На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие, сущность, нормативно-правовое обеспечение, особенности и проблемы разработки муниципальной информационной политики в России. Анализ информационной политики Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения НМР Республики Татарстан.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 05.12.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание
Введение
1 Теоретические основы разработки информационной политики
1.1 Понятие, сущность и значение информации
1.2 Понятие муниципальной информационной политики
1.3 Нормативно-правовое обеспечение муниципальной информационной политики
2 Информационная политика органов местного самоуправления в России
2.1 Проблемы разработки муниципальной информационной политики в России
2.2 Анализ информационной политики органов местного самоуправления в субъектах РФ
2.3 Информационная политика Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения НМР
3 Основные пути решения проблем в области разработки муниципальной информационной политики
3.1 Опыт разработки муниципальной информационной политики в Республике Татарстан
3.2 Предложения по разработке муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения НМР
4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
4.1 Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
4.2 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
Заключение
Ссылки на использованные источники
Список использованных источников и литературы
Приложение А. Основные признаки информации органов муниципального управления
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что социальная и политическая перестройка в России, формирование рыночных отношений объективно привели к повышению роли информации в жизни общества. Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества.
Сегодня во всём мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретаемых знаний.
В нашей стране идет становление муниципального управления как института народовластия и все вопросы, связанные с увеличением эффективности его работы, приобретают особую важность.
Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих предметах, процессах, явлениях, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляют основу муниципального управления.
Управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, то есть той информации, которая связана с отражением и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.
Информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации.
В современных условиях динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая ситуация требует от органов власти осуществления повседневной деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятию соответствующих нормативных и распорядительных актов и решений на федеральном уровне, доведению этих решений до исполнителей регионального и местного уровней управления, контролю полноты, точности и своевременности их исполнения.
Одной из важнейших составляющих повышения эффективности функционирования органов муниципального управления является обеспечение эффективной работы с информацией.
Без эффективной организации информационного обеспечения невозможно обеспечить качественную работу органов управления.
Цель работы - проанализировать состояние информационной политики в муниципальном управлении и разработать предложения по совершенствованию муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность и значение информации;
изучить информационную политику органов местного самоуправления в России;
проанализировать информационную политику Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения НМР;
изучить опыт разработки муниципальной информационной политики в Республике Татарстан;
сформировать предложения по разработке муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.
Объект работы - деятельность органов местного самоуправления Краснокадкинского сельского поселения в сфере информатизации.
Предмет работы - особенности и проблемы разработки и реализации муниципальной информационной политики.
Степень разработанности темы. В настоящее время проблема информатизации муниципального управления стала объектом изучения многих ученых. Информатизацию современного общества изучали такие ученые, как Иванов А.А., Никитов В.А., Орлов С.В.. Теория государственного управления нашла свое отражение в трудах Атаманчука Г.В., Глазуновой Н.И.. Интерес к данной теме в современных условиях растет, многие ученые работают в этом направлении, разрабатывая и реализуя новые принципы информатизации органов муниципального управления.
Научная новизна работы. В работе установлено, что современная, отвечающая требованиям времени муниципальная информационная политика во многом определяет эффективность деятельности органов местного самоуправления и их взаимоотношения с населением. Автором в работе были разработаны и предложены мероприятия по формированию муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.
Эмпирическая база исследования:
законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Татарстан;
материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;
результаты анкетного опроса, проведенного автором данной работы.
Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:
в принятии управленческих решений с учетом результатов исследования в работе данных об информатизации органов местного самоуправления;
в разработке эффективной муниципальной информационной политики;
при подготовке кадров в области информационной политики.
Теоретико-методологическая основа работы. Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования.
В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы.
Эмпирико-теоретический общенаучный метод - описание.
Логико-теоретические общенаучные методы - сравнение и историко-логический, позволяющий проследить процесс развития информатизации органов местного самоуправления
Комплексный подход, предполагающий использование субъектно-объектного анализа, выявляющий природу, сущность системы местного самоуправления с точки зрения информатизации.
Информатизация местного самоуправления была рассмотрена в качестве социального механизма, посредством которого реализуются сущностные интересы личности, общества и государства на местном уровне. Данный подход также позволил автору выделить информатизацию органов местного самоуправления как одну из основных форм организации, связанную с реализацией личностного потенциала жителей городских и сельских поселений в организации и деятельности местной власти в принятии управленческих решений.
Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод - опрос респондентов с помощью анкетирования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и ссылок на использованные источники.
В первом разделе были рассмотрены теоретические основы разработки информационной политики, в частности, были определены понятие, сущность и значение информации и муниципальной информационной политики, отражено нормативно-правовое обеспечение муниципальной информационной политики.
Во втором разделе проанализирована информационная политика органов местного самоуправления в России. В частности, представлены проблемы разработки муниципальной информационной политики в России, проведен анализ информационной политики органов местного самоуправления в субъектах РФ, отражена информационная политика Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения НМР.
В третьем разделе представлен опыт разработки муниципальной информационной политики в Республике Татарстан и определены основные пути решения проблем в области разработки муниципальной информационной политики.
В четвертом разделе представлена программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы.
1 Теоретические основы разработки информационной политики
1.1 Понятие, сущность и значение информации
Социальная и политическая перестройка в России, формирование рыночных отношений объективно привели к повышению роли информации в жизни общества. Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества [1, с.128].
Изменившиеся условия функционирования органов местного самоуправления также привели к тому, что вопросы информатизации процессов управления муниципальным образованием входят в число приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.
В ближайшие годы роль и значение информации и информационных технологий на всех уровнях управления будут возрастать и важнейшей задачей в данном случае становится стимулирование и координация данного процесса в целях обеспечения его эффективности [2, с.68].
На сегодняшний день практически во всех странах информация и информационно-компьютерные технологии становятся основными факторами, определяющими развитие и процветание национальных экономик. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и переработки информации [3, с.78].
Сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». В переводе с латинского термин «информация» означает разъяснение, изложение. Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире [4, с.129].
Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».
Информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» рассматривал Винер своей работе «Кибернетика и общество» [5, с.172].
