На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие и содержание, структура и закономерности организационной деятельности. Основные методы и принципы управления деятельностью предприятия, показатели эффективности и влияние на нее. Совершенствование организационной деятельности магазина Тоннель.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение
Деятельность каждого предприятия складывается из многочисленных аспектов: хозяйственной, коммерческой, финансовой, управленческой деятельности.
Организационная деятельность - часть управленческой деятельности, задачей которой является обеспечение достижения целей. Это процесс создания структуры организации, которая дает возможность людям эффективно работать вместе, а также позволяет обеспечивать е работу всем необходимым (персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п.). Организационная деятельность включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.
Организационная деятельность предприятий является основным элементом общей экономической работы. Анализ организационной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе, поскольку для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, коммерческие и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъектов хозяйствования. Это объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке предложений по совершенствованию организационной деятельности предприятия магазина «Тоннель» (ИП Саттарова М.К.).
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность организационной деятельности;
- описать основные методы и принципы управления деятельностью предприятия;
- оценить показатели эффективности деятельности магазина «Тоннель»;
- провести стратегический анализ внутренней и внешней среды организации;
- выделить основные проблемы, препятствующие эффективной деятельности предприятия;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной деятельности магазина «Тоннель» (ИП Саттарова М.К.), оценить их социально-экономическую эффективность.
Объектом исследования выступает магазин «Тоннель», предметом исследования - организационная деятельность предприятия.
Теоретической основой работы являются научные труды отечественных исследователей в области постановки организационной деятельности на предприятиях - О.С. Виханского, А.И. Наумова, И.Н. Герчиковой, В.Д. Марковой, С.А. Кузнецовой и др.
Методы исследования - обобщение теоретического материала, собранного в ходе анализа литературных источников по проблеме исследования, системный и стратегический анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты управления деятельностью предприятия
1.1 Современные представления о принципах и методах управления предприятием

