Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы и ключевые черты Гарцбургской модели управления, организационные документы, необходимые для ее внедрения на предприятии. Организация контроля в компании, обязанности и ответственность сотрудников, которым делегируются полномочия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 02.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение

1. Основы гарцбургской модели управления

1.1 Ключевые черты гарцбургской модели управления

1.2 Права, обязанности, ответственность сотрудников, которым делегируются полномочий

1.3 Организационные документы, необходимые для внедрения гарцбургской модели управления на предприятии

1.4 Условия эффективного делегирования полномочий

2. Внедрение гарцбургской модели управления в компанию ООО "ИнтерЭнергоТехнология"

2.1 Условия и предпосылки для внедрения гарцбургской модели управления на предприятии. Этапы внедрения

2.2 Совершенствование организационной структуры управления компании. Переход к управлению на основе делового сотрудничества

2.3 Развитие коммуникаций и интеграции подразделений и сотрудников

2.4 Организация и применение контроля в компании

Заключение

    Список литературы

Введение

Современная экономика в России характеризуется динамизмом и изменчивостью, ростом конкуренции и периодами нестабильности. В этих условиях для руководителей предприятий становится неизбежным вопрос адаптации с целью выживания и стабильного развития. Адаптация заключается, прежде всего, в гибкости управления компанией и готовности к внедрению организационных изменений. Успехи ведущих фирм в развитых странах связаны с созданием высокоэффективных механизмов управления человеческими ресурсами на уровне организации, в основе формирования которых комплексный, стратегический подход к использованию и развитию трудового потенциала. Наиболее успешные корпорации сегодня имеют общие характерные черты, несмотря на национальные или отраслевые различия. Они обеспечивают гарантированную занятость, перспективные системы продвижения по службе, внутреннее развитие персонала вместо глобальных кампаний найма, создают исключительно широкие возможности участия в хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным лицам, а как к членам общей корпоративной сети. В целом тенденции управления человеческими ресурсами имеют глобальный характер и отражают поиски передовых компаний в создании высокоэффективных систем реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим теоретическим положением новой концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. Необходимым фактором для построения в организации отношений, основанных на социальном партнерстве работников, является делегирование полномочий от руководителю к исполнителям и децентрализация управления. Делегирование полномочий от высшего руководства нижестоящим работникам повышает организационную эффективность, так как:

- уменьшает иерархичность;

- приближает принятие решений к месту реализации, повышает их качество, гибкость, оперативность;

- предотвращает потери времени на ожидание указаний;

- улучшает морально-психологический климат;

- способствует обучению персонала, подготовке кадрового резерва;

При делегировании полномочий руководители:

- освобождаются от текучки и могут заняться решением наиболее сложных и важных проблем;

- получают возможность рациональнее распределить нагрузку среди подчиненных, выявить среди них помощников и возможных преемников.

Подчиненным делегирование позволяет:

- проявить инициативу и самостоятельность;

- продемонстрировать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые; развить себя как личность; повысить свой престиж;

- создать стартовую площадку для дальнейшего продвижения по служебной лестнице;

- получить большую удовлетворенность от работы.

В рамках данной концепции широкое распространение в фирмах развитых стран получили следующие типы управления:
1) Управление по результатам. Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства. Задачи делегируются рабочим группам и определяются показатели, которые необходимо достичь. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными результатами. Результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий. При данной системе контроль носит очень важный характер, сопровождается на всех этапах деятельности, у исполнителей мало самостоятельности. Исполнители отвечают за результаты своей деятельности перед руководителем (а тот, в свою очередь, перед высшим руководством). Поэтому он вмешивается в действия сотрудников и иногда приписывает себе их успехи.
2) Рамочное управление. Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя. Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства. Однако при рамочном управлении ограничено использование ресурсов исполнителями, их полномочия в основном касаются решения специальных задач или особых случаев, поэтому может носить временный характер. У исполнителей нет полномочий принимать решения управленческого характера.
3) Управление на основе делового сотрудничества (Гарцбургская модель управления). Данная модель является наиболее совершенной системой управления человеческими ресурсами, поскольку сотрудникам передаются компетенция и ответственность, самостоятельно принимать решения и осуществлять их, что отличает данный тип управления от предыдущих. В этой модели меняется роль инструкций. Они не расписывают точно все действия, а лишь определяют их диапазон, содержат постановку задачи, описание применяемых технологий. Единые для всех условия делегирования и контроля определяет высшее руководство. Контроль над осуществлением полномочий может быть возложен на самих исполнителей с периодическим информированием руководителя, осуществляться последним в обычном режиме, быть специальным в отношении отдельных моментов (тогда имеет место так называемое выборочное делегирование). При необходимости постоянного сплошного контроля полномочия не делегируются. Данный тип управления является формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

