На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Сущность и содержание процесса планирования, его главные цели и задачи, этапы реализации и принципы. Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии. Структура бизнес-плана и его назначение. Методы управления рисками.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 27.12.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


34

Понятие планирования

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия или организации строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы предприятия служит началом другого, и связать их без методики планирования практически невозможно. Поэтому планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие для своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции или услуги, а также создания запасов.
В современных условиях необходимой предпосылкой для обеспечения высоких темпов развития экономики становится управление, а главным элементом управления является процесс выработки и принятия решений. Принятие решений при этом, должно базироваться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей их развития. При решении вопроса о выборе направлений развития сферы сервиса первоначально субъект планирования сталкивается с неопределенным множеством решений. Разработка прогноза уменьшает неопределенность и позволяет сформулировать ограниченное множество решений. То есть, важнейшим условием повышения эффективности управления в сфере сервиса является увеличение горизонта и оптимизация принимаемых решений с учетом их ближайших и долговременных последствий. Тесная органическая связь прогнозирования, планирования и принятия решений обеспечивает оптимальность принимаемой стратегии развития сферы сервиса, значительно ускоряет темпы развития.
Элементы управления взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый процесс, единую систему управления. Первичным элементом является планирование, определяющее цели развития сферы сервиса. Под установленные цели формируются организационные структуры и процедуры, в рамках определенных структур и процедур в интересах достижения целей осуществляется регулирование развития сферы сервиса. По мере развития производственных сил, ускорения темпов научно-технического прогресса роль управления возрастает, усложняется и совершенствуется система управления. Особое значение приобретает планирование производства, в первую очередь перспективное планирование и прогнозирование. Планирование как элемент управления является информационным процессом. Особенность этого процесса - наличие временного сдвига информации выхода по отношению к информации входа
Основной целью планирования является достижение желаемого результата финансово-хозяйственной деятельности путем тщательного анализа и прогнозирования, основанного на внутренней и внешней информации. В зависимости от назначения результатом может быть устойчивое экономическое развитие отрасли в целом, обеспечений темпов роста и структуры отрасли, привлечение инвестиций, производство новых видов услуг, финансовое оздоровление организации, составление бизнес-плана ее реконструкции и развития и т.д. Цель составления планов должна быть четко определена, результаты, получаемые при достижении цели должны быть измеримыми, а заданные ограничения и требования должны быть реальны для их выполнения. То есть, цели должны находиться в «области допустимых решений» проекта.
Процесс планирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период. В технологическом отношении финансовое планирование, как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий, проходит в несколько взаимосвязанных этапов:
1. Определение целей планирования;
2. Анализ проблем;
3. Поиск альтернатив;
4. Определение способов достижения целей и потребностей в ресурсах;
5. Оценка;
6. Оформление плана.
Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования. Структуру планов предприятия классифицируют следующим образом:
1. По степени определенности условий планирования: детерминированные и стохастические;
2. По времени планирования: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
3. По типу целей: стратегические, текущие, оперативные, календарные;
4. По временной ориентации: инактивные, реактивные, упреждающие, интерактивные;
5. По уровню управления: общецеховые, цеховые, производственные.
Организация планово-экономической работы предприятия зависит от его размера и типа. На практике обычно применяются три системы организации работ по составлению планов:
· Линейная система планирования (планирование «снизу вверх»);
· Иерархическая система планирования (планирование «сверху вниз»);
· Система встречного планирования (круговое планирование).
В практике финансовое планирование как важнейшая функция управления выступает в форме деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. Сам процесс финансового планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора информации. В процессе планирования предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта. При этом, должны учитываться позиции предприятия на рынке, кредитная ситуация и прочие внешние условия. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия являются важнейшими неразрывными и взаимосвязанными процессами, непрерывно протекающими в рамках функционирования хозяйствующего субъекта.
При финансовом планировании входными являются в основном потоки информации о прошлом (ретроспективная информация), выходными - потоки информации о будущем (перспективная информация).
В общем виде процесс финансового планирования и прогнозирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период.
Основными принципами планирования в настоящее время являются следующие:
· Оптимальность плановых решений в соответствии с избранными критериями;
· Сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом, территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом, внешнеэкономическом разрезах;
· Выделение приоритетов, ведущих звеньев;
· Непрерывность, то есть сочетание перспективных и текущих планов, преемственность, корректировка показателей при изменении условий;
· Обоснование резервных вариантов планов, предназначенных для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.
Система финансового планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию сервиса, если она отвечает следующим требованиям:
· Строгая обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;
· Точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;
· Наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана;
· Восприимчивость к изменениям внутренней и внешней среды и способность вовремя перестроить работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями (гибкость).
