На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие управленческого решения и его виды. Механизм выработки, принятия и реализации управленческих решений. Процесс принятия решения в организации (на примере факультета заочного обучения Башкирского государственного аграрного университета).

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 31.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Кафедра менеджмента
Группа: ГМУ, IV курс (1-е высш.)
КУРСОВАЯ РАБОТА
«ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ:
ЗАДАЧИ И МЕХАНИЗМЫ»
Слушатель: Гайфуллина Р.Р.
БГАУ, секретарь
Руководитель: Андреева С.А.
к.соц.н., доцент
Уфа 2007 год
Содержание
Введение
1. Понятие управленческого решения и его виды
2. Механизм выработки, принятия и реализации управленческих решений.
3. Процесс принятия решения в организации (на примере факультета заочного обучения Башкирского государственного аграрного университета)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из характерных особенностей современного менедж-мента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управлен-ческого труда. Основное предназначение менеджера -- обеспечить эффек-тивное функционирование, устойчивое развитие или выжива-ние организации.
Внешняя и внутренняя среда, в которой функционирует организация, подвержена непрерывным изменениям, степень значимости которых различна. Чтобы не оказаться в ситуации водителя, не заметившего резкого поворота дороги, контроль за состоянием внешней и внутренней среды организации дол-жен осуществляться непрерывно.
Разработка управленческого решения -- один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессио-нальный менеджер владеет технологиями выработки, приня-тия, реализации управленческих решений, без которых эффе-ктивное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных ри-фов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.
Решение в сфере управления представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наобо-рот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодо-лением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной для решения возникшей проблемы. Проблема представляет собой сложный теоретический вопрос или практическую ситуацию (например, разница между фактическим и желательным состоянием системы), не позволяющие в данных условиях получить желательный результат. Такое несоответствие и преодолевается путем принятия управленческого решения.
В каждой организации осуществляется разработка управ-ленческих решений. И в каждой организации практика разра-ботки и принятия управленческих решений имеет свои осо-бенности, определяемые характером и спецификой ее деятель-ности, ее организационной структурой, действующей систе-мой коммуникаций, внутренней культурой. Современную организацию отличают масштабы управлен-ческой деятельности, ее отделение от непосредственного про-цесса производства или оказания услуг. Благодаря современным коммуникационным технологиям резко возросли информационные потоки, возможности опера-тивной работы с большими массивами информации. В связи с этим разрабатываются эффективные интеллектуальные системы сопровождения, а также поддержки процесса выработки и принятия управленческих решений. Тем не менее, имеется общее, характерное для любого про-цесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
1. Понятие управленческого решения и его виды
Управленческое решение как категория управления выражает сущ-ность процесса воздействия на персонал средствами и методами, адекват-ными возможностям организации и обеспечивающими наилучшие целе-вые результаты деятельности.
В середине XX столетия сформировалась «новая школа» управления, приоритетные идеи которой были связаны с выявлением и оценкой фак-торов, воздействующих на экономические и управленческие процессы. При этом особо выделялись факторы внешней (макроэкономические, микроэкономические, региональные) и внутренней, или внутрисистемной, среды. Разнообразие факторов и разнонаправленность интересов субъек-тов хозяйственной деятельности обусловливали использование разных вариантов действий менеджера в процессах управления.
С позиций технологии процесс управления стал рассматриваться как определенная последовательность действий менеджера и аппарата управ-ления по выработке, принятию и реализации управленческих решений, содержание которых обусловлено реальными производственно-хозяйствен-ными проблемами. [5, стр. 134-135]
Управленческое решение рассматривается как вид управленческой деятельности, посредством которой обеспечивается активизация совме-стной деятельности людей, ее целенаправленность и результативность. Ключевой категорией процесса управления выступает функция или вид управленческой деятельно-сти, отражающей совокупность управленческих отношений по формирова-нию воздействия на персонал. Поэтому функция выступает как объективно необходимая область процесса управления, имеющего целевую, временную, пространственную определенность и конечную результативность и является важнейшей функцией управленческого цикла. Управленческое решение представляет собой наиболее оптимальный вариант из возможных прогнозных альтернатив, принимаемый в установленном порядке, имеющий обязательное значение, определяющий средства достижения цели, организующий деятельность субъектов и объектов управления.