1. Основы Гарцбургской модели управления

1.1 Ключевые черты Гарцбургской модели управления

Гарцбургская модель была создана профессором Рейнхардом Хёном в 1950-х годах в Академии Руководящих Кадров в Бад-Харцбурге, ФРГ. По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через "руководство в единстве с сотрудниками". Гарцбургская модель управления призвана активизировать не используемые мотивы сотрудников и поддержать их в стремлении к самостоятельным действиям. По мысли создателя, это способ для превращения простых исполнителей приказов, в активных мыслящих и предприимчивых субъектов.

Суть Гарцбургской модели состоит в объединении трех действий:

· ясная постановка задачи;

· четкое определение рамок принятия решений;

· четкое разграничение ответственности за действия и результат.

Гарцбургская модель направлена на изменение поведения сотрудников через "руководство в единстве с сотрудниками". Разработка Гарцбургской модели была продиктована убеждением в том, что традиционный авторитарный стиль управления больше не соответствует демократическому общественному устройству, в частности требованиям и способностям современного высококвалифицированного и самостоятельно думающего работника. При авторитарном стиле управления руководство с делегированием полномочий также имеет место. Оно построено на простом механизме передачи распоряжений сверху вниз и подчинении нижестоящих вышестоящим руководством. Её сущность кроется в том, что начальник и подчинённый взаимодействуют только в рамках переданных подчинённому обязанностей. Такое делегирование ограничено формальными правилами. Здесь делегируются только задания и работа, а не право действовать самостоятельно, стало быть, и ответственность подчинённому не передаётся.

Главным достоинством модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации и ее конкурентные преимущества.

Гарцбургская модель управления по своей сути - это метод делегирования управления. Она базируется на следующих принципах:

1. Производственные решения принимаются на тех уровнях, на которых в них возникает необходимость и на которых они реализуются.

2. Производственные решения принимаются не отдельными высшими или средними руководителями в должностной иерархии, а многими сотрудниками. В нашей компании производственные решения принимаются в зависимости от компетенции работников и специфики их производственной деятельности, при этом важное значение имеет персонификация ответственности, то есть, определен круг лиц, непосредственно отвечающих за принимаемые решения.

3. Вместо отдельных поручений каждому сотруднику предоставляется чётко очерченное поле деятельности, в рамках которого он может самостоятельно принимать решения. Реализация данного принципа позволила в нашей организации руководству сосредоточиться на решении стратегических задач, поручая некоторые текущие непосредственным исполнителям.

4. Ответственность не концентрируется у высшего руководства. Часть её делегируется на места, в подразделения, занимающиеся данной проблемой.

5. Распределение задач идёт не сверху вниз, а снизу вверх по принципу передачи на верхний уровень лишь тех решений, которые не могут компетентно приниматься на нижнем уровне.

6. Принципы взаимоотношений руководителей и сотрудников четко определены и оформлены в специальном документе по руководству предприятием. Следование этим принципам обязательно для всех Хант Дж. Управление людьми в компаниях. - ЗАО «ОЛИМП - БИЗНЕС», 1999. - с. 271-273..

7. Производственные решения принимаются на тех уровнях, на которых в них возникает необходимость и на которых они реализуются.

8. Производственные решения принимаются не отдельными высшими или средними руководителями в должностной иерархии, а многими сотрудниками. В нашей компании производственные решения принимаются в зависимости от компетенции работников и специфики их производственной деятельности, при этом важное значение имеет персонификация ответственности, то есть, определен круг лиц, непосредственно отвечающих за принимаемые решения.

9. Вместо отдельных поручений каждому сотруднику предоставляется чётко очерченное поле деятельности, в рамках которого он может самостоятельно принимать решения. Реализация данного принципа позволила в нашей организации руководству сосредоточиться на решении стратегических задач, поручая некоторые текущие непосредственным исполнителям.

10. Ответственность не концентрируется у высшего руководства. Часть её делегируется на места, в подразделения, занимающиеся данной проблемой.

11. Распределение задач идёт не сверху вниз, а снизу вверх по принципу передачи на верхний уровень лишь тех решений, которые не могут компетентно приниматься на нижнем уровне.