Методы планирования основываются на решениях об утверждении планов. Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие управленческого решения осуществляется по ряду критериев, использование которых позволяет оценить альтернативы с точки зрения достижения целей. То есть, методы планирования - это методы подготовки плановых альтернатив, или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение. Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления этих планов, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования. К основным методам финансового планирования относят следующие:
· Нормативный метод;
· Расчетно-аналитический метод;
· Балансовый метод;
· Метод математического моделирования;
· Метод оптимизации;
· Метод прямого счета;
Стратегическое финансовое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей предприятия. Современное стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу предприятия принимать основополагающие решения. Главная задача стратегического планирования состоит в обеспечении гибкости и нововведений в деятельности предприятия, необходимых для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование - один из инструментов воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.
В рамках стратегического финансового планирования решаются четыре основные задачи:
· Распределение экономических ресурсов;
· Адаптация предприятия сферы сервиса к изменяющейся внешней среде;
· Внутренняя координация деятельности предприятия;
· Формирование стратегической организационной культуры.
Текущее финансовое планирование осуществляется на предприятиях с целью принятия управленческих решений в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ближайшем будущем. Текущее финансовое планирование обычно осуществляется на предстоящий финансовый год. В ходе данной деятельности вырабатываются предложения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, составляются бюджеты по видам деятельности, плановые балансы и отчеты по финансовым результатам, определяется перечень и количество позиций номенклатуры услуг, величина расходов ресурсов по видам деятельности.
Показатели, содержащиеся в текущих планах являются более точными и развернутыми по числу описываемых параметров, чем показатели стратегических планов. То есть, текущие планы предприятия сервиса обычно содержат более детальную разбивку и корректировку основных стратегических показателей на ближайшую перспективу.
Оперативное (оперативно-календарное) планирование на предприятиях осуществляется с целью определения последовательности принятия управленческих решений в рамках регулирования деятельности предприятия в кратчайшие промежутки времени (до месяца). В рамках оперативного планирования определяются календари необходимых платежей, налоговые календари, подетальные перечни предоставляемых услуг, нормы расходования экономических ресурсов, краткосрочные программы предоставления услуг и т.д. Оно является развернутым продолжением текущего планирования и включает:
· Детализацию текущих планов предприятия сферы сервиса и доведение заданий до каждого структурного подразделения предприятия и его работника. При этом планы и графики составляются на месяц, декаду, неделю, сутки, смену;
· Планирование организации обеспечения рабочих мест материалами, инструментами, необходимыми для оказания услуг или выполнения работ;
· Обеспечение сплошного контроля за ходом процесса оказания услуг, организацию контроля за их качеством, оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.
Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.
Процесс планирования базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе принятия оптимальных управленческих решений. Информационное обеспечение процесса планирования включает сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основой для выработки его главных положений. Состав и содержание исходной информации, источники ее получения определяются заданием на разработку плана.
Создание рационального потока информации должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются: выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации; оперативность информации, обеспечивающаяся применение новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ; всесторонняя разработка первичной информации на ЭВМ с выведением на ее основе необходимых производных показателей; возможное ограничения объема первичной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств; разработка программ использования и анализа первичной информации для целей планирования и управления.
Финансовое планирование основывается на информации, которая может быть получена с использованием первичных и вторичных данных, или первичной и вторичной информации. Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований. Вторичные данные, применяемые при проведении исследований, включают данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования. Вторичная информация из внешней среды обширна, и, как правило, рассеяна во множестве источников, которые полностью невозможно перечислить. Многие международные и российские организации регулярно публикуют экономические данные, полезные при анализе и прогнозировании.
Разработка плановых документов осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов. Показатель - это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений. Он состоит из одного или нескольких признаков, отражающих сущность и качественную сторону явлений или процессов одного основания, то есть количественной характеристики: размера, относительной или абсолютной величины. Основания применяются для расчета необходимых величин, а признаки - для поиска нужных единиц выборки и т.п. Используемые в планировании показатели должны обладать:
1. Достоверностью;
2. Свойствами меры;
3. Достаточностью;
4. Однозначностью;
5. Сопоставимостью;
6. Гибкостью, адаптивностью;
7. Оперативностью;
8. Информативностью;
9. Экономичностью.
В зависимости от содержания плановые показатели подразделяются на следующие основные группы:
· Количественные показатели;
· Качественные показатели;
· Абсолютные показатели;
· Относительные показатели;
· Натуральные показатели;
· Стоимостные показатели.
Важное значение в планировании имеют технико-экономические нормы и нормативы. Норма - это мера затрат ресурса в абсолютном измерении на производство единицы продукции (услуги) при заданных нормальных средних условиях. Норматив - это относительный показатель степени использования ресурсов при современной технике, прогрессивной организации труда и высокой квалификации кадров. В практике финансового планирования применяются следующие основные группы норм и нормативов:
· Удельные нормы материальных затрат;
· Нормативы использования машин и оборудования;
· Организационные нормы и нормативы;
· Нормы качества продукции (услуги);
· Нормы труда;
· Нормы окупаемости затрат и прибыльности работы предприятия.
Применяемые нормы и нормативы должны быть обоснованы технически и экономически. Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния различных факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда. Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм.
В процессе планирования применяются два основных метода установления норм:
1. Аналитический способ установления норм, состоящий из исследовательского метода и расчетного метода;
2. Суммарный способ установления норм, состоящий из опытного метода, статистического метода и сравнительного метода.
