Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Законодательное регулирование потребительских кооперативов. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности. Управление потребительским кооперативом. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 22.02.2009. Сдан: 2009. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 3
      1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование 5
      1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов 5
      1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности 9
      1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации 14
    2. Оценка деятельности потребительского общества 23
      2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации 23
      2.2. Цели и задачи развития Куженерского райпо 32
      2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества 35
      3. Функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации 43
      3.1. Внешняя среда развития потребительской кооперации. Государственно-правовая поддержка кооперативов 43
      3.2. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
    Список использованных источников 59
    ВВЕДЕНИЕ
    На фоне общеэкономического кризиса в России отмечается развитие некоторых отраслей хозяйствования и экономических систем, которые самостоятельно ищут пути выживания, сохранения своих позиций на рынке на основе использования даже небольших конкурентных преимуществ. К одной из многоотраслевых экономических систем относиться потребительская кооперация, также испытывающая значительные финансовые затруднения этапа реформирования экономических отношений.
    Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (Часть первая) в общих чертах. Производственных - несколько детальнее, потребительских - совсем скудно. В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах.
    Сегодня мы испытываем сложности в законотворчестве и правоприменительной практике по проблемам кооперации потому, что у государства нет вполне ясной программы поддержки кооперативного сектора, четкого представления о направлениях его развития.
    Во всем мире кооперативы выполняют большие социальные задачи. Они помогают бороться с нищетой, безработицей, создавая новые рабочие места, способствуют поднятию образовательного, культурного уровня своих членов, обеспечивают повышение жизненного уровня бедных слоев населения.
    Пришло время и России сойти с обочины мирового кооперативного движения. Необходимо, чтобы и у нас как власть предержащие, так и общественность, средства массовой информации осознали, что подлинные кооперативы, использующие в своей деятельности выработанные 150 лет назад и живущие до сих пор принципы и ценности кооперативной демократии, способны внести свой весомый вклад в решение многих экономических и социальных проблем страны. Кооперативам, конечно, нужна поддержка государства так же, как и малому предпринимательству. Но еще больше им нужно, чтобы не мешали, не ставили палки в колеса, преграды на пути объединения людей в организации, основным девизом которых являются совместное участие и взаимопомощь, демократия и разумная экономическая выгода. По мере дальнейшего развития рыночных отношений и соблюдения классических кооперативных принципов будут формироваться необходимые условия, при которых потребительская кооперация станет для населения основной реальной формой удовлетворения своих экономических и культурных потребностей.
    В центре внимания данной работы стало изучение потребительского кооператива как субъекта предпринимательской деятельности.
    Объектом исследования является внутренняя и внешняя среда Куженерского районного потребительского общества (Куженерское райпо).
    Целью данной работы является изучение деятельности Куженерского райпо во взаимодействии с внутренней и внешней средой.
    Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
    изучение современного состояния и проблем развития потребительской кооперации как в целом по стране, так и в Республике Марий Эл;
    оценка системы управления и среды деятельности Куженерского райпо;
    оценка позиций потребительской кооперации в регионе и перспектив ее развития;
    оценка работы Куженерского райпо, выявление резервов повышения эффективности деятельности с разработкой программы мероприятий.
    Усиление позиций потребительской кооперации в конкурентной борьбе зависит от качества управления. В связи с этим крайне актуальной является проблема рассмотрения предприятия как объекта управления его внутренней и внешней средой. Поэтому в раскрытии темы работы приоритетным является подход к рассмотрению управления организацией с позиций наиболее эффективного использования человеческого потенциала, для успешного выживания в долгосрочной перспективе в динамично меняющимся окружении.

1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование

1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов

Общее понятие кооператива дано, например, в заявлении Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности (принято на Международном конгрессе, посвященном 100-летию МКА): кооперативы -- это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия. При этом под ассоциацией (объединением) людей имеются в виду объединение не только отдельных людей (физических лиц), но и групп людей -- юридических лиц, наделяемых такими же правами как и индивидуальные члены. Вопрос членства -- дело самого кооператива. Нормы о кооперативах в Гражданском кодексе следовало бы сосредоточить в разделе о юридических лицах и дать общее понятие кооператива и его отдельных разновидностей.1

Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (часть первая) в общих чертах. Производственных -- несколько детальнее, потребительских -- весьма лаконично. В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах, а также в соответствии с Федеральным законом о введении в действие ГК РФ -- законом о сельскохозяйственной кооперации [4]. Последний принят и введен в действие с 1 января 1996г.

Основное различие между закрепленными в ГК производственными и потребительскими кооперативами состоит не в том, что для одних извлечение прибыли -- основная цель, а для других -- нет, а в том, что производственные кооперативы изготовленный в результате совместного труда продукт (работу, услугу) продают на сторону, удовлетворяют потребности членов за счет полученной прибыли, а члены потребительских кооперативов сами являются потребителями изготовленных созданными кооперативом организациями или его обособленными подразделениями, либо приобретенных ими товаров, услуг, результатов работ.

