На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Конструирование тестов достижений на учебном материале и их предназначение для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками. Деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Тесты способностей.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 14.04.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


32
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Исследование социально-экономических и
политических процессов»
на тему: «Психологические тесты»
План:
Ведение
1. Тесты достижений
2. Психологические тесты
Интеллектуальные тесты
Тесты способностей
Социально-психологические тесты
Личностные тесты
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тест-опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тест-задании испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности).
Достоинством стандартизированных тестов является возможность дифференцированного их применения (серии стандартизированных тестов разрабатываются применительно к различным возрастным группам людей, уровню образования, жизненному опыту и профессии). С помощью стандартизированных тестов получают количественные оценки, по которым можно сравнивать выраженность психологических свойств испытуемого с их выраженностью в популяризации.
Недостатком стандартизированных тестов является определенная возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми характерологическими чертами личности. Эти возможности увеличиваются, если обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых психологических качеств личности.
Другим недостатком стандартизированных тестов является определенная трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г.Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест - задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору.
В определенных условиях применение стандартизированных тестов (тест-опросников и тест-заданий) становится просто не целесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы поведения либо просто не в состоянии осознавать их наличие. В этих ситуациях прибегают к использованию проективных тестов.
Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей и их поведения, - особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лет механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических особенностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.
Проективные методики обладают определенными достоинствами. Человек в своем восприятии жизненных ситуаций (отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует их сообразно своей индивидуальности, своего видения жизненных коллизий (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями, определяя свое видение жизненных ситуаций на основе ассоциативных связей, прошлого опыта, установок и утверждений). Проективные методики как бы «портретируют» всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем позволяют изучать его эмоциональные особенности и невротические реакции.
Единой классификации проективных тестов не существует. Наиболее распространенной является классификация в разработке Л.Ф.Бурлачука и С.М.Морозова. В сокращенном виде приводится эта классификация по описанию И.Б.Гришпун. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.
1. Конструктивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Наиболее популярным конститутивным тестом является тест Роршара (тест «чернильных пятен»). Обследуемому предлагаются по одному изображения пятен. Он должен ответить на вопросы, что здесь изображено, на что это похоже. Ответы обследуемых анализируются по специальным критериям, позволяющим определить тип переживаний по Г.Роршаху, особенности взаимодействия человека с окружением.
2. Конструктивные тесты, предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных частей. среди конструктивных проективных тестов известен так называемый тест мира. В «тесте мира» обследуемому предполагается более 200 моделей разнообразных предметов (люди, транспорт, дома, животные и др.). Обследуемый по своему усмотрению создает из этих моделей некий мир, не обязательно используются все модели. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций, освоение пространства и др. Работу обследуемых сносят с авторскими подходами к конструированию мира.
3. Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Из интерпретативных наиболее популярен «тест тематической апперецепции» (ТАТ), созданный в 1935 г. Г.Мбрреем м К.Морганом (США). Материал теста -таблицы с картинками, изображающими неопределенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование. Каждый рисунок, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям. Испытуемым предлагается по картинкам составить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации, мысли, чувства и отношения персонажей. Ведется условная запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведения, мимики и др. В итоге создается представление об особенностях потребностной сферы, о внутренних и внешних конфликтах, способах защиты и др.
К разновидностям ТАТ относятся тест детской апперецепции (в качестве персонажей здесь выступают дети или животные), «тест руки» (обследуемым предлагается приписать определенное значение различным положениям человеческой кисти) и др.
4. Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях. Ярким примером таких тестов является психодрама, чаще рассматриваемая как метод психотерапии, но выступающая и как психодиагностическое средство. В психодраме осуществляется нечто подобное импровизированной театральной постановке по поводу истории, рассказываемой одним из участников группы. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он будет проявлять свои личностные особенности. А это имеет диагностическое значение.
5. Экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему. Из экспрессивных методов широко распространены так называемые рисуночные тесты. при интерпретации экспрессивных тестов исходят из положения о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое «Я», его особенности можно выявить по определенной системе критериев.
6. Импрессивные тесты, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим. Среди импрессивных проективных тестов наибольшую популярность приобрел так называемый тест Люшера, или тест цветовых предпочтений. При интерпретации этого теста исходят из предположения о том, что каждый цвет несет определенное символическое значение, а композиции цветов в ряду имеют определенное функциональное значение, отражая (в зависимости от места) цели личности, способы достижения целей, подавленные потребности.
7. Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа и др. Среди этих тестов широко известен тест «Незаконченные предложения». Обследуемому предлагается ряд незаконченных предложений. По итогам завершения предложений судят об определенных потребностях, мотивах и чувствах индивида, о его отношении к будущему, характере взаимоотношений с родителями, друзьями и т.п.
Проективные тесты по предмету психодиагностики можно отнести к личностным тестам - психодиагностическим приемам, направленным на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида. О классификации тестов по предмету психодиагностики рассказано в следующей главе.
Следует оговориться, что единой системы классификации тестов психологической наукой к настоящему времени еще не выработано. Существует множество классификаций, разработанных на разных основаниях (по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объективности оценивая и т.п.). прежде всего для нас представляет интерес система тестов по предмету диагностирования, т.е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста. Исходя из этого, все тесты можно разделить на два больших класса: тесты достижений и собственно психологические тесты.
