На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Функции и правовые основы предпринимательства. Проблемы становления малого предпринимательства в России. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Читинской области. Основные предложения по совершенствованию малого предпринимательства.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 08.03.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Федеральное агентство по образованию
Читинский государственный университет
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра политологии и управления
Дипломная работа
По специальности: 061000 «Государственное и муниципальное
управление»
На тему:
Предпринимательство на примере
Читинской области

Выполнил:студ.гр.ГУСЗ-01
Артамонова Т.В.
Научный руководитель:
ст. препод. Межлумян Н.С.
Допущен
К защите
«21» февраля 2005 г.
Зав. кафедрой___________Хлызов П.Г.
Чита 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
1. Общая характеристика предпринимательства
1.1. Классики экономической теории о предпринимательстве
1.2. Мотивы и функции предпринимательства
1.3. Типология и классификация предпринимательства
1.4.Условия для предпринимательской деятельности
2. Правовые основы предпринимательства
2.1. Конституционные основы предпринимательства
2.2. Законодательство в сфере предпринимательства
2.3. Правовой статус предпринимателя
2.4. Права и обязанности предпринимателя
3. Проблемы становления малого предпринимательства в России
3.1.История развития предпринимательства в России
3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Читинской области
3.3. Основные предложения по совершенствованию малого предпринимательства;
4. Заключение
5. Список нормативных актов
6. Литература
ВВЕДЕНИЕ
Любая нация гордится плодами деятельности своих пред-принимателей. Но любая нация и каж-дый ее отдельный представитель гордятся и своей прича-стностью к воплощению какой-либо конкретной предпринима-тельской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно-шений способствует не только повышению материального и ду-ховного потенциала общества, не только создает благоприят-ную почву для практической реализации способностей и талан-тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране-нию ее национального духа и национальной гордости.
Предпринимательство - это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно. [2]
Надо сказать, что в России путь к рынку оказался тернистым. Со всей очевидностью проявилось две разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, формируются, пусть тяжело и медленно, механизмы рыночных преобразований: меняются методы государственного регулирования экономики, внедряются новые формы собственности, складывается средний класс.
С другой стороны Россия, не достигла ощутимого успеха в экономических преобразованиях. Сокращается внутренний валовой продукт, происходит разрушение промышленного и аграрного потенциала. Политические катаклизмы, непоследовательность политики реформ, нестабильность законодательства влекут за собой нарушение баланса в экономике, спад производства и инвестиционной активности, отток капитала за рубеж и, как итог, недовольство большей части россиян нынешним уровнем жизни и перспективами.
В экономически же развитых странах малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально- экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объём производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта.
Кроме того, сектор МП более динамично создаёт новые рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.
Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.[3]
Целью данной дипломной работы является изучение и анализ состояния малого предпринимательства в Читинской области и разработке конкретных предложений по развитию этого процесса.
В соответствии с поставленной целью нами поставлены следующие вопросы исследования:
Изучение теоретических основ развития малого предпринимательства.
Изучение структуры и потенциала МП в Читинской области
Разработка конкретных предложений по развитию МП в Читинской области.
Основой написания дипломной работы послужили материалы конкретных нормативных актов методические разработки Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области, а также разработки специалистов других регионов, опубликованные в периодической печати.

1 оБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Классики экономической теории
о предпринимательстве
Понятие «предпринимательство» (англ.business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в XVIII в. По Кантильону предпринимательство - это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена производственного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Инди-видуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаг-раждением является полученная в результате предпринима-тельской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко-торое он испытывает от занятия свободным предприниматель-ством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.
Позже более глубокому анализу подверг предпринимательство известный французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства - труда и капитала - в условиях риска. В книге «Трактат политической экономии» (1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства - земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера - монотонным, рутинным.
Известный американский экономист австрийского происхождения Иозеф Шумпетер (1883-1950) в книге «Теория экономического развития», которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.
Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.
Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор - организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется.
За словами «предпринимательство» стоит предприятие - сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если она не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.
А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя:
«Предпринимательство» - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство».
Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.
Предпринимательство - является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Предпринимательство - это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью.
Итак, предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска. Успех этой деятельности основывается на определенном правовом и организационном оформлении. Доминирующими в формировании типологического вида предпринимательства являются такие особенности экономического и юридического характера, как метод формирования имущества хозяйствующих субъектов, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус субъекта права собственности и т.п.
Работа в рыночной экономике выдвигает перед предпринимателями и менеджерами требование высокой компетентности при осуществлении бизнеса.[5]