12. Принципы взаимоотношений руководителей и сотрудников четко определены и оформлены в специальном документе по руководству предприятием. Следование этим принципам обязательно для всех.

В Гарцбургской модели управления ключевое значение уделяется вопросам делегирования полномочий и ответственности с верхних на нижние уровни иерархии управления компанией. Руководитель не может влиять буквально на всё и контролировать все производственные процессы. Значит, он не может нести ответственность за всё. Он делегирует свою ответственность вниз, по иерархии и отвечает за то, как его заместители справляются со своей работой, а не контролирует действия подчинённых им людей. Передача ответственности на предприятии базируется на диапазонах действия или диапазонах делегирования. Необходимо чётко разграничивать диапазон делегирования, и определить какие, полномочия переданы каждому сотруднику для решения поставленных перед ним задач, а также рамки ответственности, которую он несёт при исполнении делегированных ему полномочий. Нельзя не учитывать компетенцию при распределении задач, иначе невозможно будет регулировать ответственность. Необходимо чтобы каждая должность включала в себя следующие элементы:

- четко ограниченный круг задач, связанных с этой должностью;

- компетенция, соответствующая данной должности, т.е. сфера полномочий, в рамках которой он может правильно решать поставленные перед ним задачи;

- ответственность, которую несёт сотрудник в соответствии с задачами и компетенцией;

- поставленная цель с точки зрения задач и компетенции, связанных с этой должностью.

Определение границ диапазона ответственности делегирования входит в обязанности руководства предприятия, а не отдельного начальника. Причём делегирование не зависит от субъективных пожеланий того или иного начальника. Диапазон делегирования должен определяться в соответствии с объективной необходимостью, прежде всего целями и задачами организации. Для каждой должности, в зависимости от целей, определяются задачи, компетенция и соответствующая ответственность. Процесс делегирования строится с учётом объективного положения дел, а не в зависимости от личности. Главная задача заключается в том, как для конкретной должности подобрать конкретный, подходящий только ей, диапазон делегирования, т.е. совокупность передаваемых задач, прав и полномочий, учитывая ресурсы и возможности, а может быть и недостатки данной должности. Какая должность, - а не какой работник, - подходит под те задачи, которые в этот момент необходимо делегировать сверху. Каждый раз проблему выбора должности под делегируемые полномочия приходится решать на месте, с учётом всех обстоятельств. Вопрос определения объёма ответственности, которую несёт каждый сотрудник, занимающий конкретную должность, является составной частью делегируемого диапазона Пугачев В. Руководство персоналом организации: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2007. - C. 163-166..

1.2 Права, обязанности, ответственность сотрудников, которым делегируются полномочий

После того, как задачи, которые должен решать сотрудник, определены, определяется степень его ответственности.

Существует два вида ответственности:

- ответственность за действия;

- ответственность за руководство.

Ответственность за действия несёт сотрудник: он, а не начальник, должен отвечать за всё, что сделал или не сделал в рамках делегированных ему полномочий. Ответственность за руководство несёт начальник: он отвечает за то, как он исполняет свои обязанности начальника. При делегировании, начальник несёт ответственность за ошибки подчиненных только в том случае, если допустил ошибки при выполнении своих обязанностей руководителя. Обязанность сотрудников - самостоятельно действовать и решать, обязанность начальника - давать сотрудникам действовать и решать самостоятельно. Сотрудник, действующий на основе принципа делегирования ответственности, существенно отличается от подчинённого, действующего в рамках авторитарного руководства. Обязанности, которые должен выполнять сотрудник, можно сформулировать так:

1. Сотрудник обязан в рамках делегированного диапазона действовать и решать самостоятельно по собственной инициативе.

Сотрудник должен быть готов к самостоятельному принятию решений при соответствующей компетенции и с соответствующей ответственностью. Он должен сознательно брать на себя риск, который возлагается на него при таком виде руководства. Начальник уже не может координировать поведение сотрудников посредством различного рода указаний и принимать решения по вопросам, которые находятся непосредственно в диапазоне делегирования сотрудника.

При этом сотрудник должен придерживаться законодательных предписаний общих инструкций и рекомендаций, а это означает, что он обладает свободой только в предоставленных ему рамках.

Очень важно предоставлять сотрудникам возможность самостоятельно действовать и принимать решение, записывая это в круг его должностных обязанностей.

2. Все исключительные случаи, для регулирования которых полномочий сотрудника недостаточно, докладывается начальнику.