Киселев А.Г., рассмотрев различные подходы к определению термина «информация», приходит к выводу, что с точки зрения социологии информацию можно рассматривать как «совокупность систематизированных сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, объективно необходимых для устойчивого функционированного социального организма» [6, с.117].
В понятии информации следует различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы.
Во-вторых, информация является средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретенных знаний.
Однако с позиции кибернетики, как науки об общих принципах управления, под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе).
Информация, являясь важнейшей составляющей кибернетики, одновременно представляет собой один из основных элементов социального управления. Она выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации [7, с.211].
Информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления.
По существу все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в муниципальном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации [8, с.321].
По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.
Определив понятие “информация”, рассмотрим особенности процесса информатизации, который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг могут превышать по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости.
Наибольший экономический и социальный успех достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую диагностику и многое другое.
Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.
Цель информатизации - приведение всех элементов информационной среды муниципального образования в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности вне зависимости от расстояния и использования технических средств.
Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры.
Основные принципы информатизации:
последовательность (этапность и непрерывность);
направленность;
эффективность;
управляемость;
открытость;
ресурсная обеспеченность;
преемственность.
Главные компоненты, из которых складывается интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства, это:
информационные ресурсы, совокупность информации, содержащей данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
система подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды [9, с.66].
По характеру отношений и связей целесообразно обратить внимание на инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных подразделениях администрации, муниципальных предприятиях и учреждениях и иных юридических лиц, участников информационных процессов, которые преследуют их собственные интересы, и руководствуются имеющейся нормативно-правовой базой. Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией рождает проблемы, препятствующие ее планомерному и эффективному проведению.
Политика в области информатизации органов муниципального управления является неотъемлемой частью муниципальной социально-экономической политики, проводимой администрацией в интересах населения муниципального образования, и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы управления территорией, на удовлетворения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов на информационное обеспечение [10, с.67].
Подводя некоторые итоги отметим, что сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.
По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
С понятием «информация» связан термин «информатизация», который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Принципами информатизации является последовательность, направленность, эффективность, управляемость, открытость, ресурсная обеспеченность и преемственность. Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.
1.2 Понятие муниципальной информационной политики
В связи со смещением акцентов управления от централизации в сторону децентрализации расширилась самостоятельность субъектов Российской Федерации, трансформировались цели управления, существенно изменились требования, предъявляемые к органам местного самоуправления. Решение вопросов, связанных с удовлетворением социально-экономических потребностей населения, стало основной задачей органов местного самоуправления. В их распоряжение были переданы предприятия министерств, связанных с удовлетворением социальных потребностей населения: коммунального хозяйства, бытового обслуживания, местной промышленности и т. п. Все перечисленное повлекло за собой изменение как количественных, так и качественных характеристик информационных потребностей органов управления муниципальным образованием [11, с.126].
Для решения финансовых и социально-экономических проблем развития муниципальных образований необходима комплексная многоплановая информация, включающая взаимоувязанные характеристики земельных и природных ресурсов, элементов градостроительства и региональной инфраструктуры, сведения о деятельности хозяйствующих субъектов, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий.
Информационное обеспечение становится настолько насущным условием функционирования любых субъектов государственного и муниципального управления, что позволяет говорить об «информационном статусе». Информационный статус закрепляется в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Все процессы информатизации органов муниципального управления должны быть регламентированы Законом. Таким образом, на сегодняшний день именно муниципальная информационная политика выступает важнейшим элементом функционирования любого муниципального образования [12].
Отметим, что муниципальная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.
Ее цель - определение основных направлений деятельности органов местного самоуправления по развитию информационного общества в городе, его вхождению в региональное российское и мировое информационное сообщество, консолидации и стабилизации общества [13, с.77].
Муниципальная информационная политика является неотъемлемой составляющей деятельности органов местного самоуправления. Муниципальную информационную политику следует рассматривать как переход к современному информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи информационной политики выступают как актуальные проблемы построения информационного общества.
Политика открытого общества предполагает участие в управлении городом большого количества его жителей, и в этом огромную роль играют информационные ресурсы - связь, электронные и печатные СМИ, новые компьютерные и цифровые информационные технологии. Информационная политика должна системно реализовать распространение общечеловеческих, гуманитарных идей.
Информационная политика является важной составной частью развития муниципального образования и охватывает все сферы жизнедеятельности муниципального сообщества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение социально-ориентированного информационного общества муниципального образования и вхождение его в региональное, российское и мировое информационное пространство. Необходимым условием для этого является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства муниципального образования [14, с.118].
Основными задачами информационной политики являются:
модернизация информационной инфраструктуры;
развитие информационных, телекоммуникационных технологий, эффективное формирование и использование информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
обеспечение жителей муниципального образования общественно значимой информацией и развитие независимых, социально ориентированных средств массовой информации;
подготовка жителей муниципального образования к жизни и работе в грядущем информационном веке;
создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества;
стабилизация и консолидация сообщества посредством проведения в жизнь информационной политики;
персональная компьютеризация и информатизация в органах местного самоуправления, организациях и семьях.
Решение основных задач информационной политики должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной среды:
систему информирования и использования информационных ресурсов;
информационно-телекоммуникационную нфраструктуру;
научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;
рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
региональное, межрегиональное, федеральное и международное сотрудничество;
системы обеспечения информационной безопасности;
правовую базу информационных отношений.
Основным средством, обеспечивающим функционирование муниципальной инфраструктуры и взаимодействие субъектов информационного пространства, являются профессиональные кадры, информационные и телекоммуникационные технологии по получению, распространению и использованию информации, что в совокупности представляет собой муниципальные информационные ресурсы.
Муниципальные информационные ресурсы в настоящее время являются дорогими для массового пользования, многие из них не имеют справочного аппарата и средств навигации, части этих ресурсов представлены в несовместимых электронных системах. Поэтому важной является задача создания условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях жизнедеятельности муниципального образования [15, с.162].
К инструментам реализации муниципальной информационной политики относят, во-первых, систему документационного обеспечения, которая включает следующие виды документов:
заявление об информационной политике и целях ее проведения, план текущих мероприятий по достижению целей;
руководство по информационной политике;
документированные процедуры, относящиеся к информационной политике и/или включающие требования соблюдения информационной политики;
положения о структурных подразделениях и должностные инструкции, обеспечивающие реализацию информационной политики;
записи, обеспечивающие контроль соблюдения ИП.