1.2 МОТИВЫ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Разумеется главным стимулом предпринимательства была и есть прибыль - доход, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников, является собственностью предпринимателя и может быть израсходован им по своему усмотрению.
Предпринимательская прибыль - особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.
Погоня за прибылью заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимые для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того, чтобы улучшать качество продукции или услуг, снижать их себестоимость и продавать больше, чем конкуренты.
Получение прибыли, однако, не является единственной причиной, побуждающей людей заняться бизнесом. Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможность исполнять любую работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции.
Кстати сказать, выходцы из семей бизнесменов чаще других открывают свое дело независимо от того, успешен ли был родительский бизнес. По-видимому, родственники, занимающиеся бизнесом и радующиеся плодам своего труда, дают пример возможного выбора карьеры.
Вне зависимости от мотивов и сферы деятельности предприниматель реализует свои способности через исполнение следующих функций: общеэкономическая, творческо-поисковая (инновационная), ресурсная, социальная, организаторская. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственная и политическая функция, которая осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
Определяющей, на наш взгляд, в развитой экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.
Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.
Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.[2]
Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. [9]
1.3 ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Под типологией предпринимательства понимается учение о различных типах, видах, сферах предпринимательской деятельности, определяемых по существенным признакам, позволяющим отнести данную конкретную экономическую (хозяйственную) деятельность к определенному типу (виду). В теории предпринимательства имеются различные подходы как при установлении признаков, позволяющих классифицировать предпринимательство, так и при определении качественно и количественной характеристики этих признаков, поэтому часто отнесение той или иной предпринимательской деятельности к определенному типу может являться относительно «размытым», чрезмерно обобщенным. При установлении типов (видов) предпринимательства определяющие значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др.
Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным характерным признакам, однако в теории и практике сложилась классификация по следующим признакам: по формам собственности; по законности, по охвату территории, по распространению на различных территориях, по составу учредителей, по численности персонала и объему оборота, по темпам роста и уровню прибыльности, по уровню использования нововведений и др.
Что касается форм собственности, то в рыночной экономике предпринимательство развивается на частной и государственной формах собственности. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской). В России государственная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации. Предпринимательство развивается и на муниципальной собственности, а также на смешанной и совместно формах собственности и собственности (100%) иностранных инвесторов (таблица №1).
Таблица: №1

