Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Предмет права социального обеспечения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.02.13. Год: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Предмет права социального обеспечения.
Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. закрепила  основополагающий принцип социального  обеспечения — право каждого  члена общества на социальное обеспечение, а также на поддержание необходимых  условий для достоинства и  свободного развития личности в экономических, социальных и культурных областях. Так, например, в ст. 25 Декларации прав отражены следующие положения:
1) право каждого  члена общества на достойный  уровень жизни, гарантирующий  удовлетворение всех основных  потребностей;
2) понятие и  перечень условий наступления  так называемых социальных рисков, влекущих возникновение права  на социальное обеспечение;
3) младенчество  и материнство выделены в качестве  самостоятельного основания для  наделения граждан особым видом  социального попечения и социальной  помощи.
Иным международным  документом, закрепляющим права граждан  на социальное обеспечение, является Пакт «Об экономических, социальных и  культурных правах» 1966г. Следуя указанным  международным документам, Конституция  Российской Федерации 1993г. закрепила  основополагающий принцип социального  обеспечения на территории Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации  Россия — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. На территории Российской Федерации  каждому гарантируется социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральными законами. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются федеральными законами. Кроме того, на территории Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность в сфере социального обеспечения. Важно отметить, что в соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под особой защитой государства.
Таким образом, социальное обеспечение — это  забота государства о своих гражданах, которые по не зависящим от них  причинам не могут иметь достаточных  средств к существованию. Социальное обеспечение — это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых созданных государством правовых, экономических и социальных мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменения социального положения граждан и иных физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми. Социальное обеспечение является многогранным и многоаспектным понятием.
Основные современные  критерии в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:
1) источники  финансирования
Практически все  ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться  за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время  финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственная социальная помощь;
2) круг лиц,  подлежащих обеспечению
С юридических  позиций общепринято, что обеспечение  за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для  определенных их категорий, установленных  в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;
3) условия предоставления  обеспечения
Право на тот  или иной вид обеспечения устанавливается  для определенных групп из вышеперечисленных  граждан только при наступлении  соответствующих обстоятельств, указанных  в законе. К таковым преимущественно  относятся события (достижение определенного  возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются  с наступлением для человека трудной  жизненной ситуации, в которой  он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;
4) цель предоставления  обеспечения
Предоставляя  гражданам тот или иной вид  обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно  подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
При формировании понятия социального обеспечения  необходимо учитывать также, что  оно является выражением социальной политики государства на данном этапе  его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.
Так, социальное обеспечение как явление общественной жизни можно рассматривать в  следующих аспектах:
1)это экономическая  категория, один из способов  распределения материальных благ  между членами общества;
2) это одна  из основных внутренних функций  государства;
3) это социальная  категория, которая гарантирует  человеку сохранение статуса  полноценного члена общества  в тех случаях, когда он по  не зависящим от него причинам  нуждается в социальной помощи  и государственной поддержке;
4) это правовая  категория, которая означает субъективное  право лица на оказание государственной  помощи, и правовой механизм, закрепляющий  организационно-правовые способы  осуществления социального обеспечения,  порядок образования соответствующих  финансовых систем, систем управления  социальным обеспечением, порядок  социального обеспечения, виды  и условия предоставления социальной  помощи, механизм защиты нарушенных  прав;
5) это самостоятельная  отрасль российского права, система  правовых норм.
Законодатель  выделяет формы и виды социального  обеспечения. Так, например, организационно-правовыми  формами социального обеспечения  являются:
·         система социального страхования;
·         система пенсионного обеспечения;
·         система выплаты пособий и  компенсаций;
·         система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей  с детьми и безработных граждан.
В зависимости  от источника выплаты денежных средств (источника финансирования) на социальное обеспечение граждан выделяют следующие  его виды:
1) государственное  социальное обеспечение — это  такой вид социального обеспечения,  который осуществляется за счет  средств бюджетов всех уровней  (федерального, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных  бюджетов), а также за счет внебюджетных  государственных социальных фондов;
2) негосударственное  социальное обеспечение — это  такой вид социального обеспечения,  который осуществляется за счет  средств частных физических лиц,  в том числе индивидуальных  предпринимателей, предприятий, организаций.
В связи с  этим право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права состоит из совокупности правовых норм, регламентирующих эффективное функционирование указанных выше форм, видов социального обеспечения, и направлена на создание правового механизма социального обеспечения. Многоплановый характер общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением гражданами своего права на социальное обеспечение, объясняет комплексный характер отрасли права социального обеспечения. Вместе с тем единство права социального обеспечения как отрасли права обеспечивает своеобразные предмет и метод правового регулирования.
Право социального  обеспечения имеет самостоятельный предмет отрасли — совокупность правовых отношений, обладающих рядом отличительных признаков. К таким признакам относятся:
1) общая экономическая  природа отношений по социальному  обеспечению, т.е. указанные отношения носят распределительный характер;
2) специфический  круг субъектов отношений социального  обеспечения, одним из которых  всегда является государство  либо иной уполномоченный государством  субъект. Другим же субъектом  всегда выступает физическое  лицо; социальное обеспечение юридических  лиц невозможно;
3) объектом отношений  социального обеспечения всегда  является материальное благо.  Формами выражения указанного  блага являются: денежные выплаты  (пенсия, пособия, компенсации и  др.), оказание услуга социального  характера (предоставление на  льготных условиях медицинской  помощи, санаторно-курортного лечения,  содержания детей в образовательных  и воспитательных учреждениях  и др.);
4) специфические  юридические факты, с которыми  связаны возникновение, изменение  и прекращение отношений по  социальному обеспечению. Как  правило, это обстоятельства, которые  не зависят от воли субъекта  отношений и признаются государством  социально значимыми (так называемые  социальные риски).
Предмет права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права разделяется на три блока отношений:
1) отношения,  возникающие по поводу денежных  выплат. Данные отношения в зависимости  от вида денежных выплат подразделяются  на следующие виды:
·         по поводу обеспечения пенсиями,
·         по поводу обеспечения пособиями,
·         по поводу обеспечения компенсационными выплатами,
·         по поводу обеспечения страховыми выплатами;
2) отношения,  возникающие по поводу натуральных  видов социального обеспечения.  Данные отношения в зависимости  от вида социального обеспечения  подразделяются на следующие  виды:
·         по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях медицинской (лекарственной) помощи,
·         по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях социальной помощи на дому,
·         по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях протезно-ортопедической помощи,
·         по поводу санаторно-курортного лечения,
·         по поводу содержания детей в воспитательных и образовательных учреждениях,
·         по поводу профессионального обучения и трудоустройства молодежи,
·         по поводу предоставления транспортных средств инвалидам;
3) отношения  процедурно-процессуального характера,  основной целью которых является  обеспечение оптимального функционирования  первых двух видов отношений  по социальному обеспечению. В  зависимости от объектов, на которые  они направлены, отношения процедурно-процессуального  характера подразделяются на  следующие виды:
·         по поводу установления юридических  фактов,
·         по поводу реализации права на отдельные  виды социального обеспечения,
·         по поводу защиты нарушенных прав.
Таким образом, предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (так называемых социальных рисков) и направленных на компенсацию или минимизацию последствий от их наступления путем распределения материальных благ.
 
