, расширения спектра выполняемых авиаработ за счёт эффективной организации процедур взаимодействия и системы договорных отношений с заказчиками авиационных работ, тарифной политики авиакомпаний;
· обеспечить организацию производственного процесса за счёт собственных финансовых средств, накопленных в ходе рентабельной деятельности;
· разработать меры, обеспечивающие конкурентоспособность авиационных услуг авиакомпании, в том числе в области тарифной политики.
Характеристика рынка авиаперевозок, работ, услуг и видов деятельности авиакомпании
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Законом Брянской области от 29 декабря 1997г. № 41-3 «О государственной собственности Брянской области» в целях обеспечения потребностей сельхоз производителей области в авиахимических работах (внесение минеральных удобрений и защита сельхозкультур от вредителей, болезней и сорняков), патрулирования зараженных радиацией лесов Брянской области, а также для выполнения других авиаработ в отраслях экономики постановлением администрации Брянской области от 06 декабря 2006 г. № 722 создано ОАО «сельская авиация».
В настоящее время ФГУП «Брянское авиапредприятие», имевшее парк сельхозавиации и выполнявшее основной объем авиахимических работ во многих хозяйствах Брянской области, а также в других областях РФ, прекратило своё существование, и Брянская область оказалась практически единственной областью в Центральном Федеральном округе, не имеющей собственного действующего парка сельхозавиации. Поэтому конкуренция на рассматриваемом рынке авиационных услуг в Брянской области не развита.
Спецификой Брянской области является значительное поражение её территории радиацией, вызванной на Чернобыльской АЭС, что диктует необходимость регулярного внесения калийных минеральных удобрений в почву и авиапатрулирования большого массива зараженных радиаций лесов.
Динамичные изменения в областном агропромышленном комплексе за последний период определяют потребность в значительном увеличении поставок селу минеральных удобрений, средств защиты растений, которые могут быть эффективно использованы в конкретные агротехнические сроки и фазы развития сельхозкультур, что свидетельствует о потребности в использовании сельхозавиации.
В соответствии с вышеизложенным Администрацией Брянской области принято решение о создании новой авиакомпании, техника которой включается в общую систему машин, обеспечивающих механизацию сельскохозяйственного производства. Фонд имущества Брянской области является учредителем вновь созданной авиакомпании с долей в уставном капитале, равной на 01.01.2009 года 51,00% с перспективой ее увеличения до 98,73%.
Авиапредприятие учреждено 22 декабря 2006 года. ОАО «Сельская авиация» находится в начальной стадии организации основной деятельности, и проходит процедуру сертификации для получения (Свидетельства Эксплуатанта).
Основным видом деятельности ОАО «Сельская авиация» является осуществление авиационных работ в отраслях экономики (авиахимработы, авиалесоохрана, санация и др.)
В настоящее время для выполнения авиаработ авиакомпания располагает парком из шести воздушных судов Ан-2, из них три самолёта эксплуатируются на условиях аренды. Два самолёта внесены в качестве взноса в уставной капитал ООО «Авиакомпания «Сельская авиация» (RA-71208 и RA-31505). Воздушное судно RA-71208, на 01.01.2008 г. находившееся в хозяйственном ведении (на балансе) Управления лесами Брянской области, в соответствии с постановлением администрации Брянской области «О внесении изменений в постановление администрации области от 27.06.2007 г. № 471 «Об увеличении доли участия Брянской области в открытом акционерном обществе «Сельская авиация» передаётся ОАО «Сельская авиация» в качестве взноса в его уставной капитал.
ОАО «Сельская авиация» планирует осуществлять авиационные работы на территории Брянской области с учетом видов и объёмов работ, определяемых заказчиками.
Наличие реально высокого спроса на авиационные работы позволяет обеспечить как необходимый для рентабельной деятельности общий налет часов на парк ВС в целом, так и соответствующий налет на среднесписочное ВС, с учетом реализации возможностей гибкого и эффективного планирования оборота ВС.
Годовой налет на среднесписочный ВС, с учётом реального спроса на авиаработы, и практики предприятий аналогичного профиля, работающих в других регионах, планируется на уровне 250 часов на 1 ВС на авиахимических работах и 50 часов - на других видах работ (авиалесохрана, патрулирование и др.).
Прогноз объёмов авиационной деятельности ОАО «Сельская авиация» на период 2010 - 2012 гг. составлен с учетом специализации авиакомпании, в основном, на выполнении авиахимических работ и авиалесохране по потенциальным (предварительным) заявкам заказчиков и эксплуатации шести самолетов Ан-2.
Расчёт прогнозного объёма работ авиакомпании производился исходя из программы использования парка ВС по налету часов. Ожидаемый объём авиационных работ в отраслях экономики в 2010 - 2012гг. обусловлен использованием современных технологий маркетинга и рекламы, планируемой активизацией коммерческой деятельности авиакомпании.
Прогноз программы налета часов в 2010 - 2012 гг. осуществляется в следующем порядке:
- планируется годовой налет часов по основным видам авиационных работ;
- определяется общий налет часов на парк ВС за рассматриваемый период (сумма планируемых налетов по основным видам авиационных работ) с учетом графика их поступления и вывода из эксплуатации, в т.ч. по арендным договорам и/или из ремонта.
С учетом располагаемого ОАО «Сельская авиация» в настоящее время парка ВС Ан-2 в таблице 3 представлен план использования парка воздушных судов авиакомпании для условий 2010 - 2012 гг.
Таблица 3 Прогноз программы использования парка ВС

