На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Предприятие в системе народно-хозяйственного комплекса страны. Определение и сущность предприятия. Виды предприятий и формы их собственности. Экономические показатели деятельности. Основы стимулирования персонала. Роль и значение мотивации персонала.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 29.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Размещено на webkursovik.ru/
Содержание
Введение
Глава 1. Предприятие в системе народно-хозяйственного комплекса страны
1.1 Определение и сущность предприятия
1.2 Виды предприятий и формы их собственности
1.3 Основные экономические показатели в деятельности предприятия
Глава 2. Эффективность управления персоналом предприятия
2.1 Теоретические основы стимулирования персонала
2.2 Роль и значение мотивации персонала
2.3 Методы стимулирования персонала
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных экономических условиях, характеризующихся усилением конкуренции, усложнением производства и инновационным развитием, все большее значение придается проблемам, связанным с персоналом организации.
В последние годы работник превратился из статьи «расходов» в основной источник прибыли. В рамках этого подхода человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышение квалификации, создание благоприятных условий деятельности - как особый вид инвестиций.
Высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества производства и услуг изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Производительность, мотивация и творческий потенциал персонала являются важнейшими конкурентными преимуществами, во многом определяющими успех стратегии, направленной на достижение целей организации.
Это в полной мере относится ко всем организациям и особенно к предприятиям оборонно-промышленного комплекса, так как работники или кадровый персонал являются их основным капиталом. Формирование и развитие персонала - процесс длительный и сложный. Усилия сторон в этом направлении только тогда будут эффективны, когда будут иметь научную основу.
Под воздействием всех этих факторов появилась потребность в знаниях о том, как эффективно управлять современными работниками. По оценкам некоторых авторов, до 40% эффективности производства, определяется эффектом от управления персоналом.
Широкое использование таких понятий, как управление персоналом, кадровый менеджмент, управление человеческими ресурсами, показывает, что проблемы персонала входят в общую систему организационного управления.
Повышение внимания к кадровому обеспечению со стороны организации предполагает действия по управлению персоналом - его планирование, организацию, стимулирование и контроль, направленные на достижение конечных результатов.
Несмотря на то, что в зарубежных компаниях накоплен достаточно большой опыт управления персоналом, в отечественной практике управление персоналом в рыночных условиях хозяйствования явление новое. Многие теоретические и практические вопросы этой проблемы остаются нерешенными, спорными.
Цели данной работы является исследование предприятия в целом и изучение теоретических основ управления персоналом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· определить сущность предприятия;
· изучить виды предприятий и основные экономические показатели в его деятельности;
· изучить теоретические основы стимулирования персонала;
· рассмотреть роль и значения мотивации персонала;
· сформулировать методы стимулирования.
Объектом является экономическая деятельность предприятия.
Предметами исследования являются предприятие и его рабочий ресурс.
Глава 1. Предприятие в системе народно-хозяйственного комплекса страны
1.1 Определение и сущность предприятия
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату.
Принято считать, что оптимальными являются такие размеры, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции.
Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят.
В рыночной системе все имеет цену. Различные виды человеческого труда также имеют цену уровень зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координации людей и предприятий через систему цен и рынков. Если взять все разнообразные рынки, то получим широкую систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок.
По средствам согласования между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три проблемы:
1) что производить? определяется каждодневно голосованием посредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);
2) как производить? определяется конкуренцией между производителями каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства;
3) для кого производить? определяется соотношением спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и средства производства).
Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников, из которых складываются доходы. Производитель устанавливает свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что производить. Прибыль здесь решающий фактор функционирования рыночного хозяйства.
В соответствии с формами собственности могут действовать предприятия следующих видов:
1) индивидуальные - основаны на личной собственности и на труде (без найма);
2) семейные, основанные на собственности и труде граждан одной семьи, проживающих совместно;
3) частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;
4) коллективные, основаны на собственности трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;
5) государственные или коммунальные, основаны на собственности административно-территориальных единиц;
6) государственные предприятия, основанные на общегосударственной собственности;
7) совместные, основанные на базе объединения имущества разных форм собственности (смешанная форма собственности).
