На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы проектирования структуры организации. Классификация, характеристика основных типов, методы проектирования организационных структур. Конструкция организации, на основе которой управляется фирма, эффективность организационных систем.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 20.12.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


38
Курсовая работа
Тема: Проектирование структуры организации
Содержание
    Введение
    Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации
    1.1 Понятие и сущность организации
    1.2 Характеристика организационной структуры управления
    1.3 Классификация организационных структур
    1.4 Характеристика основных типов организационных структур
    Глава 2. Особенности проектирования структуры организации
    2.1 Сущность организационного проектирования
    2.2 Формирование организационной структуры
    2.3 Методы проектирования организационных структур
    2.4 Оценка эффективности организационных систем
    Заключение
    Список литературы

Введение

Научно обоснованное проектирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.

Радикальные изменения, происходящие в сфере производственных отношений, приведшие к существенному возрастанию организационного фактора, придают особую важность организационному проектированию как методу формальной организации целостных систем.

В этой связи следует отметить, что ни одна из новых (модернизированных) форм целостных образований в различных сферах общественного бытия человечества, будь то в экономике, политике, образовании, культуре, науке, военном деле и других, не сможет достичь своего конечного воплощения без проведения организационного проектирования. Иначе говоря, любые организационные нововведения структурного и процессного характера являются прежде всего продуктами организационного проектирования.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и важной, так как без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности деятельности организации.

Главной целью курсовой работы является - изучение особенностей проектирования структуры организации. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

изучить сущность организационного проектирования;

исследовать способы формирования организационной структуры;

исследовать методы проектирования организационных структур;

изучить методы оценки эффективности организационных структур.

Объектом исследования является проектирование структуры организации. Предметом исследования является процесс, механизм, методы и способы проектирования структуры организации.

Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации

1.1 Понятие и сущность организации

Приступая к исследованию вопроса проектирования структуры организации, первоочередным шагом является определение главного понятия, используемого в данном параграфе - понятия организация.

Применение термина - организация, в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни.

"Организация - представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей" Мильнер Б.З., Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 42 с..

"Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели" Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. - М.: ТК Велби, «Проспект», 2006. - 40 с..

"Термин организация (от лат.organizare - сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 21 с."

"В каждодневном бытовом употреблении под организацией, прежде и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, институт, орган власти, представительство и т.д.), то есть реально существующая, целенаправленно функционирующая социальная система. Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - СПб.: Питер, 2006. - 20 с."

Единого понимания организации до сих пор не выработано. Однако эта дифференциация взглядов не вносит неопределенности в процесс познания организации как явления, скорее наоборот, позволяет более полно ее изучить.

Организацию характеризует упорядоченность частей, которые образуют единство (целое), обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

"Организация определяется и как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее внутренним строением, это также совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого, или объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 22 с."

Уже такой, достаточно поверхностный, первичный анализ приводит нас к выводу о том, что исключительно широкое и разнообразное восприятие, понимание и применение термина организация отражает явления и события.

Они могут представлять собой как процесс, так и систему, иметь субъективную, объективную и смешанную природу, проявляться в материальных, интеллектуальных и смешанных формах.

Таким образом, организация является не аморфной массой, а упорядоченной системой. Поддерживать эту упорядоченность помогает организационная структура. В следующем параграфе курсовой работы, будет рассмотрено понятие организационной структуры организации.

1.2 Характеристика организационной структуры управления

Важным элементом любой организации является ее структура, т.е. устойчивые связи, которые существуют между элементами организации, конструкция организации, на основе которой управляется фирма.

Структура - это организационная характеристика системы; совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.

"Организационная структура управления - это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КНОРУС, 2007. - 186 с."

"Организационные структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. Олянич Д.В. Теория организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 89 с."

На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия.

"В современной теории организации понятие "иерархия" применяется в основном для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение но службе, функциональное подчинение. Олянич Д.В. Теория организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 89 с."

С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации.

Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, ведущим к накапливанию отрицательных тенденций. Если не принять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.

Тем не менее, за многие годы удалось выделить основные направления преодоления нарушений развития организационных систем. При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития и реорганизация системы управления.

Организационная структура позволяет организации:

избежать хаоса и неопределенности - работники понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать, а руководители различных подразделений представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений;

эффективно взаимодействовать с внешней средой;

продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, устанавливать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределять права и ответственность;

избежать политиканства и фаворитизма в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе;

удовлетворять потребности клиентов;

достигать своих целей с высокой эффективностью.

Организационная структура и поддерживающая документация необходимы для любой организации с самого начала ее существования.