Метод права социального обеспечения.
 
В соответствии с положениями общей теории права  под методом правового регулирования  понимается совокупность приемов и  способов, используемых законодателем  для наиболее эффективного регулирования  определенного комплекса общественных отношений.
Всякий отраслевой метод правового регулирования  общественных отношений характеризуется  не одним каким-либо признаком, а  представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия  на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права.
Рассмотрим особенности  метода права социального обеспечения.
Сочетание централизованного  и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.
Статья 72 Конституции  Российской Федерации закрепляет, что  вопросы социального обеспечения  находятся в совместном ведении  Российской федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.
Субъекты Федерации  за счет собственных источников и  при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в  области социального обеспечения  возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного  предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих  финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с  целью повышения степени социальной защищенности человека.
Своеобразие общественных отношений, возникающих в сфере  социального обеспечения, предопределяет и уникальность метода воздействия  на данные отношения. В соответствии с основами теории государства и  права для наиболее точного установления метода правового регулирования отрасли права социального обеспечения используются следующие 4 критерия:
1) уровень регулирования  общественных отношений социального  обеспечения — характеризуется  сочетанием федерального, регионального,  местного и локального уровней  правового регулирования отношений  социального обеспечения;
2) порядок установления  прав и обязанностей субъектов  общественных отношений социального  обеспечения — проявляется в  сочетании договорных и внедоговорных  способов установления таких  прав и обязанностей;
3) правовое положение  (правовой статус) субъектов общественных  отношений социального обеспечения  — заключается в том, что  в праве социального обеспечения нет ни отношений равенства сторон, ни отношений субординации (власти-подчинения). Участники отношений, являясь экономически неравными, тем не менее обладают административной независимостью друг от друга. Своеобразие заключается в том, что имущественные права всегда принадлежат физическим лицам, а обязанности по их реализации возлагаются на уполномоченный государственный орган. Физические лица, как правило, выполняют полномочия процедурно-процессуального характера;
4) юридические  меры воздействия (способы защиты  нарушенных прав) — проявляются  в том, что у отрасли права социального обеспечения нет какого-либо особого механизма правового воздействия, т.е. физические лица могут воспользоваться административным либо судебным порядком защиты своих нарушенных прав. Однако есть особенности в характере санкций права социального обеспечения — отсутствие репрессивных санкций. Правонарушитель подвергается только правоохранительным либо правовосстановительным мерам воздействия. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
В данной отрасли  почти все юридические факты  — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в  результате которых утрачивается возможность  самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).
Правовые отношения  по социальному обеспечению в  основном возникают при наличии  совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые  имеют:
правовые основания  обеспечения; волеизъявление лица, ими  обладающего;
решение компетентного  органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.
 
