На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формирование позитивных брендов детской библиотеки. Репутационный менеджмент как современное направление PR. Статус библиотечной профессии в объектной сфере репутационного менеджмента. Проблемы современного позиционирования библиотечной профессии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 23.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Курсовая работа

На тему

«Профессия: «детский библиотекарь»

как объект репутационного менеджмента»

Оглавление

Введение

Глава I. Репутационный менеджмент как направление в PR

1.1. PR-деятельность в условиях детских библиотек

1.2. Репутационный менеджмент как современное направление PR

1.3. Функциональные задачи репутационного менеджмента в системе библиотечного администрирования

Глава II. Статус библиотечной профессии в объектной сфере репутационного менеджмента

2.1 Вопросы истории профессии

2.2 Проблемы современного позиционирования библиотечной профессии

2.3 Формирование позитивных брендов детской библиотеки

Заключение

Библиография

Введение

Посеешь поступок - пожнёшь репутацию!

Лексикон прописных истин

Слово «профессия» происходит от латинского profession - официально указанное занятие, специальность, в свою очередь, образованного от profiteor «объявляю своим делом». Профессионал - человек, избравший какое-либо занятие своей профессией, специалист своего дела (в отличие от любителя).

За историю существования библиотечного дела в библиотеках работало много выдающихся личностей - больше всего писателей и поэтов, философов и религиозных деятелей, учёных в области естественных наук, среди которых оказалось немало математиков.

Библиотека рассматривалась, как носитель прогресса, поэтому лучшие люди России не считали зазорным работать в ней. Более того, - это место службы считалось не только приличным, но и привлекательным социальным статусом.

К работе в библиотеках привлекали выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы как талантливые библиотекари. Они способствовали поиску новых, более совершенных форм и методов библиотечной работы, чем значительно обогатили библиотечную теорию. Среди них были, например, писатель, баснописец, журналист, драматург Иван Андреевич Крылов (1769-1844), проработавший в Императорской Публичной библиотеке библиотекарем 29лет; писатель, музыковед и философ Василий Фёдорович Одоевский (1804-1869), проработавший там же 15лет в должности замдиректора.