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах [23, c. 18]:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов [11, c. 82].
В теории управления различают:
общие (основные);
специальные (конкретные) функции управления.
Общие функции - это такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех органов управления [4, c. 12].
К ним, как правило, относят:
планирование
организация и координация;
контроль и регулирование;
мотивация.
Этот перечень с достаточной полнотой отражает этапы управленческого цикла, но он не является общепризнанным.
Все общие (основные) функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления. Характерной особенностью общих функций является их взаимное проникновение друг в друга.
Планирование - это вид управленческой деятельности, направленной на постановку цели развития объекта и разработку программы ее достижения. Данная функция является ведущей в цикле управления, так как реализация других функций подчинена задаче достижения общих целей [5, c. 68].
Организация - функция управления, задачей которой является обеспечение достижения целей. Это процесс создания структуры организации, которая дает возможность людям эффективно работать вместе, а также обеспечение работы всем необходимым (персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п.). Организация включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ [8, c. 11].
Координация - управленческая деятельность, обеспечивающая согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций,
бесперебойность и непрерывность процесса управления.
Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации [4, c. 19].
Регулирование - вид деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определенной траектории и которая направлена на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития организации по отношению к цели.
Мотивация - это деятельность, целью которой является активизация отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Многообразие организационных форм построения и назначения производственных и коммерческих структур порождает многообразие функций управления. Вместе с тем, существует общее понимание того, что «существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель».
Кроме общих формируются еще специализированные функции управления, которые обладают специфическими характеристиками, индивидуальными для каждой конкретной организации.
Специальные (или конкретные) функции - это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса [9, c. 22].
Например, по воздействию на отдельные стадии производственного процесса И.Н. Герчикова в учебном пособии выделяет следующие функции управления [9, c. 24]:
управление технической подготовкой производства;
организация основного производства;
организация обслуживающего производства;
маркетинг.
По признаку воздействия на отдельные факторы производства можно выделить следующие аспекты организационной деятельности:
управление персоналом;
управление организацией труда и заработной платой;
материально-техническое снабжение;
организация финансовой деятельности.
Каждая специальная функция имеет в своем составе виды работ, соответствующие общим функциям.
На практике соотношение специальных и общих функций закрепляется в структуре управления. В зависимости от важности функций и конкретных объемов работ могут организовываться специальные подразделения и, наоборот, возможно объединение однородных общих функций по различным видам конкретной деятельности.
В последнее время в ряде работ акцент делается на такие две важнейшие функции менеджмента, как маркетинг и инновации [7, c. 38].
Маркетинг охватывает все сферы деятельности предприятия в той мере, в какой они влияют на реализуемость производимой продукции и услуг: от исследований и разработок до закупки сырья, производства, упаковки, транспортировки, продажи клиентам, обслуживания и т.п.
Понятие «инновации» включает проведение научно-технических исследований и разработку новых товаров и услуг, а также осуществление каких-либо изменений в стиле работы предприятия. Нововведения осуществляются, когда [26, c. 54]:
- их уже требует рынок (маркетинговая концепция управления организацией);
- разработан принципиально новый продукт (услуга), и встает задача вывода его на рынок (концепция «технологического проталкивания»).
Особенностью современного управления является обеспечение сбалансированности этих двух подходов к управлению организацией.
Формирование реальных схем управления организационной и хозяйственной деятельностью предприятий следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования имущества предприятий, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей корпоративной поддержки планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.
Необходимо отметить, что две ступени управления - внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом собственности - жестко связаны между собой единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют [36, c. 108]:
- потребители;
- поставщики;
- собственники;
- наемные работники;
- государство (общество);
- конкурирующие фирмы;
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма;
- общая экономическая обстановка;
- политическая обстановка в мире и регионе.
Очевидно, что деятельности основных сфер предприятия переплетены
и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление деятельностью предприятия определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса;
- характером внешней среды.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
Все принципы управления организационной и хозяйственной деятельностью целесообразно сгруппировать в две группы: общие и частные.
Рассмотрим общие принципы управления.
Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников.
Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры.
Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).
Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры [24, c. 72].
Рассмотрим также частные принципы управления организационной и хозяйственной деятельностью предприятия.
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении деятельностью предприятия. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений [32, c. 164].
Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По существу, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления и реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.
Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя навыков научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель его состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.
Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.
Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все
инициативы исходят от свободно-действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно, цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления [28, c. 94].
Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По существу, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.
Одними из важнейших принципов современного менеджмента являются сочетание прав, обязанностей и ответственности, а также демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.
Принцип государственной законности системы управления
собственностью. В соответствии с этим принципом организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.
Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления должно составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.
Принцип устойчивости и мобильности системы управления. При изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего, к изменениям во внешней среде [30, c. 48].
После рассмотрения основных принципов управления организационной и хозяйственной деятельностью предприятий перейдем к описанию методов управления организационной и хозяйственной деятельностью предприятия.
Под методами управления понимают совокупность приемов и способов воздействия на поведение и деятельность управляемых [8, с. 49], то есть субъекта на объект управления. Методы управления подразделяются на прямые и косвенные, формальные и неформальные [14, с. 173-174]. По мнению ряда ученых, все методы управления организационной и хозяйственной деятельностью можно сгруппировать в три основные группы [37, c. 86]:
а) организационно-распорядительные, или административные методы управления. Они базируются на возможности применения системы принудительных мер со стороны управляющего субъекта к объекту управления. Иногда эти методы подразделяют на организационные и распорядительные. К организационным методам относят: организационное регламентирование, организационное нормирование, инструктирование, дисциплинарное воздействие. Распорядительными методами считают: директивы, приказы, распоряжения, постановления, указания письменные и устные и т.д.;
б) экономические методы. Эти методы учитывают возможность воздействия на экономические интересы субъектов управления. Сюда относят методы хозяйственного и коммерческого расчета, ценообразование, финансирование, кредитование, материальное стимулирования и другие;
в) социально-психологические, иногда называемые идеологическими методами управления. Здесь используются разнообразные методы воздействия на сознание людей. К ним относят различные формы морального поощрения, развития чувства значимости своего «я», чувства хозяина, реальное участие каждого члена коллектива в принятии управленческих решений, новаторство, критику и самокритику, социальную преемственность, традиции и т.д.
г) В связи с участием в управлении в современный период такой категории субъектов, как собственники, представляется целесообразным, помимо вышеуказанных, выделить также специфические нормативно-правовые методы управления. Ранее эти методы в рамках отдельных хозяйствующих субъектов отсутствовали в связи с полной регламентацией всех направлений функционирования объектов управления со стороны государственных органов, которые применяли данные методы по отношению к лицам, работающим в государственных производственных структурах.
На основе сочетания различных методов управления с использованием цикла управления можно существенно повысить эффективность организационной и хозяйственной деятельности предприятия.
Итак, можно сделать вывод, что конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности.
Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности.
Конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.
1.2 Основы организации деятельности предприятия