Организация и деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом 1992 г. "О потребительской кооперации в РФ", который отменил действие на территории Российской Федерации Закона СССР "О кооперации в СССР" в части, относящейся ко всем потребительским кооперативам. Этот закон закрепил правовой статус только потребительских обществ и союзов, то есть кооперативов, действующих в сфере торговли, заготовок и т.п.

Таким образом, Кодекс различает лишь производственные кооперативы (артели) - коммерческие организации и потребительские кооперативы - некоммерческие организации, устанавливая при этом, что правовое положение производственных кооперативов определяется в соответствии с данным кодексом законами о производственных кооперативах, а потребительских кооперативов - законами о потребительских кооперативах.

Как справедливо отмечалось в литературе, проводимое ГК разделение кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские) достаточно условно (особенно, как нам кажется, в отношении сельскохозяйственной кооперации). Извлечение прибыли не является самоцелью в кооперативе любого вида. Прибыль есть средство для наиболее полного удовлетворения различных жизненных интересов членов кооператива (в некоторых дореволюционных работах по кооперации вообще отрицалась правомерность использования термина "прибыль" применительно к кооперативам).

Можно выделить временной ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность потребительской кооперации в различные периоды современных преобразований общества и экономики в России.

В 1992 году был принят первый Закон о потребительской кооперации России.
В 1994 году принятие Постановления Правительства Российской федерации «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» внесло значительные изменения в систему потребительской кооперации. Впервые отношения между органами власти и потребительской кооперацией стали строиться на основе соглашений, стал создаваться Фонд развития потребительской кооперации. Сегодня сложно представить развитие потребительской кооперации без возможности образования этого фонда.
Всего было принято более 30 государственных решений по поддержке потребительской кооперации: об освобождении от уплаты подоходного налога, о праве покупки у юридических лиц товаров за наличные до 5 млн. р., о привлечение заемных средств населения, об отнесении на издержки внутрихозяйственных отчислений и фонда подготовки кадров и др.
В 1995 году в специальном Федеральном законе задолженность потребительской кооперации по кредитам и начисленным процентам была переоформлена на внутренний и государственный долг, а в 1998 году согласно Закону «О Федеральном бюджете на 1998 год» погашение долга еще раз отсрочено до 1 декабря 2005 года.
В 1996 году Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» № 795 провозгласил поддержку потребительской кооперации одним из направлений государственной политики. Поддержка потребительской кооперации осуществлялась и по линии законодательной ветви власти: в Аграрном комитете Государственной Думы по предложению Центросоюза был создан подкомитет по вопросам потребительской кооперации.
В 1997 году был принят второй Закон о потребительской кооперации [2]. В нем особое внимание уделено пайщикам как основе потребительской кооперации. В нем закреплено обязательное заключение соглашений между органами исполнительной власти и организациями потребительской кооперации всех уровней. В законе заложено реформирование потребительской кооперации, повышение ответственности и укрепление исполнительной дисциплины, коренное изменение структуры распорядительно-представительных органов - Советов и исполнительных - Правлений.
Новым импульсом повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами стало принятие Правительством РФ Постановления «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» (№ 24 от 7 января 1999 г.). Данным Постановлением предусматривается оказание поддержки организациями потребительской кооперации в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемозаготовителых пунктов.
При предоставлении отсрочек и рассрочек таможенных платежей по ввозимому в Российскую Федерацию технологическому оборудованию для производства пищевых продуктов в соответствии с Постановлением правительства РФ от 12.11.98г. № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ» будут рассматриваться и организации потребительской кооперации.
В числе хозяйствующих субъектов, освобожденных от применения контрольно-кассовых машин (при определенных обстоятельствах, оговоренных в постановлении Правительства РФ от 3.09.98г. № 1027), при продаже в сельской местности товаров через передвижную сеть, названа потребительская кооперация. Кроме того, продлен срок эксплуатации контрольно-кассовых машин (выпуск 1994 года) без фискальной памяти до 1 сентября 2000 года.
Заявлено о рассмотрении вопросов прав собственности организаций потребительской кооперации на колхозные рынки, переданные им безвозмездно в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 29.04.87 г. № 173 «О мерах по улучшению работы колхозных рынков и увеличению закупок сельскохозяйственной продукции у населения организациями потребительской кооперации».
Правительство РФ ориентирует органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на реализацию мер государственной поддержки потребительской кооперации, указанных в Постановлении от 24.01.94г. № 24 «Вопросы потребительской кооперации РФ». Свидетельством поддержки кооперативного движения, отвечающего идеологии рыночных реформ является новое Постановление Правительства РФ от 7.01.99 г. «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием». В нем предусмотрено выделение средств из фонда льготного кредитования, чтобы потребительская кооперация могла - часть деньгами, а часть товарами и услугами - проавансировать по договорам с населением поставки сельхозпродуктов.
Таким образом, для успешного функционирования и развития всей потребительской кооперации в целом и Куженерского райпо в частности существует уже сформированная законодательно-правовая база. В соответствии с данными актами организована и функционирует предпринимательская деятельность Куженерского райпо.
1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности
Человек живет в мире организаций. Организация элемент общественной системы. С другой стороны общество можно рассматривать как систему организаций. Организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятия, учреждения), второй для организаций союзного типа (партии, профсоюзы, любительские объединения). В работе рассматривается деловая организация - Куженерское районное потребительское общество.