В среде русской интеллигенции работники библиотек всегда пользовались огромным уважением, признательностью в обществе. В дореволюционной России, как, впрочем, и во всём мире, право работать в библиотеке, надо было заслужить. Брали далеко не всех, проверяли в работе, в общении с читателями. Необходимо было показать «упорство в изучении наук», «прилежание в труде». Не каждый желающий после испытательного срока мог продолжить работу в библиотеке.
В сегодняшней российской действительности доброе имя, «репутационный капитал» в глазах общественного мнения ни сколько не утратило своей значимости. Более того, нравится это кому-то или нет, но репутация каждого человека, компании, организации зависит от того, какое впечатление они производили на людей в течение многих лет. Для некоторых организаций стало неожиданным откровением, познание на собственном опыте - как дорого ценится и как легко теряется хорошая репутация. Поэтому ключевым вопросом в этом деле для любого учреждения должен стать: позволят ли они окружающим самостоятельно формировать мнение о себе или будут активно руководить и приумножать свой самый ценный актив. Разумеется, большинство выбирают второе.
Ныне репутационный менеджмент становится всё более востребованным. Ведь цель любой организации - приобрести «своё лицо» и доброе имя, сформировать свои группы общественности, проникнутые к организации уважением и доверием. Добиться этого, безусловно, очень непросто, но именно такую цель ставят перед собой паблик рилейшнз. Достигнуть позитивной репутации невозможно, не работая над своим имиджем. Формирование и продвижение благоприятного имиджа организации как основная часть PR - это деятельность, прежде всего, информационно-коммуникационная, связанная с порождением и использованием информации, доведением её до конкретных целевых групп, установлением с общественностью коммуникационных отношений.
Всё выше сказанное в полной мере применимо и к детской библиотеке. Она является важнейшим социальным институтом, защищающим детское чтение и права детей на свободный, полный доступ к информации, специализированное библиотечное обслуживание, прививающее ребёнку навыки грамотности чтения и непрерывного самообразования, получение истинного удовольствия от чтения.
Репутационный менеджмент в профессии детского библиотекаря предполагает активное продуктивное взаимодействие с различными социальными группами и институтами в областях, связанных не только с деятельностью детских библиотек и территорией детства, но и с познавательной деятельностью людей, с наивысшими социальными ценностями общества, определяющими его духовное развитие и технологический прогресс. В рамках данной коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные связи, но и гармоничные общественные отношения, доброжелательное внимание, содействие в получении дополнительных ресурсов, поддержка и помощь библиотечной деятельности.
Безусловно, радует такой факт: пока ещё ценность детского чтения в общественном сознании достаточно высока. Даже подростки, традиционные бунтари, в числе своих достоинств называют начитанность. Детская библиотека является реальным источником информации и рекомендации о книгах для чтения, к которой прислушиваются. А детские библиотекари выступают не только в роли руководителей чтения, но и в качестве экспертов и аналитиков детской литературы. Традиционно здесь можно узнать и о том, чем интересуются дети, ответы на какие животрепещущие вопросы они ищут, что лучше почитать в том или ином возрасте и для детей, и для их родителей, и для преподавателей и воспитателей.
Однако библиотеке сегодня в одиночку не справиться со своими задачами и проблемами, следовательно, без непрерывного паблик рилейшнз и репутационного менеджмента ей не обойтись. В данном случае PR-обслуживание даже не «желательно», а жизненно необходимо. Грани сотрудничества - это решение важных социальных задач, связанных с проблемами воспитания подрастающего поколения, создания более квалифицированных и комфортных условий в обслуживании детского населения. Ибо дети - это наше настоящее, которые могут перечеркнуть нам будущее.
Глава I Репутационный менеджмент как направление в PR
Информация к размышлению
Определение PR
Вы всё ещё плохо понимаете разницу между PR, популяризацией, рекламой и продвижением идеи или товара? Сейчас мы вам поможем.
Предположим, в ваш город приезжает цирк, и вы хотите, чтобы все об этом узнали.
1. Реклама - установите рекламный щит, на котором написано, что в город приехал цирк.
2. Продвижение - установите такой щит на спине у слона и проведите его по городу.
3. Популяризация - слон с рекламным щитом на спине потоптал весь тщательно ухоженный цветник мэра города, и это попало в газеты.
4. PR - если после этого вам удастся склонить мэра к тому, чтобы забыть неприятности, отнестись к происшествию с юмором и даже принять участие в цирковом параде.
Raleigh Pinskey, The Zen of Hype: An Insider Тs Guide to the Publicity Game, Carol Communications, Inc. New York, NY, 1998.
1.1 PR деятельность в условиях детских библиотек
Благоприятное расположение людей - это всё. С ним ничего не страшно, без него нельзя даже и думать об успехе. Тот, кто влияет на умы людей, обладает большей властью, чем тот, кто подписывает указы и принимает решения, потому что эти указы и решения могут выполняться, а могут и не выполняться.
Авраам Линкольн.
Одной из самых оригинальных и успешных «пиар»-кампаний в истории Человечества можно считать идею об образовании своего рода научных учреждений при храмах в Древнем Египте, где имеющимися в них книгами пользовались в религиозных и образовательных целях. Тех, кто впервые предложил фараону по отношению к этим учреждениям-библиотекам пользоваться понятиями - «Дом книги», «Божий дом книги», «Дом жизни», «Целительница души», можно с полным правом назвать знатоками в области пиара. Прошло несколько тысячелетий, а Человечество и по сей день, воспринимает Библиотеки Древнего мира по отношению к современной Библиотеке, т.е. по отношению к учреждению, которое появилось под этим названием в античной Греции, своего рода как «прародительницу Библиотеки»11Три тысячи лет назад египтяне стали применять для изготовления книг папирус - болотное растение, росшее в изобилии в низовьях Нила. Из него изготовлялись свитки, названные впоследствии греками “biblo?” (“библос”). От этого слова пошло целое семейство слов: «библиотека», «библиофил», «библиография». «Библиотека» - в переводе с греческого, означает «собрание книг».
. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что Библиотека - это сильный устоявшийся бренд, проверенный временем.
Осознание того, что в XXI в. именно эмоциональная, репутационная дифференциация станет главенствующей в условиях жёсткой конкуренции и открытого информационного пространства заставляет библиотекарей адаптироваться к новым реалиям времени. Поэтому знания и навыки в области делового общения, построения коммуникативного пространства библиотеки так же важны, как и в области комплектования фонда, каталогизации или создания СБА.