Организационная деятельность предприятия заключается в организации управления и производственного процесса, обеспечении эффективного функционирования предприятия.
В основе организационной деятельности предприятия лежит структура его управления.
Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.
Организационная структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами [27, c. 52].
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
- звенья (отделы) управления. К ним относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть;
- уровни управления. Это совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системах управления организацией;
- связи между уровнями управления (называемые вертикальными) и между звеньями управления (горизонтальные).
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Переход к рыночным отношениям привёл к образованию ряда новых организаций, с появлением которых централизованное управление приобрело ограниченный характер. В связи с этим организационная структура таких формирований строится с учётом полного хозрасчёта и самоуправления.
Известно, что в рынке наиболее жизнеспособны организации, работающие на основе широкого привлечения заемного капитала. Этим объясняется появление такой формы организации, как общество с ограниченной ответственностью. Оно создается юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.
Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
Передача полномочий может осуществляться в устной или письменной форме. Методы могут быть общими или специальными. Вместе с тем полномочия не должны быть не слишком узкими, ни слишком широкими [1, c. 34].
Среди основных факторов, влияющих на уровень децентрализации, можно выделить следующие:
- величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства);
- степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;
- размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;
- философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;
- наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
- использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
- характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;
- влияние внешней среды. Имеются в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению проблемы [6, c. 145].
Преимущества централизованного управления состоят в следующем:
- лучший контроль за деятельностью предприятия;
- возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;
- устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий, усилий;
- более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей. Централизация управления может, например, сделать целесообразным приобретение компьютерной техники и другого дорогостоящего, но эффективного оборудования [6, c. 156].
Недостатки централизованного управления включают:
- рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации, досье;
- задержки в принятии решений, в особенности на рабочем месте;
- решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на производстве [6, c. 158].
Рассмотрим сочетание прав и обязанностей в различных организационных структурах.
1. Функциональная организационная структура (рисунок 1.1).
Преимущества функциональной структуры управления предприятием состоят в следующем:
- высокая компетентность специалистов отвечающих за осуществления конкретных функций;
Рисунок 1.1 - Схема функциональной организационной структуры
- освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
- стандартизация и программирование явлений и процессов;
- исключение дублирования в выполнении управленческих функций;
- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки функциональной организационной структуры:
- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений;
- трудности в поддержании взаимосвязей между различными функциональными службами;
- длительная процедура принятия решений;
- относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения [16, c. 124].
2. Линейная организационная структура управления.
При линейной организационной структуре во главе каждого структурного подразделения находятся «руководитель, единоначальник», наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными. Таким образом, каждое звено и каждый подчинённый имеют одного руководителя, через которого проходят все команды управления (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Схема линейной организационной структуры управления
Преимущества линейной организационной структуры:
- единство и чёткость распорядительства;
- согласованность действий исполнителей;
- простота управления (один канал связи);
- чётко выраженная ответственность;
- оперативность в принятии решений;
- личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подразделения.
Недостатки линейной структуры следующие:
- высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне.
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
- перегрузка информацией, множество контактов с подчинёнными;
- затруднительные связи между инстанциями;
- концентрация власти в управляющей верхушке [6, c. 198].
3. Линейно-функциональная (штабная) организационная структура (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Схема линейно-функциональной организационной структуры управления
Линейно-функциональная организационная структура сочетает в себе признаки как линейной, так и функциональной структуры.
Преимущества линейно-функциональной структуры управления по сравнению с другими организационными структурами состоят в следующем:
- более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
- освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
- возможность привлечения консультантов и экспертов.
В тоже время эта структура обладает рядом недостатков, среди которых можно отметить:
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий между производственными подразделениями на горизонтальном уровне;
- недостаточно чёткая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;
- стремление к чрезмерной централизации, т.е. чрезмерно развитая система взаимодействует по вертикали.
4. Матричная структура управления (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Схема матричной структуры управления
В качестве преимуществ матричной структуры управления можно выделить:
- возможность быстро реагировать на изменяющиеся внутренние и внешние условия организации;
- повышение творческой активности административно-управленческого персонала;
- рациональное использование кадров за счёт специализации;
- увеличение мотивации труда за счёт децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства;
- усиления контроля над отдельными задачами проекта;
- сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счёт делегирования полномочий.
- повышение личной ответственности за выполнение программы.
Основные недостатки матричной структуры управления:
- сложная структура соподчинения, отсюда проблемы, возникающие с установлением приоритетов заданий и распределением времени на них;
- присутствие нездорового духа соперничества между руководителями программ;
- трудность в приобретении навыков необходимых в работе по новой программе;
Решение о проектировании организационной структуры управления принимает тогда, когда действующая структура работает неэффективно. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели организации, наилучшим образом позволяя организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов.
Процесс проектирования организационной структуры состоит из трёх основных этапов:
1) Анализ действующей организационной структуры управления.
2) Собственно проектирование организационной структуры.
3) Оценка эффективности организационной структуры и её соответствия основным принципам управления.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование организационной деятельности и повышение эффективности производства, так как:
в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
Системный подход к проектированию организационной структуры управления предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.
На первом этапе проектирования организационных структур большое значение должно уделяться анализу внешней среды, который включает сл
едующие элементы [5, c. 21]:
- выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания);
- выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия;
- определение степени разнообразия элементов внешней среды;
- проектирование каждого элемента организационной структуры с
учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать;
- формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.
После анализа внешней среды необходимо сформулировать цели функционирования предприятия.
Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.
Таким образом, выше были описаны основы организационной деятельности предприятия, по результатам исследования можно сделать вывод, что организационная деятельность заключается в организации функционирования предприятия, обеспечении его эффективной работы.
В основе организационной деятельности предприятия лежит его организационная структура. В современной практике деятельности организаций выделяют следующие виды организационных структур: линейная, линейно-функциональная, функциональная, матричная.
Каждая структура управления организацией имеет свои преимущества и недостатки, выбор организационной структуры должен осуществляться в зависимости от вида деятельности, целей, условий функционирования конкретных предприятий.
1.3 Стратегический подход к анализу организации деятельности предприятия