Процесс разработки решения, сочетая в себе формальные и неформальные аспекты, различается степенью участия в нем человека. В связи с этим выделяется два основных подхода к принятию управленческого решения: [1, стр.128]
· Н о р м а т и в н ы й п о д х о д, основанный на дедуктивной логике, рассчитанной на то, как мы должны думать, а не то, что мы думаем на самом деле. Чем больше количественной определенности изучаемого явления, тем больше доля формальной стороны при разработке и принятии решений. Данный подход позволяет принимать рациональные решения, в которых учитывается не прошлый опыт, а лишь объективный аналитический процесс. Идея усиления значимости формальных аспектов в разработке решений может в будущем привести к тому, что в противостоянии «человек -- искусственный интеллект» (сотрудник или компьютер) менеджер может отдавать предпочтение машинам и технологиям, игнорируя значимость человеческого фактора.
· Д е с к р и п т и в н ы й п о д х о д, основанный на том утверждении, что в конфликте чувства и разума всегда побеждает чувство, поэтому процесс принятия решения венчает неформальный аспект. Оставаться беспристрастным к содержанию и качеству решений менеджеру не позволяет социальная среда, в которой осуществляется процесс управления. Чем менее определенно происходящее, хуже количественные представления о проблемной ситуации, тем больше доля творчества людей.
Данный подход позволяет принимать следующие типы решений:
Ш Интуитивные решения -- это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтер-нативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что «в то время как увели-чение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того. ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау».
В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. Предприятие с достаточным количеством денег может, к примеру, выпускать любую продукцию. Однако выпускать и продавать с прибылью ему удастся лишь некоторые ее виды. Более того, в ряде случаев руководитель вначале даже не знает возможных вариантов выбора. Так, менеджер, полагающийся исключительно на интуицию, сталкивается с непреходящей случайностью. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
Ш Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на сужде-нии, -- это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогно-зировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде (это основное достоинство запрограммированных решений).
Поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его приня-тия. Оно опирается на здравый смысл, но истинный здравый смысл встречается очень редко. Это тем более верно, когда приходится иметь дело с людьми, т.к. зачастую ситуация искажается потребностями людей и другими факторами. Вероятно, более важно, что одного лишь суждения будет недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна.
Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая, в самом деле, нова, посколь-ку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор.
Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на послед-ний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернати-ву, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора. Еще важнее, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накоп-ленному опыту, может сознательно или бессознательно избегать использования воз-можностей вторжения в новые области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой.
Кроме того, существуют и рациональные решения. Главное различие между решениями рациональными и основанными на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Данный вид состоит из пяти основных этапов: диагноза проблемы, формулировки ограничений и критериев для принятия решения, выявления альтернатив, оценки альтернатив и окончательного выбора. [4, стр. 199-202]
Управленческие решения оказывают непосредственное влияние на все виды управленческой деятельности. Качество и эффективность управ-ленческих решений выступают характеристиками деятельности менеджера и аппарата управления: разработки и реализации программ и планов дея-тельности; функционирования системы управления; достижения целей и стратегий управления; осуществления инновационных, инвестиционных, производственных, маркетинговых процессов управления.
Перечисленные методологические признаки позволяют выделить не-которые виды управленских решений.
Наиболее важные решения, касающиеся функционирования организации в целом, осуществляемые периодически и охватывающие длитель-ный период развития, сопровождаемые прогнозным обоснованием и рас-четами рисков. Данный тип решений относится к сферам целеполагания, стратегополагания; выработке инновационной, образовательной, марке-тинговой, финансовой, кадровой политики корпораций; длительным ин-вестиционным проектам, реструктуризации или отдельной сфере деятель-ности организации. Такие решения свойственны для крупного и среднего бизнеса и принимаются менеджерами высшего уровня в соответствии с формальными полномочиями (генеральным директором, советом дирек-торов, главным менеджером, председателем правления).
Важные специальные решения, касающиеся актуальных хозяйствен-ных проблем, осуществляемые периодически и рассчитанные на конкрет-ные сроки (средне- или краткосрочные). Решения такого типа обусловлены инновационными прорыва-ми, резкими изменениями конъюнктуры на международных рынках, финан-совыми кризисами, чрезвычайными ситуациями (катастрофами, несчаст-ными случаями, природными катаклизмами). Эти решения принимаются на высшем и среднем уровне управления менеджерами высокой квали-фикации с большим опытом работы.
Повторяющиеся решения с малой долей неопределенности, обуслов-ленной отклонениями от принятой технологии по известным причинам. Решения этого типа принимаются на низшем уровне нередко самими ис-полнителями, что отражается в должностных инструкциях или в соответ-ствующих указаниях. Такие решения касаются учетных и контрольных процедур, обслуживания производства и регламентов деятельности, со-циальных процессов. Они основываются на рациональной организации управления производством, регламентах и универсальных процедурах выполнения технологии управления.