В зависимости от объемов производства, количества рабочих предприятие может быть малым, средним, крупным. Малые предприятия численностью до 200 работающих (в промышленности и строительстве), до 50 человек (в других отраслях производственной сферы), до 100 человек (в науке), до 25 человек (непроизводственная сфера), до 15 человек (розничная торговля).
Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:
1) ассоциация договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную деятельность любого из ее участников;
2) корпорация договорное объединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий, центральным регулированием деятельности каждого из участников;
3) консорциум временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;
4) концерн уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.
Каждое предприятие для решения задач, связанных с производством и реализацией товаров и оказанием услуг, должно быть укомплектовано определенным количеством людей, способных выполнять эти работы.
1.2 Виды предприятий и формы их собственности
Определены три основных вида предприятий: государственное, коллективное и индивидуальное. При этом последняя группа имеет возможность создания индивидуального, семейного и частного предприятия.
Если более широко рассмотреть данный вопрос, то можно выделить следующие виды предприятий:
1. Арендные и коллективные.
Аренда первичный механизм разгосударствления собственности, средство образования и умножения коллективной собственности.
В соответствии с договором государство может передавать на 10-15 лет в аренду за соответствующую плату во временное пользование и владение трудовому коллективу предприятия, производственные фонды и оборотные средства. В арендном предприятии учредителем его становится трудовой коллектив, который регистрируется как организация арендаторов, то есть как самостоятельное юридическое лицо.
Аренда разновидность хозяйственного расчета, при этом арендатор предприятия имеет право самостоятельно распределять хозяйственный расчетный доход, использовать его на развитие производства, социальные нужды и оплату труда по своему усмотрению (аренда форма хозяйствования, а не вид собственности). Аренда это фиксированная арендодателем величина, установленная плата арендатором на определенный период.
2. Акционерные товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью.
В социально ориентированной рыночной экономике акционерная собственность может выполнять следующие функции:
- она позволяет расширять источники накопления за счет денежных средств населения путем купли-продажи акций;
- акционерное предпринимательство содействует демократизации управлением предприятием, содействует созданию материально-технической базы, усилению заинтересованности работающих в лучшем использовании средств производства, рабочего времени;
- устраняет диспропорцию в экономике между спросом и предложением,
- более эффективно регулируется количество денег, а также эта форма содействует развитию товарно-денежных отношений.
Существуют такие виды акционерных товариществ: акционерные товарищества открытого типа, где акции распространяются путем открытой подписки, то есть путем купли-продажи на бирже; акционерные товарищества закрытого типа, акции которых распространяются лишь среди своих учредителей.
Акция главный атрибут акционерного товарищества. Это ценная бумага без установленного срока обращения, подтверждающая долевое участие (паевой взнос) акционера в уставном фонде акционерного общества, подтверждающая членство в нем и право на получение прибыли в виде дивидендов. Акция дает право на участие в дележе имущества при ликвидации товарищества.
Виды акций: именные, на предъявителя, привилегированные, простые. Если акция именная, то в книгу регистрации акций должны быть внесены ведомости о каждой именной акции: собственник, время приобретения, количество таких акций у каждого акционера.
При регистрации акций на предъявителя в книгу заносятся лишь ведомости об их общем количестве.
В отличие от простой, привилегированная акция дает ее собственнику преимущественное право на получение дивидендов, а также на приоритетное участие в распределении имущества акционерного общества в случае его ликвидации. Собственники привилегированных акций не принимают участие в управлении акционерным обществом.
Дивиденды акционерного общества выплачиваются только по итогам года за счет прибыли, которая остается после уплаты налогов и процентов за банковский кредит.
Недостатки акционерных обществ:
1) миллионы мелких акционеров терпят банкротство, особенно во время экономических кризисов;
2) акционерные компании могут осуществлять различные финансовые махинации на фондовых биржах.
3. Договорные товарищества.
Их создают юридические и физические лица, когда они ищут выгоду в совместной деятельности на рынке, однако не желают терять своей самостоятельности.
4. Товарищества с ограниченной ответственностью.
