На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ сущности, значения и форм управленческого контроля - одной из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Контроль качества продукции.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



TEMA: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
План

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование и значение управленческого контроля в деятельности предприятия

1.1 Сущность, функции и формы управленческого контроля
1.2 Контроль как система: цели, методы, принципы и этапы осуществления контроля
1.3 Применение аспектного подхода к процессу контроля в организации

Глава 2. Экономический и управленческий анализ деятельности предприятия АО «Avicola Vadul lui Vodг»

2.1 Основная характеристика предприятия АО «Avicola Vadul lui Vodг»

2.2 Финансово-экономический анализ предприятия АО «Avicola Vadul lui Vodг»

Глава 3. Пути совершенствования и характеристики эффективного контроля на предприятии

3.1 Основные характеристики эффективного контроля
3.2 Контроль качества продукции

Заключение

Список литературы
Приложения
Введение
Исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов. Следующим этапом стало представление о контроле как о проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.
В настоящее время под термином “контроль” подразумевают: [3,стр.86]
органическую функцию управления;
набор средств регулирования поведения личности или организации в целом;
функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.
Контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых не всегда правильно понимается людьми. Слово “контроль” как и слово “власть” вызывает чаще всего отрицательные эмоции, т.к. воспринимается, прежде всего, как ограничение, принуждение. С помощью контроля устанавливаются ограничения, благодаря которым исключается возможность действий, наносящих вред организации. Однако, это лишь один из аспектов контроля.
Основная задача контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организации. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.
Хорошо продуманные планы и организационные структуры не всегда могут обеспечить достижение поставленных целей из-за изменения законов, технологий, условий конкуренции и других факторов внешней среды. Для того, чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм своевременной оценки воздействия на них этих факторов перемен. Такой механизм может быть создан на основе контроля. [1,стр.124]
Среди многочисленных факторов внутренней среды особенно отличается высокой степенью неопределенности такой фактор как люди, работающие в организации. Их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Познать механизм поведения людей в процессе трудовой деятельности не всегда удается полностью.
Ещё труднее прогнозировать ответную реакцию людей на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей в связи с изменениями в организационной структуре управления.
С помощью контроля менеджер может своевременно отреагировать на изменение в поведении людей в процессе их работы.
Использование механизмов контроля позволяет обнаружить ошибки и проблемы, возникающие в процессе выполнения работ и соответственно скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Ярким примером необходимости контроля могут служить бесчисленные банкротства мелких фирм, причиной которых, как правило, является непонимание предпринимателями важности выполнения функции контроля.
В малых фирмах отношения строятся, в основном, на доверии друг к другу и механизмы контроля за ходом работ отсутствуют, поэтому допускаемые ошибки, накладываясь и нарастая, в большинстве случаев приводят к серьезным финансовым потерям.
Контроль помогает также определить, какие именно из применяемых способов достижения целей оказались наиболее эффективными и какие - неудачными и, таким образом, фирмы определяют, в каких областях им следует расширяться, а в каких следует свернуть свою деятельность. [3,стр.89]
Структура представленной дипломной работы включает: введение, теоретическую часть, практическую часть, рекомендательную часть, заключение, приложения, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование и значение управленческого контроля в деятельности предприятия
1.1 Сущность, функции и формы управленческого контроля
Термин “контроль” не является однозначным. В переводе с французского слово “контроль” означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях. [16,стр.143]
В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.
В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего-либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдение с целью проверки; учреждение или тот, кто занимается проверкой отчетности, деятельности какого-либо другого учреждения или ответственного лица.
Контроль, как правило, ассоциируют с властью, "командованием", "поймать", "уличить", "схватить". Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. [3,стр.117]
Понятие "контроль" (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия "контролирование". Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера - управление.
Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.
Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.
В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. [9,стр.80-84]
Как видно из определения, контроль имеет меньшее отношение к отдаванию приказов сотрудникам, и большее - к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды.
Слово "контроль" первоначально использовалось в бухгалтерском учете для отражения практики хозяйственной деятельности организации. Именно этим значением пользуется некоторая часть управляющих и теоретики бизнеса.
Однако функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). [17,стр.189]
Некоторые организации создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот, кто владеет современными и точными системами контроля, имеет больше шансов выжить. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные.
В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? было ли воздействие контроля позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых целей?
В практике управления существует своего рода технология контроля:
(прил. 1) [9,стр.84]
Какую бы технологию контроля мы ни применяли, окончательная его цель состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии (прил. 2): [9,стр.86]
эффективность контроля - определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
эффект влияния на людей - выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);
выполнение задач контроля - контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;
4) определение границ контроля - контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.
Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения. [5,стр.201]
Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.
Один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. [8,стр.172-174]
Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А.Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия. [17,стр.184]
Рассматривая контрольную деятельность в управлении предприятия, А.Файоль разделял ее на шесть основных групп:
с точки зрения административной необходимо выяснить, существует ли программа работы и соответствует ли она моменту;
с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене;
с точки зрения технической нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин и оборудования;
с точки зрения финансов необходимо проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и пр.;
с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемы для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.);
с точки зрения учета необходимо выяснить, как быстро поступают отчеты, дают ли они точное представление о положении предприятия, как ведется статистика.
Таким образом, по А.Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.
Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления. [9,стр.90-94]
Предварительный контроль. Этот вид контроля осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Человеческие ресурсы. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.
Материальные ресурсы. Очевидно, что сделать высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.
Финансовые ресурсы. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.
Текущий контроль. Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.
Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.
Обратная связь - это данные о полученных результатах. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.
Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми. [4,стр.169]
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичны работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистично были составлены им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