Кроме того, проективные тесты, о которых говорилось выше, входят в состав личностных тестов, а тесты креативности - в состав тестов способностей.
1. Тесты достижений
Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).
К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости, скорость принятия решений, быстроту смены настроения и т.п., следует подбирать такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют характеристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на основание той или иной профессии. Целесообразность использования тестов достижений в целях профориентаций молодежи здесь несомненна.
2. Психологические тесты
Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).
2.1. Интеллектуальные тесты
Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д.Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов - восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с. (включают здания, направленные на исследование широкого диапазона способностей - от простого манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. - Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект» и рассчитывается по формуле:
IQ = Умственный возраст_____ ? 100.
Хронологический возраст
В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственно развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма «базового возраста» и поправочного коэффициента «К». Коэффициент «К» соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 ? 23 ? 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).
На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д.Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (табл. 1) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.
Таблица 1.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д,ВЕКСЛЕРУ
IQ
Уровень интеллекта
Процент проявления
130 и выше
120-129
110-119
90-109
80-89
70-79
69 и ниже
Очень высокий интеллект
Высокий интеллект
«Отличная» норма
Уровень большинства лиц
Сниженная норма
Пограничный класс
Умственный дефект
2,2
6,7
16,1
50,0
16,1
6,7
2,2
В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев на может отражать действительное положение вещей. «Натаскивание» и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.
2.2. Тесты способностей
Тесты способностей - это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т.п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.
Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.
Тесты креативности - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности одновременно.
2.3. Социально-психологические тесты
Когда речь идет о применении метода текстов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает Г.М.Андреева, «никакой особой спецификации применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь». Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.
Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.
Социометрические тесты име6ют иную специфику. Социометрия, или «социальное измерение», как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др.
С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. при изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.
Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.
2.4. Личностные тесты
Личностные тесты - это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. Условно личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (16PF), Минесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (MMPI), некоторые личностные опросники Г.Айзенка и др. Ко второй группе относится проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе не определенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т.п. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.).
Ниже рассматриваются личностные тестовые методики, которые нашли широкое применение в процессе научно-практической подготовки слушателей и студентов в таллиннском отделении Школы практической психологии.
Многофакторные личностные опросники. Многофакторные личностные опросники 16PF и MMPI связаны с именами создателей теории черт - Р.Кэттеллом, Г.Олпортом и Г.Айзенком. Р.Кэттеллом в процессе экспериментального исследования личности введен метод факторного анализа. Им выделен, описан и обследован ряд реально существующих факторов (черт) личности. В настоящее время созданная Р.Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса, жизненных наблюдений и самоанализа.
В процессе работы над сознанием многофакторного личностного опросника 16PF. Р.Кэттеллом выявил 16 различных личностных факторов. Каждый из них получил двойное название, характеризующее степень развитости - сильную и слабую.
Многофакторной личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив.
В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы по каждому из 105 вопросов. По окончании тестирования проводится подсчет баллов по каждому из 16 личностных факторов. В соответствии с полученными результатами вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.
Следует иметь в виду, что Р.Кэтеллом Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.
были разработаны модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной модификацией является личностный опросник 16PF.
По мнению Р.Мейли, одного из сторонников теории черт, количество факторов (черт) может быть доведено по крайней мере до 33. Это будет необходимо и достаточно для полного психологического описания личности.
Среди других личностных опросников, широко применяемых на Западе для изучения личности, реализации типологического подхода в психологических исследованиях, следует отметить Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). разработкой этого опросника занимались С.Хатуэм, Дж.Маккинли, Г.Олпорт. Заслугой Г.Олпорта является выдвижение постулата об исключительности человека - каждый человек неповторим и индивидуален, является носителем своеобразного сочетания качеств и потребностей (черт). Набор этих черт составляет ядро личности, придает ей исключительность и неповторимость.
На основе MMPI-теста вычерчивается профиль личности, проводится факторный анализ данных тестирования, являются факторы, показатели экстравертированности и нейротизма. Профиль личности содержит группы шкал: клинические (шкалы ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности - женственности, шизофрении и др.) и контрольные (шкалы лжи, достоверности и др.).
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMI) нашел широкое распространение в психодиагностических исследованиях и в России. В частности, большая работа по адаптации опросника в 80-х годах проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева, а также московскими психологами. Следует иметь в виду, что на особенности применения MMPI-теста определенное влияние оказывают возраст, пол, образование и отношение испытуемых к процедуре тестирования.
Личностные опросники Г.Айзенка предназначены для диагностики трех базисных измерений личности: экстраверсии - интроверсии, нейтралшизма и психотизма.
Экстравертированность представляет собой характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия).
Нейротизм - это понятие, которое применяется для характеристики человека, обладающего эмоциональной неустойчивостью, повышенной тревожностью, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. Данный фактор также биополярен. Один из полюсов его характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой - эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость - холерикам и меланхоликам.
Нейротизм, по Г.Айзенку, не тождественен неврозу. Однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных условиях невроз может развиться. Характеризуя типичного эксперты, Г.Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность. Напротив, типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроспективный человек. Сво и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.