В условиях разнообразия факторов и динамизма внешней среды экономическое благополучие библиотеки обусловливается отношением к ней общества в целом и различным группам пользователей как членов этого общества в частности. Поэтому для библиотеки жизненно важно не только учитывать внешние условия, но и иметь определённую ориентацию на формирование благоприятного «внешнего климата», проводить работу с общественными и коммерческими организациями, учреждениями культуры, издателями, книготорговыми предприятиями, партнёрами, спонсорами, госструктурами, СМИ, собственным персоналом, реальными и потенциальными пользователями и т.д. Решение этой задачи во многом обеспечивается использованием методов PR, поскольку PR - это деятельность направленная на формирование и продвижение привлекательного имиджа, и обеспечение коммуникации библиотеки с её социальной средой.
Большинство людей формирует своё отношение к библиотеке, основываясь на том, насколько она полезна для удовлетворения их потребностей. Библиотекари стараются «улавливать» эти потребности, поскольку они оказывают влияние на комбинацию факторов, создающих у общественности имидж и репутацию библиотеки. Репутация библиотек как известно сложилась на основе деятельности в былые годы, свершившихся фактов, а для построения имиджа можно использовать не только прошлые и нынешние достижения, но и будущие проекты, общественно значимые предложения и прогрессивные взгляды. Отсюда вытекает, что имидж нужно создавать, а репутацию - поддерживать.
Библиотека стремится разъяснять различным группам библиотечной аудитории, в чём заключается смысл её функционирования, её ценность. Доказать, донести, убедить широкую общественность и властные структуры в эффективности, полезности своего существования для общего блага Отечества, нынешних и грядущих поколений.
Все, кто работает с подрастающим поколением, сталкиваются с очень серьёзной проблемой: как не отстать. Не отстать от своих читателей. У современного молодого поколения есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодёжь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку более восприимчивы к новому. Многие из них знакомятся с компьютером уже в самом раннем детстве. Это - новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Чтение оказывается одним из чувствительных социальных индикаторов, отображающих перемены в образе жизни и новых масскоммуникативных привычках и способах поведения юных граждан. Ибо чтение - это первооснова развития личности. Досуговое чтение - это именно то чтение, которое позволяет освоить личности мировую книжную культуру, сформировать собственный внутренний мир и построить свою индивидуальность. Именно «свободное» чтение даёт многим детям и подросткам возможность путём самообразования компенсировать недостатки и ущербность социокультурной среды, во многом определяет духовное развитие и социализацию личности. В целом, отношение к чтению у молодой поросли позитивное.
Думается, что печатная книга не канет в Лета, и чтение тоже. И дело здесь не в том, какое средство будет выбираться - книга или компьютер, где будет расположен текст - на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
И вот в этом неоценимая роль принадлежит детским библиотекам. Для создания привлекательного и дружелюбного образа библиотеки, привлечения интереса к книге и чтению, популяризации чтения среди подрастающего поколения детские библиотеки, так или иначе, связаны с применением PR. Успех publik relations кроется в том, что библиотекари должны сами «выйти навстречу» пользователю - и явиться ему в облике того, что он действительно хочет увидеть и узнать. Владению такими подходами и стараются учиться библиотекари настоящего и будущего. В этом направлении детские библиотекари применяют всевозможные PR-средства и приёмы. Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие и яркость, нестандартность форм деятельности библиотек, разумеется, с учётом национальных особенностей, местных условий и традиций. Многие из них, желая донести идею ценности чтения, выносят свои мероприятия за стены библиотек - на улицы, в кафе, на страницы периодических изданий, радио, телевидение, Интернет, в гущу людей.
Во всех PR-проектах, в той или иной степени, применяются различные формы представления информации - текста, графики, звука, анимации, видеоизображения, способствующие продвижению чтения и представления книги. Это и фотоматериалы, и кино- и видео-материалы, и письменная и печатная продукция (планы, докладные записки, предложения руководству, резюме, рефераты, аналитические справки, описания, запросы, обращения, отчёты, проекты программ PR-мероприятий, статьи, брошюры, буклеты, монографии, проспекты и т.п.), и мультимедиа с Интернет, и устная речь (личные контакты и беседы, интервью, дискуссии, публичные выступления и т.д.). Основными каналами имиджеобразующей информации являются: СМИ, реклама, презентации, выставки, семинары, научные собрания, спонсорские мероприятия, Интернет и т.д.
Новые технологии помогают создать новую модель библиотечного пространства. На смену плакатному перу, гуаши и ватману пришло компьютерное оформление. Новые рекламные мини-формы: шильдики (мини-наклейка с логотипом, слоганом, мини-рекламой); воблеры (реклама, изображение на прозрачной узкой полоске со скотчем), флайры (рекламные листки).
Новые технические средства позволяют иначе представить библиотечную информацию - брошюраторы (перфорируют и с помощью пружины переплетают листы); ламинаторы (закатывают в плёнку листы); резаки.
Вот только некоторые примеры PR-мероприятий по популяризации деятельности детской библиотеки.
Работа по информированию и координации планов массовых мероприятий с другими учреждениями культуры и просвещения, местной администрацией и различными общественными и коммерческими организациями и фондами:
формирование круга пользователей (школ, Дворцов Детского Творчества, детских садов, детских поликлиник, женских консультаций; отдельных коллективов и групп; руководителей детского чтения и пр.);
информирование о массовых мероприятиях абонентов, отбор и согласование с ними планов массовых мероприятий;
оповещение абонентов.
Подготовка, организация и оформление: интерьера самой библиотеки и прилегающей к ней территории, а также различного рода выставок, экспозиций, как в самой библиотеке, так и вне её стен, например, библиотечных плакатов, тематических полок, книжных выставок, выставок по искусству с использованием фонофотодокументов, творческих работ детей, картин самодеятельных художников, художников-профессионалов, иллюстраторов детских книг.
Подготовка, организация и проведение: обзоров, бесед, громких чтений, музыкальных прослушиваний. Просмотр экранизаций, телевизионных передач, диафильмов; экскурсий по библиотеке, обсуждение книг (или книги и фильма, книги и спектакля). А также, проведение диспутов, читательских конференций; литературно-музыкальных вечеров; утренников; устных журналов; премьер книг; литературных игр, читательских турниров; занятий лекториев и киноклубов; творческих встреч с деятелями искусства, людьми разных профессий. Организация работы клубов по интересам, кружков, творческих коллективов, библиотечных обществ, ассоциаций, попечительских советов и мн. др.
1.2 Репутационный менеджмент как современное направление PR
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!
Александр Сергеевич Пушкин
Репутация - сумма мнений, общественная оценка о качествах, достоинствах или недостатках кого- или чего-либо. Отсюда, корпоративная репутация - это ценностные характеристики (такие как аутентичность, честность, ответственность, порядочность), вызываемые корпоративным имиджем, сложившимся у человека.