1.2 Контроль как система: цели, методы, принципы и этапы осуществления контроля

Система контроля включает в себя следующие блоки: [24,стр.217]

цели контроля;

методы контроля;

принципы контроля;

Этапы осуществления контроля.

Цели контроля. Они фокусируются вокруг задачи обеспечения единства решения и исполнения, а также предупреждения возможных ошибок и недоработок. Конкретной целью контроля выступает в частности задача эффективного использования ресурсов организации. В обязательном порядке контролируют использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Методы контроля. Основной метод контроля - это проверка. Проверка предполагает сочетание документального анализа с изучением дел непосредственно на месте. По характеру проверки подразделяют на массовые, комплексные, выборочные, разовые. Они бывают плановые и внеплановые.

Массовые проверки широко используются на практике. Целью такой проверки является детальное выяснение положения дел и создание условий для оперативного устранения недостатков. Для достижения целей массовой проверки она должна проводиться по заранее разработанному плану и быть достаточно детально организована.
Другой метод контроля - это наблюдение. Этот метод является своеобразным комплексом целенаправленных действий, способом выявления недостатков, скрытых резервов, значимых тенденций.
Среди методов контроля стоит назвать такие как: обсуждение отчетов, ревизия, обследование конкретных производственных операций и ряд других.

Принципы контроля. Принципы представляют собой нечто устойчивое, имеющее непреходящее значение. Принцип - это руководящая идея, начальная точка опоры, отсчета. Иногда принципы изменяются и было бы ошибочно считать принципы контроля неизменными.

Однако среди “руководящих идей” осуществления контрольных действий есть такие, которые и сейчас играют значимую роль. Перечислим их: [12,стр.183-184]
1. принцип сочетания различных видов контроля;
2. контроль должен осуществляться в условиях необходимой публичности, гласности;

3. особое место среди принципов контроля занимает требование к обеспечению всеобъемлющего, повсеместного, постоянного характера контроля. При всей тональности контроля следует избегать мелочности, того, что в народе называют “стоять над душой”. Как обеспечить желаемый характер контроля и избежать негативных последствий? Для этого надо все управленческие функции замкнуть на контроль;

4. принципа координации контроля в управлении. Это означает согласование и установление целесообразного соотношения действий различных органов, занимающихся контролем, их структурных подразделений и должностных лиц для достижения целей с наименьшими затратами сил и средств.