Исходным методом стратегического исследования деятельности организации является SWOT-анализ (SWOT - это аббревиатура четырех английских слов: S - strengths - сильные стороны, W - weaknesses - слабые стороны, O - opportunities - возможности, T - threats - угрозы).
На основе данного метода удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает на основе анализа ситуации составление списка сильных и слабых сторон организации, а также список угроз и возможностей. На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии развития организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые выявились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится в поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз внешней среды.
Для пар, находящихся на поле «СЛУ», организации должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей избавиться от слабости и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу со стороны внешней среды.
Вырабатывая стратегию следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может превратиться в угрозу, если ее использует конкурент.
РЕSТ - анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:
? политико-правовые;
? экономические;
? социально-культурные;
? технологические.
РЕSТ - это аббревиатура четырех английских слов: Р - Political (политико-правовые), Е - Economic (экономические), S - Sociocultural (социально-культурные), Т - Technological fоrces (технологические) факторы.
Стратегически анализ каждой из указанных компонент должен быть достаточно системным, так как в жизни все эти компоненты между собой тесным и сложным образом взаимосвязаны. Значимое изменение любой из компонентов, как правило, влияет на всю цепочку. И такие изменения для конкретной организации в каждой ситуации могут стать или угрозой, или, наоборот, новой стратегической возможностью ее будущего бизнес успеха.
Цель РЕSТ-анализа - отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
При освоении PEST - анализа рекомендуется использовать формат таблицы 1.1.
Таблица 1.1 - PEST - анализ тенденций, имеющих значение для стратегии организации
Политика
Р
Экономика
Е
1.
Выборы Президента РФ
1.
Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
2.
Выборы Государственной Думы РФ
2.
Инфляция
3.
Изменение законодательства РФ
3.
Динамика курса российского рубля к доллару США
4.
Отношение организации с правительством и федеральной властью в целом
4.
Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ
Политика
Р
Экономика
Е
5.
Государственное влияние в отрасли, включая долю государственной собственности
5.
Экспортно-импортная политика по продукту вашей организации
6.
Государственное регулирование конкуренции в отрасли
6.
Основные внешние издержки для организации, в том числе:
6.1.
Затраты на энергоносители
Социум
S
Технология
Т
1.
Изменения в базовых ценностях
1.
Государственная технологическая политика
2.
Изменение в уровне и стиле жизни
2.
Значимые тенденции в области НИОКР
3.
Экологический фактор
3.
Новые патенты
4.
Отношение к работе и отдыху
4.
Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий
5.
Отношение к образованию
5.
Новые продукты
Демографические изменения
6.
Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации
6.
Изменение структуры доходов
PEST-анализ - это инструмент исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды. Но реальная жизнь, во-первых, шире и многообразнее четырех составляющих его элементов. А во-вторых, для каждой конкретной организации в ее внешней среде существует свой особый набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на ее конкретный бизнес.
В результате внутреннего анализа организационной деятельности предприятия имеется возможность выявить основные характеристики следующих факторов:
- номенклатура выпускаемой продукции;
- ресурсный потенциал предприятия;
- издержки, их уровень и структура;
- источники финансовых средств, их доступность;
- система управления.
Следующим моментом является определение стратегических проблем.
В сфере организационной деятельности необходимо оценивать:
- способность эффективно организовывать работу подразделений;
- возможность реализации намеченных целей при существующей организационной и производственной структуре;
- наличие единой корпоративной культуры;
- уровень обеспеченности трудовыми ресурсами и квалификационный потенциал.
В результате выявленных несоответствий состояния внутреннего потенциала предприятия выбранным стратегическим приоритетам должны быть намечены действия по преодолению этих несоответствий, то есть по изменению определенных параметров внутреннего потенциала. Выявленные сильные стороны необходимо использовать, слабые - преодолевать, если в этом есть необходимость. В целом, рациональное использование внутреннего потенциала предприятия будет способствовать повышению эффективности его организационной и хозяйственной деятельности, достижению целей, поставленных перед предприятием, повышению его конкурентоспособности на рынке.
2. Анализ организационной деятельности магазина «Тоннель»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия

Розничное торговое предприятие ИП Саттарова М.К. расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Полевая, 35. Общество зарегистрировано Инспекцией ФНС по Советскому району г. Новосибирска 08 ноября 2007 года.
ИП Саттарова М.К. работает на рынке розничной торговли г. Новосибирска.
Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества. Золотое правило торговли: покупать - чтобы продавать.
Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.
Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров, и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность общества осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По месту нахождения ИП Саттарова М.К. ведется полная документация в объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В магазине «Тоннель» функционируют четыре отдела:
- мужской одежды;
- женской одежды;
- детской одежды;
- обуви.
В настоящее время деятельность магазина осуществляется с определенными преимуществами: концентрация ассортимента отдельных групп товаров создает условия для выбора необходимого товара; высокая квалификация персонала способствует повышению качества обслуживания; более глубокое изучение рынка, усиление влияния торговли на производство и повышение качества товаров позволяет улучшить коммерческие связи предприятия с поставщиками; внедрение современной торговой технологии (оборудование, оформление торгового зала) обеспечивает эффективность реализации товаров.
Эффективность работы магазина, повышение качества торгового обслуживания населения, рациональная организация торгово-технологического процесса во многом зависят от внутреннего устройства, планировки и оборудования предприятия. Рассмотрим эти характеристики на исследуемом предприятии.
Магазин «Тоннель» занимает первый этаж офисного здания. Широкий торговый зал позволяет рациональное размещать оборудование, эффективно использовать торговые площади. Складское помещение недостаточно велико, что не позволяет создавать большие запасы товаров. Указанное помещение принадлежит ИП Саттарова М.К. на правах аренды.
Организационная структура ИП Саттарова М.К. изображена на рисунке 2.1.
Из представленной схемы становится ясно, что на предприятии действует линейная организационная структура. В рамках данного предприятия это оправдано, так как оно небольшого размера, и усложнение организационной структуры не увеличит эффективность работы.
Главной задачей ИП Саттарова М.К. является розничная торговая деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала и интересов собственников имущества.
Используя данные отчета о прибылях и убытках ИП Саттарова М.К. за 2007-2008 года, представляется возможным оценить динамику основных показателей торговой деятельности предприятия (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Основные показатели торговой деятельности ИП Саттарова М.К. в 2007-2008 гг.
Наименование показателя
2007 год
2008 год
Изменение, (+,-)
Темп роста, %
Сумма, тыс. р.
Уровень, %
Сумма, тыс. р.
Уровень, %
Сумма, тыс. р.
Уровень, %
Розничный товарооборот
60205
-
77063
-
16858
128,0
Валовой доход
14149
23,50
20142
26,14
5993
2,64
142,4
Издержки обращения
8540
14,18
13926
18,07
5386
3,89
163,1
Прибыль от продаж
5609
9,32
6216
8,07
607
-1,25
110,8
Прочие расходы
115
0,19
184
0,24
69
0,05
160,0
Прибыль до налогообложения
5494
9,13
6032
7,83
538
-1,30
109,8
Анализ финансовых результатов деятельности ИП Саттарова М.К. следует начать с оценки валового дохода. Валовой доход - это совокупность доходов от непосредственной реализации товаров (торговых надбавок), прочей реализации и от прочих операций. В отчетном периоде валовой доход увеличился на 5993 тыс. р. и составил 20142 тыс. р. Уровень валового дохода составил 26,14%. Основным фактором, благодаря которому увеличился валовой доход предприятия, стал рост товарооборота.
В исследуемом периоде наблюдается рост прибыли от продаж с 5610 тыс. р. в 2007 году до 6216 тыс. р. в 2008 году. Уровень прибыли от продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизился на 1,25% и составил 8,07%.
На изменение суммы прибыли от реализации товаров влияние оказало увеличение объёма продаж. Влияние изменения объёма оборота в текущих ценах на прибыль от реализации товаров рассчитывается по формуле (2.1).
ПРт = (ОТ1-ОТ0) *Упр0 / 100, (2.1)
где ПРт - изменение прибыли от реализации товаров за счёт изменения размера оборота;
ОТ1, ОТ2 - объём оборота в предшествующем и отчётном периодах;
Упр0 - уровень прибыли от реализации товаров за предшествующий год.
В отчётном году по сравнению с предшествующим годом прибыль от реализации товаров ИП Саттарова М.К. за счёт изменения оборота в текущих ценах увеличилась на 1571,2 тыс. р.:
ПРт = (77063 - 60205) * (9,32) / 100= 1571,2 тыс. р.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом цены возросли на 12%.
Влияние изменения объёма продаж в сопоставимых ценах (физического объёма продаж) на прибыль от реализации товаров определим по формуле (2.2).
ПРотс = (ОТс - ОТ0)*Упр0 / 100, (2.2)
где ПРотс - изменение прибыли от реализации товаров за счёт изменения объёма продаж в сопоставимых ценах (физического объёма оборота);
ОТс - сопоставимый оборот, который определяется по формуле (2.3).
ОТс = ОТ1/ Ip, (2.3)
где Ip - индекс цен.
Изменение физического оборота ИП Саттарова М.К. способствовало росту прибыли от реализации товаров на 801,6 тыс. р.:
ОТс = 77063 / 1,12= 68806,3 тыс. р.,
ДРотс = (68806,3 - 60205) * (9,32) / 100 = 801,6 тыс. р.
Влияние изменения цен на прибыль от реализации товаров рассчитывается по формуле (2.4).
ПРр= (ОТ1-ОТс)*Упр0 / 100, (2.4)
где ПРр - изменение прибыли от реализации товаров за счёт изменения цен.
За счёт роста цен в отчётном периоде по сравнению с 2007 годом ИП Саттарова М.К. получило дополнительную прибыль от реализации товаров в сумме 769,5 тыс. р.:
ПРр = (77063 - 68806,3)*(9,32) / 100 = 769,5 тыс. р.
На сумму прибыли от реализации влияет изменение его среднего уровня. В этом факторе находится отражение воздействие уровня цен, структуры оборота, источников поступления товаров, эффективности заключённых сделок.
Влияние уровня доходов от реализации товаров на изменение суммы прибыли можно рассчитать по формуле (2.5).
ПРуп = (Удр1-Удр0)*ОТ1 / 100, (2.5)

где ПРуп - изменение прибыли от реализации товаров за счёт изменения уровня доходов;
Удр0 - уровень доходов от реализации товаров за предшествующий период;
Удр1 - уровень доходов от реализации товаров за отчётный год.
За счёт увеличения уровня доходов от реализации в отчётном периоде по сравнению с 2007 годом на 2,6% ИП Саттарова М.К. получило дополнительную прибыль от реализации товаров в сумме 2003,6 тыс. р.:
ПРуп = (26,14 - 23,50) * 77063 / 100 = 2034,5 тыс. р.
Оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть произведена по формуле (2.6).
ПРуио = (Уио1-Уио0)*ОТ1 / 100, (2.6)