Тем не менее, сотрудник должен включаться в процесс поиска решения, осуществляемый начальником, во всех случаях которые касаются его диапазона делегирования, в то время как при авторитарном руководстве все решения принимаются начальником единолично.

Когда сотрудник консультирует начальника, он должен, открыто высказывать своё мнение независимо от того, приятно ему это или нет. Кроме того, в случае необходимости сотрудник обязан критиковать по существу решения начальника, так как в результате этой критики могут выявиться полноценные возражения по дальнейшим действиям и по возможным решениям.

3. Сотрудник обязан интенсифицировать свой диапазон делегирования, т.е. думать о том, как можно завтра улучшать то, что имеется сегодня.

В рамках своей компетенции он должен действовать как «предприниматель», а не только как «исполнитель». Это логично, так как ему доверен собственный участок для принятия самостоятельных решений. Если осуществление идеи сотрудника не выходит за рамки его компетенции, то он должен прилагать все усилия для осуществления этой идеи. Если же его полномочий недостаточно, то необходимо поставить в известность начальство.

4. Сотрудник обязан без приглашения или напоминания информировать своего начальника о делегируемых ему полномочиях и задачах, с тем, чтобы начальник был в курсе всех событий, происходящих на данном участке, и мог принимать своевременные и правильные решения.

Обязанность информировать при делегировании ответственности отличается от такой же обязанности при авторитарном типе руководства, когда начальник в принципе всё решает сам, может постоянно вмешиваться и, наконец, несёт ответственность за все события.

5. Сотрудник обязан, без особых указаний своего начальника, информировать обо всех фактах, касающихся делегированных ему полномочий, если эти факты должны знать другие работники предприятия и если эти факты должны знать другие работники предприятия и если они помогут им лучше справляться со своими обязанностями. Такая поперечная информация, от одного рабочего места или должности к другому - называется внутрипроизводственной. Она функционирует параллельно хождению информации по служебным, т.е. формальным каналам. При авторитарном управлении поперечное информирование отсутствует.

6. Наряду с горизонтальным и поперечным информированием сотрудник обязан также координировать свои действия с коллегами.

Когда происходит обычная координация совместных усилий, нет необходимости каждый раз впутывать начальника. Он нужен только в исключительных случаях, когда возникают проблемы, которые нельзя решить на коллегиальной основе.

7. Сотрудник обязан постоянно стремиться к повышению своей квалификации.

Эта обязанность логически вытекает их передачи подчинённому части полномочий начальника. Поскольку новые обязанности всегда более ответственны и сложны чем старые, для их успешного выполнения нужны серьёзные знания. Необходимо сделать так, чтобы знания и способности сотрудника отвечали современным требованиям. К тому же он должен быть в курсе всех событий, которые имеют хоть какое то отношение к должностным обязанностям. Только выполняя эти требования, сотрудник сможет оптимально выполнять делегированные ему задачи Календжян С., Бёме Г. Делегирование полномочий и ответственности: система эффективного управления. - М.: Дело, 2007. - C. 45-48..

Наряду с обязанностями у сотрудника есть соответствующие права:

- Сотрудник не только обязан самостоятельно действовать и решать, но он имеет также право на то, чтобы его начальник допускал самостоятельные шаги.

- Сотрудник имеет право на то, чтобы его начальник при всех решениях, которые имеют отношение к его диапазону делегирования, подключал его к диапазону делегирования, подключал его для консультаций.

- Если начальник не желает консультироваться с подчинённым, считая, что сам способен принять квалифицированное решение, подчинённый не должен довольствоваться этим. Он имеет право на то, чтобы начальник, выслушав, принял его совет к сведению.

- Сотрудник имеет право на то, чтобы по собственной инициативе внутри предприятия контактировать с сотрудниками, которые касаются сферы его деятельности.

- Сотрудник имеет право знать о том, как начальник оценивает его работу.

- Сотрудник имеет право на то, чтобы начальник способствовал его профессиональному продвижению по службе, если для этого имеются основания. С этим связано право на повышение квалификации.

Отсюда следует, что сотрудник защищен от произвола начальника, который господствовал при авторитарном руководстве. Отношения сотрудника и начальника определяются чёткими и обязательными нормами поведения, а не субъективными желаниями одной из сторон. В случае нарушения начальником формальных правил сотрудник вправе жаловаться Кнорринг В. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - C. 207-210..