Честь Репутация Общественное мнение Эти глубоко взаимосвязанные и неразделимые в русском менталитете понятия определяли быт, нравы, судьбы многих и многих людей и в XVIII, и в XIX вв. Три этих волшебных слова могли перевернуть всю жизнь не только отдельного человека и его семьи, но и целого общества. Честь и слава в то время были синонимами репутации, что и сейчас сказывается в их сочетаемости и направлениях метафоризации: с одной стороны репутацию можно «запятнать» или «заслужить» как «честь», с другой - она может быть «хорошей» или «дурной» как «слава».
Если мы обратимся к литературным героям, известным нам ещё со школьной скамьи, то увидим, насколько важно было понятие «репутации» почти для всех. И насколько она могла быть по-разному понята разными социальными слоями и в разных укладах жизни. “Береги честь смолоду”, - говорит отец Гринёву. “Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - говорит отец Чичикову. Именно эта разность понимания, и «закручивала» реальную «пружину» социального действия. Именно честь становилась той «пружиной», благодаря которой развивались жизненные коллизии: “И вот общественное мненье!/Пружина чести, наш кумир!/И вот на чём вертится мир!”, - писал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Содержательная и внешняя составляющие репутации подвержены определённым изменениям, которые связаны с социальным и историческим контекстом. Так, например, если раньше содержанием репутации было служение Богу, Царю, Отечеству, то теперь появляются всё новые и новые содержательные характеристики репутации и внешние требования к ним. Это и служение народу, и вера в «светлое будущее», и русский патернализм, и надёжность, и предельная честность, порядочность, сила и энергичность, доброта и сердечность, основательность и выразительность, оригинальность и нестандартность мышления. И «чувство меры», призванное соизмерять важность различных целей и способов их достижения, и гибкость ведения политики конкурентной борьбы, и социальная ответственность перед обществом и т.д.
Высокая деловая репутация организации служит мощным нематериальным активом, выражающимся в уважении, доверии, надёжности, честности, ответственности и этичности в социальных коммуникациях. Репутация отражает достижения и успешность социальных субъектов в обществе.
Понятие «имидж», сравнительно недавно вошедшее в наш обиход, происходит от английского image (образ) - целенаправленно сформированный образ (какого-л. лица, явления, предмета), выделяющий определённые ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-л. в целях популяризации, позиционирования, рекламы и т.д. Следовательно, корпоративный имидж - это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у человека об организации.
Трудно сказать, когда люди впервые обратили внимание на имидж. Ещё во времена фараонов и царей, когда из поколения в поколение наследника воспитывали в духе традиций, создавая образ великого, могущественного, образованного властителя, основной целью было не столько получить сильного правителя, сколько поддержание его имиджа таковым, а вместе с тем и династии, и всей страны в целом.
Очевидно, что достигнуть надёжной, долговременной репутации невозможно, не работая над своим имиджем. Имидж любого объекта, будь то индивид или организация, не приходит на пустую почву, а строится на основе определённого набора стереотипов, существующих на данный момент в обществе. От организации или личности требуется лишь усвоить их доминанты, строго им следовать или грамотно нарушать или корректировать, тем самым, создавая новые имиджи или их грани, приобретая тем самым позитивную оценку своей деятельности со стороны общественности.
Репутацию, имидж организации создаёт система паблик рилейшнз - связей с группами общественности. Развитие системы PR - следствие научно-технического прогресса, информационного бума и новых тенденций развития мировой экономики, в частности её глобализации. В некотором смысле, PR - это выраженная в информационных технологиях нравственная культура современного бизнеса. Более того: “Без такого конкурентоспособного образа всякий бизнес сегодня нем и глух”, - отмечает в своей «Книге руководителя отдела PR» Михаил Гундарин, глава Центра социальных технологий, который специализируется в области рекламы, PR и маркетинговых исследований.
Создание и управление репутацией или, как теперь принято говорить, репутационный менеджмент (РМ), о котором сегодня так много говорится, и который считается актуальнейшим направлением в бизнес-PR как за рубежом так и в России - это ключевой ресурс управления, дающий серьёзные конкурентные преимущества и устойчивый успех на рынке. Чтобы управлять, необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Подобное управление предполагает установление и осуществление целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности.
Репутационный менеджмент, можно определить как систему мероприятий по созданию, упрочению и поддержанию устойчивой позитивной репутации организации, создавая тем самым благоприятные условия для работы, реализации и продвижения её проектов, программ и других нововведений.
А хорошая репутация важна абсолютно для всех направлений коммуникационной деятельности организации. Она поможет ей при выборе деловых партнёров, в установлении долгосрочных связей, в решении кадровой политики, в привлечении внимания со стороны общества и власти, помощи в кризисной ситуации, в увеличении доли ассигнований, в обретении «новых» и сохранении «старых» потребителей её товаров и услуг. Кроме того, придаст, в глазах общества, дополнительную психологическую ценность всему производимому этой компанией.
Эффективность любой PR-кампании предопределена степенью изменения неблагоприятных установок и стереотипов общественности в сторону повышения доверия к организации. Однако общественное мнение не меняется одномоментно. Поэтому необходима поэтапная работа по переводу сложившегося общественного мнения от случайного к объективному.
Алгоритм целенаправленного формирования образа выглядит так:
выявление сложившихся у населения представлений об учреждении, чей образ предстоит сформировать;
выявление определённых предпочтений и ожиданий аудитории, черт и характеристик, которыми, по её мнению, должно обладать претендующее на позитивный образ учреждение;
конструирование образа данного учреждения как ответ на предпочтения и ожидания публики;
разработка стратегий действий;
непосредственное формирование, реализация стратегии и оперативного плана;
контроль, корректировка, замер промежуточных результатов.
Репутация создаётся основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на различные целевые группы общественности и самыми различными средствами. На сегодняшний день наиболее перспективным направлением в системе репутационного менеджмента стал Интернет или е-PR. E-PR - это будущее PR. Как и любой другой вид PR, e-PR служит задачам информирования аудитории, нахождения взаимопонимания с ней и координации поведения аудитории. Доступные через Интернет базы данных, если они сделаны с умом и наполнены действительно полезной информацией, - самая большая ценность, которая может быть на рынке информации.