Принципы  права социального обеспечения.
 
Показателем самостоятельности  отрасли права является наличие  не только собственного предмета и  метода правового регулирования  общественных отношений, но и специфических  отраслевых принципов, объединяющих отдельные  нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права  и обязанности.
В теории права  под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую  направленность развития правовых норм в пределах всей системы права  либо ее отдельных отраслей или институтов.
Принципы права социального обеспечения (ПСО) – основополагающие руководящие положения, определяющие содержание и развитие правовых норм в пределах ПСО либо его институтов.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: общеправовые, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости), межотраслевые, отражающие общие черты  нескольких отраслей права, отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
В регулировании  общественных отношений по социальному  обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.
К общеправовым относятся принципы:
признание и  гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
принадлежность  их каждому от рождения;
признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно  действующими;
равенство всех перед законом и судом;
равенство прав и свобод мужчины и женщины  и равенство возможностей для  их реализации;
право каждого  на объединение для защиты своих  интересов;
гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные  с реализацией гражданами предоставленных  им прав, общими являются, например, следующие  принципы: обеспечение достойной  жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан, запрещение принудительного  труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные  для таких отраслей права, как  трудовое, семейное, право социального обеспечения.
В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные  институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления  внутриотраслевых принципов непосредственно  в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995г. «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации» указаны  следующие принципы социального  обслуживания:
·         адресность;
·         доступность;
·         добровольность;
·         гуманность;
·         приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации;
·         конфиденциальность;
·         профилактическая направленность.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.
В рамках права социального обеспечения действуют три группы принципов: общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К числу отраслевых принципов относятся следующие  принципы права социального обеспечения:
1) всеобщность  социального обеспечения. Согласно  данному принципу правовой основой  социального обеспечения являются  Всеобщая декларация прав 1948г., Пакт  «Об экономических, социальных  и культурных правах», Конституция  Российской Федерации 1993г. и  иные нормативные акты. Реализация  принципа всеобщности социального  обеспечения предполагает равную  для каждого члена общества  возможность получать определенные  виды социальной поддержки независимо  от пола, расы, национальности и  т.п. Например, право на пенсию  принадлежит не только тем  гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми, нетрудоспособность, инвалидность);
2) общедоступность  социального обеспечения. Данный  принцип находит воплощение в  нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных  видов социального обеспечения;
3) установление  уровня социального обеспечения,  гарантирующего достойную жизнь  человека, свободное развитие личности. Кроме того, уровень социального  обеспечения должен удовлетворять  потребности не только самого  гражданина, но и нетрудоспособных  и несовершеннолетних членов  его семьи, находящихся на его  обеспечении. Достаточный уровень  жизни включает в себя достаточное  питание, достаточную одежду, достаточное  жилище и непрерывное улучшение  условий жизни. Фактически же  речь идет об установлении  определенных минимальных гарантий  — минимальный размер оплаты труда, минимальный набор товаров и услуг, льгот, необходимых для обеспечения достаточной жизни при наступлении обстоятельств, признаваемых государством социально-значимыми;
4) многообразие  оснований, форм и видов социального  обеспечения. Под основаниями  социального обеспечения понимают  обстоятельства, при наступлении  которых у человека возникает  право па социальное обеспечение.  Так, в рамках отрасли права социального обеспечения под основаниями принято понимать социальные риски, к числу которых относятся:
·         временная нетрудоспособность;
·         инвалидность;
·         достижение определенного возраста;
·         потеря кормильца;
·         смерть;
·         рождение человека и др.
Об организационно-правовых формах и видах социального обеспечения  говорилось ранее;
5)дифференциация  условий и порядка предоставления  социального обеспечения субъектам  общественных отношений. Так,  подобная дифференциация может  быть обусловлена следующими  факторами:
·         вид трудовой деятельности;
·         местность выполнения работ или  место проживания;
·         материальное положение субъектов;
·         степень трудоспособности;
·         семейное положение и т.д.;
6) целевое использование  средств. Данный принцип предполагает  осуществление социального обеспечения  за счет денежных средств, специально  выделенных и предназначенных  для этих целей. В соответствии  со ст. 39 Конституции Российской  Федерации социальное обеспечение  осуществляется как за счет  государственных средств (государственные  пенсии, пособия, компенсации, льготы), так и за счет добровольного  социального страхования, дополнительных  форм социального обеспечения  и благотворительности. Целевые  государственные средства на  социальное обеспечение выделяются  из двух источников: бюджеты всех трех уровней и средства государственных внебюджетных фондов. Кроме того, в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог.
Содержание принципов  права социального обеспечения:
Всеобщность социального  обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
В целом право  на социальное обеспечение по своей  сущности является всеобщим, так как  распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений  в праве на получение тех или  иных видов обеспечения, однако, устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.
Наиболее полно  принцип всеобщности воплощен в  пенсионном обеспечении. Пенсии — это  наиболее распространенный и характерный  вид социального обеспечения  престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как  правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее (содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр.). В России более 38 млн. пенсионеров, т.е. почти каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий — второй по объему источник доходов населения  после оплаты труда.
В настоящее  время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право  на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует  общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального  обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство  и детство, семья находятся под  защитой государства, каждому гарантируется  социальное обеспечение для воспитания детей.
В соответствии с российским законодательством  каждая семья независимо от ее социального  положения, количества воспитываемых  детей, материального достатка имеет  право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального  обеспечения.
Принцип всеобщности  обеспечения проведен также в  законодательстве, касающемся медицинской  помощи и лечения (ст. 41 Конституции  РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском  страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной  и территориальных программ обязательного  медицинского страхования медицинская  помощь и лечение предоставляются  всем гражданам РФ, при определенных условиях — иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.
Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
Государственное социальное страхование — это  основной организационно-правовой и  финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Государственная система социального страхования  включает:
·         пенсионное страхование;
·         медицинское страхование;
·         социальное страхование (страхование  по болезни);
·         страхование занятости (страхование  по безработице).
Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального  риска.
Финансовую базу указанных видов страхования  составляют государственные внебюджетные страховые фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к  уплате страховых взносов — основного  источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты  и услуги, предоставляемые работникам по системе государственного социального  страхования.
Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение  в обязанности уплаты страховых  взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированное реализации прав застрахованных.
Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. В Пенсионный фонд взносы взимаются также с личного  заработка работника.
По российскому  законодательству многие виды социального  обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют виды социального обеспечения, которые  непосредственно финансируются  за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия  на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального  обслуживания, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение  их средствами передвижения, транспортными  средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).
По мере развития рыночных отношений все большее  место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей  и работников.
Дифференциация  видов, условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально  значимых обстоятельств. Данный принцип  раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального  обеспечения, условия выплаты, размеры.
Критерии дифференциации могут носить объективный характер — это природно-климатические  условия, вредные, тяжелые и особо  вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Дифференциация  в социальном обеспечении предусмотрена  в зависимости от целого ряда социально  значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.
С определенной продолжительностью трудового стажа  связано право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца  от общего заболевания. Работа в неблагоприятных  условиях дает право на льготные условия  получения пенсионного обеспечения  и в более высоком размере. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для  получения особого вида пенсии —  пенсии за выслугу лет. Продолжительность  трудовой деятельности влияет на размер пенсионного обеспечения.
Связь социального  обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности).
К социально  значимым факторам дифференциации относятся  причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или  профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального  обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства:
·         возраст;
·         состояние здоровья;
·         семейное положение;
·         наличие иждивенцев;
·         многодетность;
·         воспитание детей в неполной семье;
·         проживание на определенных территориях  и в регионах;
·         приобретение статуса безработного;
·         пребывание в отпуске по беременности и родам;
·         по уходу за ребенком и т.д.
Обязанность государства  гарантировать уровень социального  обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения  от прожиточного минимума означает, что  пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни  нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В настоящее  время данный принцип не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе  социального обеспечения, назначаемая  в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой  труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия по старости, пособия  на детей, компенсационные выплаты  и др.). Однако это не означает, что  государство освобождается от обязанности  гарантировать человеку достойный  уровень жизни. Такая обязанность  вытекает как из международных актов  в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что  пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
24 октября 1997г.  был принят Федеральный закон  «О прожиточном минимуме в  Российской Федерации», которым  установлена правовая основа  для определения прожиточного  минимума в Российской Федерации  и его учета при установлении  гражданам государственных гарантий  получения минимальных денежных  доходов и при осуществлении  других мер социальной защиты  граждан.
Прожиточный минимум  определяется в Законе как стоимостная  оценка потребительской корзины  плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания  его жизнедеятельности.
Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.
Гарантированность социальной помощи в случаях, когда  человек нуждается в ней в  силу обстоятельств, признаваемых социально  значимыми.
Содержание данного  принципа выражается в том, что к  числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими  его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это:
·         достижение определенного возраста;
·         потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично;
·         утрата кормильца семьей;
·         длительная профессиональная деятельность в определенных сферах;
·         беременность и роды;
·         наличие детей в семье;
·         нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения;
·         протезирование;
·         вынужденное переселение;
·         смерть близких и т.д.
Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.
Представление о нуждаемости в социальном обеспечении  не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних  лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых  гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при  исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи  с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.
Многообразие  видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение  в том, что в случае наступления  того или иного социального риска  государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
В денежной форме  выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены  социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.
Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995г. предусмотрел следующие  виды государственных социальных выплат:
·         пособие по беременности и родам;
·         единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности;
·         единовременное пособие при рождении ребенка;
·         ежемесячное пособие на период отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
·         ежемесячное пособие на ребенка.
Отдельными нормативными актами предусмотрены:
·         пособие по временной нетрудоспособности;
·         по безработице;
·         единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
·         работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных  обязанностей;
·         гражданам при возникновении  поствакционных осложнений;
·         социальное пособие на погребение.
Система компенсационных  выплат — новое явление для  российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без  сохранения заработной платы; за время  отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группу престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; вынужденным  переселенцам и беженцам; на санаторно-курортное  лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств.
Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом государственной  системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается  социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее  время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или  со скидкой, адресованных гражданам  для удовлетворения их специфических  потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это:
·         медицинская помощь и лечение;
·         лекарственная помощь;
·         санаторно-курортное лечение;
·         социальная помощь на дому;
·         содержание в учреждениях социального  обслуживания;
·         содержание детей в детских учреждениях;
·         обеспечение транспортным средством  или средством передвижения, профессионального  обучения и трудоустройства инвалида;
·         протезно-ортопедическая помощь;
·         предоставление льгот по системе  социального обеспечения.
Многообразие  видов социального обеспечения  позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной  социальной помощи» от 17 июля 1999г. предусматривается  оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них  причинам имеют среднедушевой доход  ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В связи с  введением в действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные  основы обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок  возмещения вреда, причиненного жизни  и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях.
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и  осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о  праве каждого на объединение  для защиты своих интересов и  гарантированное свободы деятельности общественных объединений находит  свое преломление в названном  выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании  своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали  инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей  погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».
Для усиления общественной инициативы в сфере социального  обеспечения появляется законодательная  база. Так, например, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов  для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными  в судебном порядке.
 