1.3 Организационные документы, необходимые для внедрения Гарцбургской модели управления на предприятии

Гарцбургская модель предлагает два основных инструмента управления:

1) описание рабочих мест (ОРМ);

2) общую инструкцию по управлению (ОИУ).

Эти документы позволяют решать проблемы организационного аспекта управления компанией. Они создают условия для наведения порядка в компании и влияют на формирование и развитие корпоративной культуры, нацеленной на достижение стратегических целей.

Управление персоналом на предприятии возможно лишь при том условии, что для каждого рабочего места будут чётко определены цель, задачи, компетенции, и вытекающие из них полномочия. В Гарцбургской модели “Описание рабочих мест (ОРМ)” имеет отношение к каждому сотруднику и используется в качестве инструмента управления значительно более эффективно, чем должностная инструкция. При управлении предприятием на основе делового сотрудничества, когда сотрудники предприятия имеют право самостоятельно действовать и принимать решения, опираясь при этом на переданные им полномочия, описание рабочего места помогает точно определить область полномочий для каждого сотрудника. Для этого оно должно содержать в себе определённые пункты:

Цель. Она определяется для каждого рабочего места, но при этом она не должна противоречить общей цели всего предприятия.

Задачи. Для каждого сотрудника существует круг задач, выполнение которых приводит к достижению установленной цели.

Компетенции. Это круг полномочий, круг вопросов, в которых данный сотрудник обладает познаниями и опытом. Компетенции нужны сотруднику для выполнения стоящих перед ним задач.

Функция. Это деятельность сотрудника, которая заключается в выполнении стоящих перед ним задач.

Таким образом, появляется взаимозависимость двух видов ответственности:

1. Ответственность сотрудника за выполнение или невыполнение задач, установленных в описании рабочего места;

2. Ответственность руководителя за выполнение своих обязанностей по руководству. Он не отвечает за действия и решения своих подчинённых.

Также описание рабочего места позволяет:

- распределить полномочия между руководителями, находящимися на близких друг другу уровнях управления;

- разделить полномочия между начальником и его подчинёнными;

- разграничить полномочия между сотрудниками, находящимися на равных уровнях, между коллегами, а также между сотрудниками и его подчинёнными;

- определить, с какими должностными лицами должен контактировать каждый сотрудник;

- установить подчинённость «снизу», т.е. определить, кому подчинён данный сотрудник, кто его начальник;

- установить подчинённость сверху, т.е. определить, подчинён данному сотруднику, для кого он является начальником;

- определить, кто и каким образом будет выполнять функции сотрудника в случае его отсутствия, т.е. установит заместителя, наблюдателя или замещающего.

Кроме того, описание рабочего места помогает сотруднику провести грань между стандартными ситуациями, в которых он должен действовать самостоятельно, и чрезвычайными ситуациями, которые должны решаться уже его начальником, либо на более высоком уровне. В описании рабочего места должны быть включены лишь профессиональные задачи сотрудника, а не права и обязанности, которыми он обладает, занимая определённую должность. В описание рабочего места не входит описание рабочего процесса. Иными словами, в нём содержится лишь описание задач и обязанностей сотрудника, а не конкретные указания по их выполнению. В описание рабочего места не включена оценка работы. Работа оценивается по параметрам, выработанным на основе описания рабочих мест. В описании рабочего места содержится общий организационный запрет для всех сотрудников предприятия. Это означает, что:

- только руководство предприятия имеет право распределять задачи, компетенции и ответственности;

- по своему усмотрению руководство предприятия может передавать это право другим должностям;

- каждый приступающий к работе сотрудник получает предусмотренный для его должности круг полномочий и описан рабочего места, требования которого он обязан выполнять. Но и при этих установленных рамках сотрудник должен проявлять самостоятельность и инициативу при решении поставленных перед ним задач. При распределении ответственности это означает, что работнику запрещается возвращать и перепоручать кому-либо свои обязанности и полномочия, а для руководителя запрещается принимать их обратно и передавать другим сотрудникам Календжян С.О. Обучение на предприятии в интересах бизнеса. // Бизнес Академия, 2001. - № 2. - C. 15-18..

Описание рабочего места вносит преимущества в деятельность сотрудников, руководителей в деятельность сотрудников, руководителей, а также в работу всего руководства предприятия.