Этапы осуществления контроля. В процедуре контроля есть три четко различных этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер. [2,стр.98]

Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко слиты функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом вырастают их процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличают две важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Конкретный критерий и определенный период времени называются показателями результативности. Он точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: “Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей? “ и “Что осталось несделанным?”.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом принимается еще одно важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны отклонения от результатов. На этой стадии процедуры дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонения, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

Масштаб допустимых отклонений устанавливает руководство высшего звена. В пределах масштаба отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Один из способов увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принцип исключения и заключается в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Основная проблема состоит в том, чтобы определить по-настоящему важные отклонения.

Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю. Необходимо выбрать единицу измерения такую, которую можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Равно важно, чтобы скорость, частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю.

Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Желательно также быть полностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты и теми, кто должен их выполнять.

На заключительной стадии этого этапа контроля должна быть дана оценка информации о результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужна информация получена и важна ли она. Важная информация - такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

Иногда оценка информации определяется политикой организации. При этом менеджер должен принимать в расчет риск и другие факторы, определяющие выбор того или иного решения. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение - необходимо ли действовать, и если да, то как.

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну их трех линий поведения:

1. Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя циклы контроля.

2. Устранить отклонения. Проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

3. Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

Важная проблема процесса контроля - выбор критических точек. Контролем необходимо охватить все стороны и все звенья функционирования организации. Однако для этого не требуется проверять каждого работника. Контролировать необходимо лишь точки, заслуживающие особого внимания. В умении выбрать такие критические точки и состоит искусство управления.

При этом встает вопрос о качестве контрольной информации: [16,стр.190]

Во-первых, информация должна содержать данные о фактическом состоянии дел по всем управленческим параметрам, нормативы, и разность между двумя этими величинами, по которой, собственно, и судят о контролируемом процессе.

Во-вторых, различные уровни управления должны получать сопоставимую информацию, но неодинаковую по степени подробности: чем ниже управленческое звено, тем более подробной должна быть информация.

В-третьих, необходима достоверная информация. Лицо, принимающее решение, должно быть уверено в том, что сведения, на основе которых будет принято решение, не искажены.

В-четвертых, должны быть определены и строго выдержаны интервалы времени, в течение которых поступают сведения.

1.3 Применение аспектного подхода к процессу контроля в организации

В работах специалистов по теории управления разработан в качестве одного из принципов анализа управления организацией так называемый аспектный подход. Выделяют обычно, экономический, политический, правовой, социально-психологический, организационный и информационный аспекты. Рассмотрим подробнее ряд аспектов применительно к процессу контроля. [16,стр.196]

Экономический аспект.

Прежде всего, здесь надо исходить из характеристики эффективности. Эффективность контроля - это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств. Степень эффективности тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата.

В затраты контроля включают численность участвующих в нем, расходы на командировки, транспорт, длительность проверок, число поверяемых их объяснения, сбор материала и т.д.

О результатах контроля судят по изменениям, которые поступают после его проведения. При этом внимание при оценке эффективности контроля уделяют не только отдельным количественным показателям, подходить к этому вопросу следует комплексно, с учетом и социального эффекта.

Социально-психологический аспект контроля.

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направит свои усилия на достижение целей организации.
Сотрудники организации обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применят различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, послужат со всей очевидностью основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке, будет чаще всего правдой.

В некоторых исследованиях подтверждается тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.

Рекомендации для менеджеров, которые бы хотели избежать непреднамеренного негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и таким образом повысить его эффективность: [8,стр.187]

1. Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно отражают их работу, Кроме того, они должны понимать чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Если же сотрудники видят, что установленные стандарты контроля не полны и не объективны, то они могут игнорировать их и сознательно нарушать или же будут испытывать усталость и разочарование.