 
 Источники  права социального обеспечения.
 
Из общей теории права мы знаем, что под источниками  права понимаются внешние формы  организации его содержания в  нормативных актах. Для российского  права характерно то, что основными  его источниками являются нормативные  правовые акты.
Под источниками  права социального обеспечения понимают нормативно-правовые акты уполномоченных субъектов, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет данной отрасли права. Отрасль права социального обеспечения обладает множеством источников. Так, можно провести следующую классификацию источников права социального обеспечения:
1) по уровню  правового регулирования:
·         федеральные нормативные акты;
·         нормативные акты органов государственной  власти субъектов Российской Федерации;
·         нормативные акты органов местного самоуправления;
·         локальные нормативные акты (на уровне общественных объединений, предприятий, организаций);
2) по объекту  воздействия нормативные акты, регулирующие:
·         пенсионные отношения;
·         пособия;
·         компенсационные выплаты;
·         социальное обслуживание населения  и т.д.;
3) по кругу  лиц нормативные акты, направленные  на:
·         пожилых граждан;
·         инвалидов;
·         семьи с детьми;
·         государственных служащих;
·         военнослужащих;
·         иные категории граждан;
4) в зависимости  от источника финансирования  тех мероприятий, которые регулируются  соответствующими нормативными  актами: нормативные акты, которые  регулируют социальное обеспечение
·         за счет средств обязательного социального  страхования (государственных внебюджетных фондов)
·         за счет бюджетных средств;
5) по юридической  силе все источники права социального обеспечения подразделяются на международно-правовые акты и внутригосударственное законодательство. Некоторые из международно-правовых документов уже были названы, также выделяют Конвенцию о правах ребенка 1989г., Конвенцию о равных возможностях лиц, обремененных семейными обязанностями 1955г. Внутринациональное законодательство включает в себя Конституцию Российской Федерации, ряд федеральных законов в области социального обеспечения:
·         Федеральный закон от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации»;
·         Федеральный закон от 15 декабря 2001г. «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации»;
·         Федеральный закон от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
·         Федеральный закон от 1 апреля 1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования»;
·         Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального  страхования»;
·         Закон Российской Федерации от 28 июня 1991г. «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации»;
·         Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Классификация источников ПСО.
Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам.
Среди перечисленных  выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения  по их юридической силе и по органам, которые их принимают.
По юридической  силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической  силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется  тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов. Законы делятся  на конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993г.
К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г.1 постановлением Верховного Совета РСФСР. Следует отметить, что основные положения Декларации получили законодательное закрепление  в Конституции РФ 1993г.
Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в Российской Федерации. В ст. 7 говорится, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в  ряде статей изложены основные права  граждан в сфере социального  обеспечения (38, 39, 41, 46). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 18 Конституции  РФ декларирует, что права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно  действующими.
Кодифицированным  актом в области социального  обеспечения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г.
Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.
По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.
Разновидностью  классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь  следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, престарелые).
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, можно сделать вывод, что нормы  международных договоров должны обладать высшей юридической силой  по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы  Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован  Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973г. Важное место отводится  Всеобщей декларации прав человека 1948г.
К первой группе источников также относятся Конвенции  МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об  основных целях и нормах социальной политики» (1962г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983г.) и др.
Новыми источниками  права социального обеспечения  являются нормы соглашений, заключаемые  странами Содружества Независимых  Государств /СНГ), устанавливающие условия  и порядок социального обеспечения  граждан при переезде из одного государства  СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992г. В соответствии с этим Соглашением государства — члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения.
На сегодняшний  день государства СНГ подписали  конкретные соглашения, в том числе  и в области социального обеспечения.
Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан  в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и  Республикой Молдова от 10 февраля 1995г., вступило в силу с 4 декабря 1995г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам  Республики Казахстан, проживающим  и(или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства от 5 сентября 1998г.
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.
Важное место  отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993г., которые введены в  действие 1 сентября 1993г. Этот нормативный  акт закрепляет право граждан  на охрану здоровья различных категорий  субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует  подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых— право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.
В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих пенсионное обеспечение: «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993г. с изменениями и дополнениями. Например, «о государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995г. или «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 1998г., обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т.д.
Третью группу составляют подзаконные нормативные  акты, среди которых особое место  занимают Указы Президента РФ в сфере  социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов (например, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998г.; Указ Президента РФ «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996г.) или Указ Президента РФ «О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров» от 1 августа 2000г.
Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок  применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 12 августа 1992г. «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995г., которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в ред. от 28 августа 1997г.; постановление Правительства РФ от 17 июля 1996г. «О приемной семье»; постановление Правительства РФ от 7 июля 1999г. «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ» и др.
Важную роль в нормотворчестве по социальному  обеспечению в пределах своей  компетенции играют министерства и  ведомства. Среди них особое место  занимает Министерство труда и социального  развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным  органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство  по обеспечению единой государственной  политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей  и других слоев населения, которые  нуждаются в поддержке со стороны  государства. Сюда можно отнести  Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996г., а также постановление  Минтруда РФ от 10 февраля 1998г. «Об утверждении  Порядка работы территориальных  органов Минтруда по вопросам занятости  населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей».
Существует ряд  нормативных актов других министерств  и ведомств. Так, например, приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993г. утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и  попечительством», приказом Федеральной  миграционной службы от 1 ноября 1993г. утвержден  Порядок выплаты единовременного  денежного пособия вынужденным  переселенцам и беженцам и др.
На современном  этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.
К локальным  источникам могут относиться территориальные  согласия, акты органов местного самоуправления. Например, постановление главы администрации  г. Казани от 1 июня 1998г. «О предоставлении льготных бытовых услуг» и др. Также к данной группе источников следует отнести коллективные договоры.
Следовательно, цель локальных актов — устанавливать  более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.
Следует иметь  в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими.
1) по пенсионному  обеспечению граждан;
2) по обеспечению  граждан пособиями и компенсационными  выплатами;
3) по предоставлению  социальных услуг по системе  социального обеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Элистинский автомобильно-дорожный колледж 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Предмет, метод и принципы права социального обеспечения» 
 
 
 
 
 

