Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Внутрисемейные отношения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 26.01.13. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     
Международный университет природы, общества и  человека «Дубна 

Кафедра психологии 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: 

«Внутрисемейные отношения» 
 
 
 
 

                                                                                                            Выполнила: студентка гр. 2052
      Николаева Анна
      Проверила: преподаватель
      Сахарова  Наталья Алексеевна 
 
 
 
 
 

Дубна, 2010 

Оглавление
Введение 3
I. Теоретическая часть. 5
1.1 Семья - социальный  институт 5
1.2 Типы семейных  взаимоотношений 5
1.3 Основы формирования  гармоничных взаимоотношений  в семье 6
1.4 Взаимоотношения  в семье как  фактор благополучия  её членов 9
1.5 Внутрисемейные отношения 12
1.6 Семьи с нарушением  внутрисемейный отношений 17
 II. Практическая часть 20
2.1 Методика «Цветовой  Тест Отношений»  А. М. Эткинда 20
2.2  Методика «Рисунок  семьи» 21
2.3 Методика PARI 23
Заключение 26
Библиография 27
Приложение 1 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
             Семья - одна из величайших  ценностей, созданных человечеством  за всю историю своего существования.  Ни одна нация, ни одна культурная  общность не обошлась без семьи.  В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной  семье нуждается каждый человек  независимо от возраста.
     Именно  семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником  социального влияния, «вводит» его  во все многообразие родственных  отношений, домашнего быта, вызывая  те или иные чувства, действия, способы  поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических  свойств. Вопросу взаимоотношения  в семье всегда уделялось и  уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.
     Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях  к проблеме семьи как самой  живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой  зависит очень и очень многое. Л.Н. Толстой говорил о том, что  семья является целым государством в миниатюре и в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.
     Конфуций  говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений  в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого  зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они  могут принести другим людям в  своей общественной жизни.
     Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. [11]
     В здоровых семьях родители и дети связаны  естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и  детей, такое тесное общение между  ними, в результате которого возникают  душевное единение, согласованность  основных жизненных устремлений  и действий. Природную основу таких  отношений составляют родственные  связи, чувство материнства и  отцовства, которые проявляются  в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
     Тема  курсовой работы «Внутрисемейные отношения». Тема достаточно актуальна так, как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
     Целью работы является исследование особенности  внутрисемейных отношений.
     Задачи:
     а) Проанализировать методическую, научную  литературу по проблеме исследования
     б) раскрыть понятие семьи как системы
     в) выявить особенности семейных взаимоотношений
     г) определить влияние семейных взаимоотношений  на развитие личности ребенка
     При выполнении работы используется: метод  сбора информации, анализа, обобщения. Теоретическая значимость работы состоит  в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы  при работе психологов и педагогов  с родителями.
     Работа  состоит из двух частей: теоретической, где проводится анализ научного материала  и обобщение данных, и практической, где исследуется зависимость  развития ребенка от характера взаимоотношений  в семье и используемой системы  воспитания.
 

     

I. Теоретическая часть.

1.1 Семья - социальный  институт

           Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности [18].
     Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности, процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках [6].
     Выделение института семьи из других институтов общества (государства, бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семья признается всеми исследователями  как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для социализации личности. Именно в семье человек обучается  социальным ролям и получает основы образования и воспитания.

1.2 Типы семейных  взаимоотношений

     В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется  в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов  воспитания, учет того, что можно  и чего нельзя допустить в отношении  ребенка. Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество.
     Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей  воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам  воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной  ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе с  ним оказываются сломленными  и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности [15].
     Опека в семье – система отношений, где родители, обеспечивая своим  трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя [11]. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В  центре воспитательных воздействий  оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют  процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью  за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека –  заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у  детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе  отстранены от решения вопросов, лично  их касающихся, а тем более общих  проблем семьи.
     Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может  порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут  сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует  переходить намеченную таким образом  линию. Чаще всего в основе этого  типа взаимоотношений лежит пассивность  родителей как воспитателей[15].
     Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредствованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в  этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