Руководитель должен учитывать и некоторые негативные характеристики организационной структуры1:

"схемы организационной структуры не показывают важные связи между работниками и организационными единицами, а то, что они показывают, может ввести в заблуждение, так как на них не изображены неофициальные линии коммуникации и управленческие каналы влияния (телефонные и компьютерные сети дают возможность людям контактировать с другими быстро и эффективно); Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 256 с."

схемы организационной структуры изображают иерархии должностей, подразумевая, что чем они выше, тем более важны и влиятельны, что не всегда верно, так как некоторые работники являются влиятельными при принятии одних решений и лишены влияния при принятии других;

схемы организационной структуры способствуют очень узкому представлению работников о своих должностях, а так как дефиниции должностей означают, чего люди могут не делать, равно как разъяснение того, что они должны делать, то результатом этого является организация, не реагирующая на изменения.

Признаки эффективной организационной структуры:

структура соответствует стратегическим целям организации;

структура соответствует среде функционирования организации;

отсутствие противоречий между элементами оргструктуры;

сведение к минимуму или регулирование влияния индивидуального поведения в организации, структура обеспечивает согласование людей, входящих в организацию, с ее требованиями, а не наоборот;

структура помогает осуществлять властные функции (структуры устанавливают или определяют, какие позиции являются главными и определяющими с точки зрения иерархии), в которых принимаются решения и в которых выполняется деятельность организации (структура является местом действия организации).

1.3 Классификация организационных структур

В 20 веке организационные структуры управления претерпели значительную эволюцию. Анализ эволюции организационных структур предусматривает определенную классификацию. Далее в курсовой работе будет рассмотрена следующая классификация типов организационных структур, представленная на рисунке 1.1.


38

Рисунок 1.1 Классификация типов организационных структур

"Механистическая (бюрократическая) структура выступает как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму.Олянич Д.В. Теория организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 88 с."

Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне.

В больших организациях многоуровневые организационные структуры различают по признаку дифференциации и выделяют: стратифицированные и совмещенные структуры управления.

"В стратифицированных структурах на одном уровне управления применяется один признак, а на более низком - другой. В отличие от этого в совмещенных структурах на одном и том же уровне применяется но два и более признака дифференциации, что порождает двойное и более подчинение и приводит к матричной организации.Олянич Д.В. Теория организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 90 с."

В первой половине 20 века доминирующими были сначала линейные и функциональные организационные структуры, а затем их комбинации.

Во второй половине этого века крупные западные корпорации стали повсеместно переходить к дивизиональным структурам.

В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.

"К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали. Олянич Д.В. Теория организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 91 с."

Таким образом, организационные структуры управления имеют много разновидностей. В следующем параграфе курсовой работы будет приведена характеристика основных типов организационных структур.

1.4 Характеристика основных типов организационных структур

"Линейная структура управления - это структура, которая построена на основном принципе - вертикальной иерархии, т.е. соподчиненности звеньев управления снизу доверху.Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 271 с." Графически, линейная структура управления представлена на рисунке 1.2.

38

Рисунок 1.2 линейная структура управления

"В основе линейной структуры управления лежит принцип единоначалия, означающий, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КНОРУС, 2007. -190 с."

"Функциональная структура управления - это структура, которая основана на принципе полного распорядительства, заключающегося в том, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для исполнения. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 273 с." Графически, функциональная структура управления представлена на рисунке 1.3.

38

Рисунок 1.3 функциональная структура управления

"Для функциональных структур управления характерно создание подразделений, каждое из которых имеет свою определенную задачу и обязанности. Каждый орган управления ориентирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности; в каждом из них создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КНОРУС, 2007. - 191 с."

"Линейно-функциональная структура управления - это структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполняемых ими функций. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 274 с." Графически, линейно-функциональная структура управления представлена на рисунке 1.4.

38

Рисунок 1.4 линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура - наиболее централизованная из всех форм организационных структур. Одновременно она является наиболее простой в построении - за счет однозначности цепочки команд и официальных линий коммуникаций. Линейно-функциональная структура эффективна до тех пор, пока высшее руководство в состоянии осуществлять межфункциональную координацию и контроль над выполнением ключевых видов деятельности организации.

"Линейно-штабная структура управления - это структура, в которой в помощь линейному руководителю создается группа специалистов - штаб или оперативный аналитический отдел. Его задачи - получение и анализ информации о внешней и внутренней среде, осуществление контроля, подготовка проектов решений, текущее информирование и консультирование руководства.Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 276 с."

Графически, линейно-штабная структура управления представлена на рисунке 1.5.