Во-вторых, муниципальная информационная политика реализуется посредством информационно-технологического обеспечения, которое включает:
автоматизированную систему классификации (рубрикации) информационных объектов и разделения доступов, обеспечивающую навигацию, поиск и предоставление доступов пользователям к информационным ресурсам в соответствии с предписанными информационной политикой ролями;
информационные ресурсы функциональных подразделений;
информационные ресурсы поддержки межфункциональной деятельности (электронного проектного документооборота, согласования и визирования документов, контрольно-распорядительной деятельности);
информационные ресурсы из внешней среды.
Задачи формирования, накопления, распространения и коммерческого использования информационных ресурсов относятся к важнейшим задачам информатизации муниципального образования [16, с.153].
На информационную политику в современных условиях возложены следующие функции:
в области геополитики, безопасности и межрегиональных отношений рациональная и действенная информационная политика содействует восстановлению роли города в составе России как полноценного участника регионального, российского и мирового информационного сообщества;
в области экономики осуществление информационной политики позволяет быстрее и точнее строить и реализовывать стратегию социально-экономического развития муниципального образования;
в сфере управления реализация информационной политики открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных телекоммуникационных технологий и технологий связи. Информационная политика предусматривает последовательное реформирование информационного производства в системе органов государственной власти и местного самоуправления;
в области образования, науки и культуры информационная политика способствует серьезным преобразованиям этих сфер. Информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств. Она ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Глубоко продуманная и взвешенная информационная политика по отношению к участию городов в российских и мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития горожан, для предотвращения размывания российских культурно-исторических традиций;
в области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования информационная политика предусматривает серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих сферах информационных систем и сетей.
В современных условиях усиливается роль государственного и муниципального регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных услуг.
Стратегия перехода к информационному обществу на территории муниципального образования должна строиться в тесном взаимодействии с регионами и Федерацией. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации, манипулирование массовым сознанием в интересах отдельных групп влияния и т.п.).
Формирование информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.
Сфера информатизации охватывает процессы создания, использования модификации, утилизации информационных ресурсов с применением современных информационных технологий, средств информационной, вычислительной и телекоммуникационной техники [17].
Информационное обеспечение муниципального управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией. К пользователям информацией относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информацией и пользующиеся ею. Такими общепризнанными средствами являются системы информационного обеспечения различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации.
Муниципальная информационная политика -- комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий органов местного самоуправления, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.
Отметим, что муниципальная информационная политика -- это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы органов местного самоуправления и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.
Различают два аспекта муниципальной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).
Объектами муниципальной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах [18, с. 221].
Не стоит забывать, что в современных условиях именно муниципальная информационная политика определяет направления и механизмы формирования и функционирования информационной политики на муниципальном уровне. Отсутствие же полноценной и четко сформулированной информационной политики зачастую вынуждает органы местного самоуправления проявлять инициативу в вопросах организации процесса информатизации на уровне муниципального образования.
Говоря о муниципальной информационной политике в сельском поселении, необходимо отметить, что она обладает рядом специфичных черт, которые обязательно должны учитываться при принятии различного рода решений. К примеру, у сельского населения значительно ниже шансы избежать ошибок в восприятии происходящего из-за идеологических воздействий (в прошлом и настоящем) из-за меньшего доступа к информации.
Отметим, что на сегодняшний день существует проблема информационной изолированности деревни и слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах.
В связи с этим органами местного самоуправления часто создаются условия для улучшения доступа жителей села к информационным ресурсам, а также происходит развитие информационно-консультационной службы на селе. Кроме того, решению проблем должна поспособствовать принятая в 2002 году Федеральная целевая программа «Социальное развития села до 2010 года», которая, безусловно, является необходимым документом. Однако, она затрагивает только развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности, но не касается проблем сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения, особенно для дотационных регионов.
В частности, реализация Федеральной целевой программы «Социальное развития села до 2010 года» направлена на преодоление информационного вакуума на селе, обеспечение широкого информирования сельского населения о его социальных, экономических и политических правах и проводимых социально-экономических преобразованиях в государстве и сельской местности. Для решения обозначенных задач реализуются следующие направления:
развитие в сельской местности современных систем связи и телекоммуникаций;
развитие в сельской местности сети информационно-консультационных служб (ИКС) и расширения диапазона предоставляемых ими услуг;
развитие информационных центров на базе сельских библиотек, повышение доступности и качества библиотечного обслуживания;
вовлечение населения и использования методов интерактивного планирования при разработке и реализации местных программ сельского развития;
формирование системы непрерывного и дистанционного образования;
совершенствование работы средств массовой информации.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день в стране созданы значительные объемы информационных ресурсов различных видов и классов. Так, в разрезе отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, видов деятельности насчитывается порядка 800 тыс. баз данных различного назначения. Однако, что касается информационного обеспечения звеньев муниципального управления, то этим проблемам уделяется недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений способна, как нам представляется, дать значительный эффект и действительно улучшить положение дел.
Проблемы информационного обеспечения органов власти и управления можно рассматривать в разрезе различных этапов и направлений создания, использования, организации и развития [19, с.94].
1.3 Нормативно-правовое обеспечение муниципальной информационной политики
Сфера правового регулирования информационного обеспечения муниципального управления должна охватывать весь его жизненный цикл «проектирование - создание - эксплуатация - замена». Последний этап замены характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.
В настоящее время администрациями муниципальных образований, наиболее активно проводящими работы в сфере информатизации и имеющими в своем составе специально уполномоченные органы по управлению процессами информатизации, принимаются различные нормативные и распорядительные документы по регулированию процессов информатизации.