2. Устанавливайте двустороннее общение. Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы с системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство обидится на это. Любой руководитель осуществляющий контроль в организации должен откровенно обсудить со своими подчиненными, какие значения ожидаемых результатов будут применяться в качестве стандартов в каждой области контроля. Подобное общение должно увеличивать вероятность того, что работники точно поймут истинную цель контроля и помогут установить скрытые упущения в системе контроля, не очевидные для ее создателей из высшего руководства фирмы.
3. Избегайте чрезмерного контроля. Руководство не должно перегружать своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание, и приведет к полному беспорядку и краху.
4. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты. При разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию. Четкий и ясный стандарт часто создает мотивацию уже тем, что точно говорит работникам, чего же ждет от них организация. Однако, согласно мотивационной теории ожидания, можно мотивировать людей на работу для достижения только тех целей, которые они склонны считать реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, то он может разрушить мотивы работников.

5. Вознаграждайте за достижение стандарта. Если руководство организации хочет, чтобы сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах организации, оно должно справедливо вознаграждать их за достижение установленных стандартов результативности. Согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Если работники не ощущают такой связи или чувствуют, что вознаграждение несправедливо, то их производительность в будущем может упасть.

Политический и правовой аспект контроля.

Правовое регулирование осуществляется посредством применения законодательных норм. При этом сами правовые нормы нередко отстают от требований жизни. Правовое регулирование контроля не должно быть слишком широким или чрезмерно узким. Нередко практика в равной степени страдает как от недостатка правовых установлений, так и от их избытка.

Так неоправданно ограниченное правовое регулирование порождает нечетность представлений участников контроля о своих задачах, правах, обязанностях, а избыточное - затрудняет применение юридических норм.

Политическое регулирование осуществляется на основе конституционных норм. Среди них можно выделить группу конституционных принципов, которые задают “правила игры” для государственного управления в целом, и контрольных действий государственных органов в частности.

Организационно-процедурный аспект.

В процедурном аспекте контроль предстает как деятельность по обработке данных, с включением этапов сбора, обработки и хранения информации, а также как действия, операции и процедуры, выполняемые работниками контрольных органов.

Информационный аспект.

Информация должна быть точной, полной, своевременной, понятной.

Глава 2. Экономический и управленческий анализ деятельности предприятия АО «Avicola Vadul lui Vodг»

2.1 Основная характеристика предприятия АО «Avicola Vadul lui Vodг»

Акционерное общество «Avicola Vadul lui Vodг» является предприятием, занимающимся птицеводством.

Юридический адрес: МД-4811, р-н. Криулень, с. Бэлэбэнешть.

АО «Avicola Vadul lui Vodг» производит следующие виды товаров:

яйца товарные;

птицеводство (мясо птицы);

порошок яичный.

На предприятии всего занято 141 человек, среднемесячная заработная плата одного работника составляет ~ 1900 лей.

АО «Avicola Vadul lui Vodг» сотрудничает со странами: Румыния, Грузия, Венгрия, Германия.

На предприятие проводится изучение ассортимента продукции конкурентных предприятий, а так же изучение качества, цены идентичной продукции.
Данное предприятие ориентирует рынок сбыта на территорию Республики Молдова, а так же на страны ближнего зарубежья. Очень важно отметить, что предприятие направляет все усилия на сохранение своего положения на рынке, а так же расширение ассортимента для завоевания других секторов внутреннего и внешнего рынка. На данный момент главным конкурентом АО «ArtMet» на рынке Молдовы является АО «ТОПАЗ».
Следует отметить, что на заводе проводятся мероприятия для создания благоприятной рабочей среды для всех работников и создания эффективной и продолжительной системы коммуникации между всеми элементами структуры компании.
Целью данного предприятия является удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах, и достижение максимальной прибыли от производства и реализации продукции.

Кризисными феноменами, которые повлияли на результаты деятельности АО «Avicola Vadul lui Vodг», характерными экономике Молдовы в последние годы являются:

снижение покупательской способности населения;

рост цен на корма;

появление конкурентов.

Всё это отрицательно влияет на финансовую ситуацию предприятия.