Это замкнутые товарищества, которые создаются объединением паевых взносов. Здесь акции не выпускаются, дивиденды не устанавливаются, а прибыль распределяется пропорционально к взносам учредителей, которые отвечают по обязательствам предприятия лишь величиной вложенного капитала. Именно это делает эту форму предприятия привлекательной и удобной.
До начала регистрации товарищества каждый учредитель должен внести не менее 30% своего взноса на банковский счет. Только после этого оно регистрируется в исполкоме народных депутатов по месту его нахождения.
К малым предприятиям относятся новообразованные и действующие предприятия:
- в промышленности и строительстве с численностью трудящихся до 200 человек;
- в других отраслях производственной сферы с численностью трудящихся до 50 человек;
- в науке и научном обслуживании с численностью трудящихся до 100 человек;
- в отраслях непроизводственной сферы с численностью трудящихся до 25 человек;
- в розничной торговле с численностью трудящихся до 15 человек.
Предприятие создается согласно с решением собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия-учредителя, организации или решением трудового коллектива в случаях и порядке, предусмотренных законами.
Предприятие может быть создано в результате выхода из состава действующего предприятия, организации одного или нескольких структурных подразделений, а также на базе структурной единицы действующих объединений согласно решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие собственника или уполномоченного им органа.
Предприятие получает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация предприятия осуществляется в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов по местонахождению предприятия.
Для государственной регистрации предприятия исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов подаются заявление, решение основателя о создании, устав и другие документы.
В случае отсутствия у малого предприятия на момент регистрации собственного помещения она осуществляется по юридическому адресу одного из его основателей.
Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов.
Предприятие действует на основе устава. Устав утверждается собственником (собственниками) имущества, а для государственных предприятий собственником имущества при участии трудового коллектива.
В уставе предприятия определяются собственник и наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива, порядок образования имущества предприятия, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.
Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
- денежные и материальные вклады основателей;
- доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- капитальные вложения и дотации с бюджетов;
- поступления от разгосударствления и приватизации собственности;
- приобретение имущества другого предприятия, организации;
- бесплатные или благотворительные поступления, пожертвования организаций, предприятий и граждан;
- другие источники, не запрещенные законодательными актами.
Предприятие имеет право на выпуск собственных ценных бумаг и реализацию их юридическим лицам и гражданам.
Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.
Трудовой коллектив предприятия с правом найма рабочей силы:
- рассматривает и утверждает проект коллективного договора;
- рассматривает и решает согласно уставу предприятия вопрос самоуправления трудового коллектива;
- определяет и утверждает список и порядок оказания работникам предприятия социальных льгот;
- берет участие в материальном и моральном стимулировании производительного труда, поощряет изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
Трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в котором доля государства в стоимости имущества составляет больше 50 процентов:
- рассматривает вместе с учредителем изменения и дополнения устава предприятия;
- вместе с учредителем предприятия определяет условия найма руководителя;
- принимает участие в решении вопроса о выходе из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;
- вместе с собственником решает вопросы о вступлении и выходе предприятия из объединения предприятий;
- принимает решения про аренду предприятия, создание на основе трудового коллектива органа для перехода на аренду и выкупа предприятия.
При частичном выкупе предприятия трудовой коллектив получает права коллективного собственника.
Коллективный договор должен заключаться на всех предприятиях, которые используют наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом. На всех предприятиях основным обобществленным показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (доход). Порядок использования дохода определяет собственник предприятия или уполномоченный им орган в соответствии с уставом предприятия.
Государственное влияние на выбор направлений и объемов использования прибыли (дохода) осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.
Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его увеличения со стороны государственных органов. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, который устанавливается законодательными актами. Предприятия могут использовать тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ и услуг.
Предприятие реализует свою продукцию, имущество по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами , по государственным ценам и тарифам. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены, формирующиеся согласно условиям и ценам мирового рынка. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, которые определяют масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения. При этом государственное цены должны учитывать среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются.
Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии собственника согласно уставу предприятия, коллективному договору и законодательным актам России.