Основными документами правового регулирования процессов информатизации в таких муниципальных образованиях являются:
распоряжение администрации муниципального образования о концепции и программе информатизации;
положение об уполномоченном органе администрации в сфере информатизации;
положение о координационном совете по информатизации при администрации муниципального образования;
организационные и нормативные документы, регламентирующие формирование и ведение единой системы информационно-лингвистических средств;
организационно-распорядительные документы по взаимодействию государственных служб и организаций с администрацией муниципального образования;
положение о единой телекоммуникационной сети;
положение об использовании компьютерной техники в подразделениях администрации муниципального образования и др. [20, с.88]
Проблемы правового регулирования процессов информатизации на муниципальном уровне настолько тесно связаны с общим состоянием правового регулирования процессов информатизации на региональном и федеральном уровнях, что решить их силами самих муниципальных образований не представляется возможным.
Доминирующими направлениями правового регулирования в сфере информатизации муниципальных образований должны быть отношения, связанные с обеспечением прав и свобод личности и гражданина, формирования и эффективного использования информационных ресурсов, права доступа к этим ресурсам и защиты информационных ресурсов с ограниченным доступом. Все эти отношения наиболее ярко и отчетливо проявляются на муниципальном уровне, где непосредственно создаются первичные информационные ресурсы, к которым обращаются население и юридические лица. На муниципальном уровне, в основном, осуществляется информационный обмен первичными информационными ресурсами между территориальными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поэтому основные положения федеральных законов в области информатизации практически реализуются в местах проживания граждан.
К правовым проблемам, возникающим при создании интегрированных территориальных информационных систем и муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:
обязанности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению органов местного самоуправления информацией из государственных информационных ресурсов, если эта информация необходима органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий;
отнесение различных видов информационных ресурсов в состав муниципальных информационных ресурсов;
состав и обязанности субъектов, участвующих в формировании муниципальных информационных ресурсов;
правовое обеспечение информационного взаимодействия информационных систем органов местного самоуправления с государственными и иными информационными системами в целях создания единого информационного пространства на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом;
создание территориальной (муниципальной) информационно-телекоммуникационной системы администрации муниципального образования для информационного обеспечения органов местного самоуправления, юридических лиц и населения и организации информационного взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных и региональных органов власти;
порядок функционирования и финансирования специально уполномоченного органа администрации муниципального образования по информационному обеспечению (муниципальной информационной службы). Порядок и условия предоставления информации в специально уполномоченный орган;
обеспечение безопасности муниципальных информационных ресурсов и обеспечение защиты информации.
К правовым проблемам, возникающим при использовании муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:
обязанности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных информационных ресурсов органам государственной власти, юридическим лицам, общественным и политическим объединениям и гражданам;
порядок использования муниципальных информационных ресурсов, порядок и условия предоставления их пользователям;
состав информации, подлежащей защите в составе муниципальных информационных ресурсов, режимы защиты и органы, ответственные за ее обеспечение;
обязанности органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов;
порядок определения перечня информационных услуг, оказываемых на основе муниципальных информационных ресурсов и компенсации расходов на их осуществление [21, с.88].
Решение важнейших правовых проблем формирования и использования муниципальных информационных ресурсов должно осуществляться на базе специального федерального закона, регламентирующего информационные основы деятельности органов местного самоуправления.
Сегодня на различных уровнях власти все чаще говорится о необходимости разработки Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» по следующим причинам:
информация становится важнейшим интеллектуальным ресурсом, сравнимым с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для принятия обоснованных решений по социально-экономическому развитию территории;
оценка состояния информатизации органов местного самоуправления показывает, что настоятельной необходимостью является координация работ по развитию информатизации территорий на единой методической основе с применением согласованных и апробированных в опорных зонах прогрессивных информационных технологий с их последующим тиражированием в другие муниципальные образования с целью сокращения затрат и повышения качества создаваемых информационных систем;
создание территориальных информационных систем, территориальных информационных ресурсов для органов управления муниципальным образованием должно осуществляться в рамках единого информационного пространства субъекта Российской Федерации, в составе региональной информационно-телекоммуникационной системы, так как субъект Российской Федерации и муниципальные образования составляют единый социально-экономический комплекс;
на территории муниципального образования находятся территориальные органы субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют сбор первичной информации для своих целей; на территории сталкиваются интересы органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, муниципальные информационные ресурсы должны органично взаимодействовать с государственными информационными ресурсами и обеспечивать создание единого информационного пространства России на основе федерального законодательства и других нормативных правовых актов [22, с.66]
На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс информатизации в стране, являются следующие:
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» [23], который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» [24], который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
Федеральный закон №85-ФЗ от 04.07.1996г. «Об участии в международном информационном обмене» [25], цель которого - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене;
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» [26], который исходит из того, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека;
Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» [27], реализуемый в целях создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере и учитывающий важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России;
Указ Президента РФ от 01.07.1994 № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации» [28], реализуемый с целью совершенствования информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти, проведения единой государственной политики при создании и развитии информационно-коммуникационных систем и сетей органов государственной власти, повышения эффективности и ускорения процессов информатизации России;
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-1895 [29], которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» [30], утвержденное в целях реализации государственной политики в области развития единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующей международным требованиям, Правительство Российской Федерации;
Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы» [31], утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2002 № 65, которая должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;
«Концепция правовой информатизации России», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 966 от 28.06.1993 [32], разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем;
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [33], который соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления;
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-Ф3 от 27.07.03г. [34], который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации;
Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [35], который регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Подводя итоги первой главы исследования, необходимо сделать следующие выводы.
Специфика современного развития такова, что практически во всех странах информация и информационно-компьютерные технологии становятся основными факторами, определяющими развитие и процветание национальных экономик. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и переработки информации.
На сегодняшний день, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.
По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы С понятием «информация» связан термин «информатизация», который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Принципами информатизации является последовательность, направленность, эффективность, управляемость, открытость, ресурсная обеспеченность и преемственность.
В современных условиях информатизация является важнейшим фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Особенностью информатизации является то, что финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг могут превышать по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости. Отметим, что наибольший экономический и социальный успех достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую диагностику и многое другое.
На сегодняшний день доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
Информационное обеспечение становится настолько насущным условием функционирования любых субъектов государственного и муниципального управления, что позволяет говорить об «информационном статусе». Информационный статус закрепляется в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Все процессы информатизации органов муниципального управления должны быть регламентированы Законом. Таким образом, на сегодняшний день именно муниципальная информационная политика выступает важнейшим элементом функционирования любого муниципального образования.