Создание благоприятной и доброжелательной социальной среды деловой активности, противодействие негативным сообщениям. А также формирование общности интересов со всеми заинтересованными сторонами, поддержание репутации организации в стране и за рубежом, в данной местности, в глазах собственного персонала, создание и продвижение духа организации, её организационной культуры - эти и мн. другие функции PR стали ведущими в содержании репутационного менеджмента.
Особенно важен репутационный менеджмент для некоммерческих организаций. Во-первых, им необходимо формировать и продвигать репутацию, имидж своей организации, свой фирменный стиль, налаживать отношения с властями, СМИ, населением, другими нонпрофитными организациями, в том числе - зарубежными и международными. Во-вторых, привлекая финансовый, промышленный, торговый капитал, органы власти, общественные организации к участию и поддержке своих социально значимых некоммерческих проектов и программ, некоммерческие организации помогают всем этим реальным и потенциальным донорам формировать и продвигать их имидж и репутацию, приобретать известность, получать дополнительные возможности рекламы, т.е. осуществлять их PR. Поэтому менеджер некоммерческой организации, действующей в социально-культурной сфере, должен ориентироваться как в вопросах PR собственной организации, так и «пиаре» своих доноров и партнёров. Работа его некоммерческой организации - по сути дела не что иное, как PR коммерческого сектора.
1.3 Функциональные задачи репутационного менеджмента в системе библиотечного администрирования
Незапятнанная репутация - это редкое сокровище, которое порой даётся смертным.
Уильям Шекспир
Организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования библиотеки и повышения её репутации как важного элемента социальной жизни общества выносит на поверку дня решение следующих задач в области внешней коммуникационной политики в системе библиотечного администрирования:
формирование положительного образа библиотеки как учреждения, обеспечивающего доступность информации для населения;
широкое оповещение о происходящих и грядущих изменениях в библиотечно-библиографическом обслуживании для обеспечения благоприятного отношения общества к реализуемым инновационным проектам;
рекламирование библиотечных продуктов и услуг, раскрывающих библиотечную деятельность, её ресурсы, возможности и преимущества;
установление делового сотрудничества с различными социальными группами и институтами; участие в масштабных социокультурных программах;
получение достаточных бюджетных ассигнований, нахождение дополнительных источников финансирования, укрепление материально-технической базы;
повышение квалификации персонала путём участия сотрудников в работе конференций, семинаров, профессиональных и общественных объединений;
привлечение внимания общественности к кризисным явлениям, препятствующим деятельности библиотеки, преодоление которых собственными усилиями невозможно.
В ходе реализации этих задач библиотека стремится установить благоприятные деловые отношения с самыми различными лицами и организациями. Определяя круг потенциальных партнёров, библиотека выявляет те организации, в поддержке которых она нуждается или будет нуждаться, кому может быть предложено взаимовыгодное сотрудничество, взаимодействие с которыми благоприятно повлияет на имидж библиотеки и продвижение предлагаемых ею услуг.
В каждом случае подготавливается и распространяется информация, содержание которой соответствует задачам взаимодействия, сфере интересов деловых партнёров, уровню их компетентности. Обязательно учитывается сложившиеся у них представление и мнение о библиотеке. Сказанное можно проиллюстрировать примерами, предоставленными в таблице.
Аудитория обращения
Задачи внешней коммуникационной политики
Содержание распространяемой информации
Властные структуры
Формирование положительного образа библиотеки, поддержка инновационных проектов, укрепление материально-технической базы
Участие библиотеки в реализации задач, решаемых администрацией региона или руководством предприятия
Различные группы читателей
Позиционирование библиотечных продуктов и услуг, формирование положительного образа библиотеки
Характеристика библиотечных продуктов и услуг с точки зрения возможностей и преимуществ, которые они предоставляют читателям. Сведения, облегчающие ориентацию в ресурсах библиотеки
«Влиятельные лица»: деятели культуры, науки, образования, промышленности
Оповещение об инновационных проектах, расширение делового сотрудничества: нахождение дополнительных источников финансирования
Программы развития библиотеки, нуждающиеся в поддержке. Возникающие проблемы, препятствующие реализации основных целей деятельности
Учреждения культуры, образования, науки
Участие в масштабных социокультурных программах
Деловые предложения, касающиеся возможных направлений совместной деятельности
СМИ
Формирование положительного образа библиотеки: поддержка инновационных проектов
Оповещение о мероприятиях, имеющих общественное звучание, участие библиотеки в реализации социальных и культурных проектов. Повышение качества обслуживания населения, благодаря реализации инновационных проектов
СМИ, «группы поддержки» из числа активных читателей, «друзья библиотеки» из числа «влиятельных лиц»
Привлечение внимания общественности к кризисным ситуациям
Сущность и причины кризиса, его влияние на деятельность библиотеки в настоящем и будущем, собственные усилия по преодолению кризиса, требующаяся помощь
Кроме того, нельзя не уделять должного внимания внутрибиблиотечной коммуникационной политике в деле повышения внешнего имиджа библиотеки. Внутренняя коммуникационная политика направлена, прежде всего, на мотивацию персонала, его ориентацию на достижение целей библиотеки при восприятии этих целей как личнозначимых. Именно сотрудники являются крупными информаторами потенциальных пользователей библиотеки о её внутренней атмосфере и реальной работе. Через друзей, знакомых, родственников, случайных собеседников, пользователей можно многое узнать о библиотеке и создать или изменить своё мнение о ней. Эффективность деятельности современной библиотеки во многом зависит от психологического климата в коллективе, его сплочённости, доверительных, заинтересованных отношений между руководством и сотрудниками. А это во многом зависит от умения руководителей библиотеки решать производственные задачи, а именно:
способствовать не только профессиональному, но и личностному общению среди сотрудников разных подразделений, осуществлять всевозможные акции совместного проведения нерабочего времени, создавать среду здоровой, а не враждебной конкуренции между сотрудниками, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимодоверия и т.п. Кроме того, умению руководителей избегать конфликтных столкновений с сотрудниками. В условиях конфронтации очень быстро исчезают как уважение, так и моральный настрой коллектива;
способствовать повышению образования и квалификации библиотекарей, демонстрировать потребность в высококвалифицированных кадрах, стимулируя тем самым работников на профессиональные достижения, предъявлять высокие требования при приёме на работу, что даёт сотрудникам чувство особой ценности рабочего места. Высокие стандарты увеличивают привлекательность библиотеки в глазах кандидатов на вакантные места. Библиотека, которая использует политику последовательного продвижения своих сотрудников и ценит их заслуги, получает преданного, высокомотивированного, продуктивного работника и низкую текучесть кадров;