В создавшейся ситуации основной задачей предприятия является повышение объема производства и снижение себестоимости продукции, что обеспечит не только покрытие расходов, но и постоянное получение прибыли необходимой для реализации текущей и перспективной деятельности.

2.2 Финансово-экономический анализ предприятия АО «Avicola Vadul lui Vodг»

Для нормального существования предприятия и развития в перспективе необходимо знать реальную ситуацию доходов и расходов предприятия, т.е. произвести финансово-экономический анализ предприятия.
С помощью комплексного анализа изучается тенденции развития, глубоко и системно рассматриваются факторы изменения результатов деятельности, выявляются резервы повышения производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Анализ производства и реализации продукции

АО «Avicola Vadul lui Vodг».

Значимость анализ данного показателя заключается в том, что темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества, непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Так как основная деятельность анализируемого предприятия - птицеводство, представляем анализ динамики наличия животных.

Таблица 2.2.1 Анализ динамики наличия животных

2007 год
2008 год
Отклонение (+,-) по отношению к 2007г
голов
тыс.лей
голов
тыс.лей
голов
тыс.лей

Птицы всех возрастов - всего,

в том числе:
- куры-несушки
92596
70757
6607
3396
48664
36004
7859
4032
+56068
-34753
+1252
+636
Данные рассчитаны на основании статистической формы № 15-АПК «Наличие животных» за 2007-2008 г.г.

Данные из таблицы 2.2.1, свидетельствуют о росте числа птиц всех возрастов в 2008 году - на 56068 голов по отношению к 2007 году, составив 148664 голов. В денежном эквиваленте - повысилось на 1252 тыс. лей, составив 7859 тыс. лей. Следует отметить изменения числа кур-несушек в

2008 году: в натуральных единицах - понизилось на 34753 голов, в денежном эквиваленте - повысилось на 636 тыс. лей. Это говорит о повышении стоимости одной курицы-несушки: с 48 до 112 лей.
Ниже представляем анализ динамики объема произведенной и реализованной продукции в натуральных единицах.

Таблица 2.2.2 Анализ динамики объема произведенной и реализованной продукции

2007 год
2008 год
Отклонение (+,-) по отношению к 2007 г
Произведено
Реализовано
Произведено
Реализовано
Произведено
Реализовано
Мясо и сало (включая субпродукты) в убойном весе
1740
1383
149
78
-1591
-1305
Яйца всех видов птицы, тыс. шт.
30025
27270
10353
10067
-19672
-17203
Яичный порошок
242
242
-
-
-
-
Данные рассчитаны на основании статистической формы № 15-АПК за 2007-2008 г.г.
Данные, представленные в таблице 2.2.2, указывают на снижение произведенной и реализованной продукции в 2008 году всех видов продукции. Производство мяса и сала снизилось на 1591 тонн, составив 149 тонн; производство яиц - на 19672 тыс. шт., составив 10353 тыс. шт. Яичный порошок производился лишь в 2007 году. Объем реализованной продукции также понизился, за счет снижения реализации всех видов продукции: реализация мяса и сала - на 1305 тонн, яиц - на 17203 тыс. шт.
Следует отметить, что снижение объёма произведённой и реализованной продукции в 2008 году, является результатом снижения покупательской способности населения, большого количества конкурентов и других факторов.
Необходимо указать на остатки нереализованной продукции: мяса и сала в 2007 году - 357 тонн, в 2008 году - 71 тонна; яиц - в 2007 году - 2755 тыс. шт., в 2008 году - 286 тыс. шт. Данный факт так же негативно повлиял на снижение производства продукции в 2008 году.
Далее представляем анализ динамики и структуры объема продукции, реализованной на рынке (в стоимостных измерителях).