38

Рисунок 1.5 линейно-штабная структура управления

Штабы, т.е. аппараты управления, состоят из квалифицированных специалистов по функциям. Линейно-штабная структура управления в значительной мере освобождает высшее звено руководителей от вспомогательных, второстепенных функций в процессе управления.

"Дивизиональные структуры управления являются самой совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа. Многие специалисты по теории организации считают их буферной структурой между бюрократическим и органическим типами организаций. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КНОРУС, 2007. - 194 с."

Дивизиональные структуры основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов, комплексов) и соответствующих им уровней управления, с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Графически, дивизиональная структура управления представлена на рисунке 1.6.

При дивизиональной структуре управленческий персонал высвобождается для решения стратегических задач, опираясь, как правило, на несколько централизованных функциональных подразделений. Высший руководящий орган оставляет за собой право жесткого контроля над общекорпоративными вопросами стратегии развития, научно-исследовательскими разработками, финансами, инвестициями.

38

Рисунок 1.6. Дивизиональная структура управления

Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления с децентрализованной деятельностью отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли.

Проектная структура управления относится к органическому типу структур управления.

"Проектная структура управления - это структура, во главе которой стоит руководитель, отвечающий за реализацию проекта в заданный срок и в пределах выделенной сметы. Для осуществления проекта формируется временная полуавтономная команда лучших специалистов из представителей необходимых функциональных служб. Руководителю проекта полностью подчинены выделенные под его реализацию ресурсы и члены проектной команды. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 282 с.."

Графически, проектная структура управления представлена на рисунке 1.7 Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких проектных групп приводит к необходимости распределения ресурсов между ними в соответствии с важностью, приоритетностью и другими критериями.

38

Рисунок 1.7 Проектная структура управления

Нередко множественность проектных структур усложняет проблему координации работ как между ними, так и с остальной частью организации. В таких организациях управление должно строиться на основе сочетания базовой структуры (она рассматривается как источник ресурсов) и проектных групп, которые являются рабочими единицами с закрепленными за ними целями. В некоторых организациях для этих целей назначают главного руководителя проектов, который осуществляет функцию координации.

"Матричная структура управления - это структура, которая применяется, когда хотя бы две переменные (товар, потребитель, регион, технология, функция, сегмент рынка) становятся одинаково важными для организации. В матричной структуре происходит наложение одной структуры на другую - проектной на функциональную, региональной на товарную, клиентской на региональную и т.д. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 285 с."

Матричные структуры управления помогают решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Они представляют собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей, с одной стороны, непосредственному руководителю базового подразделения (службы), которая выделяет ресурсы (в том числе персонал) и иную помощь руководителю проекта или целевой программы; с другой - руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе. Графически, матричная структура управления представлена на рисунке 1.8.

38

Рисунок 1.8 Матричная структура управления

Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь часть; при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители постоянных подразделений и групп обладают способностью к координации, а также имеют желание и стимулы к сотрудничеству.

Это позволяет реализовать такие преимущества матричных структур, как объединение опыта специалистов с координацией работ, использование

Глава 2. Особенности проектирования структуры организации

2.1 Сущность организационного проектирования

Под влиянием изменений во внешней среде организация постоянно развивается, в процессе чего отмирают прежние элементы и связи и формируются новые, в большей мере соответствующие новым условиям; восстанавливается нарушенное внутреннее и внешнее равновесие, обеспечивается ее переход в новое качественное состояние.

"Сегодня процесс развития организации осуществляется либо непрерывно в виде частичных преобразований отдельных элементов (их групп), либо периодически как реорганизация основных сторон ее деятельности, имеющая форму их разового радикального изменения. Потребность в этом возникает, если фирма сталкивается с серьезными трудностями, теряет возможность реагировать на изменения среды, находится на грани банкротства. Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2007. - 215 с."

Реорганизация может иметь форму реструктуризации и реинжиниринга.

Реструктуризация означает изменение функций и структуры организации, т.е. набора ее отдельных частей и элементов: сфер, направлений и форм деятельности подразделений, используемых ресурсов и их источников, методов управления и проч.

Реинжиниринг состоит в оптимизации на принципиально новой основе внутриорганизационных процессов (технологических, информационных, управленческих и т.п.) и преобразовании в соответствии с этим всех сторон деятельности организации. Это позволяет адекватно реагировать на все изменения, повышать управляемость фирм.

Как и создание новой организации, реструктуризация и реинжиниринг требуют создания организационного проекта будущей структуры, системы управления, технологических, административных, информационных взаимосвязей между элементами, правил и процедур выполн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.