Отметим, что муниципальная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.
Сфера правового регулирования информационного обеспечения муниципального управления должна охватывать весь его жизненный цикл «проектирование - создание - эксплуатация - замена». Последний этап замены характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.
Говоря о муниципальной информационной политике в сельском поселении, необходимо отметить, что она обладает рядом специфичных черт, которые обязательно должны учитываться при принятии различного рода решений. К примеру, у сельского населения значительно ниже шансы избежать ошибок в восприятии происходящего из-за идеологических воздействий (в прошлом и настоящем) из-за меньшего доступа к информации.
Отметим, что на сегодняшний день существует проблема информационной изолированности деревни и слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах.
В связи с этим органами местного самоуправления часто создаются условия для улучшения доступа жителей села к информационным ресурсам, а также происходит развитие информационно-консультационной службы на селе. Кроме того, решению проблем должна поспособствовать принятая в 2002 году Федеральная целевая программа «Социальное развития села до 2010 года», которая, безусловно, является необходимым документом. Однако, она затрагивает только развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности, но не касается проблем сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения, особенно для дотационных регионов.
В частности, реализация Федеральной целевой программы «Социальное развития села до 2010 года» направлена на преодоление информационного вакуума на селе, обеспечение широкого информирования сельского населения о его социальных, экономических и политических правах и проводимых социально-экономических преобразованиях в государстве и сельской местности.
2 Информационная политика органов местного самоуправления в России
2.1 Проблемы разработки муниципальной информационной политики в России
Потребность в информационной политике обусловлена теми колоссальными изменениями в человеческом обществе, которые произошли в последние десятилетия. Речь идет о феномене информационного общества, когда определяющее воздействие на течение общественной жизни оказывает обмен информацией - сведениями, правдивыми и ложными, по-разному эмоционально окрашенными, распространяемыми с различной целью. Часть этих информационных потоков нуждается в регулировании в рамках определенной государственной политики.
Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими.
Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства.
Россия вступила в информационную эпоху неподготовленной: в стране больше полувека отсутствовали свободная пресса и институты гражданского общества, а техническая отсталость средств связи, призванных обеспечивать возможностями для коммуникации не армию и власть, а рядовых людей, была огромной.
В таких условиях был поднят "железный занавес", и в Россию хлынула разнообразная информация. Ввести этот бурный поток в спокойное русло, создать надежные демократические правовые формы информационных отношений в обществе - как раз задача информационной политики [36].
Информационная политика в России должна строится на таких принципах, как реализация конституционных прав граждан на свободное выражение мнений и на свободное их распространение, на получение объективной информации о деятельности органов государственной власти, о состоянии окружающей среды, о жизни общества; это сохранение и приумножение духовного наследия народов России, сохранение национально-культурной идентичности России при вхождении в мировое информационное пространство, создание в обществе благоприятного информационного климата как непременного условия для устойчивого развития, и, поскольку СМИ играют важнейшую роль в этих процессах, обеспечение высокого уровня журналистского профессионализма.
Отметим, что комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами [37, с.67].
Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и муниципальной информационной политики в целом имеют процессы формирования и развития мирового и регионального информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.
Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена [38].
Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства [39].
На сегодняшний день средства массовой информации являются не только важнейшим элементом гражданского общества, но и инфраструктурной основой информационной политики муниципального образования. Поэтому, начиная с первых лет самостоятельного развития, у этой сферы существует системная поддержка республиканских и муниципальных периодических изданий, а также телевизионных каналов. В большинстве муниципалитетов уже сформирован развитый рынок средств массовой информации, способный удовлетворить спрос потребителя информации в любой социальной или профессиональной сфере. В этой связи важнейшей является задача как можно более полно и грамотно использовать информационный потенциал в решении социально-экономических, политических и культурно-духовных проблем муниципального образования.
В настоящее время на механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий муниципальной информационной политики накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики большинства территорий страны, его ядра - высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра.
Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление регулирующей роли органов местного самоуправления. На сегодняшний день муниципальная информационная политика должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация муниципальной информационной политики в современных российских условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.
Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому муниципальную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в ряде муниципальных образований в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.
Муниципальная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Муниципальная информационная политика России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации. Отсюда возникает необходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений эффективной муниципальной информационной политики [40].
Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий муниципальной информационной политики будет означать серьезное продвижение страны и отдельных муниципальных образований по пути к информационному обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.
Во-первых, последовательное реформирование информационного производства на основе:
управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);
развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;
открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития муниципальных образований по пути построения гражданского общества и правового государства.
Во-вторых, практическое овладение населением различных муниципальных образований информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационных технологий в различных видах деятельности.
В-третьих, достижение высокого уровня информационной безопасности каждого отдельного муниципального образования как полноценного участника мирового информационного сообщества.
Реализация этих шагов по пути к информационному обществу потребует системной программно-целевой работы по проведению в жизнь муниципальной информационной политики.
Особого внимания требуют:
совершенствование разделения полномочий по осуществлению ГИП между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
координация деятельности в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур во всех ветвях власти для выполнения этой функции;
создание системы мониторинга состояния и функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры муниципальных образований России;
разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию муниципальной информационной политики;
привлечение иностранных и отечественных инвестиций в развитие российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
разработка новых финансовых схем в налоговой и бюджетной политике, стимулирующей развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
выработка и проведение в жизнь политики протекционизма отечественных производителей техники и программного обеспечения, информационных продуктов, а также операторов информационных сетей, предоставляющих необходимый спектр информационных услуг;
повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции и продвижение ее на мировой информационный рынок;
В области науки и техники:
поддержка общественных научных школ, имеющих фундаментальные результаты в области создания информационных средств;
поддержка перспективных научных исследований и разработок отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и средств их реализации, в том числе информационных технологий двойного назначения;
возрождение отечественной отрасли создания и производства вычислительной техники и телекоммуникаций;
поддержка и развитие системы подготовки научных и инженерных кадров.
Муниципальная информационная политика открывает новые возможности регулярного информирования населения органами местного самоуправления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п.
Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.
Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач муниципальной информационной политики, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России [41].
2.2 Анализ информационной политики органов местного самоуправления в субъектах РФ
В современных условиях необходимой является выработка и последовательная реализация принципов единой информационной политики, обеспечивающей определение источников основных видов официальной информации, с определением их юридического статуса и ответственности за качество предоставляемой информации, переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, ее коммерческую ценность. Кроме того, существует необходимость упорядочения использования информации путем строгой регламентации степени интеграции, объектов, режимов доступа.
На сегодняшний день главной стратегией органов управления при разработке и реализации информационной политики является создание интегрированных информационных систем, обеспечивающих согласованную обработку и обмен информацией. Это позволит обеспечить формирование единой информационной основы для реализации ими функций управления, информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.
Достижение поставленных целей требует решения ряда правовых и организационно-технических проблем обеспечения скоординированного формирования и ведения муниципальных информационных ресурсов, создания необходимых условий для их интеграции с минимальными затратами [42, с.68].
Отметим, что информационное поле даже одного муниципального образования настолько велико, что рассмотреть его в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением уровня информатизации органов местного самоуправления г. Владимира, г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Усмановского сельского поселения Ставропольского края, внедряющие различные программы, направленные на совершенствование информационной политики.
Анализ информационной политики, проводимой в г. Владимире, показал, что местные органы власти активно разрабатывают и внедряют политику информатизации различных сфер жизнедеятельности. К примеру, информатизация органов управления реализуется через Концепцию, основаниями для разработки которой явились Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об информации, информатизации и защите информации», «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных ресурсов», одобренная решением Президента РФ 23.11.95 г. 3 Пр-1694, постановление Правительства РФ № 726 от 28 июня 1996 г. «Об утверждении комплексной программы развития малых и средних городов РФ в условиях экономической реформы», постановление главы администрации Владимирской области № 190 от 30.03.98 г. « О Программе информатизации Владимирской области», «Устав города Владимира» и нормативные документы главы администрации города по вопросам информатизации.
Основным содержанием концепции является анализ складывающейся ситуации и обоснование конструктивной стратегии в области информатизации органов управления в целях формирования единого информационного пространства в виде Единой Муниципальной Информационной Системы (ЕМИС) г. Владимира.
Концепция определяет систему взглядов органов управления г. Владимира на построение и развитие единой муниципальной информационной системы на длительный период, является основополагающим документом, на базе которого ведутся дальнейшие работы по созданию ЕМИС: подготовка законодательной базы, проектная проработка и реализация конкретных программ.
Главная цель информатизации органов управления г. Владимира - создание единого информационного пространства на основе системного подхода и общих правовых, организационных и технических решений, направленных на внедрение и эффективное использование современных информационных технологий в сферу городского административного и хозяйственного управления.
Политика в области информатизации органов городского управления является неотъемлемой частью городской социально-экономической политики, проводимой администрацией в интересах населения города, и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы управления городом, на удовлетворения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов на информационное обеспечение.
Вопросы создание ЕМИС относятся к приоритетным направлениям в деятельности администрации города. Целями создания единого информационного пространства города являются:
обеспечение информационной основы для реализации функций управления муниципальным образованием, т.е. информационная поддержка процесса подготовки и принятия управленческих решений и контроля достижения ожидаемых результатов;
создание условий для деловой и общественной активности граждан путем предоставления им возможности пользоваться информацией, определяющей их права, обязанности и возможности;
обеспечение контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов местного самоуправления;
интеграция с российским и мировым информационным пространством.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения, информационно- телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Единое информационное пространство складывается из следующих компонентов:
информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, защиту и передачу информации;
средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
Для органов управления города Владимира важнейшими задачами в области создания единого информационного пространства являются:
Во-первых, формирование муниципальных информационных ресурсов:
разработка и внедрение общих правил и процедур формирования, использования и защиты муниципальных информационных ресурсов;
создание единой системы ведения кадастров, регистров, реестров;
расширение использования географических информационных технологий для создания и развития информационно-аналитических систем управления;
формирование открытых информационных ресурсов для реализации прав граждан и хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, формирование организационных структур, реализующих политику органов местного самоуправления в вопросах создания и использования муниципальных информационных ресурсов.
В-третьих, обеспечение взаимодействия держателей и потребителей информационных ресурсов:
формирование правовой, программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей органы управления всех уровней информацией, необходимой для обоснованного принятия решений, повышения эффективности управления;
развитие телекоммуникационной среды на базе городской радиосети, сетей передачи данных: Internet/Relcom/Elcom, ГАС "Выборы" и других, поддержка технологий, интегрирующихся с глобальной мировой компьютерной сетью Internet;
формирование муниципального информационного реестра, содержащего сведения об организациях-держателях государственных, негосударственных, муниципальных и смешанных информационных ресурсов, а также сведения по видам информационной продукции и услуг;
сертификация информационных систем, сетей, баз и банков данных, лицензирование деятельности.
В управленческих структурах города процесс информатизации начался с 2006 года. Принятые ранее к реализации годовые программы информатизации основывались на ставших уже классическими принципах создания муниципальных информационных систем, которые рассматривают город, как информационную среду, состоящим из базовых информационных систем:
«Территория» (электронные карты разных масштабов, схемы и планы города, предназначенные для решения различных задач);
«Население города»;
«Юридические лица» - (предприятия, учреждения, организации);
«Недвижимость» - (земля, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения);
«Инженерные коммуникации» (тепловые, электрические, транспортные и другие сети).