Для сотрудников имеются следующие преимущества:

1. В описании рабочего места точно установлены круг полномочий, которыми обладает сотрудник, и задачи, которые он обязан выполнить для достижения поставленных перед ним целей. Таким образом, описание рабочего места помогает сотруднику избежать необоснованной критики со стороны руководителя. Без описания рабочего места пройдёт немало времени, пока сотрудник узнает свои цели, задачи и компетенции. Поэтому наличие описания рабочего места особенно важно для приступающих к работе новых сотрудников.

2. Описание рабочего места чётко устанавливает границы ответственности сотрудника. Сотрудник знает, что несёт ответственность лишь за выполнение или невыполнение тех задач, которые указаны в описании рабочего места. При разграничении ответственности каждому известно, кто за что отвечает. Это имеет большое значение для стабильного протекания рабочего процесса, т.к. постоянные споры об ответственности занимают слишком много времени, что в свою очередь затормаживает деятельность всего предприятия.

3. Описание рабочего места даёт работнику уверенность, что его деловые и профессиональные качества будут объективно оценены руководством. Ему известно, что результаты его деятельности будут оцениваться в соответствии с установленными для его рабочего места целями и задачами.

4. Ориентируясь на описание рабочего места, сотрудник сможет самостоятельно осуществить над собой контроль. Ознакомившись с описанием рабочего места, сотрудник знает, что от него ожидают, а также могут определить, соответствуют ли его способности требованиям данного рабочего места.

5. Описание рабочего места наделяет сотрудника некоторой степенью независимости от его руководителя. Каждый сотрудник, согласно описанию рабочего места, имеет право самостоятельно действовать и принимать решения, поэтому ему вовсе необязательно согласовывать каждое конкретное действие с начальником. Сотрудник также имеет право защищать свои действия от нежелательного вмешательства начальника.

6. Сотрудник по отношению к коллегам получает свободу действий, которая, конечно, не безгранична.

7. Ознакомившись с описанием рабочего места, а, следовательно, и с возможностями, вытекающими из этого рабочего места, и с требованиями к нему, новый сотрудник может определить, подходит ему эта должность или нет.

8. Описание рабочего места помогает новому сотруднику освоиться с должностью, т.е. понять, что от него требуется и быстро приступить к выполнению работы.

9. Смена руководства отдела или иного подразделения не требует переустройства всего отдела. Таким образом, сохраняется непрерывность рабочего процесса.

10. Описание рабочего места играет большую роль при объективном определении заработной платы сотрудника Календжян С., Бёме Г. Делегирование полномочий и ответственности: система эффективного управления. - М.: Дело, 2007. - C. 53-56..

Описание рабочего места имеет также преимущества и для руководителей предприятия:

1. Руководство имеет обзор всех взаимосвязей между отдельными участками предприятия. Это даёт возможность эффективно решать проблемы переустройства всего предприятия.

2. Благодаря описанию рабочего места все сотрудники точно знают свои полномочия. Поэтому руководство предприятия уже не занимается урегулированием тех мелких конфликтов, которые возникают на отдельных участках. Каждый отдел или подразделение самостоятельно решает подобные проблемы, так как

лучше знает специфику своей деятельности. Таким образом, решения становятся объективнее и справедливее, а, следовательно, повышается авторитет руководства предприятия.

3. Чёткое распределение полномочий на всех уровнях управления позволяет руководству предприятия решать не текущие вопросы на уровне отдельных участков работы, а вопросы, касающиеся деятельности организации в целом. Например, анализ и обобщение результатов работы на отдельных участках, и решение на их основе стратегических вопросов предприятия.

Описание рабочего места имеет преимущества и для самого предприятия в целом:

1. Описание рабочего места обеспечивает организацию единым и прочным порядком, который нельзя изменить по чьему либо желанию.

2. Описание рабочего места позволяет объективно оценить уровень оплаты для каждого сотрудника.

3. Описание рабочего места помогает руководству осуществить кадровое планирование, набор и расстановку кадров, а также их обучение и повышение квалификации.

4. Описание рабочего места повышает культуру делового общения между сотрудниками.

5. Описание рабочего места сокращает текучесть кадров. Это утверждение можно объяснить следующим образом: сотрудник, который имеет чётко определённый участок работы, в большей степени защищен от производственных конфликтов, которые могут у него возникнуть с коллегами или руководством.

6. Имея описание рабочего места, предприятию легче и быстрее найти новых кадров. Такое предприятие обеспечивает своих сотрудников чётко установленными участками работы и, таким образом, создаёт для них благоприятные условия труда Хен Р., Беме Г. Как руководить людьми - практика менеджмента на предприятии. - Евроменеджмент, Бад-Гарцбург, 1995. - C. 178-181..