Организация понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Поэтому одной из самых значительных характеристик является зависимость организации от внешней и внутренней среды.
Внутренняя среда организации характеризуется также степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов. Дифференциация означает такое распределение работ между отдельными субъектами организации, чтобы каждая из них получила в нем определенную степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную ценность. Но поскольку эти результаты сами по себе не являются с точки зрения организации законченным целым, на которое направлена ее деятельность, для его получения дифференциация должна дополняться интеграцией субъектов, то есть их сотрудничеством, необходимость которого обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных работ, сформировавшейся в процессе разделения труда.
Внешняя среда организации образуется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное влияние, например, поставщики, потребители, посредники. Таким образом, с элементами делового окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия. К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, конъюнктура рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны их приходится принимать к сведению и либо подчиняться, либо "уходить" от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовывать его последствия. Внешнее окружение организации обычно характеризуется динамизмом, то есть постоянным изменением внешних факторов, и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности, степень которой может быть весьма различной.
В то же время неопределенность во многом зависит и от внутренних моментов, среди которых можно выделить профиль организации, состояние морально-психологического климата и способности руководства. Легко себе представить, например, какая судьба ждет во время шторма добротный корабль со сплоченным экипажем, управляемый старым "морским волком" и утлое суденышко с разношерстной разболтанной командой во главе с капитаном-новичком. Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, четко осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих ограничений, в наибольшей степени соответствующий поставленной цели. Эти ограничения связаны прежде всего с материальными и людскими ресурсами и на практике трудно преодолимы, особенно в краткосрочном периоде. Поэтому на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать. Но от того, насколько она сумеет к ограничениям приспособиться, зависит ее будущее.
Теперь более четко определим что же включает в себя внешняя и внутренняя среда предприятия.
Под внутренней средой предприятия понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как предприятие представляет собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений.
По сути это хозяйственный организм предприятия, его структура (см. рис. 1).
Рис. 1. Переменные внутренней среды предприятия.
Внешняя среда имеет очень большое значение для предприятия. Предприятие постоянно приспосабливается к среде, оценивая по ее реакции успешность своих действий. Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. К переменным среды косвенного воздействия относится: состояние экономики, социально-культурные факторы, политические факторы, НТП, международные события.
К переменным среды прямого воздействия относится: потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы, поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала. Все переменные взаимосвязаны.
При рассмотрении внешней и внутренней среды предприятия нельзя обойти вопрос собственности, который стоит как бы особняком, но в тоже время имеет крайне важное значение. Собственность, как известно, имеет юридический и экономический аспекты. Юридический аспект собственности состоит в том, что закрепляется и защищается Законом право отчуждать ее одним лицом или группой лиц в собственное владение. При этом ограничиваются аналогичные права другого лица или группы лиц. Экономический аспект собственности состоит в праве ее владельцев извлекать из этой собственности прибыль, определять формы управления этой собственностью.
Рис. 2. Переменные внешней среды предприятия
Существуют субъект и объект собственности. Субъективная сторона в отношениях собственности. Субъект наделяется правом владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Предприниматель-менеджер реализует право владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Менеджер - наемный работник может только пользоваться и распоряжаться собственностью. Это влияет на функции, инициативу и ответственность менеджеров.
Собственность и менеджмент связаны через организационно-правовую форму и организационную структуру. При этом организационно-правовая форма предприятия тесно связана с такими факторами, как:
- вид формы собственности: частной или коллективной (Коллективная форма собственности может быть паевой и долевой. Паевая форма предполагает возможность ее вычленения из коллективной в натуральном виде. Эта форма собственности лежит в основе такой организационно-правовой формы, как кооператив. Долевая собственность не предполагает выделение долей в натуральной форме. Такая форма собственности является основой обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.);
- степень ответственности за результаты управления и пользования этой собственностью, т. е. полная ответственность всем имуществом или ответственность в размере доли в уставном капитале (В соответствии с Гражданским кодексом России полная ответственность учредителей сопровождается требованием к ним участвовать в работе учреждаемой организации. В случае ответственности в размере соответствующей доли в уставном капитале от учредителей не требуется работать в создаваемой организации).
Гражданский кодекс России предусматривает разделение всех организаций на коммерческие и некоммерческие (статья 50) [1]. Потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям. Кодексом устанавливаются: порядок регистрации юридических лиц, содержание их учредительных документов, органы юридического лица, наименование, местонахождение, ответственность юридического лица и др.

1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации

Потребительской кооперации в России около 170 лет. Являясь одной из старейших организаций, решающей социальные проблемы населения, она выдержала испытание временем, успешно развилась и создала мощную материально-техническую базу.

После 1917 года у нее было незаконно изъято более двух третей собственности. Но даже в самые трудные времена кооперация сохранила свою значимость в обеспечении населения товарами и услугами. Сфера ее деятельности охватывает 55 млн. человек (практически все сельское население, из которого 15 млн. пайщиков).