По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство. Незаконным предпринимательством в соответствии со ст.171. Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, под которым понимается доход, превышающий сумму 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а доходом в особо крупном размере является доход, сумма которого превышает 500 МРОТ. Все вышеприведенные признаки (деяния), характеризующие незаконное предпринимательство, являются признаками отнесения к незаконной и банковской деятельности.
В соответствии со ст.173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, а имеющие целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей ущерб гражданам, организациям или государству.
За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.
В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.
В зависимости от состава учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития. Например, в России создана Ассоциация женщин - предпринимателей России.
С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, высокоприбыльные низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса, а следовательно, и соответствующие фирмы, хотя нельзя непосредственно поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку имеется большая совокупность факторов, влияющих на уровень конечных результатов деятельности фирмы.
С точки зрения использования в процессе своей деятельности инноваций, нововведений, новых технологий, постоянного поиска новых возможностей для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения на основе нового комбинирования факторов производства, применения инновационного менеджмента, прогрессивного маркетинга предпринимательская деятельность является творческо-поисковой, продуктивной, революционизирующей экономику в противоположность рутинной, шаблонной, репродуктивной, направленной на воспроизводство известных продуктов труда известными методами, посредством устаревших технологий.
В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное (правда, в соответствии с Гражданским кодексом РФ в России не могут создаваться индивидуальные (семейные) предприятия) и коллективное (партнерское).
По таким признакам (критериям), как численность всего персонала, по удельному весу других субъектов (складочном) капитале определяется малое предпринимательство. В странах с развитой рыночной экономикой отнесение субъектов хозяйствования к малым предприятиям осуществляется почти по 50 критериям.
Если в создании предпринимательской организации наряду с российскими участниками принимают участие иностранные учредители (участники), такое предпринимательство является совместным. Однако выделяют еще и предприятия с иностранными инвестициями.
По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью.
В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления выделяют простые и сложные предпринимательские организации.[8]
По назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
В тоже время каждый из названных видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов.
1.Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции.
Именно эта сфера деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольше негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.
Важнейшим этапом производственной деятельности служат приобретение или аренда факторов производства. В число таких факторов входят основные и оборотные производственные фонды, рабочая сила, информация.
2.Наибольшее развитие в первые годы перехода к рынку в России получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже товаров и услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, благодаря усилиям энергичных, инициативных людей стала стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство. Нередко среди них имеются и те, кого раньше относили к так называемой «теневой» экономике. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10-12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая - 20-30%, а нередко и выше. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.
3.Особым видом предпринимательской деятельности является финансовое (или финансово-кредитное) предпринимательство. Сфера его деятельности - обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др. Основное поле деятельности финансового предпринимательства - коммерческие банки и фондовые биржи.
Финансовая сделка предполагает не такую высокую норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской деятельности: эта величина может составить 5-10%.
В последние годы все большее развитие в России получает такая перспективная форма, как консультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений, и сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться (таблица №2).
Таблица №2
В И Д Ы П Р Е Д П Р И Н И М А Т Е Л Ь С Т В А

Производственное

Коммерческое

Финансовое

Консультативное

Инновационное

Торговое

Банковское

Общее
управление

Научно-техническое
Торгово-закупочное

Страховое

Администри-рование

Производство
товаров

Торгово-посредническое

Аудиторское

Финансовое управление

Оказание услуг

Товарные биржи
Лизинговые

Управление
кадрами

Производственное потребление товаров

Фондовые биржи
Маркетинг

Производственное потребление услуг
Производство

Информационная технология


Информационное
Специализиро- ванные услуги

Предпринимательство как форма инициативной дея-тельности, направленной на извлечение прибыли (предприни-мательского дохода), предполагает:
1) осуществление непосредственных производитель-ных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, ту-ристская компания, инжиниринговая фирма или конструк-торское бюро);
2) осуществление посреднических функций, т. е. оказа-ние услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потре-бителю.
По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.[4]
Организационно-правовые формы предпринимательства
В России в соответствии с Гражданским кодексом создаются организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Товарищество - представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитал. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяют осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклад. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.
Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью) таблица №4.
Таблица: №4
Товарищества
Полное товарищество
Товарищество на вере
Полным является товарищество, участники которого (полные товарищества) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения определенной хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.
Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками. В учредительном договоре указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. Здесь содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Для определения размера налогов каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него доходу и с этой суммы платит налоги.
Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
В коммандитных товариществах часть партеров может обладать неограниченной, а часть - ограниченной ответственностью.
Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе ( товариществе на вере). Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества (таблица №5).
Таблица: №5
Хозяйственное общество
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Акционерное общество
Открытое акционерное общество
Закрытое акционерное общество
Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.
Широко распространенной формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества. Большинство их создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить отрытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
В отличие от открытого в закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями. В нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений и др.
Гражданским кодексом впервые определены дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). В тоже время основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение его указаний.[2]
Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующие, общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества, или 20% уставного капитала, общества с ограниченной ответственностью.
Несколько своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии.
В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива могут быть, помимо производства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг (таблица №6).
Таблица:№6
Производственный (профиль-производство товара)
Производственный кооператив (артель)
Кооператив по выполнению различного рода работ (добыча полезных ископаемых, решение научно-технических проблем и т.д.)
Торговый (профиль-торговля продукцией партнеров, в основном розничная торговля)
Строительно-ремонтный (профиль-оказание строительных и ремонтных услуг)
Перерабатывающий (профиль-переработка сырья)
Сбытовой (профиль-сбыт продукции, производимой партнерами, в основном оптовая торговля
Сервисный (профиль-оказание различных услуг)
Учредительным документом производственного кооператива служит его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важной собственностью производственного кооператива является то, что он не вправе выпускать акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
В особом ряду среди организационно-правовых форм предпринимательских (коммерческих) предприятий стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятиям понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям работниками предприятия или другими лицами.
В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства РФ, которое также назначает руководителя предприятия, заключая с ним контракт.
Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляется в пределах, установленным законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования распоряжения им (с согласия собственника этого имущества).
К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (таблица №7).
Таблица: №7
Объединения предпринимателей
Картель
Консорциум
Концерн
Трест
Ассоциация или союз предпринимателей
Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.
Ассоциации - мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций - совместные решения научно0тенических, производственных, экономических, социальных и других задач.
Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.
Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.
Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.
Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.[5]

