На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Необходимые для бизнесмена качества: духовная свобода, воля и энергия, упорство, постоянство, способность правильно оценивать людей и координировать их действия, умение внушать доверие. Психологические особенности предпринимателей в различных странах.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 13.05.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Содержание

    Содержание 2
    Введение
    3
    Глава 1. Общие черты предпринимателей
    5
      1.1 Предприниматель по В. Зомбарту 5
        1.2 Исследования других ученых по психологическим особенностям предпринимателей 7
        1.3 Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения целей
        9
    Глава 2 .Специфические особенности российского предпринимателя 13
    Глава 3. Психологические особенности иностранных предпринимателей
    23
      3.1 США 23
        3.2 Великобритания 24
        3.3 Франция
        27
        3.4 Китай
        29
        3.5 Япония
        30
    Заключение 32

Введение

Описание личности предпринимателя является одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Ведь в наше время многие молодые люди стремятся стать бизнесменами (предпринимателями), не понимая, с чем связана такая профессия Если привести данные по России, по опросам социологов в Санкт-Петербурге, предпринимательством хотели бы заниматься (о способностях речь не идет) до 12% населения, а в тверской глубинке -- менее 1%.. Исследование Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации показало, что для образа жизни, которым живет эта категория населения, характерны: хронический стресс и перенапряжение, патогенный режим труда и отдыха, страх насильственной смерти (зачастую вполне обоснованный), коммуникативные перегрузки, многообразные семейные дисфункции, ведущие к невротизации и психопатизации детей, нездоровые способы снятия нервного напряжения с помощью алкоголя, секса, азартных игр. Сочетание хронического стресса с отсутствием осознания психологических проблем и низкой психологической культурой создает чрезвычайно большой риск психосоматических заболеваний.

Говорят, предпринимателями в широком смысле этого слова не становятся, а рождаются. И остаются ими на всю жизнь. Значительное число исследователей сходятся во мнении, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы определенные способности. Природной же предпосылкой их развития является наличие задатков, которые у всех различны. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей -- прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания. Так, по данным западных исследователей, в 50 - 72 % (исследования разных лет) случаев у основателей фирм, по крайней мере, один из родителей имеет «свободную профессию» (работа на себя, творческая деятельность). Эти цифры значительно превышают показатели по другим видам деятельности. Другой пример: в Гарвардскую школу бизнеса принимают людей, обладающих предпринимательским типом личности, что определяется по специальному тесту Мейерса - Бриггса. В результате 83% выпускников этой школы остаются предпринимателями не менее 5 лет.

Итак, определимся с целями и задачами этой работы.

Цель данной работы:

описать психологический портрет бизнесмена.

Задачи:

1)Выявить общие черты личности предпринимателей;

2)Выявить психологические особенности предпринимателей в различных странах.

Глава 1. Общие черты предпринимателей

1.1 Предприниматель по В. Зомбарту

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства -- одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанину требуются другие качества:
хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;
деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Третья составляющая капиталистического духа -- бюрократия. Черты бюрократа:
преданность корпорации, работа ради ее прибыли -- способ личного карьерного продвижения и благополучия,
коллективный интерес,
дисциплина,
потребность в четкой инструкции,
наличие закрепленных функций.
Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто прежние правительства России, стремясь к тоталитаризму, боролись с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.
В рамках социально-психологической теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.
К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:
в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;
в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;
в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.
Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом По исследованиям западных ученых.. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель, прежде всего, фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

1.2 Исследования других ученых по психологическим особенностям предпринимателей

Йозеф Шумпетер Йозеф Шумпетер - американский экономист.:

Считал основным качеством предпринимателя развитую интуицию, восполняющую недостаток информации. Основательную подготовку, специальные знания, способность к логическому анализу считал источниками неудач. Второе обязательное условие - наличие сильной воли, помогающей преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды - традиций, правовых и моральных норм. Третьим качеством считал развитое воображение, помогающее задумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.

Бенгт Карлоф Бенгт Карлоф - шведский специалист по менеджменту.:

По его мнению, предприниматели - творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в административно-корпоративную культуру. Они одинаково успешно могут строить корабли, играть на пианино или создавать компании. Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:

– Предпочитает принимать решения самостоятельно.

– Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.

– Открыт для конструктивной критики и похвал.

– Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счастлив в небольшой организации.

– Любит быстрое развитие и нововведения.

– В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.

– Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.