На предприятиях системы потребкооперации 550 тыс. работающих заняты в заготовках, производстве и торговле. Она располагает 100 тыс. магазинов, 11 тыс. предприятий общественного питания, 412 оптовыми базами, 5 тыс. заготовительных организаций, 7 тыс. промышленных предприятий и цехов [10, с.14].

Потребительская кооперация всегда была надежным партнером и активным помощником государства в решении важных народнохозяйственных задач. Еще совсем недавно кооперативные организации закупали у граждан сотни тысяч тонн мяса и мясопродуктов, молока, миллионы тонн картофеля, овощей, фруктов, даров природы, меда, другой продукции и направляли все это для снабжения городов и промышленных центров, организовывали ярмарки и базары.
Однако за последние 8 лет в ряде регионов и в целом по стране потребительская кооперация в силу как объективных, так и субъективных причин резко сдала свои позиции. Закупки мяса у населения снизились в 8,5 раз, молока в 5, яиц - в 9, картофеля - в 12, овощей - в 10, плодов - в 13 раз; производство хлеба - почти в 5 раз, колбасных изделий в 6, кондитерских - в 7, консервов - в 10, безалкогольных напитков - в 11 раз. Резко упал товарооборот [12, с. 17].
В последнем пятилетии потребительская кооперация испытала самые большие трудности за весь постсоветский период. Вся система была на грани краха.
Но потребительской кооперации удалось выжить, хотя она понесла очень большие потери. Розничный товарооборот уменьшился в 4 раза, производство потребительских товаров - в 2,7, заготовительный оборот - более чем в 6 раз. Сократилась численность работников - в 2,5 раза. Почти две трети кооперативных предприятий и организаций работают убыточно.
Однако и в этих сложных условиях более тысячи потребительских обществ и 16 республиканских, краевых и областных потребсоюзов ведут хозяйство рачительно и прибыльно.
Многие кооперативные организации не прервали капитальное строительство. За последние годы введено объектов почти на 2 млрд. р., находятся средства и на строительство жилья.
В 2002 году наметились было позитивные тенденции по системе потребительской кооперации в целом. Замедлились темпы снижения объемов розничного товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства товаров, а по отдельным позициям даже достигнут рост. Снизились издержки обращения, уменьшилась зависимость от кредитов банков.
Принятые в 2002 году меры и специально разработанная Программа стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года создали условия для оздоровления положения во всех отраслях.
Предварительные итоги развития потребительской кооперации в 2003 году - первом году работы по выполнению Программы стабилизации и развития потребительской кооперации - подвело 120-е общее Собрание представителей потребительских обществ России.
Задания Программы по розничному товарообороту выполнили 10 потребсоюзов, по товарообороту общественного питания - 30, по закупкам мяса - 20, молока - 34, яиц - 32, картофеля - 17, овощей - 18, плодов - 15 потребсоюзов, по выработке хлебобулочных изделий - 9, колбасных - 7, кондитерских - 55, консервов и безалкогольных напитков - 19, пива - 12 потребсоюзов [19].
20 потребсоюзов добились увеличения розничного товарооборота, 30 - закупок мяса, молока, яиц, картофеля, овощей и плодов. Возросло производство кондитерских изделий и пива. Приостановили спад по производству безалкогольных напитков и консервов. Немало кооперативных организаций, наращивая объемы, вышли за рамки привычных видов деятельности и активно возрождают на селе разного рода бытовые услуги - открывают парикмахерские, снабжают население медикаментами, оказывают ритуальные услуги, развивают народные промыслы, способствуя тем самым и решению проблемы занятости.
Крайне негативное влияние на развитие потребительской кооперации оказал августовский кризис 1998 года, который уничтожил ростки улучшения деятельности. В период кризиса, когда частные торговые точки свернули торговлю, потребительская кооперация продолжала торговое обслуживание пайщиков и всего сельского населения в прежних масштабах и по устойчивым ценам. В результате потеряла более 1,5 млрд. р. оборотных средств.
В связи с нерегулярными выплатами заработной платы и пенсий предприятия потребительской кооперации выдают товары населению в долг на длительное время, что снижает социальную напряженность на селе. Из-за недостатка бюджетных ассигнований в долг отпускаются значительные объемы продовольствия школам, домам престарелых, а также сельхозпредприятиям. Вследствие этого, при критическом недостатке оборотных средств, из оборота потребительской кооперации постоянно отвлекается до 3,5 млрд. р. по су-ществу потребительская кооперация повсеместно беспроцентно кредитует как население, так и социальную сферу, не получая при этом ничего взамен.