где ПР уио - изменение прибыли за счет изменения уровня издержек обращения;
Уио0 - уровень издержек обращения за предшествующий период;
Уио1 - уровень издержек обращения за отчетный период;
За счет увеличения уровня издержек обращения на 3,9% прибыль от реализации товаров уменьшилась на 2997,7 тыс. руб.:
ПРуио = (18,07 - 14,18) * 77063 / 100 = 2997,8 тыс. руб.
Общее влияние факторов на прибыль от реализации товаров по ИП Саттарова М.К. представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Влияние факторов на изменение прибыли от реализации товаров по ИП Саттарова М.К. за 2008 год
Факторы
Размер влияния факторов
Объем продаж, всего
В том числе:
1571,1
изменение физической массы товаров
801,6
рост цен
769,5
Доход от реализации товаров
2034,5
Издержки обращения
-2997,8
Абсолютное изменение суммы прибыли
607,8
Таким образом, положительное влияние на прибыль от реализации товаров в магазине «Тоннель» ИП Саттарова М.К. оказал рост оборота и увеличение уровня доходов от реализации товаров.
Прибыль до налогообложения увеличилась с 5495 тыс. р. до 6032 тыс. р. Структура прибыли до налогообложения представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Структура прибыли розничной торговли ИП Саттарова М.К. за 2008 год
Показатели
Сумма, тыс. р.
Удельный вес, %
Прибыль до налогообложения
6032
100
В том числе
- прибыль от продаж
- сальдо прочих доходов и расходов
6216
- 184
103,1
- 3,1

Прибыль до налогообложения ИП Саттарова М.К. за отчётный год составила 6032 тыс. р., она была получена за счет прибыли от реализации товаров с учетом прочих доходов и расходов.