1.4 условия ДЛЯ предпринимательской

деятельности

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правые и другие.

Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это - банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг, поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, не комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинам и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.[6]

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах

эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого - на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.[1]

Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др. (таблица №8) .

Таблица:№8

Процесс предпринимательства
Определение и оценка возможности и бизнеса

Разработка

бизнес-плана
Определение потребности в ресурсах
Управление предприятием
Продолжительность возможности бизнеса

Раздел I

Вступление

Описание бизнеса

Содержание плана

Определение необходимых ресурсов
Разработка стиля управления
Определение имеющихся ресурсов
Рынок для реализации возможностей бизнеса
Внедрение системы контроля
Анализ конкуренции

Раздел II

Описание предприятия (резюме)

Анализ отрасли

План производства

План маркетинга

Финансовый план

Организационный план

Заключение. Расчет

эффективности

Идентифицирование потребности в ресурсах

Разработка организационных процедур
Ценность возможности бизнеса для рынка и предприятия

Определение поставщиков необходимых ресурсов

Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные стороны, слабые, возможности и угрозы, их оценка)
Риск и прибыль, которые содержат возможность бизнеса
Разработка подхода в отношении к поставщикам
Определение факторов успеха
Согласование возможности с предпринимательскими знаниями, навыками, желаниями

Глава II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Конституционные основы

предпринимательства

Социально-ориентированное рыночное хозяйство с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России.

Функционирование рыночной экономики осуществляется в рамках определенного правового пространства, где нормы права создают поле экономической свободы, конкуренции, инициативной хозяйственной деятельности и т.д., а вместе с тем юридически опосредуют все многообразие форм - производственного, коммерческого и финансового предпринимательства. Институт предпринимательства закреплен законодательно в качестве абсолютного частного права лица. Для развития единого рынка предусматривается, что продукция, товары, услуги, финансовые средства обращаются на территории свободно, без установления каких-либо препятствий, пошлин и сборов, независимо от существенных границ между субъектами Федерации, за исключением тех случае, когда это предусмотрено законом в интересах общественной безопасности, защиты людей, охраны культурных ценностей и природы. Несмотря на принятия множества законов, при вступлении России в рынок не сложилась эффективная правовая система, которая обеспечивала бы разумное сочетание свободы предпринимательства конкуренции с ограничением неблагоприятных тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно-политической обстановки не отличалось стабильностью, единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной основой развития предпринимательства, не говоря уже об утрате управляемости народным хозяйством в целом.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года были заложены конституционные основы предпринимательства, как и всей рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции - о единстве экономического и правового пространства России, об установлении правовых основ единого пространства России, об установлении правовых основ единого рынка, о многообразии форм собственности, в том числе частной собственности на землю, о свободе передвижения, выборе места жительства, выезде и возвращении в Россию, о свободе предпринимательства, обязанности платить налоги, о соответствии национального законодательства общепринятым принципам и нормам международного права. Конституционные нормы - это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и нормы прямого, непосредственного действия, и следовательно, в случае, если нормы закона, указ, иного правового акта противоречат Конституции, подлежат применению нормы Конституции РФ.