Эти системы отличаются большими объемами первичной информации, хранящейся в настоящее время на бумажных носителях, требуют больших финансовых вложений на начальном этапе; подразделения, создающие и эксплуатирующие их, принадлежат к разным ведомствам, имеющим, как правило, собственную вертикаль, которые работают по своим правилам, установленным разными нормативными актами. Это приводит к следующему:
на этапе создания электронных архивов службы, создающие электронные базы данных, вынуждены выполнять как бы двойную работу, связанную с использованием электронных и бумажных носителей информации, что создает впечатление о неэффективности информатизации (увеличивается кадровый состав служб, не сокращается время обработки запросов на информацию и т.д.);
недостаточное финансирование замедляет процесс актуализации первичной информации (инвентаризация земель), вынуждает откладывать «до лучших времен» решение назревших проблем (связь служб, разбросанных по всему городу), заставляет использовать не самые эффективные решения при выборе технических и программных средств;
ведомственная разобщенность делает невозможными: предоставление информации в интегрированном виде по объектам городской инфраструктуры; установление юридического статуса и степени достоверности информации, т.к. одна и та же информация ведется в различных местах, в различных форматах, без всякого регламента и установленных прав на изменение и использование. что приводит к многократным перепроверкам информации, получаемой из разных информационных систем и различных архивов; регулирование коммерческого использования информации с направлением доходов на развитие информационных систем в интересах органов управления.
В этих условиях крайне необходима выработка и последовательная реализация принципов единой информационной политики, обеспечивающей:
определение источников основных видов официальной информации, с определением их юридического статуса и ответственности за качество предоставляемой информации;
переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, ее коммерческую ценность;
упорядочение использования информации путем строгой регламентации степени интеграции, объектов, режимов доступа.
Таким образом, главной стратегией органов управления города при разработке ЕМИС является создание интегрированных информационных систем, обеспечивающих согласованную обработку и обмен информацией. Это позволит обеспечить формирование единой информационной основы для реализации ими функций управления, информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.
Достижение поставленных целей требует решения ряда правовых и организационно-технических проблем обеспечения скоординированного формирования и ведения муниципальных информационных ресурсов, создания необходимых условий для их интеграции с минимальными затратами.
С точки зрения информационных процессов функции органов управления города могут быть группированы по уровням следующим образом:
политика - установление среднесрочных и долгосрочного курсов органов управления в виде решений главы местного самоуправления и городского Совета народных депутатов;
анализ - контроль ресурсов и подготовка решений, необходимых для обеспечения деятельности органов управления;
операции - исполнение решений - оказание услуг с физическими и юридическими лицами.
Каждому уровню соответствует своя степень интеграции информации, используемой для выполнения управленческих функций. Информация, содержащаяся в системах всех уровней, должна удовлетворять следующим требованиям:
должна быть актуальной и точной - содержать достоверные данные о текущем состоянии объектов системы;
должна быть достаточной - содержать объем данных, достаточный для обоснованного принятия решений;
должна обеспечивать возможность совместной работы различных пользователей.
Таким образом, ЕМИС строится как совокупность локальных вычислительных сетей (ЛВС) подразделений и подведомственных предприятий и учреждений города (информационных подсистем), объединенных в единую информационно-телекоммуникационную систему, состоящую из технический средств, в том числе и средств связи, программного обеспечения и муниципальных информационных ресурсов. Для каждой реализуемой подсистемы ЕМИС должен быть определен перспективный план ее создания. Кроме того, после определения целей администрации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, должен быть разработан комплексный перспективный план ЕМИС.
Долгосрочный комплексный перспективный план позволит гарантировать, что создание ЕМИС будет соответствовать целям администрации, даст возможность руководству оценить приемлемость системы для реализации стратегических и тактических задач, стоящих перед городом, а это гарантирует своевременное наличие информации, необходимой для принятия управленческих решений, в ходе развития города.
Ядром ЕМИС является Информационная система Администрации города - совокупность аппаратных средств, средств связи, программного обеспечения, информационных ресурсов (интегрированных баз данных) и квалифицированных кадров. Информационная система Администрации города создается в Информационном центре Управления информатизации и документооборота Информационная система Администрации города создается на базе отраслевых подсистем.
Выгоды, связанные с внедрением и использованием отдельных подсистем ЕМИС и ЕМИС в целом, относятся непосредственно к функциям, определенным в долгосрочном плане администрации, потому что выполнение именно этих функций усовершенствуется при использовании информационных систем. Эти выгоды могут быть сгруппированы в следующие категории:
Во-первых, снижение расходов - снижение расходов администрации, главным образом, за счет экономии времени рабочим персоналом при выполнении своих задач с большим эффектом за счет многократного использования однотипной информации, принципиальное сокращение времени на сбор и обработку необходимой информации, исключение дублирования при ведение ведомственных баз данных.
Во-вторых, избежание расходов и повышение эффективности работы аппарата - предупреждение возрастания расходов, связанных с увеличением числа функций, и, как следствие, увеличением численности аппарата. Нельзя отрицать, что увеличение численности административного аппарата увеличивает не только расходы на его содержание, но и снижает управляемость самим аппаратом, и, в конечном итоге, ведет к неэффективности его работы.
В третьих, наполнение бюджета - ЕМИС может повысит доходы в бюджет за счет продажи информации, повышения собираемости налогов и эффективности использования бюджетных средств за счет обеспечения «прозрачности» деятельности налогоплательщиков и бюджетных организаций.
Возможны другие способы повышения доходов в зависимости от юридических, политических и экономических условий.
Политику информатизации формирует Координационный Совет по информатизации при Главе местного самоуправления и реализует ее через Управление информатизации и документооборота (Информационный центр), которому делегированы права головной организации - муниципального заказчика по Программе информатизации органов управления города.
В целях обеспечения сохранности создаваемых программных продуктов и муниципальных информационных ресурсов в рамках ЕМИС целесообразным является создание информационных депозитариев - хранилищ-архивов.
Главный депозитарий, где должны храниться все копии разработанных и приобретенных программных продуктов и информационных ресурсов, - Архив программного обеспечения и информационных ресурсов Администрации г.Владимира, поддерживаемый Информационным центром Управления информатизации и документооборота.
Копия каждого программного продукта, разработанная или приобретенная в подразделениях и подведомственных предприятиях и учреждениях администрации г. Владимира, подлежит безусловной передаче в архив программного обеспечения и информационных ресурсов Администрации г. Владимира в Информационном центре. По каждому информационному ресурсу должен быть разработан регламент обновления его в Архиве. Реализация всех проектов и программ по информатизации органов управления возможна лишь при наличии высококвалифицированных кадров [43].