Используя данные отчетов ИП Саттарова М.К. за 2008 год, становится возможно провести расчет и анализ основных показателей выполнения плана розничного товарооборота по предприятию (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Показатели выполнения плана розничного товарооборота ИП Саттарова М.К. в 2008 году
Показатели
План, тыс. р.
Факт, тыс. р.
Выполнение плана, %
Розничный товарооборот, всего:
76600,0
77063,0
100,6
в том числе:
- оборот по отделу женской одежды
27650,0
27694,0
100,2
- оборот по отделу мужской одежды
12200,0
12340,0
101,1
- оборот по отделу детской одежды
21100,0
21250,0
100,7
- оборот по отделу обуви
15650,0
15779,0
100,8
Таким образом, в целом по ИП Саттарова М.К. план объема продаж в 2008 году был выполнен на 100,6%.
При этом по всем отделам наблюдалось перевыполнение плана продаж - по отделу женской одежды - на 0,2%, по отделу мужской одежды - на 1,1%, по отделу детской одежды - на 0,7%, по отделу обуви - на 0,8%.
На основании данных анализа можно сделать вывод, что, в целом, деятельность ИП Саттарова М.К. в 2008 году с точки зрения выполнения плановых данных по объему продаж можно охарактеризовать положительно, при этом качество планирования также было высоким - фактические данные отличаются от плановых не более чем на 1-2% На втором этапе анализа определяется ритмичность выполнения плана оборота по кварталам. Результаты проведения анализа структуры товарооборота по кварталам 2008 года представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Удельный вес объемов продаж по кварталам в годовом объеме продаж ИП Саттарова М.К. за 2008 год
Кварталы
План
Факт
Объем товарооборота, тыс. р.
Удельный вес, %
Объем товарооборота, тыс. р.
Удельный вес, %
1
15910,0
20,8
14071,0
18,3
2
12670,0
16,5
12850
16,7
3
22580,0
29,5
21685
28,1
4
25440,0
33,2
28457
36,9
Итого за год
76600,0
100
77063,0
100,0
На рисунке 2.2 изображено распределение годового объема продаж ИП Саттарова М.К. по кварталам 2008 года.
Наибольший объем продаж по ИП Саттарова М.К. был достигнут в 4 квартале 2008 года - 28457 тыс. р., что составило 36,9% от годового объема продаж. Объем продаж в 3 квартале составил 28,1% от годового товарооборота, во втором квартале - только 16,7%, а в первом квартале - 18,3%.
Рисунок 2.2 - Квартальная структура объема продаж ИП Саттарова М.К. в 2008 г.
Наиболее простой способ оценки ритмичности выполнения плана товарооборота заключается в исчислении коэффициента ритмичности.
Коэффициент ритмичности можно определить путем отношения суммы фактического товарооборота в пределах суммы прогноза к сумме прогнозируемого товарооборота, используя формулу (2.7).
Кр = iОТ'ф / iОТп (2.7)
где Кр - коэффициент ритмичности;
ОТ'ф - фактический товарооборот, но не выше суммы прогноза;
ОТп - плановый товарооборот;
i - число кварталов.
Коэффициент ритмичности для ИП Саттарова М.К. в 2008 году составит: Кр = (14071 + 12670 + 21685 + 25440) / 76600 = 0,964.
Итак, по ИП Саттарова М.К. плановый объем продаж был выполнен достаточно равномерно, поскольку коэффициент ритмичности близок к 1.
Объем продаж по ИП Саттарова М.К. в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 28,0%. При этом наибольшее увеличение в абсолютном выражении коснулось оборота по отделу женской одежды - на 10894 тыс. р. (на 64,8% по сравнению с объемом продаж по группе в 2007 году). На втором месте в абсолютном выражении - увеличение объема продаж по отделу детской одежды - на 355 тыс. р. или на 16,7% по сравнению с уровнем 2007 года (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Показатели динамики объема продаж ИП Саттарова М.К. за 2007-2008 гг.
Показатели
Ед. изм.
2007 год
2008 год
Абсолютное отклонение, (+,-)
Темп роста, %
Темп прироста, %
Розничный товарооборот, всего:
тыс. р.
60205
77063
16858
128,0
28,0
в том числе:
- оборот по отделу женской одежды
тыс. р.
16800
27694,0
10894,0
164,8
64,8
- оборот по отделу мужской одежды
тыс. р.
11680
12340,0
660,0
105,7
5,7
- оборот по отделу детской одежды
тыс. р.
16850
21250,0
4400,0
126,1
26,1
- оборот по отделу обуви
тыс. р.
14875
15779,0
904,0
106,1
6,1
Увеличение объема продаж по отделу обуви составило 904 тыс. р. или 6,1% от объема продаж отделу в 2007 году.
Объем продаж по отделу мужской одежды также увеличился, прирост составил 660 тыс. р. (5,7% от уровня продаж 2007 года). В целом, полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности работы торговых работников предприятия ИП Саттарова М.К., так как основной показатель деятельности торговой организации в отчетном периоде увеличился.
В ходе проведения факторного анализа товарооборота необходимо определить влияние таких факторов, как изменения торговых площадей и эффективности их использования. Эффективность использования торговых площадей характеризует оборот розничной торговли на 1 кв. м. торговой площади. Результаты расчетов представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Оборот розничной торговли и торговая площадь магазина ИП Саттарова М.К. за 2007-2008 гг.
Показатели
Ед. изм.
2007 г.
2008 г.
Отклонение, (+,-)
1
2
3
4
5
1. Оборот розничной торговли
Тыс. руб.
60205
77063
16858
1
2
3
4
5
2. Торговая площадь
Кв. м.
170
190
20
3. Оборот на 1 м2 площади
Тыс. руб.
354,1
405,6
51,5
Изменение товарооборота составило:
- за счёт роста торговой площади:
(190 - 170) * 354,1 = 7082 тыс. руб.
- за счёт увеличения оборота на 1 кв. м. торговой площади:
(405,6 - 354,1) * 190= 9785 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов: 7082 + 9785 = 16867 тыс. руб. (отклонение от фактического изменения товарооборота за счет округлений при расчетах).
Итак, за счёт роста оборота на 1 кв. м. торговой площади товарооборот ИП Саттарова М.К. увеличился на 9785 тыс. руб., за счёт увеличения торговых площадей - на 7082 тыс. руб., то есть прирост оборота в основном достигнут за счёт повышения эффективности торгового процесса - 58,0%:
(9785 / 16867)*100 = 58,0%.
На следующем этапе факторного анализа определяется влияние изменения обеспеченности рабочей силой и уровня производительности труда в магазине «Тоннель» ИП Саттарова М.К. на товарооборот организации, для расчётов следует использовать таблицу 2.8.
Таблица 2.8 - Производительность труда и численность работников ИП Саттарова М.К. в 2007-2008 гг.
Показатели
Ед. изм.
2007 год
2008 год
Отклонение (+,-)
Темп роста, %
1. Оборот розничной торговли
Тыс. руб.
60205
77063
16858
128,0
2. Численность продавцов
Чел.
14
14
0
100,0
3. Средняя выработка на одного продавца
Тыс. руб.
4300,4
5504,5
1204,1
128,0
Таким образом, численность работников в 2008 году в магазине «Тоннель» ИП Саттарова М.К. не изменилась. Влияние на товарооборот этот фактор не оказал.
За счёт роста производительности труда в магазине «Тоннель» ИП Саттарова М.К. товарооборот возрос на 16858 тыс. руб.:
(5504,5 - 4300,4) * 14 = 16858 тыс. руб.
Таким образом, за счёт роста производительности труда товарооборот ИП Саттарова М.К. в отчетном году увеличился на 16858 тыс. руб., то есть прирост товарооборота был достигнут за счёт качественного фактора, что оценивается положительно.
Для решения задачи оценки эффективности использования товарных запасов необходимо использовать два взаимосвязанных показателя: уровень и оборачиваемость товарных запасов.
Расчет уровня товарных запасов (в процентах товарооборота) производится по формуле (2.7) [1, c. 156]:
УТЗ = ТЗ * 100% / ОТ, (2.7)
где ТЗ - товарный запас на конец рассматриваемого периода, руб.;
ОТ - объем товарооборота за рассматриваемый период, руб.
Расчет уровня товарных запасов (в днях товарооборота) производится по формуле (2.8).
УТЗ = ТЗ * Д / ОТ, (2.8)
где Д - количество дней в рассматриваемом периоде, дн.
Средний товарный запас рассчитывается по следующей формуле (2.9).
ТЗср = (0,5 ТЗ1 + ТЗ2 + ТЗ3 + … + 0,5 ТЗn) / (n - 1), (2.9)
где Т3ср - средний товарный запас за определенный период, руб.;
ТЗ1, Т32, Т33. Т3n - величина товарных запасов на соответствующий период;
n - количество периодов.
При оценке эффективности от задействованных товарных запасов фактические показатели эффективности использованных товарных запасов сравниваются с аналогичными показателями в плановом периоде. Сопоставление показателей показывает, насколько обеспечена устойчивость товарных запасов.
В систему показателей эффективности использования товарных запасов следует также отнести показатель, определяющий отношение суммы прибыли от продаваемых товаров, к средней величине товарных запасов, выраженное в процентах, по формуле (2.10).
Р = Ппр / ТЗср * 100%, (2.10)
где Р - рентабельность запаса, проценты;
Ппр - прибыль от продаж, руб. [11, c. 54].
Этот показатель является вариантом показателя рентабельности инвестиций, который используется при обобщающей оценке эффективности бизнеса и вложений в бизнес. Специфика логистики заключается в том, что рассматривается специальный вид рентабельности, и не рассматриваются издержки, которые не зависят от принимаемых логистами решений о закупках.
Результаты анализа товарных запасов по ИП Саттарова М.К. в 2007-2008 гг. представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Товарные запасы ИП Саттарова М.К. в 2007-2008 гг.
Показатель
2007 год, тыс. р.
2008 год
в % к 2007 г.
план, тыс. р.
факт, тыс. р.
% вып.
Товарооборот, тыс. руб.
60205,0
76600,0
77063,0
100,6
128,0
Товарные запасы на конец периода, тыс. руб.
4526,7
5700
5985
105
132,2
Уровень товарных запасов, %
7,5
7,4
7,8
-
-
Уровень товарных запасов, дн.
27,4
27,2
28,3
104,4
103,3
Прибыль от продаж, тыс. руб.
5609
6000
6216
103,6
110,8
Средняя величина товарных запасов
4420
5113,4
5842,5
114,3
132,2
Рентабельность товарных запасов, %
126,9
117,3
106,4
-
-