Роберт Хизрич и Майкл Питерс:

К числу особых предпринимательских умений и знаний относят:

– ясное понимание предпринимательства;

– отделение фактов от мифов;

– умение давать взвешенные оценки;

– умение находить нестандартные решения;

– умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;

– умение вырабатывать новые коммерческие идеи;

– умение оценивать перспективность новых идей;

– знания, необходимые для создания нового дела;

– умение оценить внешнюю ситуацию;

– умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;

– умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры;

– умение получить причитающееся.

Дж. Долан и Е. Лидсей:

определяют предпринимательство как способность к творчеству, подчеркивая, что создание максимально развивающих творческую активность ситуаций -- ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов, равно как и достижение вершин в искусстве. Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что предпринимательские способности -- это особого рода человеческий талант. Способность понимается здесь как одно из качеств личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности.

Есть еще два очень важных качества предпринимателя, отмечаемых исследователями.

Первое -- способность доводить дело до конца, второе -- умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач.

1.3 Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения целей

К открытиям большой важности можно отнести заявление З. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом поведении. Великий психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т.д.

В нашей стране теория Фрейда с 30-х гг. подвергалась резкой критике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации работ по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой.

Классическое определение установки звучит следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает установка -- состояние готовности к совершению определенного поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. По словам Ш. А. Надирашвили, многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные -- в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека.

Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Ни в одной из вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления. Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех -- это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

– простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);

– активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;

– компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;

– получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;

– использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

Добавим к этому общую точку зрения российских и американских специалистов в сфере бизнеса на мотивы.

Мотивы:

– желание быть хозяином своей судьбы;

– стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

– желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков -- некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей -- прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