Формирование правовой основы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, поскольку право представляет собой единую нормативно-правовую систему общества. Важнейшей отраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве права рыночной экономики переводит на юридический язык институты рынка - экономической свободы, собственности и автономию личности. Повышение эффективности законодательства в достижении рациональности, а ныне и стабильности экономики - одно из главных направлений совершенствования механизма нормативно-правового регулирования.

Исключительно важным для развития экономики является принятие в 1994-1995 гг. частей 1 и 2 Гражданского кодекса РФ. Значение Кодекса заключается прежде всего в том, что это - политически нейтральный, как и сам рынок, нормативный документ, воплотивший в себе достижения многовековой правовой культуры по регулированию отношений рынка. Далее, это федеральный закон, закрепляющий единство правового пространства на территории РФ. Наконец, ГК - это сердцевина гражданского законодательства, а следовательно, нормы ГК носят абсолютный характер, в том числе при коллизии гражданско-правовых норм.

Исходя из конституционных основ российского общества Гражданский кодекс РФ 1994г. закрепляет принципы гражданского регулирования, которые складываются из семи начал: равенства участников гражданского оборота, неприкосновенность собственности, свободы договора, недоступности произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и судебной защиты права. Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны.

Закладывая правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц государство в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного частного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные и личные права, не подверженные вторжению в эту сферу государства; предоставляет право обладания любым имуществом без ограничения его состава, количества и стоимости, а ограничения в отношении отдельных объектов могут быть лишь по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает защиту среди других личных благ деловой репутации и предпринимательской тайны.

Гражданский кодекс РФ дает понятие предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Новый ГК закрепляет исторически сложившиеся, начиная с Древнего Рима, а затем - в их классическом виде при капитализме - предписания о недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, возможность свободно распоряжаться своими правами определенные законом границы, переход за которые запрещен. Это не только действия лица исключительно с намерением причинить вред другому лицу, но и иные без злонамеренности действия (сброс ядовитых отходов производства, нарушение правил конкуренции и др.), ущемляющие интересы других лиц. Интеграция нравственно-правовых норм, при которой нравственные воззрения непосредственно воплощаются в формах позитивного права, приобретает исключительно важное значение как для развития предпринимательства, так и для становления цивилизованного рынка России.[8]

Экономика рыночного типа - экономика свободного предпринимательства, в связи с чем законоположениями закрепляется необходимая, достаточно благоприятная предпринимательская среда, условия для развития предпринимательства во всех его формах: производственного, коммерческого либо финансового. Закрепляя экономико-правовые основы предпринимательства, законоположения определяют статус хозяйствующих субъектов. Этот статус включает свободу выбора предпринимательской деятельности, право самостоятельно осуществлять производство и реализовать продукцию, получать и распределять прибыль, участвовать во внешнеэкономической деятельности, а вместе с этим предусматривает широкий комплекс гарантий, в том числе недопустимость вмешательства государственных органов и их должностных лиц в деятельность предпринимателей. Формируя механизм реализации потребностей, интересов в сфере предпринимательства, законы определяют пределы дозволенного, желаемого и запретного поведения в процессе хозяйствования. Экономическая свобода вместе с новой концепцией законности и хозяйственной деятельности, в основу которой положена идея правомерности всего, что прямо не запрещено законом, создает широкое, легальное поле самостоятельности, инициативной хозяйственной деятельности в сфере предпринимательства.

Наряду с гражданским правом в условиях рыночной экономики сложились в качестве самостоятельных банковское страховое и корпоративное право, а вместе с тем заложены основы акционерного, вексельного и других отраслей законодательства.[4]

2.2 Законодательство в сфере

предпринимательства

Одним из условий развития в стране предпринимательской деятельности является формирование эффективной системы государственных гарантий. Эти гарантии предусмотрены действующим законодательством, но не реализуются на практике.