Выполнила  ученица 2 ЮСП
Кушкина Виктория  
 

г.Элиста 2012 

Введение
Право социального  обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в. Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике  отразился на системе социального  обеспечения. Новая система создается  на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в  области социального обеспечения.
В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При  этом медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и  других поступлений. Материнство и  детство, семья находятся под  защитой государства.
В Российской Федерации  отсутствуют учебники по курсу «Право социального обеспечения». Первый и единственный учебник был написан крупнейшим советским ученым, одним из основателей права социального обеспечения -- профессором В. С. Андреевым.
В настоящее  время право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает новые группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права. Сформировалась новая государственная система социального обеспечения.
Все это вызвало  необходимость подготовить учебник  по курсу права социального обеспечения, который отражает основные вопросы учебной программы и новейшие положения законодательства в данной области.
Предлагаемый  учебник предназначен для студентов  высших учебных заведений, обучающихся  по специальности «Юриспруденция». Главная цель данного учебника -- помочь студентам овладеть основными теоретическими знаниями по проблемам права социального обеспечения, уметь ориентироваться в действующем законодательстве о социальном обеспечении.
1. Понятие права социального обеспечения.
Социальное обеспечение  всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни  государства и общества. Оно непосредственно  зависит от развития экономики и  теснейшим образом связано с  политикой и социальным благополучием  людей труда и неработающих слоев  населения.
Содержание понятия  социального обеспечения, его параметры  формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения  в нашем государстве.
В экономической  и юридической науке понятие  социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании  социальное обеспечение означает «предоставление  достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества»1. Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия -- экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.
Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких, порой мало совместимых критериях, в частности, на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России -- сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем -- наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).
При советской  власти социальное обеспечение сначала  распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем  на членов колхоза, детей, многодетные  семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении  России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют  права на трудовую пенсию.
В первые годы советской  власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение -- это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории явились В.М. Догадов, Н.А. Вигдорчик, Н.А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.
В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строгой целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека»2.
Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к  экономическому и субъектному явилось  в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли  по вопросу о понятии социального  обеспечения.
Развивая позицию  В. Дурденевского, В.С. Андреев указывал, что социальное обеспечение -- это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности»3.
Однако позиция  В.С. Андреева не была однозначно принята  учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслуживанию и лечению» (В.С. Андреев), но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители «широкой» сферы (К.С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образования (среднего, среднего специального и высшего). В.С. Андреев, Р.И. Иванова и В.А. Тарасова считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т.М. Кузьмина относит к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.
Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В.Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми учеными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.
Своеобразный  подход к данному вопросу предлагает Е.Е. Мачульская. По ее мнению, социальное обеспечение предоставляется только лицам, подвергшимся воздействию социального риска на безвозмездно-неэквивалентных или бесплатных началах. Поэтому санаторно-курортное обслуживание и образование не следует включать, по ее мнению, в понятие социального обеспечения.
Учитывая имеющиеся  точки зрения по вопросу о понятии  социального обеспечения, следует  вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот  или иной вид обеспечения следует  называть социальным.
Таковыми, на наш  взгляд, являются:
1) Источники  финансирования
Практически все  ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться  за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования  СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения  для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;
2) Круг лиц,  подлежащих обеспечению
В настоящее  время финансирование социального  обеспечения происходит за счет специальных  социальных фондов, средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
С юридических  позиций общепринято, что обеспечение  за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для  определенных их категорий, установленных  в законе.
На сегодняшний  день таковыми являются:
- нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге  лет);
- лица, потерявшие  кормильца;
- беременные  женщины;
- дети;
- семьи, имеющие  детей;
- безработные;
- лица, имеющие  статус беженцев и вынужденных  переселенцев;
- ветераны войны  и труда;