давать возможность творческой и профессиональной реализации личности. Привлекать сотрудников библиотеки к инновационным проектам;
оценивать результаты деятельности библиотекарей и поощрять их работу;
знакомить библиотекарей с целями, задачами, планами библиотеки, а также новшествами в той области, где специализируется данный сотрудник, например, в комплектовании фонда, или создании электронного каталога, или обслуживании читателей и т.д., делать акцент на специфику работы детской библиотеки, на разъяснении её будущих проектов и целей и т.д.;
информировать служащих о проблемах, действиях и результатах, о наиболее важных делах и решениях, нормах поведения в коллективе, этике и этикете, т.к. никто не может принести большую пользу имиджу библиотеки, чем сотрудники, которые гордятся ею, своей работой в ней.
Отсюда вытекают общие имиджеобразующие задачи, на основе которых строится внутренняя и внешняя коммуникационная политика библиотеки в области РМ.
Прежде всего, это изучение общественного мнения относительно библиотеки и её действий. Такой анализ является основой для решения другой задачи - формирования общественного мнения. Это предполагает информирование общественности о целях, состоянии, намерениях, перспективах библиотеки. Задачей PМ является и профилактика возможных конфликтов и недоразумений с общественностью, борьба с нежелательными слухами относительно библиотеки и её деятельности. В тоже время задачей PМ является и использование слухов, например, в качестве зондирования общественного мнения по поводу предполагаемых решений и действий библиотеки.
Важнейшей задачей является определение репутационных аудиторий, их ожиданий и степени соответствия библиотеки этим ожиданиям. Анализ всех этих сведений позволяет вести диалог в сфере интересов и на языке реальных или потенциальных пользователей и деловых партнёров библиотеки, добиваться взаимопонимания.
Отсюда вытекает следующая задача РМ - связи делового сотрудничества стараются устанавливать на длительный срок. Это касается и новых сотрудников, и квалифицированных кадров, которые всячески стараются сохранить, и читателей, рассматриваемых с первого их посещения как будущих постоянных пользователей библиотеки, и сторонних организаций.
Самостоятельной задачей PМ является организация представительской деятельности библиотеки, проектов, программ, конкурсов, праздников, презентаций, конференций и т.д. Важен стратегический анализ сложившейся ситуации и планирование мероприятий по принципу: "посеешь поступок - пожнёшь репутацию".
Следует обратить особое внимание, что при всей яркости, шумности некоторых акций, PR - это, прежде всего, незаметная текущая работа. В этом плане PR подобен хорошей медицине. Несомненно, необходимо обращаться к врачу в острых ситуациях, но намного важнее - профилактика и здоровый образ жизни. Так и PR. Никакая яркая выставка не восстановит реноме библиотеки, если вы умудрились игнорировать PR, ваши сотрудники грубы и некомпетентны с читателями, испортили отношения с прессой и дали повод множеству подтверждающихся нежелательных слухов. С точки зрения репутационного менеджмента важны сами PR, установление и распространение доверительных отношений, рост репутации, расширение влияния и т.д., приносящие в дальнейшем конкретные результаты, где каждый работник библиотеки, общаясь с внешним миром, ощущает себя её полноценным представителем, ответственным за её репутацию, а значит и за собственное будущее и будущее всего коллектива.
Отсюда вытекает ещё одна задача РМ - это необходимость координации всей коммуникационной деятельности библиотеки, чтобы изо всей её повседневной деятельности по формированию ответственного, вызывающего уважение и доверие имиджа библиотеки ясно прослеживался единый образ библиотеки, её идеология, миссия и ценности.
Проанализировав, функциональные задачи репутационного менеджмента, можно утверждать, что внутренняя и внешняя коммуникационная политика базируется на двух китах: ценностях и нормах организационной культуры и стратегическом плане развития библиотеки. Отсюда следует, что успешность развития библиотеки зависит от жизнеспособности организационной культуры и видения руководством и персоналом завтрашнего дня, перспектив библиотечно-библиографического обслуживания.
детский библиотека репутационный менеджмент
Глава II Статус библиотечной профессии в объектной сфере репутационного менеджмента
2.1 Вопросы истории профессии
Сия библиотека строилась для украшения Отечества. Юношам - привлечение, старцам - пособие, праздным - зрелище, занятым - забава, учащимся - упражнение.
Слова из пригласительного билета на торжественное открытие первой в России Публичной императорской библиотеки (РНБ).
Библиотечная история имеет определённую точку отсчёта. Появление первых библиотек как учреждений, собирающих и хранящих документы письменности, обусловлено определёнными изменениями в жизни человека и появлении потребности в письменной фиксации с последующим распространением той информации, которая ранее передавалась в вербальной (речевой) форме.
В силу этого исходной функцией библиотеки является функция сбора и хранения документов письменности (рукописных, печатных и т.д.), другими словами, - функция фондообразования. При этом в отличие от архива, который тоже выполняет аналогичную функцию, библиотека не может быть абсолютно закрытым для пользования её фондами учреждением. Поэтому вторая исходная функция библиотеки - это функция обеспечения доступа к фондам, иначе говоря, - функция обслуживания. В процессе выполнения этих функций библиотека постепенно проходит путь от почти полной закрытости (в отношении обслуживания читателей) своих фондов к всеобщей (по отношению к значительной части библиотек) доступности. Разумеется, выполнение этих функций обеспечивается служителями библиотек.
Таким образом, история библиотечных учреждений тесно связана с историей профессиональной библиотечной деятельности, которая характеризуется постепенным расширением круга профессиональных библиотечных обязанностей и их конкретизацией, изменениями требований к работникам библиотек. Но при этом следует учесть то, что эта часть библиотечной истории имеет два ярко выраженных этапа: первый - до появления собственно библиотечной профессии как вида профессиональной деятельности, предполагающей наличие профессиональной подготовки и образования, и второй - после её окончательного становления и последующего развития.
Во все исторические эпохи основой развития библиотечных идей были, прежде всего, социально-экономические условия жизни. Именно они определяли различные представления о библиотеке и библиотекаре, их социальном назначении, оказывали решающее воздействие на содержание библиотечных концепций и взглядов.
Библиотека как общественный институт является учреждением, облик которого, содержание работы и масштабы не являются чем-то постоянным и неизменным. Это связано с развитием библиотеки во времени и в пространстве как общественного, а в определённых случаях и как государственного института. Изменения в жизни общества влекут за собой появление новых типов библиотек или же приводят к изменениям уже сложившихся к тому или иному моменту их типов.