Так, ст.20 Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» дееспособным гражданам (их объединения) гарантирует право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать свои предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество. В ней указывается, что нельзя отказать в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности. К сожалению, местные органы государственной власти нередко усложняют порядок регистрации предприятий, что тормозит развитие предпринимательства.

В законе также говорится о защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе из иностранных государств, о недопустимости дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц, о защите имущества предпринимателей от незаконного изъятия.

Кроме того, закон предусматривает систему мер против монополизации рынка и недобросовестной конкуренции.

Наконец, он предоставляет всем субъектам предпринимательской деятельности право равного доступа к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам.

Наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих, глубинных начал формирования рынка осуществляется система мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, созданию должной среды и условий предпринимательства. Это прежде всего меры по развитию рыночной инфраструктуры, по финансово-кредитной поддержке предпринимательства, осуществлению программ развития малого и среднего бизнеса. Антимонопольная направленность законодательства проходит через все законы рыночной экономики, но главным, стержневым является Федеральный закон от 25 мая 1995г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с последующими его изменениями, вызванными потребностями совершенствования антимонопольного законодательства.

Конституционно запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, при этом в гражданском законодательстве раскрывается характер и содержание недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательства. Закон закрепляет равные и справедливые условия предпринимательства для участников гражданского оборота. Государство не вправе предоставлять кому-либо исключительные или преимущественные права для занятия любой экономической деятельностью.

Экономическая свобода несовместима как с анархией, так с монополизмом. Запрещается злоупотреблять господствующим положением на рынке, заключать соглашения, направленные на раздел рынков, установление монопольных цен, дискриминацию конкуренции. Законоположениями предусмотрено принудительное разделение крупных предприятий-монополистов, если их доминирующее положение на рынке существенно ограничивает конкуренцию. Далее, к предприятиям-монополистам могут быть применены меры государственного регулирования цен, установления предельного уровня рентабельности и т.д. Государственная промышленная политика предполагает сохранение в процессе демонополизации единых производственно-технических комплексов, что требует вместе с глубоким экономическим обоснованием учета всего разнообразия факторов демонополизации.

На первом этапе реформ, как в силу нечеткости общественных преобразований, так и вследствие поспешности самих реформ, переход к рынку не был обеспечен необходимым законоположениями, чем был нарушен принцип законодательного, притом опережающего обеспечения тех или иных преобразований. Законы о регулировании рынка ценных бумаг, об акционерных обществах, об инвестициях и т.д. были приняты в условиях, когда шли интенсивные процессы приватизации, акционирования, формирования финансовых структур, а тем самым развитие предпринимательства не получало должного, эффективного нормативно-правового регулирования. Законоположения не только закрепляют экономические, социальные и другие потребности и реалии жизни в качестве правовых, нормативно установленных предписаний государства, но и формируют механизм их реализации, обеспечивая тем самым возрастание организующей роли права.

Нормативно-правовая система в условиях рынка все больше ориентируется на стимулирование хозяйственной и социальной деятельности, а тем самым - и на развитие саморегуляции, о чем свидетельствуют законы о поддержке среднего и малого бизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и т.д. Наряду с разработкой федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства законоположениями закреплены правовые основы и меры по дальнейшему его развитию. Это - утверждение малых предприятий и предпринимателей как полноправных субъектов рыночной системы хозяйствования, обеспечение доступа к финансовым, кредитным и материальным ресурсам в объемах и на условиях, необходимых для развития малого предпринимательства, производственно-технологическая поддержка малого бизнеса, развитие сети субъектов предпринимательства, отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики России и ее регионов. Наряду с этим определены приоритеты развития предпринимательства в сфере производства и переработки сельхозпродукции, изготовления товаров народного потребления и лекарств, строительство и осуществление инновационной деятельности с предоставлением налоговых и иных льгот в этих отраслях предпринимательства.