Глава 2 .Специфические особенности российского предпринимателя

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.
Развитие любой организации похоже на рост живого организма, который проходит одинаковые для всех организмов стадии. Рассмотрим некоторые качества российских предпринимателей на всех стадиях:
Стадия 1.
Всем известно: для того чтобы началось новое дело нужен один, единственный человек, которого мы и зовем предпринимателем, который будет смелее других сначала в мысли, потом решится рискнуть своими силами, сбережениями, иногда именем, своим авторитетом перед друзьями, которых позовет с собой в бизнес. На этой стадии пока смешные "потери" _ уйти с работы, поссорится с супругом (супругой) из-за неизвестности бюджета, пропустить отпуск с приятелями…
Стадия 2.
Когда захлестнет волна первых трудностей, единственное что вытащит (хотя многим покажется, что это везение) _ смелость владельца. Она будет источником вдохновения сотрудников, поможет найти и средства, и способы, и ресурсы. Этот прорыв смоет слабых _ и в бизнесе и дома.
Стадия 3.
Потом все будет хорошо. Для всех кроме нее (него). Потребуется смелость, чтобы выстроить организацию (часто, потеряв друзей), распределяя должности и места в бизнесе. Здесь рядом со смелостью возникает неожиданное одиночество. Обычно владелец, по совместительству директор, превращая команду в организацию и страдая от хлопающих дверей и неодобрительных шуток в спину, обманывает себя. Пройдет, потом поймут. Не проходит? Приходится привыкать.
Стадия 4.
Перед этой стадией идет закладка стратегической выживаемости бизнеса. Предприятия делятся на тех, кто просто случайно выживает и увеличивает капитализацию (не зная этого термина), и тех, кто делает серьезные энергетические вложения в менеджмент. На этой стадии бизнесмены разделяются на три условные группы.
Вид первый. “Работающий владелец” _ редкий вид людей, не имеющих пристрастий за пределами своего бизнеса и поглощающих прессинг работы, как наркотик. Чтобы фирма выжила после первого десятилетия своего существования, от этих людей требуется либо много знаний и навыков, либо фантастическое чутье.
В этой группе много хрестоматийных примеров таких как наши соотечественники: покойный Святослав Федоров, Александр Паникин (концерн “Панинтер”), Нуралиев (“1С”), несметное количество мелких, средних, крупных бизнесменов.
Вид второй. “Хозяин” _ человек, имеющий хороший доход и вкус к его расходованию. Освоив основные правила бизнеса, и порядком подустав от прорывов и сбоев, "наигравшись" в руководство, хозяин передает управление наемным менеджерам. Отношения с предприятием у разных хозяев отличается только частотой и эмоциональностью вопроса: “Где мои деньги?”. “Хозяину” практически безразличны отношения с персоналом предприятия, т.к. его круг общения совсем иной.
Самый распространенный представитель этого вида _ акционер. В мелком бизнесе _ традиционный владелец мелких торговых точек.
Вид третий. “Неопределившийся”. Это тот, кто пытается усидеть на обоих стульях. С колебаниями во времени от нескольких дней до нескольких месяцев такой бизнесмен то активно руководит, то улетает на дайвинг или каннский фестиваль (как вариант запой или дача). Сотрудникам приходится наблюдать то внедрение случайных находок от стратегического планирования до формы одежды и системы экономии бензина, то поиска сочувствия в вопросе “разве я не могу себе это позволить?”...
Что интересно, представители всех трех видов интегрированы во все размеры бизнеса _ от коммерческих палаток до транснациональных корпораций.
Видимо, нельзя однозначно сказать, какая ситуация более перспективна. В отечественном бизнесе сейчас, к сожалению, валом нарастает третий вид. Журнал “Карьера” недавно назвал эту ситуацию “дракой у руля”. Самое интересное в этой драке то, что менеджеры, в основном, знают, чего хотят, а именно: получить возможность управлять “без помех”. Владельцы же гоняются за двумя зайцами: сложно описываемой идеей контроля и потребностью в почете и уважении.
На самом деле идея контроля здесь лишь прикрытие. Контроль не имеет ничего общего с частым хождением по организации и выдачей случайных запросов и рекомендаций.
Например, весьма распространенная ситуация: владелец “решил” отойти от дел, нанял управляющего, но продолжает ходить по предприятию, “выяснять, что происходит”, подбрасывать идеи и увеличивать долги. Не имея даже идеи рентабельности, он, тем не менее, влезает в вопросы ежедневных расходов.
Источников у ситуации три:
Первый источник _ элементарное незнание основ контроллинга Контроллинг -- это комплексная система управления предприятием включающая в себя управленческий учёт, учёт и анализ затрат с целью контроля всех статей затрат, всех подразделений и всех составных производимой продукции или услуги и их последующего планирования. Контроллинг обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти)., методов оценки ситуации, неумение ставить цели. Все это легко упраздняется грамотными менеджерами.
Второй источник _ страх захвата компании. В нашей ситуации, страх не беспочвенен, т.к. юристы привлекаются лишь для покупки юридических лиц. В число привычек и правил не входят нормальные договорные отношения и бизнес почти полностью нелегален. Эта причина также упраздняется, особенно быстро при помощи хорошего юрисконсульта.
Третий источник _ самый проблемный. Страх одиночества. Непонятность _ куда податься? Человек целыми днями “варившийся в деле”, привыкший “казнить” и “миловать”, быть “отцом родным”, вдруг наблюдает, как его подданные переориентируются на нового управленца (иногда более успешного). Внимание же к собственнику сводится к обычной вежливости. Работник мыслит так: если он не подписывает ведомость на зарплату, не увольняет и не дает отпуска…, о чем с ним говорить, кроме погоды. Наш бизнесмен видит в такой позиции чуть ли не предательство. Он то думал, люди работают не ради денег, что они команда, семья…. Свою семью он за время усиленной работы успел упустить, друзей _ подрастерять. Что же снова одиночество? Способны ли его скрасить дивиденды?
Приходиться констатировать: в нашей стране безнадежно утеряна культура собственника. Нигде не учат, не объясняют _ как быть собственником, если ты не директор. Единственная, пожалуй, возможность _ взять устав АО и представить себя единственным акционером.
И еще, вспомнив былую смелость, взяться искать себе новые увлечения.
Людям близким к бизнесу (властям, прессе, учебным заведениям) тоже неплохо было бы повернуться лицом к проблеме. Интересно было бы узнать статистику: сколько предприятий закрывается из-за усталости бессменных руководителей-владельцев. На мой взгляд, больше половины. Это серьезные потери для экономики и социума.
Существует еще одна классификация отечественных предпринимателей по типам:
Дилетант - наверное, самый распространенный типаж. Это бизнесмен, который стал таковым без какого бы то ни было предшествующего экономического опыта. Биографически Дилетант - бывший журналист, комсомольский, советский (а то и партийный) работник, экс-преподаватель, экс-аспирант, экс-спортсмен... Это не порок, а скорее достоинство - наличие политического или организаторского, исследовательского опыта очень помогает в принятии решений и общении с людьми. Ахиллесова пята Дилетанта - желание компенсировать недостаток знания законов и практики активностью действий.
Дилетант может быть энергичным, открытым, не без вкуса одетым человеком, подчас с отменной репутацией в «прежнем воплощении». Цитируя Форда, Карнеги и газеты «Деловой мир», «Бизнес», «Коммерсантъ», он легко докажет выгодность и простоту предлагаемой сделки. При этом может оказаться, что Дилетант не представляет некоторых аспектов. Дилетант - это не столько ти и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.