В целом описание рабочего места повышает производительность труда и улучшает его результаты.

Одного описания рабочего места недостаточно для того, чтобы предприятие могло полноценно функционировать по принципам управления на основе делового сотрудничества. Поэтому необходимо установит общие принципы управления. Если описание рабочего места действует только для конкретного должностного лица, то правила «Общей инструкции по управлению» должны соблюдать все сотрудники предприятия. «Общая инструкция по управлению (ОИУ)» является сводом основных регламентирующих принципов управления, принятых в компании. В «Общей инструкции по управлению» оговорены профессиональные взаимоотношения между руководством предприятия и подчинёнными, и как подчинённые должны относиться к своему руководству. При управлении на основе делового сотрудничества руководители не имеют права действовать, как им вздумается.

«Общая инструкция по управлению» содержит:

- информацию о компании и ее структуре; информация о компании и ее структуре;

- краткое изложение сущности управления на основе делового сотрудничества;

- характеристику полномочий, которыми наделяет руководитель подчинённых;

- обязанности и права сотрудника по отношению к своему начальству и к своим коллегам;

- обязанности и права начальника по отношению к своим подчиненным;

- ответственность при управлении на основе делового сотрудничества;

- принципы беседы и обсуждения с сотрудниками;

- принципы использования служебного разговора и обсуждения;

- принципы осуществления контроля над работой и результатами;

- рекомендации по использованию критики и похвалы;

- принципы координации;

- принципы обмена информации;

- принципы формирования целей;

- принципы управления на основе делового сотрудничества;

- принципы взаимодействия между штабом и линией, а также взаимодействие штабов между собой;

- принципы формирования целевых команд и организации их работы;

- функции обсуждения за круглым столом;

- правила организации замещения, наблюдения или замены;

- порядок выдачи отдельных поручений, т.е. основные правила, которых придерживается начальник, если он даёт особые поручения подчинённым;

- порядок рассмотрения жалоб;

- принципы урегулирования служебного порядка;

- положение и задачи функционального начальника, правила установления функционального подчинения;

- положение и задачи административного начальника, принципы вынесения дисциплинарных мер.

Эти общие правила при учёте особенностей конкретного предприятия могут претерпевать изменения Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1995. - C. 45-48..

Введение в действие «Общей инструкции по управлению» осуществляется руководством предприятия.

Делегирование полномочий эффективно, при соблюдении следующих условий:
- подчиненные действительно знают и понимают, какие новые обязанности переданы им. Утвердительный ответ сотрудника на вопрос, все ли понятно ему, не всегда бывает правдивым: он может заблуждаться, а может бояться признаться, что не все понял;
- сотрудник подготовлен к выполнению новых функций заблаговременно, есть уверенность в его способности выполнить задание и обеспечено действие механизма стимулирования и мотивации;
- подчиненный не будет получать "ценных указаний" от другого начальника через голову своего непосредственного руководителя;
- сотрудник знает свои права и обязанности без каких-либо неопределенностей;
- сотрудник свободен в своих действиях: чем менее заметно участие руководителя в выборе путей реализации поставленных задач, тем лучше;
- сотрудник уверен в своем праве идти на продуманный риск и в праве совершения ошибок. Это важно и как способ борьбы с рутиной и косностью в деятельности аппарата управления;
- будут установлены конкретные цели и сроки выполнения задания;
- подчиненный будет правильно понимать необходимость контроля хода выполнения и давать объективную информацию об отклонении от плановых показателей;
- сотрудник понимает, что он не только имеет право принимать оперативные решения, но и обязан применить его в случае необходимости. Человек, получивший полномочия, не только может, но и обязан, если этого требует ситуация, он должен знать, что ему придется отчитываться не только за свои решения, но и за бездействие. Особенно это положение важно при возникновении экстремальных ситуаций, в условиях кризиса, когда человеческий фактор приобретает особое значение Хен Р., Беме Г. Как руководить людьми - практика менеджмента на предприятии. - Евроменеджмент, Бад-Гарцбург, 1995. - C. 192-196..

1.4 Условия эффективного делегирования полномочий

При распределении полномочий учитываются следующие моменты:

Во-первых, полномочия должны быть достаточны для решения стоящих задач.

Во-вторых, они увязываются с полномочиями тех, с кем субъекту приходится сотрудничать. Это обеспечивает их взаимодополнение и эффективное использование. Если бы полномочия перекрывались, или, наоборот, не охватывали все необходимые вопросы, нужного эффекта достигнуть бы не удалось.