Законодательство выходит на новые рубежи - от запретительных к нормам регулятивного характера с тем, чтобы обеспечить экономическую свободу, известный баланс интересов различных субъектов права. И в этом отношении заслуживает внимания законодательство, закрепляющее интеграцию интересов граждан, организаций и общества в целом. Закон предписывает возместить собственнику в полном объеме ущерб, причиненный кем-либо вследствие злоупотребления своим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц. Деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред правам и интересам граждан и государству либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена до устранения допущенных нарушений. Вместе с законными интересами предпринимателей охраняются интересы других лиц, устои нравственности и правопорядка.

Законоположения через систему гражданско-правовых сделок - биржевых, посредничества, лизинга, факторинга и т.д. - существенно расширяют инструментарий договорного права, укрепляют устойчивость, надежность и авторитет договорно-хозяйственных отношений, а вместе с закреплением самостоятельности и ответственность контрагентов за результаты хозяйствования. Участники гражданских правоотношений предполагаются добросовестными исполнителями прав и обязанностей, а следовательно, кредитор обязан доказать факт ненадлежащего исполнения должником обязательств, наличия убытков и причинную связь между ущербом и фактором правонарушения. Когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществились ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Закреплена наряду с этим презумпция вины нарушителя гражданско-правовых обязательств, в связи с чем кредитор (потерпевший) не обязан доказывать вину правонарушителя.

Механизм обеспечения реализации закона представляет собою комплекс социально-экономических, организационно-управленческих, юридических, а в известной мере и идеологических, социально-психологических средств, направленных на эффективное, реальное действие закона. Здесь выделяется прежде всего материально-техническое обеспечение предпринимательства (приобретение земельных участков, предоставление кредитов и т.д.), что не исключает подчас и отсутствия всех необходимых ресурсов для законодательных новаций, а тем самым не создаются и условия для реализации предоставленных прав. Серьезным препятствием для предпринимательства в этой области остаются бюрократизм и коррупция в аппаратах администрации. Эффективность и реальность законов значительно возрастает посредством формирования юридического механизма реализации закона (издание законов прямого регулирующего действия, определение порядка, условий и гарантий осуществления прав и обязанностей, создание системы социально-правового контроля).[6]

Предпринимательство, как и государственное его регулирование, включает в качестве важнейшей, неотъемлемой части налогообложения. Законодательство о налогах закрепляет принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей - налогоплательщиков с налоговой службой. Основополагающим является Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г., но действует целый ряд законов РФ - «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г., «О государственной налоговой службе», Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г., «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993г.

Законодательство Российской Федерации содействует освоению новых отношений рынка и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Эта область законодательства включает: систему норм, направленных на достижение высокопроизводительного, эффективного труда; расширение договорных начал в регулировании трудовых отношений; обеспечение социальной защиты граждан в условиях рынка; согласование противоречивых интересов работодателей и наемных работников. Наряду с Законом РФ от 25 сентября 1992г., значительно обновившим КЗоТ РСФСР 1971г, важнейшим является пакет законов - о занятости населения 1996г, о коллективных договорах и соглашениях 1992г., об охране труда 1993г., о порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других.

Совершенствование правовой системы РФ настоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права (декларациям, решениям и конвенциям ООН и МОТ). Главным является принятие нового трудового кодекса РФ. С разработкой концепции такого обновления, закрепляющей качественно новый уровень признания, соблюдения и защиты прав человека, будет доминировать и механизм социально- правового регулирования, обеспечивающий как свободу, интересы и потребности предпринимательства, так и систему государственно-правовых гарантий граждан в сфере труда.

Конституционной основой Российского государства является сохранение его целостности, в связи с чем закрепляется единство экономического пространства на всей территории России. Установление правовых основ единого рынка Конституция РФ относит к ведению Федерации. Характерным является и развитие законотворческой деятельности субъектов Федерации в сферах как исключительной компетенции, так и их совместного ведения с Федерацией.[7]

2.3 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Объем прав, пределы обязанностей и уровень ответственности - вот что в первую очередь интересует (должно интересовать) предпринимателя, как начинающего, так и практикующего достаточно длительный период времени. Все это концентрируется в понятии «статус предпринимателя».