- лица, пострадавшие  от воздействия радиации;
- лица, награжденные  орденами боевой и трудовой  славы;
- Герои Советского  Союза и России;
- жители блокадного  Ленинграда;
- лица, награжденные  медалью «За оборону Ленинграда»;
- бывшие узники  концлагерей, гетто;
- лица, подвергшиеся  репрессиям и впоследствии реабилитированные.
Круг этих лиц  устанавливается применительно  к конкретным видам обеспечения;
3) Условия предоставления  обеспечения
Право на тот  или иной вид обеспечения устанавливается  для определенных групп из вышеперечисленных  граждан только при наступлении  соответствующих обстоятельств, указанных  в законе. К таковым преимущественно  относятся события (достижение определенного  возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются  с наступлением для человека трудной  жизненной ситуации, в которой  он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;
4) Цель предоставления  обеспечения
В настоящее  время финансирование социального  обеспечения происходит за счет специальных  фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных  фондов социальной поддержки населения.
Предоставляя  гражданам тот или иной вид  обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно  подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
При формировании понятия социального обеспечения  необходимо учитывать также, что  оно является выражением социальной политики государства на данном этапе  его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало  выплату пособий многодетным  матерям.
Социальная политика современного Российского государства  должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который  закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
Процесс формирования современной российской государственной  системы социального обеспечения  происходит на основе учета указанных  основных положений международных  норм. В развитие этого Конституция  Российской Федерации 1993 г. провозгласила  Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее  время следует понимать форму  выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение  определенных категорий граждан  из средств госбюджета и специальных  внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с  целью выравнивания социального  положения этих граждан по сравнению  с остальными членами общества.
Исходя из этого  определения к системе социального  обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем -- по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.
2. Предмет права социального обеспечения
право социальный обеспечение финансирование лицо
Как известно, предмет  каждой самостоятельной отрасли  права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся  определенным внутренним единством, которые  наряду со специальными методами регулирования  позволяют отграничить данную отрасль  права от других отраслей.
Право социального  обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.
В период образования  СССР (1922 г.) и позднее (в 30- х годах) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права.
В 50-х годах  с появлением нового пенсионного  законодательства социальное обеспечение  рабочих и служащих стало рассматриваться  в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников -- в рамках предмета колхозного права.
Впервые вопрос о самостоятельности права социального  обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге  в 1966 г. Чехословацкие ученые-юристы Я. Клоушек, К. Пинц, И. Томеш и В. Вергайнер в своем докладе обратили внимание на специфику отношений по социальному обеспечению, на особенности приемов и способов их регулирования и пришли к выводу о самостоятельности этой отрасли права. Позиция чешских юристов была поддержана B.C. Андреевым, В. В. Караваевым и А. В. Левшиным.
Основоположником  советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения. Большой вклад в развитие науки права социального обеспечения внесли Е. Астрахан, В. Ачаркан, Е. Азарова, К. Батыгин, И. Гущин, А. Зайкин, М. Захаров, Р. Иванова, П. Маргиев, В. Тарасова, Э.Тучкова, Я.Фогель, В.Шайхатдинов и др.
Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:
1) отношения  по социальному обеспечению граждан  в денежной форме (пенсии, пособия,  компенсационные выплаты);
2) отношения  по предоставлению различных  социальных услуг (социальное  обслуживание престарелых, инвалидов,  детей, семей с детьми, беженцев  и вынужденных переселенцев, медицинское  обслуживание, льготы для отдельных  категорий граждан);
3) процедурные  и процессуальные отношения, связанные  с установлением юридических  фактов, а также реализацией и  защитой права на тот или  иной вид социального обеспечения.  Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.
Отношения по социальному  обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных  социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.
В систему пенсионных отношений в настоящее время  включаются следующие виды пенсий:
- по старости,
- по инвалидности,
- по случаю  потери кормильца,
- за выслугу  лет,
- социальные  пенсии.
В системе отношений  по обеспечению пособиями выделяют пособия:
- по временной  нетрудоспособности,
- по беременности  и родам;
- женщинам, вставшим  на учет в ранние сроки беременности;
- по случаю  рождения ребенка;
- по уходу  за ребенком до полутора лет;
- на детей  до 16 лет;
- по безработице;
- на погребение;
- женам военнослужащих, а также иные виды пособий.
Система отношений  по обеспечению компенсационными выплатами  включает:
- компенсации  лицам, осуществляющим уход за  малолетним ребенком до достижения  им возраста 3 лет;
- компенсационные  выплаты лицам, осуществляющим  уход за лицом, достигшим 80-летнего  возраста, инвалидом I группы, престарелым,  нуждающимся по заключению врача  в постоянном постороннем уходе;
- компенсационные  выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе  с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться  в связи с отсутствием возможности  трудоустройства; 