1.3 Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

     При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы  не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.
     Воспитание  в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства  к детям сложны, изменчивы и  противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения  с ребенком, так же как и с  каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. [2]
     Для достижения воспитательных целей в  семье родители обращаются к разнообразным  средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребенка, стремятся стать  для него образцом. В результате разумного применения поощрений  развитие детей как личности можно  ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает  нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания  по возможности должны следовать  непосредственно за заслуживающим  их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень  суровое наказание может вызвать  у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
     Очень важную роль в воспитании ребенка  играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
     Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той  мере, в какой им удается пробудить  в ребенке потребность в собственных  достижениях, собственном совершенствовании. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
     Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие  его индивидуальности. Постоянное тактичное  всматривание, в чувствование в эмоциональное  состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного  строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания  между детьми и родителями в любом  возрасте.
     Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку  ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно  важное правило. На психологическом  языке эта сторона общения  между детьми и родителям и  называется принятием ребенка. Что  это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть  на других, в том числе непохожесть  на родителей. Принимать ребенка  – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении  с ним? Прежде всего, необходимо с  особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно  высказывают родители в общении  с детьми. Следует категорически  отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств  характера. К сожалению, для большинства  родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз  объяснять, бестолочь!», «Да зачем  же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем  месте понял бы, как поступить!».
     Всем  будущим и нынешним родителям  следует очень хорошо понять, что  каждое такое высказывание, каким  бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность  в родительской любви.
     Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
 -Принимать  активное участие в жизни семьи;
 -Всегда  находить время, чтобы поговорить  с ребенком;
 -Интересоваться  проблемами ребенка, вникать во  все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
 -Не  оказывать на ребенка никакого  нажима, помогая ему тем самым  самостоятельно принимать решения;
 -Иметь  представление о различных этапах  в жизни ребенка;
 -Уважать  право ребенка на собственное  мнение;
 - Уметь  сдерживать собственнические инстинкты  и относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом;
 - С  уважением относиться к стремлению  всех остальных членов семьи  делать карьеру и самосовершенствоваться

1.4 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов

     Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность.
     Значение  внутрисемейных отношений в становлении  и развитии человека обусловлено  как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит  своеобразное миниатюрное выражение  все богатство общественных отношений, и таким образом создается  возможность раннего включения  ребенка в их систему.
     Ведущая роль семейных отношений заключается  в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности  других компонентов воспитательного  потенциала семьи. Всякое серьезное  отклонение внутрисемейных отношений  от нормы означает ущербность, а  зачастую и кризис данной семьи, а  следовательно, ее воспитательных возможностей.
     Внутрисемейные  отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами
     Потребность в общении появляется у ребенка  с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Психологические  наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев  до 3 лет помимо интенсивного общения  со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать).
     Наиболее  важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка  является то, что общение в семье  строится на основе брачных и родственных  отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они  характеризуются такими духовными  ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного  слияния биологического и в системе  внутрисемейных отношений главенствующими  выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и содержания супружеских отношений зависит  нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. Степень нравственно-эмоциональной  полноты и выразительности супружеских  отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного  типа. Соответственно неодинаково и  их влияние на нравственное и психическое  развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи  обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно  выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей  обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура  их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем  у детей из семей с более  низкой степенью демократичности отношений.
     Существенное  влияние на ребенка оказывает  также согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских  отношений (и первое, и второе может  быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым  неблагополучная семья негативно  влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные  в конфликтной семье, оказываются  плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами  из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда "трудные" дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. В семье с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается.
     Многие  исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи  родителей и детей закрепляются в процессе подражания и сопереживания  нравственных позиций родителей, Отношение  родителей, которое характеризуется  отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку  детское сознание склонно к односторонним  выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка  возникают искаженные суждения о  людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей  дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему  еще больше огорчений. Так возникают  чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.
     Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в  том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение  в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит  психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей  мере, чем любой иной его форме.
     Совокупность  этих отношений между членами  семьи, составляет нравственно-эмоциональную  сторону семейных отношений, а глубина  и насыщенность отношений этими  ценностями - их нравственно-эмоциональную  выразительность, которая не имеет  себе аналога и играет незаменимую  роль в формировании личности.
     Ученые  отмечают, что уникальной характеристикой  внутрисемейных отношений - супружеских  и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего  потому, что неповторимые интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между  ними, что обусловливает эффективность  общения, его воспитательную силу. С  одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения. В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяет его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения.
     Внутрисемейные  отношения, таким образом, - важнейший  фактор превращения человека в активного  участника общественной и культурной жизни. поведении и становятся моделью  в их дальнейших контактах с окружающими.

1.5 Внутрисемейные отношения

     На сегодня в  психологии достаточно распространенной является позиция, с которой семья  рассматривается как система. При  таком подходе проблема одного из членов семьи — уже не его личная проблема, а проблема семейной системы. В ней можно выделить ряд подсистем, которые желательно различать.
     В качестве основных подсистем в семье следует  различать супружеские отношения (муж — жена), родительские (родитель — ребенок), детские (старшие дети — младшие дети), а также отношения между семьями родителей супругов и их собственной. Неразличение супругами этих подсистем также является причиной ухудшения брачно-семейных отношений.
     Супружеская и родительская подсистемы
     А) Супружеские отношения — это отношения непосредственно между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком (рис. 6).
      