Статус предпринимателя закрепляется за ним при государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского процесса. Сам факт государственной регистрации и есть получение статуса, т.е. приобретения дополнительного (по сравнению с общегражданскими правами и свободами) правового пространства.

Существует две формы правового статуса предпринимателя - индивидуальный предприниматель и юридическое лицо (таблица №9).

Таблица: №9

Предприниматель


Статус

Индивидуальный

предприниматель

Юридическое лицо

Статус предпринимателя является показателем объема прав и обязанностей, которые закрепляются за ним в рамках которых он может совершать какие-то определенные действия. Получая статус юридического лица, предприниматель совершает действия уже не от своего имени, а от имени этого юридического лица.

Индивидуальное предпринимательство

Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от своего имени, на свой счет и свой риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения. Индивидуальный предприниматель несет личную, полную ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в случае образования долга предприниматель расплачивается всем своим имуществом. При этом предприниматель трудится сам, не привлекая дополнительную рабочую силу. Такое предпринимательство классифицируется как индивидуальная трудовая деятельность и регистрируется в местных органах власти, осуществляется на основе патента, а предприниматель уплачивает налоги как физическое лицо.

Однако предприниматель может привлечь дополнительную рабочую силу и зарегистрировать индивидуальное (семейное) частное предприятие. Для этого представляется устав предприятия, отражающий его цель и виды деятельности. При этом действует система налогообложения для предприятий и имущественная ответственность распространяется лишь на капитал данного предприятия.

Индивидуальный предприниматель может использовать в предпринимательской деятельности собственное имущество и по договору имущество других лиц. Он может взять деньги в займы, получить кредит у банков, других организаций или частных лиц.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно распределяет прибыль от своей деятельности, оставшуюся после уплаты налогов.

В случае смерти предпринимателя его права и обязанности переходят к его наследникам-правопреемникам.

Индивидуальная предпринимательская деятельность прекращается по решению самого предпринимателя или суда. Суд вправе прекратить индивидуальную деятельность в случае признания предпринимателя банкротом или нарушителем действующего законодательства. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальное предпринимательство основано на частной собственности и чаще всего носит характер малого бизнеса. В этом качестве индивидуальное предпринимательство способствует демонополизации экономики, усиливает конкурентные начала. Оно делает экономику более гибкой, способной к быстрой саморегуляции без госбюджетных инъекций.

Однако к индивидуальному предпринимательству трудно привлечь большие капиталы вследствие более низкой кредитоспособности по сравнению с коллективными формами предпринимательской деятельности. Поскольку индивидуальный бизнес держится на предпринимательстве одного человека, он прибылен пока бизнесмен активен, и время жизнедеятельности такого предприятия неопределенно, поэтому кредиторы не всегда охотно идут на долгосрочные финансовые сделки с индивидуальным предпринимателем.

Индивидуальное предпринимательство отличается высоким уровнем риска и недостатком специализированного менеджмента. Обычно предприниматель является собственником и выполняет все функции по управлению предприятием (производство, снабжение, сбыт, финансы), что требует универсальных знаний по многим областям производства. Отсутствие финансовых средств и невозможность привлечь к управлению специалистов-менеджеров приводит к принятию неоптимальных решений.

Индивидуальное предпринимательство требует более существенной и реальной поддержки со стороны государства.

Понятие о юридическом лице

Статус юридического лица закрепляется за создаваемой организацией, которая в зависимости от своей основной цели относится либо к коммерческим, либо к некоммерческим организациям. Схематично это можно представить следующим образом (таблица №10).

Таблица: №10

Юридическое лицо

Коммерческая

организация

Некоммерческая организация

Юридическое лицо характеризуется определенными правовыми свойствами или признаками, которые отражены в приводимой таблице:

В соответствии со ст.50 ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческой считается организация, которая ставит в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. В соответствии с установленным законом и учредительными документами порядком коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками). Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческими являются организации, которые не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и не могут распределять полученную прибыль между участниками (учредителями). Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года, №7-Ф3 «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнеров, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Юридические организации могут создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.