Обеспечить стабилизацию положения потребительской кооперации, ее развитие, успешное решение новых задач возможно, если учитывать опыт лучших потребсоюзов и потребительских обществ, которые, действуя в таких же условиях, что и остальные, качественно обслуживают пайщиков и других жителей, работают рентабельно, уверенно теснят конкурентов на продовольственном рынке территории, в основных сферах своей деятельности. Когда кооперация задает тон на местном потребительском рынке - это не может оставаться незамеченным, это гарантирует поддержку и помощь со стороны администрации территории.
Таким образом, потребкооперация является связующим звеном между производителями сельхозпродукции и ее потребителями. Она гарантированно обеспечивает сельское, да и во многом городское население необходимыми товарами, имеет довольно хороший перерабатывающий комплекс и практически в каждой деревне - своего представителя, который закупает продукцию и продает товары. За свою более чем полуторовековую историю кооперация накопила огромнейшие традиции и опыт, хорошо вписались сегодня в инфраструктуру и в уклад жизни. Но, к сожалению, идеология реформ не учла всего этого и чуть было не разрушила это звено.
Теперь рассмотрим состояние и проблемы развития потребительской кооперации в одном из регионов Российской Федерации - Республике Марий Эл.
Подводя итоги работы на собрании Союза потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл за девять месяцев 2004 года было отмечено следующее.
Розничный товарооборот за 9 месяцев 2004 года возрос в фактических ценах на 75,6% и составил 320 млн. рублей, в сопоставимых ценах снизился на 18,8%. Увеличение розничного товарооборота в фактических ценах произошло во всех кооперативных организациях, в сопоставимых ценах только в Микряковском потребоществе (114%) и потребительском обществе «Волжский горкоопторг» (108,2%).
Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте республики составил 12,3%. Наибольший удельный вес в обороте территорий (районов) занимают Моркинское (54,5%), Оршанское (57,6%), Сернурское (45,4%), Новоторьяльское (46,9%), Куженерское райпо (44,7%).
Принятый прогноз по розничному товарообороту выполнен на 115%. В расчете на 1 жителя продано товаров на 760 рублей, против 430 рублей в соответствующем периоде прошлого года.
При росте товарооборота в фактических ценах наблюдается снижение продажи отдельных групп товаров в натуральном выражении. Продажа мяса и птицы сократилась на 116,5 тонны, темп роста к уровню прошлого года 72%, рыбы - на 10,2 т . (95,9%), кондитерских изделий - на 138 т. (87%), масла животного - на 44,7 т. (55,6%), масла растительного - на 109 т. (62,4%), сахара - на 535 т., соли - на 96 тонн. Сумма недополученного товарооборота по этим группам товаров составила 18,7 млн. рублей. По непродовольственным товарам также наблюдается снижение продажи отдельных групп товаров (синтетических моющих средств, мыла), в результате потеря товарооборота составила 2,5 млн. рублей.
За 2004 год увеличился удельный вес продажи алкогольных напитков в розничном товарообороте на 3,4% и составил 30%. В обороте продовольственных товаров по Марпотребсоюзу алкогольные напитки составляют 34,3%.
Товарные запасы на 1 октября 2004 года составили 36,5 млн. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза. Рост товарных запасов произошел во всех кооперативных организациях, кроме ПО «Йошкар-Олинский горкоопторг», где запасы снизились на 23%. Товарные запасы в днях оборота в целом по Марпотребсоюзу составляют 31 день.
Товарооборачиваемость за 9 месяцев 2004 года в целом по системе Марпотребсоюза ускорилась на 5 дней и составила 24 дня.
Оборот аптечной торговли составил 1,5 млн. рублей. Оказано платных услуг населению на 5 млн. рублей, темп роста к уровню прошлого года в фактических ценах 218%.
Розничный товарооборот общественного питания за 9 месяцев 2004 года составил 50,4 млн. рублей и возрос в фактических ценах на 84,6%, в сопоставимых ценах оборот сократился на 24,3%.
Прогнозы по собственной продукции общественного питания выполнены всеми кооперативными организациями. В целом по Марпотребсоюзу выполнение составило 21,%, в фактических ценах оборот собственной продукции возрос на 91,7%, в сопоставимых ценах сократился на 21,3%. Удельный вес собственной продукции в розничном товарообороте составил 42,6%.
Доля розничного оборота общественного питания Марпотребсоюза в обороте республики за 9 месяцев 2004 г. составила 26,8%. В пяти кооперативных организациях (Моркинском, Новоторьяльском, Сернурском, Советском, Юринском райпо) доля оборота общественного питания в обороте района свыше 80%.
За 9 месяцев 2004 г. отпущено продукции собственного производства в розничную торговую сеть на 6,4 млн. рублей.