     
     Рис. 6. Схема семейной системы
     Если бы не было ребенка, то не было бы и родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что  в супружеских отношениях муж  и жена сами решают, согласно их договоренностям, кто из них «хороший», а кто  «плохой». Муж может сказать жене: «Ты плохая жена». На родительском же уровне сказать: «Ты плохая мать»  — может только сам ребенок. Поэтому  здесь критика супругами друг друга как родителей, возможно, не имеет оснований.
     Важно, чтобы у  ребенка были отдельные отношения  с каждым из родителей. Если мать начинает говорить отцу о том, как воспитывать  ребенка, то она начинает образовывать отдельное «Мы» с ребенком и вставать между ним и отцом. Поведение  каждого из родителей — это  вопрос личной ответственности. В родительских отношениях каждый занимается собой  как родителем. После развода  дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях  другого родителя.
     Другая крайность  — когда родитель постоянно сообщает ребенку, например, дочери, какой она  должна быть, чтобы ее «взяли замуж». В этом случае, если отец (или мать) знает, какой должна быть «настоящая жена» и воспитывает дочь соответственно этому («Иначе тебя никто замуж не возьмет»), происходит усиление супружеских  отношений между отцом (матерью) и дочерью. Если в этом случае критерии супружеского поведения задает мать, то именно она и является для дочери образцом «настоящего мужа».
     Если же мать говорит  дочери, какого мужа она достойна, то значит, мать неосознанно ищет другого  мужа для себя. В этом случае, чтобы  отдать «должное» матери, девушки  иногда выбирают мужа согласно ее характеристике. У такого мужа будут очень хорошие  отношения с тещей, но сама девушка  в браке будет чувствовать  себя свободной.
     Б) Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Происходящее между супругами не должно касаться детей. Тем более нельзя рассказывать об абортах или о том, что «папа тебя не хотел». Не надо спрашивать ребенка о том, надо ли выходить замуж или разводиться. Надо поступать так, как считаете нужным. Серьезные проблемы возникают, когда кто-либо из родителей начинает вовлекать ребенка в свой конфликт с супругом. Например, мать рассказывает дочери, какой папа плохой муж (рис. 7).
      

     Рис. 7. Схема процесса нарушения                       
     границ  семейных подсистем
     Например, девушка  утверждает, что ее папа был «плохой». «Он постоянно пил, маме денег  не давал, гулял направо и налево и т. д». Если вслушаться, то это речь не дочери, а ее матери как жены. Оказавшись вовлеченной в конфликт, дочь взяла на себя сторону матери. Теперь она смотрит на отца не своими глазами, а глазами своей матери. За счет того, что супружеские и родительские уровни оказались смешаны, отрицание дочерью роли «мужа» у родителя приводит к отрицанию его в роли «отца». Плата за смешение отношений состоит в том, что девочка психологически осталась без отца. Ее неудовлетворенное детское состояние будет приводить к тому, что, даже став взрослой, она под видом мужчины неосознанно будет искать себе нового, «хорошего» отца.
     Если происходит смешение супружеских и родительских отношений, то у ребенка возникает  впечатление, что это его семья, и он равноправный, наряду с супругами, член семьи. Подобный вариант может  быть усугублен, когда, например, жена отдает предпочтение ребенку, а не мужу. Ребенок, в этом случае, считает себя не на равных, а даже выше мужа. Например, критика при детях пьющего  мужа может сформировать у ребенка  чувство превосходства над отцом, которое усиливается наблюдением  за его беспомощным состоянием. Все  это приводит к повышению ответственности  ребенка («Я теперь за папу») и, как следствие, усилению «супружеских» отношений  с матерью (рис. 8).
        

 
     Рис. 8. Схема процесса обесценивания отца
     Это не зависит от пола ребенка, более того, часто такое  переплетение вызывает формирование мужественной установки у девочки. Она тоже может выполнять роль «функционального»  мужа. Но так как сексуальные отношения с родителем культурой запрещены, то дочь под видом замужества находит мужчину-«донора». После рождения ребенка, как правило, происходит развод, и дочь приносит его (ребенка) своим родителям.
     В) Развод возможен только на супружеском уровне, но не на родительском. Наглядным примером смешивания двух под систем является такая фраза, как: «Когда мои папа и мама развелись…» Страх детей при разводе взрослых заключается, прежде всего, в опасении потери одного из родителей, потому что детям трудно разделять супружеский и родительский уровень. Ребенку важно объяснить, что развод происходит у мужа и жены, а как папа и мама они с ним не расстанутся.
     Путаница этих отношений  создает проблему и у супругов. Это выражается в словах: «Я бы давно  от нее ушел, но у нас же дети!»  Но развод — это изменение отношений только на супружеском уровне, а родителями они остаются навсегда.
     Г) Супружеские отношения имеют приоритет над родительскими. Сточки зрения системной теории, если в ней появляется новый элемент, то он должен считаться с теми, которые были до него. Появившийся раньше имеет преимущества перед тем, кто приходит позже.
     Из этого следует, что любовь к ребенку должна идти через любовь к партнеру, то есть партнерские отношения имеют  приоритет перед родительскими. Ошибкой бывает то, что если в  партнере что-то не ладится, родитель начинает искать недостающее в ребенке. Происходит путаница: отец ищет в ребенке то, что не соответствует отношениям с супругой — ребенок приходит в замешательство. Самое приемлемое, это когда отец любит в ребенке  свою жену, также и у жены —  любовь к сыну идет через мужа. Отец должен показывать дочери, что он жену ценит больше, чем ее: «Вырастешь, станешь такой же красивой, как  мама». Партнерские отношения должны давать силы на родительские.
     Нередко на вопрос, кто  вам дороже: муж или ребенок, очень  многие женщины отвечают: «Ко
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.