Показатель
2010 г.
2011 г.
2012 г.
1.
Среднесписочное количество эксплуатируемых в парке ВС, всего
6,0
6,0
6,0
2.
Годовой налет часов на эксплуатируемый парк ВС
1 800
1 800
1 800
Качественное и стабильное выполнение авиационных работ является перспективным для ОАО «Сельская авиация» направлением с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности на рынке авиационных работ, реализации планов перспективного развития и обеспечения устойчивой платежеспособности авиакомпании.
Характеристика парка воздушных судов авиапредприятия
Деятельность ОАО «Сельская авиация» по выполнению программы применения авиации в отраслях экономики обеспечивается парком из шести ВС Ан-2.
Информация о парке ВС Ан-2 ОАО «Сельская авиация» приведена в таблицах 4,5.
В настоящее время пригодны к эксплуатации 5 ВС Ан-2 из числа располагаемых самолетов ОАО «Сельская авиация».
Осуществление инвестиций во внеоборотные активы авиакомпании связаны с необходимостью формирования ремфонда и вложений в основные производственные фонды наземной базы авиапредприятия.
Приобретение основных средств планируется в 2010 году в сумме 150 тыс. рублей, в 2011 году - 450 тыс. руб., в 2012 году - 500 тыс. руб. с соответствующим начислением амортизационных отчислений.
Существенные капитальные вложения в развитие производственной сферы авиакомпании планируются в 2010 году в сумме 10 700 тыс. руб. за счет средств, полученных от реализации четырех ВС Ан-2 и трех ВС Як-40, а также в 2012 году в сумме 1 500 тыс. руб., осуществляемые за счёт собственных источников финансирования капвложений.
Организационный и производственно-экономический план
ОАО «Сельская авиация» учреждено в организационно-правовой форме открытого акционерного общества. Уставный капитал общества на 01.01.2010г. составляет 367 350 (Триста шестьдесят семь тысяч триста пятьдесят) рублей.
ОАО «Сельская авиация» является юридическим лицом, может иметь в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам всеми своими активами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Общество имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать.
Органами управления авиакомпании, как открытого акционерного общества, являются общее собрание акционеров, совет директоров, генеральный директор. К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью авиапредприятия.
В соответствии с организационной структурой руководящий состав авиапредприятия включает следующие основные должности:
- Генеральный директор
- Первый заместитель генерального директора - руководитель по качеству
- Заместитель генерального директора по организации летной работы - руководитель летной службы
- Заместитель генерального директора по поддержанию летной годности ВС - технический директор
- Заместитель генерального директора по авиационной безопасности
- Заместитель генерального директора по безопасности полетов - начальник
- Руководитель производственно-диспетчерской службы
- Штурман авиакомпании
- Главный бухгалтер
Организационная структура ОАО «Сельская авиация» представлена в Приложении 1.
Стратегия кадровой политики ОАО «Сельская авиация»заключается в поддержании укомплектованности служб предприятия квалифицированным авиационным персоналом, организации системы подготовки и повышения квалификации, периодической аттестации персонала.
В 2007 г. среднесписочная численность персонала ОАО «Сельская авиация» составила 13 человек. Общий фонд оплаты труда за указанный период равен 841 тыс. руб.
В настоящее время в соответствии со штатным расписанием численность персонала ОАО «Сельская авиация» составляет 39 человек.
Плановые данные по численности персонала, фонду оплаты труда и среднему доходу работников ОАО «Сельская авиация» приведены в таблице 4.
Таблица 4. Труд и заработная плата

Показатели
ед. изм.
12 месяцев 2010г.
12 месяцев 2011г.
12 месяцев 2012г.
1.
Численность работников всего персонала, включая совместителей и работников по договорам гражданско-правового характера
чел
39
39
39
2.
Фонд зарплаты, всего
тыс. руб.
6 375,6
7 534,8
9 273,6
3.
Средняя заработная плата работников
тыс.руб./чел
13,62
16,10
19,82
Прогнозные эксплуатационные расходы за год определяются, исходя из расчетной (плановой) суммы эксплуатационных затрат на летный час по Ан-2 и планируемой программы использования ВС по налету часов.
С учетом специфики планируемой деятельности ОАО «Сельская авиация» (выполнение авиахимических работ и авиалесоохрана) и сезонности выполнения данных работ средняя себестоимость летного часа Ан-2 определена на уровне 14 120 рублей (указанная величина не включает начисляемые амортизационные отчисления по ВС, которые учитываются отдельной строкой в эксплуатационных расходах авиакомпании за соответствующий календарный период).
Структура эксплуатационных расходов ОАО «Сельская авиация», определенная с учетом себестоимости летного часа и планируемой программы использования ВС по налету часов в условиях 2010 г.. представлена в таблице 5 и на рис. 1.
Таблица 5. Структура эксплуатационных расходов ОАО «Сельская авиация» в условиях 2010г.

Показатель
%
1.
Затраты на летный час*), всего
100%
1.1
Затраты на оплату труда
11,2%
1.2
Отчисления на соц.нужды
4,5%
1.3
АвиаГСМ (включая услуги по заправке) и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.