Таблица 2.2.3 Анализ динамики объема продукции, реализованной на рынке

Вид продукции
2007 год,
тыс. лей
2008 год,
тыс. лей
Изменение по отношению к 2007 году, тыс. лей
Темп роста по отношению к 2007 году, %
Мясо и сало (включая субпродукты) в убойном весе
245
46
-199
18,78
Скот и птица (в живой массе)
65
762
+697
1172,31
Яйца всех видов птицы
6217
2303
-3914
37,04
Прочая продукция
74
1216
+1142
1643,24
Всего реализованной продукции
6601
4327
-2274
65,55
Данные рассчитаны на основании статистической формы № 15-АПК за 2007-2008 г.г.
Из таблицы 2.2.3, можно наблюдать снижение объема реализованной продукции (как было уже указано выше) - на 34,5 % (или 2274 тыс. лей), что составило 4327 тыс. лей. Снижение величины данного показателя, несмотря на рост реализации скота, и птицы (в живой массе) и прочей продукции, в 2008 году является следствием резкого спада реализации: мяса и сала - на 81,2 % и яиц - на 63 % по отношению к 2007 году.

Таблица 2.2.4 Структурный анализ продукции, реализованной на рынке

2007 год
2008 год
сумма, тыс.лей
удельный вес, %
сумма, тыс.лей
удельный вес, %
Мясо и сало (включая субпродукты) в убойном весе
245
3,71
46
1,06
-2,65
Скот и птица (в живой массе)
65
0,99
762
17,61
+16,62
Яйца всех видов птицы
6217
94,18
2303
53,23
-40,95
Прочая продукция
74
1,12
1216
28,10
+26,98
Всего реализованной продукции
6601
100
4327
100
х
Данные рассчитаны на основании статистической формы № 15-АПК за 2007-2008 г.г.

Исходя из данных указанных в таблице 2.2.4, следует, что на протяжении анализируемого периода в структуре реализованной продукции произошли изменения: самый большой удельный вес занимает вид продукции Яйца: в 2007 году - 94,2 %, в 2008 году - 53,2 %. Как видно, удельный вес данного вида продукции снизился на 41 % по отношению к 2007 году. Это произошло за счет повышения удельного веса следующих видов продукции: Скот и птица - на 16,6 %, и Прочая продукция - на 27 % по отношению к предыдущему году.

Анализ использования основных средств предприятия АО «Avicola Vadul lui Vodг».

Анализ использования основных средств предприятием имеет большое значение, так как с его помощью определяется обеспеченность предприятия основными средствами и уровня их использования, выявляются причины изменения их уровня, рассчитывается влияние использования основных средств на объем производства продукции и других показателей.

Таблица 2.2.5 Анализ динамики и темпов роста основных средств

Вид основных средств
2007 год,
лей
2008 год,
лей
Изменение по отношению к 2007 году, лей
Темп роста по отношению к 2007 году, %
Здания
12332752
12933087
+600335
104,88
Специальные сооружения
1007017
1571353
+564336
156,04
Машины и оборудование
8426919
8377658
-49261
99,42
Транспортные средства
1315419
1409060
+93641
107,12
Другие основные средства
92040
140296
+48256
152,43
Всего основные средства
23174147
24431454
+1257307
105,43
Данные рассчитаны на основании бухгалтерского баланса за 2007-2008 гг.

Данные из таблицы 2.2.5, указывают на рост общей суммы основных средств в 2008 году - на 5,4 % по отношению к 2007 году, составив 24431,5

тыс. лей. На данные изменения повлияло повышение величины всех видов основных средств, за исключением машин и оборудования (данный показатель снизился на 0,6 % по отношению к 2007 году).

При спаде объема производства (на 29,7 %), снижение величины активной части основных средств не является отрицательным для деятельности предприятия.
Далее представляем анализ структуры основных средств.

Таблица 2.2.6 Анализ структуры основных средств

2007 год
2008 год
сумма, тыс.лей
удельный вес, %
сумма, тыс.лей
удельный вес, %
Здания
12332752
53,22
12933087
52,94
-0,28
Специальные сооружения
1007017
4,35
1571353
6,43
+2,08
Машины и оборудование
8426919
36,36
8377658
34,29
-2,07
Транспортные средства
1315419
5,67
1409060
5,77
+0,10
Другие основные средства
92040
0,40
140296
0,57
+0,17
Всего основные средства
23174147
100
24431454
100
х
Данные рассчитаны на основании бухгалтерского баланса за 2007-2008 гг.