Убытки (включая ожидаемый и не полученный доход), принесенные предприятию в результате исполнения директив государственных или других органов или их служебных лиц, которые нарушили права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их служебными лицами предусмотренных законодательством обязательств по отношению к предприятиям, подлежат возмещению за их счет. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражном соответственно их компетенции.
Государство помогает развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольную программу, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся. Государство обеспечивает льготные условия предприятием, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Государство должно стимулировать развитие малых предприятий в России: давать льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создает фонды помощи развитию малых предприятий.
Под коммерческой тайной предприятия понимаются ведомости, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, но разглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.
Предприятие обязано:
- охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных действий;
- возмещать соответствующему Совету народных депутатов убытки, нанесенные нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;
- обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.
Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственные органы, на которые возложено наблюдение за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью.
Ликвидация и реорганизация (соединение, раздел, выход, преобразование) предприятия проводятся по решению собственника и при участии трудового коллектива или по решению суда. Предприятие ликвидируется также в случаях:
- признания его банкротом;
- если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено выполнение этих условий или не изменен вид деятельности;
- если решением суда будут признаны недействительными документы и решение о создании предприятия.
1.3 Основные экономические показатели в деятельности предприятия
1.3.1. Платежеспособность предприятия
Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т. е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.
Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
В значительной мере показатели ликвидности свидетельствуют обо уровне платежеспособности предприятия. Но это соответствие характерно только отчетной дате. Платежеспособность - это возможность предприятия выполнять свои обязательства и продолжать бесперебойную работу; это текущая повседневная характеристика. Для ее определения необходимо платежные средства на соответствующую дату сравнить с обязательствами. Это можно взять из первичного учета. Для измерения уровня платежеспособности рассчитывается ряд коэффициентов:
1) Коэффициент общей платежеспособности
Кобщей плат. = Собственный капитал / все обязательства (1)
2) Коэффициент финансовой структуры:
А) Кфин. структуры = Собственный капитал / внешние обязательства (2)
Внешние обязательства = краткосрочные + долгосрочные обязательства. Нормальным считается коэффициент финансовой структуры равный двум, при котором 1/3 финансирования идет за счет заемных средств.
Б) Кфин. структуры = Собственный капитал /долгосрочные обязательства (3)
3) Уровень возврата долговых обязательств:
Куровень возврата = БП / выплачиваемые проценты (4)
Данные коэффициента отражены в платежеспособности предприятия и позволяют определить его ликвидность в целом, а так же финансовую устойчивость предприятия.
1.3.2 Ликвидность предприятия
Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется время для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.
Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
Ликвидность предприятия - это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
Для измерения ликвидности используется система показателей ликвидности.
1) Коэффициент общей ликвидности:
Кобщ ликв = Текущие активы / текущие обязательства (5)
Характеризует, сколько рублей активов приходится на единицу обязательств. Если К < 1 , присутствует высокий финансовый риск, если К > 3 - высокая степенно ликвидности, но, возможно, присутствуют излишние финансы, которые могут привести к снижению активов в будущем. Нормальное значение данного коэффициента - около двух. Как правило, он отличается по предприятиям различных отраслей. Статистическими службами публикуются показатели коэффициента для различных регионов.
2) Коэффициент срочной ликвидности:
А)Кср.ликв.=(Текущие активы-товарные запасы)/текущие обязательств (6)
При равном первом показателе предприятий финансовое положение лучше у того предприятия, у которого выше коэффициент срочной ликвидности.
Б) Кср.ликв = (Деньги + ценные бумаги ) / текущие обязательства (7)
3) Коэффициент дебиторской задолженности:
Кд/з = Дебиторская задолженность / выручка : 365 (8)
Этот коэффициент свидетельствует, за сколько дней счета к получению превращаются в денежные средства предприятия. Чем меньше этот коэффициент, тем больше возможностей вкладывать деньги в свое производство.
4) Коэффициент оборота товарных запасов:
Тобор. тов. запасов = Товарные запасы / выручка : 365 (9)
5) Коэффициент оборота чистого оборотного капитала - коэффициент маневренности:
Кобор. чист. обор. кап..= Чистый оборотный капитал / собственный капитал
Чистый оборотный капитал = Текущие активы - текущие обязательства (10)
Ликвидность баланса является основой (фундаментом) платежеспособности и ликвидности предприятия. Иными словами, ликвидность - это способ поддержания платежеспособности.