На первом этапе своего существования круг лиц, имеющий доступ к хранящимся документам предельно ограничен, т.к. библиотека является составной частью системы управления государством. Но на последующих этапах развития жизни общества библиотека перестаёт быть собственностью только её частного владельца. Она становится не только частью (хотя и важнейшей) какого-либо учреждения (монастыря, церкви, музея, университета, академии, школы и т.д.), но и самостоятельным общественным учреждением.
В определённый исторический период, и в определённой социокультурной ситуации, возникает потребность в формировании и развитии библиотеки именно как самостоятельного, активно действующего общественного института, выполняющего, наряду с неизменными исходными функциями, целый ряд иных задач. Изменения в характере и масштабах их выполнения влекут за собой появление новых типов библиотек, которые определяют современную библиотечную систему практически любого государства - это публичные библиотеки, библиотеки, обслуживающие широкие слои населения; научные библиотеки; национальные библиотеки, которые выступают в качестве одного из институтов государства. При этом их роль изменялась и продолжает меняться, особенно сегодня.
Поскольку ещё с античного времени библиотека становится главным звеном системы распространения научного знания и звеном, обеспечивающим жизнеспособность системы образования всего общества, очень многие учёные, порой выдающиеся, стремились получить работу в библиотеке, и на протяжении многих лет своей жизни были связаны с библиотечным делом, совмещая службу с собственной научной деятельностью. При этом нередко они ярко раскрывались и в качестве библиотекарей, владевших искусством составления каталогов. Приведу всего лишь несколько примеров: среди библиотекарей Александрийского мусейона были крупные учёные своего времени - филолог Зенодот, поэт и учёный Аполлоний Родосский, учёный Эрастофен. Глава мусейона, он же хранитель библиотеки, - одновременно являлся и воспитателем наследника египетского правителя. По традиции пост главы (хранителя) библиотеки занимали именно философы - Эрастофен, Аристофан Византийский, Аполлоний Эйдограф и др.
Сильное влияние на библиотеки в эпоху Просвещения оказали идеи французского учёного и философа Габриэля Нодэ (1600-1653). Нодэ, будучи профессором медицины и личным врачом Людовика XIII, на протяжении многих лет работал и библиотекарем. Особенно ярко проявил себя во время работы в библиотеке кардинала Мазарини (1602-1661), которая с 1645г. функционировала как публичная библиотека.
Огромное внимание вопросам организации внутренней работы библиотеки уделял Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), известный во всём мире и как философ, и как учёный с широким кругом научных интересов. Библиотечные идеи Лейбница были воплощены в жизнь в Придворной библиотеке в Вольфенбюттеле - резиденции брауншвейгских герцогов, которой он успешно руководил с 1690г. на протяжении 23 лет, совмещая эту деятельность с руководством Придворной библиотеки в Ганновере. И таких примеров можно привести немало.
Расширение сети библиотек, рост их фондов, превращение библиотек из замкнутых учреждений в публичные и связанное с этим резкое увеличение количества читателей, привели к значительному усложнению и дифференциации библиотечной деятельности. К необходимости разработки новых форм и методов работы библиотек и библиотекарей. Так, с изобретением в середине XV века книгопечатания резко возросли фонды библиотек, что потребовало решения вопросов, связанных с их комплектованием и организацией, систематизацией и хранением, созданием каталогов, раскрывающих эти фонды.
Увеличение количества читателей в библиотеках, ставших публичными, потребовало разработки вопросов организации и методики их обслуживания, а это в свою очередь привело к необходимости изучать интересы и запросы читателей. Расширение сети библиотек потребовало разработки проблем её рационального построения, размещения, управления этой сетью. Назрел вопрос о формировании профессионального библиотечного сообщества и подготовке профессиональных кадров.
Так, в 1876г. в Филадельфии (США) по инициативе директора библиотеки Колумбийского университета в Нью-Йорке Мелвила Дьюи (1851-1931) было образовано первое в мире профессиональное объединение библиотекарей - Американская библиотечная ассоциация, стал издаваться первый в истории профессиональный библиотечный журнал - Library Journal. Позже распахнула свои двери Библиотечная школа М. Дьюи при Колумбийском университете, где начали готовить первых профессионалов-библиотекарей. Впервые в истории человечества, библиотечную школу в 1887г. закончило 17 женщин, которых допустили к работе в библиотеках на равных правах с мужчинами.
Однако библиографическое образование появилось гораздо раньше библиотечного и не в Америке, а в Европе. Здесь уже в 30-х гг. XIX в. в некоторых университетах открываются кафедры библиографии. Задача подготовки квалифицированных библиографов не ставилась. Библиографическими знаниями должны были овладеть будущие учёные, в первую очередь - естественники. Так как разбираться в потоке публикаций становилось всё труднее. Всего лишь сотню лет назад языком науки была латынь, а теперь учёные публиковали свои труды уже на десятках языках. С каждым десятилетием увеличивалось число научных журналов. Библиографические знания становились необходимыми.
В начале 80-х гг. XIX в. библиотечная профессия стала признаваться в Канаде, затем в Европе. Первоначально в Великобритании и Франции. Образовывались национальные общества и ассоциации, появлялись журналы. Спустя двадцать лет процесс оформления библиотечной профессии дошёл и до России. Уже в 1898г. библиотекари объединяются в Русское библиотечное общество (РБО), деятельность которого продолжалась до 1930г. В 1908г. на основе секции РБО в Петербурге создаётся Общество библиотековедения. В 1910г. рождается первый профессиональный журнал «Библиотекарь». С 1911г. начинают созываться библиотечные съезды и конференции. Хочется отметить, что в России традиционно разрабатывались собственные критерии и требования, свои оригинальные методы решения профессиональных проблем.
Что же касается отечественного профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми, то оно прошло непростой и тернистый путь становления. Своими корнями, уходя к истокам русской книжности, ко времени, когда начала формироваться древнерусская литература.
Образование библиотекарей до XX в. в нашей стране не являлось делом учебных заведений. Первоначально лица, выполняющие библиотечные обязанности, не имели специальной подготовки. Профессиональные знания и умения приобретались и шлифовались в процессе деятельности, обмена опытом.
Рассмотрение исторического пути развития образования библиотекарей как специалистов по работе с детьми свидетельствует о том, что на первоначальном этапе, до XVIII в, закладывались представления о «культуре чтения», о педагогике детского чтения, о сущности деятельности библиотекарей как руководителей детского чтения.
Первые древнерусские библиотеки создаются в период образования и начала развития древнерусского государства - Киевской Руси. Это были библиотеки при храмах и монастырях, а так же личные коллекции книг удельных князей, придворной знати и лиц духовного сана.