Перечисленные типы не исчерпывают многообразия управленческих решений, однако их универсальность пригодна для определения типа ре-шения, прежде чем разрабатывать его варианты. [3, стр. 146-150]
Итак, решение -- это выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый лицом, принимающим решение, и направленный на достижение поставленной цели. Решение может рассматриваться и как организационный акт, и как одна из центральных составляющих процесса управления организацией. В работе описаны два подхода к принятию управленческих решений. Один из подходов был рассмотрен американским экономистом М.Х. Месконом, второй -- А.Г. Поршневым.
2. Механизм выработки, принятия и реализации управленческих
решений
Принятие решений -- многостадийный организационный процесс, имеющий сложные прямые и обратные связи, сочетающий интеллекту-альную деятельность членов организации с применением различных моде-лей и методов, а также современной техники сбора, передачи и обработки информации.
Как свидетельствуют опросы руководителей в деловых организациях, лишь 20--25% затрат их рабочего времени уходит на непосредственное принятие решений в явном виде. Хронометраж рабочего времени руко-водителей, сделанный специалистами по организационному поведению, показывает, что эти действия занимают даже меньшую долю: в среднем 10--15% их общего рабочего времени.
На самом деле собственно выбор решений может занимать доли се-кунды, однако все процессы, взаимосвязи, действия, связанные с ним, заставляют расширять границы процесса принятия решений.
Процесс выработки и реализации управленческого решения -- это дея-тельность, осуществляемая по определенной технологии с использовани-ем различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.
В организационном аспекте данный процесс представляет собой со-вокупность закономерно следующих один за другим в определенной вре-менной и логической последовательности этапов, между которыми суще-ствуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализа-цию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений, которую можно представить в виде алгоритма. [3, стр. 146-150]
1. Диагностика проблемы.

Первый шаг на пути решения проблемы -- определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эф-фективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упрежда-ющим управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете -- кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности.
Первая фаза в диагностировании сложной проблемы -- осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Некоторые общие симптомы болезни организации -- низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерны; издержки, многочисленные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Чрезмерные издержки и низкая прибыль, к примеру, часто неразлучны.
Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению.
Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. [4, стр. 199-202)
Современные технологии принятия управленческих реше-ний поз-воляют при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР), учитывать основные аспекты взаимодействия "ситуация--ЛПР" за счет возможно-сти использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленче-ские воздействия. Целесообразной при получении и обработке информации о ситуации принятия решения является подготовка аналитиче-ского материала, отражающего основные особенности и тен-денции развития ситуации. Естественно, что такой аналитиче-ский материал должен готовиться специалистами, обладающи-ми достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия управленческого решения. [2, стр. 70-72]
Информация и способность использовать ее -- решающие моменты в процессе принятия решений. Поток информации, который проходит через организацию, можно сравнить с производственным процессом. В этом процессе единицы сырья перерабатываются в товары и услуги, которые организация производит. Поступление информации начинается со сбора данных, которые представляют собой исходный материал информации. Первоначально данные весьма разрозненны, но в процессе их обработки они становятся полезной информацией. Исходные данные становятся информацией после того, как будут классифицированы, проанализированы и обработаны таким образом, чтобы их можно было использовать для принятия решений.
Для принятия решений менеджерам нужна качественная информация. Качество информации определяется пятью признаками:
Достоверностью -- должна быть избавлена от ошибок;
Современностью, -- должна основываться на последних данных;
Комплексностью, -- охватывать весь комплекс вопросов;
Краткостью, -- должна представляться в сжатой форме, которая позволяет принимать решения быстро и легко.
Уместностью, - именно той должна быть информация, которая необходима для принятия решений. [8, стр.373]
Значительно улучшить качество информации, поступающей к менеджерам, могут компьютеры. По мере снижения стоимости обработки информации, возрастают требования к ее достовер-ности, своевременности и комплексности. Компьютеры широко используются на рабочих местах. Они контролируют движение материалов и продукции на предприятиях. Персональные компьютеры позволяют подготовить такие материалы, как письма, доклады, помогая секрета-рям выполнять работу аккуратно и вовремя. В настоящее время значи-тельная часть инвестиций на предприятиях России вкладывают-ся в компьютеры и информационные системы. Компьютеры де-лают так много, что мы просто не в состоянии все перечислить.
Наиболее известная сфера использования компьютеров -- это их использование для обработки данных. Обработка данных представляет собой систему, которая собирает данные, обраба-тывает их, превращая в доступную информацию, и передает эту информацию потребителю.
Данные -- это просто факты. В каждый момент времени нас бомбардирует масса фактов, но мы ограничимся только те и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.