В-третьих, линии полномочий четкие и определенные, для того чтобы каждый сотрудник точно знал, от кого он получает полномочия, кому их передает; перед кем отвечает и кто отвечает перед ним.

В-четвертых, обладатели полномочий обязаны все проблемы, не выходящие за рамки их полномочий, решать самостоятельно и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.

Делегирование ответственности предполагает наличие определённой системы контроля над исполнением. Контроль является главным средством обеспечения руководства делегированным диапазоном. Всё что делегировано, должно контролироваться. Для начальника контроль является базовым средством по обеспечению руководства и контроля над диапазоном делегирования сотрудников. В первую очередь контролируются правильность соответствующих обязанностей, как начальника, так и сотрудников. В практике используются самые разные формы контроля, в том числе служебный надзор, контроль конечных результатов деятельности. Функция контроля сотрудников со стороны руководителя является неделегируемым полномочием начальника. Начальник не имеет права перепоручать контроль другому сотруднику. Руководитель сам должен справляться с функцией контроля. Однако он контролирует не всю иерархию нижестоящих руководителей и сотрудников, а только тех, которые подчиняются ему непосредственно. Если он начнет “бегать” по заводу и проверять всех подряд, то ему явно не хватит времени для своей непосредственной работы. Руководитель при проверке своих подчиненных разделяет контроль на два вида:

1) если подчиненный также является руководителем, то проверяется его деятельность как по руководству людьми, так и по выполнению конкретных заданий;

2) если сотрудник не является руководителем, то проверяется, как он выполняет порученную ему работу, в частности, соответствует ли уровень его знаний и навыков сложности решаемых задач.

Для эффективного функционирования любой организации необходим обмен информацией, а на предприятии обмен информацией обеспечивает согласованную работу всех отдельных участков и ступеней в организационной иерархии. Принцип руководства с делегированием ответственности подразумевает функционирующий информационный поток, который направлен как сверху вниз, так и снизу вверх. Только правильно организованная информационная работа обеспечивает связь между подразделениями. Только правильная организованная информационная работа обеспечивает связь между подразделениями. Без соответствующей и достаточной информации начальник потерял бы контроль за подчиненным ему диапазоном делегирования. И, соответственно, начальник не смог бы достаточно эффективно выполнять свои непосредственные функции как руководитель. А сотрудник без соответствующей достаточной информации был бы не в состоянии успешно выполнять свои обязанности. Кроме информации снизу вверх - от сотрудников к начальнику и сверху вниз - от начальника к сотрудникам, существует так называемая поперечная информация. Это означает, что должностное лицо одного из подразделения информирует должностное лицо из другого подразделения непосредственно, а не через своих руководителей. И это во многом облегчает работу отдельных участков, находящихся на разных ступенях иерархии, и даёт сотрудникам возможность наиболее оптимально осуществлять свои функции Урбан М. Успех чужими руками. Эффективное делегирование полномочий. - Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2007. - C. 89-93..

2. Внедрение Гарцбургской модели управления в компанию ООО «ИнтерЭнергоТехнология»

2.1 Условия и предпосылки для внедрения Гарцбургской модели управления на предприятии. Этапы внедрения

Основной причиной внедрения Гарцбургской модели управления на нашем предприятии послужило увеличение масштабов деятельности и строительство промышленных объектов, находящихся за пределами Белгородской области. При прежней структуре управления (линейно-функциональной) была очень сильна централизация управленческих решений и властных полномочий на верхнем уровне управления организацией. Многие решения, которые были в компетенции нижнего управленческого звена, согласовывались с вышестоящим руководством. Найм персонала, его продвижение и увольнение, даже низкоквалифицированных рабочих, осуществлялось высшим руководством. Это было оправдано при общем количестве работников около 30 человек, одном производственном объекте и деятельностью в городе Белгороде. Однако, с расширением деятельности и увеличением численности персонала прежняя модель управления, основанная на единоличном принятии решений, всеобъемлющем контроле и отсутствию делегирования полномочий на нижние уровни управления оказалась неэффективной. Поскольку принятие и реализация управленческих решений тормозились, а иногда запаздывали, коллегиальное взаимодействие фактически отсутствовало, информирование руководства зачастую было избыточным и необязательным, вследствие чего стали упускаться из виду производственные проблемы. Прежняя модель упра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.