На предприятиях общепита выпекают хлеб, производят макаронные изделия, солят рыбу, вырабатывают пряничные изделия, изготавливают полуфабрикаты. За рассматриваемый период выработано хлеба на 121,7 тонн больше чем за соответствующий период прошлого года. Выпуск кондитерских изделий увеличился в целом по системе Марпотребсоюза на 18,5 тонны. Одна треть кондитерских изделий вырабатывается в Сернурском объединении общественного питания, их реализовано за 9 месяцев 2003 г. на 1,8 млн. рублей. В другом крупном Звениговском объединении выработка напротив уменьшилась в 2 раза. Основная причина - отсутсвие кадров и недостаточный профессиональный уровень имеющихся кадров массовых профессий. Полуфабрикатов выпущено на сумму 1,9 млн. рублей, что на 62,8% больше чем в прошлом году.
Предприятиями кооперативной промышленности за 9 месяцев 2004 г. произведено товаров народного потребления на 92,9 млн. рублей, к уровню прошлого года темп роста в сопоставимых ценах составил 121,1%. Принятый прогноз по производству выполнен на 133,5%. Основные объемы производства формируют Оршанское, Куженерское, Советское, Моркинское, Медведевское, Сернурское и Новоторьяльское райпо.
В целом по системе Марпотребсоюза достигнут рост производства к уровню прошлого года по хлебу и хлебобулочным изделиям (122,6%), булочным изделиям (127,6%), бараночным изделиям (125%), кондитерским изделиям (113,1%), безалкогольным изделиям (132,1%) пиву (218%), макаронным изделиям (121,1%), консервам (162,5%), снижены объемы производства по колбасным изделиям.
В текущем году Правительством республики были определены конкретные задачи для потребкооперации по восстановлению и расширению сети заготовительных организаций в районах. На сегодняшний день в потребобществах созданы и действуют 16 заготовительных пунктов, где работают 75 человек, из них 32 - специалисты заготовители. Все это позволило за 9 месяцев текущего года увеличить заготовительный оборот к уровню прошлого года в 3 раза, закуп картофеля - в 2 раза, овощей - в 1,8 раза. Больше чем в прошлом году заготовлено яиц, грибов, меда. Заготовительный оборот в целом по Марпотребсоюзу составил 40647 рублей.
Стабилизируется финансовое положение райпо и потребительских обществ. На 1.09.2004 г. 24% хозрасчетных предприятий и организаций закончили девять месяцев с прибылью, в аналогичном периоде прошлого года прибыльных хозрасчетных предприятий не было.
Несмотря на значительное сокращение убытков по сравнению с 2002 годом (на 2570,4 тыс. руб.), сумма убытка составила 1563 тыс. рублей, задание Программы по их снижению не выполнено.
При убыточной работе отраслей торговли и общественного питания в целом по системе (сумма убытка соответственно 3670 и 879 тыс. руб.), достигнуто значительное снижение убытков по сравнению с прошлым годом по торговле на 1096 тыс. рублей, общественному питанию на 327 тыс. рублей. Некоторые предприятия имеют прибыль.
Рентабельна в целом отрасль промышленность, прибыль получена в сумме 2929 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше чем в прошлом году.
На 01.09.2004 г. начислено 9625 тыс. рублей в фонд развития потребкооперации, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Из за убыточности работы предприятия лишены возможности начислять в фонд в полном объеме и пополнять собственные оборотные средства за счет данного источника.
Имеется задолженность по бюджету и внебюджетным фондам, которая увеличилась, также присутствует и просроченная задолженность.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Марпотребсоюза будет продолжена работа по увеличению объемов и расширению ассортимента, снижению себестоимости вырабатываемой продукции, и техническому перевооружению предприятий кооперативной промышленности.
Обобщая изложенный материал можно заключить, что потребительская кооперация в Марий Эл занимает достойное место в экономике республики. Предприятиям потребительской кооперации присущи все те же экономические, финансовые и социальные проблемы, что и предприятиям других отраслей: неплатежи, большой удельный вес бартерных операций, недостаток оборотных средств, отток квалифицированных кадров. Но следует также заметить, что потребительская кооперация это многоотраслевая экономическая система от которой зависит благосостояние жителей сельских районов республики, поэтому крайне важна поддержка не на словах а на деле со стороны государственных органов. Без нее наметившиеся тенденции к улучшению ситуации могут не получить должного развития и будут протекать крайне медленно.
В последующем разделе работы мы перейдем к рассмотрению опыта управления и практической деятельности Куженерского районного потребительского общества Марпотребсоюза.
2. Оценка деятельности потребительского общества