- компенсационные  выплаты на питание детей, обучающихся  в государственных, муниципальных  общеобразовательных учреждениях,  а также в учреждениях начального  профессионального и среднего  профессионального образования; 

- компенсационные  выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических  отпусках по медицинским показаниям; 

- компенсационные  выплаты беженцам и вынужденным  переселенцам; 

- компенсационные  выплаты лицам, находящимся в  вынужденных отпусках без сохранения  заработной платы; 

- компенсационные  выплаты на детей, находящихся  под опекой и попечительством  в приемной семье. 

В систему отношений, связанных с предоставлением  гражданам различных социальных услуг, входят: 

- отношения по  социальному обслуживанию престарелых  и инвалидов (стационарное и  полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов). 

- отношения по  социальному обслуживанию семей,  имеющих детей, включают содержание  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в  специальных детских учреждениях  (детских домах, домах-интернатах  и т. д.), обслуживание детей-инвалидов  в домах-интернатах для детей-инвалидов,  содержание детей в детских  дошкольных учреждениях. 

- самостоятельным  видом социального обеспечения  является профессиональная реабилитация  инвалидов, которая включает отношения  по предоставлению услуг по  бесплатному профессиональному  обучению или переобучению инвалидов  в учебных заведениях как общего, так и специального типа. 

- отношения,  связанные с транспортным обеспечением  инвалидов, а также с обеспечением  их специальными транспортными  средствами (в том числе гужевым  транспортом), включаются в социальное  обслуживание в качестве самостоятельного  вида. 

- отношения по  предоставлению инвалидам протезно-ортопедической  помощи (также входящие в систему  социальных услуг) являются завершающими  в процессе социальной реабилитации  инвалидов; таким образом, они  также включаются в систему  правоотношений по социальному  обслуживанию. 

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует  отнести и систему льгот, предусмотренных  для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы политических репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных  фашистами, Герои соц.труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда», многодетные семьи, дети первых двух лет жизни).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.