Как видно из таблицы 2.2.6 самый высокий удельный вес удерживают Здания: в 2007 году - 53,2 %, в 2008 году - 52,9 %. Затем следуют Машины и оборудование: в 2007 году - 36,4 %; в 2008 году - 34,3 %.

Не существенные изменения в структуре основных средств указывают на стабильность и обеспеченность предприятия основными средствами производства.
Далее представляем расчеты показателей, указывающих на состояние основных средств: коэффициент обновления, срок обновления основных средств, коэффициент выбытия, коэффициент прироста, коэффициента износа основных средств.

Таблица 2.2.7 Данные о движении и техническом состоянии основных средств

Уровень показателя
2007 год
2008 год
Степень обновления, %
18,45
9,83
-8,62
Срок обновления, лет
4,7
9,7
+5,0
Коэффициент выбытия
0,051
0,049
-0,002
Коэффициент прироста
0,163
0,054
-0,109
Коэффициент износа
0,035
0,024
-0,011
Данные рассчитаны на основании бухгалтерского баланса за 2007-2008 гг.
Данные таблицы 2.2.4, показывают, что за последние два года степень обновления снизилась (на 8,62 %). На это указывает повышение срока обновления основных средств (с 4,7 до 9,7 лет). Коэффициент прироста в 2007 году составил лишь 0,16, в 2008 году - 0,05.
Ниже представляем анализ эффективности использования основных производственных средств на основании обобщающих синтетических показателях.

Таблица 2.2.8 Анализ эффективности использования основных производственных средств на основании обобщающих синтетических показателях

Показатель
2007 год,
лей
2008 год,
лей
Изменение
по отношению
к 2007 году, лей
Темп роста по отношению к 2007 году, %
Объем произведенной продукции, лей
23350000
16413000
-6937000
70,3
Среднесписочная численность рабочих, человек
197
126
-71
64,0
Стоимость производственных фондов, лей
8426919
8377658
-49261
99,42
Среднегодовая производительность одного рабочего, лей
118527,9
130261,9
+11734
109,9
Оснащенность основными средствами, лей
42776,2
66489,3
+23713,1
155,4
Производственная мощность, бань
36,09
51,04
+14,95
141,4
Фонд оборачиваемости основных средств, лей
2,77
1,96
-0,81
70,8
Данные рассчитаны на основании бухгалтерского баланса и статистического отчета №1-М «Численность и оплата труда наемных работников» за 2007-2009 гг.
Данные, приведенные в таблице 2.2.8, свидетельствуют о снижении фонда оборачиваемости основных средств (в 2007 году составил - 2,77 лей, в 2008 году - 1,96 лей), что является результатом превышения темпов снижения объема производства над темпами снижения стоимости производственных фондов на 29,1 %. Соответственно, повысилась производственная мощность предприятия (с 36,1 бань до 51,0 бань).
Следует отметить, что в 2008 году повысилась оснащенность основными средствами - на 55,4 % по отношению к 2007 году.
Вышеуказанное, свидетельствует о том, что предприятие располагает в необходимой мере основными средствами, но они не используются в полном объеме.

Анализ использования оборотных активов АО «Avicola Vadul lui Vodг».

Анализ состава и динамики оборотных активов является очень важным, так как они являются наиболее мобильной частью капитала, и от их состояния в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия.
Необходимые данные представлены в таблице 2.2.5

Таблица 2.2.9 Анализ динамики оборотных активов
Годы
Изменение (+,-)
по отношению к
Темп роста, % по отношению
2007
2008
2009
2007г
2008г
2007г
2008г
Запасы
8021109
10235809
7590896
+2214700
-2644913
127,61
74,16
Дебиторская задолженность
8532959
1781902
4103518
-6751057
+2321616
20,88
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.