Но надо понимать, что библиотека того времени выполняла, прежде всего, идеологическую функцию, являясь аппаратом политического и религиозного влияния церкви и государства, направленного на подчинение всей духовной жизни общества христианской идее.
Рассматривая библиотеку, книгу и чтение как важное средство упрочения феодальных порядков и христианского вероучения, наши пращуры стремились привить детям мысль о душевнополезном чтении, любовь, уважение и бережное отношение к книге. Чтение книг трактовалось как священнодействие, а чтение вслух для других, для неграмотных, считалось богоугодным делом. Книгой восхищались, рассматривая её как духовного руководителя. Но контроль, за тем какие книги можно читать, а какие нет, власть оставляла за собой. Библиотечные фонды формировались целенаправленно с целью недопущения в них книг «еретического» содержания.
При монастырях учреждаются школы грамоты и мастерские для переписи и перевода книг, набираются для обучения дети знатных лиц. Для библиотек выделялись специальные помещения. Книгохранителями в монастырских библиотеках, как правило, назначались наиболее образованные монахи. Им то и поручалось руководить чтением. В X-XVIII вв. работа библиотекаря в монастырских библиотеках, должность «книгохранителя», «служебника» была послушанием, повинностью человека как члена религиозной общины. Часто эта служба совмещалась с рядом других монастырских послушаний таких как ризничий, ключарь, пономарь. Многие правили службу усердно, с увлечением.
Специальных произведений для детского чтения пока не существовало. Обучение велось, учитывая возрастные возможности подрастающего поколения, по греческим, славянским и древнерусским книгам, специально отобранным, более понятным для детского восприятия, конечно, с религиозно-нравственным уклоном.
В обязанности монастырского библиотекаря того времени входило не только сохранение фонда и выдача книг, но и воспитания у детей культуры чтения, помощи им в усвоении прочитанного, научении бережному отношению к книге, организации коллективного чтения вслух.
Позже из монастырских библиотек эти методы по руководству чтением подрастающего поколения перейдут в практику школ и школьных библиотек.
Во второй половине XV в. появляется первая печатная книга для детей «Азбука», составленная первопечатником Иваном Фёдоровым и изданная в 1574г. Азбука, латинская грамматика да Псалтырь, рукописные или отпечатанные с лубочных досок, составляют главный свод детских книг в древнерусский период.
К концу XVII в. круг детского чтения значительно расширяется, у учащихся появляется возможность пользоваться учебными библиотеками в стенах светских специальных школ, главных народных училищ, но их было ещё очень мало.
Признаки более активного развития педагогики детского чтения прослеживаются в XVIII веке. Реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детей. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.
В XIX в. в связи с развитием образования увеличилось количество библиотек при учебных заведениях. К работе в библиотеках привлекают выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы как талантливые библиотекари. Это и И.И. Тауберт, К.М. Бэр, И.А. Крылов, А.А. Куник, И.И. Срезневский, А.Б. Бычков и др. действительные члены Академии наук; и П.И. Рычков, Ф.Ф. Рейс, Н.И. Гнедич и др. - члены-корреспонденты Академии наук; и П.З. Кондоиди, А.И. Лужков, А.Н. Оленин, М.Н. Загоскин, М.А. Корф и др. - почётные члены Академии наук. Деятельность названных библиотекарей в немалой степени содействовала росту популярности библиотек и библиотечной профессии. Многие библиотекари способствовали поиску новых, более совершенных форм и методов библиотечной работы, чем значительно обогатили библиотечную теорию. Библиотекари строили новые здания, собирали ценнейшие коллекции, как правило, передавали в фонды свои личные библиотеки, создавали классификационные системы, разрабатывали такие технологии обслуживания читателей, которые сохранились до сих пор. Многим даже не известен такой факт - формуляр, которым мы пользуемся «всю жизнь», придумал И.А. Крылов. Были изданы классификации А.Н. Оленина и К.М. Бэра, правила, отчёты и каталоги научных и публичных библиотек, речи и доклады при их открытии.
Специальной подготовки библиотекарей ещё не велось. Главное внимание уделялось обоснованию значения библиотечной специальности и требований к библиотекарю.
Значительные возможности в реализации теоретических и методических основ руководства чтением подрастающих поколений появились с открытием специальных детских библиотек. В 1870г. была открыта детская библиотека для чтения в Петербурге и детская библиотека в Кронштадте. Они были платные, с ограниченным числом читателей. А книговед, библиограф А.Д. Торопов на средства, собранные по подписке, открыл в 1878г. первую библиотеку для детей в Москве. В 1900-е гг. по инициативе частных лиц открываются детские библиотеки-читальни в Кишинёве, Костроме, Одессе, Благовещенске, Перми, Нижнем Новгороде.
Первые детские библиотеки возглавляли педагоги-энтузиасты - М.В. Бередникова, А.К. Покровская (в Москве), Д.Ю. Добрая (в Киеве), Х.Д. Харжевская (в Кишинёве) и др. Они создавали комиссии или комитеты при библиотеках, которые определяли программу их деятельности. Деятельность первых детских библиотекарей была основана на прогрессивных идеях известных педагогов, методистов-словесников, библиографов.
Первые детские библиотеки, несмотря на свою малочисленность, к 1911г. их было всего 23, оказали большое влияние на становление библиотечной специальности. Здесь было использовано много интересных методов и форм работы. Такие формы, как рассказывания, чтение вслух, драматизации, книжные выставки, беседы о книгах, экскурсии, кружки читателей получили в дальнейшем широкое распространение в деятельности библиотек по работе с детьми. Особое значение библиотекари-педагоги предавали изучению читателей. В этих целях они использовали методы наблюдения, беседы о прочитанном, анализ устных и письменных отзывов о прочитанном, анкеты. Всё это позволяло выявить содержание и характер чтения молодого поколения, их отношения к литературе разных видов и жанров, к творчеству конкретных писателей.
К концу XIX в. не только сформировались основные направления деятельности библиотекарей, работающих с подрастающим поколением, но и были накоплены значительные данные, позволяющие сформулировать новые требования к профессиональной подготовке кадров. Конкретное научное обоснование получает идея использования литературы в развитии личности растущего человека. Эта идея охватывает различные направления деятельности библиотекарей: организацию фондов и справочно-библиографического аппарата библиотек, формирование круга чтения, изучение читателей, использование активных форм и методов работы с ними. Конкретное обоснование получила и идея совместной деятельности учителей, библиотекарей и семьи в воспитании детей как читателей. Библиотекари почувствовали явную необходимость в основательных педагогических, психологических, филологических, библиографических и библиотечных знаниях.
С появлением бесплатных народных библиотек и библиотек-читален, публичных библиотек в губерниях и уездах основными их читателями становились дети и подростки. В большинстве своём в этих библиотек и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.