2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации

Куженерское районное потребительское общество является объединением граждан и юридических лиц. Создано по территориальному признаку на основе членства, путем внесения паевых взносов для торговой заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Куженерское районное потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской федерации «О потребительской кооперации в РФ» и др. законами Российской Федерации, Уставом. Куженерское потребительское общество является некоммерческой организацией.

В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и в связи с заявлением правления Куженерское райпо зарегистрировано как юридическое лицо на основании постановления главы администрации Куженерского района № 960 от 28.12.1992г. Предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать и угловые штампы.

В Уставе потребительского общества определено:

наименование потребительского общества - Куженерское райпо Марпотребсоюза;

место его нахождения - Республика Марий Эл, Куженерский район, п. Куженер, ул. Калинина, 1;

предмет и цели деятельности потребительского общества (указаны выше);

порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат;

размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом;

порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества.
Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а так же доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Имущество за учреждениями, созданными потребительским обществом, закрепляется на праве оперативного управления.
Управление обществом осуществляют: общее собрание общества, собрание уполномоченных общества, совет общества, председатель совета общества;
Высшим органом управления является общее собрание общества. Свои полномочия высшего органа общее собрание осуществляет через собрание уполномоченных общества, через собрания пайщиков кооперативных участков.
В период между общими собраниями управление в обществе осуществляет совет общества, который является представительным органом и собрание уполномоченных.
Исполнительным органом общества является правление общества, во главе которого стоит председатель совета райпо. Председатель совета райпо осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными организационными подразделениями осуществляет ревизионная комиссия общества.
Под организационной структурой понимается совокупность подразделений, составляющих ту или иную организацию. Особенности организационной структуры определяются характером, разнообразием, техническим уровнем производственных процессов, глубиной разделения труда, степенью его специализации, масштабами деятельности, ее диверсификацией (разветвленностью, спецификой продукции или услуг. Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных, но тесно связанных между собой видов деятельности, направленных на достижение целей организации.
В рамках организации эти виды деятельности объединяются в самостоятельные группы в соответствии с рядом принципов. В Куженерском Райпо принципом объединения видов деятельности является функциональный, когда подразделения строятся в соответствии с функциями предприятия, т.е. главными направлениями его деятельности. К таким функциям относятся, например, производство, торговля, заготовительная деятельность, общественное питание и т.д.
Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой.
Положительными сторонами данной структуры являются: специализация, четкость, стройность, надежность коммуникаций, отсутствие их дублирования. Отрицательная сторона - "жесткость", т.е. фиксированность границ и набора входящих в них элементов, закрепленность связей.
Линейная организационная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиеннных органов в виде иерархической лестницы.
Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственного линейного подчинения к руководителю следующего, более высокого уровня. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю и следовательно, связан с вышестоящей системой только через него. Так, например, в райпо можно привести следующий пример линейных связей сверху вниз:
председатель совета райпо
|
заместитель председателя совета райпо по торговле
|
заведующие магазинами
Рис. 3. Схема линейных связей в структуре управления Куженерского райпо
К преимуществам линейной организационной структуры относятся: четкая система взаимных связей; ясно выраженная ответственность; быстрота реакции в ответ на прямые приказы. Недостатками являются: отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями; перегрузка менеджеров верхнего уровня; повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, его личных и деловых качеств.
Штабные структуры выступают как консультативный орган для решения конкретных задач. Иногда штаб превышает свои полномочия, становиться директивным органом, хотя не несет ответственности за конечный результат.
Штабная организационная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями или исполнителями, а лишь помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления силами штата специалистов по отдельным функциям.
В чистом виде штабная организационная структура включает помощников при высших менеджерах крупных фирм и организаций. В райпо таковыми являются: главный инженер - начальник отдела охраны труда, инспектор отдела кадров, юрист. К чисто штабным подразделениям в райпо относятся отделы: планово-экономический, бухгалтерия.
Преимуществами данной организационной структуры являются: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией определенных категорий персонала; освобождение линейных менеджеров от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. В то же время присущи следующие недостатки: недостаточно четкое представление об ответственности, так как готовящий решение не участвует в его осуществлении; тенденция к чрезмерной централизации.
Организационная структура не является статичной, т.е. неизменной на протяжении всего существования организации от момента образования и по сей день. На протяжении всего существования организации она развивалась. Особенно это характерно для последних пяти лет существования райпо, когда стало развиваться производство.
Таким образом, организационная структура Куженерского райпо является смешанной, включающая в себя элементы функциональной, линейной и штабной организационной структур. И соответственно, для нее присущи все преимущества и недостатки данных структур вместе взятые.
Совокупность прав и обязанностей работника, определяемая его трудовыми функциями и границами компетентности, называется должностью. Будучи закрепленной за ним юридически, она делает работника должностным лицом, осуществляющим постоянно или временно функции, связанные с руководством или выполнением организационно-распорядительных обязанностей. Каждое должностное лицо обладает сферой ответственности, очертанной границами объекта управления.
Все должности на предприятии, в зависимости от их места в системе управления подразделяются на две группы: руководителей и исполнителей. Однако «чистым» руководителем является только первое лицо, остальные же одновременно оказываются и ответственными исполнителями.