Итак, в магазине «Тоннель» ИП Саттарова М.К. товарные запасы на конец 2008 года составили 5985 тыс. руб., что на 1458,3 тыс. руб. больше аналогичного показателя в 2007 году. Увеличение товарных запасов способствовало росту уровня товарных запасов как в процентах к товарообороту, так и в днях.

Так, уровень товарных запасов в процентах к товарообороту в 2008 году составил 2,8% против 7,5% в 2007 году. В тоже время по плану предусматривалось поддержание уровня товарных запасов на уровне 7,4%.

Уровень товарных запасов в днях по ИП Саттарова М.К. также увеличился - с 27,4 дн. в 2007 году до 28,3 дн. в 2008 году (на 3,3%).

Рентабельность использования товарных запасов предприятия в 2008 году составляет 106,4%. Необходимо отметить, что рентабельность использования товарных запасов ИП Саттарова М.К. сократилась по сравнению с 2007 годом, в котором этот показатель составлял 126,9%.

В целом, можно сделать вывод, что эффективность использования товарных запасов ИП Саттарова М.К. снизилась, о чем свидетельствует увеличение уровня товарных запасов, а также сокращение показателей рентабельности их использования в 2008 году.

Важным показателем эффективности использования товарных запасов является товарооборачиваемости.

Анализ товарооборачиваемости по ИП Саттарова М.К. в 2007-2008 гг. приведен в таблице 2.10.

Таблица 2.10 - Оборачиваемость товарных запасов ИП Саттарова М.К. в 2007-2008 гг.

Показатель
2007 год тыс. р.
2008 год
в % к 2007 г.
план, тыс. р.
факт, тыс. р.
% вып.
Товарооборот, тыс. руб.
60205
76600
77063
100,6
128
Средняя величина товарных запасов
4420
5113,4
5842,5
114,3
132,2
Товарооборачиваемость, раз
13,62
14,98
13,19
88,0
96,8
Время обращения, дн.
26,8
24,4
27,7
113,6
103,3

Данные, представленные в таблице 2.10, свидетельствуют о снижении эффективности использования товарных запасов в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

В 2007 году оборачиваемость запасов составляла 13,6, в 2008 году по плану она должна была ускориться до 15, но фактически замедлилась до 13,2, что на 3,2% меньше планового показателя.

Товарооборачиваемость запасов по ИП Саттарова М.К. в 2008 году составила 27,7 дней, что на 3,3% превышает товарооборачиваемость в 2007 году, когда этот показатель составлял 26,8 дней.

Далее представлены результаты факторного анализа объема продаж по ИП Саттарова М.К.

Изменение объема продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет изменения среднего объема товарных запасов составит:

13,62 об. * (5842,5 - 4420) тыс. руб. = + 19374,4 тыс. руб.

Изменение объема продаж за счет замедления товарооборачиваемости составит:

(13,19 - 13,62) об. * 5842,5 тыс. руб. = - 2512,4 тыс. руб.

Итак, розничный товарооборот ИП Саттарова М.К. увеличился за счет увеличения средней величины товарных запасов на 19374,4 тыс. руб., за счет замедления товарооборачиваемости оборот снизился на 2512,4 тыс. руб.

Таким образом, анализ использования товарных запасов по ИП Саттарова М.К. свидетельствует о том, что управление запасами организовано недостаточно эффективно - основные показатели эффективности их использования сокращаются. Для увеличения товарооборота предприятию следует проводить мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости запасов.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия торговли необходимо рассчитать показатели эффективности хозяйственной деятельности, эффективности трудовой деятельности и комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности. Показатель эффективности хозяйственной деятельности дает оценку эффективности использования экономического потенциала при осуществлении хозяйственной деятельности. Для расчета показателя используют значение товарооборота розничной торговли организации как конечного показателя, в котором находит отражение ее деятельности. Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности ИП Саттарова М.К. представлена в таблице 2.11.
Таблица 2.11 - Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности ИП Саттарова М.К. в 2007-2008 гг.
Показатели
2007 год
2008 год
Отклонение (+,-)
Темп рост и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.