Не менее интересным представляется рассмотрение особенностей реализации информационной политики г. Губкинский. Отметим, что основным инструментом реализации информационной политики г. Губкинский является Концепция информатизации муниципального образования город Губкинский (далее Концепция), целью которой является формирование системы представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной муниципальной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов, задач и систему мер по их реализации в соответствии с планами социально-экономического развития муниципального образования.
Концепция призвана увязать имеющиеся различные представления о процессе информатизации муниципального образования в единую систему для объединения усилий, исключения необоснованных экономических, финансовых, организационных, социальных, интеллектуальных затрат и иных имеющихся ресурсов.
Концепция сформулирована в соответствии с потребностями, возможностями муниципального образования, конкретной региональной ситуацией с учетом передовых тенденций в современных информационных технологиях и телекоммуникациях.
Муниципальное образование город Губкинский является существенным звеном в развитии всех сфер жизнедеятельности Ямало-Ненецкого автономного округа. В современной, быстро меняющейся обстановке получение информации становится чрезвычайно важным фактором и требует использования наиболее передовых современных информационных технологий.
Многообразие сфер деятельности муниципального образования требует, чтобы в информатизации были задействованы разнообразные по своей природе данные и процессы их обработки, в том числе информационные технологии. В этой связи требуются мощные координирующие механизмы, чтобы процессы информатизации были столь же целенаправленны, как целенаправленно функционирование и развитие самого муниципального образования. Необходимы единая концептуальная основа информатизации и орган, координирующий всю деятельность по информатизации муниципального образования и удерживающий ее в рамках единой Концепции.
В основной своей части документ предназначен двум категориям людей:
управленцам и, прежде всего тем из них, которые будут непосредственно управлять конкретными процессами разработки системы и общими процессами информатизации управления городом;
разработчикам, т.е. тем людям, которые будут проектировать, делать, собирать и запускать систему в эксплуатацию как программно-техническое изделие.
В определенной степени этот документ является и политическим, поскольку он определяет политику информатизации города. В этом качестве он обращен и к городским властям.
Здесь определяются острые проблемы информатизации, предоставления электронных услуг населению и бизнесу, внедрения технологий электронной администрации города, развития телекоммуникационной инфраструктуры, проблемы образования, муниципальных закупок, управления бюджетом, электронных финансовых и социальных инструментов, информационной открытости органов власти, повышения эффективности местного самоуправления с помощью внедрения современных инфокоммуникационных технологий.
Цель информатизации - приведение всех элементов информационной среды муниципального образования в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности вне зависимости от расстояния и использования технических средств.
Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры.
Основные принципы информатизации:
последовательность (этапность и непрерывность);
направленность;
эффективность;
управляемость;
открытость;
ресурсная обеспеченность;
преемственность.
Муниципальная информационная политика должна быть направлена на создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Главные компоненты, из которых складывается интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства, это:
информационные ресурсы, совокупность информации, содержащей данные и сведения, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
система подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
В целях создания единого информационного пространства необходима координация процессов информатизации всех структурных подразделений администрации, муниципальных учреждений и предприятий и проведение единой политики информатизации. Координация может быть обеспечена при условиях:
создания иерархии управления в сфере информатизации - соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при разработке информационных систем;
введения системы аттестации прикладного программного обеспечения, информационных систем и баз данных;
организации действенного контроля соответствия действующим стандартам документации на приобретаемые, разрабатываемые и внедряемые программные продукты, и информационные системы;
обеспечения открытости программных продуктов и независимости их сопровождения от субъективных факторов разработчика либо поставщика;
разработки новых и адаптации приобретенных программно-технических средств и информационных систем с учетом возможности включения их в единое информационное пространство на основе соответствующего регламента обмена информацией;
создания и развития системы общедоступных информационных ресурсов (WWW-серверов и т.п.) на базе как уже действующих, так и внедряемых информационных систем в целях обеспечения условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворения информационных потребностей органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.
Должно осуществляться развитие муниципальной транспортной сети передачи данных:
предусматривающее взаимосвязь и кооперацию с отраслевыми и ведомственными корпоративными сетями передачи данных в целях создания коммуникационной основы единого информационного пространства на кооперативно-договорной основе;
с обеспечением решения проблем надежности функционирования сетей путем создания альтернативных каналов передачи данных на наиболее ответственных направлениях;
предусматривающее эффективное использования внедряемых средств и организацию эффективной кооперации функций по эксплуатации и сопровождению этих средств между пользователями, эксплуатационниками и разработчиками.
Прогнозируемыми результатами эффективного проведения информатизации муниципального образования являются:
улучшение условий жизни населения;
дальнейшее развитие управления муниципальным образованием;
повышение эффективности производства за счет увеличения производительности труда, совершенствования управления, повышения качества и конкурентоспособности продукции и систем управления, снижение материало- и энергоемкости;
создание гармоничных условий для накопления и сохранения культурного наследия, ценностей неэкономического характера;
обеспечение устойчивой системы комплексной безопасности города.
В соответствии с действующей законодательной базой пользователями информации и равноправными субъектами в сфере информатизации являются:
жители муниципального образования;
органы государственной власти;
органы местного управления;
организации и общественные объединения [44].
Говоря об особенностях реализации информационной политики Усмановского сельского поселения Ставропольского края отметим, что в сельской местности информационные технологии еще по-прежнему считаются экзотикой и их услуги практически недоступны рядовому жителю села.
Как отмечается руководителем Усмановского сельского поселения, основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.
На уровне анализируемого сельского поселения недостаточно налажена система обеспечения телефонной связью, более половины имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизировано.
В связи с этим руководством Усмановского сельского поселения определены основные направления политики в области информатизации. Важнейшим является информационно-консультационное обслуживание сельского населения по различным направлениям: организация сельскохозяйственного производства; правовое, производственное и техническое консультирование, оказание практической помощи в различных областях, связанных с рыночными преобразованиями в экономике. Направления предусматривают и мероприятия в области развития информационно-консультационного обслуживания в сельской местности: создание сельских информационно-консультационных центров; предоставление информации о новых методах хозяйствования и технологиях и рекомендации по их применению; организация консультирования по актуальным вопросам; проведение семинаров и курсов по организации несельскохозяйственных видов деятельности.
Реализация мероприятий, как полагает руководитель Усмановского сельского поселения, позволит создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания; повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.