Руководители предприятия и ее подразделений, их заместители, помощники и главные специалисты составляют администрацию, задача которой состоит в достижении с помощью непосредственных исполнителей поставленных целей. Руководителей, входящих в администрацию еще называют руководителями высшего звена. От того, какими качествами обладают руководители высшего звена, зависит благополучие предприятия.
В связи с этим, необходимо дать общую характеристику руководителям высшего звена Куженерского райпо, к которым относятся: председатель совета, райпо, его заместители по торговле и по заготовкам, директор общепита, директор хлебозавода. Всех их можно отнести к управленцам бюрократического типа, большую часть времени они занимаются текущим администрированием, следовательно, на решение стратегических проблем остается меньшая часть времени. Безусловно, все руководители обладают высокими профессиональными качествами, т.е. являются компетентными в соответствующей профессии, которые были сформированы на базе образования, производственного и иного опыта. Но в то же время отсутствует стремление к приобретению знаний, постоянному самосовершенствованию. Вследствие чего, у них отсутствует рыночная ориентация в руководстве организации. Как крайне негативный момент следует, отметить наличие коррупции среди высших руководителей, из-за чего личные интересы идут далеко впереди интересов организации. На основании этого можно сделать вывод о том что, прежде всего, администрацией тормозиться развитие организации.
Немаловажное значение для оценки кадрового потенциала имеет оценка результатов труда и мотивация персонала. В Куженерском райпо практически отсутствует какая-либо система оценки результатов труда и мотивации персонала. В основном действует принцип уравниловки, какая-либо инициатива со стороны подчиненных должным образом не поощряется. Также не развиты и мотивационные механизмы. Об этом, прежде всего, говорит низкая заработная плата сотрудников, отсутствие дополнительных стимулов.
Также нельзя обойти вниманием систему найма, обучения и продвижения кадров. При найме сотрудников решающее значение играют родственные связи, особенно на руководящие должности. Обучение и повышение квалификации также находится на крайне низком уровне и происходит в основном внутри организации. Так как райпо не в состоянии выделять средства на обучение сотрудников, которое сейчас в основном платное. Очень низкий процент руководителей и специалистов с высшим образованием. В отношении продвижения кадров или карьеры можно сказать, что здесь наблюдаются застойные явления, т.е. какая-либо внутренняя система продвижения кадров отсутствует, самостоятельно сотруднику сделать карьеру крайне трудно, так как на руководящих должностях находятся «старые» кадры, «сдвинуть» с места данных руководителей практически не возможно из-за существующей между ними круговой поруки.
Культура организации, естественно, не существует отдельно от культуры общества. В последние годы интерес как теоретиков, так и практиков менеджмента к этому вопросу резко усилился. Усиление внимания связано, прежде всего, с тем, что возросло понимание того влияния, которое культура оказывает на эффективность организации. Успешно развивающиеся компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате целенаправленных усилий по развитию духа компании.
Так как культура организации не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако, тем не менее, есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые придает культура организации.
Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Так, например, Марпотребсоюзом была организована серия публикаций в «Марийской правде», каждая из которых посвящалась конкретному райпо, входящему в систему Марпотребсоюза. В публикации, которое представило Куженерское райпо, говорилось в основном о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности, и не слово не было сказано о важности людей работающих в ней, о пропаганде своих ценностей. Таким образом, можно сделать заключение о низкой культуре организации.
Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому.
Так, в Куженерском райпо, с некоторой оговоркой, к ритуальным мероприятиям можно отнести ежегодное общее собрание членов трудового коллектива, посвященное подведению итогов работы. В последние годы данному мероприятию стало уделяться больше внимания.
Кроме докладов руководителей, в программу мероприятия введены награждение особо отличившихся сотрудников, концерт, развлекательные мероприятия (танцы, конкурсы, аукционы). Несмотря на некоторый формализм, данное мероприятие способствует повышению уровня культуры организации.
Далеко не всегда организационную культуру можно считать принципиальным фактором управления, нельзя в нее вкладывать и тот смысл, который управленцы связывают со словом культура В функциональном отношении организационная культура помогает решать следующие задачи:
координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
профилирования, позволяющего обрести характерные отличия других предприятий;
привлечения кадров путем пропагандирования претендентам на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.
В принципе организационная культура в состоянии реализовать перечисленные функции, однако не всякая располагает соответствующим потенциалом. Так, многие предприятия обладают такой фирменной культурой, которая тормозит достижения успеха в хозяйственном плане, но и не позволяет распознать себя и использовать свои возможности в интересах райпо. Можно сказать, что к этой категории относиться и организационная культура Куженерского райпо.
Для данной культуры организации присущи следующие ценности: дисциплина, послушание, иерархия, достижение, карьера, достаточность, власть, централизация.
Для того чтобы изменить существующую ситуацию необходимо, прежде всего, переориентация ценностей на: самоопределение; участие; коллектив; ориентирование на потребности; раскрытие личности; творчество; способность идти на компромисс; децентрализация.
Таким образом, в райпо существуют лишь зачатки организационной культуры. В остальном предприятие обладает такой организационной культурой, которая тормозит достижения успеха в хозяйственном плане и не позволяет распознать себя и использовать свои возможности в интересах райпо. Для данной культуры организации присущи следующие ценности: дисциплина, послушание, иерархия, достижение, карьера, достаточность, власть, централизация.

2.2. Цели и задачи развития Куженерского райпо

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования (или миссия). В качестве миссии чаще рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей. Миссия Куженерского райпо -- удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Миссию раскрывают несколько общеорганизационный целей: получение прибыли, рост технико-экономических показателей эффективности производства, финансовая устойчивость, повышение качества выпускаемой продукции и заготовляемого сырья, высокая культура торгового обслуживания населения.

Специфические цели разрабатываются каждым подразделением райпо по основным направлениям своей деятельности и являются конкретизацией общих. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный период и могут выражаться в количественных показателях. Например, в первом полугодии 2004 года целью колбасного производства было освоение и выпуск нового сорта колбасы «Куженерская».

Цели должны обладать рядом характеристик:

Конкретные и измеримые;

Ориентированные во времени (долгоср и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.