1.3.3 Прибыль и рентабельность предприятия
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).
Прибыль как экономическая категория выступает:
1) в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
2) результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
3) источником развития предприятия и финансирования его деятельности.
Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.
Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.
Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.
Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Са- хал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).
Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше.
Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после внесения в бюджет налогов и других платежей,называется чистой прибылью (рисунок 1)
Размещено на webkursovik.ru/
Размещено на webkursovik.ru/
Рисунок 1.Схема формирования чистой прибыли предприятия
Рентабельность предприятия является одним из основных качественных показателей эффективности его деятельности.
Рентабельность - доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли R к среднегодовой стоимости основного капитала(ОК) и нормируемых оборотных средств(ОС).
На рисунке 2 отражена схема распределения чистой прибыли на предприятии.
Рисунок 2. Распределение чистой прибыли предприятия
Создание фонда накопления предприятия имеет целью обеспечить финансирование затрат на развитие основных фондов,в результате чего возрастает экономический потенциал и создаются условия для приумножекния прибыли. Таким образом, подобные затратыимеют возвратный характер. Расходование части средств фонда накопления может быть и безвозвратным. Примерами являются затраты на создание основных непроизводственных фондов, на природоохранные мероприятия, на выпуск ценных бумаг предприятия.
Создание фонда потребления преследует в основном социальые цели: оказание материальной помощи работникам, оплата расходов, связанных с оздоровительным отдыхом, приобретение медикаментов. Средства фонда потребления используется для материального поощрения работников, когда премирование не является следствием достижения непосредственных производственных показателей, а имееют событийный характер.
Резервный фонд создается для покрытия убытков предприятия, для погашения непредвиденных затрат, связанные с обстоятельствами непреодолимой силы - стихийными бедствиями.
Рентабельность предприятия является одним из основных качественных показателей эффективности его деятельности.
Рентабельность - доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли R к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств (ОК + ОС).
Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.
При формировании цен на промышленную продукцию может использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
Таким образом, становится понятно, что рентабельность является одним из основных показателей работы любой организации абсолютно в любой сфере. Без должного подхода к этому показателю невозможно эффективная работа компании и вследствие чего увеличение прибыли.
Глава 2. Эффективность управления персоналом предприятия
2.1 Теоретические основы стимулирования персонала
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Первыми ориентироваться на психологические характеристики деятельности человека начали ориентироваться содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после теорий "кнута и пряника" и ей подобных.
С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.
Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Теория Маслоу выделять пять основных типов потребностей, составляющих иерархическую структуру (рис.3).
Само -
выражение Вторичные
Уважение
Социальные потребности
Безопасность и защищенность Первичные
Физиологические потребности
Рис. 3. Иерархия потребностей Маслоу
Теория МакКлелланда дополнительно к потребностям определенным классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.
Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля - они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий (основным стимулом людей к деятельности является определенное ожидание результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осуществлять путем создания у людей соответствующих ожиданий), теория справедливости (основным мотивом деятельности людей служит оценка справедливости возложения на них данного вида деятельности и вознаграждения за него, именно воспринимаемая людьми степень справедливости определяет усилия затрачиваемые людьми на ту или иную деятельность), модель мотивации Портера - Лоуера (согласно этой модели результативность труда и степень прилагаемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности, в том, что оно будет получено).
На формирование потребностей влияют следующие факторы:
· пол;
· возраст;
· профессия;
· семейное положение;
· экономическая ситуация;
· политическая ситуация;
· уровень образования;
· воспитание;
· социальная принадлежность.
Применяемые в современной хозяйственной практике системы стимулов достаточно разнообразны и зависят от множества условий как объективного характера (экономическое положение в стране, уровень безработицы, цены, состояние социального страхования и т.п.), так и от более частных обстоятельств (квалификационный уровень сотрудников, их чисто человеческие черты, возраст, психологический климат).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.