Пользователями информации выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия контрагенты:
1. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
2. Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
По объему, полноте изложения фактов, документально подтвержденных и научно обоснованных аргументов, бизнес план может включать информацию двух видов: достаточную (открытую) и полную (закрытую). Полная информация содержит все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы, процесс получения тех или иных результатов. Такой бизнес-план (с вариантами и поисковыми рассуждениями) должен храниться у руководителя фирмы и предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц - самым серьезным участникам бизнеса, например инвесторам, банку. Достаточная информация представляет собой данные, характеризующие основные моменты деятельности предприятия т.е., представляющие собой краткие выводы по каждому направлению деятельности, без обоснования и расчетов (может быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной до четырех страниц текста «с ответами без решений», имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы самого предприятия либо разрабатываемой продукции (проекта, программы, услуги).
В процессе составления плана важное значение имеет экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на базе данных которого в дальнейшем принимается большинство управленческих решений. Координация и регулирование работ (функция управления), единоначалие и коллегиальность (принципы управления) в той или иной степени предполагают использование форм и методов экономического анализа. Обоснование разделов финансового плана невозможно осуществить соответствующим образом без использования почти всего разнообразия аналитических способов и приемов, в том числе и математических.
Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии

Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются прежде всего правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальные экономические ресурсы. Практически стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Планирование как элемент управления является информационным процессом. Особенность этого процесса - наличие временного сдвига информации выхода по отношению к информации входа.
При планировании входными являются в основном потоки информации о прошлом (ретроспективная информация), выходными - потоки информации о будущем (перспективная информация).
В зависимости от времени упреждения различают четыре этапа планирования в сфере сервиса:
· Оперативно-календарное планирование (время упреждения до месяца);
· Текущее технико-экономическое планирование (до 1 года);
· Перспективное и долгосрочное планирование (до 15 лет);
· Прогнозирование.
В общем виде процесс планирования и прогнозирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий, проходит в несколько взаимосвязанных этапов:
1. Определение целей планирования;
2. Анализ проблем;
3. Поиск альтернатив;
4. Определение способов достижения целей и потребностей в ресурсах;
5. Оценка;
6. Оформление плана.
Прогнозирование является основной стадией планирования, остальные перечисленные этапы составляют стадию разработки плана.
Стратегическое планирование является инструментом с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия. Его важнейшая задача состоит в обеспечении нововведений, необходимых для жизнедеятельности предприятия.
Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления, которое включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии. Стратегическое планирование выполняет следующие функции:
· распределение ресурсов;
· адаптация к внешней среде;
· координация и регулирование хозяйственных процессов;
· организационные изменения.
Основными этапами стратегического планирования являются:
1. Определение миссии предприятия. миссия характеризует направление в бизнесе, на которое предприятие ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.
2. Формулировка целей и задач функционирования предприятия. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия деятельность предприятия, а также создать мотивацию работников предприятии. существует ряд направлений, в рамках которых предприятия устанавливают свои цели:
· доходы предприятия (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.д.);
· эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность и т.д.);
· положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);
· ресурсы предприятия, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного капитала, активы предприятия, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);
· производственная мощность предприятия;
· продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);
· организационные изменения (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);
· качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);
· социальная ответственность предприятия (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);
· потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);
· развитие предприятия (темпы роста хозяйственной деятельности).
3. Анализ и оценка внешней среды. Предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружений. Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия экономики, правового регулирования, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технологического уровня, инфраструктуры и т.д.
Непосредственное окружение анализируется по следующим факторам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т.д.
4. Анализ и оценка внутренней структуры предприятия. Позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям: исследования и разработки, производство, маркетинг, ресурсы, продвижение товара.
Проводимый в стратегическом планирован анализ направлен на выявление угроз и возможностей которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к предприятию, сильных и слабых сторон, которыми обладает предприятие.
5. Разработка и анализ альтернатив. Этот процесс по праву считается основой стратегического планирования, поскольку именно на этом этапе принимаются решения о том, как предприятие будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится предприятие.
6. Выбор стратегии. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития предприятия. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям предприятия. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: склонность высшего руководства к риску; опыт применения стратегий в прошлом, наличие ресурсов, фактор времени и т.п. Выбранная стратегия служит основой для разработка стратегического плана предприятия.
Стратегическое планирование осуществляется с целью выработки:
· общей стратегии роста предприятия;
· стратегии маркетинга;
· стратегии ценообразования
· производственной стратегии;
· финансовой стратегии;
· инвестиционной и инновационной стратегий.
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. При всем разнообразии вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы. К этим типам стратегий относятся: стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста, стратегия диверсифицированного роста; стратегия сокращения.
К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и(или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение предприятия внутри отрасли (например, стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка).
Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей вертикальной интеграции. Первая направлена на рост предприятия за счет приобретения или установления контроля за поставщиками. Вторая выражается в приобретении, создании или установлении контроля за хозяйствующ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.